Irvuz

Признаки государства

Содержание

Понятие и признаки государства (стр. 1 из 7)

Признаки государства

Введение……………………………………………………….….……3

1. Возникновение государства…………………………….……….…5

1.1. Предпосылки возникновения государства…………………….…5

1.3. Государство – первая политическая организация……………..14

2. Понятие и признаки государства………………………………….18

2.1. Понятие государства……………………………………………..18

2.2. Признаки государства……………………………………..…..…22

Заключение…………………………….……………………..…….…31

Список использованной литературы………………………………..32

Введение

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами.

Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.

В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная.

Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно – исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.

Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).

Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.

Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности – Цицерон и ученых современности);

2) найти отличия государства от других образований;

3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);

4) охарактеризовать эти признаки;

5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.

Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:

1. изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;

2. анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;

3. личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.

В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Так в процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Демидов А.И., Козулин А.И., Комаров С. А., Малько А.В., Матузов Н.И. и др. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и сущность государства через изучение присущих ему признаков (отличий от других образований).

Правовая основа работы – Конституция Российской Федерации, 1993 г.

Структура данной работы – состоит из введения, 2- х глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 32 страницах.

1. Возникновение государства

1.1. Предпосылки возникновения государства

Проблема возникновения государства остается в науке дискуссионной.

Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения (например, есть мнение, согласно которому государство существовало вечно, для его сторонников проблемы возникновения государства вообще нет). Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства.[1]

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др.

Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда — отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена — торговли (купцов).[2]

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним.

В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии.

Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.

Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

И все же причины зарождения государства коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.

В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру.

Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели — половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего.

Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.[3]

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии.

Одной из таких переходных форм была «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины.

Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.[4]

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Существует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания).

Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность.

Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы обособлялись от интересов остальных членов общества.[5]

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего.

Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность.

Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф.

Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев.

В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э.

в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.[6]

Источник: https://mirznanii.com/a/30086/ponyatie-i-priznaki-gosudarstva

Кратко о государстве: понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

Признаки государства

Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Таблица признаков государства

  • Теории возникновения
  • Организационная структура
  • Признаки любого государства
  • Функции государства
Основные Дополнительные
Наличие территориальных границ Символы и атрибуты власти (герб, гимн, флаг)
Суверенитет Государственный язык
Присутствие публичной власти Единая денежная единица
Система налоговых сборов Транспортная система
Законотворчество Единое экономическое пространство
Право на легитимное насилие
Армия
Народонаселение

: правотворчество, его признаки и принципы.

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

: что такое бюрократия простыми словами.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

  • законодательные органы власти;
  • система судебных учреждений;
  • органы исполнительно-распорядительного характера;
  • армия;
  • органы контроля общественного порядка и государственной безопасности.

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

: что такое абсолютная монархия, примеры стран.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

: каковы основные отличия реформ от революций?

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает.

Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают.

Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов.

Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти.

Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений, нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания.

Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях.

Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

  • внешнеэкономическое сотрудничество с другими государствами;
  • оборона и охрана территориальных границ;
  • научно-техническое и культурное взаимодействие с другими странами;
  • решение глобальных экологических проблем;
  • отстаивание государственных интересов на международной арене.

Внутренние функции:

  • формирование бюджета, контроль за его исполнением;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • разработка мер социальной поддержки общества;
  • обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
  • формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/kratko-o-ponyatii-priznakah-i-funktsiyah.html

Что является признаком любого государства? Признаки государства: таблица

Признаки государства

Слово «государство» употребляется людьми в обыденной речи. Чтобы правильно его использовать, нужно разобраться, что является признаком любого государства. От грамотного применения термина зависит, правильно ли мысли будут обличены в слова, и какую смысловую нагрузку они понесут собеседнику.

Значение термина «государство»

Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. Для первого характерно отождествление государства с конкретной страной. Например, высказывания: «государства — члены Европейского Союза» или «государство Мозамбик» дают представление о странах с населяющими их народами.

Такое широкое значение слова сложилось в древности и получило распространение в средние века. В более узком понимании термин воспринимается как один из составляющих политическую систему институтов, которому принадлежит высшая власть в обществе. Такой смысл вложили в это слово в XVIII-XIX веках.

Тогда шло формирование гражданского общества, и возникла необходимость обособления государственных институтов от народа и негосударственных учреждений политической системы.

Возникновение

Государство появляется на определённой ступени развития человеческого общества. Оно возникает как политический институт, как организация власти для управления обществом. Для него характерны общие признаки. Государства формировались на протяжении длительных исторических периодов, и в настоящее время утвердилось два взгляда, две теории.

Первая концепция утверждает, что государство – это естественный этап в становлении общества. Его выдающиеся основатели — Т.Гоббс и Дж. Локк — настаивали, что государство возникает при заключении договора между людьми.

Граждане передают часть прав государству как институту, взявшему на себя защиту территории и людей, проживающих на ней. Оно выступает гарантом безопасности и формирует определённую социальную группу управленцев-чиновников.

Основателем второй теории считается Платон. Его идеи развили Ф.Ницше и Д. Юм. Они доказывали несостоятельность первой концепции. По их мнению, государство – это результат завоевания небольшой группой основной массы населения.

Хорошо вооружённые и воинственно настроенные люди вполне могут покорить большое количество слабо организованных народов. Скорее всего, в истории человечества присутствовали оба пути формирования государства. Первоначально человеческое общество создало единственную политическую организацию.

Вместе с развитием общества и эволюцией государства стали возникать другие политические организации, такие как партии, союзы, блоки или движения.

Государство – ядро политической системы

Это важнейший институт социально-политической системы общества, являющийся её ядром. Ему принадлежит верховная власть в обществе, что является признаком любого государства. Оно, управляя жизнедеятельностью людей, поддерживает в своих рамках порядок и стабильность. Оно регулирует отношения между социальными слоями, между человеком и государством, отвечает за безопасность людей.

Для исполнения возложенных на государство функций создаётся специальный аппарат управления обществом.

С точки зрения истории, государство как социальное организация, которая, обладая верховной властью над населением в границах определённой территории, решает общие для людей проблемы и стремится сохранить общий порядок и достичь общего блага.

К признакам государства относятся структурные характеристики, выражающиеся в разветвлённой сети учреждений и организаций, выполняющих законодательную, исполнительную и судебную функции. Власть государства считается суверенной (верховной) относительно всех организаций и людей на подвластной территории.

Государственная власть независима и самостоятельна от иных стран. Государство на международном уровне представляет интересы всего общества, всех своих граждан. Ему присущи уникальные признаки и атрибуты, которые не имеют аналогов у других политических организаций.

Структура

Государство характеризуется сложной организационной структурой. Важнейший признак государства – наличие следующих элементов: законодательные органы, исполнительно-распорядительные учреждения, судебные структуры, вооруженные силы, органы охраны государственной безопасности и общественного порядка и так далее.

Такое многообразие предоставляет государству возможность, наряду с основными функциями, выполнять функцию институционализированного насилия (принуждения) по отношению к большим социальным группам и отдельным гражданам.

Ярким примером служат политические репрессии времён СССР, которым подвергались целые народы (немцы, крымские татары, ингуши и другие) и отдельные социальные слои (буржуазия, крестьяне-кулаки, купечество и другие).

Форма правления: монархия

Принято выделять две основные формы государственного правления – монархия и республика. При характеристике каждого вида используются признаки государства. Таблица даёт представление об общих чертах и различиях.

Монархия – это такое государство, в котором верховная власть сосредоточена в руках одного человека (монарха). Обычно она передаётся по наследству, но может быть выборной или наследственно-выборной. Существуют конституционная и абсолютная монархия.

При конституционной монархии власть правителя ограничивается конституцией. Такое ограничение выражается либо в парламентском, либо дуалистическом характере. В первом случае монарх не имеет власти, оставаясь лишь представительным органом, а правительство отчитывается перед парламентом.

Во втором случае власть монарха ограничивается парламентом и конституцией в области принятия законов, но правитель волен назначать правительство и действовать в рамках принятых ограничений.
При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничивается.

Он является абсолютным правителем, все органы власти подотчётны ему.

Форма правления: республика

Такая форма подразумевает участие граждан в управлении. Это проявляется в проведении выборов кандидатов высшие органы власти. Они избираются на определённый срок и отчитываются о результатах своей деятельности перед своими избирателями.

Принято выделять виды республик: президентская (полнота власти сосредоточена в руках главы государства), парламентская (властные полномочия в руках парламента, партия-победитель претендует на главенство в правительстве).

Смешанная республика основывается на разделении полномочий между президентом, премьер-министром и парламентом.

Основные признаки государства

С момента своего возникновения и до современности страны пережили много форм и видов власти. Но можно выделить общие признаки, присущие любому государству. Их наличие или отсутствие позволяет сделать вывод, о каком политическом институте идёт речь: о государстве или нет.

Рассмотрим признаки государства. Таблица в сжатом виде показывает их.

Публичная власть

Власть, которая отделена от общества и не совпадает с социальной организацией. Политическое управление обществом осуществляют специально подготовленный слой людей, что является признаком любого государства.

Суверенитет

Государству присуща верховная власть над институтами, организациями и отдельными гражданами, находящимися на территории государства.

Право на законное применение силы

Государство обладает монополией на ограничение прав и свобод гражданина на законных основаниях. Для достижения этих целей государство создаёт специальные силовые структуры, к которым относятся суды, полиция и армия.

Сбор налогов

Для содержания органов государственной власти необходимы средства, которые государство получает при взимании налогов и сборов с граждан. Отличительным признаком государства является узаконенный сбор средств в государственную казну. Поступления в государственную казну тратятся на оборону, экономическую и социальную политику и другие нужды государства.

Гражданство

Человек обладает обязательным членством в государстве. С момента рождения он получает гражданство. Если членство в других политических организациях (партии, объединения и другое) не считается обязательным, то гражданство относится к обязательному атрибуту любого человека.

Представительство всего общества

Государство заявляет о праве представлять общество как отдельную единицу и праве защищать интересы всего общества. Реальность показывает, что ни одно государство не смогло отражать интересы всех социальных слоёв населения и каждого гражданина общества.

К признакам государства относятся самые существенные характеристики этого политического института. Впервые о них узнают учащиеся средней школы на уроках обществознания.

Основные атрибуты государства

Ему присущи отличительные атрибуты, как и основные признаки государства. К ним относятся:

Территория.

Она определяется государственными границами, которые разделяют области распространения власти суверенных государств.

Население.

Жители ограниченной территории считаются подданными государства. Они обязаны выполнять законы и подчиняться власти конкретной страны. Государство берёт на себя обязательство защищать их.

Аппарат управления.

К нему относятся органы власти и особый слой чиновников, выполняющих функции власти. Государственный законодательный орган издаёт законы, формулирует правила, которые становятся обязательными для выполнения всем населением данного государства.

Внутренние функции

Характерные признаки государства влияют на деятельность государства, на выполнение им внешних и внутренних задач. Каждое направление деятельности предполагает набор функций.

Внутренние функции:

  • управление обществом;
  • достижение компромисса интересов различных слоёв общества и удовлетворение их потребностей;
  • сохранение властных полномочий в своих руках.

Внешние функции

Внешние функции включают:

  • представительство интересов всего народа;
  • защита территории;
  • сохранение суверенности власти;
  • выступление в роли равноправного субъекта международных отношений.
  • Соотношений понятия «государство» с другими

В обыденной речи понятия «государство», «страна» и «общество» употребляются как слова-синонимы. Часто наряду с ними применяют и термин «правительство». Чтобы разобраться в их различии, перечислите признаки государства. Эти понятия хоть и имеют общие черты, но между ними существуют существенные различия.

Страна – это культурно-географический термин. Его грамотное употребление подразумевает характеристику территории, её климата и природных зон, описание население с его национальными и религиозными различиями.

Предмет нашего обзора — понятие политическое, что является признаком любого государства.

Оно объясняет политические особенности конкретной страны, включая форму правления, политический режим и территориальную структуру.

Общество – термин более широкий, чем государство. Слой профессиональных управленцев обособлен от остальной части общества и обладает определённой самостоятельностью.
Правительство – термин более узкий, чем государство. Это только инструмент реализации политической власти государства – распорядительные и исполнительные органы.

Правительства меняются: одни уходят, другие приходят. Государство — более устойчивый институт политической системы.

Источник: https://redlike.club/chto-yavlyaetsya-priznakom-lyubogo-gosuda/

Понятие и признаки государства. Теория государства

Признаки государства

Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства будут: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди кᴏᴛᴏᴩых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из кᴏᴛᴏᴩых будут обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). Учитывая зависимость от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство

Государство — ϶ᴛᴏ особая организация политической власти, кᴏᴛᴏᴩая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной ϲʙᴏей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть будет суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — ϶ᴛᴏ универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет ϲʙᴏю власть на всю территорию.

Признаками государства будут территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства

  • Отметим, что территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на кᴏᴛᴏᴩых распространяется его власть и под защитой кᴏᴛᴏᴩого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого “класса чиновников” посредством кᴏᴛᴏᴩых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона.

Стоит заметить, что она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Отметим, что термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. К примеру, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия».

В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со ϲʙᴏими народами, проживающими на определенной территории.

Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе.

Такое понимание роли и места государства оббазируется в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.

), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, побудет необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность ϲʙᴏих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, кᴏᴛᴏᴩая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др.

Все ϶ᴛᴏ позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации).

Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной позиции государство — ϶ᴛᴏ ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем.

С организационной позиции государство — ϶ᴛᴏ организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами).

В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки, кᴏᴛᴏᴩые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В данных границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления ϲʙᴏих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, ɥᴛᴏбы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, кᴏᴛᴏᴩые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет ϲʙᴏи признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некᴏᴛᴏᴩых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но ϶ᴛᴏ не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство.

К примеру, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род).

На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство – только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, кᴏᴛᴏᴩые в той или иной степени характерны для любого государства. В наибольшей степени полно и аргументированно, на наш взгляд, данные признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на кᴏᴛᴏᴩую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, ɥᴛᴏбы ограничивать права и ϲʙᴏбоды граждан и даже лишать их жизни. Стоит сказать, для данных целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, кᴏᴛᴏᴩые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство будет необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение ϲʙᴏих властных полномочий.
Стоит отметить, что осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/3749/308296/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8%20%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.html

ovdmitjb

Add comment