Irvuz

Психоанализ Альфреда Адлера

Индивидуальная психология Адлера

Психоанализ Альфреда Адлера

Индивидуальная психология Альфреда Адлера возникла как результат переосмысления основных положений психоанализа.

Адлер, поначалу с восторгом воспринявший идеи Фрейда и активно с ним сотрудничавший, вскоре понял, что его собственные взгляды расходятся с мнением основателя психоаналитической концепции. Сейчас индивидуальная психология рассматривается не как ответвление психоанализа, а как самостоятельная концепция, а идеи Адлера считают сформировавшимися еще до встречи с Фрейдом.

Последние годы жизни Альфред Адлер провел в США, где индивидуальная психология снискала значительную популярность в довоенное время и первое послевоенное десятилетие. Сейчас внимание к этой концепции на Западе снова начинает возрастать.

Особенный интерес теория личности Адлера вызывает у представителей педагогической психологии, да и вообще, современная психология индивидуальности, изучающая личностное своеобразие психических процессов, многим обязана теории Адлера.

Основные положения концепции

Вероятно, индивидуальная психология Адлера во многом оформилась под влиянием биографии исследователя. Будущий психиатр родился в небогатой семье, рос физически слабым и несколько раз чудом избежал смерти. В то же время он постоянно искал общества ровесников, стараясь завоевать уважение в их кругу.

Позже в своих работах Адлер будет подчеркивать значимость общих переживаний и ценностей, без которых личности трудно превратиться в полноправного члена общества, а также особую роль отведет ощущению неполноценности и стремлению добиться признания общества.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Каковы же основные принципы адлеровской теории? Во-первых, основатель индивидуальной психологии утверждал, что личность целостна.

В отличие от Фрейда, который делал акцент на расщеплении личности, подчеркивал наличие в ней борющихся сил, Адлер говорил о том, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу.

Личность демонстрирует единство во всех своих, на первый взгляд, не связанных желаниях, стремлениях и чувствах.

Рекомендуем: Классический психоанализ Фрейда

Во-вторых, Адлер отмечал наличие осознанного творческого начала, которое способно менять направление развития личности.

Творческое «Я» формирует то, что автор концепции назвал жизненным стилем — совокупность привычек, вкусов, способов поведения, особенности постановки целей и их достижения.

Такой взгляд, безусловно, означает ответственность человека за собственную жизнь, предоставляет ему большие возможности, но и накладывает большие обязательства.

В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии, мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.

В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на трех факторах.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Чувство общности.
  • Чувство собственной значимости.
  • Чувство неполноценности.

Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые, однако проанализировать можно и каждый в отдельности.

Чувство общности можно считать противовесом остальным двум факторам, ведь оно направлено вовне, а не на саму личность.

Чувство общности впервые ощущается, когда ребенок взаимодействует с матерью, а затем, если развитие идет правильно, распространяется на других.

Оно выражается в готовности общаться, сопереживать, понимать окружающих, а также в способности жертвовать личными интересами ради общественных.

Рекомендуем: Как преодолеть свои комплексы?

Развитое чувство общности выступает не только как основа удачных межличностных отношений, но и как стимул создания культурных и социальных ценностей. Оценить чувство общности можно по трем направлениям, вернее, как говорил Адлер, по тому, как решаются жизненные задачи в этих трех направлениях.

  • Отношение к противоположному полу.
  • Отношение к труду.
  • Отношение к окружающим.

Стремление к собственной значимости в структуре личности заставляет ее постоянно искать самоутверждения. В норме это стремление должно выражаться в достижениях в труде и творчестве, при неадекватном удовлетворении оно может перерасти в комплекс превосходства, особенно если чувство общности развито слабо.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Чувство неполноценности, как полагал Адлер, присуще каждому. Оно активизируется у любого ребенка, который чувствует собственную беспомощность, по сравнению с сильными и умелыми взрослыми. Именно Адлер ввел ныне широко известное понятие «комплекс неполноценности», который, как он считал, формируется в том случае, если неполноценность чрезмерно разрастается.

Рекомендуем: Что такое гиперкомпенсация?

Произойти это может в силу разных причин: принадлежности к недооцениваемому меньшинству (например, по половому признаку), ошибок воспитания, неблагоприятных условий жизни, дефектов развития. В норме чувство неполноценности должно подталкивать человека к саморазвитию и достижению целей.

Типология личности по Адлеру

Соотношение описанных факторов в структуре личности формирует несколько моделей ее развития.

Типология личностей Адлера строится на соотношении двух параметров, тесно связанных с преобладанием в структуре личности того или иного компонента.

Эти параметры называются социальным интересом (порожденное чувством общности стремление заботиться об окружающих) и степенью активности. Степень активности показывает общую активность или, напротив, пассивность при решении проблем.

1. Первый тип личности — управляющий. Такие люди отличаются активностью, энергичностью, напористостью, самоуверенностью. Доминирующая установка — превосходство над другими при слабо развитом социальном интересе, то есть главные жизненные задачи (взаимодействие с социумом, взаимодействие с противоположным полом, отношение к труду) решаются в соответствии с этой установкой.

2. «Берущие» личности проявляют низкую социальную активность, или же она отсутствует у них вообще. Они не доставляют другим ни страданий, ни радостей. Потребности удовлетворяют главным образом за счет других.

3. Третья личностная модель — избегающая. Названа она так потому, что главной целью таких людей становится избегание неудач и проблем, а не стремление к успеху. Тенденции к самосовершенствованию и заботе о других также выражены слабо.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

4. Самым продуктивным Адлер считал социально-полезный тип. Это тот счастливый случай, когда высокий социальный интерес соединяется с активным желанием самосовершенствоваться.

Основные жизненные задачи решаются с учетом интересов других. Социально-полезный тип искренне заинтересован в общении с людьми и активной деятельности на благо общества.

Такой тип становится воплощением психологической зрелости. Евгения Бессонова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/individualnaya-psixologiya.html

Альфред Адлер: новый взгляд на бессознательное

Психоанализ Альфреда Адлера

Альфред Адлер – основатель индивидуальной психологии, мыслитель и первопроходец в изучении бессознательного, автор фундаментальных трудов в области психологии, не потерявших свою актуальность спустя многие годы, впервые ввел термин «комплекс неполноценности».

Альфред Адлер родился в Вене в 1870 году. Можно с уверенностью сказать, что его работы опередили свое время не на один десяток лет.

В юности Адлер обучался на врача в медицинской академии, затем стал практикующим врачом и был признан в мире как один из лучших специалистов в своей области.

Индивидуальная психология

Особенность индивидуальной психологии в том, что она рассматривает человека как конгломерат или суперпозицию — в основном, если это касается проблем, бессознательных и сознательных, связанных с идентификацией и паттернами. Сегодня мы понимаем, что это позиция очень близка к пониманию личности в нейрофизиологии.

Сумма паттернов или идентификаций — это сумма сознательных и бессознательных движущих сил, лежащих в основе каждого из нас, которая определяет, о чем будет думать и чем будет увлечен человек.

Как и при сложении разнонаправленных векторов, суммой является только одно направление в каждый момент времени, а если вносится дополнительная переменная, стимул, то сумма векторов смещается.

Альфред Адлер стоял у истоков развития темы бессознательного в психологии, но не был так популяризирован, как Зигмунд Фрейд. Идеи Альфреда часто шли в противоречии с идеями Фрейда. На этом поприще у них возникла довольно обширная дискуссия, которая послужила толчком для развития сразу двух течений.

В основе психоанализа и индивидуальной психологии лежали научные методы, и целью обоих течений было добиться истины любой ценой, но пути подхода к задаче у Фрейда и Адлера сильно отличались.

Индивидуальная психология была чрезвычайно популярна с двадцатых по сороковые годы прошлого столетия, и оказала огромное влияние на формирование неофрейдизма.

Если индивидуальную психологию «разбить на тезисы», то получится, что человек может добиться успеха в формировании своего будущего, используя такие инструменты, как:

  • Интеллект – развивая эрудицию, разум;
  • Планирование – создавая собственные ценности и идеалы;
  • Самоанализ – работая над своими комплексами неполноценности и стремлением к власти
  • Саморазвитие – работая над тщеславием и честолюбием (вытекающими из неполноценности и стремления к власти);
  • Саморазвитие – развивая в себе твердость и стремление к сотрудничеству.

Расхождения во взглядах с Зигмундом Фрейдом и генезис индивидуальной психологии

Адлер проявил смелость, защищая книгу Фрейда «Толкование сновидений», в результате чего был приглашен в рабочую группу психоаналитиков во главе с Фрейдом.

Но, как впоследствии выяснилось, сам он никогда не был склонен признавать влечение/похоть/страсть как основную движущую силу человека.

Проработав вместе с Фрейдом 6 лет, Адлер написал свою работу — «Исследование неполноценности органов», где изложил идеи, во многом противоречащие Фрейду.

Через три года после этого он был выбран президентом Венского психоаналитического кружка, а еще через год, под давлением критики Фрейда, был вынужден уйти с поста президента. За ним последовали вице-президент и еще 9 членов.

Вместе они основали “Общество свободных психоаналитических исследований” (впоследствии — “Ассоциацию Индивидуальной психологии”). Есть мнение, что особенно Фрейда задело то, что появился молодой эрудированный врач-практик, психолог, способный без фиксации на сексуальных девиациях описывать психику.

В отношении Фрейда Альфред говорил, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», чем вызвал резкую критику Фрейда.

Само уже то, что Фрейд говорит об Адлере как об «умном человеке», а в прошествии времени — как о «параноике», а также отзывается о его теориях как о «непонятных», должно натолкнуть читателя на мысль о том, что работы Альфреда стоят внимания. По мнению некоторых ученых, Адлер опередил Фрейда в понимании работы бессознательного настолько сильно, что Фрейд, руководствуясь страхом, писал Юнгу:

Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.

Страх Фрейда заключался в том, что молодой эрудированный Альфред Адлер не просто опередил его, но и вышел на новый уровень понимания проблем бессознательного.

Хотя сам Фрейд и признавал, что боится, природу своего страха он объяснял тем, что не хочет распространения ошибочных теорий.

Но наиболее вероятной кажется другая версия — что он боялся разрешения своей репутации, так как более молодой психоаналитик смог найти более глубокое и убедительное доказательство, чем лежащие в основе теории Фрейда постулаты о фиксированности на сексуальности.

Понимание человека в индивидуальной психологии радикально отличается от того, что принято в теории психоанализа.

Основное отличие состоит в отношении к человеку не как к жертве, пассивно и бережно хранящей свой жизненный опыт, а как к социальному лицу, способному на активные действия, которое может при должной сноровке творить свое настоящее и в некоторой степени даже будущее.

Как справедливо заметили Элленберг, Фрейнберг и Фэйдимен [1,2], ни Юнг, ни Адлер фактически никогда не являлись учениками Фрейда, так как были уже сформировавшимся профессионалами со своими устоявшимися взглядами. Когда эти люди встретились с Фрейдом и начали работать с ним, они уже имели частично или полностью сформированное понимание своих теорий.

Альфреду Адлеру на тот момент было 32 года, и скорее всего его взгляды были уже сформированы. С оговорками о взаимном влиянии друг на друга, спустя значительное время, заблуждения Юнга о том, что Юнг и Адлер были учениками Фрейда, были преодолены [3], и сегодня мы можем вполне оправданно дистанцировать этих трех замечательных деятелей психологии друг от друга.

Формирование опыта и результат

Адлера часто называют одним из самых выдающихся мыслителей своего времени. Это доказывают и наши современники, снова и снова обращаясь к его работам чтобы учиться и развивать открытые Адлером глубины. Как часто бывало в психологической науке, у истоков теорий ученого стоял его собственный отрефлексированный опыт.

В юности Адлер подвергался давлению со стороны родственников и признанию со стороны друзей, что позже отразилось в его работах.

Он писал о соперничестве, признании и уважении в коллективе как о значительной силе, формирующей или разрушающей в человеке внутренний стержень, способной подчинить чувство неполноценности и стремление к власти, либо, наоборот, усиливающей их влияние и пороки тщеславия и честолюбия.

Возможно, в его выдающихся достижениях сыграло свою роль переживание близости к смерти в раннем возрасте и то отношение к жизни, которое в связи с этим выработалось. В детстве он несколько раз чуть не погиб в уличных происшествиях, а когда ему было три года, его младший брат умер в кроватке, где они вместе спали.

В 1885 г., когда Адлеру было пять лет, он чуть не умер от пневмонии. Семейный врач считал его состояние безнадежным, однако другой доктор спас его. Вероятно, под воздействием этих событий маленький Альфред был зачарован медициной и решил стать врачом.

До поступления в университет в восемнадцатилетнем возрасте он очень много читал, после поступления продолжал интересоваться литературой и впоследствии прослыл эрудитом, знатоком философии и неординарным человеком.

Увлекался социализмом и на одном из собраний социал-демократов встретил свою будущую жену — русскую студентку Раису Эпштейн (в замужестве — Раиса Тимофеевна Адлер).

В 1895 г., в возрасте двадцати пяти лет, Альфред получил медицинскую степень и начал заниматься медицинской деятельностью, сначала как офтальмолог, затем в качестве врача общей практики.

Позже, по причине растущей заинтересованности в изучении функций нервной системы и адаптации организмов, его профессиональные устремления в течение семи лет переместились в сторону неврологии и психиатрии.

В результате Альфред Адлер остался в истории как исследователь человеческой психики, приверженец строго научного метода, чьи идеи нередко будоражили (и будоражат сейчас) умы начинающих психологов, изучающих механизмы функционирования психики. Альфред Адлер давал сложные ответы на непростые вопросы.

Применяя системный подход индивидуальной психологии, можно глубже понять многие спорные моменты в психологии как таковой. Альфред Адлер писал в своей работе “Социальные интересы: вызов человечеству”:

Я не вижу никаких оснований бояться метафизики; метафизика имела большое влияние на жизнь человека и его развития. Нам не даровано знание абсолютной истины; на этот счет мы вынуждены формировать теории о будущем, о результатах наших действий, и т.д.

Наша идея чувства общности, как крайней формы человечности – воображаемого состояния, в котором все проблемы жизни решаются и все наши отношения с внешним миром по праву скорректированные – это регулятивный идеал, цель, которая задает направление для нашего движения.

Эта цель совершенствования должна нести в себе атрибуты идеального общества, потому что все, что мы ценим в жизни, все, что стойко переносим и переживаем, это всегда продукт совместного коллективного чувства.

Совершенствование по Адлеру — это не продукт эгоизма, и оно происходит не ради тщеславия или честолюбия. Прежде всего, это старания ради окружающих и, возможно, ради принципов и светлых идеалов. Уникальность Адлера и подходов, открытых им, заключается не в том, что его работы действительно сложны и написаны непростым языком.

Не в том, что нужно вникать буквально в каждое предложение, чтобы извлечь максимум смысла. Особенность работ Альфреда Адлера в том, что он практически первым выявил и доказал важнейшее деструктивное влияние чувства собственной важности на жизнедеятельность человека вообще и на конкретные отклонения в его поведении в частности.

Адлер показал, как представление о чрезмерной важности собственной персоны формируется, продуцирует жалость к себе, вызывает чувство надуманной неполноценности, показал и печальные итоги этого процесса.

Мы часто не замечаем, как, акцентируя собственные проблемы, перестаем видеть мир вокруг нас. Ослепленные чувством важности себя мы видим везде свое собственное отражение и только свои потребности.

Именно это становится одной из самых существенных, труднопреодолимых и, главное, неосознаваемых проблем, мешающих чувствовать настоящий вкус и радость жизни.

Маниакальные синдромы себялюбия, различного рода мании величия и чрезмерная фиксация на своем «важном» мире уводит внимание людей от любых внешних ценностей или вещей. Фиксация на образе себя отнимает энергию и продуцирует фобии, ущемления важности себя порождает наш стыд и самоуничижение.

Чувство важности себя порождает неполноценность, потому что ожидания человека не оправдываются.

У него есть желаемый образ себя как значимого и великолепного, а в реальности все совсем иначе: мир без нас вполне может обойтись, а мы не важнее для мира, для природы, чем пыль у дороги, но себе отчаянно боимся в этом признаться.

Мы убедили себя в том, что являемся важными и значимыми персонами, и стали во многом сами причиной своих несчастий. Альфред Адлер своими работами прокладывает путь в изучении этого вопроса и помогает нам избавиться от комплекса неполноценности и неосознаваемых проблем.

Литература:

1.   Фрейджер Р., Фэйдимен Д. «Теории личности и личностный рост». — 2009.2.   Элленбергер Г. Ф. Открытие бессознательного. — 2004.3.   Юнг К. Г. Структура Души Проблемы души нашего времени. — М.: 1993.4.   Grey, L. Alfred Adler: The Forgotten Prophet A Vision for the 21st Century 1998

5.   Alfred Adler, Social Interest: A Challenge to Mankind pp. 275–276, 1938

Максим Пневмин
Редактор: Медведева О.Ю. и Чернов А.В.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/adler/120-alfred-adler-and-individual-psychology

Индивидуальная психология: понятие, теория и практика. Австрийский психолог Альфред Адлер

Психоанализ Альфреда Адлера

Индивидуальная психология Адлера является одной из самых известных психологических теорий, которые повлияли на современные концепции, а также оказали влияние в целом на доктрину современной социлогии и психологии в целом.

Биография Альфреда Адлера

Альфред родился в небогатой многодетной семье еврейского происхождения. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред общался и играл с соседскими детьми, которые всегда охотно принимали его в свою компанию.

Таким образом, он находил среди приятелей то ощущение признания и собственной ценности, которого его лишили дома.

Влияние этого опыта можно проследить в последующей работе Адлера, когда он выделяет важность эмпатии и общих ценностей, именуя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, человек способен реализовать свой потенциал и стать полезным членом социума.

Идеи Адлера

Адлер хотел создать психологию, близкую к реальной жизни, которая позволила бы понять других людей по их биографиям, которые всегда разные.

Работы, которые он публиковал с 1920 года, а также его лекции должны были сделать его психологию доступной для всех и сделать ее общепонятной. В 1920-х годах он дал серию лекций в Вене и опубликовал их в 1927 году под названием «Знание о человеческой природе».

Период Первой мировой войны был эпохой, в которой развилась индивидуальная психология. В рамках школьной реформы в австрийской столице Адлер и его сотрудники открыли около 30 образовательных и консультационных учреждений.

В 1920 году он был назначен директором первой венской клиники, посвященной детской психологии, и преподавал в педагогику в городе.

С опубликованием работы «Практика и теория индивидуальной психологии» (1930), в которой содержались лекции для введения в психотерапию для врачей, психологов и учителей, Адлер начинает более подробно раскрывать свою теорию.

Происхождение индивидуальной психологии

Индивидуальная психология Адлера заменяет объяснительный принцип Фрейда, что все поведение человека завязано на сексуальном либидо, на «компенсацию» чувства неполноценности.

«Быть ​​человеком – чувствовать себя неполноценным», – пишет Адлер. задача для человека – ликвидировать это чувство.

В своих ранних работах он использовал, например, комплекс Наполеона, чтобы проиллюстрировать свою теорию на практике.

Социологи доработали теорию о комплексе неполноценности на более широком уровне, учитывая культурное, экономическое и политическое понимание термина. Адлер вскоре заинтересовался психологией физических расстройств и встретил Зигмунда Фрейда в 1899 году, с которым он сформировал Психоаналитическое общество в Вене, президентом которого стал.

На Адлера оказали влияние идеи Ганса Вайхингера (немецкого философа-пессимиста) о влиянии на поведение определенных факторов. Теория индивидуальной психологии складывалась из многих доктрин, разнообразных философских и психоаналитических течений. Адлер вывел понятия органической неполноценности и сверхкомпенсации, которые до сих пор используют психологи.

Расхождение с Фрейдом по теме влияния либидо и подавления вытеснения чувств произошло в 1911 году на Конгрессе психоанализа в Веймаре, а Общество индивидуальной психологии было сформировано в 1912 году. Адлер считает, что теорию подавления (вытеснения) следует заменить по понятие «защитных тенденций эго» как невротического состояния, вытекающего из чувств неполноценности и сверхкомпенсации.

Индивидуальная психология родилась из этого разлома в Венском психоаналитическом обществе и появления Общества индивидуальной психологии. С тех пор наряду с фрейдистским психоанализом сосуществует индивидуальная психология Альфреда Адлера, которую ее создатель будет широко распространять до своей смерти в 1937 году, находя время между консультациями, курсами и конференциями.

В то время как Фрейд изначально придавал в своем открытии огромную роль и значение сексуальности в появлении неврозов (либидо), Адлер же настаивал на властных инстинктах, «компенсациях чувств неполноценности» и на постоянном соперничестве, которое вытекает из всех этих невротических чувств и эмоциональной составляющей. Влияние Фрейда на Адлера, конечно, нельзя недооценивать.

Однако в научных кругах существует мнение, что у Адлера до встречи с Фрейдом были собственные концепции.

Взаимодействуя с Зигмундом Фрейдом, он сохранял свое понимание человеческой психики, а покинув его, создал теории, отличавшиеся от психоанализа Фрейда.

Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым специалистом, уже разработавшим собственную концепцию индивидуальной психологии.

Теория Адлера

В отличие от Фрейда, Адлер был убежден, что человеческая личность подразумевает определенную завершенность, что его поведение, в самом широком смысле этого слова, всегда является функцией цели, ориентированной с детства. Он назвал «сценарий жизни» этой фундаментальной ориентацией, задолго до знаменитого «фундаментального плана» Жана-Поля Сартра.

Для Адлера все «ценности» рождаются из потребностей социальной жизни. В более широком смысле, по его мнению, основой всего является развитое чувства сообщества, способного гармонизировать индивидуальные потребности и потребности общества.

Адлер признает, что жизнь – это борьба. Человек должен каким-то образом бороться, стремясь доминировать тем или иным способом.

Провал в этой врожденной тенденции к власти и доминированию порождает то, что, по-видимому, является лейтмотивом индивидуальной психологии – «чувством неполноценности».

Говоря кратко, индивидуальная психология ставит своей задачей изучение комплексов личности и психологических компенсаций, которые были заложены в детском возрасте.

У ребенка, который должен постоянно превосходить свои возможности (по требованию его родителей или лиц, воспитывающих его), эта властная тенденция особенно сильна. Однако поскольку ограничения, которые ставит ему его окружение, главным образом родители, заставляют его подавлять желания. Таким образом, явный конфликт первых лет неизбежен.

Адлер считает, что чувство неполноценности является «естественным» в ребенке, слабость которого реальна по сравнению со взрослыми, однако в дальнейшем, с развитием личности человека оно должно исчезнуть, и исчезнет, ​​если потребность в самоутверждении и развитии удовлетворены в позитивном ключе, то есть в социальной или культурной действительности.

В противном случае, чувство неполноценности кристаллизуется и становится «сложным». Согласно данной теории, неполноценность порождает в качестве автоматического последствия поиск компенсации, уже на уровне физиологической жизни. Таким образом, «компенсация» представляется ему ключевым понятием, так же как и фрейдовское «вытеснение».

Предмет индивидуальной психологии

Название теории Адлера «Индивидуальная психология» происходит от латинского слова individum (неделимый) и выражает идею цельности психической жизни людей, в частности, отсутствие границ и противоречий между сознанием и подсознание. Через поведение и жизненный уклад любого человека красной нитью проходит его жизненный стиль, направленный на реализацию жизненных целей (в более поздних работах — смысла жизни).

Цель, смысл и стиль жизни человека формируются в первые 3-5 лет и обусловлены особенностями семейного воспитания. Своим предметом изучения индивидуальная психология ставит освещение проблем души и тела.

Чувство неполноценности

Когда человек рождается с физической, конституциональной, органической или социальной неполноценностью, возникает целая серия определенных бессознательных процессов, как физиологических, так и психических, для восстановления некоторого баланса, чтобы вызвать механизмы, которые как-то компенсирует эту неполноценность. С этой точки зрения фрейдистское «либидо», судя по всему, подчинено «инстинкту» господства.

Проявление комплекса

Например, любвеобильный характер Дон Жуана лучше объясняется тщеславием и стремлением к власти, а не эротикой и большой страстью к женщинам.

Адлер также считает, что существуют и женщины-донжуаны, чье поведение выражает намерение доминировать и унижать мужчину.

Мужеподобных женщин он считал обладательницами специфического комплекса неполноценности, с желанием тотального контроля над противоположным полом.

По его мнению, это может легко привести к фригидности или гомосексуализму.

Адлер считал, что необходимость доминировать также может проявляться под видом сострадания и самоотверженности, заставляя женщин любить слабое или искалеченное существо.

Он также считает, что неполноценность, проявленная в это время в жизни, может сыграть большую роль в неврозах, которые так часты в критическом возрасте.

Учение о неврозах

В дополнение к описанию нормальной психики австрийский психолог Адлер Альфред занимался описанием явлений, которые помогают понять человеческую личность, приобрести знание о человеке – он рассматривал девиантные и патологические психические отклонения как врач. Согласно принципу единства психических процессов, он видел в этих девиациях ошибочные ответы на требования жизни.

Ощущение сильного чувства неполноценности (понятие комплекса неполноценности) может привести к чрезмерной компенсации в виде преувеличенного стремления к доминированию, огромной воли к власти.

Адлер считал, что понятие невроза является связующим звеном между нормальной и невротической психологией.

Он читал психоз более острой формой невроза, поэтому, по его мнению, его можно лечить с помощью психоанализа.

Типы компенсации комплексов

Каждый человек, по словам Адлера, думает и действует исходя из образа собственного Я и своих жизненных целей, невротик же, по его мнению, тот, кто чрезмерно мобилизует свои психические силы, чтобы реагировать на чувство неполноценности. Такие люди чаще всего полностью ориентированы на фиктивную цель власти и превосходства.

Таким образом, невротика его иррациональные комплексы заставляют действовать и жить, подчиняясь инстинктам господства его собственного эго. Адлер заявлял, что необходимость компенсировать чувство неполноценности при неврозе является основной и ключевой проблемой невротика.

Адлер видит в крайней восприимчивости и чувствительности начинающийся признак чувства неполноценности. Такого невротика очень легко эмоционально задеть. Людям, страдающим неврозами, присущи патологические формы ревности, зависти, обиды.

Существует также и компенсация положительная, даже триумфальная: когда человек, который, столкнувшись со своим чувством неполноценности, решительно преодолел его до такой степени, что результат оказался больше, чем он мог бы получить, если бы он не страдал ни комплексом, ни стремлением к патологической власти.

Публикации Альфреда Адлера

Основателем индивидуальной психологии в Европе и США публикуются статьи и важные работы: «Лечение и просвещение», «Руководство по индивидуальной психологии», «Знание человека», «Нервный темперамент».

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии».

Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

Влияние Адлера и его концепций

Индивидуальная психология внесла большой вклад в психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию. Последователи индивидуальной психологии в Западной Европе и США объединены в ассоциации психологов-индивидуалистов. Также существуют институты индивидуальной психологии и журналы, которые развивают эту концепцию на немецком и английском языках.

Источник: https://FB.ru/article/354533/individualnaya-psihologiya-ponyatie-teoriya-i-praktika-avstriyskiy-psiholog-alfred-adler

ovdmitjb

Add comment