Irvuz

Программирование мыслительной деятельности

Содержание

Как программирование влияет на мозг и мышление

Программирование мыслительной деятельности

Это правда, что мышление программистов устроено иначе, чем у других людей. Не сказать, что они обязательно умнее, логичнее или рациональнее остальных. Однако не так давно учёные приступили к изучению влияния программирования на мозг, и пришли к интересным заключениям.

Как занятия искусствами могут по-разному менять ваше мышление, так и программирование влияет на ваш образ мыслей — возможно, не так, как вы ожидали.

1. Программирование влияет на ваши когнитивные модели

Важно ли, с какого языка программирования вы начали свой путь в этой профессии? Да!
Звучит нечестно, правда? Как ни крути, а большинство из нас познакомились с программированием ещё в школе, и первый язык нам навязывали. Я начал с языка С. Те, кто постарше меня, начинали с FORTRAN, COBOL или BASIC. А те, кто младше? Вы наверняка начинали с Java или Python.

Вне всяких сомнений, структура языка программирования влияет на образ мышления. Эдсгер Дейкстра, один из влиятельнейших учёных в сфере информатики, знал об этом, когда сказал:

Инструменты, которые мы используем, оказывают глубокое (и подспудное) влияние на наши мыслительные привычки, и, следовательно, на наши мыслительные способности.

Затем он сказал:

COBOL уродует разум; его преподавание нужно расценивать как уголовное преступление.

И ещё:

Практически невозможно научить хорошо программировать студентов, которые раньше изучали BASIC: они умственно искалечены как потенциальные программисты, без надежды на восстановление.

Ой.

В каком-то смысле, все языки программирования равны, потому что они полны по Тьюрингу. С другой стороны, овладение одним языком может привести к проблемам в другом. Программисты на Java и на Python — два разных типа специалистов, которые совершенно по-разному подходят к программированию.

Иными словами, парадигмы и идиомы вашего первого языка программирования влияют, и даже диктуют ваши ментальные подходы к структурам данных, алгоритмам и так далее.

Более того, можно взять анонимизированный код и определить, кто его написал, опираясь только на выбранный подход к решению задачи и стиль написания кода. И чем сложнее задача, тем легче «деанонимизировать» код.

Обратите внимание на это исследование стилеметрии кода и расшифровку лекции, посвящённой той же проблематике:

Программисты могут обфусцировать переменные или имена функций, но не структуры, которые они подсознательно предпочитают использовать, или любимые операторы инкрементирования.

В английской языке есть пословица, которая суммирует всё вышесказанное в одной понятной фразе: «Когда у тебя есть только молоток, всё похоже на гвоздь». Таким образом, научившись программировать определённым образом, вы будете аналогично подходить к решению всех задач.

Так что выбирайте язык программирования с умом!

2. Программирование помогает укрепить здоровье мозга

Мозг часто сравнивают с мышцей, которую нужно постоянно тренировать, чтобы оставаться умным и сообразительным. Так ли это? И если да, то можно ли считать программирование ментальным упражнением, достаточным для укрепления здоровья мозга?

Авторы метаисследования 1991 года хотели выяснить «влияние компьютерного программирования на когнитивные результаты», и обнаружили, что студенты, имевшие опыт программирования, при тестировании когнитивных способностей набирают на 16 перцентильных баллов больше, чем студенты без опыта программирования.

В ходе более крупного исследования 1999 года подтвердилось, что «интеллектуальная деятельность препятствует снижению [когнитивных] способностей». Но также авторы отметили, что, возможно, снижение когнитивных способностей может привести уменьшению вовлечённости в интеллектуальную деятельность.

Авторы ещё более крупного исследования 2009 года пришли к тому же выводу, и предположили, что «люди, участвующие в деятельности, стимулирующей мозг, в последующие годы могут снизить вероятность [и даже оттянуть начало] болезни Альцгеймера и прочих видов слабоумия». К стимулирующей мозг деятельности отнесли чтение, письмо, головоломки, настольные и карточные игры, исполнение музыки.

Наконец, в исследовании, опубликованном в 2013-м, сказано, что лишь строго определённые виды мыслительной деятельность действительно улучшают наш мозг, а именно — интенсивная когнитивная деятельность, интеллектуально трудная и подразумевающая изучение чего-либо.

Конечно, эта тема требует большего количества исследований, но всё же трудно представить себе такую умственную деятельность, которая требует больше сил и больше сосредоточена на изучении, чем программирование.

Хотя все упомянутые исследования и не доказывают, что интеллектуальная деятельность делает нас умнее или способнее, однако результаты говорят о том, что трудные когнитивные задачи как минимум улучшают текущее состояние мозга и значительно снижают вероятность деградации.
Бытует точка зрения, что учиться программированию никогда не поздно, и описанные исследования лишь подтверждают это мнение. Программирование идёт на пользу!

3. Программирование — это не одни лишь математика с логикой

В исследовании 2014 года с помощью функционального МРТ изучалась активность мозга программистов, которые старались понять и проработать фрагменты кода. Выяснилось, что при изучении исходного кода задействованы пять областей мозга:

  • BA 6: средняя лобная извилина (внимание, язык, рабочая память)
  • BA 21: средняя височная извилина (семантический поиск в памяти)
  • BA 40: нижняя теменная доля (рабочая память)
  • BA 44: нижняя лобная извилина (рабочая память)
  • BA 47: нижняя лобная извилина (язык, рабочая память)

То есть при работе с исходным кодом в основном задействованы те части мозга, которые обычно связаны с обработкой языка, памятью и вниманием.

Обратите внимание, что при этом почти не задействованы разделы мозга, связанные с математикой и вычислениями — даже при анализе фрагментов с циклами, условными и арифметическими вычислениями, и прочими алгоритмическими операциями.

Конечно, исследование не было всеобъемлющим, и его авторы указывают:

  • В эксперименте использовались фрагменты кода меньше чем на 20 строк, а время работы с ними ограничивалось, то есть этот код не был особенно трудным для испытуемых.
  • Результаты исследования свидетельствуют не о том, что языки программирования сродни иностранным языкам, а лишь о задействовании тех же разделов мозга.
  • Испытуемые не писали код, а при этом могут быть задействованы другие области мозга, чем при анализе уже имеющегося кода.

Но вот что нужно отметить. Мы знаем, что программисты регулярно анализируют исходный код, написанный ими самими или кем-то другим. Мы также знаем, что программисты часто тратят больше времени на исправление и рефакторинг имеющегося кода, чем на написание нового с нуля.

Так что это исследование вовсе не бессмысленно. Программирование — не просто «деятельность левого полушария мозга», и можно даже предположить, что у «правополушарных» программистов есть определённое преимущество.

Barrayar

Источник

Источник: https://www.pvsm.ru/programmirovanie/277331

Алгоритмическое мышление

Программирование мыслительной деятельности

Мозги не гибнут от износа, а ржавеют от неупотребления.
П. Бови

Статья посвящена понятию алгоритмическое мышление. Что это такое? Для чего нужно его развивать? Как это делать? Ответам на эти вопросы и посвящена данная статья.

Любое живое существо, а тем более человек, с рождения сталкивается с непрерывно изменяющимся миром. Чтобы существовать в этом мире долго и успешно, нужно понимать, что произойдёт в следующую минуту.

А поняв это, предпринять действия, которые приведут к нужной цели. Ребёнок учится достигать цели постепенно. Для этого он овладевает различными навыками.

Сначала сидеть, ходить, говорить, читать и так далее.

Приобретаемые навыки подразумевают закладывание различных схем для действий в различных ситуациях. Сами схемы и их выбор в зависимости от обстановки является алгоритмом поведения. Чем сложнее навыки, тем более сложные алгоритмы они в себе содержат.

Зная даже некоторые общие принципы, гораздо легче овладевать конкретными навыками.

Общими принципами для всех навыков являются базовые алгоритмы, из которых строятся схемы, а также методы построения алгоритмов и их свойства.

Например, известный факт, что, освоив один иностранный язык, другой осваивать уже намного проще. Теперь можно ответить на многие вопросы, связанные с алгоритмическим мышлением. Иногда психологи называют его алгоритмический стиль мышления.

Тест на алгритмическое мышление

Что такое алгоритмическое мышление?

Алгоритмическое мышление можно понимать, как систему мыслительных приёмов направленных на решение задач. Тут скрыты две стороны понимания. Первая, определить чужой алгоритм. Вторая, построить свой.

Если при решении задачи необходимо взаимодействовать с чем-либо, придётся понимать, как оно устроено. Только потом можно встраивать свой алгоритм. Трудно представить задачу, решая которую, не нужно ни с чем взаимодействовать.

Даже если вы просто пытаетесь пройти в дверь, нужно знать «алгоритм двери». Сколько людей ломилось в открытую дверь, а она открывалась в другую сторону. Просто они не задали вопрос: «А почему она не открывается?»

Для чего нужно его развивать алгоритмическое мышление?

После того, как стало ясно, что такое алгоритмическое мышление, легко ответить и на этот вопрос. Чем легче мы умеем понимать чужие алгоритмы и строить свои, тем лучше. Другими словами, полезно знать и понимать, как и что устроено.

Такой тип мышления очень сильно помогает освоению многих знаний и навыков, в том числе и школьных предметов. Способность мыслить точно, формально, если это нужно, становится одним из важных признаков общей культуры человека в современном высокотехнологизированном мире.

Вот некоторые умения, которые требуется во многих сферах:

  • Разбиение общей задачи на подзадачи.
  • Умение планировать этапы и время своей деятельности.
  • Оценивать эффективность деятельности.
  • Искать информацию.
  • Перерабатывать и усваивать информацию.
  • Понимать последовательные, параллельные, недетерминированные действия.

Конечно, ещё Гёте заметил, что сущее не делится на разум без остатка. Но разум очень помогает в жизни. Когда говорят, что человек умеет думать, обычно, подразумевают развитое алгоритмическое мышление.

Как развить алгоритмическое мышление?

Как и всё, что требует развития, алгоритмическое мышление нужно тренировать. Можно тренировать бессистемно, например, играя в стратегические игры. Но так развитие получается однобокое. Хуже всего будет развито понимание свойств и ограничений.

Пониманием и построением алгоритмов занимается информатика. Информатика также изучает их свойства. Логично предположить, что изучение дисциплин, связанных с информатикой и программированием, разовьёт алгоритмическое мышление наилучшим образом.

Из такой широкой области как информатика, стоит выделить программирование. Изучать свойства алгоритмов и учиться с ними работать лучше всего на примере программирования. Ещё и сам компьютер интересная и полезная вещь, что тоже добавляет мотивации при обучении программированию. Академик А. П. Ершов ещё в 1986 году говорил, компьютерная грамотность – вторая грамотность.

Выводы

Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому курс, развивающий алгоритмическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.

По этой причине информатика и её основная часть – программирование, должны быть одними из базовых предметов для изучения.

Для достижения этой цели через обучение программированию и создан курс «Развитие алгоритмического мышления».

Проверь своё мышление

Здесь приведён хороший современный тест развитости алгоритмического мышления.

На сколько процентов вы знаете функции своего сотового телефона, примерно так и развито алгоритмическое мышление. В этом тесте можно сотовый телефон заменить пультом дистанционного управления телевизора или проигрывателя.

Люди, успешно прошедшие этот тест вряд ли остановятся на начальном развитии алгоритмического мышления. Для них разработан следующий этап – курс «Базовое программирование».

Скачать статью в виде PDF.

Источник: https://informat.name/articale/art_algmind.html

Как развить аналитическое мышление и стать успешным?

Программирование мыслительной деятельности

Многие гуру бизнеса в своих книгах или на тренингах начинают общение с аудиторией с того, что указывают на ошибки мышления современного человека.

Дело в том, что по сути, если отбросить все стереотипы и предположения, в дошкольных учреждениях и школах нас не учат развивать мышление.

Дети решают определенные задачи, учатся работать с данными, получать условия и даже анализировать действия, однако, для личностного роста условия создаются только в институте, и то, это ограниченные курсы базовых предметов.

Человек использует различные виды мышления:

  • Логическое мышление – его задача – обобщать происходящее, находить последовательности, причинно-следственные связи.
  • Дедуктивное мышление – очень похожий на логическое мышление процесс, однако он отличается генерацией умозаключений, а не сравниванием происходящего с логическими действиями. Человек сам определяет связанные процессы и сам понимает, к чему они приводят.
  • Аналитическое мышление – очень связано с логикой, чаще всего характеризует умение быстро находить эффективное и оптимальное решение в той или иной ситуации.
  • Творческое мышление – здесь в большей степени работают не логические центры, а творчество, воображение. Оно отвечает за генерацию креативных идей, мыслей.
  • Индуктивное мышление – некая форма логического мышления, которая отвечает за обобщение и подведение итогов в мыслительном процессе.

Интересно, что логическое и аналитическое мышление (как наиболее взаимосвязанный тип) сохраняются до глубокой старости, до того времени, пока мозг не атрофируется и не теряет способность к рациональному исследованию окружающего мира.

Особенности человеческого развития личности таковы, что кто-то в своей жизни основывается на логических выводах и активно использует логику, кто-то живет и принимает творческие решения, которые диктует воображение, желания, эмоции. Это не хорошо и не плохо, просто такова предрасположенность человека. Однако аналитическое мышление можно развить, причем считается, что логику развивать труднее, чем творческие способности.

Мышление – это способность к моделированию систематических отношений с окружающим миром. Чем чаще вы будете решать задачи определенного типа и сложности, тем больше будет развиваться логическое мышление.

Аналитический склад ума ценится на руководящих должностях, у тех людей, которые должны решать огромный поток различных по типу задач, и находить оптимальное решение для них.

Более того, способность к аналитическому мышлению позволяет складывать общую картину мира, что помогает добиваться больших успехов за счет понимания причинно-следственных связей.

Как развить аналитическое мышление?

Первое, что нужно знать, перед началом работы по саморазвитию, это то, что аналитическое мышление очень тесно связано с логикой. Следовательно, решая задачи на логическое мышление, вы сможете получить аналитический склад ума, переориентировав свое мировоззрение.

Решайте задачи, ребусы, кроссворды, сложные головоломки, разгадывайте загадки. В школе мы все получаем базу, особенно на математических предметах.

Со временем же, особенно после начала трудовой деятельности, большинство людей забрасывают свое развитие, ошибочно полагая, что работа в себе содержит все условия для улучшения качеств.

Аналитическое мышление развивается у каждого по-разному, с разной скоростью и разными результатами. Особенно аналитический склад ума развивается быстро при изучении иностранных языков, языков программирования, при работе с техникой, сложными механизмами, большими массивами данных.

В современном бизнесе тяжело сказать однозначно, что привело к успешности предпринимателя, его аналитический склад ума, или решение огромного количества задач улучшили способности к мышлению.

Однозначно известно то, что навык стратегического видения, прогнозирования результата, работа на достижение различных целей, путем определенных алгоритмов и действий – заслуга аналитического мышления, которое можно и нужно развивать.

Создавайте ситуации

Данная техника очень проста и доступна, поскольку вам потребуется немного свободного времени и ваш интеллект. Суть задачи заключается в придумывании определенной ситуации, постановке цели и формирование эффективного решения. Например: Ваша цель – полететь в космос.

Для этого вам потребуется либо участие в космической программе, либо деньги для покупки билета по программе космического туризма. Если у вас есть проблемы со здоровьем, или вы имеете пожилой возраст, а физическая подготовка слаба – ваш выход только в покупке места в Шатле.

Развивая эту идею, работая над генерацией цепочки решений, анализируя информацию, вы развиваете свое аналитическое мышление.

Если вы не хотите тратить время впустую – начните планировать собственное дело, покупку загородного дома или автомобиля, анализируйте, что вам может пригодиться во время поездки на заграничный курорт.

Психологические тренажеры

Конечно, команда BrainApps не могла упустить из виду необходимость развития аналитического мышления.

У нас вы найдете огромное количество игр и тренажеров, которые направлены на развитие в том числе и логики.

Есть задачи на быстрое принятие решения, поиск оптимального ответа, на восстановление полной картины, располагая частностями. особенность нашей площадки – мощная поддержка пользователей. Вы получите:

  • Личного тренера – уникальный специально разработанный механизм построения тренировок согласно вашим целям и способностям;
  • Статистический модуль – возможность проверки в личном кабинете прогресса вашего развития, для еще более эффективных тренировок;
  • Интересные и захватывающие игры, которые придутся по вкусу и взрослым и детям.

Помните, самая лучшая инвестиция – это инвестиция в себя! Ваш интеллект – это величайший феномен, который требует к себе бережного и ответственного отношения. Занимайтесь, и результаты ваших тренировок не заставят себя ждать.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2015/11/kak-razvit-analiticheskoe-myshlenie-i/

Мышление. Мышление как познавательный процесс

Программирование мыслительной деятельности

Интеллект — совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком — его мыслительные способности.

В психологии существует понятие структуры интеллекта, однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р.

Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую — «текучую» (fluid), и статическую — «кристаллизованную» (crystallized). Согласно его концепции «текучий интеллект» проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека.

«Кристаллизованный интеллект» больше зависит от социальной среды и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

  • способность к обучению (быстрому освоению новых знаний, умений и навыков);
  • способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;
  • способность к решению практических задач и проблемных ситуаций;
  • объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий.

Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области; тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом; тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого, существуют и специальные тесты. Например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр.

К наиболее известным тестам такого вида относятся:

  • тест Стенфорда-Бине — оценивает интеллектуальное развитие ребенка;
  • тест Векслера — оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта;
  • тест Равена — невербальный интеллект;
  • тест Айзенка (IQ) — определяет общий уровень развития интеллекта.

При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант.

Развитие мышления в процессе онтогенеза

Мышление формируется у человека не сразу. У новорожденного оно отсутствует, его деятельность определяется исключительно безусловными рефлексами — однозначными ответными реакциями на определенные раздражители. У грудного младенца в возрасте нескольких месяцев мышления также нет, но у него уже формируются условные рефлексы.

Это означает, что его мозг может гибко связывать между собой два раздражителя и адекватно на них реагировать — например, младенец улыбается матери и плачет при виде незнакомого человека. Только к концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления, причем оно существенно отличается от мышления взрослого.

Согласно представлениям швейцарского психолога Жана Пиаже, существует четыре стадии развития мышления (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Основные стадии развития мышления по Ж. Пиаже

Стадия Возраст стадии развития мышления
Стадия сенсомоторного интеллекта 1-2 года Развитие способности воспринимать и познавать предметы реального мира. К концу этой стадии ребенок становится субъектом — выделяет себя из окружающего мира
Стадия операционального мышления 2-7 лет Развивается речь, активизируется процесс интериоризации внешних действий. Развитие эгоцентризма мышления (трудность принятия позиций других людей)
Стадия конкретных операций От 7-8 до 11-12 лет Возможность давать логические объяснения своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую. Понимание двух важных логических формул: если А = В и В = С, то и А = С и А + В = В + А. Способность объединять предметы в классы
Стадия формальных операций От 12-15 и далее Способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий

Основные виды мышления

По мере развития психики человека в процессе его социализации основной способ его мышления постепенно меняется от конкретного к более абстрактному, от внешнего, предметного к внутреннему.

Первый способ мышления ребенка — наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.

Следующая ступень — наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).

В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы — чаще зрительные (у музыкантов — слуховые).

Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека.

Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств.

Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься непосредственно органами чувств человека.

Помимо классификации мышления по форме, существуют и иные способы выделения отдельных видов мышления. Они могут различаться по степени развернутости, по характеру решаемых задач и т. д.

Эти виды мышления (кроме третьего, разобранного ранее) отображены в табл. 9.3.

Таблица 9.3. 

Специфические черты различных видов мышления

Вид мышления Его особенность
Теоретическое Мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил
Практическое Мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности
Дискурсивное (аналитическое) Мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека
Интуитивное Мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным
Репродуктивное Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников
Продуктивное Мышление на основе творческого воображения

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7

Источник: https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1015-myshlenie-myshlenie-kak-poznavatelnyj-process.html/2

7 советов и 3 упражнения для развития логического мышления

Программирование мыслительной деятельности

Развитие логического мышления способствует усовершенствованию умения человека рассуждать и мыслить непротиворечиво и последовательно. Читайте далее о развитии логического мышления.

Логическое мышление и логика

Логика представляет собой науку о формах, способах и правилах умственной познавательной деятельности.

Логика необходима людям практически во всех жизненных ситуациях: начиная с простой беседы с оппонентом, выбора товаров в магазине, и заканчивая решением сложных технических или информационных задач.

Мышление способствует нахождению обоснования определенным явлениям. Логика помогает осмысленно оценивать окружающий мир и грамотно выстраивать речь и суждения.

5 особенностей логического мышления

Наука логика изучает методы достижения истины, исключающие чувственный опыт, а основываются на процессе изучения и познания окружающих вещей на знаниях, которые были получены ранее.

Существуют интересные отличительные черты и особенности развития логического мышления:

Эмпирическое познание

Основанием для логических законов служат эмпирическое познание. Конкретный человек сформировал ситуацию, стал очевидцем происшествия, увидел их последствия и сделал свои умозаключения и выводы. Законы логики формируются экспериментальным путем.

Приобретенное, а не врожденное

Логика и логическое мышление является приобретенным, а не врожденным качеством людей. Человек изучает и развивает их в течение всего жизненного пути.

Стремление к комфорту

Люди иногда неосознанно не желают развивать мышление и делать грамотных логических умозаключений, стремясь думать так, как комфортнее и проще.

Циничный расчет

Логическое умозаключение и мышление может стать орудием для совершения антигуманных поступков.

Мир, который окружает людей, обладает двумя противоположными сторонами: добро и зло, положительное и отрицательное.

Поэтому логика, несмотря на всю пользу, приносимую человеку, может принести много вреда.

Циничный расчет и логика ставят на последний план такие понятия, как «самопожертвование» и «любовь к ближнему».

Научность

Наука обладает некоторыми аксиомами. Отклонение от них является признаком психического расстройства.

6 главных аксиом логики

Развитие и усовершенствование логического мышления невозможно без знания логических аксиом, являющихся основой мировоззрения человека:

Необратимость времени

С детства люди знакомятся с понятиями «вчера», «завтра», «сегодня». То есть начинают осознавать разницу между прошлым и будущим.

Следственные связи, их последовательность

Невозможность существования одних и тех же фактов в определенном промежутке времени: при плюсовом температурном режиме вода не может замерзнуть, а женщина, ждущая ребенка, не имеет возможности забеременеть.

Дедукция

Дедуктивный метод мышления основывается на логических законах и ведет от общего к частному: прошел сильный ливень, деревья стали мокрыми. Метод дедукции дает 99,99% истинный ответ.

Индукция

Этот метод умозаключений ведет от общего к частному и основывается на похожие свойства разных предметов и объектов: деревья, дорога и машины мокрые – идет ливень. Индуктивный метод обладает 90% правдивости, так как деревья и другие предметы могут стать мокрыми не только из-за дождя.

Последовательность действий

Если человек совершает поэтапно несколько последовательных действий, то он получает ожидаемый и удовлетворительный результат.

Человек – нелогичное существо

Умозаключения очень часто идут вразрез с моралью и этикой, а в отдельных случаях с законодательством.

Ведь маньяки и люди с нарушенной психикой считают, что убивая и осуществляя насильственные действия, они поступают логично.

Неестественное формирование логического мышления с детства в условиях военных действий и экстремальных ситуаций провоцируют впоследствии людей к совершению ужасных поступков с точки зрения гуманности.

Наука не является совершенной, поэтому в реальной жизни логика может уступать истине. Ярким примером является ситуация, когда женщина делает логичное, по ее мнению, умозаключение: мужчина не звонит, ведет себя отчужденно, значит, я ему не нравлюсь.

Как показывает практика, в 85% случаев безразличие со стороны противоположного пола является признаком заинтересованности в формировании и развитии взаимоотношений. А в выводе женщины виноваты погрешности индуктивного метода.

Функции логического мышления

задача науки заключается в получении истинного знания о предмете размышления, основываясь на рассуждениях и разборе различных аспектов рассматриваемого явления и ситуации.

Логика – это основной инструмент, используемый в каждой известной на сегодняшний день науки.

  1. исследовать утверждения и вывести из них другие умозаключения;
  2. научиться грамотно мыслить, что поможет в самореализации и достижении целей.

Как развить логическое мышление

Люди, стремящиеся к внутренней гармонии, успеху и благополучию в основных сферах жизнедеятельности, задают вполне естественный и актуальный вопрос: как развить логическое мышление?

У каждого человека оно в определенной степени развито. Но для оптимального и наилучшего понимания действительности и получения способности использовать это в определенных ситуациях необходимо уметь быстро и грамотно логически мыслить. Каким образом можно научиться этому?

Тренировка мозга

Необходимо регулярно тренировать мозг, не ленясь и не откладывая на потом.

Многие ошибочно предполагают, что люди появляются на свет с предварительным конкретным умственным потенциалом, поэтому не могут стать умнее, мудрее или глупее, чем заложено генами и природой.

Это утверждение неверно, так как любой человек, регулярно тренируя свое мышление, развивается до конца своего жизненного пути.

Эффективным методом самосовершенствования является постоянная зарядка для ума.

7 советов для развития логического мышления

  • Рекомендуется в свободное время разгадывать любые логические задачи, созданные и для детей, и для взрослых. Необходимо решать ребусы. Не стоит пренебрегать простыми загадками вида «найди отличия».
  • Регулярно необходимо проходить тесты на IQ.

    Результат при этом не очень важен, главное, процесс, во время которого происходит развитие мыслительных и умственных способностей.

  • Следует играть в логические игры с друзьями или знакомыми: шахматы, нарды и другие виды.
  • Рекомендуется заниматься самообразованием и изучением наук.

  • Необходимо учиться спорить, основываясь на факты и аргументируя свои умозаключения.
  • Нужно ввести в привычку чтение хороших детективов.
  • Специалисты утверждают, что в развитии логики большую роль играет интуиция. Как не парадоксально это звучит, но человеку необходимо научиться доверять ей.

    Ведь интуиция представляет собой итог умозаключений, сделанных на подсознательном уровне, когда люди неосознанно делают выводы из информации, которая некогда уже была получена мозгом.

3 упражнения для развития логического мышления

Очень эффективны коллективные упражнения для логического мышления:

Кодирование известных фраз, куплетов песен и пословиц

Группа людей делится на две компании. Каждая из них предлагает своим соперникам разгадать смысловую загадку, предающую содержание текста.

Пример: У служителя церкви в собственности находилось живое существо.

Несмотря на большие чувства к нему и привязанность, человек нанес насильственные действия над биологическим видом, что привело к летальному исходу последнего.

Причиной такого поведения стало то, что живое существо употребило в пищу кусок продукта животного происхождения, который ему не был предназначен. Алгоритм таких действий является бесконечным.

Ответ: «У попа была собака…».

Аргументы и причины

Один человек из команды начинает искать причины конкретного действия кого-либо, потом причины причин и так далее до тех пор, пока не будут выяснены аргументы поведения.

Убрать лишнее

Очень полезно выполнять упражнения, где из набора слов, чисел или картинок необходимо убрать лишнее, основываясь на логическом мышлении.

Пример: стул, шкаф, табурет, пуф.

Ответ: шкаф.

Тренировать мышление при помощи этого упражнения можно самостоятельно, прибегая к тематическим играм в социальных сетях, или в коллективе, где каждая команда самостоятельно придумывает задания для противников.

Упражнения для развития логического мышления помогут любому человеку в личностном росте, самоутверждении и решении спорных жизненных вопросов.

Ещё упражнения

Еще больше упражнений можно найти в следующей статье:

Читайте далее:  Развитие мышления

Логика – это сложная и очень интересная наука, для каждого человека она открывает свои секреты мышления.

Развитие других видов мышления

Читайте далее:  Развитие критического мышленияЧитайте далее:  Развитие творческого мышления

Источник: https://pikacho.ru/razvitie-logicheskogo-myshleniya/

ovdmitjb

Add comment