Irvuz

Процессы словообразования

Глава 5. Словообразование

Процессы словообразования

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.

Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer.

 Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

компьютер→компьютерный,
                       →компьютерщик,
                      →компьютеризация

Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

Не удивляйся: термин словообразование  употребляется в разных значениях: 1) процесс образования слов в языке;

2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

§2. Производная и производящая основы

Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована – значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

Домик – это маленький дом (связь по смыслу)
Домик←дом (слово  домик  образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)

Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет. 

Производная основа – основа нового слова,  например: конфетка←конфета, весенний←весна. 

Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний, конфета→конфетка.  
При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз  или комбинация  производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный→жёлто-красный.

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.

§3. Средства словообразования

Средство словообразования  – это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

  • словообразовательные морфемы
  • специальные операции с основой слова 

Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

Словообразовательные морфемы – это

  • приставки, например:  за-, на-, до-, пере- в  словах записать, написать, дописать, переписать 
  • суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами – это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются: 

  • сложение основ: дымоход, водопровод
  • сращение основ: труднодоступный, малопонятный
  • сокращение основы: спец, комп и некоторые другие. 

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

§4. Способы словообразования

Внимание:

На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его  не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается.

Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром.

И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации. 

У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный. 

Способ словообразования –  сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Понятия: средство и способ словообразования – разные, эти термины следует различать и употреблять  правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства.

Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают.

У слова нефтепровод средство словообразования – сложение основ, способ словообразования – тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

Для русского языка характерны различные способы словообразования:

  • Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть,  пригород←город, недорого←дорого
  • Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй,  выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
  • Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно, втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
  • Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
  • Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы: зав, зам
  • Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
  • Изменение части речи: больной, столовая

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

  • Чередование гласных и согласных, например:  дорога→дороженька (чередование г//ж)
  • Вставки интерфикса – соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пароход
  • Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать. 

Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать,  с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

 Итоговый тест

    • Способ словообразования
    • Средство словообразования
    • Приставочный
    • Суффиксальный
    • Приставочно-суффиксальный
    • Вставка интерфикса
    • Усечение основы
    • Чередование согласных

Правильные ответы:

  1. Производящей
  2. Производной
  3. Производящей
  4. Две
  5. Две
  6. Три
  7. Три
  8. Способ словообразования
  9. Да
  10. Да
  11. Приставочно-суффиксальный
  12. Чередование согласных

Смотрите также

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/159

Основные способы словообразования. Современное словообразование

Процессы словообразования

Словарный запас любого языка постоянно расширяется за счет новых лексических единиц. Основным способом его пополнения является словообразование. Этот процесс имеет свои особенности и типы. Основные способы словообразования индивидуальны для каждого конкретного языка. Это зависит от структуры, характеристик и сочетаемости частей речи.

Понятие

Под словообразованием понимают появление новых лексических единиц при помощи суффиксации, префиксации, а также других методик. Человек, который знает способы словообразования в языках, способен более быстро пополнять свой лексический запас, а также читать и понимать фразы без необходимости использования словаря.

Существует несколько классификаций способов словообразования.

Некоторые лингвисты используют для типологизации понятия синхронии и диахронии, однако самым распространенным вариантом является распределение данного процесса на морфемный и неморфемный подвиды.

Классификация также зависит от языка, где происходит словообразование. Таблица внизу иллюстрирует особенности данного процесса для русского языка.

Морфемный Неморфемный
АффиксацияСуффиксацияПрефиксацияПрефиксально-суффиксальный и его комбинацииАббревиацияСложение Морфолого-синтаксическийЛексико-синтаксическийЛексико-семантический

Каждый подвид имеет свои особенности и характеристики.

Словообразование при помощи морфем

Морфемный способ характеризуется тем, что новые слова в языке появляются благодаря использованию уже существующих лексических единиц и специфических аффиксов. Этот тип имеет свои основные способы словообразования:

Каждый вариант имеет отличительные характеристики, особенности и определенные правила образования.

Суффиксальный тип

Основным способом словообразования для русского языка является процесс суффиксации. В этом случае новые лексические единицы появляются путем прибавления к основе слова суффикса словообразовательного типа. Например, учи-ть, учи-тель. Суффиксация охватывает практически все части речи, однако самым распространенным является словообразование существительных, наречий и прилагательных.

Данный процесс сопровождается разнообразными морфемными изменениями, которые делятся на несколько подвидов:

  • Чередование морфем: друг – дружить (г–ж).
  • Усечение производящей морфемы: высокий – высь.
  • Наложение нескольких морфем: розовый – розоватый.
  • Изменение ударения: зеленый – зелень.

Это далеко не полный перечень изменений, к которому может приводит словообразование. Суффиксы влияют и на другие морфемные характеристики. Уровень изменений зависит от особенностей конкретного языка.

Префиксальный тип

Если новое слово образуется при помощи добавления к основе соответствующей приставки, то речь идет о процессе префиксации.

В отличие от суффикса, префикс обычно образует новые лексические единицы в пределах одной части речи. Для русского языка традиционным при помощи данного способа является словообразование глаголов.

Например: готовить – приготовить – подготовить; писать – подписать – отписать и др.

Несмотря на достаточную распространенность подобного типа, чаще всего префиксация используется параллельно с другими типами словообразования. Достаточно часто это суффиксация, постфиксация и др.

Комбинация суффиксации, префиксации и постфиксации

Современное словообразование характеризуется наличием слов с одновременным использованием суффиксации, префиксации и других подобных вариантов, а также разнообразной их комбинации. В русском языке различают следующие способы:

  • Префиксально-суффиксальный. Новое слово образуется одновременно при помощи префикса и суффикса. Например, дорога – подорожник; граница – заграничный.
  • Постфиксальный. Появление нового слова при помощи добавления постфикса: -ся, -либо, -нибудь, -таки, -ка и др. Например, кто – кто-либо – кто-нибудь.
  • Префиксально-постфиксальный. В этом случае новое слово образуется при помощи префикса и постфикса одновременно. Чаще всего подобный вариант присутствует в одной и той же части речи. Соответственно, таким способом возможно словообразование прилагательных, существительных, глаголов и др. Например, звонить – дозвониться; спать – высыпаться и др.
  • Суффиксально-постфиксальный. Слово появляется одновременно при помощи суффикса и постфикса. Например, суета – суетиться; толпа – толпиться. Словообразование глаголов – единственная сфера в русском языке, где используется данный способ.
  • Префиксально-суффиксально-постфиксальный. Данный вариант характеризуется образованием нового слова при помощи одновременно суффиксации, префиксации и постфиксации. Например, шептать – перешептываться; говорить – переговариваться.

Подобные типы словообразования весьма активны не только в русском, но и во многих других языках.

Сложение

Достаточно распространенным для русского языка является наличие сложения в качестве способа словообразования. В этом случае новая лексическая единица появляется в результате объединения двух или более отдельных слов в одно целое. В зависимости от того, какие именно слова объединяются и каким именно способом, различают следующие основные способы словообразования при помощи сложения:

  • Основосложение. Новые лексические единицы появляются после сложения двух или более слов с применение интерфикса. При этом основным является именно последний компонент комбинации. Например, оплодотворить, повседневный и др.
  • Сложение двух или более слов, которое характеризуется наличием содержательного равенства. Например, диван-кровать, премьер-министр и др.

Сложение активно используется в русском и других языках и чаще всего отвечает за словообразование существительных и глаголов.

Аббревиация

Способ образования, который представляет собой конструирование новых лексем при помощи сращивания частей других слов, называется аббревиацией. В зависимости от способа комбинации и особенностей используемых частей слова, различают следующие аббревиации:

  • Инициальная. В этом случае новые слова появляются при помощи использования отдельных звуков или букв. Соответственно, инициальная аббревиация может быть звуковой (например, МХАТ, вуз) или же буквенной (например, НЛО, СНГ и др.).
  • Слоговая. Этот тип предполагает использование отдельных частей разных слов (например, универмаг, профком и др.).
  • Смешанная. Данный тип являет собою комбинацию начальной части одной лексической единицы и другой единицы полностью (например, зарплата, профсоюз и др.).

Аббревиация особенно актуальна в современной лексикологии, поскольку сейчас наблюдается мировая тенденция касательно обеспечения максимальной точности и краткости языка.

Неморфемные виды словообразования

Что касается конструирования новых лексических единиц без использования морфем, то выделяют следующие основные способы словообразования:

  • Лексико-синтаксический.
  • Морфолого-синтаксический.
  • Лексико-семантический.

В подобных случаях новые слова появляются благодаря переходу одной части речи в другую, сращении или расчленении лексического значения слова на отдельные составляющие.

Лексико-синтаксический способ

Данный вариант также называют сращением, поскольку новые слова в этом случае образуются путем сращения конкретного словосочетания. Это приводит к тому, что меняется не только лексическое значение слова, но также и его синтаксическая роль. Например, вечно зеленый – вечнозеленый: с ума сошедший – сумасшедший и др.

Чаще всего зависимой лексической единицей выступает наречие, а само сращение часто являет собой словообразование прилагательных или причастий. От синонимов подобные лексические единицы отличаются тем, что имеют ударение и строгий порядок расположения всех своих частей.

Морфолого-синтаксический способ

Данный вариант характеризуется образованием новых слов путем перехода одной части речи в другую. Существуют следующие подвиды данного способа:

  • Субстантивация. Переход одной части речи в существительное. Например, ведущий специалист и ведущий шоу, раненный боец и молчаливый раненый и др.
  • Адъективация. Переход частей речи в прилагательное. Например, начинающий певец, крашеный стол и др.
  • Адвербиализация. Переход существительного в наречие. Например, зимним утром – прийти утром.

Существуют также и другие варианты морфолого-синтаксического способа. Каждый язык имеет свои особенности, варианты сочетаемости и отличительные черты.

Лексико-семантический способ

В этом случае новые лексические единицы появляются после того, как конкретное слово расщепляет свое базовое значение и получает дополнительные. Например, спутник – как попутчик и как небесное тело; титан – мифический гигант и металл и многие другие. Таким образом, состав словаря языка меняется за счет вариации семантики слова.

Для словообразования подобным образом нужны определенные условия и схожесть двух явлений или объектов. Для этого часто нужно достаточно большое количество времени.

Словообразование в английском языке

Конструирование новых слов в английском языке осуществляется разными способами. Традиционно лингвисты выделяют словосложение и словопроизводство как словообразование в английском языке. Таблица ниже это иллюстрирует:

Словосложение Словопроизводство
Существительное + существительное (toothpaste)Прилагательное + существительное (high way)Предлог + существительное (underworld)Существительное + глагол (to babysit)Наречие + существительное (to downgrade) КонверсияИзменение ударенияЧередование звуковАффиксация

Что касается словосложения, то такой способ характерен и для русского языка. Подобным образом в английском языке образуются практически любые части речи. Например, to blackmail, girlfriend, dark-blue, somebody и др. Словопроизводство характеризуется образованием одних лексических единиц от других.

Это можно осуществить при помощи конверсии одной части речи в другую (answer – to answer), изменения места ударения (conflict – to conflict), чередования звуков (advice – to advise) или аффиксации при помощи суффиксов и префиксов. Комбинация и переход – это основа, которую имеет словообразование в английском языке.

Таблица это демонстрирует.

Основной способ расширения словаря – это словообразование, которое имеет свои виды, а также особенности в зависимости от части речи. Процесс образования новых лексических единиц никогда не прекращается и имеет свои отличительные черты в разных языках.

Источник: https://FB.ru/article/223458/osnovnyie-sposobyi-slovoobrazovaniya-sovremennoe-slovoobrazovanie

Словообразование

Процессы словообразования

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Для чего образуются слова в языке?

Образование новых слов может иметь несколько целей:

первая цель — обозначение реалий действительности сворачиванием в одно слово синтаксических конструкций (выключатель — то, чем выключают);
вторая цель
— перемещение в иную синтаксическую позицию того или иного смысла (например, от глаголов образуются существительные со значением действия типа пение, которые могут выступать в качестве предмета сообщения, занимая синтаксическую позицию подлежащего); словообразование может служить также для выражения стилистической характеристики слова (ср.: небо — небеса) и эмоционально-оценочных компонентов значений (ср.: книга — книжонка).

Словообразование наряду с заимствованием является важнейшим путем обогащения лексики русского языка.

В устной речи людей, а также в художественных и публицистических произведениях часто имеет место авторское словообразование: носитель языка придумывает, конструирует слова, не существующие в языке, ради языковой игры, придания своему тексту большей выразительности. Чаще всего придумываются не новые корни слов, а создаются новые словообразовательные производные по имеющимся в языке словообразовательным моделям.


Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:
1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.

Средство и способы словообразования

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.).

Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются.

Среди операций такого рода можно выделить следующие:
1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи): специалист ? спец;
2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин ? универмаг;
3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.

Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство,

например: земля + делать ?  земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс).

Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:

1)  приставочный:
делать  ? пере-делать;2)  суффиксальный:

синий ?  син-ев-а, мыть ?  мыть-ся, гордый ? горд-и-ть-ся;

3)  приставочно-суффиксальный:
стакан ?  под-стакан-ник, бежать ?  раз-бежать-ся, говорить ?  пере-говар-ива-ть-ся.
4) бессуфиксный:
синь ? синий, выход ? выходить
5)  сложение целых слов:
диван + кровать ? диван-кровать,
6)  сложение основ с помощью соединительных гласных:
лес + степь ?  лес(о)степь;7) сложение начальной части слова с целым словом:

стенная газета ? стенгазета;

8) сложение с одновременны присоединением суффикса:

Сок +о+ выжима-ть+-лк_( а) ?  соковыжималка;

9) сложение слогов и начальных букв (аббревиация):

Министерство иностранных дел ? МИД; городской отдел народного образования ? гороно;

10) Усечение основы производящего слова:

маг ? магнитофон, зам ? заместитель.

11) образование слов из словосочетаний:

с ума сшедший ? сумасшедший.

Образование слов путем перехода из одной части речи в другую

Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.

Например, некоторые  существительные образовались путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий). Этот способ еще называется субстантивацией.

Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу.

Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ? заведовать, заведующий — ‘тот, кто заведует’.

Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением — существительных (дома, весной), — прилагательных (попусту, в открытую), — деепричастий (сидя, лёжа),

— числительных (вдвое).

Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический.

С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ?  зима, леж-а ? лежать, по-пуст-у ? пустой.
 

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующему плану:1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.3. 3.Указать способ образования слова.


Приведем несколько примеров словообразовательного разбора:

1) излишество

излиш+еств (о)  ?  излишний; излишество — ‘что-то излишнее’;

способ словообразования — суффиксальный,2) заметались — форма глагола заметаться

за + метаться  ?  метаться; заметаться — ‘начать метаться’,

способ словообразования — приставочный.3) уходаухода — форма существительного уход

уход ? уходить; уход — ‘когда уходят, то же, что уходить’,

способ словообразования — бессуффиксный,4) снегокаты — форма существительного снегокат

снег + о + кат  ?  снег + кататься, снегокат — ‘то, на чем катаются по снегу’,

способ словообразования — сложение с помощью соединительной гласной.

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/22-slovoobrazovanie.html

Активные процессы в словообразовании

Процессы словообразования

Словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы – фонологией, морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых слов.

Словообразование служит группировке слов в отдельные лексические разряды, способствует формированию лексических значений. Именно на почве словообразования устанавливаются системные отношения между лексикой и грамматикой.

Обычно словообразование делят на словопроизводство (при использовании аффиксации), словосложение (при участии минимум двух полнозначных единиц), конверсию (при переходе, или транспозиции, слов из одной части речи в другую), аббревиацию (при сокращении исходных слов). Образование новых слов с помощью формальных средств называется деривацией, а сами произведенные слова – дериватами.

На фоне этих общих разновидностей словообразования выделяются отдельные способы словообразования.

Например, при использовании аффиксации характерны следующие основные способы: суффиксальный, префиксальный, постфиксальный – и способы смешанные, представляющие собой различные комбинации формальных средств словообразования, например суффиксально-префиксальный, префиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксальный и др.

Словообразование в высшей степени подвижно, в его системе заложены большие потенции, реализация которых практически не ограничена. Именно поэтому в активные периоды жизни языка они особенно дают о себе знать.

Бурные процессы в современном словообразовании объясняются причинами внеязыковыми и внутриязыковыми, которые чаще всего переплетаются, усиливают друг друга.

Например, законы аналогии, экономии речевых средств, законы противоречий, как правило, на уровне словообразования поддерживаются или стимулируются социальными причинами.

Так, ускорение темпов жизни усиливает действие закона речевой экономии, а рост эмоциональной напряженности в жизни общества активизирует процессы образования эмоционально-экспрессивных типов словообразовательных моделей.

Наибольшей устойчивостью обладают общие способы словообразования. Более изменчивы и подвижны типы словообразования в рамках стабильных способов.

Даже сам тип может использоваться как определенный образец для образования нового слова, например бомжатник по образцу лягушатник; ельцинизм по образцу фрейдизм; тамиздат, самиздат по образцу госиздат, политиздат; читабельный, носибельный, смотрибельный по образцу операбельный (в выступлении Е. Примакова – даже так: политика резонабельна); луноход, марсоход по образцу землеход и др.

Как видим, способы словообразования, типы и даже формальные словообразовательные средства (суффиксы) черпаются в самой словообразовательной системе, собственно новыми оказываются только номинации, единицы наименования, созданные «по образу и подобию. В словообразовательные процессы, таким образом, вовлекаются новые именования. «См.: Н.С. Валгина, Активные процессы в современном русском языке. – М.: Логос, 2003 г., 302 стр. »

Есть специальные языковые средства выразительности речи. Они очень разнообразны. Любой раздел языка: фонетика, лексика, грамматика – обладает ими. Первый критерий богатства речи – это количество слов, которые мы используем.

У Пушкина, например, в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а, прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску.

Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи.

Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов.

Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье), другие – уменьшительно-ласкательную (сынишка, бабуля), в третьих отображена оценка (старичок и старикашка, старикан).

Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов.

Помимо всего прочего русский язык обогащается за счет появления новых слов, выражений и сочетаний, развития новых значений у слов и устойчивых сочетаний, уже существующих в языке, расширения сферы употребления языковой единицы и т.д.

Инновации в языке отражают изменения, которые произошли в реальной действительности, общественной деятельности человека и его миропонимании или являются результатом внутриязыковых процессов. «Все изменения языка, – отмечал Л.В. Щерба, – … куются и накопляются в кузнице разговорной речи». Л. В.

Щерба, Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974, стр. 98. Поэтому в обогащении языка важную роль играет разговорный стиль с его менее строгими, по сравнению с книжными, нормами, с его большей вариативностью речевых единиц.

Разговорный стиль, связывая литературный язык с общенародным, способствует обогащению литературного языка новыми словами, их формами и значениями, словосочетаниями, видоизменяющими уже установившуюся семантику, синтаксическими конструкциями и разнообразными интонациями.

Не случайно писатели, поэты, публицисты постоянно прибегают к разговорной речи как неиссякаемому источнику обогащения литературного языка. Художники слова вводят в литературную речь наиболее меткие народные слова и выражения, наиболее удачные конструкции, разговорные интонации, способствуя тем самым ее обогащению.

Художественная литература играет первостепенную роль в закреплении инноваций в литературном языке. Подлинно художественные произведения учат читателя нешаблонному словесному оформлению мысли, своеобразному использованию средств языка. Они являются основным источником обогащения речи общества и отдельных людей.

Page 3

1. В.А. Артёмов, Очерк психологии речи. – М., 1954, стр.86.

2. О.М. Казарцева, Культура речевого общения. – М.: Флинта, Наука, 2001 г., 495 стр.

3. А.В. Калинин, Лексика русского языка. Издательство Московского университета, 1978 г.,232 стр.

4. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова, Современный русский язык. – М.: Рольф, 2002, 490 стр.

5. Н.С. Валгина, Активные процессы в современном русском языке. – М.: Логос, 2003 г., 302 стр.

6. Л.В. Щерба, Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974, стр.98.

Источник: https://studbooks.net/2150212/literatura/aktivnye_protsessy_slovoobrazovanii

ovdmitjb

Add comment