Irvuz

Профилактика компьютерной зависимости

Содержание

Профилактика компьютерной зависимости: основные способы

Профилактика компьютерной зависимости

Проблема компьютерной зависимости существует уже не первый год, а вот эффективного способа до сих пор нет. Существуют разработки и программы для борьбы с недугом, но пока они не усовершенствованы до оптимального уровня.

Компьютерную зависимость, как и алкоголизм или наркоманию, лечат похожими способами. Созданы клиники, специализирующиеся на проблеме, а также есть сертифицированные специалисты, работающие в этом направлении.

Как и при борьбе с другими недугами, профилактика компьютерной зависимости имеет важное значение для предотвращения проблемы.

Почему профилактика может быть бесполезна

Проблеме компьютерной зависимости у детей и взрослых не уделяют должного внимания. Это напрямую связано со сложностью определения признаков болезни.

Близкие и сами пользователи не сразу замечают сигналы о развитии проблемы, даже если они явно выражены.

Плохая осведомленность о симптомах компьютерной зависимости у детей младших классов и подростков приводит к предболезненному состоянию, а обращения к специалисту происходят уже на момент прогрессирующей стадии недуга.

Еще одним фактором неэффективной профилактики зависимости у детей оправданно считают неинформированность о существующих методах борьбы. Само существование проблемы больные и их родственники подтверждают только тогда, когда заболевание уже сформировано, и профилактика компьютерной зависимости не просто неэффективна, а бесполезна.

Компьютерная зависимость чаще всего встречается у детей младших классов, а их родители либо зависимы сами, либо просто не замечают проблем.

Они считают, что их ребенок просто в отличие от них показывает чрезвычайные способности и обладает высокими компьютерными знаниями.

У детей младших классов проблема игровой зависимости всегда проходит явно, а взрослые умело скрывают влечение к разным типам игр.

Виды профилактики

Компьютерная зависимость еще много лет назад приобрела масштаб социальной проблемы, и Всемирная Организация Здравоохранения рассматривает ее как один из масштабных недугов человечества. Интернет, масса игр и ресурсов просто манят и не дают развиваться личности.

В зависимости от стадии зависимости определяют и виды профилактики недуга: первичные, вторичные и третичные методики.

Первичные методы

К этим методам относят способы борьбы с развитием патологического состояния игровой привязанности к компьютеру у детей и взрослых. Существует четыре направления для предупреждения зависимости:

  • воспитательные работы среди детей и молодежи;
  • санитарное воспитание населения;
  • общественные мероприятия, связанные с современными компьютерными технологиями;
  • административные мероприятия на законодательном уровне.

К первичной профилактике игровой зависимости относят информационную осведомленность населения.

Среди молодежи проводят ознакомительные беседы, направленные на информирование о существовании социальной и психологической проблемы, ее признаках и последствиях, к которым может привести зависимость от игр.

Вторым шагом осведомления подростков является вербальное общение с целью донести информацию о существовании методов профилактики, предупреждающих зависимость от компьютерных игр.

Среди информационных мероприятий выделяют такие:

  • беседы с узкопрофильными специалистами и психологами;
  • публикации о компьютерной зависимости в СМИ;
  • доведение информации родственниками и близкими;
  • телефон доверия.

Совместно с беседами о потенциальной опасности компьютерных игр, у детей на информационном этапе проводятся работы для улучшения отношений между ними. Также рассматривают и больше изучают механизмы игровой зависимости и технологии общения. На этом этапе необходимо показать подростку важность живого общения между людьми.

Эмоции, которые получает человек при обычном общении, всегда ярче компьютерной переписки или компьютерных игр.

Важную роль играет влияние на детей их близких родственников. Существуют программы профилактики компьютерной зависимости и влечения к разным типам игр, проводимые в школах, университетах и лицеях. Однако они имеют поучительный характер. Для подростка такая форма подачи информации часто бывает неприемлема либо просто не усваивается, как и большая часть учебной программы.

Для того чтобы работа с подрастающим поколением была максимально эффективной, дополнительно проводят информирование о признаках развития компьютерной зависимости и влечения к разным типам игр. Результативность профилактики зависит от наличия или отсутствия игровой зависимости и конкретно ее стадии.

Если признаки еще не начали проявляться, важно их предупредить, но присутствие первых симптомов должно стать сигналом к решительным действиям. К первым проявлениям зависимости относят такие:

  • постоянное желание быть у компьютера и неважно, с какой целью;
  • обоснованные жалобы окружающих на факт постоянного присутствия у компьютера;
  • игнорирование рекомендаций окружающих;
  • чрезмерные траты на атрибутику компьютера и расходы, связанные с локальной сетью интернет.

Большую роль в формировании зависимости играют современные программы образования, которые направлены на поиск информации школьниками и студентами с помощью Всемирной паутины.

Несомненно, интернет сегодня заменяет книги, репетиторов и преподавателей. Но здесь главная задача родителей: не допустить злоупотребления этим комфортом. Ребенок таким образом не только не улучшит свои знания, но и может потерять те, что уже получил в школе.

В целях профилактики первичной зависимости также важно разнообразить жизнь человека, свободное время не должно проходить у экрана компьютера. Вокруг столько интересных занятий: это может быть хобби, творчество, спортивные секции для детей младших классов. Такой досуг не только отвлечет от компьютера, но и улучшит здоровье, обогатит внутренний мир любого ребенка.

Еще одним методом профилактики зависимости считают религию и культуру. Духовное воспитание расставляет жизненные приоритеты, оставляя пагубные привязанности позади. Главное в приобщении к религии не лишить человека собственного мнения. Тогда вместо зависимости от компьютера придется лечить психическое расстройство, связанное с полным обращением в веру.

Вторичные методы

Вторичная профилактика направлена на понимание окружающими проблемы, умение распознать зависимость ребенка младших классов и подростка, а также принять это. После беседы на тему профилактики только половина слушателей всерьез задумываться о существовании проблемы. Только повторные обращения будут давать результат. Профилактика вторичного этапа проходит на примере уже зависимых людей.

Главной целью второго этапа профилактики являются повторные информационные, а также наглядные примеры для укрепления полученных знаний в первом этапе.

В большинстве случаев помощь от педагогов или близких уже не дает результатов, а их знаний мало, чтобы убедить подверженного зависимости человека в риске возникновения проблемы. На этом этапе важную роль играет психологическая поддержка. Только специалист может провести конструктивную, а также эффективную работу.

Для взрослого человека обращение к психологу не всегда приемлемо, так как нет признания им проблемы. Здесь необходимы помощь близких людей и рекомендации специалистов.

Для школьников младших и старших классов консультации психологов предусмотрены на базе школ или лицеев.

Профилактика компьютерной зависимости у подростков является обязательной частью учебного процесса, а рекомендации педагогов просто необходимы на любом этапе.

Третичные методы

Их применяют для предотвращения ремиссий или срывов у людей с уже перенесенным недугом. Меры профилактики возможных ремиссий предусматривают не только информационную программу – она в большинстве случаев бессильна. Здесь применяют более жесткие меры воздействия:

  • медицинское вмешательство;
  • социальная и психологическая помощь;
  • правовые и административные санкции.

Важно, чтобы профилактика игровой привязанности носила не принудительный характер, а добровольный, и полученные рекомендации соблюдались. Все работы в этом направлении должны проводиться комплексно. Для каждой личности необходимо подбирать программу, соответствующую его психологическим, а также физическим особенностям.

Какая бы форма профилактики ни применялась для предупреждения компьютерной зависимости у школьников или студентов, она должна проходить не только в домашних условиях, а в коллективе, тогда процесс будет давать положительный результат.

httpss://www..com/watch?v=PU4Hc_dJy_I

Источник: https://receptdolgolet.ru/profilaktika/kompyuternoj-zavisimosti.html

Сети виртуальной паутины: как определить и ликвидировать зависимость от компьютерных игр?

Профилактика компьютерной зависимости

Технический прогресс, безусловно, привносит в нашу жизнь множество положительных изменений и облегчает условия быта, ведь сейчас можно постирать одежду и приготовить пищу с помощью нескольких нажатий кнопок бытовых приборов, а для поиска нужной информации больше не нужно идти в библиотеку – достаточно ввести соответствующий запрос в одной из поисковых систем. Да и досуг современного человека куда более разнообразен, чем даже лет 50 назад: всегда можно себя занять компьютерными играми, чтением интересных статей или новостей в социальных сетях, просмотром фильмов в режиме онлайн…

Однако вместе с многими преимуществами и возможностями, что дал нам технический прогресс, нельзя забывать и об обратной стороне медали, а именно – формировании у многих людей компьютерной зависимости.

В кабинетах психологов и психотерапевтов первые клиенты, страдающие от чрезмерного увлечениями компьютерными играми, появились еще в конце 90-х годов прошлого века, в то время, когда ПК стали доступны рядовым гражданам.

С тех пор с каждым годом число людей, имеющих зависимость от компьютерных игр или интернета, увеличивается в геометрической прогрессии, так как ноутбуки и планшеты становятся все более доступными, а доступ к интернету – повсеместным.  

Несмотря на кажущуюся безобидность пристрастия к онлайн-играм или социальным сетям, на самом деле компьютерная зависимость практически не уступает по пагубности таким зависимостям, как алкоголизм и игромания.

И особенно опасна зависимость от компьютерных игр для детей и подростков, так как их психика, в отличии от психики взрослых людей, находится в процессе формирования и более подвержена внешнему влиянию.

Рассмотрим, что такое компьютерная зависимость, каковы ее признаки и опасности для психического и физического здоровья, и как избавить подростка от этой пагубной страсти.

Причины и признаки компьютерной зависимости у подростков   

Компьютерная зависимость у детей и подростков не возникает мгновенно, а как и другие пагубные пристрастия, формируется постепенно, причем момент перехода от безобидного увлечения игрой до зависимости зачастую незаметен родителям.

Поэтому очень часто мамы и папы до последнего не замечают, что компьютер или планшет стал для их ребенка большим, чем одним из способов для организации приятного времяпровождения, и радуются тому, что их чадо предпочитает сидеть дома за компьютером, а не гулять на улице, рискуя связаться с нехорошей компанией.

А между тем, определить, что привычка проводить один или несколько часов за любимой онлайн-игрой переросла в зависимость от компьютерных игр, достаточно просто, так как существует целый рад признаков, характерных для этого пагубного пристрастия. Признаки компьютерной зависимости и в подростков, и в взрослых людей одинаковы, поэтому заметив хотя бы часть из симптомов у кого-либо из своих близких, следует предпринимать решительные меры. Эти симптомы следующие:

  • Стремление проводить за компьютером все свободное время. Подросток или взрослый, страдающий от компьютерной зависимости, приходя домой с работы/учебы, первым делом садится за компьютер и может не отходить от него до поздней ночи. Другие развлечения, в том числе, и ранее любимые занятия зависимого больше не интересуют.
  • Пренебрежение личной гигиеной и физиологическими потребностями в пользу компьютера. Подростки и взрослые, страдающие от компьютерной зависимости, часто забывают вовремя поесть, могут часами терпеть при позывах в туалет и предпочитают не тратить время на гигиенические процедуры, а как можно дольше сидеть за компьютером.
  • Игнорирование своих домашних обязанностей. Зависимого от компьютерных игр подростка очень сложно заставить убраться в комнате, сходить в магазин или вынести мусор – он будет либо агрессивно отказываться вставать от ПК или ноутбука, либо «отмахиваться», обещая все сделать позже. Похожее отношение в зависимых и к обязанностям, связанным с работой или учебой, поэтому подростки, чрезмерно увлекающиеся онлайн-играми и социальными сетями, нередко сильно отстают в учебе. 
  • Раздражительность и злость зависимого при попытке других отвлечь его от компьютера. Ярко выраженное неудовольствие, гнев и агрессия в ответ на попытки родителей отвлечь подростка от ПК – самые явные признаки компьютерной зависимости у детей. Зависимый ребенок может ругаться с родителями и игнорировать их запреты на компьютерные игры, а также придумывать способы обойти запрет: к примеру, многие зависимые подростки садятся за ПК ночью, пока родители спят, ходят в интернет-кафе или друзьям, у которых есть доступ к интернету и др.
  • Сужение круга интересов до предмета своей зависимости. Подростки и взрослые, зависимые от компьютерных игр, как правило, не интересуются ничем другим, помимо предмета своей страсти, поэтому им неинтересно общение с людьми, далекими от мира игр. И наоборот, с другими игроманами зависимые от компьютерных игр подростки могут разговаривать часами, причем все темы беседы так или иначе будут касаться игры.
  • Возросшие финансовые затраты на компьютерную игру. Люди, не имеющие зависимости от компьютерных игр, как правило, очень редко вкладывают в них реальные деньги, а вот зависимые, наоборот, готовы отказаться от покупки самого необходимого, чтобы сэкономить лишнюю копейку на приобретение виртуального оружия или на оплату доступа к дополнительным возможностям в игре.

Выше перечислены основные признаки компьютерной зависимости у подростков, однако помимо них есть и другие, косвенные симптомы. К ним можно отнести признаки постоянного недосыпания (покрасневшие глаза, осунувшийся вид, постоянная раздражительность и др.), пристрастие к кофе и энергетическим напиткам, сутулость и боли в спине из-за постоянного сидения за компьютером и др.

Методы избавления от компьютерной зависимости

Опасность компьютерной зависимости нельзя недооценивать, и особенно пагубно эта страсть для детей и подростков. Именно в подростковом возрасте заканчивается физиологический рост организма человека и формируется его психика.

Если подросток вместо того, чтобы всесторонне развивать и тело, и мозг, и социальные навыки, дни напролет просиживает за компьютером, он рискует не только безнадежно отстать в учебе и не получить навыков, нужных для полноценного взаимодействия с обществом, но и «заработать» ряд заболеваний, начиная от искривления позвоночника и снижения остроты зрения и заканчивая гастритом и гипертонией.

Психологи и психотерапевты разработали ряд методов, как избавиться от компьютерной зависимости, однако все они будут эффективны только в том случае, если близкие зависимого подойдут к делу со всей серьезностью и не будут пускать дело « на самотек». Родителям, обнаружившим, что их ребенок стал зависимым от компьютерной игры или сидения в социальных сетях, специалисты рекомендуют предпринять следующие шаги:

  1. Ограничить время, которое подросток проводит за компьютером. Сделать это можно либо посредством запретов и контроля, либо с помощью множества программ, позволяющих установить «родительский контроль» за пользованием ПК и отключающим доступ к всемирной паутине по истечении отведенного родителями времени.
  2. По максимуму загрузить подростка делами, чтобы ему было чем занять себя в часы, ранее отводящиеся на компьютерные игры. Если запретить ребенку сидеть за компьютером и предоставить его самому себе, то рано или поздно он найдет новую возможность играть – пойдет в интернет-кафе, напросится в гости к другому геймеру и др. Поэтому организовать подростку интересное времяпровождение – это прямая обязанность родителей, которые хотят помочь своему чаду избавиться от зависимости.
  3. Обеспечить ребенку яркие эмоции и впечатления, что никак не будут связанны с компьютерными играми. Отвезти ребенка на отдых, записать его на какую-либо интересную для него секцию, брать его с собой на культурные и развлекательные мероприятия – это одни из самых действенных способов, как помочь чаду избавиться от компьютерной зависимости. Цель всех этих методов проста – научить подростка радоваться жизни и ощущать счастье не только во время выигрышей и достижений в игре, но и в процессе реальной жизни.
  4. Наладить теплые доверительные отношения с ребенком. Как правило, компьютерной зависимости подвержены в первую очередь те дети и подростки, которые недополучают родительской любви и чувствуют себя несчастными в реальном мире. Игра для них – это побег от реального мира с его проблемами в виртуальный, где несколькими нажатиями клавиш можно решить любые сложности и расправиться с врагом. Поэтому родителям очень важно «достучаться» до своего ребенка, убедить его в своей любви и поддержке и научить решать конфликты и получать удовольствие от общения с близкими и друзьями, а не убегать в виртуальную реальность.

Эти способы в большинстве случаев вполне эффективны в борьбе с компьютерной зависимостью, однако в некоторых ситуациях, когда все зашло слишком далеко, зависимому может понадобиться помощь психолога.

Поэтому если ребенок не идет на контакт с родителями и после запрета на сидение за ПК регулярно убегает из дома в компьютерный клуб или устраивает истерики, мамам и папам лучше не откладывать обращение за помощью к специалистам.

Профилактика компьютерной зависимости

Конечно, от компьютерной зависимости у подростков можно избавиться, однако гораздо проще ее предотвратить. Профилактика компьютерной зависимости у детей достаточно проста, ведь для того, чтобы избежать формирования у ребенка излишней привязанности к ПК и интернету, родителям достаточно предпринять следующие меры:

  • Изначально установить временные рамки сидения за компьютером и не допускать их нарушения. Психологи считают, что для детей до 10 лет оптимальным временем является 1 час в день, для подростков – 2 часа.
  • Иметь теплые и доверительные отношения с ребенком. Чтобы у подростка не было желания убежать в виртуальную реальность, родители должны заботиться о том, чтобы дома он чувствовал себя комфортно не только в физиологическом, но и в психологическом плане.
  • Поощрять интересы и стремления ребенка, не связанные с компьютерными играми. Если ребенок интересуется чем-либо (музыкой, конструированием, рукоделием, туристическими походами и др.), родителям нужно поддерживать его стремление заниматься хобби и создавать все условия, чтобы чадо могло развивать свои таланты.  
  • Способствовать образованию у ребенка социальных связей. Родителям нужно поощрять ребенка дружить со сверстниками и расширять свой круг знакомств, чтобы он научился взаимодействовать с обществом и получать удовольствие от общения. Открытые и дружелюбные подростки, как правило, гораздо реже попадают в сети виртуальной реальности, чем замкнутые одиночки, поэтому здоровая стабильная психика ребенка – лучшая профилактика компьютерной зависимости.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/seti-virtualnoy-pautiny-kak-opredelit-i-likvidirovat-zavisimost-ot-kompyuternyh-igr

Компьютерная зависимость у подростков и детей: признаки, как бороться, профилактика

Профилактика компьютерной зависимости

Современный ритм жизни заставляет многих людей проводить большую часть дня в интернете, и дети тому не исключение: уроки, внешкольные проекты, дополнительное образование.

Однако если бы дети и подростки пользовались компьютером только в учебных целях, то вряд ли это считалось бы психологической проблемой.

А вот зависимость от компьютера и интернета – серьезная угроза здоровью и социализации младшего поколения.

Суть компьютерной зависимости и виды

Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты.

Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.

Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».

Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто психологическая зависимость, но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.

Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:

  1. Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.
  2. Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.
  3. Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.

Риски

Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:

  • нарушенное чувство реальности;
  • нарушенное восприятие и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);
  • потеря самоконтроля и саморегуляции, возможности руководить своими поступками;
  • потеря критического мышления;
  • снижение активности и работоспособности;
  • проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.

Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.

Причины зависимости

Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

  • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудностей в семье;
  • сложностей в обучении;
  • при непринятии себя.

Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты.

Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению (о компьютерной зависимости у взрослых читайте здесь).

Что привлекает подростка

Компьютерная игра или другая деятельность в интернете привлекает подростка тем, что создает укромный уголок, мир, в который нет никому доступа, особенно родителям. Кроме того, компьютерная игра и виртуальное пространство:

  • абстрагирует от реальности и дарит ощущение реалистичности происходящего;
  • снимает какую-либо ответственность;
  • дарит множественные шансы на исправление ошибок или прохождение новой жизни;
  • позволяет принимать любые решения, не боясь их последствий.

Признаки зависимости

Не стоит впадать в панику, если поведение ребенка не изменилось, успеваемость в школе не страдает, настроение стабильное и свойственное ему. Вероятно, он вынужден проводить много времени за компьютером, но зависимостью не страдает.

Стоит начать волноваться при следующих условиях:

  • Ребенок или подросток проводит за компьютером больше времени, чем раньше, и больше 6 часов в неделю.
  • Ребенок предпочитает реальному общению виртуальное, а прогулкам – игру на компьютере, пропускает школу, чтобы остаться дома и посидеть за компьютером.
  • Изменились привычки ребенка, отмечаются нарушения сна и изменение или потеря аппетита.
  • Наблюдаются перепады настроения (от уныния до эйфории), неадекватные и агрессивные реакции на просьбы, особенно на все, что связано с компьютером.
  • Нарастает эмоциональная отстраненность и реакция оппозиции в отношении не только родителей, но и друзей.
  • Вне компьютера и виртуального общения ребенок не может расслабиться, чувствует тревогу, думает о том, что его ждет в сети, норовит проверить страницу.
  • Ребенок не делится тем, чем занимается в интернете или во что играет. Ставит множественные пароли, скрывает свою активность, чистит историю.
  • Наблюдается феномен персонификации или одушевления компьютера, вплоть до разговоров с ним.

Кроме того, отмечается ухудшение внимания и памяти, резкая смена круга общения, отказ от прежних увлечений и занятий, необоснованные страхи и тревоги, перепады состояний от вялости до возбуждения.

Профилактика зависимости

Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

  1. Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования».
  2. Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
  3. Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, организуйте совместную активную деятельность.
  4. Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
  5. Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.

Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную.

Как бороться

Если заниматься профилактикой слишком поздно, необходима реабилитация ребенка, то стоит обратиться к психологу. Дело в том, что самостоятельные манипуляции типа наказаний или установки «родительского контроля» не решают проблемы. Ребенок просто научится искать доступ в интернет в другом месте, возможно, сбежит из дома.

Проблема компьютерной зависимости не может быть решена, если социальная среда не безопасна для ребенка, не интересна (не соответствует его темпераменту, возрасту, характеру, способностям, потребностям, интересам), если между родителями и детьми сложились неблагоприятные отношения и если ребенок испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Таким образом, устраняется компьютерная зависимость только за счет получения ребенком удовольствия и удовлетворения от реальной жизни. Но этот вопрос требует строго индивидуального рассмотрения ситуации.

Источник: https://psychologist.tips/2811-kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov-i-detej-priznaki-kak-borotsya-profilaktika.html

Компьютерная зависимость: как бороться и предотвратить ее

Профилактика компьютерной зависимости

В современном мире с развитием компьютерных технологий возрастает количество проблем, связанных с игровой зависимостью. На практике было выявлено, что они касаются не только детей, но и взрослых. У любого может возникнуть игровая жажда, которая будет поглощать все внимание.

Но данная проблема у подростков встречается чаще. В ходе обследования специалистами было выявлено, что бороться с зависимостью не менее сложно, чем с другими случаями: лечение долгое и включает в себя длительную работу над перерасстановкой жизненных приоритетов и восприятием ценностей.

Что представляет собой компьютерная игровая зависимость?

Как и многие расстройства психики человека, она имеет корни в безобидном увлечении. Чаще всего жертвамиигровой зависимости становятся молодые люди, которые не имеют эмоционально-психологического иммунитета вследствие перестройки личности в переходном периоде.

Но это вовсе не говорит о том, что у взрослых присутствует стопроцентная защита. Последние исследования показали, что на онлайн-игры состоявшийся мужчина или женщина тоже способны тратить и свободное время, и денежные средства.

Человек теряет связь с реальностью из-за компьютерных игр, происходит полный захват внимания вымышленным миром. Из-за этого происходит резкое изменение личности.

Насколько опасна зависимость от компьютерных игр?

Некоторые уделяют проблеме мало внимания, но если рассмотреть все опасности, которые таит такое расстройство, то можно понять, что для его лечения нужно принимать кардинальные меры. Давайте посмотрим, что негативного приносит с собой этот вид психологического рабства.

  • Прекращение развития и деградация. Из-за отсутствия внимания и интереса к реальной жизни человек полностью прекращает развиваться как личность. В конечном итоге он выпадает из общества и семьи, становится замкнутым и раздражительным. У школьников это может привести к непоправимым последствиям.
  • Удар по физическому здоровью. Постоянное времяпровождение за компьютером негативно влияет на спину и внутренние органы. Часто из-за нехватки свободного времени отсутствует возможность приема нормальной и полноценной пищи, из-за чего употребляется фастфуд и энергетические напитки.
  • Расстройство психологического здоровья. Разрыв с реальностью и большая эмоциональная нагрузка во время игры приводят к тому, что нервная система перестает нормально функционировать. Вследствие этого возникают вспышки неконтролируемой агрессии или отмечается депрессивное состояние. Может начать формироваться один из видов психического расстройства в особо запущенных случаях.
  • Трата временных и денежных ресурсов. Если для молодого человека чаще всего свойственно расходование времени, которое можно потратить с пользой для личности, то взрослые нередко вливают в игру деньги. Из-за вышеуказанных проблем происходит дезориентация человека и потеря счета, поэтому в виртуальную реальность идет тот бюджет, который важен для семьи. Это имеет много общего с чувством тяги, которое испытывает человек, зависимый от казино.

Чтобы четко определить степень формированиязаболевания и предотвратить вышеуказанные опасности, следует обращать внимание на симптоматику.

Какие основные симптомы компьютерной зависимости можно увидеть у человека?

Несмотря на то, что для каждого индивидуума существует свой набор симптомов, существует общий список признаков:

  • выпадение из течения времени;
  • высокая тяга к игре;
  • увеличение времяпровождения за компьютером;
  • ломка режима дня;
  • развитие безответственности;
  • неохотное общение с реальным собеседником;
  • отсутствие интереса к другим вещам и ситуациям;
  • вспышки агрессии;
  • нарушение сна у детей и взрослых;
  • высокая утомляемость;
  • проявление болевого синдрома в суставах.

Лечение и профилактика компьютерной зависимости

Следует понимать, что для эффективной борьбы с данным расстройством нужен полноценный осмотр у специалиста и выявление причины ухода из реальности. Но в общем лечение должно заключаться в следующих моментах:

  • Уменьшение времяпровождения за компьютерными играми. Сокращение времени должно проходить постепенно.
  • Расстановка жизненных приоритетов. Большой эффект сможет дать профессиональный психолог, который в ходе беседы поможет уяснить пациенту все реальные перспективы, которые стоят перед ним. И он может дать понятие обо всех опасностях, кроющихся за «безобидной» игрой.
  • Переориентация внимания. Для зависимого нужно найти замену виртуальной реальности.
  • Больше времени для нахождения вне дома.
  • Повышение объемов физической нагрузки.
  • Поддержка со стороны близких и родных.

Профилактикапозволяет избежать развития компьютерной зависимости.

Она касается того, что человеку, склонному уделять виртуальной реальности много времени, нужно больше бывать на природе, испытывать удовольствие от реальной жизни, вести себя более активно и наметить себе цели для достижения. Такой подход позволит избежать зависимости в будущем и обезопасит человека и его семью от игрового рабства.

Источник: https://rusplt.ru/sub/lection/kompyuternaya-zavisimost-lechenie-27391.html

ovdmitjb

Add comment