Irvuz

Психодиагностика

Основы психодиагностики

Психодиагностика

Задачи психодиагностики в современном мире весьма многообразны. А обусловлено это прежде всего тем, что в настоящий момент данная отрасль психологии переживает, можно сказать, настоящий бум популярности. Психодиагностику сегодня привлекают к решению разного рода задач в образовании, производстве, бизнесе и других сферах человеческой деятельности.

Общие представления

Прежде чем понять, что представляет собой психодиагностика как наука и практика, выясним, чем же она интересна и для чего нужна. Итак, основные причины интереса заключаются в следующем:

  • Человек на протяжении всего своего существования стремится к познанию окружающих и самого себя.
  • Психодиагностика личности во многом может помочь человеку реализовать себя.
  • Она имеет возможности социальной профилактики деструктивных явлений.
  • Тестовые средства являются доступными для широкого круга людей.

Итак, являясь отраслью психологии, психодиагностика представляет собой средство измерения, оценки и познания психологических особенностей личности, определения различий между разными людьми или, наоборот, выявления общих характеристик и объединения их на этом основании в социальные группы.

Например, после окончания детского сада психолог тестирует ребятишек на предмет интеллектуального развития, а потом делает заключение, на основании которого их могут распределить по разным классам в зависимости от интеллекта. Или же по окончании четвертого класса детей тестируют на наличие у них склонностей к той или иной науке и на этом основании формируют математические, биологические, лингвистические и другие классы.

Некоторыми людьми необоснованно отождествляются понятия «психодиагностика» и «тестирование». На самом деле они имеют много общего, но первое является гораздо более широким и включает в себя второе понятие как один из основных элементов. Примечательно также, что психодиагностика имеет две стороны – теоретическую и практическую.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое референтная группа?

Предмет психодиагностики весьма обширен, и, по мнению многих специалистов, он включает в себя методики, а также принципы их построения, психометрику и нормативные требования к методикам. Основы психодиагностики, в том числе ее методология, очень схожи с самой психологией. А вот история развития психодиагностики весьма интересна, она уходит своими корнями в глубокую древность.

Первые упоминания о психодиагностических процедурах относятся к временам Древнего Египта. Например, в жрецы там посвящали только тех людей, которые могли выдержать длительные проверочные процедуры. Сначала оценивался их внешний вид, потом узнавалась биография, проверялся уровень культурного и умственного развития, а также степень владения ораторским искусством.

Потом будущего жреца испытывали смертью, трудом, водой, огнем, одиночеством и красивой женщиной. Подобная система имелась в Китае при отборе чиновников. Император устраивал им раз в три года экзамены по умению читать и писать, стрелять из лука, ездить верхом, музицировать, а также оценивал знание церемоний и ритуалов.

Современное представление

Стоит отметить, что психодиагностика прошла разные этапы развития – от графологии, физиогномики и хиромантии до современного своего варианта. Ее зарождение относят к концу 19 столетия, когда она выделилась из психологии и стала отдельным ее направлением. Поскольку основным психодиагностическим методом является тестирование, о нем стоит поговорить более подробно.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Сначала в качестве тестов в психологии применяли обычные экспериментально-психологические испытания. Они получили широкое распространение, был разработан целый ряд самых разных тестов. В частности, многие из них были посвящены проблемам интеллектуального развития и решали задачу объединения детей на этом основании в определенные группы.

https://www.youtube.com/watch?v=8t_58uH7ckk

Речь идет о том, что психодиагностика мышления применялась для определения того, какие дети способны к обучению, а какие – нет. Самой популярной шкалой, занимающейся изучением интеллекта, стала шкала Стэнфорд – Бине, которая была создана в первой половине 20 века, но применяется до сих пор.

Рекомендуем: Лонгитюдный метод — это

Отметим, что тесты, которые были разработаны в первой половине прошлого столетия, могли использоваться только профессиональными психологами, а методики, относящиеся к позднейшему времени, стали более универсальными и использовались не только для определения уровня интеллекта, но и для многих других целей. В определенной степени можно даже сказать, что в 20 веке наблюдался своеобразный тестовый бум – повальное увлечение ученых разных специальностей тестами.

Понятие психодиагностики сегодня рассматривается неоднозначно, и это направление испытывает целый ряд проблем. Например, практически нет отечественных и даже зарубежных профессионалов, которые интересовались бы разработкой новых тестов и проверкой старых на надежность.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Российских психодиагностических методик, которые можно было бы назвать полноценными, мало, да и учебников по этому предмету, собственно, тоже. При этом стоит отметить, что автором самого популярного учебника является Леонид Бурлачук, можно также почитать книги Выготского, Немова или Лучинина. А вот понятие нормы в психодиагностике, кстати, в них тоже весьма разнится.

Методы психодиагностики личности в настоящее время можно назвать следующие: наблюдение, эксперимент, тест, анализ, моделирование, описание ситуации, биография. Это, пожалуй, основные методы психодиагностики. Однако есть еще и масса дополнительных: шкальные техники, тесты-опросники, диалогические и проективные техники, вербальные и невербальные.

Применение

Уже отмечалось, что область применения психодиагностики весьма обширна. Однако есть несколько основных отраслей, в которых она применяется наиболее часто и эффективно.

Это педагогика, медицина, психологические службы спецорганов.

Работу психологов в учреждениях, относящихся к данным структурам, трудно представить без использования психодиагностики, которая там незаменима и играет просветительскую, консультативную, диагностическую и коррекционную роль.

Практическая психология многим обязана психодиагностике.

Именно благодаря последней появляется возможность дать ответ на конкретный вопрос или выявить причины того или иного поведения человека, чтобы потом на этом основании скорректировать его, а возможно, и полностью преодолеть трудности в развитии ребенка и тем самым сформировать из него гармоничную личность, которая не будет склонна к асоциальному поведению.

Рекомендуем: Методы и задачи общей психологии

В школах и других учреждениях образования используются те виды психодиагностики, которые позволяют провести контроль динамики развития учащихся и отметить взаимосвязь между процессом обучения и интеллектом ребенка. На основании тестов психолог может разработать определенные рекомендации индивидуально для каждого ребенка, учитывая особенности его психологического развития, а также характер, темперамент и т.п.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В некоторых образовательных учреждениях психологи на каждого ученика заводят психологическую карту, которая в некотором смысле напоминает амбулаторную. В нее вносятся основные данные об ученике, результаты его тестирования, причем обязательно в динамике.

Используя психодиагностические методики, специалист может поставить психологический диагноз.

Собственно, он и является конечным результатом деятельности каждого практикующего психолога и необходим для того, чтобы разработать рекомендации, выяснив предварительно степень сбалансированности личности, ее психологические проблемы, уровень общего развития и прочие характеристики, которые предполагают проективные методы психодиагностики.

По большому счету, можно сказать, что психодиагностика целью своей ставит ответ на три главных вопроса: что происходит, почему это случается и что будет дальше? Поиск ответов на них составляет основное содержание деятельности психодиагноста. Он «добывает» информацию в процессе общения со своим клиентом и установления с ним психологического контакта, который предполагает эффективную обратную связь.

Рекомендуем: Что такое этология человека?

В таких условиях специалисты зачастую используют метод визуальной психодиагностики личности – комплекс способов оценки человека, основанных на констатации его внешних проявлений. Весьма действенным является и графический метод в психодиагностике.

Например, самые популярные тесты этого плана – «Дом. Дерево. Человек» или «Несуществующее животное».

Они позволяют не просто оценить человека как личность и узнать его основные психологические характеристики, но и в некоторой мере спрогнозировать его поведение в разных жизненных ситуациях.

Примечательно, что в процессе общения с клиентом психолог использует принцип безоценочности, т.е. он дает человеку право самому оценивать свои мысли, действия и поступки, как бы наблюдая за ним со стороны и не высказывая своего к этому отношения.

На этих же принципах основана и психодиагностика стресса, которая в современной жизни имеет очень большое значение, ведь люди постоянно испытывают психологическое напряжение в ходе бешеного ритма существования. Здесь специалисты могут применять и такой метод, как визуальная психодиагностика, поскольку зачастую признаки стресса у человека в буквальном смысле налицо.

Кстати, отметим, что в психодиагностике важную роль играют этические аспекты. Ее можно в некотором роде соотнести с медицинским обследованием, и, как следствие, она составляет тайну.

Поэтому во многих странах разработаны специальные этические кодексы психодиагностов, которые регламентируют все вплоть до межличностных отношений специалиста и клиента.

Вся ответственность за процесс и результат этого метода исследования ложится на психолога, поэтому он должен использовать только проверенные и верифицированные методики, которые не смогут нанести психологического вреда человеку. Елена Рагозина

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/psixodiagnostika.html

Психодиагностика — Психологос

Психодиагностика

Психодиагностика – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.

История психодиагностики

Становление психодиагностики как самостоятельной области знаний происходит в конце XIX века. Это связано с четким осознанием потребности в оценивании индивидуально-психологических особенностей людей для нахождения решений разного рода психологических задач. Таким образом, можно утверждать, что психологическая диагностика отделилась от психологии под влиянием требований практики.

Начальным источником становления психодиагностики явилась экспериментальная психология, ее основы заложены во всех психодиагностических методиках. Изучение психических явлений и фактов в рамках точных методов естественных наук, повышенное влияние естествознания на анализ психический явлений послужили дополнительным стимулом развития психодиагностики.

Считается, что экспериментальная психология зародилась в Германии в 1878 году, ее создателем считается Вильгельм Вундт, основавший первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, основной задачей которой было изучение человеческих ощущений и сопровождающих их двигательных реакций, цветоощущение.

В 1883 году Фрэнсис Гальтон в созданную им же науку антропометрику, в дополнение к измерительным испытаниям физических параметров человека, включил измерение слуха, зрения и времени словесной ассоциативной реакции. Однако гораздо более весомый вклад в развитие психодиагностики Ф. Гальтон сделал несколько позже, придумав понятие “тест”.

Несмотря на развитие психодиагностики вследствие применения экспериментов, изучение человека не основывается на сугубо логическом развитии экспериментального метода. Изучение человека складывалось под влиянием запросов педагогики, медицины и промышленного производства.

Различные научные психологические школы по-разному отвечали на данные запросы и по-своему преподносили роль психодиагностики в процессе изучения личности.

Наиболее примечателен взгляд на психодиагностику школ, чьи методики непосредственно связаны с принципами поведенческой психологии (бихевиоризма).

Особенность бихевиоризма состояла в признании взаимосвязи между внешней средой и организмом, при этом организм, поддавшийся влиянию внешней среды, реагирует на нее и стремиться изменить сложившуюся ситуацию в благоприятную для него сторону и, в конечном итоге, приспосабливается к внешней среде. Поведение в модели бихевиоризма понимается как совокупность реакций организма на стимулы. В соответствии с этим основная цель психодиагностики заключалась в фиксации поведения человека. В результате следования данной цели и были разработаны методы тестов.

Цель и применение психодиагностики

Психодиагностика применяется в таких областях практики как:

1) психотерапевтическая помощь и оказание консультации;

2) проектирование возможного социального поведения человека (например, степени верности в браке);

3) анализ степени влияния изменения условий среды на психологическое состояние человека;

4) профориентация, консультация при подборе персонала;

5) судебная психиатрическая экспертиза;

6) организация воспитания и обучения;

7) анализ межличностных отношений и психологии личности.

цель психодиагностики – помочь людям во время переживаемого психологического напряжения принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы. Именно этой цели посвящают свои жизни тысячи людей, вступивших на путь служения психодиагностике.

Почему нужна психодиагностика и насколько велика вероятность ситуаций, нуждающихся в помощи психодиагностики? Человек может свести к минимуму вероятность принятия неправильного решения в двух случаях:

1) Не принимать абсолютно никаких решений (иначе говоря, сидеть, сложа руки). Данный вариант нам не подходит, так как он делает невозможным достижение успеха. Невозможно достигнуть чего-либо, не предпринимая никаких действий.

2) Быть по-настоящему высококвалифицированным профессионалом во всех сферах деятельности, с которыми человеку приходится сталкиваться на пути к успеху. Однако, как известно, человек очень редко, практически никогда не бывает одинаково сведущ во всех сферах жизни.

Но жизнь – изменчивая дама, и человек никогда не знает наверняка, в какой сфере ему придется реализовывать собственные знания. Причем это касается не только работы.

Возьмите в пример мужчин, которые недавно стали молодыми папами – многие ли из них абсолютно готовы к этому?

Неготовность встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Для того, чтобы вернуть человеку уверенность в собственных силах, избавить его от страха перед неизвестностью, изменить ложно выстроенную модель поведения человека и существует психодиагностика.

Если разбить термин “психодиагностика” на составляющие, нетрудно догадаться, что предметом исследования в психодиагностике является:

а) душа человека, его внутренний мир;

б) детальный анализ этого внутреннего мира.

Термин “диагноз” определяется как распознание отклонения человека от его нормального развития и функционирования. Для того, чтобы выявить эти отклонения, врач-психодиагностик производит анализ причин, как внутренних, так и внешних, заставляющих человека поступать так, а не иначе, а также в ходе исследования анализирует психические характеристики человека.

Задачи психодиагностики решаются различными способами

Первый способ – наблюдение за человеком в процессе оказания ему психотерапевтической помощи. Второй способ – наблюдение за индивидом в процессе его жизни, изучение его мотивов и реакций.

Оба этих способа замечательно подходят для изучения основных сведений о человеке, однако обладают некоторыми недостатками, такими как существенная трудоемкость, не всегда доступны и применимы, могут давать искаженную информацию о человеке (в случаях недлительных наблюдений).

Вследствие данных недостатков в психодиагностике были распространены специальные методики, позволяющие в течение короткого срока исследования получить всю необходимую информацию о психических характеристиках индивида.

Помимо этого к преимуществам данных методик относится возможность сбора не только общей информации о человеке, но и о его особенностях, личностных характеристиках (интеллект, самооценка и т.п.). Именно о данных методиках пойдет речь в дальнейшем.

Методики психодиагностики

Рисунок 1 – Методики психодиагностики в зависимости от подхода

Все методики психодиагностики делятся в зависимости от подхода к исследованию человека (см. рис. 1). Выделяют объективный, субъективный и проективный подходы. При объективном подходе диагностика психических особенностей личности определяется на основании методов, применяемых человеком при выполнении деятельности и ее результативности.

Согласно субъективного подхода анализ психических процессов производится путем самооценки человека на основании информации, которую человек предоставил о себе. При данном подходе оценивается поведение человека в определенных ситуация.

При проективно подходе диагностика психики осуществляется на основании взаимодействия человека и внешним нейтральным материалом, становящимся объектом внимания вследствие его неопределенности.

В объективном подходе представлены два основных вида методик – методика тестирования интеллекта и диагностики личностных способностей.

Методика тестирования интеллекта направлена на определение умственного развития человека, а методика диагностики личностных способностей призвана определять способности человека, напрямую не связанные с интеллектом (так называемые свойства характера).

Применение диагностики интеллекта и свойств характера одновременно позволяет получить представление о психических мотивах, которыми руководствуется человек при принятии решения относительно своих действий.

Диагностика уровня развития интеллекта человека представлена “тестами интеллекта”. Основными видами интеллектуальных тестов являются:

1. Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)

Данный тест был изобретен британским психологом Р. Кэттелом в 1958 году. Отличительной особенностью данного теста являлась возможность диагностирования уровня интеллектуального развития человека вне зависимости от влияния факторов окружающей среды.

Интересным примером данного теста является диагностика уровня интеллекта среди детей и взрослых, не имеющих высшего образования. Все задания в тесте представлены в виде графических изображений. Тест состоит из двух частей, имеющих по 4 субтеста.

Каждому испытываемому выдается бланк тестов с заданиями, в каждом из заданий присутствуют по пять вариантов ответа, а правильный ответ всего лишь один – именно его и должен выбрать испытуемый. На каждую из частей теста дается строго определенное время.

По истечению данного времени экспериментатор просит испытуемого отложить ручку в сторону и начинает подсчет балов путем сверки выбранных вариантов ответов с ключом.

По статистике уровень средней нормы IQ достигается при наборе 90-110 баллов.

Показатель выше данной отметки является признаком наличия в человеке умственной одаренности, показатель ниже этого уровня, напротив, свидетельствует о том, что человеку еще есть куда расти интеллектуально.

2. WISC (Тест Векслера)

Шкала измерения уровня интеллектуального развития была разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Данный тест производит диагностику общего интеллекта и его составляющих – вербального и невербального интеллекта. Как и тест CFIT, тест Векслера разделен на 2 части – в первой части содержатся 6 вербальных субтеста, а во второй – 5 невербальных.

Вербальные субтесты заключаются в проведении диагностики понятливости, осведомленности, способности воспроизведения цифровых рядов и нахождения сходства между предметами и изображениями. К невербальным субтестам относятся определение недостающей картинки, сложение фигур, шифровка, сложение фигур.

В каждом из тестов содержится от 10 до 30 заданий, сложность которых повышается по мере их выполнения. Каждый из субтестов оценивается в баллах и выносится итоговый результат (шкальные оценки).

В процессе подсчета результата детально анализируется каждое выполненное задание, определяется соотношение вербальных и невербальных сторон интеллекта, определяется итоговый уровень IQ.

Анализ качественной и количественной оценки выполнения задания позволяют определить брешь в интеллектуальном развитии одной или пары сторон деятельности человека и наметить методы для их устранения. Низкий балл по какому либо из субтестов свидетельствует о нарушении в развитии одной из сторон деятельности человека. Классификация баллов и соответствующих им уровни IQ приведены ниже:

  • 130 баллов и выше – очень высокий уровень IQ
  • 120-129 баллов – высокий уровень IQ
  • 110-119 баллов – хорошая нормальный уровень IQ
  • 90-109 баллов – средний уровень IQ
  • 80-89 баллов – низкий уровень
  • 70-79 баллов – предельная зона
  • 69 баллов и ниже – умственное отклонение.

3. Прогрессивные матрицы Равена

Данная методика диагностики интеллекта была представлена в 1936 году известным английским психологом Джоном Равеном.

Автор методики был абсолютно убежден в том, что наилучшим методом измерения “фактора g” (фактора общего интеллекта человека) является нахождение взаимосвязей между абстрактными фигурами.

При создании методики основой задачей психолога было изобретение таких тестов, которые были просты для понимания и удобны для обработки результатов, и в то же время были теоретически обоснованными.

В начале теста испытуемому предоставляются связанные между собой определенной зависимостью рисунки с фигурами, при этом одна из фигур отсутствует и дается как один из вариантов ответа на тест среди 4-8 прочих фигур.

Задача испытуемого заключается в определении логической последовательности между фигурами и выборе правильного варианта, соответствующего закономерности расположения фигур, а также отражение номера выбранного варианта в листе-опроснике.

Тест Равена состоит из пяти блоков, в которых содержится 60 таблиц. С каждым переходом на очередной блок задание усложняется.

Время прохождения данного теста – 20 минут, выполнение заданий сверх этого времени недопустимо. Выбор верного ответа на задание приносит испытуемому один бал.

По окончанию тестирования балы суммируются и делаются выводы относительно степени развития интеллекта человека – при наборе 0-20 баллов развитие оценивается как очень слабое, граничащее с идиотизмом, а при показателе 140 баллов и более – как высокий уровень развития интеллекта.

4. Тест структуры интеллекта Амтхауэра

Данный тест разрабатывался с целью определения общего уровня способностей, так как профессиональная диагностика испытывала определенные трудности.

При создании теста Амтхауэр опирался на мнение, что интеллект есть ни что иное как подструктура в общей структуре личности, имеющая тесную взаимосвязь с эмоциональной сферой жизни человека, его интересами и потребностями.

Структура теста состоит из 9 разделов, в каждом из которых содержится по 16-20 заданий. Время на выполнение каждого задания из разделов строго оговорено – от 6 до 10 минут в зависимости от сложности раздела.

За столь короткий промежуток времени человек вряд ли успеет выполнить все задания, а потому оптимальной стратегией является быстрый переход от задания, в правильности ответа на который человек не уверен, к следующему заданию.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihodiagnostika

Психодиагностика (стр. 1 из 2)

Психодиагностика

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

МАГНИТОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ

Р е ф е р а т

НА ТЕМУ

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

Выполнил ЦЕЙТИН Е.И.

Проверил

2000 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр

1. Предмет психодиагностики …2

2. Возникновение психодиагностики, как науки

и основные этапы ее развития …4

3. Методы психодиагностики

и их классификация …5

3.1. Краткие характеристики психодиагностических

методик …6

3.2. Тесты и тестирование …9

3.3. Требования, предъявляемые к тестам …9

3.4. Особые требования, предъявляемые

к психодиагностическим методикам …12

3.5. Правила проведения тестирования,

обработки и интерпретации результатов …13

Список использованной литературы …14

1. Предмет психодиагностики

Психодиагностика — это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельности практического психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Психодиагностика понимается двояко:

1. В широком смысле — сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

1. Сбор данных.

2. Переработка и интерпретация данных.

3. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических особенностей личности.

(4, стр.142)

Как теоретическая дисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны, это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретное воплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, от обобщения к конкретному факту.

(1, стр. 58)

Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:

Принцип отражения – адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития – ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции их изменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;

Принцип диалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;

Принцип единства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека, деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;

Личностный принцип – требует от психолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Эти принципы положены в основу разработки психодиагностических методик – способов получения достоверных данных о содержании переменных психической реальности.

2. Возникновение психодиагностики, как науки и основные этапы ее развития.

История современной психодиагностики начинается с первой четверти ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи – психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений.

В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы.

Только во второй половине ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

(2, стр.15)

Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон Вебера.

Проводя эксперименты на различение весов, длины линий и высоты акустического тона, Вебер установил, что отношение едва заметного изменения раздражителя dI к его исходному значению I есть величина постоянная, т.е. dI/I = constanta.

Согласно закону Вебера дифференциальный порог чувствительности – есть некая постоянная часть величины исходного раздражителя на которую он должен быть увеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметную трансформацию ощущения.

(5, стр.168)

Открытие закона Вебера дало возможность измерения психодиагностических явлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

Современные методы психодиагностики, касающиеся основных психодиагностических процессов, свойств и состояний человека, стали появляться в конце ХIХ-начале ХХ в. в это время активно развиваются теория вероятностей и математическая статистика, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психодиагностики.

В 1884 г. английский психолог Гальтон основал Антропометрическую лабораторию, одной из целей ее стало получение статистических данных о человеческих способностях. Через этот эксперимент прошло около 10 000 чел. Он же в 1877 г. предложил использовать в психодиагностике метод корреляций.

Современник Гальтона Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другой англичанин Спирмен – факторный анализ.

Первый статистически обоснованный тест Бине появился в 1905-1907 гг.

В 20 гг стали появляться новые психодиагностические , в том числе интеллектуальные и личностные тесты, позволяющие проводить психодиагностику различных процессов и свойств человека.

На 50-60-е гг ХХ в. приходится основное количество различных психодиагностических методик.

Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психодиагностических знаний. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики.

3. Методы психодиагностики

и их классификация

В насоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Это требования операционализации и верификации.

Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.

Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:

Таблица 1

Классификация психодиагностических методов

3.1. Краткие характеристики

психодиагностических методик.

1. Бланковые методики– составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

2. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

· субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;

· эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.

3. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.

4. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.

5. Объективноманипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.

Источник: https://mirznanii.com/a/196409/psikhodiagnostika

Психодиагностика — психология

Психодиагностика

В психологической диагностике выделяют преимущественно два подхода к распознанию, а затем и к измерению индивидуальных психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Номотетический подход (от лат. norma – образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая.

Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности.

Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.

Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не дают полного представления о человеке и не позволяют предсказать его поведение в силу неповторимости каждого. Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта).

С методологической точки зрения, интеграция этих двух подходов позволяет сформулировать объективный психологический диагноз.

В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированный и интегральный.

Инструментальный подход рассматривает психодиагностику как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов.

задача психологической диагностики сводится к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека при установлении различий в психической организации разных групп людей.

Инструментальная роль психодиагностики приобретает важное значение в деятельности практического психолога, которая является полипроблемной и предполагает одновременную проверку большого количества диагностических гипотез.

Однако сведение психологической диагностики только к методам и средствам, выявления психических феноменов значительно ограничивает ее возможности как научной дисциплины, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса, какую методику использовать.

К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее, назначение которого – разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека.

С позиций этого подхода наиболее важные задачи психодиагностики заключаются в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся; в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования, в разработке психодиагностических технологий.

Однако психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария.

Признание за психодиагностикой способности распознания психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим.

Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека.

Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека.

Основными задачами гностического подхода к психодиагностике являются: определение общих закономерностей становления и развития психических образований; подготовка к свадьбе; установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.

Помогающий подход рассматривает психодиагностику в качестве одного из видов психологической помощи. Многие психодиагностические процедуры содержат в себе терапевтический потенциал. Использование рисуночных методик, заполнение опросников, требующее от человека концентрации внимания на своих переживаниях, часто сопровождается успокаивающим эффектом.

Помогающая функция психодиагностики особенно возрастает на заключительном этапе. В то же время психодиагностическое обследование может вызвать негативную реакцию у испытуемого, поэтому помогающее действие психодиагностики имеет определенные ограничения.

Возникновение практикоориентированного подхода к пониманию сущности диагностики объясняется интенсивным проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека.

Это позволяет рассматривать психодиагностику как особую область практики, направленную па выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, помогающую решению жизненных проблем.

Интегральный подход связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации.

В этом плане психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах и занимающееся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза.

Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.

Таким образом, в настоящее время в психологической науке отсутствует единая точка зрения на сущность психологической диагностики.

Разнообразие мнений объясняется как многоаспектностью содержания и направлений профессиональной деятельности психолога, в которой могут реализоваться разные грани психологической диагностики, так и большими, но недостаточно полно раскрытыми теоретическими и практическими возможностями этой дисциплины.

Источник:

Психодиагностика

Психодиагностика – это система принципов и инструментов, благодаря которым становится возможным изучение и оценка особенностей психики индивидуума.

Современная психодиагностика проводится постоянно. Все психологи консультанты являются квалифицированными специалистами в своей области знания.

Они регулярно подтверждают квалификацию, проходя ежегодные сертификации. А членство в уважаемых европейских ассоциациях психологов лишний раз свидетельствует о высоком их профессионализме.

 Они успешно справляются с любой стоящей перед нами задачей, в том числе и с психодиагностикой.

Зачем нужна психодиагностика?

Психодиагностика нашла самое широкое применение в современном мире, поскольку она дает ответы на наиболее животрепещущие вопросы о личности индивидуума, его способностях, наклонностях, особенностях психики, интеллект. В связи с этим практическая психодиагностика очень востребована в наше время.

Ее проводят в школах и детских садах, при приеме на работу и при снаряжении экспедиций, перед вступлением в брак (добровольная, с целью определить психическую совместимость партнеров, вероятность успешной супружеской жизни) и в рамках судебно-психологической экспертизы.

Процедура может выполняться как психологом-консультантом, так и психотерапевтом в рамках приема пациента для выявления особенностей его личности, лучшего составления картины об особенностях психики индивидуума.

Практическая польза психодиагностики несомненна! Она позволяет выявить наличие у человека наклонностей к тому или иному роду деятельности, что актуально в вопросах профориентирования, а значит, этим занимается психодиагностика школьников, готовящихся к вступлению во взрослую, студенческую жизнь.

Психодиагностика может проводиться потенциальным работодателем при приеме на работу с целью оценки способности человека влиться в коллектив, стать частью «общей машины» и для оценки индивидуальных навыков и знаний, необходимых для успешного осуществления конкретных служебных обязанностей (охранник, банковский служащий, менеджер крупной торговой компании, юрист и т.д.).

Психодиагностика активно используется для выявления черт психологической совместимости человека с другими индивидуумами. Например, перед снаряжением экспедиции (особенно научной, исследовательской), чрезвычайно важно понять, сможет ли человек выдерживать предстоящие сложности и мирно уживаться с другими членами команды.

Детская психодиагностика позволяет определить степень развития психики малыша, его готовность идти в детский сад или школу, наклонности заниматься теми или иными видами деятельности. Она позволяет дать ответ на такой животрепещущий вопрос, в какую секцию отдать ребенка (фортепиано или бокс) или в какую школу (с гуманитарным или техническим уклоном).

Очевидно, что проведение психодиагностики позволит избежать целого ряда проблем в будущем, чреватых как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей.

Как проводится психодиагностика?

Существует два основных способа проведения психодиагностики: психологические тесты (оценочные и проективные) и анкеты. Психологические тесты – это объективные источники знаний о клиенте.

Они могут иметь готовые ответы, из которых нужно выбрать один вариант, либо не иметь таковых, что подразумевает свободное изъявление тестируемым своих мыслей по тому или иному поводу. Субъективные методы психодиагностики – это анкеты или опросники.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/psihodiagnostika-psihologiya.html

ovdmitjb

Add comment