Irvuz

Проблема возраста

Проблема возраста человека

Проблема возраста

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Версия шаблона 1.1
Филиал Новосибирский
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Психология развития и возрастная психология
Тема Проблема возраста человека
Фамилия студента Шпилевая
Имя студента Анастасия
Отчество студента Игоревна
№ контракта 06000080702011

Основные данные о работе 1

2

Введение 4

Основная часть 7

Заключение 21

Глоссарий 25

1 25

Кризис 25

Поворотный момент в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. 25

2 25

Сенситивный период 25

Период оптимальных сроков развития, определенных сторон психики – процессов и свойств. 25

3 25

Зона актуального развития 25

Обладание ребенком того, чему он научился 25

4 25

Возраст 25

Продолжительность жизни (годы, месяцы и т.д.) 25

5 25

Периодизация развития 25

Психологическая классификация возрастов развития 25

6 25

Психология возрастов 25

Изучение закономерности переходов от одного периода к другому на основе смены типов деятельности 25

7 25

Подростковый возраст 25

Переходное положение от детства к юности (пубертатный) от12 до 19 лет 25

8 25

Юношеский 25

Получение профессии и создание семьи (от20 до 25лет) 25

9 25

Молодость (ср. зрелость) 25

Переход молодости к старости (от 26 до 64лет) 25

10 25

Старость 25

Период от 65 до конца жизни 25

Список использованных источников 26

Приложения 27

Введение

В отечественной психологиипроблему возраста1человека впервые подверг рассмотрениюЛев Семенович Выготский2.В диагностике развития заслуживаютвнимания вопросы, которые возможноразрешить, основываясь на изученииспецифик каждого возрастного периода,последовательности хода развития,стадий и фаз, всех основных типовразвития, на изучении структуры идинамики развития во всем их многообразии.

В своей работе «Проблемавозраста» Л.С. Выготский анализируетрегулярный процесс смены возрастов:стабильных и критических. Понятие«возраст» определено Выготским, какпредставление о социальной ситуацииразвития, т.е. характерное, неповторимоеотношение между человеком и окружающейего действительностью, прежде всегосоциальной.

Социальная ситуация развитияприводит к формированию определенныхвозрастных новообразований. Соотношениеданных категорий (социальной ситуацииразвития и новообразования) в своемонтогенезе задает диалектическийхарактер развития.

Диагностированиеосновных проблем человека, выявляетпричины новообразований, дает возможностьосмыслить и проанализировать ситуацииразвития, а так же применить полученныезнания на практике.

Актуальность темы данногокурсового проекта заключается в том,что стремительное развитиенаучно-технического прогресса обостряетсуществующую проблему возраста человека.

Прогресс развивающегося цивилизованногообщества, сопровождающийся возникновениемабсолютно новых отраслей промышленности,развитием техники, автоматизациейпроизводственных процессов, являетсясредой обитания и жизнедеятельностичеловека.

В данных условиях человекнаходит способы адаптации в природном,социальном и экономическом мире.

Адаптация – это не только приспособлениечеловека к существующим условиям среды,но и трансформирование его самого подвлиянием этих условий, что выражаетсяв приобретении новых способов деятельностии сознательный отказ от привычных ему.В экстремальных ситуациях человеквынужден преодолевать как внешние, таки внутренние трудности, которые вызваныстрессовыми состояниями.

Многообразие связей вокружающем мире и многоуровневаяорганизация определяет человека, каксложную структуру, подлежащую изучениюмногих наук. Онтогенетическое развитиечеловека и его индивидуальная изменчивостьявляется проблемой, которая, кроме всегопрочего, требует привлечения биологии,физиологии, медицины.

Невозможно изучитькак личность так и субъект деятельности,взяв во внимание только средствамиобщественных наук, так как становлениесубъекта деятельности и формированиеличности происходят на определенномуровне развития индивида.

Таким образом,в данном аспекте и немаловажными являютсяисследования биологов, физиологов имедиков.

Возраст – это один изпараметров индивидуально-личностногоразвития человека. Общественные науки,в своем большинстве, не определяютвозраст важной социальной проблемой,исключением является социология.

Объект исследованияданной курсовой работы – человек.

Предмет исследования –проблемы возраста человека.

Целью данной работыявляется выявление особенностей проблемывозраста человека.

В рамках данной курсовойработы были определены следующие задачи:

раскрыть понятие –возрастной кризис;

подвергнуть рассмотрениюклассификацию возрастных проблем;

проанализировать признакикризиса развития;

рассмотреть разнообразныепериоды кризиса развития;

проанализировать развитиекризисов зрелых возрастов.

Гипотеза данного курсовогопроекта основывается на психологическомформировании человека, зависит отстабильно действующих факторов:биологическое созревание; психофизическоесостояние организма; социальныеотношения.

Для разработки темыкурсовой работы были изучены трудыотечественных и зарубежные авторов повопросам изучения проблемы возрастачеловека.

В рамках разработкипроекта курсовой работы был использованисторический и аналитический методисследования.

Практическая значимостьданной работы заключается в повышениипсихологической грамотности в вопросахизучения проблемы возраста.

1.1 Классификациявозрастных проблем

В исследовании развитиячеловека следует обозначить основныепроблемы возрастной периодизациипсихического развития:

органическая и средоваяобусловленность психического иповеденческого развития человека;

обучения и воспитания иих влияние на развитие детей;

задатки и способности иих соотношение;

сравнительное влияниеэволюционных, революционных, ситуационныхизменений в психике и поведении;

соотношение интеллектуальныхи личностных изменений в общемпсихологическом развитии.

В отечественной наукесуществует два представления о возрастечеловека – это физический возраст ипсихологический возраст.

Переходы изодного возраста к другому сопровождаютсяизменением физических данных ипсихологических характеристик человека,которые называются кризисами возрастногоразвития.

Кризис говорит о том, что и ворганизме и в психологии происходятизменения, в развитии появляютсянекоторые проблемы, которые индивид неможет самостоятельно разрешить.Преодоление кризиса означает переходна качественно новую ступень развития,переход в следующий психологическийвозраст.

Проблемы, связанные сэтим определяются, как специфическиесочетания психологии и поведения иобозначаются понятием «возраст».

В отечественной психологиив исследованиях проблем детстварассматриваются два крупных направления:

  1. изучение отдельных сторон детской жизни, фактов;

  2. вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.

В культурно-историческойтеории (по Л.С. Выготскому) возрастопределяется отношением социальнойситуации развития и новообразованиями(структурой личности, сознания), а втеории деятельности – отношением местачеловека в системе общественных отношенийи ведущей деятельностью.

В 1971году в статье «Кпроблеме периодизации психическогоразвития в детском возрасте» Д.Б. Эльконинобобщил представления о движущих силахдетского развития, опираясь на теориюдеятельности. Условием развития являетсясистема «ребенок-общество», авторвыделил две подсистемы:

  1. «ребенок – общественный взрослый»;

  2. «ребенок – общественный предмет».

Д.Б. Эльконин представилвозраст, как последовательность в логикедеятельностного подхода. Изучая проблемыпериодизации возрастного развития,современная отечественная психологияопирается на следующие принципы:

    • принцип историзма, который позволяет последовательно анализировать проблемы детского развития, возникающие в разные исторические периоды времени;
    • биогенетический принцип, основанный на системном изучении важнейших проблем детского развития, при этом учитывая связи движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде;

Источник: https://works.doklad.ru/view/S9xFS1o0RaU.html

Проблемы возраста человека (стр. 1 из 5)

Проблема возраста

Современная гуманитарная академия

Филиал Тюменский.

Представительство.

Задание на курсовую работу

по дисциплине: Психология развития и возрастная психология

Тема: Проблемы возраста человека

Студента : ______________________

Фамилия, имя, отчество

№ контракта ___________, группа __,

Направление: психология

” ” 200 г.

Введение. 3

1. Проблема возраста человека на основе классификации. 6

1.1 Классификация возрастных проблем.. 6

1.2 Понятие возрастного кризиса. 10

2 Возрастные кризисы и их особенности. 14

2.1 Особенности кризиса развития. Различные периоды к кризису развития 14

2.2 Кризисы развития зрелых возрастов. 17

Заключение. 24

Глоссарий. 27

Список использованных источников. 28

Приложение А.. 29

Приложение Б. 30

1.1 Классификация возрастных проблем

В исследовании развития человека обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:

Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

Соотношение задатков и способностей.

Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития.

Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить.

Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).

Проблемы: специфические сочетания психологии и поведения, обозначенные понятием ”возраст”.

Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.

Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

Соотношение задатков и способностей.

Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.

Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое – изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе – вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.

В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности – отношением места человека в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

В 1971г. в статье “К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте” Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система “ребенок-общество”, в которой Д.Б.

Эльконин выделяет две подсистемы: “ребенок – общественный взрослый” и “ребенок – общественный предмет”. Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода.

Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:

Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.

Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.

Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.

Проблема динамики возраста непосредственно вытекает из только что намеченной проблемы структуры возраста. Как мы видели, структура возраста не представляет собой статичной, неизменной, неподвижной картины. В каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит в новую структуру. Новая структура возникает и складывается в ходе возрастного развития.

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

Младенчество (от рождения до одного года жизни);

Раннее детство (от 1 года до 3-х лет);

Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);

Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Каждый этап состоит из двух периодов: межличностное общение как ведущий вид активности, направленный на развитие личности ребенка; предметная деятельность, связанная с интеллектуальным развитием и реализацией операционально-технических возможностей ребенка.

Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка.

Причина первых кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.

Основной смысл переходного периода заключается в позитивных изменениях личности, центральное новообразование каждого возрастного периода (обобщенный результат психического развития) содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. Общие черты кризиса: раздражительность, непослушание, капризы, бунт, конфликт ребенка с окружающими взрослыми, упрямство, негативизм. [3, С.45]

Источник: https://mirznanii.com/a/198645/problemy-vozrasta-cheloveka

ovdmitjb

Add comment