Irvuz

Психоаналитические методы

Содержание

Методы психоанализа – Психолог-психоаналитик в Санкт-Петербурге

Психоаналитические методы

Психоанализ – это приватный театр, на сцене которого, можно сыграть весь наш психический репертуар

Джойс МакДугалл, французский психоаналитик

— устранение или облегчение психологических и телесных страданий

— повышение удовлетворенности в любви, работе, творчестве, и в целом — в жизни

— помощь в саморазвитии и самопознании

Психоанализ — это направление глубинной психологии и психотерапии. Методы психоанализа связаны с выявлением бессознательных желаний и мотивов человека, которые будучи неосознаваемыми, мешают ему, по словам З.

Фрейда, свободно любить и работать, так как управляют человеком помимо его воли.

Это может быть выражено в виде телесных симптомов, не поддающихся лечению; или в виде повторяющихся отношений, которые не получается изменить; или в череде жизненных событий, из которых как будто бы нет выхода.

Психоанализ помогает вспомнить то, что «и помнить невозможно, и забыть нельзя». И тогда мир становится ярче, жизнь наполняется смыслом, и хочется жить, любить и работать

Метод свободных ассоциаций

Свободные ассоциации — это высказывание по возможности всех мыслей и образов, которые приходят вам в голову, без критики и цензуры, даже если это кажется нелогичным или в чем-то недостойным.

На сессии можно и нужно говорить обо всем: о том как прошел день, о работе, о ваших заботах, о детях и родителях, о детстве, о чувствах, мечтах, фантазиях, сновидениях. Говорите то, что выговаривается… Цель метода свободных ассоциаций — смягчение границы между сознательными и бессознательными процессами, а значит обретение свободы в проявлении себя.

Аналитик имеет опыт слышания «между строк», и во время беседы с ним вы тоже научитесь не только слышать, но и понимать себя, а также поймете, как изменить свою жизнь к лучшему.

Метод толкования сновидений

Сновидение имеет очень важный психологический смысл, постичь который можно с помощью все тех же свободных ассоциаций. Сновидения представляют собой возвращение «забытых» впечатлений, связанных с неосознаваемыми желаниями и мотивами.

Сновидение имеет явное содержание — то, как вы его переживаете, рассказываете или помните. А также скрытое содержание — в виде ребуса, который может быть разгадан путем ваших свободных ассоциаций и интерпретаций аналитика.

Аналитик поможет вам разгадать бессознательное послание и использовать это знание для лучшего понимания себя и изменения своей жизни.

Метод интерпретации

Интерпретация — это сообщение, в котором аналитик придает сказанному анализандом какой-либо смысл, расширяющий и углубляющий тот смысл, который имеет в виду сам анализанд.

Анализанд может подтвердить правильность интерпретации своей реакцией на нее, например, — вспомнить какое-либо событие вслед тому, что сказал аналитик. А может и не подтвердить. Последнее не позволяет превратить интерпретацию в догматическую процедуру и поиск смысла продолжится дальше.

Цель интерпретации — сделать психические события сознательными, а значит вы сможете лучше понимать себя и быть автором своей жизни.

Эффективность и результаты психоанализа

Опыт многих людей, прошедших психоанализ, показывает, что результатом психоанализа как метода и как практики являются перемены в жизни, которые люди оценивают как положительные.

Психоанализ — это позитивный ресурс для изменений, и большинство людей, которые им воспользовались, уже в процессе психоанализа отмечают, что их взаимоотношения с другими становятся более стабильными и эмоционально наполненными. Они лучше находят выход из различных жизненных ситуаций и внутренних конфликтов.

Становятся более успешными в материальном и в социальном плане. Затраты времени и денег, а также непростые переживания, связанные с прохождением анализа, как правило, всегда окупаются.

Завершившие анализ говорят, что психоанализ помог им избавиться от мучительных переживаний, и они чувствуют себя более уверенными в жизни и счастливыми.

Процедура психоанализа

Традиционно при прохождении анализа анализанд лежит на кушетке, а аналитик сидит в кресле позади него. Отсутствие прямого контакта помогает расслабиться, речь становится более спонтанной и свободной. Это позволяет смотреть вглубь себя и соприкасаться со своими мыслями и чувствами.

Но бывает и так, что анализанду комфортнее сидеть в кресле напротив аналитика. Все, что происходит в кабинете, остается в строжайшей тайне. Безопасность анализанда гарантируется Этическим психоаналитическим кодексом. Аналитик никогда не будет наводить о вас справки, звонить вашим родным или каким-либо иным образом вторгаться в вашу жизнь.

Он интересуется вами только как Личностью со своим уникальным и особенным внутренним миром.

Продолжительность психоанализа

Продолжительность психоанализа определяется задачами, которые вы перед собой поставите. Он может длиться несколько недель или месяцев, а может — и несколько лет. Психика — сложный и тонкий инструмент, требующий внимательного изучения и обращения.

Если вам нужно разобраться в какой-то конкретной ситуации, которая вызывает у вас затруднения, то 3-5 сессий может быть достаточно.

Но если вы хотите личностных изменений, изменений в отношениях  и в жизни в целом, то нужно понимать, что быстро научиться играть на инструменте своей души никак не получится.

Потребуется систематическая работа, как правило, 2 сессии в неделю по 45-50 мин в определенное фиксированное время. Но вы всегда должны знать, что длительность анализа вы определяете самостоятельно и всегда сможете обсудить с вашим аналитиком  дату завершения анализа.

© Снежана Белкина, психолог-психоаналитик

Источник: https://psykontact.ru/stati/metod-psihoanaliza/

Психоанализ в психологии – Зигмунд Фрейд, теория, методы, современный психоанализ, психоаналитическое направление

Психоаналитические методы

Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.

Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями.

Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами.

Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли.

При ближайшем рассмотрении теории психоанализа выясняется наличие трех элементарных, взаимозависимых и восполняющих друг друга частей: сознательного, предсознательного и бессознательного.

Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида.

При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное.

Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть.

Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной, в связи с чем полезно понимать, что психоанализ как раз и сконцентрирован на исследовании имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного.

Стоит отметить, что психоанализ в психологии оперирует глубинными аналитическими механизмами, такими как:

  • исследование самопроизвольных поступков, совершаемых в обыденной жизни;
  • исследования с использованием независимых ассоциаций, через интерпретацию снов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Поведение человека, прежде всего, регулируется его сознанием. Фрейд выяснил, что за вывеской сознания скрывается некая его прослойка, неосознаваемая индивидом, но побуждающая его ко множеству похотей и наклонностей. Ввиду специфики своей деятельности, он был врачом-практиком, наткнулся на целый пласт неосознанных мотивов.

Во многих случаях именно они становились источником нервных и психических заболеваний. Сделанное открытие способствовало поиску средств, которые бы могли помочь пациенту избавиться от противоборства явного и скрытого в глубине сознания. В результате появился психоанализ Зигмунда Фрейда – средство душевного высвобождения.

Не остановившись на лечении невропатических расстройств, Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа с внедрением их в практику.

Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность. В классическом варианте психоанализ заявил о рождении совершенно новой системы психологии и нередко событие это называется психоаналитическим переворотом.

перейти наверх

Теория психоанализа

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны. Начало двадцатого столетия ознаменовалось зарождением новой психической модели, позволившей совершенно с другой стороны взглянуть на проявление внутренней психологической напряженности.

В пределах созданной модели были вычленены три ключевых компонента, названных: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Объект тяготения каждого индивида – это «Оно», причем все протекающие в нем процессы совершенно бессознательны.

«Оно» является зародышем «Я», которое вылепливается из него под влиянием окружающей индивида среды.

При этом «Я» – очень непростая совокупность отожествления с другими «Я», которая действует в плоскостях сознательного, предсознательного и бессознательного, исполняя роль психологической защиты на всех этих уровнях.

Имеющиеся механизмы защиты уже изначально предуготовлены к приспосабливанию субъектов к запросам внешней среды обитания, а также к внутренней реальности.

Однако из-за неправильного развития психики естественные в пределах семьи формы приспосабливания неожиданно превращаются в центр зарождения серьезных проблем.

Любая защита, применяемая параллельно ослаблению влияния действительности, оказывается дополнительным искривляющим фактором. Из-за чрезвычайно значимых искривлений адаптационные методы защиты преобразуются в феномен психопатологии.

перейти наверх

Психоаналитическое направление

Современная психология характеризуется большим числом векторов приложения усилий работающих психологов, одним из главных среди них выступает психоаналитическое направление, определяемое корнями, уходящими в первичные исследования З.Фрейда. После них наибольшей известностью пользуются работы по индивидуальному психоанализу Альфреда Адлера и по аналитическому психоанализу Карла Юнга.

Оба поддержали в своих работах идею бессознательного, однако были склонны к ограничению значимости побуждений сексуального характера. В итоге бессознательное окрасилось новыми красками. В частности, Адлер говорил про властолюбие, как про компенсаторный инструмент ощущения неполноценности.

В то же время Юнг закрепил понятие коллективного бессознательного, его идеи заключались отнюдь не в персонифицированном насыщении психики индивидуума бессознательным, но вследствие влияния на него предков. Причем Фрейд предполагал, будто бессознательную психику каждого субъекта заполняют явления, которые были вытолкнуты по той или иной причине из сознания.

перейти наверх

Методы психоанализа

По сути своей концепция психоанализа разделена на три ключевых этапа, скрывающих в себе методы психоанализа.

На первом из них нарабатывается аналитический материал, на втором происходит его исследование и анализ, третий подразумевает рабочее взаимодействие на основании полученных результатов исследования.

При наработке материала используются методики свободных ассоциаций, реакции переноса и противостояния.

Методологический принцип свободных ассоциаций основан на умении переложения одной ситуации на другую с целью выявления и понимания неких процессов, происходящих на глубинных уровнях психики, причем в большей степени бессознательно.

В дальнейшем происходит использование извлеченных данных для корректировки психических нарушений клиента через осознание им существующих проблем и их причин.

Важным моментом в применении данной методики оказывается совместная целенаправленная деятельность психолога и клиента в направлении борьбы с имеющимися у последнего ощущениями психологического неудобства.

Методика основана в озвучивании пациентом приходящих в его голову мыслей, даже если эти мысли граничат с полным абсурдом и непристойностью. Действенность методики скрывается в тех отношениях, которые возникают между пациентом и психотерапевтом.

В основе лежит феномен переноса, заключающийся в бессознательном перенесении качеств родителей пациента на терапевта.

То есть, выполняется перенос в отношении психолога тех чувств, которые клиент испытывал в своем раннем возрасте к субъектам, которые находились в его ближайшем окружении, выполняется проекция ранних детских желаний на лицо замещающее.

Течению осмысления имеющихся причинно-следственных связей, плодотворному преобразованию накопленных персональных воззрений и принципов с отказом от прежних и формированием новых поведенческих норм, обычно сопутствует существенное внутреннее противодействие со стороны пациента.

Сопротивление – фактический феномен, который сопровождает любое психотерапевтическое вмешательство вне зависимости от его формы.

Суть такого противостояния в том, что возникает сильное устремление к нежеланию касаться неосознаваемого внутреннего конфликта с параллельным возникновением существенных препятствий выявления действительных причин личностных проблем.

На этапе исследования и анализа выполняются четыре последовательных шага, которые могут осуществляться в разной очередности, это: противопоставление, истолкование, прояснение, отработка.

Следующий этап – рабочее взаимодействие, в основе которого крепкие взаимоотношения клиента с психиатром, дающие возможность достижения целенаправленной согласованности действий в рамках сформировавшейся в результате анализа аналитической ситуации. Что касается методологии истолкования снов, то она лежит в рамках поиска скрывающихся за каждым сновидением деформированных бессознательных истин.

перейти наверх

Современный психоанализ

Концептуальные изыскания Зигмунда Фрейда легли в основу современного психоанализа, на текущий момент представляющего собой динамично прогрессирующие технологии раскрытия сокровенных свойств человеческой сущности.

За время, превышающее столетний отрезок времени произошло значительное число изменений, кардинально изменивших принципы подхода к проведению психоанализа, в результате выстроилась многоярусная система, охватившая самые различные воззрения и подходы.

В результате появилось аналитическое средство, объединившее в себе ряд комплексных подходов, благоприятствующих исследованию неосознаваемых человеком сторон его психического бытия. В числе приоритетных целей работ по психоаналитике выступает высвобождение индивидуумов из бессознательно выстроенных ограничений, которые являются причиной отсутствия прогресса в развитии.

На современном этапе развития отмечается три основных направления, по которым происходит дальнейшее развитие психоанализа, которые существуют как дополнения друг друга, а не как отдельные невзаимосвязанные ветви.

Выделяются:

  • психоаналитические идеи, выстраивающие базис для построения фактических подходов;
  • прикладной психоанализ, направленный на анализ и обнаружение общекультурных явлений, на разрешение неких социальных задач;
  • клинический психоанализ, используемый для персонифицированной поддержки тем, кто сталкивается с комплексом личностных преград психологического характера, с нервно-психическими нарушениями.

В период становления психоанализа основной представлялась концепция сексуальных влечений, недоразвитой сексуальности, то на нынешнем этапе развития методологии основное предпочтение отдается эго-психологии, идее объектных отношений, причем происходит это на фоне непрекращающейся трансформации самой техники психоанализа.

Далеко не только лечение невротических состояний цель психоаналитических практик. Несмотря на использование методик психоанализа для устранения неврозов, современные его технологии позволяют с успехом справляться с более сложными проблемами от повседневных психологических затруднений и до сложнейших психологических расстройств.

И в конце стоит отметить, что наибольшее распространение получили ветви психоанализа, к которым относятся неофрейдизм и структурный психоанализ.

Источник: http://PsyTheater.com/psixoanaliz-v-psixologii.html

Психоанализ в психологии: методы Зигмунда Фрейда

Психоаналитические методы

Фундаментальное место в современной психологии занимает психоанализ — особая методика исследования психики с целью сбора и дальнейшего анализа информации о клиенте.

Психоанализ в психологии появился и развивался благодаря учению Фрейда и стал полноценным самостоятельным направлением. Современный психоанализ — важный инструмент в работе психотерапевта, используемый для диагностики и лечения.

Особенности психоанализа, отличия направления от других течений в психологии

Понятие «психоанализ» было введено в научный психологический дискурс Зигмундом Фрейдом. Он использовал его для определения новой методики, разработанной во время исследований психических расстройств.

По теории Фрейда, психика состоит из осознаваемой части, скрытой и цензурирующей прослойки. Предсознание не позволяет скрытым страстям и желаниям человека проникнуть в сознание.

Чтобы высвободить их и избавить пациента от противоречий, Фрейд придумал несколько способов извлечения из подсознания скрытой информации. Комплекс методик он назвал психоаналитическим методом.

В дальнейшем исследования Фрейда изучали и развивали многие психоаналитики, в частности, его дочь — Анна Фрейд. Своей целью они видели поиск взаимосвязи сознательной и бессознательной части психики. Именно посредством этой связи происходит передача информации.

Нарушения в работе психики обусловлены конфликтами между сознанием и подсознанием. Человек, одновременно являясь биологическим и социальным существом, вынужден постоянно искать компромисс между своими желаниями и приемлемым в социуме поведением.

Задача психотерапевта — найти причину конфликта и помочь пациенту разрешить его доступным способом.

Помимо психоанализа, для постановки правильного диагноза психологи работают с несколькими сферами:

  • эмоциональной;
  • мотивационной;
  • чувственными образами;
  • взаимоотношением с действительностью.

Психоаналитики рассматривают только личные данные индивида, и это значительно затрудняет поиск истинной причины заболевания, ограничивая инструментарий психолога.

Становление науки, авторские идеи психоаналитиков

Среди постфрейдистов наиболее изученным и распространенным являются психоаналитические теории Адлера и Юнга. Они поддерживали изначальные идеи Фрейда, но стремились отойти от теории о сексуальном влечении, как движущей силе личности.

Теория Юнга о коллективном бессознательном

Предметом исследования Юнга стала структура бессознательной психики. Он полагал, что индивид не наполняет психику вытесненными желаниями, а получает образы, накопленные его далекими предками. Таким образом, его бессознательное — кладовая, в которой хранится не только индивидуальная, но и коллективная информация, и личность не может рассматриваться в отрыве от них.

Юнг разделил личное и коллективное, выделив первое в верхний, более осознаваемый слой психики. К нему относятся личные воспоминания, забытые желания, переживания, связанные с индивидуальным опытом. Наполнение личного бессознательного зависит от социальных условий человека, его личной истории.

Коллективное уходит вглубь, в неосознаваемый слой психики. В него включены инстинкты, природное знание, влечения и архетипы. Все знания, полученные людьми от животных, расовые и религиозные предрассудки становятся наследством и переходят в бессознательное каждого человека, независимо от его локальной культуры.

Накопленные архетипы и инстинкты определяют поведение человека, его внутренне содержание. Юнг полагал, что человеческих типа всего два: экстравертивный и интровертивный. Первый направлен во внешнюю среду.

Такой человек нуждается в регулярном контакте с другими людьми, энергетический заряд он может получить только во время общения. Второй — направлен внутрь себя. Интровертивные люди нуждаются в частом уединении, они поглощены собственными переживаниями и мыслями.

Чистые типы встречаются редко, большинство людей представляют собой смесь из двух типов, лишь немного склоняясь к одной из полярностей.

Также Юнг пересмотрел фрейдовское понимание термина «либидо». Он определял его как влечение, но не отождествлял только с сексуальным инстинктом.

Теория Адлера о потребности в компенсации

Рассматривая процесс становления личности, Адлер в качестве движущего мотива назвал чувство неполноценности. Чаще всего причиной неполноценности становятся физические недостатки. Индивид, осознавая свое отличие от других людей, стремится вернуть чувство полноценности, занять более выгодное положение в обществе.

Для этого он использует компенсацию, реализуясь в других сферах, не связанных с дефектной. Невозможность получить компенсацию вызывает невроз.

Адлер отрицал утверждения Фрейда о подверженности поведения человека инстинктам и влечениям. По его мнению, главным стимулом личности является стремление к общению, реализация себя как члена общества. Жизнь индивида определяет ориентированность на других субъектов, а не врожденные качества.

Теория психоаналитической транзакции Берна

Изучая теорию психоанализа Фрейд, Берн разработал собственную теорию, основанную на нескольких видах социальных игр.

Под играми Берн понимал варианты взаимодействия, используемые индивидами в повседневном общении. Способ передачи информации он называл «транзакцией».

Принимая на себя одну из социальных ролей, человек использует подходящий вид транзакции, позволяя собеседнику выбрать свой вариант взаимодействия.

Человек всегда пребывает в одном из 3 состояний: взрослый, ребенок или родитель. Динамика психики зависит от выбранного состояния, направляя поведение человека. В отличие от других психоаналитиков, Берн рассматривал личность в контексте истории жизни предков. Он полагал, что паттерн поведения наследуется или формируется под влиянием родителей

Идея, цели и задачи психоаналитического направления

Психоанализ в психотерапии — средство для получения полной информации о клиенте. Основные задачи психоанализа:

  1. Сбор необходимой информации о клиенте. Психоанализ позволяет собрать необработанные данные. В отличие от анкетирования и других методов, предполагающих выбор из нескольких вариантов ответов, психоаналитические методы позволяют не ограничивать клиента.
  2. Установление истинной причины психопатологии. Чем глубже находятся корни проблемы, тем сложнее установить первопричину. Психоанализ позволяет просмотреть все данные, заложенные в человеке, вплоть до обусловленных генетически.
  3. Устранение внутреннего конфликта противоречий. Психоанализ, высвобождая подавляемые желания, одновременно избавляет клиента от скопившегося напряжения, вызванного постоянной потребностью бороться с ними.

Идея психоанализа, как отдельного направления, подвержена общей концепции мотивации человеческого поведения. По мнению психологов, истинные мотивы поведения скрыты и зачастую непонятны самому человеку.

Отдельные направления, способы применения в психологии

В современной психоаналитической практике классические методы лечения применяют не только для лечения невроза, но и для изучения причины многих других заболеваний.

Отдельные приемы психоанализа используют, чтобы диагностировать и облегчить состояние клиента при депрессии, биполярном расстройстве, диссоциации, а также для решения проблем по личному запросу клиента.

Наиболее перспективными направлениями в психоанализе считают неофрейдизм и структурный психоанализ. Последователи теории Фрейда, взяв за основу его наработки, пытались пересмотреть их, чтобы приблизить представление о бессознательном к социальному, а не биологическому компоненту.

Юнг скептически относился к роли бессознательного, рассматривая главной движущей силой структуры личности — приобретенные в социуме навыки.

В структурном психоанализе для изучения бессознательного используют смысловые особенности речи: клиенты, имеющие разный жизненный опыт, наделяют одни и те же термины разным смыслом.

Последователи философии Фрейда не всегда принимали его концепцию полностью, стремясь привнести в нее личные представления. Но, независимо от авторской модификации, все концепции, основанные на психоанализе, включают учение о сознательном и бессознательном.

Этапы анализа психики, инструментарий психоаналитика

В психоанализе используют поэтапную работу с человеком, состоящую из 3 ступеней:

  1.  Продуцирование материала. На этом этапе психоаналитик собирает информацию, не пытаясь оценивать или фильтровать. Важно добиться полного откровения клиента, чтобы собрать правдивые данные.
  2. Анализ информации. Собранный материал рассматривается с точки зрения профессиональных знаний, подбирается модель работы с клиентом.
  3. Рабочий альянс с клиентом. Устанавливаются рабочие отношения с клиентом, в которых психолог выполняет направляющую роль.

Для сбора информации в психотерапии используют методы, позволяющие получить истинные данные. К таким методам относятся:

  1. Толкование сновидений. Клиент ведет дневник снов, куда ежедневно записывает все сны, которые может запомнить. Психолог использует записи для дальнейшего толкования.
  2. Проговаривание мыслей. Клиент в течение заданного времени проговаривает все мысли, не пытаясь обдумывать свою речь. Психотерапевт записывает информацию на диктофон, никак не комментируя услышанное при клиенте.
  3. Свободные ассоциации. Классический метод, разработанный Фрейдом и используемый им для характеристики внутренних состояний клиента. Заключается в применении ассоциативного мышления. Клиент слышит ряд несвязанных по смыслу слов, на каждое называя первую ассоциацию. На основе полученной данных делаются предположения о настоящих мотивах человека. Важно, чтобы ассоциации были первыми, клиент не должен задумываться и пытаться угадать, какая ассоциация будет предпочтительнее.

Достоверность получаемой информации зависит от степени доверия между психотерапевтом и клиентом. Правильный тип отношений устанавливается, если возникает феномен переноса: клиент видит в терапевте родительскую фигуру и переносит на него чувства и желания, испытываемые в раннем детстве.

Влияние З. Фрейда на развитие психоаналитического подхода

В основе психоанализа по Зигмунду Фрейду лежит представление о сознании, как главном механизме, регулирующем поведение. Изучая природу неврозов, Фрейд выяснил, что помимо сознания у человека есть скрытая, неосознаваемая сторона личности, в которой хранятся желания, стремления и мотивы.

Подавление желаний вызывало такие сильные скрытые переживания, что у многих людей из-за них развивались неврозы и другие психические расстройства. Установив истину причину заболеваний, Фрейд начал искать средство избавления от них. Так появилась его авторская теория метода исцеления — психоанализ.

Философия психоанализа Фрейда базируется на нескольких компонентах:

  • бессознательные психические процессы;
  • Эдипов комплекс;
  • учение о сопротивлении и подавлении;
  • половое развитие.

По мнению психоаналитика, врач не может диагностировать пациента, если он не знаком с психоаналитической базой.

Психоанализ Фрейда дал психологии несколько основных понятий. К ним относится «либидо» — неосознаваемое половое влечение. Психоаналитик рассматривал любое творческое стремление как реализацию недоступных половых влечений.

Творчество отображало истинные желания индивида, помогая снять эмоциональное напряжение. Также в работах Фрейда впервые появилось описание деструктивных процессов.

Их развитие провоцирует конфликт «Танатоса» и «Эроса», антагонистических движущих сил, символизирующих фундаментальные понятия (любовь и ненависть, жизнь и смерть, потребность и отвержение).

Психоанализ изучает мотивы поступков человека, истинные причины которых ему самому недоступны. Фрейд выявил, что каждая личность стремиться к деструктивности, и только внешнее социальное воздействие побуждает его выбирать одобряемое поведение.

Люди с низким уровнем саморегуляции не способны противиться тайным желаниям подсознания. Деструктивное поведение становится для них нормой.

Теория Фрейда о психоанализе ставит под сомнение даже рациональность мышления.

Официально в науке разумность воспринималась главной ценностью и основным человеческим стремлением. Но Фрейд предположил, что разум не всегда дает индивиду то, чего он действительно хочет.

Возможно, что рациональные размышления — лишь попытка подсознания маскировать реальные желания и чувства, делая их более приемлемыми. Занимаясь лечением неврозов, Фрейд считал необходимым позволить пациенту высвободить эти желания.

Процесс лечения был простым: пациент, лежа на удобном диване, должен был проговаривать все, что приходило ему на ум.

Главное — не пытаться контролировать речь, озвучивая первый вариант мысли, даже если он звучит абсурдно. Фрейд во время сеанса сидел рядом с пациентом и записывал все, что он говорил.

После на основе обработанной информации он строил предположения о скрытых желаниях и забытых воспоминаниях.

Также для изучения подсознания Фрейд работал со сновидениями. По его мнению, сон — попытка подсознания пробиться сквозь пелену социальных запретов и донести до человека подавляемое желание.

Чем сложнее и запутаннее сон — тем большую значимость для пациента он имеет. В психоанализе это называется сопротивлением: подсознание стремится сломать волю человека, подавая ему скрытые символы.

Анализ символов позволяет понять скрытое содержание сна, избавить человека от внутреннего напряжения.

Особое место в теории психоанализа Фрейда занимали страхи и, вызванная ими, тревожность. Его концепция выделяет 3 вида тревожности:

  • реалистическую;
  • невротическую;
  • моральную.

Каждая форма тревожности — защитная реакция, предупреждающая об опасности, позволяющая вовремя подготовиться к угрозе. Внутренний конфликт разрешается благодаря искажению объективной реальности, изменению отношения к угрозе.

Из видео Вы узнаете об особенностях современного психоанализа, в также о других его аспектах.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/psihoanaliz.html

Психоанализ – что это такое, основные положения и методы

Психоаналитические методы

Психоанализ как метод психотерапии зародился в Европе в конце XIX в. и с самого начала подвергался жесточайшей критике современников З. Фрейда, в основном из-за ограниченного сведения личности человека к влечениям: Эросу (жизни) и Танатосу (смерти), но были и последователи и ученики, раскрывшие психоанализ с совершенно других сторон.

Что такое психоанализ?

Кто основал психоанализ – этим вопросом задаются разве что люди далекие от психологических знаний. Основатель психоанализа – австрийский психоаналитик З. Фрейд, явившийся для своего времени смелым новатором. Психоанализ (нем.

Psychoanalyse, греч. psyche – душа, analysis – решение) – метод лечения пациентов с психическими расстройствами (неврозами, истериями). Суть метода в вербализации мыслей, фантазий и снов, которые интерпретируются психоаналитиком.

Психоанализ в психологии

В период расцвета психоанализа (XIX – нач. XX в.) терапия длилась несколько лет и была по карману далеко не каждому, современный психоанализ – это относительно краткосрочный (15 – 30 сессий 1 – 2 р.

в неделю) метод.

Раньше психоанализ использовался только в медицинских учреждениях (психиатрической направленности) для лечения неврозов, в наши дни при помощи этого метода можно работать с разным спектром психологических проблем.

Основные положения психоанализа:

  • поведение индивида основывается на бессознательных иррациональных влечениях, часто берущих начало на раннем этапе развития (травматичные ситуации детства);
  • осознание этих влечений запускает защитные механизмы сопротивления;
  • конфликт между сознательным и вытесненным материалом в бессознательное приводит к неврозам, депрессии;
  • осознание того, что происходит в бессознательном, с помощью психотерапевта освобождает пациента от влияния бессознательного материала и ведет к выздоровлению.

Психоанализ Фрейда

В результате многолетнего наблюдения за своими пациентами З. Фрейд отметил насколько подавленное бессознательное влияет на психическое состояние, поведение человека. Фрейд разработал в 1932 г. схематическую структуру психики, выделив в ней следующие компоненты:

  1. Ид (оно) – область бессознательных влечений к жизни и смерти.
  2. Эго (Я) – сознательное мышление, выработка защитных механизмов).
  3. Суперэго (Сверх-Я) – область самонаблюдения, моральный цензор (интроекция системы ценностей родителей).

Методы психоанализа Фрейда на начальном этапе заключались в использовании гипноза для того, чтобы выявить бессознательные механизмы, впоследствии психиатр отказался от них и разработал другие, с успехом применяющиеся в современном психоанализе:

  • исследование мотивов поведения через свободные ассоциации пациента;
  • интерпретация;
  • анализ «сопротивления» и «переноса»;
  • проработка.

Психоанализ Юнга

Юнгианский психоанализ или аналитическая психология К.Г. Юнга (любимого ученика З. Фрейда, с которым произошел болезненный разрыв из-за взглядов на психоанализ) основана на следующих принципах:

  1. Бессознательное человека в нормальном состоянии находится в равновесии.
  2. Проблемы возникают из-за нарушения равновесия, это приводит к возникновению комплексов, несущих негативный эмоциональный заряд, который вытесняется психикой в бессознательное.
  3. Индивидуация – процесс осознания пациентом своей уникальности и индивидуальности (способствует исцелению), «путь к себе», осуществляется при помощи психоаналитика.

Лакановский психоанализ

Жак Лакан – французский психоаналитик, неоднозначная фигура в психоанализе. Лакан называл себя фрейдистом и постоянно делал акцент, что учение Фрейда не до конца раскрыто и важно постоянно перечитывать его труды, чтобы постичь его идеи. Обучение психоанализу Ж. Лакан предпочитал проводить в устном виде, на семинарах. Схему «Воображаемое – Символическое – Реальное» Лакан считал базовой:

  • воображаемое – самоидентификация человека (стадия зеркала);
  • символическое – различия, и осознание по другую сторону образа Другого, вмещающего в себя символическое;
  • реальное – Лакан считал, что встреча с реальным возможна через травму.

Экзистенциальный психоанализ

Классический психоанализ – основные идеи были подвергнуты французским философом и писателем Ж.П. Сартром, основателем экзистенциального психоанализа критике и фрейдовское либидо было заменено на первоначальный выбор.

Основной смысл экзистенциального анализа заключен в том, что человек – целостность, с определенным смыслом, в каждую минуту совершающим выбор самого себя по отношению к бытию. Выбор – это и есть сама личность.

Из выборов складывается судьба.

Групповой психоанализ

Психоанализ в группе – эффективный вид терапии, использующий психоаналитические методы. Групповая психотерапия способствует:

  • развитию эмпатии через сопереживание другим членам группы, делящимся своей болью и психологическими травмами;
  • душевному исцелению;
  • принятию человеком себя.

Групповой психоанализ – понятие было введено психоаналитиком Т. Барроу в 1925 г. Современная групповая психотерапия – это встречи раз в неделю по 1,5 – 2 часа. Цели групп-анализа:

  • создание безопасного пространства для членов группы, где можно свободно рассказать о наболевшем;
  • выявление скрытых аутентичных аффектов;
  • через глубину общения разрешение внутренних противоречий и конфликтов.

Системно-векторный психоанализ

Современный психоанализ личности с ходом времени претерпевает изменения. Советский психолог В.А. Ганзен разрабатывает системные матрицы восприятия, на основе которых его ученик В.К.

Толкачев разрабатывает 8 векторов (типов) психики. На сегодняшний день, в этом направлении работает Ю. Бурлан.

Исходя из системно-векторного психоанализа каждому человеку присущ преобладающий, один из 8 векторов:

  • мышечный;
  • оральный;
  • анальный;
  • зрительный;
  • обонятельный;
  • кожный;
  • звуковой;
  • уретральный.

Книги по психоанализу

Изучение психоаналитических приемов и техник невозможно без прочтения соответствующей литературы. Лучшие книги по психоанализу:

  1. «Гуманистический психоанализ» Э. Фромм. Хрестоматия, составленная немецким психоаналитиком будет интересна студентам гуманитарных ВУЗов, изучающих психоанализ. Э. Фромм пересматривает такие известные явления в психоанализе, как комплекс Электры и Эдипа, нарциссизм, мотивы бессознательных побуждений.
  2. «Эго и механизмы психологической защиты» А. Фрейд. Книга дочери знаменитого психоаналитика, продолжившей дело отца в сфере детского психоанализа. В произведении описан новый подход в раскрытии внутренних эмоциональных травм ребенка.
  3. «Архетип и символ» К.Г. Юнг. В каждом человеке скрыты архетипы коллективного бессознательного: Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость и Эго.
  4. «Бегущая с волками» Женский архетип в мифах и сказаниях.К.П. Эстес. Психоаналитическое направление, основанное на анализе сказок. Автор предлагает женщинам заглянуть внутрь себя и найти ту естественную, дикую и необузданную часть, которая была предана забвению.
  5. «Лжец на кушетке» И. Ялом. Талантливый психоаналитик успешен и в писательском ремесле. Тонкий юмор и драматические моменты, взятые из собственной практики – читатель видит, что психоаналитик такой же человек со своими проблемами.

Фильмы про психоанализ

Психоанализ – тема, интересная для многих именитых режиссеров и у любителей познать себя психологические киноленты вызывают немалый интерес, часто после просмотра таких фильмов возникают собственные инсайты, помогающие распутать клубок проблем. Фильмы о психоанализе, достойные внимания:

  1. «Комната сына / La stanza del figlio». У итальянского психоаналитика Джованни в жизни все налажено, он востребован в своей профессии, но случилась беда – погиб сын, и Джованни пытается найти смысл.
  2. «Психоаналитик / Shrink». Генри Картер преуспевающий психоаналитик, к нему на прием очередь из знаменитостей, но в личной жизни не все так гладко. Жена Генри кончает самоубийством, и психоаналитик приходит к выводу, что он не может больше помогать своим пациентам.
  3. «Опасный метод / A Dangerous Method». Сценарий фильма основан на имевших место реальных и противоречивых отношениях между З. Фрейдом, его учеником К. Юнгом и пациенткой Сабиной Шпильрейн.
  4. «Пациенты / In Treatment». Сериал, каждая серия в котором это сеанс психотерапии, с применением разных классических техник и психоанализ в их числе. Фильм будет полезен как для психологов, так и для людей интересующихся психологией.
  5. «Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept». Фильм о становлении психоанализа в Европе, снят по одноименному роману известного венгерского психоаналитика Ирвина Ялома.
Рефрейминг в психологии – что это такое, упражнения, примеры

Рефрейминг – метод НЛП, позволяющий изменить или сместить точку зрения на сложившуюся ситуацию, поведение, успешно применяется психологами в рамках позитивной и поведенческой психотерапии, менеджерами в организациях для раскрытия потенциала сотрудников.

Иппотерапия для детей и взрослых – что лечит, методики и упражнения

Иппотерапия – коррекционно-реабилитационный метод относящийся к анималотерапии. Высокая эффективность лечебной верховой езды с успехом используется в лечении таких недугов как: расстройства аутистического спектра, ДЦП, синдроме гиперактивности.

Зентангл – что это такое, чем отличается от дудлинга?

Зентангл – техника абстрактного медитативного рисунка с использованием повторяющихся элементов-танглов. Этот стиль рисования используется в арт-терапии для снятия психоэмоционального напряжения, расслабления, активирует в мозге центр удовольствия.

Тета-хилинг – секта, убеждения, или ежедневная медитация?

Тета-хилинг – практический метод осознанной медитации, способствующий трансформации сознания и исцелению серьезных недугов Методика, основана американкой В. Стайбл в сложный для нее период жизни, когда она столкнулась с онкологическим заболеванием.

Источник: https://womanadvice.ru/psihoanaliz-chto-eto-takoe-osnovnye-polozheniya-i-metody

ovdmitjb

Add comment