Irvuz

Природные и социальные предпосылки способностей

Понятие о способностях. Способности и личность. Природные предпосылки развития способностей. Крупные младенцы самые умные

Природные и социальные предпосылки способностей

1.  Понятие о способностях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2;

2.  Способности и деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3;

3.  Виды способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4;

4.  Способности и личность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5;

5.  Природные предпосылки развития способностей . . . . . . . . . . . . .5;

6.  Условия развития способностей у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6;

7.  Теория Эфроимсона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15;

8.  Умными не рождаются . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16;

9.  Крупные младенцы самые умные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17;

10. ХОТИТЕ РОДИТЬ ГЕНИЯ? ТОГДА НЕ СПЕШИТЕ РОЖАТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17;

11. Созидание талантов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18;

12. Для учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21;

13. Вывод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23;

14. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24;

Понятие о способностях

Основанием говорить о наличии у человека способностей к какой-то деятельности служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижения.

Но почему при всех прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-либо деятельностью и добиваются в ней больших успехов, чем другие? Дело в том, что каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая, литературная и т.д.

) предъявляет человеку определённые требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качествами, у других они могут быть слабо развиты.

Если люди обладают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это и значит, что они способны к этой деятельности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.

То есть способности, во-первых, – это то, что отличает одного человека от другого. Во-вторых, это не просто особенности, а психологические особенности. Поэтому  длинные, гибкие пальцы (особенности пианиста) или высокий рост (особенности баскетболиста) не являются способностями, хотя и помогают добиться успеха в соответствующей деятельности.

К способностям относятся, например. Музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое конструктору или инженеру; быстрота двигательных реакций, необходимая для занятий некоторыми видами спорта; тонкость цветоразличения для художника-живописца.

Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности.

Они формируются на базе тех или иных особенностей личности, включают эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к деятельности и некоторые особенности психических процессов, но не сводятся к каким-либо частным психическим проявлениям (педагогический такт, математическая направленность ума).

Любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей. Например, литературные способности включают в себя, помимо эстетической позиции, впечатлительность, наблюдательность, образную память, творческое воображение, способность к точному и выразительному языку.

Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы за счёт усиленного развития других, а также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

Способности и деятельность

Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей.

Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влияние обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врождённое образование.

В ходе исторического развития человеческого общества возникали новые потребности, люди создавали новые области деятельности, тем самым стимулируя развитие новых способностей.

Способности неразрывно связаны со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков; с другой стороны, знания, умения, навыки зависят от способностей. Способности позволят быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями, навыками.

Например, в процессе приобретения математических знаний, умений и навыков развиваются такие способности, как математическая память, способность к геометрическим пространственным представлениям, способность к логическому мышлению и т.д.

С другой стороны, при наличие хорошей математической памяти, способностей к логическому мышлению овладение знаниями,  умениями и навыками происходит легче, быстрее и успешнее.

Но недостаточное знание неумение нельзя принимать за отсутствие способностей. Поэтому учителю нужно быть особенно внимательным. Такое произошло с великим русским художником Суриковым; Гоголем

Источник: https://vunivere.ru/work74762

Структура волевого действия

Природные и социальные предпосылки способностей

Появление потребностей – осознаниецели – формирование мотивов движенияк цели, их борьба – принятие решения –реализация решения.

Волевые качества– это способностьчеловека достигать поставленных целейв условиях реальных трудностей. Основныеиз них – сила, стойкость, целеустремленностьволи.

Сила воли– степень необходимоговолевого усилия, прилагаемого длядостижения желаемой цели.

Стойкость воли– уровень постоянстваи повторения усилий, прилагаемых придостижении цели на протяжении достаточнодлительного времени.

Целеустремленность– степеньосознанности и четкости представленияцели, а также упорства, с которымпреодолеваются препятствия при еедостижении.

Другие качества: самостоятельность,решительность, с/обладание, выдержка,настойчивость, смелость, упорство…

Тема 8. Деятельность. Способности(2 часа)

  1. Способности: понятие, происхождение, виды.

  2. Структура и развитие способностей.

  3. Деятельность человека, ее структура, виды и их психологическая характеристика.

1. Способности: понятие, происхождение,виды

Способности– индивидуально-психологическиеособенностиличности, являющиеся условием успешного выполнения той илииной продуктивнойдеятельности(словарь)

Среди научных подходов можно выделить2, условно называемых деятельностным ифункциональным.

1) рассматривает способности какпсихологические свойства личности,обеспечивающие успешное выполнениетой или иной деятельности

2) рассматривает способности как уровеньпроявления у человека различных функций(интеллектуальных, перцептивных,двигательных). Под функцией понимаетсяспецифическая деятельность отдельныхклеток, органов, их совокупности илиорганизма в целом. Например, один человексреди других выделяется большим объемомпамяти, другой силой и выносливостью.

Виды способностей

В основуклассификации способностей положе­ныразличные признаки: источники ихпроисхожде­ния,направленность на деятельность, уровеньразви­тия, наличие условий для развития,уровень развитияПо критерию происхождения выделяютприрод­ныеи социальные способности.

классификация способностей

  • Происхождение (социальные, природные)

  • Направленность на деятельность (общие, специальные, теоретические, практические, учебные, творческие, коммуникативные)

  • Уровень развития (одаренность, талант, гениальность)

  • Условия для развития (потенциальные, актуальные)

2. Структура и развитие способностей.

В деятельностном подходе (Б.М.Теплов)структура способностей включает целыйансамбль свойств личности в их системнойувязке, либо отдельные св-ва личности.Не входят в структуру физиологическиесв-ва, имеющие врожденную основу.

В функциональном подходе (В.Д.Шадриков)в структуру способностей не входятличностные св-ва, имеющие социальнуюбазу.

Природные и социальные предпосылки способностей

Способностиносят врожденныйхарактер.При­чинаих появления не ясна, но если они есть,то не­пременнопроявятся. И тем быстрее, чем болееблаго­приятныеусловия будут созданы для человека.

Способностиобусловлены генетическиродословной.Эта гипотеза имеет много подтверждающихпримеров.Так, именитых предков имели Л. Толстой,Л.Пушкин, И. Шиллер. В родословной Баха втечение пяти поколенийвыросло 16 композиторов.

Подобноенаблюдалосьи в родословной математика Бернулли.

Однако никто никогдане считал, сколько талантливыхродственников у людей обыкновенных,хотя и принадлежащихк тем же слоям общества, что и родственники;Более того, приблизительные расчетыпо­казывают,что большинство людей на нашей планетесостоят между собойв историческом родстве.

Способностиобусловлены и врожденнымиосо­бенностямииндивида (задатками) и связаны с егосоциальнымопытом (наличиеавторитетных для ин­дивидаталантливых людей, мудрых наставников,пре­бываниев атмосфере творчества, эффективнаясистема обученияи воспитания и др.). Такой гипотезыпри­держиваетсябольшинство отечественных психологов.

Деятельностныйподходна вопрос о том, насле­дуютсяли способности, дает такой общий ответ:спо­собнымине рождаются, ими становятся.

Возникшеевпроблеме способностей противоречиемежду их врожденностьюи обусловленностью социальным опытомсторонники подхода пытаются снятьвводом по­нятия«задатки».

Задатки –это комплекс врожден­ныханатомо-физиологическихособенностей организ­мачеловека (нервная система, мозг, органычувств и движений),характеризующий его индивидуальныйтип реагированияна воздействия окружающей среды.

Функциональныйподходна тот же вопрос о на­следованииспособностей отвечает признанием ихврожденностии генотипической природы: человекрождаетсяспособным. Для опровержения деятельностногобазиса как единственной предпосылкифор­мированияи развития способностей приводится ряддоводов.

Так, вряд ли можно отрицать факт наличияуживого мира возможностей, которыми необладает дажеактивный участник деятельности – человек(пространственнаяориентация обитателей океанских глубин- китов – и почтовых голубей, чувствитель­ностькомара к теплокровному объекту и др.).

А ведь при этом понятие деятельностинеприменимо к жи­вотным,насекомым, пресмыкающимся.

Проявление и условияразвитияспособностей

Развитиеспособностей состоит в расширении ихчисла у данногоиндивида, в достижении более вы­сокойрезультативности деятельности, а такжев со­вершенствованиивысших способностей, связанных снаучным, техническим и художественнымтворче­ством,с организаторской деятельностью. Помнению С.Рубинштейна, динамика способностейподчиняется правилуспирали: реализованнаявозможность одно­гоуровня открывает переход к реализациивозмож­ностиболее высокого уровня.

Деятельностныйподход указывает на врожден­ныезадатки,которыеобозначают начало пути раз­витияспособностей. Функциональный подходсвя­зывает этоначало развития способностей одновре­меннос рождением человека.

Несмотря на отличиявовзглядах на отправную точку способностей,оба подходасходятся в том, что ведущая роль в ихпрояв­лениии развитии принадлежит деятельности.

Что­быспособности проявились, человек долженначать действовать.

3. Деятельность человека, ее структура,виды и их психологическая характеристика

Деятельность —высшая, сознательно регулируемая(активная) форма взаимодействия сокружающей средой (социальной иматериаль­ной),в процессе которого человек творческипреобразует мир, а также по­знаетсвое место в этом мире. Творческийхарактер деятельности состо­итв том, что:

  • в ней продуктивное (созидательное) начало (человек нацелен на созидание, а не только на потребление);

  • она непрерывно расширяет пределы возможностей человека, преодолевая его природные ограничения (физические, интеллектуальные).

В деятельности различают:

  • субъект деятельности — человек, ее осуществляющий;

  • объект деятельности – фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта (например, учебный процесс в вузе);

  • предмет деятельности – то, чего деятельность непосредственно касается (например, в учебной деятельности это знания, умения и навыки).

Общие характеристики деятельности

Невсякая активность индивида или группможет быть отнесена к ка­тегориидеятельности. Обязательными характеристикамидеятельностиявляются:

  • социальная обусловленность (деятельность – это продукт общественно-исторического развития);

  • целенаправленность (сознательно выбранные цели);

  • плановость (все составляющие деятельности подчинены определенной системе и осуществляются по осмысленному плану);

  • предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры в соответствии с выработанными в обществе способами инормами действий);

субъектность(обусловленностьличностными характеристиками).

Виды деятельности разнообразны и трудноподдаются детальной классификации. Намакроуровне же каждый индивид оказываетсявклю­ченным в три вида: игру, учениеи труд.

Игранаправленане на производство конкретного продукта,а на реше­ниенекоторой задачи в искусственносоздаваемой ситуации. Различают игры:

  • индивидуальные и групповые (по числу участников);

  • предметные и сюжетные (в основу положены либо предметы, либо сценарии);

  • ролевые (поведение индивида обусловлено той ролью, которую он принимает на себя);

  • игры с правилами (поведение индивида определяется системой же­стких правил).

Учениенаправленона систематическое приобретение:

  • знаний (получение информации об окружающих предметах и явлениях);

  • навыков (усвоение приемов, входящих в состав основных видов деятельности);

  • умений (овладение способами использования знаний и навыков в соответствии с целями деятельности).

Учениекак процесс, направленный на усвоениеконкретных знаний, навыков и умений врамках какого-то конкретного видадеятельности, на­зываетсяобучением.Обучениес точки зрения развития личностныхка­чествназывают воспитанием.

Труднаправленна производство общественно полезногопродукта дляудовлетворения потребностей человека.Трудовая деятельность воз­можнатолько в сотрудничестве с другимилюдьми. Труд ученого, раз­мышляющегов тишине своего кабинета над научнойпроблемой, не отде­ленот труда предшествующих поколений исовременников. Основой таких размышленийслужат те знания, которые созданы донего.

Характеристика строения деятельности(макроструктура)

Деятельностьчеловека имеет сложное иерархическоестроение. Она состоит из нескольких«слоев» или уровней. Назовем эти уровни,двигаясь сверху вниз.

Это, во-первых,уровень особенныхдеятелъностей (илиосо­бых видовдеятельности); затем уровень действий;следующий – уровень операций;наконец, самый низкий— уровень психофизиологическихфунк­ций.

Действие —это основная единица анализа деятельности.По опреде­лению действие — это процесс,направленный на реализацию цели.

Такимобразом, в определение действия входитодно понятие, кото­роенеобходимо определить – цель.Что же такое цель? Этообраз желае­могорезультата, т.е.того результата, который должен бытьдостигнут в ходевыполнений действия.

Стоитсразу заметить, что здесь имеется в видусознательныйобразрезультата:последний удерживается в сознании всето время, пока осуще­ствляетсядействие, поэтому говорить о «сознательнойцели» не имеет особогосмысла: цельвсегда сознательна.

Характеризуяпонятие «действие», можно выделитьследующие че­тыремомента.

Первыймомент:действие включает в качестве необходимогокомпо­нентаакт сознания (о чем говорилось выше) ввиде постановки и удержа­нияцели. Но данный акт сознания не замкнутв самом себе, как это факти­ческиутверждала психология сознания, а«раскрывается» в действии.

Второй момент:действие – это одновременно и актповедения. Сле­довательно,теория деятельности сохраняет такжедостижения бихевио­ризма,делая объектом изучения внешнююактивность животных и челове­ка.Однако в отличие от бихевиоризма онарассматривает внешние движе­нияв неразрывном единстве с сознанием.Ведь движение без цели — это скореенесостоявшееся поведение, чем егоподлинная сущность.

Третий,оченьважный, момент: через понятие действиятеория дея­тельностиутверждает принцип активности,противопоставляя его принципуреактивности.Принцип активности и принцип реактивностиразличаются по тому,где согласно каждому из них должна бытьпомещена исходная точка анализадеятельности: во внешней среде иливнутри организма (субъект).

Итак,через понятие действия, предполагающееактивное начало в субъекте(в форме цели), психологическая теориядеятельности утверждает принципактивности.

И,наконец, четвертоепонятиедействия «выводит» деятельность человекав предметный и социальный мир.

Дело втом, что «представляе­мый результат»(цель) действия может быть любым, а нетолько и даже не столько биологическим,как, например, получение пищи, избеганиеопас­ности и т.д.

,это может быть производство какого-томатериального про­дукта,установление социального контакта,получение знаний и др.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4122372/page:5/

ovdmitjb

Add comment