Irvuz

Процесс воспитания личности

Содержание

Процесс воспитания

Процесс воспитания личности

Определение 1

Воспитание представляет собой целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействия педагога и обучаемого, процесс организации многосторонней деятельности для формирования нравственных, политических, эстетических и физических качеств, процесс развития способностей человека и становления отношений с окружающей действительностью.

Воспитание – достаточно сложный педагогический процесс, который непосредственно связан с деятельностью субъектов данного процесса и их активностью.

Разрабатывая программу воспитательной работы необходимо учитывать специфику конкретного коллектива, группы, опираться на цели и конкретные задачи. При этом существуют общие концептуальные положения, ориентируясь на которые можно значительно повысить продуктивность воспитательного процесса.

Воспитание – организованный процесс

В педагогике есть разные подходы к организации воспитательной работы. Педагоги делятся на три категории:

  1. Одни полностью отрицают необходимость в специальной организации воспитательной работы.
  2. Другие считают, что она должна реализовываться в процессе обучения в симбиозе с воспитывающей функцией.
  3. Еще одна группа педагогов полагает, что в условиях учебного учреждения такая работа необходима, так как процесс учения не позволяет решать определенные задачи воспитания. Такие разные подходы существовали еще со времен появления в России университетов, при этом первая и вторая точки зрения преобладали. После выделения в середине $XIX$ века категории «воспитание» в педагогической науке произошло переосмысление ее и в образовании.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Внеурочная воспитательная работа – это самостоятельная категория, которая связана с учебным процессом. Воспитание и обучение имеют одну общую цель – формирование личности. Но воспитание не является продолжением учебного процесса, его нельзя просто свести к дополнительным занятиям.

Замечание 1

Воспитание опирается на общие с обучением цели, но параллельно должно реализовать собственную цель, содействовать духовному и физическому развитию человека, формированию необходимых индивидуальных и социальных качеств.

Цель воспитания – развитие личности

Замечание 2

Воспитательная работа руководствуется целью – разностороннее развитие человеческой личности с опорой на индивидуальность человека.

Частично данная цель осуществляется в процессе обучения, но только частично, так как обучение наделено собственной целью и ограничено рамками учебных программ и особенностями его организации. Внеурочная воспитательная работа обладает множеством возможностей для реализации этой цели.

Комплекс целей формируется, как правило, коллективом преподавателей, а ученики зачастую относятся к ним отстраненно или выдвигают свои привлекательные для себя цели. Целеполагание должно быть совместной деятельностью педагогов и воспитанников.

Системный подход в воспитании

Эффективность воспитания пропорционально зависит от наличия системности в этом процессе.

В реальной учебной жизни, что разноплановые компоненты не систематизированы и используются эпизодически.

В результате исследований доказано, что при педагогической систематизации всех средств, которые имеются в учебном заведении, уровень эффективности воспитательного процесса значительно повышается.

Сложной задачей является преобразование учебного заведения в продуктивную воспитательную систему. Оно должно быть пронизано воспитывающим духом. Такой нравственно-эстетический микроклимат мечтают создать многие руководители учебных учреждений, но удается это не всем.

О создании воспитательной упорядоченной системы, можно говорить, если воспитание превращается в функцию всего социального организма. Эта функция наделена своей логикой функционирования, развития, саморегуляции, самоорганизации.

Роль педагога и воспитанника в процессе воспитания

Во многих педагогических концепциях педагог считается ведущей фигурой воспитательного процесса. В таком случае воспитание приобретает авторитарный характер.

Не снижая значение педагога и организованной педагогической деятельности, в процесс воспитания необходимо включать самого воспитанника, его собственный потенциал и активность.

Делать это следует на всех ступенях организации воспитания, начиная уже с планирования.

Каждый индивид изначально самобытен, каждый по-своему воспринимает и персонифицирует внешние влияния, социальный опыт, отношения с другими субъектами процесса воспитания, каждый обладает своими темпами в воспитании и развитии, участвуя в одной деятельности. Данное положение требует превращения учеников в активных участников, субъектов воспитания.

Воспитательная система всегда наделена авторскими чертами педагога. При этом педагогические элементы могут повторяться и присутствовать в других воспитательных системах и даже выполнять другие функции.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/process_vospitaniya/

Формирование и воспитание личности

Процесс воспитания личности

Педагогика – это наука, которая исполняет фундаментальную роль в процессе формирования и воспитания личности. Во время педагогической деятельности осуществляется передача знаний, навыков и опыта более младшему поколению, то есть, пошагово выполняется подготовка обучающихся к независимой, автономной жизнедеятельности.

Педагогика тесно связана с такими дисциплинами, как психология, педиатрия, философия, этика, физиология, социология и социальная педагогика.

Процесс воспитания личности по средствам педагогики невозможен без знания, четкого владения всех перечисленных ученых областей, так как любой педагог обязан учитывать физиологические особенности (темперамент, телосложение, наследственность), личные качества, психотипы, присутствующие социальные факторы, манеры поведения учеников.

Для продуктивного воспитания детей подросткового и младшего возраста важно найти персонализированный подход к каждому обучающемуся. А незнание вышеизложенных основ может привести к психологическому, либо физиологическому нанесению вреда здоровью у школьников/дошкольников.

Развитие индивидуальности

Модификация личности происходит под воздействием двух факторов:

  • индивидуального — персональное восприятие событий, выбор приоритетов и моральных ценностей;
  • социального – становление личности выполняется под влиянием общества, общепринятых норм поведения в социуме, воспитательного процесса.

Целостное формирование и совершенствование индивидуальных качеств, характера, манер поведения напрямую связано с воспитанием. Оно ориентирует, способствует организации развития индивида исходя из приоритетов и целей социума.

Существует две основополагающих концепции, которые, прогностически определяют психологическое и социальное развитие индивидуальности:

  1. Генетическая концепция – предполагается, что все ценности, черты характера, стиль поведения, интеллект передается человеку по наследству при его появлении на свет.
  2. Внешняя (социальная) концепция — если верить данному представлению, то при рождении человека, на биогенетическом уровне в нем не заложено никаких «программ». Его поведение, личные качества, потребности формируются под воздействием окружающего общества, а также жизненных обстоятельств. В воспитательном и жизнедеятельном процессах появляются вынужденные требования, интересы, различные желания, которые со временем трансформируются совместно со взглядом на жизнь и жизненными устремлениями. То есть человек сам выставляет для себя приоритеты или моральные нормы, вступает во внутриличностные конфликты из-за невозможности непременного получения желаемого, либо в силу иных обстоятельств.

  Организация социального воспитания в школе

Как воспитание влияет на формирование личности?

Человек формируется в результате непосредственного влияния бесчисленных факторов – суб-, объективных, внешних — внутренних, естественных — общественных, сознательных — несознательных, контролируемых — возникающих непредсказуемо/мгновенно.

При этом, каждый отдельный индивид выступает, как субъект своего персонального формирования, развития, образования. То есть вне зависимости от происходящих вокруг событий, он не отображает их и не воспринимает фотографически. Он формирует на их основе собственное мнение, понятия. Определяет со своей точки зрения их необходимость, правильность и целесообразность.

Процесс целенаправленного формирования личности младшего школьника обеспечивает организованность во время его воспитания. Основной целью этой модели управления является усмирение его необузданности в обществе. Таким способом педагог добивается от обучающего дисциплины, упорядочивания действий, целостного поведения.

В процессе обучения между педагогом и учеником развиваются взаимоотношения социального типа. Педагогической целью является итог взаимодействия учителя — ученика, или иначе продукт их общей деятельности.

Последний показатель служит оценкой к работе педагога, качества организации им учебного курса, получить которую возможно только при воспроизведении анализа интеллектуального/социального совершенствования обучающегося, сдвигов в его развитии, непосредственно личностном становлении.

Воспитание – это дуальное действие, в котором ученик должен принимать активное участие. При этом координирующая роль всегда закреплена за педагогом. Обучающийся же выступает непосредственным участником воспитательных мероприятий, проходя которые он вправе выражать свое мнение, подчиняться или наоборот противостоять рассматриваемым стереотипам и нормам.

Воспитание, как средство к становлению индивидуальности

Воспитание признается основным фактором формирования личности. Во время воспитательного процесса дети активно взаимодействуют с ровесниками, взрослыми людьми и окружающей средой, по-другому – социализируются в обществе.

Составляющие компоненты воспитания

  1. Ребенок – объект воспитания. В период социализации у него развиваются субъективные ценности, устанавливается определенное видение, мировоззрение, появляются привычки, знания, прикладные навыки.

Часто просматривается тенденция копирования поведения взрослых, отдельных индивидов, так как обучающийся находится под постоянным влиянием более старших людей и окружающей среды.

Поэтому взрослые обязательно должны показывать пример корректного поведения!

  1. Взрослые – являются инициаторами воспитательного действия, но одновременно сами подвергаются воспитанию в различных жизненных ситуациях социума.

  2. Общество – коллектив создает условия для самоутверждения, самосовершенствования, удовлетворения эстетических, нравственных потребностей.
  3. Социальная среда – влияет на качество воспитательного процесса в рамках общества, дома, школы.

  Как воспитать ребенка личностью

Роль игры в воспитании личности

Для детей, посещающих ДДУ или школы, в процессе формирования и воспитания личности большое значение имеют игры. В игровой форме легче усваивается информация, дети проявляют свои личные качества, у них развивается стратегическое, образное мышление.

Как игра воздействует на развитие индивида?

  • В период игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, у них формируются навыки общения и поведения в социуме.
  • Развиваются лидерские качества, способность к самостоятельному осуществлению выбора, принятию решений.
  • Кроме того, логические/ролевые игры позитивно влияют на умственное мышление, память. Ребенок учится соответствовать определенной роли, начинает понимать значение установленных норм, правил, старается придерживаться их.
  • Зарождаются такие характерные черты, как – целеустремленность, ответственность, внимательность, дети учатся просчитывать исход жизненных ситуаций.

Анализируя поведение ребенка в игровой деятельности можно определить недочеты его обучения и развития, чтобы затем скорректировать персонализированный подход к нему для поправки данных нюансов.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/sotsialnoe/formirovanie-lichnosti

Воспитание личности путем нравственного и социального развития

Процесс воспитания личности

Ключевым вопросом педагогики является личность как предмет воспитания. Данное понятие рассматривается различными науками с учетом их специфики.

Социология, физиология, психология, педагогика и другие науки ведут активные исследования по вопросу воспитания личности.

Определение личности

Педагогика рассматривает оптимальные условия для правильного и гармоничного взросления личности во время обучения и воспитания.

Психология и педагогика рассматривают фактор формирования личности в трех направлениях:

  • Биологическом;
  • Социологическом;
  • Биосоциальном.

Представители первого направления считают, что человек – «дитя природы», поэтому все его существо подчиняется ее законам. То есть, потребности, желания и поведение обусловлено исключительно инстинктами, заложенными природой.

Общество заставляет человека подавлять естественные желания, подчиняясь придуманным законам.

Поэтому, чтобы скрыть неудовлетворенность жизнью и свои желания, люди вынуждены заниматься каким-либо видом деятельности, тщательно скрывая неудовлетворенность от происходящего.

Последователи социологического течения уверены в приоритете социального над биологическим. Несмотря на то, что человек, безусловно, существо биологическое, в течение жизни происходит его социализация. Ведь на личность постоянно воздействуют те социальные слои, с которыми человек проводит общение.

Более того, именно общество облагораживает поступки и мысли людей. Следовательно, биологические особенности проявляются ярко у личностей, низких по уровню развития.

Теория биосоциального развития личности предусматривает влияние и биологических, и социальных факторов. Восприятие, мышление и другие психические процессы имеют биологическую подоплеку. А способности и интересы – социальные факторы развития личности.

Современные подходы к воспитанию предусматривают рассмотрение личности в качестве биологического и социального единства. Безусловно, биологические изменения проявляются на особенностях деятельности и образе жизни личности. Однако социальная жизнь определяет мотивы и цели жизнедеятельности.

Общество прививает те приоритеты и ценности, которые необходимы для исправления физических погрешностей или особенностей характера.

Процесс формирования личности сложен. Ведь в процессе развития социальные и биологические факторы, постоянно взаимодействуя, распределяются неравномерно.

Процесс воспитания

Личность развивается под воздействием трех факторов:

  • Наследственности, которая проявляется бессознательно;
  • Окружающей среды, оказывающей влияние на подсознание;
  • Воспитания, которое является сознательным фактором развития личности.

Следовательно, воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности. Воспитание как процесс характеризуется организованностью, управляемостью и контролем. Оно направлено на совместную деятельность воспитателя и ребенка, а также на достижение поставленных целей.

Процесс воспитания состоит из различных целей, всевозможных методов и средств, содержания и результатов, которые были достигнуты.

Перечислим факторы, влияющие на этот процесс:

  • Наследственность и физическое здоровье;
  • Принадлежность семьи к определенному социальному и культурному слою общества;
  • Особенности жизни;
  • Профессия, социальный статус, семейные традиции;
  • Менталитет.

Существует еще ряд субъективных факторов, которые влияют на воспитание.

  • Особенности психики;
  • Взгляд на жизненные ценности;
  • Круг интересов воспитывающего и воспитанника.
  • Отношения с обществом;
  • Воспитательное воздействие.

Воспитание как фактор развития личности можно оценить по следующим критериям:

  • Желанием делать добро;
  • В своих поступках руководствоваться познанием истины;
  • Видеть и создавать красоту во всех ее проявлениях.

Комплексный подход к воспитанию предусматривает работу в следующих направлениях:

  • Умственное воспитание личности развивает интеллект и способности ребенка, стимулирует его любознательность к познанию окружающего мира. Оно включает в себя онтогенез следующих качеств:
  1. Память, сила воли и мышление — главные составляющие образования.
  2. Культура труда;
  3. Интерес к работе с учебными пособиями;
  4. Личностные качества.
  • Трудовое воспитание имеет цель развить ответственное отношение к различным видам трудовой деятельности, а также позволить накопить необходимый профессиональный опыт. Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности возможно только через привитие трудовых навыков.
  • Воспитание духовно и физически здоровой личности невозможно без физического воспитания. Оно позволяет развивать не только физические качества, но и силу воли, вырабатывая навыки самоконтроля и дисциплины.

Физическим развитием занимаются в школе, дома, в спортивных секциях, где регулируется распорядок дня, распределение часов отдыха, умственного и физического труда.

  • Формирование ответственности за судьбу Родины, семьи и других людей – главная задача гражданского воспитания.
  • В современном обществе появилась необходимость в экономическом воспитании. Молодое поколение должно уметь правильно распределить финансы в семье, на производстве, иметь представление о потоке денежных средств в масштабах страны.
  • Экологическое воспитание предусматривает развитие личности на основе ценностей окружающего мира, на умении радоваться непреходящей красоте природы, ценить ее богатства.
  • Умение ориентироваться в законах своей страны, знание своих прав и обязанностей как гражданина – качества, которые развивает правовое воспитание.
  • Способность видеть прекрасное, развивать и оберегать его – задача эстетического воспитания. Причем оно предполагает не только созерцание, но и обучение навыкам создания этого прекрасного своими руками.
  • Развитие ребенка невозможно без нравственного воспитания личности.

Нравственность

Постоянные изменения в общественной жизни, стремительное развитие научно-технического прогресса ставят перед педагогическим процессом ряд важных вопросов, решение которых необходимо в ходе воспитания.

Из-за переломного этапа в экономической и социальной сфере нашего государства учителя столкнулись с поколением, не имеющим нравственных ценностей или представляющим их в неправильном аспекте.

Несформировавшиеся личности детей и подростков остро реагируют на изменения в обществе, принимая их как вседозволенность и распущенность.

Желание достигнуть материального благополучия любым путем, который часто граничит с беззаконием, приводит к нарушению всех принятых моральных норм.

А ведь нравственное воспитание личности – главная цель воспитания. Уделяя мало внимания этому направлению, общество рискует получить бездушное поколение роботов, которое не брезгует для достижения цели никакими способами.

Воспитание и формирование личности нравственными ценностями заключается в развитии у детей нравственного поведения, чувств и навыков.

Проблема нравственного воспитания состоит в том, что ребенку рассказать о нравственности и морали недостаточно. Воздействие на личность произойдет только тогда, когда ее будут окружать люди, своим примером доказывающие необходимость именно такого поведения. В этом случае произойдет переход нравственных понятий в убеждения. А это является главным показателем нравственного развития ребенка.

Нравственность и мораль помогают детям преодолевать барьеры и кризисы в развитии. Четкое понимание различий между добром и злом, умение сочувствовать и сопереживать – показатель правильного развития молодого поколения.

Эффективным воздействием на личность будет совокупность всего педагогического процесса, где главная роль отведена вопросам морали.

Безусловно, результаты нравственного воспитания видны не сразу: это длительный и кропотливый процесс, который усложняется по мере взросления ребенка.

Более того, социальные условия и общество, в котором развивается человек, существенно влияют на формирование нравственности.

Воспитание личности в коллективе осуществляется с помощью различных форм, отражающих взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Известны их две основные классификации. В зависимости от количества детей, выделяют фронтальное, групповое и индивидуальное воздействие.

Классифицируют формы организации воспитательной деятельности и с помощью методов. Различают следующие, наиболее популярные методы:

  • Словесные;
  • Практические;
  • Наглядные.

Конечно, нельзя ограничиваться только указанными средствами. Педагогическая наука оперирует множеством различных форм и средств, которые используются в процессе нравственного воспитания.

Однако данные методы являются главными инструментами воздействия на сознания ребенка. Преподаватель может проводить беседу с отдельным учащимся при всем классе, в небольшой группе или индивидуально.

Все зависит от конкретной ситуации.

Процесс нравственного воспитания многогранен и требует отдачи как со стороны воспитывающего, так и со стороны воспитуемого.

Весьма действенен в этом процессе метод убеждения, с помощью которого происходит воздействие на чувства и сознание ребенка. С помощью этого метода объясняются определенные понятия и нормы поведения. Для того чтобы убеждение прошло успешно, необходимо подкреплять его примерами из жизни знакомых, родственников и друзей ребенка. Приводить примеры из кинофильмов, телепередач и популярных книг.

Углубить действие убеждения призван метод упражнения, который поможет на практике реализовать поставленные задачи. Для его реализации необходимо выполнять указанные действия, направленные на формирование личности. Деятельность данного метода весьма широка. Она не ограничивается только понятиями о правильном поведении, но и продолжает развитие сознания, взглядов и убеждений.

Эффективными в развитии личности являются и такие методы:

  • Поощрения и наказания, которые применяются для оценки отрицательных или положительных поступков.
  • Убеждение и работа с собственным сознанием через самоубеждение.
  • Мотивация и постоянное стимулирование мыслей и действий.
  • Внушение и самовнушение.
  • Обязательная коррекция поведения.
  • Создание искусственных ситуаций, с помощью которых отрабатываются навыки определенного поведения.
  • Проведение рефлексии.

Общая цель нравственного воспитания независимо от выбранных методов предусматривает формирование всесторонне развитой личности в аспекте гуманизма.

Задачи нравственного воспитания состоят в следующем:

  1. Учить детей пользоваться моральными принципами и законами в повседневной жизни;
  2. Содействовать развитию самосознания нравственности;
  3. Стимулировать дальнейшее развитие нравственности по мере взросления;
  4. Вырабатывать умение сопротивляться всему, что противоречит нормам морали;
  5. Воспитывать милосердие и любовь к окружающим.

Безусловно, помимо педагогики развивать нравственность молодого поколения призваны и другие факторы.

Ведь ребенок рождается, развивается, проходит все этапы взросления среди других людей. Он должен уметь регулировать свои желания и потребности с учетом потребностей окружающих. Поэтому очень важным моментом является социальное воспитание и социализация личности.

Социализация

Социальное воспитание зародилось в давние времена, но обоснование в науке этого процесса произошло недавно.

Это направление регулируется педагогикой. Социализация направлена на формирование социально зрелой и развитой личности. Происходит она путем включения детей в разные виды социальных отношений.

Развитие, социализация и воспитание личности неразрывно взаимодействует с обучением, образованием в целом и психологией.

Личность, ее социализация и воспитание – понятия комплексного педагогического процесса.

Однако деятельность педагога отвечает принципам социализации только тогда, когда она основана на раскрытии потенциала детей через творчество, трудолюбие и развитие личности во взаимосвязи с обществом.

Психология представляет социальное воспитание как сотрудничество воспитателя и ребенка, в результате которого воспитуемый осознает и корректирует значимые для него ценности.

В современной науке популярны следующие подходы к проблеме воспитания социализации:

  • Индивидуальный. Учитывает личные особенности воспитуемых.
  • Личностный. Дает возможность помочь ребенку осознать себя индивидуальностью, раскрыть и выявить возможности.
  • Возрастной. Использует особенности взросления и специфику развития в том или ином возрасте.
  • Гендерный. Призван помогать создавать условия для решения проблемы совместного или раздельного обучения мальчиков и девочек в обществе.
  • Дифференцированный. Выступает как основа использования целей социализации в разных системах.

Воспитывая социально успешную личность, необходимо придерживаться важных принципов:

  1. Принцип диалога. Он основан на тесном сотрудничестве воспитателя и детей, когда происходит обучение нравственности, а также использование принципов и норм морали в общественной жизни.
  2. Незавершенность. Воспитание не может быть завершено на определенном возрастном этапе. Это непрерывный процесс, который будет продолжаться всю жизнь.
  3. Дополнение. Множество факторов способствуют социализации. Только в совокупности, дополняя друг друга и не вызывая противоречия, они смогут осуществить развитие гармоничной и социально адаптированной личности.

Главным фактором успешной социализации является постоянное сотрудничество между членами общества.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

  • Общение между двумя личностями;
  • Сотрудничество членов группы внутри коллектива;
  • Общение нескольких групп людей;
  • Взаимодействия массовое.

Особенности содержания любого вида взаимодействия завися от национальной, культурной и социальной особенности участников групп. При этом в комплексе может происходить воспитание нравственности и толерантности.

Социализация личности предусматривает исполнение воспитуемым различных социальных ролей, умение органично входить в разные социальные группы и взаимодействовать с ее членами.

Подведем итоги

Социальное развитие личности происходит с помощью воспитания. Оно может быть успешным только при наличии социального окружения как объекта для подражания.

Воспитание личности происходит целенаправленно и комплексно, с учетом потребностей общества и нравственных ориентиров.

Источник: https://vospitannie.ru/rebenka/lichnost.html

Процесс воспитания – это что такое? Основы и методы процесса

Процесс воспитания личности

Процесс воспитания – это сложный и продолжительный этап, направленный на формирование гармоничной личности. Для начала выясним, что собой представляет термин «педагогика».

Происхождение термина

Греки назвали «педагогом» раба, который водил на занятия ребенка. Далее этим термином именовали воспитателей, учителей, преподавателей, а также специалистов в сфере педагогики.

В буквальном переводе слово означает «детовождение». Процесс воспитания – это развитие определенных качеств у подрастающего поколения.

Постепенно в это определение вносились некоторые корректировки, дополнения, но его основной смысл при этом не изменился.

На протяжении многих веков процесс обучения, воспитания и развития личности не предполагал специального рассмотрения, считался естественным для существования человечества.

На раннем этапе появления общества возникла необходимость передавать определенный опыт из поколения в поколение. Например, старшие члены семьи передавали молодому поколению свой опыт по собирательству, изготовлению различных орудий труда, организации домашнего хозяйства.

По мере роста человека как личности происходило усложнение его жизненного опыта, модернизировались методы процесса воспитания. Благодаря польскому педагогу Яну Амосу Каменскому появилась дидактика, являющаяся отдельной отраслью общей педагогики.

История педагогики

Процесс воспитания и образования имеет глубокие исторические корни. Для любого поколения актуальны три основные задачи:

  • освоить опыт своих предков;
  • приумножить приобретенные знания;
  • передать информацию потомкам.

Только в этом случае возможен общественный прогресс. Педагогика – это наука, которая изучает основные закономерности передачи информации старшим поколением, усвоение ее подрастающей сменой. Воспитание в процессе обучения направлено на приобретение социального опыта, который потребуется ребенку для трудовой деятельности и нормальной жизни.

Постепенно педагогическая деятельность начала выделяться в отдельную сферу деятельности. Сначала ею увлеклись философы Древней Греции. Именно в этот исторический период появился термин «школа», который означал досуг. «Гимназиями» стали называть общественные школы физического развития.

В 17 веке воспитание в процессе обучения выделяется в отдельную науку. В этот период активно разрабатываются идеи и принципы воспитания и в русской педагогике. Например, Михаилом Васильевичем Ломоносовым было создано несколько учебных книг по грамматике и риторике.

Категории педагогики

В восемнадцатом веке педагогическая наука стала самостоятельной отраслью, имеющей собственный предмет исследования.

В современном обществе процесс воспитания – это мероприятия, направленные на формирование и развитие личности в условиях ее образования, воспитания, обучения.

Как правильно организовать этот важный и ответственный процесс? Для этого нужны разнообразные методы процесса воспитания.

Среди основных категорий педагогики отмечают образование, воспитание, обучение, развитие.

Процесс воспитания – это развитие личности под воздействием внутренних и внешних факторов. Развитие происходит под воздействием природных и социальных факторов.

Особенности воспитания

Процесс воспитания личности является одним из важнейших в педагогике. В широком смысле воспитание предполагает целенаправленный процесс формирования духовных и физических сил личности, интеллекта. Это полноценная подготовка к жизни, активной трудовой деятельности.

В узком понимании воспитание является процессом формирования в подрастающем поколении бережного отношения к окружающей природе, другим людям. Это целенаправленный процесс, в ходе которого происходит приобретение личностью тех свойств и качеств, которые соответствуют интересам определенного общества.

Развитие полноценного человека осуществляется только путем воспитания, сопровождающимся передачей своего опыта, трансляцией наследия предков.

Основа воспитания и обучения

Каковы основные компоненты обучения и воспитания? Процесс воспитания человека основывается на навыках, умениях, знаниях. Именно они являются способом отражения действительности с помощью понятий, фактов, законов, представлений.

Умения предполагают готовность личности к самостоятельному и сознательному выполнению теоретических и практических действий на базе социального опыта, знаний, полученных навыков.

Воспитание в процессе деятельности предполагает использование системы специальных методов. Его результатом выступают умения, навыки, знания, способы мышления, которыми в итоге овладевает обучаемый.

Основные педагогические категории

Основы процесса воспитания, образования, развития – это основные педагогические категории. Образование является процессом саморазвития личности, связанным с овладением ею измерений, знаний, творческих навыков.

Образование можно рассматривать как социальную наследственность, передачу последующим поколениям своего опыта.

Организация процесса воспитания в современном образовательном учреждении связана с созданием благоприятных условий, направленных на учебную, а также внеурочную деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=KgTYhDFOs1M

Педагогический процесс представляет собой объединение воспитания и обучения, благодаря чему обеспечивается культурная преемственность поколений, готовность человека выполнять профессиональные и социальные роли.

Индивид в образовании осваивает сумму культурных и нравственных ценностей, которые соответствуют ожиданиям и интересам общества. Образование в полном соответствии со способностями и интересами личности является фундаментальным правом любого человека.

Государство всегда поддерживает воспитание. В процессе развития можно влиять на подрастающее поколение, формировать гармонически развитые личности, которые способны приносить пользу своей стране.

Культурная преемственность состоит в том, что не происходит стихийного формирования социальных ценностей личности. Процесс предполагает целенаправленное развитие и воспитание подрастающего поколения.

В качестве педагогического термина «образование» было введено в конце восемнадцатого века Иоганном Генрихом Песталоцци.

Долгое время этот процесс рассматривали как сумму умений, знаний, навыков, которые нужны для осуществления практической деятельности. В настоящее время особое внимание уделяется социализации как качественному и количественному изменению системы ценностей, установок, убеждений, моральных качеств, которые потребуются подрастающему поколению для успешной адаптации в социальной среде.

Современное воспитание

В наши дни педагогическую науку рассматривают как определенную систему, состоящую из отдельных элементов: процесса, результата. Классическая дидактика наделяет воспитание четырьмя аспектами: системностью, совокупностью, ценностью, результативностью.

Ценностная характеристика содержит три блока: воспитание как государственная, личностная, общественная ценность. Если образование подразумевает грамотность, профессиональную компетентность, менталитет, то воспитание характеризуется определенными моральными качествами.

Трудный и динамический педагогический процесс заставляет учителя решать массу классических и необычных воспитательных задач, связанных с гармоничным развитием личности. Они имеют несколько неизвестных, поэтому для успешного разрешения проблем педагог должен владеть воспитательными методиками.

Они состоят из разнообразных приемов, взаимосвязанных друг с другом. Например, для формирования взглядов, убеждений используют классическую беседу.

Приемы воспитания

В отечественной педагогике они являются конкретными операциями взаимодействия воспитуемого и воспитателя, зависят от цели их использования. Средства выступают предметами духовной и материальной культуры, применяемыми при разрешении педагогических проблем.

Методы воспитания представляют собой определенные пути воздействия на поведение, чувства, сознание детей в процессе подготовки их к социализации.

Для формирования у детей понятий, суждений, убеждений педагог проводит беседы, лекции, дискуссии, диспуты.

Опыт поведения формируется во время ролевых игр, а также при выполнении отдельных поручений, данных ребенку педагогом.

Для самооценки, стимулирования самостоятельной деятельности, педагог активно применяет наказание и поощрение, соревнования и конкурсы.

Духовная деятельность, направленная на осмысление бытия, создание нравственной позиции субъекта, становление его мировоззрения, осуществляется в тесной взаимосвязи с процессом приобретения научных знаний. Для развития мотиваций, осознанного поведения в отечественной педагогике используется прием личного примера.

Выберем некоторые приемы воспитания, имеющие максимальную результативность.

Используя притчи, сказки, метафоры, товарищеские дискуссии и споры, импровизации на различные темы, учитель постепенно формирует основную систему ценностей в своих воспитанниках.

После введения в образовательные учреждения федеральных стандартов второго поколения учителя стали уделять гораздо больше внимания творческим коллективным проектам, позволяющим не только обучать, но и воспитывать всех членов проектной группы.

Классификация воспитательных методов

В педагогической литературе описываются разные варианты, позволяющие достигать любых целей и задач. По характеру их делят на упражнение, убеждение, наказание, поощрение. В качестве общего признака выступает оценка деятельности воспитанников.

По результатам воздействия выделено два класса воспитательных методов:

  • влияния, которые создают нравственные мотивы, установки, отношения, идеи, понятия;
  • влияния, которые определяют некоторый поведенческий тип.

Самым объективным и удобным считают классификацию воспитательных методов по направленности. Эта интегративная характеристика, включающая в себя содержательную, целевую, процессуальную стороны воспитания:

  • формирование личностного сознания;
  • организация социального опыта поведения;
  • стимулирование деятельности.

Сознание можно формировать во время тематических лекций, этических бесед, рассказа, доклада, инструктажа. Для стимулирования (мотивации) самостоятельной работы воспитанников педагоги активно применяют рейтинговые системы отметок.

Остановимся на некоторых способах формирования личностного сознания. Не постоянные убеждения, а реальные поступки и дела характеризуют воспитанность современных школьников. Именно поэтому в основе воспитательного процесса находится социализация.

Учителя стараются комбинировать теоретические и практические приемы, чтобы добиться оптимального результата. Среди приоритетных направлений современного воспитания лидирует формирование чувства патриотизма, любви к родному краю, семейным ценностям.

Убеждение является вариантом разностороннего воздействия на практическую деятельность ребят. Для эффективного управления воспитательным процессом учитель учитывает действия воспитанников при работе над отдельными этапами, мелкими операциями.

Для формирования бережного отношения к культуре родного края, семейным ценностям необходимо использовать в работе не только внушение, но и примеры художественной культуры, знакомить школьников с лучшими людьми села, поселка, города, страны.

Педагог должен выстраивать четкую и последовательную цепочку действий, руководствоваться в своей педагогической деятельности здравым смыслом, опираться на социальный заказ. Учитель старается обращаться не только к чувствам воспитанника, но и к их разуму.

Лекция является развернутым, продолжительным, систематическим изложением сути определенной учебной, научной, воспитательной проблемы. В ее основе выступает обобщение теоретического либо практического материала. Лекция сопровождается иллюстрациями, презентациями, элементами беседы.

Диспут отличается от лекции и беседы возможностью школьников высказывать свою аргументированную позицию по рассматриваемому вопросу.

Именно диспут позволяет молодому поколению приобретать опыт отстаивания личной точки зрения, аргументации позиции, выдерживания этических норм ведения дискуссии.

Среди вариантов воспитательного воздействия на подрастающее поколение необходимо отметить стремление детей к подражанию.

Наблюдая за своими родителями, педагогами, старшими братьями и сестрами, дети вырабатывают собственную систему ценностей.

Для развития трудолюбия, патриотизма, высокой нравственности, верности долгу, перед глазами школьника должен быть положительный личный пример воспитателя или педагога.

Для формирования поведенческого опыта необходимы упражнения. Они предполагают планомерное и систематичное выполнение воспитанниками разнообразных действий, практических поручений, направленных на развитие личности.

Приучение представляет собой планомерное и регулярное выполнение конкретных действий, направленных на формирование положительных привычек. В ходе учебного процесса он реализуется путем выполнения специальных упражнений, а в воспитательной работе предполагает осуществление поручений, которые связаны с социальной средой.

Заключение

Исследования подтверждают эффективность использования при воспитании подрастающего поколения разнообразных соревнований. Для современных подростков характерно потребительское отношение к жизни, что негативно отражается на системе их ценностей. Для того чтобы избежать подобного подхода, Министерство образования провело модернизацию современных образовательных учреждений.

В настоящее время уделяется особое внимание организации полноценной внеурочной деятельности школьников, созданию дополнительных спортивных секций и интеллектуальных кружков. Только при комплексном подходе к процессу образования, воспитания, развития можно рассчитывать на реализацию социального заказа общества – формирование гармонически развитой личности.

Учителя понимают важность и значимость воспитательного процесса, поэтому в своей работе они руководствуются эффективными методиками и приемами, направленными на воспитание подрастающего поколения.

Источник: https://FB.ru/article/296122/protsess-vospitaniya---eto-chto-takoe-osnovyi-i-metodyi-protsessa

ovdmitjb

Add comment