Irvuz

Принципы учебной деятельности

Дидактические принципы образовательной системы

Принципы учебной деятельности

Для организации процесса обучения на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон учителю следует хорошо знать и реализовывать на практике следующие принципы.

Принцип деятельности

заключается в такой организации обучения, когда ученик не получает готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности.

Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в системе образования, в то время как учителю отводится роль управленца и организатора деятельности. То есть учащийся является не объектом, а активным субъектом обучения.

Для активного включения учащегося в познавательную деятельность необходимо чтобы учебное содержание «в сжатой сокращенной форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и развития знаний» (Н.Я. Виленкин). Следовательно, реализация данного принципа возможна только в том случае, когда учебное содержание отражает сущность истории формирования предмета.

Кроме того, учебное содержание урока предполагает наличие последовательности заданий, обеспечивающих деятельность ученика на каждом этапе урока.

Принцип непрерывности

предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания и методики.

Реализация данного принципа требует сохранения единого метода организации учебного процесса на всех его этапах (инвариантность технологии), сохранения единых требований к методике, реализующей технологию (инвариантность методики). Учебное содержание должно быть построено как система задач, каждая из которых может быть выведена из предыдущих на основании предыдущего опыта. не должно иметь логических разрывов и обеспечивать непрерывность между всеми ступенями обучения.

Принцип целостного представления о мире

означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе.

Учебное содержание должно отражать современные представления о процессе формирования науки и ее месте в системе наук. В этом случае будет обеспечен осознанный выбор учеником собственного уровня развития способностей по каждой дисциплине и своего места в этом мире.

Так, например, математика является наукой, обеспечивающей инструментарием для описания процессов в естественных науках (физике, химии и др.), так и для фиксирования результатов, полученных внутри математики.

Чтобы учащиеся осознали это, в учебное содержание включаются задачи прикладного характера (как к житейским ситуациям, так и к решению задач, возникающих в других областях знаний – экономика, физика и пр.

)

Принцип творчества

предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

В соответствии с этим принципом учебное содержание должно включать задания, выполнение которых требует творческого подхода. Одно и тоже задание может быть как творческим, так и нет. Если учебное содержание, предшествующее заданию, содержит метод построения алгоритма его решения, то задание не может быть отнесено к творческим, а если не содержит, то может.

С этой точки зрения задания, которые иногда называют творческими – придумывание детьми задач по данным выражениям, составление примеров того или иного типа и т.д. по сути творческими не являются.

Но они – необходимая ступенька для формирования творческих способностей, поскольку здесь дети приобретают первичный собственный опыт, вкус к «придумыванию», веру в то, что каждый из них может что-то придумывать сам.

Принцип вариативности

предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданного критерия.

Данный принцип предполагает наличие в учебном содержании проблем, решение которых связано с перебором вариантов и выбором оптимального.

Реализация принципа вариативности предполагает:

1. Включение в учебный процесс задач вариативной направленности.

2. Предоставление возможности выбора:

  • варианта решения учебных задач;
  • уровня самореализации в учебной деятельности;
  • собственного познавательного уровня.

Принцип психологической комфортности

предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества.

С учетом данного принципа педагог создает в коллективе учащихся спокойную, доброжелательную обстановку, в которой способности каждого могут проявиться как можно полнее.

В учебном содержании принцип психологической комфортности реализуется с помощью различных приемов: использование сюжетов заданий, дающих детям положительный эмоциональный заряд, разнообразие видов деятельности и многофункциональность заданий, позволяющих уменьшить учебную нагрузку и т. д.

Принцип минимакса

заключается в том, что школа предлагает каждому ученику содержание образования на максимальном (творческом) уровне, и обеспечивает его усвоение на уровне, не ниже социально безопасного минимума (ФГОС).

Минимальный уровень – устанавливается государственным стандартом и имеет правовой статус. Он отражает тот социально безопасный уровень, который должен иметь каждый выпускник общеобразовательной школы.

Максимальный уровень (или возможный уровень) определяется максимальными возможностями образовательной программы, используемой учителями.

Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Каждый ученик в соответствии со своими способностями или возможностями выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между минимальным и максимальным уровнем.

При этом обязательная отчетность для ученика предусматривается в соответствии с минимальным уровнем. 

Назад

Источник: https://www.sch2000.ru/employees/important/didakticheskie-principy-obrazovatelnoi-sistemy.php

Принципы учебной деятельности

Принципы учебной деятельности

Необходимо сразу же предупредить читателя, что речь здесь пойдет не об общеизвестных дидактических принципах (как следует учить), а о принципах именно учебной деятельности — деятельности обучающегося — воспитанника, учащегося, студента, слушателя и т.д.

Естественно, изложенные нами в главе 3 общие принципы человеческой деятельности распространяются и на учебную деятельность. В то же время учебная деятельность характеризуется своими специфическими принципами.

Напомним, что, рассматривая принципы научной деятельности (принципы научного познания), сложившиеся исторически и общепризнанные, мы нашли им объяснение через систему отношений нового научного знания, получаемого исследователем 1) с объективной реальностью (принцип детерминизма), 2) с прежней предшествующей системой научного знания (принцип соответствия) и 3) с самим субъектом — исследователем (принцип дополнительности). Такой подход представляется правомерным и продуктивным, попробуем распространить его и на принципы учебной деятельности.

Результатом учебной деятельности в каждый момент является в общем виде приобретаемый новый опыт. Новый опыт может классифицироваться по-разному. Наибольшее распространение в педагогической литературе получила концепция М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и В.В.

Краевского, в которой новый опыт обучающегося состоит из четырех основных структурных компонентов: опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления (умений и навыков); опыта творческой деятельности, фиксированной в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений. Могут быть и другие подходы — это в данном случае для нас несущественно. Существенно одно — результатом учебной деятельности обучающегося является новый опыт.

Рассмотрим теперь в качестве основания классификации принципов учебной деятельности объекты/субъекты — источники этого нового опыта обучающегося. Их в данном случае четыре: объективная реальность; педагог; предшествующий опыт обучающегося и, наконец, сам обучающийся.

Возникает система отношений:— новый опыт — объективная реальность;— новый опыт — педагог;— новый опыт — предшествующий опыт обучающегося;

— новый опыт — сам обучающийся.

Таким образом, выстраиваются четыре принципа учебной деятельности.

Первый принцип: принцип наследования культуры

Его можно назвать также принципом трансляции культуры. Отношения: «новый опыт — объективная реальность». При этом объективную реальность мы понимаем в широком смысле как «все существующее, т.е. материальный мир и все его идеальные продукты».

Человек, начиная с рождения, осваивает (отражает), во-первых, объективную реальность непосредственно, на уровне ощущений и восприятий: день — ночь, зима — лето, тепло — холодно и т.п. Во-вторых, что более важно, в отличие от животных, человек осваивает (отражает) человеческую культуру.

Каждое последующее поколение наследует все достижения человеческой культуры, созданные всеми предшествующими поколениями.

При этом культура понимается нами в данном случае в самом широком смысле — культура включает в себя, во-первых, предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.).

Во-вторых — субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей).

Но если обучающийся (младенец, ребенок, подросток, юноша, девушка, взрослый человек) осваивает, наследует человеческую культуру, то возникает проблема полноты отражения культуры в содержании образования. Остановимся на ней подробнее.

Предметные результаты деятельности человечества (первый компонент культуры) отражаются в формах общественного сознания: язык (понимаемый в широком смысле — как естественный родной и иностранные языки, так и искусственные языки), обыденное сознание, политическая идеология, право, мораль, религия (или антирелигия — атеизм), искусство, наука, философия.

Далее, второй компонент культуры — субъективные человеческие силы и способности. Они выражаются в образных, чувственных знаниях, которые не передаются словами (понятиями), в умениях, навыках, в развитии тех или иных индивидуальных способностей, в мировоззрении каждого человека (а оно у всех людей разное) и т.д.

Этот субъективный компонент человеческой культуры еще более проблематичен в содержании современного образования. Умения, навыки, образные знания, уровень развития способностей и т.д.

для дидактики как раньше, так и теперь являются как бы феноменами «за кадром» — «знаниевая парадигма» их признает, но говорит о них вскользь, нечетко и преимущественно декларативно.

Второй принцип — принцип социализации

Отношения: «новый опыт — педагог (педагоги)». Причем, в данном случае в роли педагогов выступают и родители, семья, и учителя, и товарищи, и деятели средств массовой информации — т.е. все люди, от которых обучающийся получает новый опыт в той или иной форме — исходя из восточной мудрости: «каждый человек тебе учитель».

Р. Киплинг написал увлекательную сказку про мальчика Маугли, которого вскормила и воспитала волчица, а медведь обучил языкам разных зверей и птиц. Став старше, Мауги встретил свою мать, смог освоить человеческую речь и жить в обществе людей. Но это в сказке.

В действительности же такое невозможно. Ребенок в момент рождения является лишь потенциальным человеком. Человеком он сможет стать лишь в процессе общения с другими людьми: сначала с матерью, с отцом, братьями и сестрами, затем с учителями и т.д. Личностью человек не рождается.

Рождается индивид, но по своей биологической определенности он является порождением социального мира, изначально обусловливаясь программой, сформированной в социальной среде. Э.В.

Ильенков отмечал, что «человеческую личность можно по праву рассматривать как единичное воплощение культуры, то есть всеобще в человеке».

Реализация принципа социализации в современных условиях порождает множество проблем. Как отмечает Д.И.

Фельдштейн, в их числе нарастающее отчуждение между взрослыми и детьми, которые теперь существенно раньше взрослеют, с одной стороны, а с другой — демонстрируют углубление своего социального инфантилизма.

Зачастую они взрослеют не личностно, а лишь создают такую видимость. Сегодня нарастает опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследования.

Дело не только в проблеме «отцов и детей» в ее привычном понимании. Проблему необходимо рассматривать в широком социокультурном плане взаимодействия поколений и взаимоотношений людей не только по вертикали: «дети — взрослые», «молодые — пожилые», но и по горизонтали: различные социальные группы, структуры, общности.

В частности, в современной ситуации резкого обострения обстановки во всем мире выявляется не только многогранность и чрезвычайная сложность, но и малая изученность социологических, психологических, педагогических и других характеристик этнических отношений, изменяющихся, усложняющихся их взаимоотношений, а также тесно связанная с этим острейшая проблема профилактики этно- и ксенофобии, воспитания толерантности.

Далее, современный информационный взрыв кардинально изменил пространство жизни людей, систему отношений, общения, в том числе и организацию и самоорганизацию образовательного процесса.

Сегодня весь специально подаваемый растущему человеку материал (от учебных предметов до нравственных установок), как бы широк он ни был, и как бы ни старались родители и преподаватели, находится в одном русле со значительно большим потоком свободной информации, поступающей с экранов телевизора, компьютера, из Интернета, печатных СМИ, разнопланового общения со сверсниками и взрослыми. Эта неотсортированная информация — не управляемая, не ранжированная, подавляя детей, молодых людей оказывает неоднозначное, зачастую отрицательное воздействие на характер их развития.

Между тем у нас, да и во всем мире все еще доминирует греческая модель обучения, суть которой — передача знаний от учителя к учащимся, сидящим напротив этого учителя. Модель, дополненная в эпоху Просвещения учебной книгой.

Кроме того, большинство школьных учителей и преподавателей вузов сформировалось в определенной системе мышления, которая связана в основном с четко организованной информацией, получаемой через утвержденные программы, рекомендованные книги.

Информация же, поступающая к ним сейчас через телевидение и другие источники, накладывается на уже сформировавшуюся у них устойчивую систему знаний и взглядов.

Таким образом, реализация принципа социализации в нынешних условиях породила множество социальных, психологических, педагогических и других проблем.

Третий принцип — принцип последовательности

Отношения: «новый опыт — предшествующий накопленный опыт». Жизненный опыт человек накапливает последовательно — от простейшего к простому, от простого к более сложному. Этот принцип достаточно очевиден. Ведь представим себе, к примеру, такую абсурдную ситуацию: новорожденному ребенку станем «читать» высшую математику?!

Любая «порция» образовательного материала, любое задание, предлагаемое обучающемуся или осваиваемое им самим должны быть ориентированы как на достигнутый, так и на перспективный, находящийся в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский) уровень знаний, умений, навыков, отношений.

Конкретнее говоря, условие очередной учебной задачи (задача здесь понимается не в узком смысле — расчетная задача, задача на построение и т.п., а в широком психологическом смысле как цель, заданная в конкретной ситуации) должно быть понятным и доступным, базироваться на известном и освоенном.

То есть в «зоне ближайшего развития» располагается тот этап овладения деятельностью, который логически следует за освоенным, этап, к освоению которого обучающийся подготовлен предшествующей учебной деятельностью.

Принцип последовательности имеет важнейшее значение для решения проблемы декомпозиции образовательного материала.

Четвертый принцип — принцип самоопределения

Отношения: «новый опыт — сам обучающийся». Если младенец слепо копирует действия взрослых, то уже где-то к трем годам у ребенка начинают развиваться те или иные способности, появляется избирательность действий, в том числе в учебной деятельности: «хочу — не хочу», «нравится — не нравится» и т.д.

Самоопределение индивида в широком смысле рассматривается как основанный на свободном волеизъявлении выбор жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях.

Важнейшее значение для организации учебной деятельности имеет самоопределение обучающегося в ней.

На принципе самоопределения нам здесь необходимо остановиться более подробно в связи с тем обстоятельством, что проблема самоопределения обучающегося представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях.

Самоопределение стоит в одном ряду среди других понятий «Я — концепции»: самоопределение, самообучение, самосозидание, самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие, самооценка, самопознание, самопроектирование, самовоспитание, самосознание, самокоррекция, самосовершенствование, самореализация, самоорганизация, самоуправление, самоформирование, самодисциплина.

Философия «самости» — «Я — концепция» раскрыта в работах Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, К. Роджерса, А. Маслоу и других авторов. Небезынтересно, что еще Я.А. Коменский обратил внимание на то, что природное начало в человеке обладает «самостоятельной и самодвижущей силой».

Источник: https://psyera.ru/principy-uchebnoy-deyatelnosti-2263.htm

ovdmitjb

Add comment