Irvuz

Профилактика дезадаптации у детей

Школьная дезадаптация

Профилактика дезадаптации у детей

Школьная дезадаптация

20.09.2016

Снежана Иванова

В любом классе всегда найдется такой ребенок, который не просто не успевает по программе, а испытывает значительные трудности в обучении.

Термин школьной дезадаптации  существовал со времен появления первых учебных заведений.  Только раньше ему не придавалось особого значения, теперь же психологи активно говорят об этой проблеме и ищут причины ее появления.

В любом классе всегда найдется такой ребенок, который не просто не успевает по программе, а испытывает значительные трудности в обучении. Иногда школьная дезадаптация никак не связана с процессом усвоения знаний, а проистекает из неудовлетворительного взаимодействия с окружающими.

Общение со сверстниками – важная сторона школьной жизни, которую никак нельзя обойти стороной. Иногда случается так, что внешне благополучного ребенка начинают травить одноклассники, что не может не сказываться на его эмоциональном состоянии.

В данной статье мы рассмотрим причины дезадаптации в школе, коррекцию и профилактику явления. Родители и педагоги, безусловно, должны знать, на что следует обратить внимание для предупреждения неблагоприятного развития событий.

Причины дезадаптации в школе

Среди причин дезадаптации в школьном коллективе наиболее часто встречаются следующие: неумение найти контакт со сверстниками, плохая успеваемость, личностные особенности ребенка.

В качестве первой причины дезадаптации выступает неумение строить отношения в детском коллективе. Иногда у ребенка просто отсутствует такой навык. К сожалению, не всем детям одинаково легко подружиться с одноклассниками. Многие просто страдают повышенной стеснительностью, не знают, как завести разговор.

Трудности в установлении контакта особенно актуальны тогда, когда ребенок входит в новый класс с уже установившимися правилами. Если девочка или мальчик страдают повышенной впечатлительностью, им будет трудно справиться с собой. Такие дети обычно часто подолгу тревожатся и не знают, как следует себя вести.

Ни для кого не секрет, что одноклассники больше всего подвергают нападкам именно новеньких, желая «проверить их на прочность». Насмешки лишают моральных сил, уверенности в себе, создают дезадаптацию. Не все дети могут выдержать подобные испытания. Очень многие замыкаются в себе, под любым предлогом отказываются посещать школу.

Так формируется дезадаптация к школе.

Другая причина – отставание на уроках. Если ребенок чего-то не понимает, то постепенно теряется интерес к предмету, он не хочет выполнять домашние задания. Учителя тоже не всегда отличаются корректностью.

Если ребенок плохо успевает по предмету, то ему ставят соответствующие оценки. Некоторые вообще не обращают внимания на отстающих, предпочитая спрашивать только сильных учеников.

Откуда может взяться дезадаптация? Испытав на себе сложности в обучении, некоторые дети вовсе отказываются учиться, не желая вновь сталкиваться с многочисленными трудностями и непониманием. Известно, что учителя не любят тех, кто пропускает уроки и не выполняет домашние задания.

Дезадаптация к школе возникает чаще тогда, когда ребенка никто не поддерживает в его начинаниях или в силу определенных обстоятельств ему уделяется мало внимания.

Личностные особенности ребенка тоже могут стать определенной предпосылкой к формированию дезадаптации. Излишне стеснительного ребенка нередко обижают сверстники или даже ему занижают оценки учителя. Тому, кто не умеет постоять на себя, часто приходится страдать от дезадаптации, поскольку он не может почувствовать себя значимым в коллективе.

Каждому из нас хочется, чтобы его индивидуальность ценили, а для этого нужно проделать над собой большую внутреннюю работу. Не всегда маленькому ребенку это оказывается под силу, потому и возникает дезадаптация. Существуют также и другие причины, способствующие формированию дезадаптации, но они, так или иначе, тесно связаны с тремя перечисленными.

Проблемы со школой у младшеклассников

Когда ребенок только идет в первый класс, он естественным образом испытывает волнение. Все ему кажется незнакомым и пугающим. В этот момент для него как никогда важны поддержка и участие родителей. Дезадаптация в данном случае может носить временный характер.

Как правило, спустя несколько недель проблема сама собой разрешается. Просто требуется время, чтобы малыш привык к новому коллективу, смог подружиться с ребятами, почувствовать себя значимым и успешным учеником.

Не всегда это происходит так быстро, как хотелось бы взрослым.

Дезадаптация младших школьников бывает связана с их возрастными особенностями. Возраст семи – десяти лет еще не способствует формированию особенной серьезности к школьным обязанностям. Чтобы научить ребенка вовремя готовить уроки, так или иначе, требуется его контролировать.

Не у всех родителей хватает времени, чтобы следить за собственным чадом, хотя, безусловно, они должны выделять для этого хотя бы час ежедневно. В противном случае дезадаптация будет только прогрессировать.

Школьные проблемы могут впоследствии вылиться в личностную неорганизованность, неверие в себя, то есть, отразиться во взрослой жизни, сделать человека замкнутым, неуверенным в себе.

Коррекция школьной дезадаптации

Если получилось так, что ребенок испытывает определенные трудности в классе, обязательно следует начать принимать активные меры по устранению проблемы. Чем раньше это будет сделано, тем проще ему придется в дальнейшем.

Коррекция школьной дезадаптации должна начинаться с установления контакта с самим ребенком. Выстраивание доверительных отношений необходимо для того, чтобы вы смогли понять суть проблемы, вместе выйти на истоки ее возникновения.

Перечисленные ниже способы помогут справиться с дезадаптацией и повысить уверенность малыша в себе.

Метод беседы

Если вы хотите, чтобы ребенок вам доверял, с ним необходимо разговаривать. Никогда не  следует игнорировать эту истину. Ничто не заменит живое человеческое общение, а стеснительному мальчику иди девочке просто необходимо почувствовать себя значимым.

Не обязательно сразу начинать расспрашивать о проблеме. Просто побеседуйте для начала о чем-то постороннем, несущественном. Малыш сам раскроется в какой-то момент, не переживайте. Не нужно подгонять его, лезть с расспросами, давать преждевременные оценки происходящему.

Помните золотое правило: не навредить, а помочь преодолеть проблему.

Арт — терапия

Предложите ребенку изобразить на бумаге свою главную проблему. Как правило, дети, страдающие от дезадаптации, начинают сразу рисовать школу. Нетрудно догадаться, что именно там и сосредоточена основная трудность. Не торопите и не прерывайте его во время рисования. Пусть выразит душу сполна, облегчит свое внутреннее состояние.

Дезадаптация в детском возрасте – это непросто, поверьте. Ему тоже важно побыть наедине с собой, обнаружить имеющиеся страхи, перестать сомневаться в том, что они нормальны. После того, как рисунок будет завершен, расспросите ребенка, что к чему, обращаясь непосредственно к изображению.

Так вы сможете прояснить некоторые значимые детали, выйти на истоки дезадаптации.

Учим общаться

Если проблема состоит в том, что ребенку трудно взаимодействовать с окружающими, то следует проработать с ним этот непростой момент. Выясните, в чем именно заключается сложность дезадаптации.

Быть может, дело в природной стеснительности или просто ему неинтересно с одноклассниками. В любом случае помните, что для школьника оставаться вне коллектива – почти трагедия. Дезадаптация  лишает моральных сил, подрывает веру в себя.

Каждый хочет признания, чувствовать себя важным и неотъемлемым звеном общества, в котором находится.

Когда ребенка травят одноклассники, знайте, что это тяжелое испытание для психики. От этой трудности нельзя просто так отмахнуться, сделать вид, что ее вовсе не существует. Необходимо проработать страхи, поднять самооценку. Еще важнее помочь заново войти в коллектив, почувствовать себя принимаемым.

«Проблемный» предмет

Иногда ребенку не дает покоя неуспех по конкретной дисциплине. Редкий ученик при этом будет действовать самостоятельно, добиваться расположения учителя, дополнительно заниматься. Скорее всего, ему надо будет в этом помочь, направить в нужное русло.

Лучше обратиться к специалисту, который сможет «подтянуть» по конкретному предмету. Ребенок должен почувствовать, что все сложности решаемы. Нельзя оставлять его наедине с проблемой или обвинять в том, что материал сильно запущен. И уж точно не следует делать негативных прогнозов по поводу его будущего.

От этого большинство детей ломается, у них пропадает всякое желание действовать.

Профилактика школьной дезадаптации

Мало кто знает о том, что проблему в классе можно предупредить. Профилактика школьной дезадаптации состоит в том, чтобы не допускать развития неблагоприятных ситуаций.

Когда один или несколько учеников оказываются эмоционально изолированными от остальных, страдает психика, теряется доверие к миру.

Нужно учить вовремя решать конфликты, следить за психологическим климатом в классе, организовывать мероприятия, помогающие установить контакт, сближающие детей.

Таким образом, проблема дезадаптации в школе требует к себе внимательного отношения. Помогите ребенку справиться со своей внутренней болью, не оставляйте наедине со сложностями, которые наверняка кажутся малышу неразрешимыми.

Источник: https://psyh.info/article/psihologicheskie-problemy-detej/shkolnaya-dezadaptatsiya.html

Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

Профилактика дезадаптации у детей

Определение 1

Под школьной дезадаптацией понимается нарушение усвоения школьником знаний и умений и неспособность овладения активными навыками коллективной учебной деятельности в условиях образовательного учреждения.

Существует несколько факторов которые способствуют развитию школьной дезадаптации:

  • социальный фактор
  • психологический фактор
  • медицинский фактор

Существует так же и несколько причин появления школьной дезадаптации. Одной из причин может быть мозговая дисфункция. Другой причиной могут быть неврозы и неврозоподобные состояния.

Школьная дезадаптация имеет несколько типов проявления. Первый тип проявляется в том, что ребенок не успевает по школьной программе обучения. У ребенка не развит когнитивный компонент.

Второй тип школьной дезадаптации проявляется в том, что у ребенка происходит нарушение личностного отношения к некоторым предметам и педагогам. У ребенка не развит эмоционально-оценочный и личностный компонент.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Третий тип школьной дезадаптации проявляется в нарушениях дисциплины во время процесса обучения. В данном случае не развит поведенческий компонент.

Школьная дезадаптация у младших школьников

Специалисты выделяют несколько форм характерных для школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста. Во-первых, ребёнок может быть не способен к учебной деятельности в связи с тем, что у него недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие. Ребёнок не получает должного внимания и поддержки со стороны взрослых.

Во-вторых, ребенок может не уметь регулировать свое поведение, это может быть связано с неправильным семейным воспитанием. В-третьих, некоторые дети не в состоянии успеть за школьным темпом обучения. Это может встречаться у детей с задержкой в развитии и детей, обладающих слабым типом нервной системы.

Четвертая форма школьной дезадаптации может заключаться в боязни школы как таковой.

Школьная дезадаптация в подростковом возрасте

В подростковом возрасте ситуация чаще всего усугубляется. У учеников начинает падать успеваемость, появляется больше проблем с дисциплиной. В этот период на процесс нормальной адаптации начинает действовать ряд факторов, которые приводят к его нарушению

Первый фактор – это индивидуальный фактор. Необходимо заметить, что в этот период у подростков происходит сильный гормональный всплеск, что сказывается на их мироощущении, поведении, физическом и эмоциональном состоянии.

Некоторые стремятся занять лидирующую позицию, это стремление они реализуют через асоциальное поведение, пытаются демонстрировать свою взрослость через не правильное поведение, начинают курить или пить спиртное, нецензурно выражаться.

Следующий фактор – это психический фактор. В этот период эмоции берут верх над рациональностью. Ребёнок решает для себя делать то, что ему приносит больше удовольствия, меньше думает о пользе.

Следующий фактор- это волевой фактор. У подростка начинаются проблемы с силой води. Он часто не может заставить себя делать то что надо, чаще делает то что хочется. Если цель для него мало привлекательна, то чаще всего работа остается не доделанной.

Последний фактор – это семейный фактор. В подростков возрасте дети стараются казаться самостоятельными. Если в семье хорошие отношения, то ребёнок не отдаляется от родственников, ищет при необходимости помощи и поддержки. Если отношения в семья осложнились, то подростку не с кем поделиться своей проблемой.

Профилактика и коррекция школьной дезадаптации

Дети, у которых имеются проблемы с школьной адаптацией, чаще всего быстро утомляются, им трудно сконцентрироваться, у них может быть снижен объем памяти, внимания и мышления. Все это приводит к неполному усвоению учебного материала.

Самостоятельную работу ребенку проще выполнить один на один с учителем, те задания, которые вызывают у ребенка трудности он может выполнить дома.

Это связано с тем что домашняя остановка является более комфортной, ребёнку легче сосредоточиться, настроиться на нужный лад.

Замечание 1

Единой методики корректировки школьной дезадаптацией на сегодняшний день не существует. Эту проблему необходимо решать комплексно, учитывая педагогический, психологический, медицинский и социальный аспекты.

Основной специалист, который занимается данной проблемой это школьный психолог. Для начала психолог должен больше узнать о жизни самого ребёнка, определить факторы, которые могли способствовать формированию школьной дезадаптации. Далее психолог составляет программу, которая поможет корректировать поведение ребенка при этом он берет в учет его индивидуальные способности и склонности.

Социальная дезадаптация: понятие, факторы

Под понятием социальная дезадаптация понимается процесс, при котором человек нарушает нормы и правила поведения в обществе. При социальной дезадаптации человек не в состоянии приспособиться к обществу, в котором он живет. Этот процесс может проявлять себя в следующем:

  • бродяжничество
  • попрошайничество
  • воровство
  • курение, употребление алкоголя и наркотиков
  • нарушение закона

Люди испивающие проблемы с социальной адаптацией в дальнейшем не могут устроиться на работу так как у них нет трудовых навыков и желания работать, они так же не могут создать полноценные семьи.

Ученые выделяют ряд факторов, которые способствуют социальной дезадаптации:

  • индивидуальные
  • психолого-педагогические факторы
  • социально-психологические факторы
  • личностные факторы

Профилактика и коррекция социальной дезадаптации

Коррекция социальной дезадаптации заключается в восстановлении социального статуса, который был утерян в процессе дезадаптации. Необходимо настроить подростков на новый положительный лад, показать им что процесс обучения имеет свои плюсы. В задачу педагогов и психологов входит рассказать о минусах асоциальной жизни и о плюсах нормальной.

Важно чтобы специалисты постарались создать положительную педагогическую среду для лиц, подвергшихся социальной дезадаптации. Так же важно чтоб дети и подростки получали удовлетворение от нормальной жизни и от учебы, чтобы они могли реализовать свои возможности, проявить свой скрытый потенциал.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/pedagogicheskie_usloviya_preduprezhdeniya_i_korrekcii_socialnoy_i_shkolnoy_dezadaptacii/

Школьная дезадаптация — причины, проявления, коррекция, профилактика

Профилактика дезадаптации у детей

С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новым требованиям со стороны родителей, учителей.

Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде.

В данной статье будут рассмотрены понятие школьной дезадаптации, ее основные причины, типы проявления, а также приведены рекомендации для коррекции и профилактики, разработанные психологами и педагогами.

Однозначного определения в науке школьная дезадаптация не имеет, потому как в каждой науке, будь то педагогика, психология и социальная педагогика, данный процесс изучается под определенным профессиональным углом.

Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде.

Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Личностное развитие таких детей, как правило, затягивается, они бывают инфантильны, лживы, подвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов.

Как правило, дети с подобного рода проблемами в младшей школе выделяются из всего коллектива:

  • эмоциональной неустойчивостью;
  • частым отсутствием на школьных занятиях;
  • резким переходам от пассивности в активность;
  • частыми жалобами на плохое самочувствие;
  • отставанием от учебного курса.

Дети старшей школы, испытывающие затруднения в адаптации скорее склонны к:

  • — повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
  • — появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
  • — негативизму и протесту;
  • — проявлению характера через внешний вид;
  • — могут не отставать от учебного курса.

Причины школьной дезадаптации

Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие:

  • сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
  • расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
  • слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
  • слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
  • специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).

Типы проявления школьной дезадаптации

1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков, отрывочное получение знаний. Отсутствие приспособленности к коллективному темпу – опоздания на уроки, длительное выполнение задания, быстрое утомление.

2. Эмоционально – оценочный – происходят нарушения эмоционального отношения к отдельным урокам, педагогам, возможно, к учебе в целом. «Страх школы» — нежелание ребенка идти на уроки, тревога, напряженность. Бесконтрольное проявление бурных эмоций.

3. Поведенческий – слабая саморегуляция, проявляется неспособность управлять собственным поведением, появляется агрессия, конфликтность. Отсутствие учебной мотивации – проявляется в нежелании делать уроки, стремлении заняться другими видами деятельности.

Коррекция дезадаптации у детей школьного возраста

В настоящее время не существует единой методики решения проблем с адаптацией школьника, поскольку эта проблема включает в себя сразу несколько аспектов жизни ребенка. Здесь нужно брать в учет медицинский, педагогический, психологический и социальный аспекты.

Именно по этой причине, необходимо понимать всю серьезность данной проблемы и решать ее посредством квалифицированных специалистов.

Поскольку психологическая помощь в решении данного вопроса является основной, с ребенком, испытывающим трудности, может работать либо школьный психолог, либо частный психолог, в некоторых случаях, психотерапевт.

Специалисты, в свою очередь, для определения методов коррекции школьной дезадаптации, проводят подробное исследование жизни школьника, выявляют основные моменты:

  • узнают подробно о социальной среде ребенка, условиях его развития, собирая подробный анамнез;
  • оценивают уровень психофизического развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, проводят специальные тестирования, соответствующие возрасту ребенка;
  • определяют характер внутреннего конфликта школьника, ведущего к кризисным ситуациям;
  • выявляют факторы, провоцирующие проявления признаков дезадаптации;
  • составляют программу психолого-педагогической коррекции, ориентируясь конкретно на индивидуальные особенности данного ребенка.

Учителя также неразрывно связаны с процессом формирования положительных условий для адаптации ученика. Необходимо ориентироваться на создание комфорта на уроке, благоприятного эмоционального климата в классе, быть более сдержанным.

Но важно понимать, что без поддержки семьи, шансы на развитие положительной динамики достаточно ограничены. Именно поэтому, родителям нужно выстраивать со своими детьми дружеские отношения, чаще подбадривать, стараться помогать и, безусловно, хвалить. Необходимо вместе проводить время, играть, придумывать совместные занятия, помогать развивать необходимые навыки.

В случае, если у ребенка не складываются отношения с учителем в школе, либо со сверстниками (вариант изгоя), родителям рекомендуется рассмотреть варианты перевода в другую школу. Есть вероятность, что в другой школе ребенок заинтересуется учебной деятельностью, а также сможет наладить контакты с окружающими.

ovdmitjb

Add comment