Irvuz

Произвольное и непроизвольное внимание

Содержание

Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка

Произвольное и непроизвольное внимание

Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.

В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания.

Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет.

Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.

Особенности произвольного внимания

Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым.

Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.

Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.

Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения).

Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным.

«Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.

Сознательное приложение волевых усилий — особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.

Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:

•   его опосредованность и осознанность;

•   произвольность;

•   возникновение в ходе эволюции развития общества;

•   формирование в течение жизни;

•   прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;

•   зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания.

Виды и характеристики произвольного внимания

Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:

— Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.

— Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.

— Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.

— Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.

У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.

Произвольное внимание ребёнка

Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года.

К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции.

Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.

Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования.

Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов.

В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.

Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз.

Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание.

Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.

Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.

Формирование произвольного внимания

Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:

— Умение группировать воспринимаемые объекты.

— Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.

— Логически последовательные и понятные указания взрослого.

— Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).

— Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.

Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания.

Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание.

При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников.

От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.

В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.

В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.

Регулярные занятия и тренировки всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых тренажеров для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Alex Proimos

Источник: https://b-trainika.com/blog/proizvolnoe-osobennosti-formirovanie/

Основные виды и механизмы внимания

Произвольное и непроизвольное внимание

По происхождению и способам осуществления специалисты выделяют такие виды внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Направленность и сосредоточенность психической деятельности в зависимости от участия воли, может носить непроизвольный или произвольный характер.

Наиболее простое и генетически исходное непроизвольное внимание называют пассивным, вынужденным, потому что возникает оно независимо от целей, стоящих перед человеком.

Направленность и сосредоточенность психических процессов будет носить произвольный характер, если человек знает, что ему необходимо выполнить определенную работу в соответствии с поставленной целью и принятым решением.

Непроизвольное внимание является наиболее древним видом внимания. Его возникновение связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами, которые тоже между собой тесно связаны, но их для удобства разделили на категории:

Произвольное внимание отличается от непроизвольного внимания тем, что оно управляется сознательной целью и имеет усилия по активному её поддержанию. Выработан был этот вид внимания в результате трудовых усилий, поэтому его часто называют волевым, активным, преднамеренным.

Например, внимание человека сознательно направляется на решение заняться какой-либо деятельностью, даже если это не интересно. Произвольное внимание в каком-то смысле это подавление, борьба с непроизвольным вниманием.

Активное регулирование протекания психических процессов является основной функцией произвольного внимания, поэтому оно качественно отличается от непроизвольного внимания. Произвольное внимание возникло из непроизвольного в процессе сознательной деятельности человека. С его помощью можно менять эмоциональной состояние.

Произвольное внимание имеет социальные причины своего происхождения, оно не созревает в организме, а формируется при общении ребенка с взрослыми. Выделяя объект из среды, взрослый указывает на него и называет словом. Отвечая на этот сигнал, ребенок слово повторяет или схватывает сам предмет. Получается, что данный предмет для ребенка выделяется из внешнего поля.

Произвольное внимание тесно связано с речью, чувствами, интересами, прежним опытом человека, но влияние их косвенное.

Формирование произвольного внимания связано с формированием сознания. У 2-летнего ребенка сознание еще не сформировано, то и произвольное внимание находится в стадии развития.

Послепроизвольное внимание

Специалисты выделяют еще один вид внимания, которое носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Позже человек, как бы «входит» в работу, для него значимыми и интересными становятся не только результат, но и содержание, и процесс деятельности.

Такое внимание Н.Ф. Добрынин назвал послепроизвольным. Например, при решении какой-то сложной задачи, ученик решает её только потому, что её надо решить. Когда намечен правильный ход и задача становится понятной, её решение может увлечь. Произвольное внимание стало как бы непроизвольным.

Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, что отличает его от подлинно непроизвольного внимания. Поскольку здесь нет или почти нет волевых усилий, то оно не будет сходно и с произвольным вниманием.

Для послепроизвольного внимания характерна длительная сосредоточенность, напряженная умственная деятельность, высокая производительность труда.

Виды внимания показаны на схеме.

Механизмы внимания

В результате исследований советских и зарубежных ученых было получено много новых данных, которые раскрывают нейрофизиологические механизмы протекания явлений внимания. Сущность внимания заключается в селективном отборе воздействий. Согласно полученным данным это возможно на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

В состоянии бодрствования человека можно выделить целый ряд стадий. Например, постепенно глубокий сон может смениться дремотным состоянием, которое перейдет в состояние спокойного бодрствования. Это состояние называют расслабленным или сенсорным покоем.

На смену расслабленному состоянию может прийти высокий уровень бодрствования – активное бодрствование или бодрствование внимания, которое переходит в состояние резкого эмоционального возбуждения, страха, беспокойства – это так называемое чрезмерное бодрствование.

При состоянии повышенного бодрствования активное избирательное внимание возможно, а вот трудности сосредоточения возникают и на фоне расслабленного и на фоне чрезмерного бодрствования.

Подобные изменения бодрствования непрерывны и являются функцией уровней активности нервных процессов.

Любая нервная активация выражается в усилении бодрствования, а её показателем является изменение электрической активности мозга.

В различных ориентировочных реакциях проявляется переход от спокойного бодрствования к бодрствованию внимания. Реакции эти очень сложны и связаны с активностью значительной части организма. В этот ориентировочный комплекс входят:

  • Внешние движения;
  • Изменение чувствительности определенных анализаторов;
  • Изменение характера обмена веществ;
  • Изменение сердечных, сосудистых и кожно-гальванических реакций;
  • Изменение электрической активности мозга.

Физиологической основой внимания, таким образом, является общая активация деятельности мозга, но она не объясняет особенностей избирательного протекания процессов внимания.

Для выяснения физиологических основ внимания большое значение имеет принцип доминанты А.А. Ухтомского, согласно которому в мозге всегда есть доминирующий очаг возбуждения. Все возбуждения, которые идут в мозг, он привлекает к себе и доминирует над ними.

Такой очаг возникает не только в результате силы данного раздражителя, но и внутреннего состояния всей нервной системы.

В регуляции высших произвольных форм внимания, как считают многие исследователи, большую роль играют и лобные доли мозга.

Согласно современным данным, таким образом, процессы внимания связаны как с корой, так и подкорковыми образованиями, только роль их в регуляции разных форм внимания различна.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/vnimanie/osnovnye_vidy_i_mehanizmy_vnimaniya/

Произвольное внимание

Произвольное и непроизвольное внимание

Произвольное внимание – это один из видов внимания человека, проявляющийся свободной направленностью при использовании волевых усилий, направляющих его на необходимую, обязательную деятельность или объект, его отдельные качества или проявления, не вызывающие природного интереса. Произвольное внимание человека всегда идёт как противопоставление непроизвольному и считается более высокой формой развития психических функций, основанных на выполнении сознательной деятельности. Оно всегда определяется не интересом, а сознательно поставленной задачей, при которой направляется на обозначенные заранее предметы или их характеристики. Именно такая сознательная и опережающая непосредственную действенную активность, постановка задачи и ограничение восприятия отличает произвольное внимание от остальных видов.

Произвольное внимание является психической функцией, позволяющей слушать не очень интересные доклады; вести автомобиль, не отвлекаясь; рассматривать определённые объекты в чётко обозначенной последовательности, а не хаотичном порядке и многие другие операции.

На бытовом уровне оно может проявляться когда, читая записку или книгу, смысл придаётся содержанию, а шрифт или почерк обычно ускользают от оценки и вообще восприятия.

Если же намеренно ставится задача оценки каллиграфии, шрифта, размеры букв или оценки правильности написания (при обучении или в издательском деле), но благодаря произвольному вниманию будут оценены дополнительные параметры, выделенные заранее.

Удерживается произвольное внимание на практически одинаковом уровне, независимо от внешних факторов.

Направленность данного типа внимания обусловлена исключительно волевыми усилиями, поэтому более громкие звуки, яркие зрительные образы или собственные отвлекающие мысли лишь немного корректируют успешность деятельности.

В принципе сама особенность произвольного направления позволяет заранее минимизировать количество отвлекающих факторов или же выбрать другое удобное время для необходимого сосредоточения.

Если взять во внимание условия возникновения, то тут важным моментом является его прижизненное формирование и возможности развития при использовании орудий исторического развития, а не врождённые параметры. Возникновение данного типа внимания обусловлено определёнными стадиями развития личности, включающими физиологические процессы активации мозговых структур и психологические причины.

Причины возникновения произвольного внимания

Возникновение произвольного внимания обусловлено связями, возникающими вследствие наложения прошлого опыта и поставленной задачи, благодаря её формулировке. После того как данная функция была использована несколько раз в последующем при словесной постановке задачи внимание переключается произвольно.

Это похоже на тренировку привычки или выработку условного рефлекса.

Так, например, ребёнка могут просить смотреть по сторонам, переходя улицу, и когда у него за это будет присутствовать похвала или же несколько раз он испугается, практически попав под машину, на используемые ранее слова об обращении внимания на дорогу закрепляется осознанная реакция.

Важность поставленной задачи – чем выше значимость поставленной деятельности, особенно в контексте витальности или выживания, тем легче внимание можно произвольно контролировать. Это природные, врождённые факторы, позволяющие направлять своё внимание произвольно, соотнося с необходимостью, при этом вторым моментом является внутренний интерес.

Важно отметить разницу влияния интереса на возникновение произвольности или её отсутствия в процессе внимания – в случае непроизвольного интерес является ведущим мотивом, т.е. там, где ярче, лучше, увлекательнее на данный момент, туда и устремляется внимание.

В случае с произвольным вниманием интерес играет роль только, когда он включается долговременную перспективу и отражает глубинные, длительные ценностные и жизненные установки личности.

Именно интерес к перспективе позволяет сосредотачивать внимание на текущем моменте, а его эмоциональная наполненность при этом остаётся на втором плане, что в итоге даёт возможность заниматься неприятными или скучными вещами ради дальнейшего прогресса.

Исторической причиной возникновения направленного внимания считается эволюционное появление осознания в направлении трудовой деятельности, т.е.

тех её моментов, выполнение которых не регулируется инстинктивно или желаниями (животные не обладают).

Так развитие произвольного внимания осуществлялось ради приобретения возможности достижения перспективных и значимых целей, где была необходимость выполнять не только желаемые действия, но также и требуемые ситуацией.

Виды вниманияПроизвольное и непроизвольное внимание

Произвольное и непроизвольное внимание

Рассмотрим основные виды внимания. Это

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности.

Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию.

В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании.

Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли.

Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание – более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

  1. Неожиданность раздражителя.

  2. Относительная сила раздражителя.

  3. Новизна раздражителя.

  4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

  5. Контрастность предметов или явлений.

  6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: “Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что”, и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологическая особенность произвольного внимания

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Волевая регуляция внимания

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Благоприятные условия работы

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом друзья обсуждают интересную, но постороннюю по отношению к вашей работе проблему. Однако не возможно добиться полной тишины и не стоит терроризировать окружающих, требованием замолчать. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным.

Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для Вас, режим, ритм и внешние условия работы. Обычно такой стиль вырабатывается сам собой, хотя иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже помогать концентрации внимания.

Когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, то посторонние слабые раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Поэтому тихая музыка, рабочий шум, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

https://www.youtube.com/watch?v=286wwKIvIcs

Необходимо отметить такую особенность внимания, которая как бы связывает все другие психические явления, где оно проявляется, и не сводится к моментам различных видов деятельности человека. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания.

Эксклюзивный материал сайта “www.effecton.ru – психологические тесты и коррекционные программы”. Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Источник: http://www.effecton.ru/263.html

Примеры произвольного и непроизвольного внимания в психологии

Произвольное и непроизвольное внимание

Ежеминутно человек концентрирует свое внимание на сигналах и объектах внешнего мира, фильтруя информацию по принципу важности и актуальности.

Но как происходит процесс «фильтрации» и что лежит в его основе?

О способностях и значении памяти человека читайте здесь.

Понятие и виды внимания в психологии

Внимание — это способность человека в избирательном порядке направлять восприятие на тот или другой объект, сосредотачивая при этом мысли, зрение и слух.

Внимание также можно рассматривать как особенное свойство организма, позволяющее пропускать и воспринимать информацию высокой значимости, и позволяющее реагировать лишь на то, что представляет интерес.

Свойства:

  • устойчивость (способность долго концентрироваться на чем-либо одном);
  • переключаемость (способность быстро переходить от одного объекта к другому, в процессе успевая достигнуть максимальной концентрации на каждом из них);
  • отвлекаемость (степень восприимчивость к раздражителям, не находящимся в плоскости поставленной задачи);
  • объем внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов/раздражителей/источников информации);
  • концентрация (сосредоточенность на объекте);
  • распределение (единовременное выполнение нескольких видов деятельности, не подразумевающих переключение внимания).

Выделяют три вида внимания:

  1. Непроизвольное. Это самый простой, базовый тип, который в каждом человеке заложен на генетическом уровне. Его также называют вынужденным или пассивным. Непроизвольное внимание имеет биологическое происхождение и свойственно даже животным.
  2. Произвольное. Данный тип связан с волей человека, так как является управляемым и контролируемым.

    Произвольное внимание подчиняется сознательным целям, в связи с чем выделяется в ряду остальных типов. Оно имеет социальное происхождение.

  3. Постпроизвольное. Тип внимания, который по своей сути является переходом от произвольного внимания к непроизвольному.

Непроизвольное

Непроизвольное внимание является самым древним и пассивным типом, которое возникает вне зависимости от человеческого сознания и поддерживается без приложения волевого усилия.

Как различают активное и пассивное воображение в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

Причины и условия возникновения

Причина непроизвольного внимания кроется во внешнем мире (окружающей среде). Но оно также зависит от эмоциональных и инстинктивных предпосылок (особенностей) индивида.

Какое-либо явление, объект или деятельность захватывают человека из-за своей уникальности, занимательности, значимости и т.д.

Большую роль играет характер раздражителя: насколько он заметен в условиях окружающей среды и как сильно выделяется на общем фоне.

Яркие цвета, интенсивные запахи, чересчур громкие звуки и выразительные тактильные ощущения «переключают» внимание человека на себя.

При этом нет абсолютного показателя, отражающего силу раздражителя. Ведь в темной комнате свет фонарика будет привлекать к себе внимание, в то время как в освященном помещении включенный фонарь может остаться незамеченным.

Соответствие внутреннему состоянию человека — еще один значимый критерий. Голодный человек будет реагировать на изображение и запах пищи гораздо активнее, чем сытый.

Общая направленность личности тоже влияет на непроизвольное внимание. Человек будет направлен на восприятие объектов и ситуаций, связанных с приоритетными для него видами деятельности и интересами.

Отношение к раздражителю в связке с жизненным опытом также важно. Если человек усвоил, что наблюдение за животными приносит удовольствие, он будет долго наблюдать за игрой котят, увлекаясь этим зрелищем на уровне непроизвольного внимания.

Примеры

Примеры непроизвольного внимания:

  1. Индивид идет на улице и концентрируется на телефонном разговоре. Затем он ощущает резкий и грубый толчок в спину, из-за чего непроизвольно оборачивается и начинает искать виновника столкновения, непроизвольно концентрируясь на ситуации.
  2. Во время прогулки по тихому парку индивид слышит громкий крик ребенка, после чего начинает искать источник звука и пытается понять, как малыш оказался в парке без сопровождения взрослых.

    Этот звук, как и возникший в голове вопрос, занимает мысли человека непроизвольно, так как представляет интерес.

  3. Дожидаясь своей очереди к врачу, человек непроизвольно наблюдает за телевизором в холле больницы. Он просматривает рекламу, так как видео является самым динамичным и занимательным раздражителем в помещении.
  4. Девушка общается с парнем и одновременно ведет переписку с подругой. Своего собеседника она слушает невнимательно, так как сильно заинтересована обсуждением последних новостей с «коллегой по переписке». Но когда молодой человек начинает объясняться в чувствах, девушка моментально переключается на такую важную информацию, как признание симпатичного ей парня.

Примеры социальных установок и их соотношение с реальным поведением вы найдете тут.

Произвольное

Основная особенность произвольного внимания — это привязка к сознательным устремлениям и управляемость.

Подобный тип подчиняется воле и трудовому усилию.

Также данный тип называют активным и преднамеренным.

Физиологический механизм

Базовая функция произвольного внимания — регуляция психических процессов. В основе физиологического механизма лежит избирательная активация отделов коры головного мозга и их функциональное объединение под воздействием управляемой локальной активации.

Психологическая особенность

Когда человеку необходимо достичь определенного результата, он разрабатывает план действий, в который включена задача концентрации на чем-либо, чтобы подавить непроизвольное желание «распылить» внимание на более приятные и увлекательные вещи.

Человек руководствуется категорией «надо», отвечая требованиям деятельности.

Произвольное внимание не обусловлено контрастностью внешних воздействий. В процессе концентрации человек игнорирует интенсивные раздражители и может концентрироваться даже при условии отсутствия интереса.

Через 20 минут преднамеренной концентрации индивид утомляется, и способность управлять вниманием слабеет.

Маленьким детям не подвластно произвольное внимание, так как сознание еще недостаточно развито.

Управляемая концентрация на чем-либо вырабатывается после двух лет.

Как работают мотивации достижений и мотивации избегания неудач? Ответ вы найдете на нашем сайте.

Послепроизвольное

Говорить о послепроизвольном типе можно тогда, когда произвольное внимание переходит в категорию непроизвольного.

Например, когда ребенок начинает изучать буквы по настоянию мамы, сначала он выполняет задание неохотно и буквально заставляет себя включиться в учебный процесс, но затем просыпается азарт и желание успешно справиться с интересным уроком.

Внешние раздражители уходят на второй план, и школьнику больше не приходится сознательно концентрироваться на текущей деятельности. Т.е. условием возникновения постпроизвольного внимания является интерес.

Принципы педагогики построены на постпроизвольном внимании, так как произвольное и непроизвольное внимание у дошкольников и школьников не соответствует требованиям учебного процесса.

При произвольном типе дети быстро устают, пытаются «халтурить» и неохотно приступают к урокам, а непроизвольный тип не подразумевает организованной и контролируемой концентрации.

Правильный подход к организации внимания позволяет добиться эффективности в любом виде деятельности. И речь идет не только о концентрации посредством волевого усилия.

Важно понять принцип перехода от произвольного к послепроизвольному типу и научиться «регулировать» внешние раздражители для того, чтобы исключить неосознанный переход на непроизвольный тип.

О видах внимания в этом видео:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/proizvolnoe-i-neproizvolnoe-vnimanie.html

ovdmitjb

Add comment