Irvuz

Природа характера

Содержание

Понятие о характере. Природа характера, его структура и симптокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера

Природа характера

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА

по дисциплине:

ПСИХОЛОГИЯ

Студентки: Соколовой И.Н.

Группы: 1ФКз

Тема: Понятие о характере. Природа характера, его структура и симптокомплексы. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера.

____________                                                                          __________

Дата поступления                                                                                            Зачет работы

работы в деканат                                                                             Подпись преподавателя

Омск 2010 

Введение………………………………………………………………………..3

Заключение…………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………28

Введение

Проблема характера занимает видное место в психологии, начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интересная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д.

Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы английских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малапера, занимавшихся по преимуществу типологией характера, монографии немецких ученых В. Штерна, Кречмера, Гофмана, Эвальда, Клягеса.

 [1]

В свое время Дж. Ст. Милль предложил выделить как особую науку этологию, подразумевая под ней характерологию, поскольку до Теофраста для обозначения тех свойств или черт характера, которые впоследствии получили название «характер», употреблялся термин «этос».

Популярности изучения характера способствовало большое значение этой проблемы в жизни. Поэтому она издавна привлекала внимание не только психологов, но и моралистов (Монтень, Ларошфуко, Лабрюйер, Вовенарг). Характер – одно из стержневых понятий и в литературоведении.

 

Большое место проблема характера занимала и в нашей отечественной психологии, в работах Лесгафта, Ушинского, Каптерева и особенно Лазурского, предложившего выделить особую науку о характере, или характерологию.

Можно сказать, что в нашей психологии создалась своего рода традиция рассмотрения психических особенностей человека в характерологическом аспекте, причем в противоположность французским психологам-функционалистам наши психологи, не ограничиваясь аналитическим рассмотрением характера, делали акцент на его целостности и индивидуальном своеобразии. [2]

Таким образом, и в наше время эта тема остается актуальной.

Целью данной работы является изучение природы характера человека.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие характера.
  2. Изучить структуру характера, его симтокомплексы.
  3. Проследить формирование характера.

Глава 1. Понятие о характере

1.1. Понятие о характере и способы его изучения

В психологии понятие характер ( от греч. charakter – «печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Характер – качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер – «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек.

Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков.

Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.).[3]

 характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д.

Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.

Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей.

Поэтому понятие «характер» относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер – это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п.

(формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность.

Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни – главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей.

Однако характер и направленность личности – это не одной то же, добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека.

И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека.

И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера.

Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л.Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов – городками, Д.И. Менделеев – чтением приключенческих романов.

Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.

Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности.

Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения.

С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения – его потребности в достижении успеха.

В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Характерология – отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки), предмет которой – характер

Учение о характере – характерология имеет длительную историю своего развития.

Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях.

Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Практически, все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых присваивается определенный знак, символ. Описание характера человека дается через призму различных свойств этого символа.

Однако характеры людей, родившихся в одно и то же время, по разным гороскопам оказываются различными.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика- учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного.

Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, о гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь – словом поэзию».[4]

При определении характера человека физиономисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. А.

Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы – признак обладания «женскими» чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше – тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт).

В качестве отдельного направления характерологии можно выделить определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия – система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания – дерматоглифики.

Было, в частности показано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода.

Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может быть поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем которого был Э. Кречмер.

Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которых становится в определенных условиях потребностью, как известно, называют привычками.

Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других людей.

На это же указывали Андре и Гастон Дюрвилии, по их мнению, выражение «…это жест, закрепленный долгим повторением, идея и внешний образ тесно связаны между собой».

Источник: http://yaneuch.ru/cat_18/ponyatie-o-haraktere-priroda-haraktera/91468.1546427.page1.html

Природа характера, формирование характера, вопросы для самостоятельной работы, Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля – Общая психология Библиотека русских учебников

Природа характера

Психические свойства человека – это специфическое проявление высшей нервной деятельности, основой которой являются врожденные особенности нервной системы, своеобразные сочетания которых (сила, уравновешенность, подвижность) вы иявляють типа темперамента. Но следует помнить, что врожденный тип нервной системы с первых дней жизни находится под влиянием общественных условий жизни, воспитания, которые накладывают отпечаток на его функционирование вання.

течение жизни у человека образуются динамические стереотипы, т.е.

системы нервных связей в коре больших полушарий головного мозга, которые возникают под влиянием различных раздражений, действующих в определенной последовательности и определенной системе.

Многократные повторения таких раздражений вызывают образование крепких нервных связей, которые потом оказываются все легче и автоматичнише, без особого нервного напряжениемя.

Образование и преобразования динамических стереотипов требуют значительной, время тяжелой работы нервной системы. Динамические стереотипы образуют фундамент привычных действий, черт характера, которые, как уже отмечалось, с части оказываются невольноі.

Итак, характер личности является сложным синтезом тылу нервной деятельности и жизненных впечатлений, условий жизни, воспитания”Живое существо, – писал I. П.

Павлов, – со дня рождения подвергается самых вли ивив окружающей среды, на которые она неизбежно должна соответствовать определенной деятельностью, часто закрепляется на всю жизнь и проявляется в определенных чертах характера”Итак, характер, считал. Павлов,”есть сплав черт типа и изменений, обусловленных средойвлених середовищем”.

В учении о характере были попытки связать характер человека с телосложением, с особенностями действия желез внутренней секреции, однако эти попытки были не раскрыть сущность характера потерпела крах и и те теории, которые рассматривали характер как врожденную психическое свойствоь.

Люди рождаются с различными особенностями функционирования головного мозга, что обусловлено типом нервной системы, но эти физиологические различия людей является лишь предпосылкой формирования в течение жизни рез них морально-психологических качеств и, в частности, различий характер.

То, что в одной семье при сходных условиях вырастают дети с различными чертами характера, не может служить доказательством врожденности черт характера. Ведь одинаковых условий воспитания детей не бывает

Многогранность общения, обстоятельств, в которые попадают дети, их переживаний создает чрезвычайно разнообразные условия жизни и воспитания детей. Именно это, отражаясь в мозгу ребенка, приводит найризном манитниши индивидуальные способы реагирования, которые постепенно становятся у каждого ребенка своими, присущими только ей, привычными чертами характеру.

Именно то, что моральные нормы жизни и требования к детям в процессе их воспитания (указания, санкции) большей частью бывают типичными, наиболее приводит проявления типичных черт характера, общих для многих людей

Формирование характера

Формирование характера – это длительное становление постоянных психологических образований под воздействием объективных и специально созданных для этого условиях, когда действия и поступки в результате их многократного повторения становятся привычными и определяют тыловую модель поведения человек.

Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под ведущим влиянием общественных условий. Особенно важное значение для воспитания характера имеет активная деятельность человека и, прежде всего, труд как среду его общественного бытия, общения как необходимое условие ее самопознания и самореализацииї.

В процессе работы проявляются моральные, интеллектуальные, волевые и другие качества личности, которые, закрепляясь под влиянием определенных условий жизни, приобретают значение черт характера

Трансформации, происходящие в современном обществе, появление новых идеалов и ценностей, обусловленных вхождением в систему рыночных отношений, создают предпосылки для формирования черт характера нового дело овой человек.

Среди факторов, которые имеют для человека жизненное значение и влияют на формирование его характера, особая роль принадлежит воспитанию

Воспитание организует обстоятельства жизни и направляет в нужном направлении жизненные воздействия, подкрепляет их, создает соответствующее отношение к окружающей действительности формирующейся

Вместе с тем оно тормозит негативные воздействия, препятствует усвоению нежелательных привычек и черт поведения человека

На высоком уровне развития человек начинает совершать самовоспитания и саморегулирования, становления своего характера.

Сформированные в процессе воспитания потребности, идеалы, установки личности становятся основой тям ее требований как к внешним условиям жизни, так и к самому себе.

Он сам начинает устраивать свою жизнь и воспитывать себя, руководствуясь при этом как собственными, так и общественными ценностямми.

полной мере способность к самовоспитание характера проявляется тогда, когда личность приобретает жизненный опыт, овладевает основы психологической культуры, когда у нее формируется мировоззрение и окончательно стекла адаються идеалы, согласно которым она начинает сознательно планировать свою жизнь и определять в нем свое место.

Различия в характере заметны уже у детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте, как убеждает опыт воспитания в детских садах, достаточно отчетливо проявляются такие черты: общительность, коллективизм, л ласковость, смелость, застенчивость, замкнутость, аккуратность, точность, терпение или капризность, упрямство, порывистость и ин.

Проявления черт характера в этом возрасте касаются и темперамента. А. С.

Макаренко обращал внимание на наличие у детей таких негативных типов характера, как”тихони”,”Исусика”,”накопители”,”приспособленцы”,”вороны”,”зеваки”,”кокетки”,”нахлебники”,”Мизантроп”,”мечтатели”,”зубрили”, которых мы никогда не замечаем, поскольку они нам не мешают.

Но дети с такими характерами часто иемнимы людьмиОсобливого значение приобретает воспитание характера в подростковом возрасте. Подросток уже не ребенок, у него острый интерес к окружающей действительности, очень большая активность, стремление к труду – физической и умственной.

Нужно научиться организовывать эту активность, научить подростков действовать дружно, заниматься общественной работой, работать организованя організовувати цю активність, навчити підлітків діяти дружно, займатися громадською роботою, працювати організовано.

Надо иметь в виду и то, что неучет в воспитании возрастных особенностей подростков очень часто приводит негативизм, браваду, непослушание, несдержанность, немотивированные поступки.

Вместе с тем подростки чу утливи к мнению коллектива.

Они ценят оценку коллективом их трудовой, учебной и спортивной деятельности, руководствуются ею в своем поведении, и это имеет огромное значение для формирования их харак терру.

Юноши и девушки старшего школьного возраста уже достигают физической зрелости и способны обнаруживать в поведении, труда и обучении достаточно сформированы черты характера: ответственность, дисциплинированность, целое еспрямовану настойчивость, принципиальность, самостоятельность.

Исследование формирования характера показали, что особенно действующими факторами являются самостоятельность и самостоятельная деятельность в труде, учебе.

При этом нужно создать юноше или девушке такие условия, при которых они могли бы обнаружить коллективизм, мужество, выдержку, трудолюбие.

Но будет большой ошибкой, если воспитание в коллективе нивелировать индивидуальные качества личноститі.

В коллективе нужно выявлять и укреплять лучшие черты характера каждого члена коллектива, формировать яркую индивидуальность

Успешное формирование черт характера требует единства воспитательных мероприятий семьи, школы и социальной среды, общественности

Формализованная структура содержания темы

Характер – индивидуальное, своеобразное сочетание постоянных существенных свойств личности, проявляющихся в его поведении

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какие черты личности объединяются в характере?

2. В каких отношениях между людьми полно проявляется характер личности?

3. Какие компоненты можно выделить в структуре характера?

4. Какие черты характера личности являются типичными, а какие – нетипичными?

5. В чем проявляется акцентуация характера личности?

6. Как сочетаются в характере природные и социальные факторы?

7. Каков механизм формирования свойств характера?

8. Как связаны между собой характер и темперамент?

9. Каковы условия формирования характера?

Альтернативно-тестовые задания для самоконтроля

1. Есть. Согласны ли вы с мнением, что физиологическим основой для воспитания характера являются динамические стереотипы?

2 разве может возникать несоответствие между содержанием и формой характера?

3. Можно утверждать, что акцентуация определенных черт характера личности обусловливается только обстоятельствами его жизни?

4 а все постоянные черты поведения личности входят в структуру ее характера?

5. Или все свойства характера могут свидетельствовать о его сфор-мированность?

6. Сие ли может характер влиять на особенности проявления темперамента?

7. Разве можно считать, что социальный фактор оказывает решающее влияние на формирование характера?

8. Можно согласиться с утверждением, что некоторые черты характера могут передаваться по наследству?

Характеристика проблемные ситуации

1. В чем может проявляться влияние характера на темперамент?

2. Какие черты поведения человека свидетельствуют о силе ее характера?

3. Чем объяснить, что наиболее полно характер человека проявляется в сложных, критических ситуациях?

4 а права с точки зрения психологии утверждение:”характер закаляется в борьбе”?

Литература

1. Общая психология /. Под ред. С. Д. Максименко -. М.:. Форум, 2000

2. Бодалев. А. А. Психология в личности -. М, 1988

3. Левитов. Н. Д. Психология характера-М, 1969

4. Леонгард. К. Акцентуированные личности -. М.:. Высшая школа, 1982

5. Максименко. С. Д. Развитие психики в онтогенезе: [В 2 т],. Т1. Теоретико-методологические проблемы генетической психологии -. М.:. Форум, 2002

6. Максименко. С. Д. Развитие психики в онтогенезе: [В 2 т],. Т 2. Моделирование психологических новообразований -. М.:. Форум, 2002

7. Словно. Р. С. Психология -. М:. Просвещение, 1995

8. Норакидзе. В. Г. Методы исследования характера -. Тбилиси, 1989

9. Общая психология /. Под ред. С. Д. Максименко -. М: рефл-бук;. К:. Ваклер, 1999

10. Общая психология /. Под ред. А. В. Петровского -. М:. Просвещение, 1977

11. Основ общей психологии /. Под ред. С. Д. Максименко -. М.:. НПЦ”Перспектива”, 1998

12. Психология /. Под ред. Г. С. Костюка -. М.:. Сов школа, 1968

13. Психология индивидуальных различий:. Тексты -. М:. Изд-во. Моск ун-та, 1982

14 страховых. М. В. Психология характера -. Саратов, 1970

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_maksimenko_sd_/priroda_harakteru.htm

Как стихии оказывают мощное влияние не только на природу, но и на характер человека?

Природа характера

Приветствую вас посетители моего блога!

Последняя цифра года вашего рождения раскроет все тайны характера

Друзья! Считается, что год вашего рождения предопределен свыше. И душа его выбирает неслучайно. Последняя цифра года вашего рождения особенно значимая.

Ей покровительствует одна из пяти основных стихий. И ваша стихия определяет важные моменты в вашей судьбе. Конечно, можно не относиться к этому серьезно. Но проверить интересно, не так ли?

Согласно древнему китайскому календарю, на который ориентируется восточный гороскоп, в каждый момент времени на Земле властвует одна из пяти основных стихий — Дерево, Огонь, Земля, Воздух, Вода.

Астрологи уверены, что эти стихии оказывают мощное влияние не только на природу, но и на характер человека. Они определяют его душевную организацию, привычки и пристрастия.

В каком году вы родились? Возьмите последнюю цифру года вашего рождения и узнайте о себе что-то новенькое!

1. Земля (последняя цифра года рождения – 8 и 9)

Люди элемента земли надежны и терпеливы. Силы земли наделяют их ответственностью по отношению к близким людям.

У них много амбиций, но при этом они идеалистичны. Приземлены, проблемы решают поэтапно и с трезвой головой. У них хорошо развита интуиция.

Окружающие люди стараются равняться на «землян», поскольку у них хорошо развиты морально-нравственные ценности. Люди земли ценят этику и дисциплину, а также умеют использовать собственные ресурсы с умом благодаря своему достаточно консервативному характеру.

Люди Земли находятся в хороших отношениях с деньгами. Умеют видеть многие вещи с точки зрения их перспективности. Бывают сдержаны в эмоциях, но также нуждаются в том, чтобы их любили. «Землянам» не хватает капельки авантюризма и живости. Бывают жестокими и упрямыми.

Они хотят всё контролировать и зачастую руководствуются исключительно своей выгодой и интересами.

Больше всего в жизни их страшит неизвестность, причем вплоть до возникновения панических атак и депрессии.

Земля является центром, который отвечает за смену сезонов. Цвет земли – желтый и она ассоциируется с пищеварительной системой, в частности с селезенкой и желудком.

Кроме того, «землянам» рекомендуется держаться подальше от болотистой местности с повышенной влажностью.

2. Огонь (последняя цифра года рождения – 6 и 7)

Люди Огня всегда жаждут приключений и никогда не откажутся исследовать что-то новое. Это очень активные и энергичные личности с задатками отличных руководителей. Они любят конкурировать и выигрывать.

Люди Огня, как правило, привлекательны и притягательны. Они не выносят одиночества, предпочитая окружать себя людьми и постоянным движением.

Кроме того, они крайне привязаны к близким и всяческими силами поддерживают любые семейные связи. Огненных людей отличает высокая самооценка и уверенность в себе. Они умны и дружелюбны, решительны и эффектны, а также не лишены ораторского таланта.

Недостатки “огненных” людей — это их агрессивность и чрезмерное стремление достигнуть целей любыми способами.

Кроме того, они излишне эмоциональны и страдают недостатком терпения. Эгоистичны и чересчур амбициозны. Редко считаются с другими людьми.

Огонь – это юг, он представляет летний сезон. Цвет огня – красный, он связан с сосудистой системой и сердцем.

Самим же людям огня рекомендуется держаться подальше от избыточного тепла и не поддаваться всплескам эмоций.

3. Дерево (последняя цифра года рождения – 4 и 5)

Люди, родившиеся под покровительством дерева, очень щедры. Они твердо придерживаются своих принципов в плане этического поведения,

любят исследовать мир и анализировать информацию, а ещё они отличаются редкостной силой убеждения.

Люди дерева очень артистичны и креативны, что нередко проявляется во всём, к чему они могут приложить свою руку.

Они трудолюбивы и всегда ищут для себя какое-нибудь занятие, стремясь постоянно быть занятыми и считая, что труд – это наилучшее применение своих сил.

Уверенность в себе – это одна из наилучших их черт.

«Деревянные люди» всегда благодарны за всё, что у них есть и не пытаются гнаться за излишествами или прыгнуть выше собственной головы, хотя сфера их интересов весьма обширна и разнообразна.

Они верные друзья и никогда не ведут себя эгоистично, являются идеальными командными работниками и очень сострадательны к другим людям.

К недостаткам людей дерева можно отнести их расточительность.

Они грешат тем, что могут брать на себя больше задач, чем могут справиться, и потому нередко перегружают себя работой, что не идёт на пользу никому.

Иными словами, людям дерева стоит поучиться ставить себе ограничения и правильно рассчитывать силы.

В определенных условиях они могут стать чрезмерно зависимыми от других и даже потеряться в толпе, во многом такое возможно только из-за их пассивности и некоторой медлительности.

Дерево — это восток, а его сезон – это весна, соответственно, цвет – зеленый. Дерево взаимосвязано с желчным пузырем и печенью. Представителям этого элемента следует избегать местности, где преобладают сильные ветра.

4. Вода (последняя цифра года рождения – 2 и 3)

Люди воды, считаются людьми обаятельными и отзывчивыми, а также они умеют сочувствовать. Они очень гибкие и отлично умеют плыть по течению.

Кроме того, они умны и креативны. У людей воды потрясающее воображение и они не боятся его использовать. Среди них немало отличных философов и мыслителей, они весьма независимы и чаще всего осваивают несколько профессий.

Представители воды обладают идеальными навыками общения и могут быть очень убедительными.

Также следует отметить их выдающиеся способности в сфере дипломатии. Они очень интуитивны и способны уловить то, что ускользает от внимания других людей.

Это хорошие организаторы и не менее хорошие исполнители. Они умеют замечать особые таланты окружающих людей и в дальнейшем помогать им их развивать.

Люди воды могут быть скрытными и неискренними и никогда не делятся своими секретами с другими. Кроме того, за ними замечены выраженные склонности к манипулированию.

Они всегда и во всем стараются найти простой и легкий выход, так как отличаются определенной пассивностью и нередко потакают как своим, так и чужим прихотям.

Чему им стоит поучиться – так это крепко стоять на своих ногах и идти собственным путем.

А еще людям воды следует избегать слишком водных мест, как бы парадоксально это не звучало. Вода – это север. Сезон – зима, а цвет – черный. Вода связана с костной и выделительной системами.

5. Металл (последняя цифра года рождения – 0 и 1)

«Металлические» люди очень живучи, независимы и самостоятельны, что обусловлено их мощной силой характера.

Они любят себя, но при этом умеют заботиться и уважать других. Они, как правило, довольно сдержанны, но при внешнем давлении активно и непоколебимо отстаивают себя и свою точку зрения. 

Представители этого элемента стремятся к упорядоченности и предпочитают баланс, равновесие и чистоту во всех смыслах слова.

Их отличает надежность и решительность, хотя порой они держатся несколько особняком, не пытаясь быть частью толпы.

Когда люди металла знают, что они ищут и хотят, то их решимости можно позавидовать, ведь препятствия и неудачи никогда не могут заставить этих людей свернуть с пути, а все проблемы они умеют решать с легкостью.

У них нет страха перед одиночеством, а единственное, что они хотят от социума – это признание их достижений и успехов.

Среди недостатков людей металла можно отметить их периодическую импульсивность. Сознательно или подсознательно все они обладают непреодолимой тягой к роскоши, деньгам и власти. Нередко они могут быть упрямыми и вести себя необоснованно.

Будучи руководителями, люди металла весьма требовательны и хотят, чтобы подчиненные максимально соответствовали их высоким стандартам и ожиданиям.

Металл – это запад. Сезон – осень. Цвет металла – белый. Металл ассоциируется с дыхательной системой и легкими.

Источник: https://danutemilvydiene1.100kursov.com/tayny-prirody/kak-stihii-okazyvayut-moshchnoe-vliyanie-ne-tolko-na-prirodu-no-i-na-harakter-cheloveka

Характер, его структура и функции. Взаимосвязь темперамента и характера | Горизонты

Природа характера

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Характер – это сложившаяся система устойчивых психических характеристик, выражающих различное отношения человека к действительности и самому себе.

Характер человека можно понять только в ее общественной деятельности, общественных отношениях. Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно-историческую природу.

Характер есть сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, деятельности, к другим людям и самому себе.

Эти отношения закрепляются в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности, становятся типичными для него и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности.

Однако типичность не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств.

Природа характера

По своей природе характер представляет собой социально-психологическое образование личности, так как он отражает главным образом объективные взаимоотношения людей и их отношения к различным общественным явлениям, событиям, вещам и к себе.

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников.

Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.

Становлением характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э. Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей.

Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией -потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана.

Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

Черта характера отличается:

  • Устойчивостью.
  • Постоянством.
  • Переносимостью с одной ситуации на другую.

Выразительные признаки характера:

  • Поступки и действия – это сознательные преднамеренные действия, позволяющие судить, что представляет собой человек;
  • Особенности речи;
  • Внешний облик.

Структура характера

Характер — не простая совокупность, случайный набор изолированных особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование.

Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность.

Структурность характера позволяет, зная ту или иную его черту, предполагать у данного человека наличие ряда других черт, связанных.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Структура характера – это черты личности, которые входят в состав характера человека:

  1. Целеобразующие черты — это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
  2. Целенаправляющие черты — это черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
  3. Инструментальные черты — это черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.

Связь характера с темпераментом

Характер наиболее тесно связан с темпераментом, который, как известно, определяет внешнюю, динамическую форму выражения сущности человека

В обиходе нельзя услышать слово «бестемпераментный» или «человек с темпераментом», то есть подразумевается что темперамент есть всегда. Однако часто можно услышать про какого-то человека, что он «темпераментный» (активный и бурно реагирующий, возможно неуравновешенный).  А вот «бесхарактерный» можно услышать.

Этим желают сказать, что у него нет такого внутреннего стержня, который определял бы поведение, нет четко выработанной системы отношений к окружающему. Бесхарактерный человек — это человек, лишенный внутренней определенности, детерминированности. Каждый поступок бесхарактерного человека зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого.

 Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему., выражающейся в определенности его действий и поступков. Поведение человека с характером в очень значительной степени можно спрогнозировать.
Соотношение характера и темперамента меняется отождествления до противопоставления.  А. Г.

Ковалев и В. Н. Мясищев отмечают, что вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами.

Авторы выделили четыре группы мнений:— отождествление темперамента и характера— противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений— признание темперамента элементом характера

— признание темперамента основной природой характера

Точка зрения 1: Темперамент = Характер

Последний отождествлял темперамент и характер, относя их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Лазурский считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

 Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности. Такое отождествление распространено в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий «характер» и даже «личность». Такую точку зрения можно найти у авторов (см. например «Структурная теория черт», Р.

Кеттел).

Точка зрения 2: Темперамент противоположен характеру

Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же — это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей «первичную индивидуальность», и вторичной реакцией, или «вторичной индивидуальностью», возникает антагонизм.

Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго.

Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом.

Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт. Такую точку зрения можно найти у авторов: П. Викторов, Н. Д. Левитов.

Точка зрения 3. Темперамент входит в характер

Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Характер же формируется под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать. Т.е. Х-р  есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения. Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями.

Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера

Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса .

Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.    Такую точку зрения можно найти у авторов: Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн  , Б.Г.Ананьев .

Соотношение черт характера и темперамента

Хотя существует довольно много различных моделей темперамента, каждая из них оперирует лишь несколькими чертами (свойствами) темперамента. Примеры: сила нервной деятельности, уравновешенность, экстраверсия, сила процессов возбуждения. Черты же характера значительно более многообразны.

Примеры: правдивость, общительность, ответственность, доброжелательность, тактичность, патриотичность.Черты характера определяют устойчивые индивидуальные особенности личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, что обусловливает многообразие этих черт.

Среди множества черт характера одни признаются ведущими, другие второстепенными, третьи эпизодическими. Черты характера могут гармонировать между собой, определяя цельность личности, могут противоречить друг другу, создавая предпосылки внутриличностных конфликтов.

В. М.

Русалов предлагает ряд критериев для отнесения того или иного психического свойства к темпераменту, а не характеру:

— свойство не зависит от содержания деятельности и поведения

— свойство характеризует меру энергетического (динамического) напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности

— свойство универсально и проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности

— свойство рано проявляется в детстве

— свойство устойчиво в течение длительного периода жизни человека

— свойство значимо коррелирует со свойствами нервной системы и свойствами других биологических систем (гуморальной, телесной)

— свойство является наследуемым
В. М. Русалов считает необходимым различать темперамент и характер, так как их формально-динамические характеристики имеют разные аспекты обобщения, а также разное соотношение с содержательными свойствами психики.

Если имеет место общность всех структурных и функциональных биологических свойств (гуморальные, соматические и нервные подсистемы организма), то речь идет о темпераменте.

Если имеет место общность динамических и содержательных характеристик побуждений, мотивов, то такое психическое образование следует отнести к характеру.

Темперамент таким образом большинством современных ученых признается индивидуальной (врожденной) особенностью человека, определяющей динамику протекания психических процессов и поведения.

Под динамикой здесь понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.

Характер же, напротив, находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Ключевым для характера является понятие «отношение«. Под характером часто подразумевается именно система отношений человека к другим людям, миру, к себе, к разного рода явлениям и пр.

ovdmitjb

Add comment