Irvuz

Проективный метод в психологическом исследовании

Содержание

Проективные методики – особенности использования в психологии

Проективный метод в психологическом исследовании

Наш внутренний мир, содержание сознания и подсознания так или иначе являются отражением мира внешнего. Именно реакция на внешние раздражители запускает психические процессы.

Однако взаимодействие мозга с лежащей за его пределами реальностью этим не ограничивается.

Наши мысли, чувства, желания, побуждения проецируются вовне, отражаются на нашем поведении, продуктах деятельности, отношении к людям.

Это явление проекции стало основой проективного подхода в психодиагностике и множества разнообразных методик и тестов, позволяющих изучить психологические особенности и состояния личности.

Основы проективной диагностики

Представьте, что вы пришли к психологу, а он вместо бланков с вопросами дает вам чистый лист и предлагает нарисовать какое-нибудь фантастическое животное или просто дерево.

Вы в недоумении и растерянности – зачем это нужно психологу, к тому же и рисовать-то вы не умеете. Или, допустим, вас просят рассказать, что вы видите на картинках, а там, на ваш взгляд, нет ничего, кроме абстрактных разноцветных пятен.

Это примеры проективных методик, которые неискушенным посетителям кабинета психолога кажутся по меньшей мере странными.

Нас окружает разнообразный и динамичный мир, а воспринимаем его мы через призму желаний, влечений, эмоций и т. д.

Кто-то в плывущих по небу облаках видит пушистых зайчиков, кто-то кровожадных монстров, а кто-то просто скопление водяных капель определенной плотности.

Кстати, зависимость восприятия окружающего мира от внутреннего состояния человека называется апперцепцией, и она тоже изучается психологией. Но нас интересует не столько явление апперцепции, сколько способность человека к ассоциативному мышлению.

Ассоциации – это спонтанно возникающие в мозгу человека связи между новой информацией и хранящейся у него в памяти. Часто какой-то звук, хаос солнечных пятен на стене, мелькнувшее в толпе лицо незнакомца извлекают из нашей памяти образы-ассоциации.

Они тесно связаны с прежним опытом человека. А так как опыт у всех разный, то и ассоциации тоже разные.

А для психолога эти стихийно возникающие образы и мысли важны тем, что они несут информацию о психическом состоянии человека, о внутренних конфликтах, старых, почти забытых душевных травмах.

Первые проективные методики, разработанные одним из учеников З. Фрейда К. Юнгом, как раз были основаны на изучении ассоциаций людей, когда они рассматривали разные картинки.

В конце XIX – начале XX века появились тесты, в которых использовались карточки с абстрактными разноцветными или монохромными пятнами.

Они оказались настолько эффективны, что до сих пор одной из самых популярных и востребованных проективных методик считается тест чернильных пятен Роршиха, появившийся в 20-х годах XX века.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой.

К сожалению,  нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины.

Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

https://www.youtube.com/watch?v=mfiFfEoWeuQ

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Классификация проективных методик

Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:

  1. Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии). К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
  2. Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
  3. Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
  4. Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
  5. Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
  6. Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
  7. Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
  8. Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.

Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.

Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)

Эта методика создана швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 году и в настоящее время, по общему признанию, является самым популярным проективным тестом. Он представляет собой 10 карточек с пятнами, похожими на те, что получаются, если на лист бумаги капнуть чернилами, а потом сложить его так, чтобы пятно отпечаталось симметрично. Отсюда и другое название этой методики.

Человеку, проходящему обследование, предлагается рассмотреть эти пятна и сказать, на что они похожи. По сравнению, например, с тестами-опросниками в сотню вопросов это кажется простым до банальности.

Но психологу, чтобы интерпретировать результат, придется изрядно потрудиться и использовать все свои знания и опыт.

Ведь учитывается не только сам ответ, но и то, в каком положении держал лист диагностируемый, на какие детали он обращал внимание и т. д.

В соответствии с классической методикой Роршаха каждый ответ, даже односложный, оценивается психологом по 5 критериям:

  1. Популярность или оригинальность – насколько часто у испытуемых встречается подобная интерпретация картинки. Так, если какое-то пятно у 9 из 10 диагностируемых ассоциируется с бабочкой, а у одного – с черепом, то его ответ явно оригинальный.
  2. . Этот критерий связан с категорией, к которой принадлежит увиденный в пятне объект: люди, животные, птицы, растения, фантастические существа и т. д.
  3. Локализация. Определение области, которую рассматривал испытуемый на карточке – все пятно целиком или какие-то его детали.
  4. Детерминанты. Что играет ключевую роль в выборе объекта сходства – форма, цвет или все вместе.
  5. Уровень формы – это оценка степени сходства пятна с объектом, названным испытуемым.

Выяснив эти критерии, психолог переходит к самой сложной части – интерпретации результатов. Она основана на глубоком знании человеческой психики и связи ответов с процессами, происходящими во внутреннем мире.

Сонди-тест

Szondi-test – проективная методика, опубликованная в 1939 году тоже швейцарским психоаналитиком Леопольдом Сонди.

Материал, с которым работает испытуемый, представляет собой 6 серий фотографий по 8 портретов в каждой. На портретах лица людей, больных различными психическими заболеваниями (садизм, истерия, шизофрения, депрессия и т. д.). Клиенту предлагается в каждой серии выбрать по два наиболее и наименее привлекательных образа.

Л. Сонди и его сторонники считают, что если диагностируемый выбрал 4 и больше портрета с одним и тем же заболеванием, то у него есть склонность к этому психическому отклонению. Причем не важно, положительный это выбор или отрицательный.

Российский психолог О. Н. Кузнецов на основе теста Сонди создал методику, позволяющую определять склонность людей к определенному типу межличностных конфликтов.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Этот тест часто проводится среди подростков и старшеклассников, и он, несмотря на сравнительную простоту, очень информативен.

Испытуемому выдается стандартный лист бумаги формата А4, карандаш и предлагается нарисовать какое-нибудь несуществующее (фантастическое) животное.

Только нужно не брать в качестве образца персонажей мультфильмов или сказок, а придумать свой образ. Когда рисунок закончен, испытуемый должен назвать животное, дать ему имя.

При интерпретации рисунка учитывается буквально все – от расположения на листе и характера линий, до мельчайших деталей (волос, перьев, хвостов, шипов, чешуек и т. д.).

Например, характер линий говорит об эмоциональном состоянии испытуемого и об уровне его энергии. Жирные линии с сильным нажимом – свидетельство энергичной натуры, часто с повышенным уровнем возбуждения. А когда человек рассержен, то его карандаш даже рвет бумагу. Слабые, прерывистые линии говорят об апатии, слабоволии, а дрожащие – о робости и страхе.

Величина головы по отношению к телу – показатель степени рациональности. Чем больше голова нарисованного животного, тем большую роль играет в жизни человека разумная регуляция его поведения. Маленькая голова – человек живет не разумом, а своими телесными желаниями и влечениями, не любит задумываться о поступках и заниматься планированием.

Ноги – это опора, и если нарисованное существо имеет слабые ножки или вовсе не имеет их, порхая крылышками, то и автор этого существа далек от прагматизма, приземленности и любит парить в своих мечтах.

Подобным образом осмысливается и интерпретируется каждая деталь рисунка, в том числе и его название. Согласитесь, люди, давшие своим творениям имена «Крокозяблик», и «Кровожор», явно отличаются друг от друга по своему характеру.

Несмотря на кажущуюся несерьезность, данная проективная методика многократно проверена, и ее эффективность подтверждена. Тем более процесс интерпретации строго регламентирован подробной инструкцией к тесту, а не делается «от фонаря», как захочется психологу.

Проективные методики способны измерять различные стороны личности: эмоциональные, интеллектуальные, волевые и т. д. Именно этот тип психодиагностических средств позволяет выявить скрытые мотивы людей, те проблемы, в которых даже сам человек себе не признается. Ведь, в отличии от опросников, в проективных методах человек не может схитрить и попытаться обмануть психолога.

Источник: https://psychologist.tips/3446-proektivnye-metodiki-osobennosti-ispolzovaniya-v-psihologii.html

Проективные психологические методики, тесты для исследования личности

Проективный метод в психологическом исследовании

Проективные методики используются для диагностики в психологии. При их помощи, как можно понять из названия, выявляются проекции. Во время тестирования создается такая ситуация, которая имеет разные варианты толкования. Каждая интерпретация помогает разглядеть особенности личности.

Хотя проективные методики могут быть разными, исследования должны подчиняться общим правилам, впервые разработанными психологом Л. Франком в середине прошлого века.

1. Личность изучается не как набор реакций, а целостная система. Тестирование призвано выявить персональные особенности.

2. В основе психологических процессов личности заложена индивидуальность.

3. Динамическая система действует всю жизнь, благодаря чему чувства и реакции человека становятся индивидуальными.

Стимулы, применяемые в тестах, не имеют строго определенного смысла, возможна разная их трактовка. Именно то значение, которое придает ему конкретная личность, определяет его смысл.

Классификация

Широко используются проективные методики современными психологами, они не только помогают собрать сведения о личности пациента, часто применяются для проверки теорий. Многие годы проводятся специальные тематические международные конгрессы. Проективные методики исследования личности складывались десятилетиями, под влиянием различных психологических школ.

Классификация впервые была сделана еще в прошлом веке, она до сих пор остается наиболее применяемой. Какие же существуют проективные методики?

  • Импрессивные — необходимо выбрать из нескольких объектов те, которые имеют наиболее приятную окраску. Это могут быть круги, квадраты и т. п.
  • Экспрессивные нужно выполнить рисунок, тема может быть как заданной, так и свободной. Результаты позволяют выявить аффективную сторону субъекта.
  • Катартические — организуется специальная игра (небольшой спектакль), в рамках представления участники переживают некий катарсис. Он не только имеет положительное влияние на психику, но и позволяет обнаружить скрытые проблемы.
  • Интерпретативные целью является истолкование некоего события. Субъект рассматривает картинки, с изображением ряда ситуаций. Их истолкование может быть разным. В итоге должен получиться последовательный рассказ, в котором раскрываются причины, ощущения героев, развязка. Этот проективный тест позволяет заглянуть во внутренний мир, понять чувства испытуемого.

Проекция

Впервые это понятие появилось у З. Фрейда. Он считал, что неврозы возникают если человек не может справиться с возбуждением, в результате чего оно переносится (проецируется) в окружающий мир. Классическое понимание интерпретирует проекцию как защитный механизм.

Однозначного определения этого термина до сих пор не найдено, ведь считается, что проекция существует и там, где конфликт отсутствует. Именно она отвечает за индивидуальное истолкование явлений. Такая проекция именуется «атрибутивной».

Существуют еще «симилятивная» и «комплементарная», обладающие собственными характеристиками.

Теория проекции в психологии является самостоятельной и не зависит проективных методик. Существующие концепции, тем не менее, широко применяются в диагностике.

Позволяет выявить некоторые характеристики личности, благодаря свободному полету фантазии в условиях ослабления защитных механизмов. Задача данного теста – получить от субъекта связный рассказ, на основе ряда изображений. Это 20 картинок, которые должны соответствовать полу и возрасту человека.

Основания, на которых стоится методика:

  1. Оканчивая или приводя в определенный порядок беспорядочную информацию, человек невольно рассказывает о собственных стремлениях.
  2. Создавая историю, испытуемый обычно соотносит себя с одним из ее героев. Поэтому желания, конфликты персонажа с большой долей вероятности иллюстрируют его собственные.

    Иногда они могут выражаться в скрытой форме.

  3. Получившиеся истории имеют разную диагностическую ценность. Материала может быть как очень много, так и мало, он может отсутствовать полностью.
  4. Темы, которые напрямую не связаны со стимульным материалом, скорее всего, наиболее важны для тестируемого.

  5. Повтор тематики, скорей всего, отражает его собственные конфликты.

Психолог, обрабатывая результаты, должен сначала выявить героя в каждой истории. Затем надо посмотреть на его характер, желания, привычки. Так проявляются потребности — а это главн,ое для получения индивидуального портрета. Г.

Мюррей выделил различные виды потребностей (агрессия, социальная реализация, автономия, защита и т. д.).

Потребности оцениваются по пятибалльной шкале, затем выявляются сильнейшие. Это служит основанием для характеристики личности.

Чернильные пятна

Широко известная в психологии методика, автором является Г. Роршах. Этот проективный тест помогает выявить индивидуальные особенности, конфликты (защита), тип личности. Хотя пятна использовались и до этого, Роршах впервые применил их для диагностики личности, а не отдельных функций психики.

Были разработаны карточки, которых всего 10. Пятна симметричны, половина серо-черная, часть имеет красные штрихи, остальные содержат пастельные оттенки.

При демонстрации карточек задается стандартный вопрос.

Психолог, проводящий проективный тест по данной методике, должен фиксировать не только ответ, но и все его детали: эмоции, затраченное время, жестикуляцию. Затем проводится дополнительный опрос.

Интерпретация ответов теста зависит от параметров пятен (цвет, форма и т. д.), локализацию (часть или целая фигура). Наиболее важными для характеристики внутреннего мира являются кинестетические показатели. Они указывают на зрелость, интеллект, стабильность и эмпатию. Методика диагностики учитывает каждый их этих показателей.

Физиономический тест

Американские психологи разработали его для быстрой диагностики —особенно успешно он применяется для диагностики настроения у большого количества людей. Эта проективная методика может применяться много раз на одном и том же материале. В данном случае — карточки с изображением одного лица, но его выражения разные.

Тест проводится очень просто — человеку предлагается выбрать карточку, которая больше всего соответствует его настроению. Психолог записывает ответ и движется к следующему. Карточки обозначают настроение от «очень хорошего» до «очень плохого».

Рисованный апперцептивный тест PAT

Более удобный для практических психологов вариант теста ТАТ. Обследование проходит в более короткие сроки, стимульный материал разработан новый. Это контурные рисунки, их всего 8. Два (реже три) персонажа задействованы в разных ситуациях, но их пол, возраст или статус никак не обозначены. Жесты и позы могут натолкнуть испытуемого на интерпретацию.

Отсутствие этнических и культурных отпечатков делает материал более приспособленным для получения свободных ответов. Возможно, спектр применение теста ТАТ менее широк, но его лаконичность несет большую ценность при обследовании молодежи, решении семейных проблем, исследовании коллективов, лечении неврозов.

Тесты широко применяются в психологии, особенно в первую встречу. Подобные проективные методики помогают человеку открыться, легче устанавливается контакт. Нет жестких рамок, что дает возможность применить фантазию, проявить индивидуальность. Большое количество разработанных тестов позволяют подобрать необходимый материал для работы.

Проективный тест помогает выявить уникальность характера, что является большим преимуществом перед стандартным вопросником. Недостатком является сложность интерпретации, на которую может уйти немало времени. Поэтому чаще эти методы применяются при персональной работе с пациентом.

Источник: https://psiho.guru/metodiki/proektivnye-metodiki-testy-dlya-issledovaniya-lichnosti.html

Проективные методы диагностики

Проективный метод в психологическом исследовании

Проективные методы – это методы психологической диагностики, основанные на феномене проекции.

Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду.

Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

Проективные методики направлены на исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, нежели на выявление степени выраженности одного или нескольких личностных качеств.

Особенности проективных методов

Проективные методики обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

  • особенностями стимульного материала. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.
  • особенностями поставленной перед респондентом задачи. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем методы опроса.
  • особенностями обработки и интерпретации результатов. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм. Эти методики характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности. Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Таким образом, тест является проективным, если он основан на механизме проекции безотносительно того ее вида, который положен в основу интерпретации результатов, стимульная ситуация неоднозначна для испытуемого и ответы испытуемого настолько свободны, насколько это возможно.

Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики.

Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т. п.

Классификация видов проективных методик

Различают следующие виды проективных методик:

  • конститутивные проективные методики – группа методик, предполагающих структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);
  • конструктивные проективные методики – методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест мира и его разнообразные модификации);
  • интерпретативные проективные методики – группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события, события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди);
  • аддитивные проективные методики (или методики дополнения) – группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения);
  • экспрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему (тест рисования фигуры человека, тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д);
  • катартические проективные методики – группа методик, предполагающие осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама, проективная игра);
  • импрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест Люшера).

: Психодиагностические тесты и опросники

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/proektivnye-metody-diagnostiki/

Проективные методики – преимущества и недостатки в работе со взрослыми и детьми

Проективный метод в психологическом исследовании

Проективные методики – замечательный диагностический инструмент выявления личностных особенностей человека. Высокая эффективность проективных тестов основана на том факте, что это свободное выражение человеком самого себя через рисунок или текст.

Проективные методики в психологии

Почему проективные методики исследования личности так популярны, эффективны и любимы психологами всего мира? Важным критерием всех психологических тестов является валидность и результативность, то, что в конечном итоге хочет увидеть специалист, какие цели он преследует.

Проективные тесты – это качественная диагностика, подразумевающая исследование тех особенностей и качеств, которые нельзя измерить количественными тестами, или есть высокая вероятность того, что выполнение количественного исследования приведет к недостоверным результатам.

Проективные методики – цель

Проективные методики в психодиагностике помогают вывести во вне внутренние бессознательные импульсы и переживания, чаще неосознаваемые личностью, в этом их уникальность, в отличие от других методов исследования. Цель проективного тестирования максимально глубинно и целостно раскрыть личность человека, выявить скрытые мотивы, внутриличностные конфликты и переживания.

Виды проективных методик

Родоначальником проективного направления исследования в психологии является К. Г. Юнг, швейцарский психоаналитик середины XIX в.

Юнг разработал ассоциативный эксперимент, заключавшийся в том, что человеку озвучивался ряд слов, и на каждое нужно было быстро назвать первое пришедшее на ум слово, если испытуемый заминался, не понимал слово, или механически его повторял, значит слово являлось для человека определенным раздражителем и признаком скрытого аффекта. Проективные ассоциативные методики переживают настоящий бум в XX в., и начинают развиваться новые направления.

Классификация проективных методик:

  1. Интерпретационные. Методика ТАТ (тематической апперцепции тест) разработанная Г. Мерреем и К. Морган в 1935 году в виде 20 картин, на каждой из них актуализировано какое то переживание, исследуемого просят составить небольшой рассказ по каждой картине. Психолог записывает все, что говорит испытуемый, с каким героем он себя идентифицирует. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга состоит из 24 изображений лиц, находящихся в проблемных ситуациях и произносящих определенные фразы, испытуемый должен ответить первым что придет на ум, в ответ на фразу.
  2. Методики конструирования. «Тест мира», созданная М.Ловельфельдом в 1939 г. В набор методики входит 232 модели (животные, люди, предметы). Испытуемому дается инструкция создать некий мир. Психолог наблюдает и записывает какие предметы и в каком количестве выбраны первыми, как человек расставляет их в пространстве. Другой тест Ловенфельда «Мозаика» состоит из 465 фигур разной геометрической формы и цветов. Неспособность испытуемого создать определенную узнаваемую по форме фигуру свидетельствует об отклонениях.
  3. Завершение предложений (ассоциативные тесты). Испытуемому предлагается ряд фраз или рассказывается история, которая обрывается и человек должен продолжить дальше, закончить фразы.
  4. Методики импрессии. Выбор предпочтительных стимулов. Цветовой тест М. Люшера, представленный в двух вариантах. Полный тест – это 77 карточек с 25 разными цветовыми оттенками, модифицированный – 8 цветовых карточек. Исследование проводится в 2 этапа. В порядке предпочтения испытуемый выкладывает карточки в ряд, на основе цветового сочетания-конфликта интерпретируется состояние человека.
  5. Проективные изобразительные методики. Категория графических методик. С успехом применяется для исследования личности как ребенка так и взрослого. «Человек», «Несуществующее животное», «Дерево», «Дом-дерево-человек» и многие другие.

Преимущества и недостатки проективных методик

Достоинства и недостатки проективных методик принято рассматривать в контексте ситуации исследования. Обращая внимание на недостатки проективных методик можно выделить следующие моменты:

  1. Личность специалиста как фактор ненадежности. При этом специалист может быть высококвалифицированным, но у него есть свои представления, которые расходятся с представлением другого тоже компетентного специалиста.
  2. Валидность. Невозможность сделать однозначные выводы, плохая контролируемость условий проведения теста.
  3. Отсутствие стандартизированной процедуры подсчета показателей.

Проективные методики – достоинства и преимущества перед другими способами исследования личности:

  • незаменимы в работе с маленькими детьми;
  • помогают раскрытию человека;
  • применяются в работе с детьми, имеющими серьезные речевые нарушения;
  • снижают контроль;
  • позволяют выйти на поверхность глубинным бессознательным мотивам и особенностям;
  • используются и как отдельное направление арт-терапии.

Применение проективных методик

Успешное использование проективных методик в разных сферах доказывает их эффективность. Где применяются проективные тесты:

  • в общеобразовательных учреждениях, с целью диагностики личности ребенка;
  • в кадровой сфере при подборе персонала или ротации;
  • судебно-психиатрическая экспертиза;
  • в рамках работы индивидуальной или групповой консультации в работе психолога;
  • в центрах занятости при профориентации.

Проективные методики для взрослых

В исследовании личностных особенностей взрослого человека, Проективные психологические методики могут оказать неоценимую помощь. У взрослого контроль происходящего сильно выраженный, в отличие от ребенка, поэтому проективные тесты помогают обойти барьер подсознания и в этом большая ценность данного вида тестов. Чаще в работе со взрослыми людьми используются следующие проективные тесты:

  1. Тест Сонди – эта легендарная методика использовалась изначально в психиатрических лечебницах, затем психологи взяли ее на вооружение. Методика выявляет фрустрации, фобии, отклонения и аффективные нарушения, диагностирует депрессию.
  2. «Четыре персонажа» – тестируемого просят изобразить себя в виде: человека, животного, растения и предмета. Тест хорош тем, что у человека во время рисования нет отождествления себя с тем, то он изображает, кроме фигуры человека, поэтому в рисунках можно увидеть много того, как позиционирует себя личность.

Проективные методики для работы с семьей

Здесь очень широкий выбор для поля деятельности психолога. Проективные методики в сказкотерапии считаются очень эффективными в работе со всеми членами семьи. Коллективное написание сказки или каждым членом семьи по отдельности, игра в кукольный театр, где каждый становится каким-либо персонажем. Психолог ведет наблюдение, записывает, при необходимости корректирует и направляет.

Проективные методики для детей

Для ребятишек лучше подходят графические проективные методики, например проективная методика «Несуществующее животное» является диагностическим инструментом для выявления страхов, агрессивного поведения ребенка, его взаимодействие с социумом. Другие методики, используемые психологами в образовательных учреждениях и психологических центрах:

  • «дом-дерево-человек»;
  • «человек»;
  • «семья»;
  • «дерево».

Проективные групповые методики

Возможности проективных методик обладают широким диапазоном и сегодня это позволяет использовать их с терапевтической целью. С помощью коллективной сказкотерапии можно корректировать поведенческую агрессию и научиться эффективному взаимодействию с окружающими людьми. Рисование коллективной мандалы способствует снижению тревожности и высвобождению внутреннего ресурса.

Рекомендации к использованию проективных методик

Проективные методики не являются основополагающими в исследованиях, даже являясь таким мощным диагностическим инструментом. Но если такого рода тесты становятся предметом выбора, нужно учесть особенности использования проективных методик:

  • важно соблюдать все прописанные условия проведения теста;
  • интерпретация должна проводиться минимум 3 компетентными специалистами;
  • правильно подобранные стимулы;
  • выбранные методики должны соответствовать поставленным задачам исследования.
Поза Ромберга – что это такое, что показывает, как правильно выполнять?

Поза Ромберга считается одним из самых информативных упражнений для выявления разнообразных патологий нервной системы, проблем с вестибулярным аппаратом человека, нарушений в работе некоторых отделов головного мозга.

Трансформационные игры – что это и как они работают?

Трансформационные игры созданные психологами и исследователями тайных бессознательных процессов обладают огромным терапевтическим эффектом для разных сфер жизни человека. В игровом пространстве происходит четкое осознание своего дальнейшего пути.

Метафорические карты – эффективный психологический инструмент, помогающий раскрыть глубинные причины того, что происходит в бессознательном человека, вывести их на уровень осознания и найти ресурс для решения проблемы, исцелить застаревшую психотравму.

Сторителлинг – виды и секреты маркетингового приема

Для более полного и четкого усвоения информации используется метод сторителлинга. Он применяется в разных жизненных сферах: в бизнесе, в работе, в семье. Красочные истории оказывают прямое влияние на слушателей, призывая их к действию.

Источник: https://womanadvice.ru/proektivnye-metodiki-preimushchestva-i-nedostatki-v-rabote-so-vzroslymi-i-detmi

ovdmitjb

Add comment