Irvuz

Принцип развития в психологии

Содержание

Принципы психологии: отражения, детерминизма, развития личности, возрастной психологии, восприятия визуальной информации, психологии творчества, труда, методологические подходы

Принцип развития в психологии

Методологией называют систему, основанную на принципах теоретического и практического функционирования. Это свод правил, нормативных познаний и способов создания теории.

Методология делиться на различные уровни. Например, общенаучную методологию считают системой, построенной на нормативах и принципах, объединяющих все области знаний. Но, для того, чтобы она стала пособием для одной из специальных наук, ее нужно конкретизировать в отношении этой науки. В данном случае это уже будет конкретнонаучная методология.

Методологические принципы психологии, исповедующие общенаучные методы, практикуют использование диалектического подхода, а к конкретнонаучным методам — системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход состоит из таких основных принципов:

  1. Детерминизма.
  2. Активности.
  3. Сознание и доведение, как одно целое.
  4. Системности.
  5. Развития.

5 принципов психологии

Принципом отражения раскрывается осознание сути психики и ее главных функциональных возможностей, раскрываются уровни развития человеческой психики. Психика человека своеобразна и имеет особую форму отражения, зависящую от многих обстоятельств, в которые входят:

  1. Объективная реальность с ее особенностями, воспринимаемая при помощи речи и органами чувств.
  2. Головной мозг и его самочувствие.
  3. Психическое и физическое здоровье человека.

По принципу активности исследователь ориентируется во время изучения явлений психики брать во внимание сознательное и целенаправленное отражение в человеческом сознании внешних и других обстоятельств, а не только зеркальное.

По принципу единства специалист ориентируется на содержательное и аксиологическое исследование психического состояния человека, учитывая конкретные исторические условия его жизнедеятельности.

Целостный и системный подход — это принцип, связанный с изучением и глубоким пониманием феноменов психики, которые находятся во взаимосвязи между собой. Также специалист по этому принципу ориентируется на осмысление психики, как целостное интегральное явление.

Относительная самостоятельность — этот принцип говорит о том, что у всякого психического явления есть своя специфика, которая состоит из своих формирующихся, развивающихся и функционирующих закономерностей, заодно с физиологическими основами.

Принципы психологии восприятия визуальной информации

В том случае, когда человеком дается оценка изображению, в его сознании формируется только вывод, а самого процесса, определяющего отношение к тому, что он увидел нет. Таким образом у человека проявляется способность сходу определить свою позицию к увиденному.

Также следует заметить, что знакомство с любым предметом начинается с его верхнего левого угла. Далее движение взгляда идет в направлении к правому нижнему углу. Этим принципом руководствуются все люди не зависимо от того, что кто-то из них левша или правша.

Лишь пройдя указанный этап, человек полноценно оценивает изображение с присущими ему характерными чертами. Например, изначально предпочтение отдавалось ярким элементам, затем медленно осуществлялся переход к деталям с определенной смысловой нагрузкой.

Принцип отражения в психологии

Принцип отражения в психологии дает ориентир исследователю на предмет того, что знакомство с объектом сопровождается процессом, отражающим его возможности, как субъекта.

В качестве отражения рассматривается оригинальное отображение при помощи образа.

Существует сходство образа с оригиналом в том случае, если каждый взятый в отдельности элемент образа будет соответствовать (гомоморфно) оригинальному элементу, а также отношения элементов образа будут соответствовать отношениям элементов оригинала.

Из гомоморфного отображения следует, что это является лишь первым шагом к становлению в гносеологическом отношении системы «субъекта-объекта», так как приближенно учитывается форма объекта. Судя по последнему, можно сказать, что виден не так образ оригинала, как его прообраз.

Очередным шагом в ходе развития гносеологического отношения является изоморфизм. Этот уровень отображения дает возможность адекватно представить форму объекта. Если в гомоморфизме видно относительное копирование образа с оригинального объекта, то в изоморфизме утверждается их полное сходство.

Изоморфизмом закрепляется отраженная форма, а вопрос о содержимом объекта остается нерешенным. Процесс эволюции отражения движется от гомоморфизма, проходит сквозь материю изоморфизма, раздраженности, психики к сознанию.

А в сознании уже подразумевается высшая форма отражения, с помощью которого происходит формирование чувственного, а далее и рационального образа, в котором отображена действительность в формах понятия, суждения и умозаключения.

Принципы психологии развития и возрастной психологии

Психологию развития относят к той области, которая занимается изучением психологических изменений у человека в меру его взросления. Из-за этого часто психологию развития еще называют возрастной психологией, либо же это методологическая база оной, содержащая в себе более расширенную коллекцию сведений.

В психологии развития существуют следующие подразделы:

  1. Пренатальной и перинатальной психологии, которая занимается изучением психической жизни детей, которые еще не родились, или уже появились на свет.
  2. Детской психологии, изучающей психику развития ребенка.
  3. Психологии юного и зрелого возрастов — изучение психических особенностей человека юного и зрелого возрастов.
  4. Подраздел геронтопсихологии — изучение психики человека в пожилом возрасте.

Психологией развития исследуются психика и организм человека в периоды разных возрастных этапов. И, как и другая самостоятельная наука, психология развития обладает своим предметом, объектом, задачами и функциями.

Принцип детерминизма в психологии

Принцип детерминизма в психологии является научным методом, познающим окружающий мир, и применяется в тандеме с многими науками.

Он начинается с философского учения, которое разработал в свое время Демокрит, и развивалось потом великим Аристотелем.

Под принципом детерминизма в психологии подразумеваются явления, которые происходят вокруг нас, не могут быть случайными, а возникают они вследствие какой-то причины или совокупных причин.

Согласно теории детерминизма, случайно ничего не происходит, все происходящее является результатом внешних и внутренних логических связей. Поэтому, человек, за счет своих усилий ничего не может изменить.

Крайним элементом детерминизма есть не что иное, как фатализм, то есть, человек тупо верит в судьбу, либо злому року, или же подвластности судьбы высшим силам.

Концепцию психологии детерминизма следует понимать, как необходимость установления причинно-следственной связи психического явления побуждающими обстоятельствами, приведшими к нему. Эту теорию в равной силе можно отнести не только к людям, но и к животным.

Принципы психологии творчества

Принципы психологии творчества изучают следующее:

  1. Воображение, интуицию, мышление, активность, вдохновение.
  2. Индивидуально-психологические особенности, которые проявляются во время творческой работы — способности, талант, гениальность и др.
  3. Влияния, оказываемые на человека, когда он вливается в творческую среду себе подобных.
  4. Факторы, которыми стимулируется творческая активность — мозговой штурм, групповая дискуссия, психофармакологические средства и др.

Психология творчества состоит из таких важнейших положений теории:

  1. Любому пониманию можно дать определение непонимания, так как под видом этого предполагается дальнейшая интерпретация воспринимающим человеком.
  2. Мысль передать невозможно, ее можно возбудить лишь словом.
  3. Смысл жизни любого творческого сюжета или объекта состоит в том, что им просто пользуются.

Принципы психологии труда

Оптимизируя трудовую деятельность, современный менеджмент часто прибегает к психологическому анализу, который является основополагающей составляющей в этом деле.

Научное и практическое обеспечение труда на данном этапе развития общества является самым болезненным вопросом современности.

Организация внимания, развитие памяти и мышления, воли и профессиональных навыков, далеко не полный перечень требований к современному работнику. Этими и некоторыми другими вопросами определяется изучение в области психологии труда.

Психология труда — является наукой, изучающей психические явления, механизмы и другие особенности, которые активизируются у человека во время трудового процесса.

Также изучаются индивидуальные особенности человека, методы, играющие основную роль в трудовом процессе и его организационных вопросах.

Обобщая понятие психологии труда, можно сказать, что она относится к отрасли психологии, которая изучает психологические закономерности трудового процесса человека.

Принципы психологии как науки

На протяжении всей сознательной жизни, человечество проявляло живой интерес к сущности человека: по каким причинам и закономерностям определяются его поступки, какие законы влияют на его поведение среди себе подобных, вопросы внутреннего мира.

Интрига состояла в том, что основной задачей для понимания стояло возникновение мысленных образов, в чем заключается сознание, умение мыслить, творить… И психология в метании между верованиями, научными доводами и искусством, старается найти ответы не только на эти вопросы, но и на другие.

Эта наука о самых сложных процессах, происходящих в жизни человека, которые когда-либо были известны ему. В психологии человеку уготованы две одновременные роли, как объекта, так и субъекта познания. Все становятся свидетелями уникального явления: когда из научного сознания человека получается научное самосознание.

Психологические изыскания сопровождаются трудной и неоднозначно решаемой проблемой объективности в научном познании. Многими учеными психология не была признана, как объективная научная дисциплина, выдвигая на счет этого аргументы, что невозможно объективно осуществлять изучение субъективного внутреннего мира личности, который доступен для познания по определению только ей.

Принципы психологии личности

Принципы психологии личности в течение последнего столетия являются центральной темой психологии, развитию которой способствовали многие достижения, изучающие структуру личности, а также ее характеристики.

Была осуществлена разработка эффективных методов по измерению личности, которые используются при решении задач в психодиагностике, помогают оказывать психологическую помощь человеку, используются в психологическом консультировании.

На сегодняшний день по многим направлениям психологическая наука относится к человеку следующими сферами применения:

  1. социальную психологию применяют для изучения поведения человека в обществе;
  2. психологию здоровья применяют для изучения здорового уклада жизни;
  3. организационную психологию применяют для изучения трудового процесса человека.

Благодаря конкретным результатам такой работы, получается обобщенное теоретическое представление психологии человека, решаются практические и прикладные задачи.

Источник: http://www.dlya-sebya.com/biblioteka/principy-psihologii

Принцип развития в психологии

Принцип развития в психологии

Принцип развития и его применение связано с принятием генетической позиции на предмет изучения. Психологические теории в этом случае используют представления о филогенезе, онтогенезе и актуалгенезе. Другой стороной рассматриваемой проблемы является существование психического лишь в рамках процессуального развития.

Л. Анцыферова предполагала, что необходимость отражения, прогнозирования, предвосхищения изменчивости условий различных форм социально обусловленной деятельности человека порождает фундаментальный, основной способ существования психики. Она проявляется как непрерывный (континуальный), постоянно развивающийся процесс.

Развитие в широком понимании представляет собой изменение или функционирование системы. Этот процесс сопровождается формированием нового, более высокого качества (возникновение качественного новообразования).

Особенность движущих сил развития заключается в том, что их нельзя ограничивать системными связями. Значительным вкладом деятельностного подхода в психологии становится раскрытие роли ведущей деятельности.

Это событие позволило преодолеть теории 2 факторов, которые предполагали использование в качестве источников развития внешние условия (социальные) или внутренние (биологические).

По этой теории в онтогенезе формируются основные новообразования психического развития.

В рамках теории опосредования психологическими орудиями предположения об актуалгенезе высших психических функций развивалось через разработку экспериментального генетического метода в психологию. Так, Л. С.

Выготский назвал собственный метод экспериментально-генетическим. Это обусловлено тем, что он искусственным образом вызывает и формирует с позиции генетики процесс психического развития.

В этом случае Выготский говорил о представлении всякой высшей формы поведения не в качестве вещи, а в качестве процесса.

Замечание 1

Соответствующий методический прием, который нашел реализацию в принципе построения методик двойной стимуляции, позволил провести анализ становления высших психических функций в качестве процесса их опосредствования (преобразования).

Генетический путь рассмотрения можно отнести не только к содержательным основаниям, которые представлены в теории, но и к методам построения исследований.

Например, лонгитюдный метод претендовал на проверку гипотез о развитии, предполагая другие схемы построения исследования, чем традиционные эксперименты.

Поэтапное изучение развития и новообразований на каждой новой стадии характеризуется реализацией принципа развития в исследовании в общей и возрастной психологии, психологии образования и труда.

В более широком понимании принцип развития в психологии предполагает использование в качестве методологической опоры в рамках любой науки (теории). Здесь происходит обсуждение его движущей силы и влияющих на него факторов.

Некоторые зарубежные концепции во главу угла ставят «конечную» причину, которая может являться предшествующим стремлением психического развития к некоторому окончательному состоянию. Такое конечное состояние в эпигенетической концепции Э. Эриксона представлено этапом индивидуальности, в теории когнитивного развития Ж.

Пиаже – стадией операционального интеллекта (формальным завершением структуры группировок).

Современные исследования, посвященные раннему онтогенезу, позволяют определить большое число фактов, которые позволяют провести интерпретацию развития познания и личности субъекта в качестве становления антиципирующих когнитивных схем, которые направляют его активность.

Однако, интерпретируя их результаты соотношения понятий, в частности, «восприятие-действие» в используемых объяснительных схемах местами меняется в соответствии с теоретическим пониманием движущих сил развития и общим представлением о социальной ситуации и исследовательских процедурах.

В этих рамках происходило установление фактов, а значит, их реконструкция.

Действие принципа развития

Реализация принципа развития находит место в исследованиях психики взрослых людей, в частности, на уровне микро генетического анализа. Выявление микро этапов при развертывании психических процессов способно реализовать подход, который раскрывает функциональное становление, то есть их актуалгенез.

Раскрытие недостаточной апелляции на принцип обратной связи, детерминирующее значение разного рода (уровня) предвосхищений, динамика новообразований (смысловой, целевой, операциональный уровень) представляют собой существенные завоевания российской психологии, что конкретизирует принцип развития в исследовании мышления.

Анализ динамики регуляции процессов способен предоставить свидетельство о его развитии. Тем не менее, не любое временное развертывание процесса характеризуется его развитием. Переструктурирование психологических систем является важным критерием развития, что продемонстрировал Л. С. Выготский в своем труде «Мышление и речь».

Здесь он говорил о перестройке процессов при переходе от младшего школьного возраста к старшему, заостряя внимание на соотношении процессов развития и обучения. При освоении научных понятий происходит изменение не только внутренней структуры мышления детей, но и системной организации сознания в целом.

Это находит выражение, в частности, через изменение отношения между памятью и мышлением.

Л. И. Анцыферова сформулировала несколько особенностей процесса развития, которые играют большую роль в психологии и педагогике:

  1. Необратимость. Любую деградацию или обратное развитие нельзя считать зеркальным отражением поступательного развития, поскольку возвращение системы на начальный уровень функционирования происходит только по одному или нескольким показателям. При этом полное восстановление того, что было ранее, является невозможным.
  2. Развитие состоит из двух диахронических структур: прогресса и регресса. Прогрессивное развитие характеризуется движением от низшего к высшему, от простого к сложному. Оно в обязательном порядке содержит в себе элементы регрессии по причине того, что выбор направления развития может оставить нереализованными многие другие.
  3. Неравномерное развитие. Период резких качественных скачков может сменяться постепенным накоплением изменений в количественном масштабе.
  4. Зигзагообразное развитие. Неизбежностью всякого развития является не только замедление, но и откатывание назад, ухудшение работы системы в качестве условия нового подъема. Подобный феномен можно связать с формированием принципиально новых структур, работающих на начальных этапах в некотором отношении хуже, чем старые. Когда дети переходят от ползания к ходьбе, они перемещаются в пространстве более медленно, часто причиняя ущерб своему здоровью.

В таких переходах можно выделить 3 стадии: дезорганизация и кризис, завершающиеся перестройкой, проявлением новой структуры; сензитивный период быстрого развития и реализации новых возможностей; критическая стадия, проявляющаяся снижением темпа развития, повышением уязвимости системы.

  1. Процесс перехода этапа развития в уровни. При проявлении нового уровня не происходит уничтожение старого, но сохранение с определенными специфическими лишь для него функциями как одного из иерархических уровней новой системы. К примеру, первые два этапа развития мышления – образное и наглядно-действенное не исчезают при появлении понятийного мышления, но происходит их сохранение как особой формы для решения задач соответствующего типа.
  2. Вместе с тенденцией к качественным изменениям и переходом на более совершенные уровни любое развитие проводится наряду с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению уже сложившихся типов функционирования. Можно сказать, что успешное развитие нельзя представить без наличия сильной консервативной тенденции.
  3. Значение наследственности и среды психического развития, положение о «ведущей деятельности», когда формируются значимые для дальнейших периодов новообразования, периодизации развития, модель развития личности и многие другие темы кумулируют проблемы, относящиеся к пониманию принципа развития.

Проблемы принципа развития в психологии

Одной из недостаточно решенных и рассмотренных проблем является смена одних законов и определенных факторов детерминации развития на другие. А. Н.

Леонтьев произвел основание следующей основной закономерности: смену законов биологической эволюции в филогенезе на законы развития истории и общества.

В рамках онтогенеза развитие психики выстраивается через присвоение людьми общественно-исторического опыта.

Принцип активности был сформирован Л. И. Божович. Здесь проявляется связь принципов активности, развития и системности. Исследователь утверждала: «В ходе развития происходит качественное преобразование самой личности ребенка, при этом оно происходит с помощью его собственной активной деятельности и его своего активного отношения к среде».

Межфункциональные системные новообразования способны закреплять формирование специфических только для людей функциональных систем (речевое мышление, логическая память, категориальное восприятие, способность постановки целей и образования намерений). Самодвижение представляет собой более емкое понятие, объединяющее звучание принципа активности и развития.

Замечание 2

Сложность обобщений в принципе развития психологии можно отнести к тому, что развитие выступает и в качестве предмета изучения, и в качестве базовой категории или объяснительного принципа.

Психология развития, включая акмеологию, выделяется в отдельную предметную дисциплину, которая взаимодействует с общей психологией, психологической генетикой, психологией личности.

Осуществление анализа развития в качестве актуалгенеза психических явлений происходит с позиции абсолютно разных теоретических платформ в составе различных школ психологии.

В составе самого принципа развития важно выделить смену его интерпретаций не только в различных концепциях психологии, но и в различных парадигмах, что до настоящего времени не является предметом специальных работ.

Сегодня производятся новые открытия, и в применение к принципу развития вероятно изменение его понимания и переформулирования. Все больше говорится о саморазвитии и о самодетерминации в качестве новейших тенденций в понимании детерминации развития будущего.

Обобщение положений концепций психологии, которые демонстрируют реализацию в определенных принципов, можно считать закономерным и привычным путем выделения внутренней опоры частнонаучной методологии в исследованиях психологов. Менее привычен анализ того, в какой мере в соответствующей научной теории происходит реализация того или иного декларируемого принципа.

Споры в психологии становятся важнейшим средством прояснения принципов, затрагивая как существенные, так и судьбоносные для всей психологии проблемы (например, объективность метода, отношение психологии к марксизму, психики к мозгу).

Тем не менее, они могут носить и более парциальный характер прояснения определенным исследователем собственного понимания проблемы или нового подхода для того, чтобы решить ее.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/metodologicheskie-osnovy-psihologii/printsip-razvitija/

Принципы развития: теория психологии, основные методы

Принцип развития в психологии

Для психологии как науки характерен целый ряд различных понятий. Одним из них является «принцип». Наряду с другими понятиями, принципы определяют направления, в рамках которых осуществляются психологические изыскания или же проводятся какие-либо иные действия.

Что такое «принцип» в психологии?

Согласно общему определению, принцип – это то, что является первоосновой. Иными словами, это какое-либо утверждение или же процесс, действие, являющиеся первичными для дальнейшего развития теорий, норм, традиций, законов или же методик.

Понятие принципа в психологии мало чем отличается от общего определения. В данной науке это понятия, являющиеся основополагающими и объединяющие направления в развитии применяемых методов, исследований, изучения каких-либо процессов. Помимо этого, принципы в психологии – это то, что обуславливает выбор методологических требований к проводимой специалистами работе.

Иными словами, принципы в рассматриваемой науке – это ее исходные, основополагающие положения. Благодаря им становится возможным понимание сути изучаемых или же наблюдаемых процессов и их первопричин, истоков. Принципы помогают понять, как зарождается, формируется и развивается тот или иной процесс в человеческой психике.

Также принципы способствуют выделению систем явлений или же процессов, имеющих однотипные характерные признаки, формы, как наблюдаемые со стороны, так и спрятанные внутри мозга.

Понятие принципа способствует анализу проявлений каких-либо психических процессов, прогнозу их вероятного развития и, конечно же, подходам и методикам к вмешательству в них и их изменению.

Принципы развития далеко не единственные в перечне основных психологических положений этого типа. В науке выделяются два крупных типа принципов – базовые и основные.

Первые – те, которые отличаются фундаментальностью в отношении всех наблюдаемых специалистами процессов и закономерностей. Эти принципы характеризуются достаточно широким охватом явлений и отличаются обобщенностью. Вторые же имеют более узкий профиль и рассматривают наблюдаемые психологами явления или их признаки детальнее.

Однако базовые принципы являются неотъемлемой частью основных. То есть все системы принципов взаимосвязаны между собой. Кроме них, в науке задействуется множество других, не относящихся исключительно к ней принципов, таких как:

  • общественные;
  • философские;
  • суб- и объективные;
  • логические;
  • исторические и прочие.

Разумеется, частью задействованных в этой науке понятий являются и принципы развития системы ценностей, традиций, культуры и другие аналогичные.

О базовых психологических принципах

К базовым, то есть фундаментальным психологическим принципам относят следующие понятия:

  • единства;
  • детермизма;
  • развития;
  • системности.

Каждый из них взаимосвязан с другим и объединяет в себе множество процессов, происходящих в человеческой психике.

Принципы развития относятся как к базовым, фундаментальным понятиям, так и к основным. Помимо них, в основные или же общие психологические понятия входят следующие принципы:

  • отражения;
  • активности;
  • взаимосвязей или единства;
  • целостности;
  • относительности или самостоятельности;
  • подхода – личностного или же группового.

Разумеется, все базовые понятия также являются основными. Каждый из принципов связан с другим, но может рассматриваться и в отдельности. Однако на практике редко задействуются методики, относящиеся только к одному из вышеперечисленных понятий. Как правило, специалистам приходится рассматривать их совокупность, в которой преобладает один из принципов.

Суть и задача

Принципы развития в психологии нацелены на раскрытие истоков, первопричин, происходящих в человеческой психике процессов. Благодаря им процессы мышления, сознания, восприятия рассматриваются в качестве динамического феномена. То есть – как постоянно развивающиеся, находящиеся в движении, не прекращающиеся и не прерывающиеся.

Принципы развития рассматривают человеческую психическую деятельность во взаимосвязи с социальной и исторической средой.

Иными словами, процессы восприятия, сознания и мышления рассматриваются в качестве результата взаимодействия личности с окружающей средой – социальной, культурной, экономической, природной.

Разумеется, принимаются во внимание и такие аспекты, как воспитание, образование, профессиональная деятельность.

Кто сформулировал эти принципы?

Основные принципы развития, которые присутствуют в психических процессах, изучались многими учеными в разных странах. Но основополагающие моменты, нюансы этой области психологии были обозначены советским ученым и педагогом Александром Николаевичем Леонтьевым.

Родился этот человек еще в дореволюционной России, а завершил свой жизненный путь в конце прошлого столетия, в 1979 году.

Ученый получил всемирное признание и известен как основоположник психологической теории деятельности, в которой немаловажное место занимают принципы развития системы человеческих ценностей, особенностей мышления и восприятия, влияния на них воспитания, образования, культурной и социальной среды.

Работы Леонтьева по сей день являются главными методическими материалами при изучении предмета психологии. Труды ученого были весьма востребованы и при его жизни. Леонтьев стал первым деканом на факультете психологических наук в Московском государственном университете. Имел множество российских и зарубежных наград за вклад в развитие науки.

Что входит в это понятие?

Безусловно, принципы развития психики отдельных личностей, как и групп людей или же человечества в целом, включают в себя большое количество направлений. О чем речь?

Это в первую очередь формы и принципы развития психики во взаимосвязи с конкретными условиями, окружающими личность или же группу людей.

Иными словами, это те законы, по которым развивается и осуществляется психическая деятельность в процессе роста человека, его взросления и обучения, получения им жизненных навыков.

Это и принципы, по которым осуществляются процессы мышления и восприятия в рамках коллективов, организаций.

Конечно же, в данное понятие входят и практические приемы, методы, с помощью которых оказывается влияние на происходящие процессы.

На чем строится теория психологии? Об основных методах

Разумеется, ни один из принципов развития психики, выражающийся в деятельности отдельного человека или же коллектива, общества в целом, не может быть изучен без определения основных методик.

Психологами, последователями Леонтьева, выделяется три главных метода, задействуемых в анализе и синтезировании течения развития процессов мышления, восприятия и сознания.

Ими же регулируются изнутри психические процессы и их проявления от момента образования до завершения формирования.

То есть эти три метода являются одновременно как побудительными первопричинами, так и тем, что оказывает влияние на проявление отдельных качеств личности в определенных обстоятельствах.

Кратко их суть можно выразить в следующих понятиях:

  • потребности;
  • способности;
  • направления.

Каждый из основных методов задействуется как в теоретической психологии, так и в решении каких-либо задач на практике. Например, через них рассматривается взаимодействие человека с конкретным объектом или предметом.

Что представляют собой методы теоретического познания?

Понимание потребности – первый метод, необходимый для познания и прогнозирования принципов развития психических проявлений как для отдельных личностей, так и для коллективов. Что это значит? К примеру, все принципы социального развития основаны именно на потребностях.

Метод познания потребностей изучает то, что человек желает, то есть его суть можно выразить кратко фразой «я хочу». Разумеется, желания и потребности в их удовлетворении свойственны не только отдельным индивидуумам, но и группам людей или же иным видам их объединений. Потребности диктуют цели и многое другое.

Способности – это уже нечто иное. Методы их изучения посвящены тому, что личность или же несколько человек могут предложить или осуществить. Понятие способности не ограничивается только тем, в чем может быть выражена психическая активность.

Методики изучения психологии, рассматривающие процессы мышления и восприятия через призму способностей, включают в себя и их непосредственный анализ.

То есть фраза «я могу» одинаково применима как к проявлениям психической активности, очевидным внешне, так и к глубинным мыслительным процессам.

Методики, изучающие развитие психологических процессов и особенностей через понимание их направления, рассматривают зависимость от того, чем человек занят. То есть как цели деятельности мысленной, так и достижение каких-либо иных результатов.

Лучшим примером сферы, в которой задействуются именно такие методики, является обучение детей. Психологическое развитие при этом напрямую подчинено определенному направлению – обретению знаний.

С ним же связаны и прочие аспекты психической активности и ее развития.

С чем связаны принципы детского психологического развития?

Рассказывая о развитии психологических процессов, невозможно не выделить моменты формирования мышления и восприятия личности, то есть рост, обучение и взросление детей. Рассматриваются принципы развития, образования и становления личности не только по трем основным методам, определенным А. Н. Леонтьевым.

Важными аспектами для полного понимания того, как развивается психическая активность, ее прогнозирования и коррекции являются:

  • коммуникация;
  • социальная перцепция;
  • интеракция и прочие аналогичные аспекты.

Иными словами, принципы развития детей основаны не столько на потребностях, способностях и направлении психической активности, сколько на взаимодействии между собой, с взрослыми людьми и окружающим миром.

Особое внимание роли общения в развитии и формировании психики людей от младенчества и до преклонных лет уделял в своих работах выдающийся советский ученый А. В. Петровский.

Что такое «принципы обучения»?

Выражение «принципы обучения», вероятно, слышали все, кому хотя бы раз довелось присутствовать на родительском собрании в школе. Однако что это такое и имеет ли отношение к психологическим понятиям, известно далеко не всем.

Принципы обучения – не что иное, как общие направления и идеи, лежащие в основе образовательного процесса. Развитие принципов обучения невозможно без связи с другими психологическими процессами, участвующими в формировании личности человека.

Разумеется, в процессах обучения задействуются и конкретные психологические методы:

  • наглядности;
  • активности;
  • доступности;
  • последовательности;
  • объективности и прочие.

Они же являются и главными педагогическими приемами, позволяющими развивать навыки мышления у детей. Главным для любого процесса обучения является принцип развития личности, а не ее подавление или же замыкание в определенные рамки.

Чем отличается развитие организаций?

Под развитием организаций зачастую понимаются только какие-либо административные или же производственные моменты. Между тем существуют и психологические принципы развития организации, коллектива или же иного объединения людей.

Психология, как и социология, рассматривает объединения людей в качестве организационно-экономических систем, которые развиваются по определенным канонам, включающим в себя внутренние и внешние влияющие факторы, закономерности. Вопросами, касающимися формирования и развития организаций, занимается отдельная наука – системогенетика, сочетающаяся в себе как психологические, так и социологические факторы.

Основное отличие принципов развития организаций от личностного прогресса в том, что они неизбежно преодолевают в своем существовании определенные этапы. Личность же способна развиваться индивидуально, без следования каким-либо постоянным закономерностям.

Источник: https://FB.ru/article/445429/printsipyi-razvitiya-teoriya-psihologii-osnovnyie-metodyi

ovdmitjb

Add comment