Irvuz

Проблемные ситуации в обучении

Содержание

Проблемная ситуация – это ключ к активизации мыслительной деятельности ребенка

Проблемные ситуации в обучении

Педагогическая наука не стоит на месте. Все чаще педагоги применяют в своей деятельности новые современные методики, однако не меньшей популярностью пользуются и методики прошлых лет. К таким «прошлым», но актуальным сегодня видам обучения стоит отнести проблемное.

Принцип проблемного обучения строится на том, что учащиеся на любом из этапов урока (занятия) решают определенного рода проблемные ситуации. Проблемная ситуация — это прекрасный способ максимально активизировать мыслительные процессы индивидуума.

Определение проблемной ситуации в педагогике

Строится данная ситуация следующим образом: ученик (студент), находясь в определенных условиях (заданных также данной ситуацией) обнаруживает для себя определенные затруднения в поиске ответов на опрос или в решении определённой задачи.

Основная трудность для учащегося заключается в том, что ему недостаточно полученных ранее знаний, соответственно он старается приобрести новые знания, умения и навыки для того, чтобы выйти из предложенной ему проблемной ситуации.

Трудностью для ученика может быть нехватка знаний, которые он получил раньше

Обязательным условием действенности подобных ситуаций является наличие в них определенных компонентов:

  1. Наличие чего-либо неизвестного, поиск которого обеспечит предлагаемая ситуация.
  2. Поиск решения ситуации посредством анализа заданных условий с учетом возможностей учащегося.
  3. Выполнение определенного действия учащимся (заранее прогнозируемого педагогом), которое обусловит познавательное желание овладения новыми знаниями.

Педагогу, использующему в своей работе данные методики, стоит обязательно помнить о том, что проблемные ситуации, а именно успех их разрешения, целиком и полностью зависят от учащихся.

Необходимо учитывать предметно-содержательную сторону, а также мотивационные особенности «испытуемого проблемой». Отличительной особенностью проблемной ситуации для педагогов является то, что объект испытывает затруднение за счёт недостаточности чего-либо.

На сегодняшний день существует множество примеров типовых классификаций проблемных ситуаций. Однако, преследуя именно дидактическую направленность данной методики, особое внимание стоит уделить классификации Махмутова.

Он предлагает нашему вниманию пять основных типов, в пояснении которых вместо определения проблемная ситуация мы будем использовать условное обозначение ПС и далее по тексту:

  1. ПС, требующая конкретных теоретических обоснований, условия которой напрямую связаны с имеющимся у учащихся жизненным опытом.
  2. ПС, возникающая в ходе выполнения учащимися практической деятельности.
  3. ПС, условия которой предполагают сопоставительный и сравнительный анализ чего-либо.
  4. ПС, включающая в себя обобщение новых фактов, которое и будет являться решением ситуации.
  5. ПС, возникающая во время исследовательской деятельности.

Во время разработки условий и сценария развития ПС учителю необходимо помнить о том, что средний уровень сложности заданий не вызовет интереса учащихся, а значит методика не будет действенной.

Примером ПС могут служить отдельные вопросы, задачи, примеры ситуаций и т.д.. Не стоит забывать, что обстановка урока также должна быть максимально доверительной, чтобы дети не боялись высказывать свои мнения.

Отличия проблемного и традиционного обучения

Основными отличительными чертами двух данных типов обучения являются:

  • целеполагание;
  • особенности построения педагогического процесса.

Придерживаясь традиционной формы, педагог будет способствовать усвоению учениками общеизвестных результатов познания, привитие ученикам необходимых для дальнейшей жизни знаний и навыков.

Проблемное же образование кроме готовых результатов дает ученикам понятие о том, каким образом эти самые результаты были получены, и как их получить самостоятельным путем.

За счет акцента на мыслительную деятельность в данном случае идет максимальное развитие творческих возможностей ребенка.

Вместо готовых научных шаблонов ребенок, обучающийся в условиях проблемного педагогического процесса, имеет возможность самостоятельно прийти к определенным закономерностям и выводам.

В условиях традиционного урока учитель информирует класс о каком-либо научном явлении, путем иллюстративных примеров подводит ребят к пониманию и усвоению определенных теоретических законов.

Иной путь подачи материала предполагает только сообщение сложных теоретических понятий и создание ПС для ребят. Таким образом учитель является координатором учебного процесса, а поиском информации занимаются сами дети.

Уровень сложности материала при традиционном обучении ориентирован на сильного или же наоборот слабого ученика, проблемное обучение находит золотую середину, так как задания доступны всей группе учащихся.

Активность учеников, работающих над ПС, минимизирует формальные проверки результатов познавательной деятельности, тогда как традиционная программа требует регулярного контроля знаний.

Традиционное обучение, как правило, не гарантирует стопроцентное усвоение материала. Также возникают трудности применения тех или иных знаний на практике. Связано это в первую очередь с тем, что именно учителю отведена ведущая роль в образовательном процессе.

Проблемное же обучение, как показывают проводимые опыты, позволяет качественным образом усвоить материал большей группой учащихся, кроме того, за счет частотности самостоятельных действий дети не сталкиваются с затруднением применения знаний на практике.

Исходя из всего вышесказанного, стоит отметить, что проблемное обучение имеет довольно обширный список преимуществ для применения его методик на уроках.

Значение проблемного обучения в организации учебного процесса

Использование данной педагогической технологии в первую очередь направлено на проявление инициативности учащихся, формированию у них творческих навыков работы.

Кроме того решение ПС способствует тому, что ребёнок начинает мыслить дискутивно, проникая в суть вопроса (задания), ученик сам совершает открытие посредством самостоятельного же осуществления определённой деятельности.

Стоит отметить, что многие педагоги зачастую отказываются от данной технологии ввиду больших временных затрат на качественную разработку заданий, а также на «изначальное натаскивание учеников в решении ПС» и дальнейшее выполнение ПС ими самостоятельно.

Как возникла проблемная технология

У истоков теоретических основ проблемного обучения стоит европейский педагог Д.Дьюи. В 1909 году, работая в одной из чикагских школ, он заметил, что продуктивность познавательной деятельности ребят растет, когда урок насыщен ПС, решение которых целиком и полностью ложится на плечи детей.

Позднее данную теорию Дьюи подкрепил доказательствами, связанными с особенностями механизмов познания ребенка с психологической точки зрения. Отечественные же педагоги взяли на вооружения идеи Дьюи лишь спустя полвека.

Этапы процесса решения проблемной ситуации

Как мы уже отмечали ранее, зачастую ПС представляет собой определенный вопрос.

В современной педагогической науке определяют основные черты (уловки составления ПС) проблемных вопросов.

В первом случае вопрос может строиться на противоречии чего-либо, во втором — на ёмкости содержания, в третьем — на увлекательности формы (ребус, загадка, переделанная пословица или поговорка и т.д.), и обязательное условие – это доступность для ученика.

Чтобы решить подобную ПС, а именно ответить на проблемный вопрос, учащиеся придерживаются определенного алгоритма своих действий.

Существует алгоритм решения ПС

Данный алгоритм состоит из четырех этапов:

  1. На первом этапе ученики, анализируя причинно-следственные связи, изложенные, как правило, в условиях задания или в тексте вопроса, обнаруживают недостающие или лишние элементы. Тем самым они выявляют противоречивость или же неполноту предложенных им теоретических сведений.
  2. На стадии второго этапа детям необходимо сформулировать гипотезу.
  3. Третий этап состоит из того, что ребятам нужно доказать выдвинутую ими гипотезу путем переформулировки условий задачи или содержания вопроса.
  4. На четвертом этапе детьми подводится вывод, который формулируется, исходя из условий задания, сопоставления известных данных и тех, что получили путем доказательства гипотезы.

Разберем все это на конкретном примере. ПС для примера. В данном ниже тексте все ли мы можем назвать предложениями? Возможно ли добавить слова, чтобы все стало предложениями?

Пел. Солнце ярко. Был летний день. Прыгала в реке. Мы рыбачили. Велосипеды стояли на берегу.

Первый этап. Из условий задания дети вычленяют понятие «предложение». Вспоминают, что в предложении должны быть определенные части речи и члены предложения, в конце должна стоять точка, оно должно иметь смысл.

Перечитывая приведенный в задании текст, они понимают, что не всю информацию текста можно назвать предложением.

Второй этап. Гипотеза детей будет заключена в том, что часть информации текста не может быть предложением, так как не имеет необходимых для этого понятия характеристик. Но, добавив структурные элементы, мы можем получить предложения.

Третий этап. Доказываем гипотезу. Пел (непонятно, кто поет, нет главных членов предложения). Солнце ярко (отсутствует сказуемое). Прыгала в реке (отсутствует подлежащее). Добавляем недостающие части. В деревне громко пел петух. Солнце светило ярко. Рыба в реке прыгала.

Четвертый этап. Делаем вывод о том, что в русском языке является предложением.

Примеры проблемной ситуации

Разберем определенные проблемные ситуации на конкретных примерах, которые можно взять на вооружение при проведении уроков естественно-научного и гуманитарного цикла в начальной школе.

Ситуация №1

Примеры ПС можно применять на уроках

Ниже перечислены группы слов, какие слова в этих группах лишние и почему:

  • мама, платок, камень, пес;
  • тюлень, окно, трактор, грач;
  • селезень, грива, бутылка, крыша.

Можно догадаться, что лишнее слово в данном случае будет иного рода в отличие ото всех остальных.

У ребенка же для того, чтобы прийти к данному ответу, происходит огромное количество сопоставительных и обобщительных умозаключений.

Вероятно, что он будет определять их одушевленность, особенности морфемного строения, принадлежность частям речи и т.д..

Однако путем анализа данных характеристик относительно каждого из слов, отбрасывая неподходящую информацию, ученику все же удастся докопаться до истины. Из вышеуказанной классификации ПС — это пример сопоставительного и сравнительного анализа материала.

Ситуация №2

В данном примере мы не только создадим ПС, но и подведем ребенка к формулировке темы нового урока, что очень важно для каждого ученика в условиях ФГОС.

Тема предыдущего урока «Слова, обозначающие предметы». Тема нового урока «Слова, обозначающие действия».

На доске детям предложен ряд слов (стол, бежит, курица, поет, играет, песок, солнце и т.д.). Учитель предлагает выписать в тетради слова, относящиеся к предыдущей теме урока. Акцентирует внимание на том, что среди всех слов есть те, которые предметы не обозначают.

Посредством наводящих вопросов он подводит ребенка к постановке проблемы, связанной с тем, что же будут обозначать другие слова, если не предметы.

После озвучивания учащимися значений новых слов – «слова действия», учитель подводит их к формулировке темы урока. Данная ПС будет иллюстрировать обобщение новых фактов учащимися.

Ситуация №3

На уроке природоведения или окружающего мира учитель рассказывает ребятам о том, что после жаркого дня над водой в реке или озере можно увидеть что-то похожее на дым.

Современного школьника учат быть самостоятельным

Такое же явление можно отметить в случае открывания холодильника. И такое же явление мы наблюдаем, когда льем горячую воду на камни в сауне.

Одинаковы ли процессы, увиденные нами? И в чем суть, увиденных нами событий?

Все дети непременно исправят учителя, сказав, что видим мы не дым, а пар.

Дым появляется в случае процесса горения, у нас нет ни одного примера, связанного с ним.

Вспомнив пример с холодильником, действуя по аналогии, ребята могут прийти к выводу, что все зависит от разницы температур в чем-то и вне чего-то.

Однако крайне важно подвести детей к тому, что в первом случае пар выделяется за счет понижения температуры окружающей среды, во втором случае за счет того, что внутри холодильника температура ниже.

В третьем — из-за того, что температура мокрых камней тоже ниже, чем температура воздуха в сауне. Данный пример иллюстрирует ПС, основывающуюся на жизненном опыте учащихся.

Ситуация №4

Осуществляя лабораторное исследование, ученикам дают два химических вещества, состав одного из веществ ученикам известен, состав другого необходимо определить путем смешивания различных реагентов.

Из предыдущих уроков ученики знают о том, какие особенности химической реакции проявляются при смешивании определенных элементов.

Таким образом в ходе практической и в тот же момент исследовательской деятельности, анализируя полученные ранее теоретические сведения, учащиеся могут определить состав второго вещества.

Данный пример иллюстрирует ПС, связанную с исследовательской и практической (в нашем случае лабораторной) работой ребят, а также сопоставительный анализ и обобщение полученной из каждого «мини-эксперимента» новой информации, которая и является ключом решения ПС.

В заключение отметим следующее. Современному школьнику крайне важно уметь самостоятельно оперировать знаниями и умениями, полученными в школе.

Именно эту самостоятельность и дает проблемное обучение, тем самым осуществляя подготовку детей не только к выпускным экзаменам, но и к нестандартному решению проблемных ситуаций во взрослой жизни.

В этом видео вы узнаете об основах проблемного обучения:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/problemnaya-situatsiya-eto.html

Методы проблемного обучения на уроке: что это такое, как создавать проблемные ситуации на уроке? Советы учителя

Проблемные ситуации в обучении

Методы проблемного обучения использовались еще в школе Сократа. Для обучения детей этот метод был предложен американским ученым и педагогом Джоном Дьюи в 1894 г. Четкую формулировку концепция приобрела благодаря трудам советского ученого С. Рубинштейна, который и предложил способ развития сознания детей через постановку познавательных проблем.

Особенности проблемного обучения в школах и педагогике вообще

Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:

  • Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие навыков самостоятельной работы.
  • Развитие способности к самообучению.
  • Формирование исследовательской активности.

Из недостатков методики можно выделить следующие:

  • стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;
  • требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);
  • уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;
  • метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний.

Несмотря на перечисленные недостатки, технология проблемного метода обучения прочно обосновалась в современной педагогике как одна из самых оптимальных и отвечающих требованиям ФГОС.

Когда возможно использование метода проблемного обучения?

Итак, суть метода проблемного обучения заключается в искусстве создавать проблемные ситуации и находить способы их решения.

Самое сложное в этом методе — создать правильную проблемную ситуацию.

  • Во-первых, проблема, предлагаемая учащимся, должна быть доступной для детей этого возраста.
  • Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний.
  • В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие.
  • В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Способы создания проблемной ситуации на уроке

В зависимости от чувства, которые испытывают ученики при знакомстве с проблемной ситуацией, в методике принято выделять два способа создания проблемной ситуации: с удивлением и с затруднением. Рассмотрим приемы подробнее.

С удивлением

1. Учитель одновременно предлагает противоречивые факты, теории по теме.

Например, при изучении романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”. Проблемный вопрос: Что спасет мир? Учитель предлагает несколько высказываний других классиков: Достоевский считает, мир спасет красота, Л. Толстой — что целомудренная женщина, в Библии говорится, что спасение мира — в любви.

2. Ученикам предлагается вопрос или задание, при решении которого выявляются противоречивые мнения детей.

Пример: На уроке биологии предлагается вопрос: Почему комнатные растения цветут и зимой, когда в живой природе происходят изменения и все живое засыпает?

3. Предложить задание или пример, содержащий ошибку, недостаточную информацию, переизбыток данных, противоречивые данные.

Например, на уроке математики в начальной школе при знакомстве с задачами предложить такую задачу: Ваня съел 5 яблок, а Маша съела больше яблок. Сколько яблок съела Маша?

4. Предложить рассмотреть явление, ситуацию с разных точек зрения (например, с позиции юриста, педагога, ученого, бизнесмена, эколога и т.д.).

С затруднением

1. Дается задание, отличающееся от тех, которые уже известны ученикам.

Например, на уроке математики вы изучали трапецию. Предложите теперь задачу, которую невозможно решить, не зная правила средней линии трапеции.

2. Предлагается практическая ситуация (из жизни), для решения которых у детей нет достаточных знаний.

Например, на уроке географии учитель задает вопрос: “Известно, что большинство рек впадают в моря и океаны. Почему же тогда океаны не переполняются и не затапливают сушу?”.

Построение урока по методу проблемного обучения

1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

Варианты:

  • Собирание гипотез (приемы Дерево предсказаний, Корзина идей).
  • Создание дискуссии (по группам).
  • Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).
  • Поиск решения на основе наблюдений.

4. “Ага-реакция” — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

Классификация методов проблемного обучения

В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

  • Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично. Тем не менее, это наиболее действенный метод организации урока по методике проблемного обучения в начальных классах или таких классах, где только начинают применять проблемное обучение.
  • Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. То же самое и с формой организации поиска — сначала приводится пример, объясняющий, что нужно делать, чтобы найти ответ на вопрос, к каким материалам обращаться и т.д.
  • Метод проблемного изложения — это наиболее пассивный метод обучения. роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. Но этот способ можно использовать при объяснении сложных тем, чтобы продемонстрировать детям ход рассуждения, логичность изложения материала, ход анализа.
  • Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, опыт работы около 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/problemnoe_obuchenie/6365_medody_problemnogo_obuchenia

Создание проблемной ситуации на уроке

Проблемные ситуации в обучении

В настоящее время от педагога требуется не только передача готовых знаний, но также и научить ученика понимать и разбираться в теме самостоятельно. Одна из технологий, позволяющих сделать это – создание проблемной ситуации на уроке.

Состоит она в том, чтобы во время занятия создать проблемное положение с целью активизации самостоятельной деятельности ученика для их решения. В таком случае, наблюдается творческий подход к познанию материала или же какого-либо умения.

При помощи создания проблемной ситуации на занятии, развиваются мыслительные способности.

Вместо технологий преподавания, которые использовались многие столетия, так называемая, традиционная методика, на смену приходят новые методики и технологии.

Прежде всего, такие подходы направлены на то, чтобы дать обучающемуся проявить свою инициативу и самостоятельность.

В итоге при такой методике обучения получается сильная и уверенная в себе личность, которая способна помочь развитию общества в будущем.

Для этого одних усвоенных знаний мало. Необходимы определённые качества характера, которые должны позволить ученику в будущем создавать нестандартные методы решения в той или иной затруднительной ситуации.

Такой подход на занятии даёт возможность ученику не просто записывать материал, а думать и больше говорить, вследствие этого у них более активно формируется как речь, так и мышление. При помощи такого способа ведения уроков, у воспитанников развиваются творческие способности, они пытаются отстояться своё собственное мнение и гораздо больше проявляют инициативу.

Они учатся думать, в настоящее время, очень малое количество преподавателей именно стараются научить мыслить ученика, а не просто вложить в него необходимые для контрольной или самостоятельной работы знания.

Существует некоторое преимущество использования данной технологии. Ведь проблемное обучение можно применять в любом классе и при преподавании совершенно любого предмета. Овладение знаниями, это, прежде всего, творческое занятие. Оно включает в себя 4 этапа.

  1. Установка проблемы, воспитанник должен понять, в чём суть проблемной ситуации.
  2. Воспитанник должен понять, как решить данный затруднительный случай.
  3. Далее обучающемуся необходимо изложить способ его решения.
  4. Завершающий этап – реализация своего плана.

Как подготовиться к проблемному уроку?

Чтобы замотивировать воспитанников и побудить их самостоятельно изучать материал и сформировывать метапредметные мыслительные операции – наиболее целесообразно будет создать проблемное положение в самом начале занятия.

На первом этапе введения новой информации. Это один из приёмов мотивации познавательного вида. Её преимуществом является то, что она оказывается своё влияние практически на всю группу, как преуспевающих детей, так и отстающих.

На протяжении этого этапа занятия у воспитанников формируются следующие УУД.

  1. Познавательные. Обучающиеся учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать полученную информацию. Также воспитанники развивают свою речь, когда озвучивают свои мысли по этому поводу, пытаются самостоятельно вывести и сформулировать понятие.
  2. Коммуникативные. То, что воспитанники общаются между друг другом на уроке, развивает их коммуникативные способности. Они учатся говорить более развёрнуто и аргументировано, при этом учитывают разные мнения  и пытаются объяснить своё суждение.
  3. Регулятивные. Преподаватель может заметить трудности, с которыми столкнулся каждый воспитанник в понимании и усвоения новых знаний индивидуально.
  4. Личностные. По многим педагогическим системам, этот параметр самый важный. Ведь при проблемной ситуации на занятии обучающийся приобретает способность к саморазвитию. Помимо этого, у воспитанника появляется стимул к познанию нового материала.

Преподавателями, с целью осознания проблемной ситуации на уроке обучающимися, может использоваться побуждающий диалог. Таким образом, воспитанники осознают возникшее затруднение на занятии. Педагог в таком случае должен представить отдельные вопросы или предложения, которые позволяет воспитанникам осознать противоречия, а также попытаться сформулировать тему занятия самостоятельно.

Такой подход к преподаванию на занятии очень часто интересен самим воспитанникам. Также это позволяет добиться их самостоятельной активности на уроке. Существуют разные способы, которые способствуют этому. К примеру, работа в парах, группах или же учебный диалог.

Как создать проблемную ситуацию на занятии?

Условно, проблемные ситуации на занятии можно разделить на два вида. Это проблемное положение с удивлением и проблемное положение с затруднением.  Существуют различные приёмы создания проблемных ситуаций для каждого из этих видов.

Для создания проблемных положений на занятии с удивлением используются три приёма.

  1. Вместе предъявить две мысли, которые противоречат друг другу.
  2. При использовании вопросов или заданий столкнуть разные мысли и высказывания воспитанников.
  3. Данный приём, можно подразделить на две ступени. В первой ступени необходимо показать житейское представление у воспитанников при помощи практического задания с целью их ошибки или же вопроса. На второй ступени необходимо сообщить сам научный факт либо наглядно при помощи эксперимента, либо простым сообщением.

Для того чтобы возникли проблемные положения с затруднением, также можно использовать три приёма.

  1. Преподаватель может дать практическое задание, выполнить которое невозможно. Воспитанник в этом случае более активно включается процесс, особенно преуспевающие ученики.
  2. Педагог может заставить учеников выполнять практическое задание, которое имеет решение, но абсолютно не похоже не предыдущее задание.
  3. Также преподаватель может дать ученикам невыполнимое задание, но похожее на предыдущее, которое было успешно решено. После этого педагогу необходимо будет доказать, что ученики не смогли его выполнить.

Как поставить проблему на уроке?

Для этого используется несколько методов.

  1. При помощи вопросов и предложений, которые подтолкнут воспитанника к постановке проблемы. Наиболее целесообразно использовать данную методику для сильных учеников, при помощи этого развиваются творческие умения воспитанника.
  2. Существует, так называемый подводящий диалог, его суть заключается в том, что при помощи наводящих вопросов и высказываний ученик должен сам понять мысль. В этом случае ответ воспитанника, способный вас удивить, практически никогда не прозвучит. Педагог постепенно подводит ученика к нужной мысли. В  составе такого диалога могут использоваться и прежние знания ученика, а также можно использовать приёмы анализа или сравнения. Данная методика особенно актуальна для воспитанников с плохой успеваемостью.
  3. Педагог может озвучить тему занятия, используя какой-либо мотивирующий приём. Например, применив приём «яркого пятна», загадка, забавная история, сказка, легенда и так далее. Можно также предложить воспитанникам решить кроссворд, где ключевое слово и будет основная тема урока. В данной методике имеет большую популярность и другой приём, который носит название «Актуальность». При помощи наводящих вопросов руководителя, воспитанники понимают роль изучаемой темы в своей жизни. При использовании приёма «Актуальность», ученики не получают никакого развития, но тема для них становиться несколько интереснее. При использовании сразу двух вышеперечисленных способов одновременно, педагог добивается как интереса учеников, так и их развития.

Примеры

Для создания проблемного положения на занятии при помощи удивления можно предоставить группе противоречивую информацию.

К примеру, для начальных классов на уроке математики можно использовать такой метод постановки проблемной ситуации.

Необходимо расставить скобки.

9 – 4 + 3 = 8

и

9 – 4 + 3 = 2

После этого стоит обратить внимание учеников на то, что выражения слева одинаковые, а ответы в конечном итоге получаются совершенно разные.

Помимо этого, вы можете столкнуть мнение некоторых учащихся. В итоге у них появляется возможность высказать своё мнение и оспорить высказывание своего одноклассника.

При прохождении такого материала, как сложные слова, можно поинтересоваться у воспитанников, существуют ли слова в русском языке, в которых может встречаться больше одного корня. Попросить назвать такое слово и подобрать корни к нему. В итоге при столкновении разных мнений возникнет диалог между обучающимися, который побудит их аргументировать свою точку зрения.

Ещё одним практическим примером методики, которая позволяет развить самостоятельность и коммуникабельность учеников – эта работа в группах. Учитель разбивает весь учебный класс на несколько групп и даёт им одно задание на всю группу.

Далее необходимо наблюдать за работой каждой группы индивидуально. Необходимо побудить воспитанников к созданию гипотезы. При использовании данного примера никогда не давайте оценку итогов воспитанников.

Любое решение задачи необходимо принять.

В заключение

Такие социально-культурные нормы личности обязывают, чтобы человек был самостоятельным, мог проявлять инициативу, а также личностный потенциал.

В настоящее время, педагоги должны не только давать знания ребёнку, необходимые для успешной сдачи экзаменов. Преподаватели обязаны подготовить своих воспитанников к предупреждению жизненных проблем и самостоятельному их решению.

Методика создания проблемных ситуаций на занятиях обладает рядом преимуществ.

Во-первых, создаются условия, чтобы воспитанники развивали свою наблюдательность, понимание, а также активизируется познавательная и умственная деятельность ученика. Во-вторых, это способствует развитию ответственности и самостоятельности, а также помогает проявлять инициативу и активизирует деятельность воспитанника.

Ко всему этому, поскольку обучающийся приобретает знания в ходе самостоятельной деятельности, он их гораздо лучше запоминает, и новая информация прочно закрепляется у него в голове. Также не стоит забывать, что данная методика нацелена, прежде всего, на то, чтобы сформировать нестандартное мышление учеников.

Благодаря вышеперечисленным преимуществам, методика создания проблемной ситуации  на занятии является одной из самых оптимальных для развития и обучения воспитанников любого возраста.

В последнее время педагоги её используют всё чаще и чаще, поэтому в будущем стоит ожидать детей, способных проявлять инициативу, мыслить нестандартно и отстаивать своё мнение.

  Не забывайте, что вы можете подвести ученика к знаниям, но стоит ли учиться – решать только ему.

Источник: https://aujc.ru/sozdanie-problemnoj-situacii-na-uroke/

ovdmitjb

Add comment