Irvuz

Причины нарушений рыночного равновесия

Нарушения экономического равновесия

Причины нарушений рыночного равновесия

Определение 1

Экономическое равновесие представляет собой такое состояние в экономике, при котором одновременно на всех рынках достигается равенство спроса и предложения.

При наступлении такого вида равновесия в равновесном состоянии будет находиться вся экономическая система, ее можно будет характеризовать балансом и пропорциональностью.

В этом случае один из субъектов в сделках рынка не заинтересован поменять свои объемы продаж и покупок. Формирование состояний общего макроэкономического равновесия, значит выяснить условия, при которых совокупное количество участников рынка может реализовать собственные цели.

Таким образом, макроэкономическое равновесие состоит в удовлетворённости результатом собственной деятельности для всех участников рынка. Для того чтобы достичь такой тенденции хозяйственной конъюнктуры в экономической политике необходимо определить, является ли макроэкономическое равновесие устойчивым или неустойчивым.

Когда в ответ на экзогенные импульсы, которые выводят систему из равновесия, система самостоятельно под воздействием внутренней силы возвращается в равновесие, то его называют устойчивым.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Напротив, если незначительный экзогенный импульс нарушает равновесие системы настолько, что она не может самостоятельно вернуться в исходную позицию, то равновесие можно считать неустойчивым.

Кейнсианская теория равновесия

Особенное место в формировании механизма достижения такого вида равновесия занимает кейнсианская теория. Эту теорию создал Кейнс, ее появление связано с кризисом в экономике начала XX века.

В соответствии с кейнсианской теорией, все люди имеют определенные склонности: потребления и сбережения. Под влиянием определенных факторов у людей увеличивается одна из этих склонностей.

Если доход отдельного лица принимается за сумму предельной склонности потребления и сбережения, то в зависимости от дохода их сумма будет также равна единице. Для того чтобы достичь равновесия, важно:

  • чтобы все выпущенные товары находили своих покупателей,
  • чтобы все средства, получаемые субъектами, возвращались в экономику.

Этот вариант возможен при высоком уровне склонности к потреблению субъектами рынка.

Здесь можно увидеть, что потребление является инвестициями в производственный процесс. Последовательно способность инвестиций в виде прохождения через несколько отраслей и приведения к росту объема выпускаемой продукции в каждой из отрасли было названо Кейнсом мультипликационным эффектом.

С точки зрения кейнсианской теории важнейшей причиной нарушения макроэкономического равновесия можно считать рост склонности к сбережению. Рост осуществляется в ходе роста богатства.

Замечание 1

При увеличении богатства происходит рост потребления в более меньшей степени, чем растут сбережения. Эту зависимость назвали основным психологическим законом Кейнса.

Зная основной психологический закон, отражающий зависимость роста богатства и роста сбережений, необходимы изменения структуры потребления, предложение по приобретению инвестиционных товаров.

Основы макроэкономического равновесия в соответствии с кейнсианской теорией представляют собой равновесие товарного рынка, который занимает примерно 80% всего рыночного экономического сектора.

Причины нарушения экономического равновесия

Когда спрос и предложение изменяются под влиянием неценовых факторов, рыночное равновесие достигается в других значениях равновесного объема и цены.

Изменение спроса при постоянном предложении способно к однонаправленному воздействию на уровень равновесной цены и объем товара (услуг).

Так, когда спрос растет, то растет цена товара и, соответственно, растет равновесный объем. При падении спроса, цена рыночного равновесия может быть снижена и по этой причине сократится объём.

При постоянном спросе изменение предложения способствует разнонаправленному воздействия на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объём.

Когда предложение увеличивается, то цена равна равновесной цене, а равновесный объем растет. Когда предложение сокращается, то равновесная цена растет, а равновесный объем сокращается.

Если одновременно изменяется и спрос, и предложение, то уровень нового равновесного положения с новыми ценами равновесия будет зависеть от направления изменения предложения и спроса, рост или сокращение, соотношение в изменении между спросом и предложением.

Замечание 2

Мгновенное равновесие может проявиться тогда, когда растет спрос, производители не имеют времени для изменения предложений. В такой ситуации предложение является совершенно неэластичным.

К примеру, резко возрастает спрос на пшеницу, но производители не обладают соответствующими возможностями в данном сезоне нарастить его предложение.

Равновесие может быть установлено при цене, которая выше первоначальной, а краткосрочное равновесие достигается при росте спроса, когда в определенной ситуации предложение растет через большую загрузку имеющихся мощностей.

Рост спроса заставляет производителей товара и услуг вводить дополнительную смену и с помощью этого увеличивать предложение, которое становится в большей мере эластичным.

Можно сказать, что цена краткосрочного равновесия оказывается меньше, чем цена мгновенного равновесия, но больше первоначальных цен.

Долгосрочное равновесие можно достигнуть через расширение мощностей производства и наращивание количества предприятий и организаций в определенной отрасли (отраслях).

Также долгосрочное равновесие соответствует оптимальному перераспределению ресурсов. Здесь можно говорить о ситуации с более эластичным предложением.

Цена долгосрочного равновесия будет ниже, чем цена краткосрочного мгновенного равновесия, также она будет носить достаточно устойчивый характер и представляет собой рыночную цену.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomicheskoe_ravnovesie/narusheniya_ekonomicheskogo_ravnovesiya/

Pro-Знание — Готовая работа №947 — 2. Рыночное равновесие

Причины нарушений рыночного равновесия

Рыночная цена — важнейший информационный сигнал, который координирует действия хозяйствующих субъектов и позволяет наиболее эффективно распределять ограниченные ресурсы общества.

Процесс рыночного ценообразования – установление рыночного равновесия, механизм формирования равновесной цены и саморегулирования рынка, соотношение рыночного равновесия и экономической эффективности.

До сих пор спрос и предложение рассматривались отдельно, и в каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен.

Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Для того чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл. 1).

Таблица 1

Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие

Как видно из приведенных данных, при цене 8 ден. ед. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену.

Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед. Когда спрос превышает предложение, возникает дефицит, и в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов. При цене, равной 3 ден. ед., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит.

Превышение спроса над предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден. ед. Только при цене, равной 4 ден. ед., спрос в точности равен предложению, т.е. достигнуто рыночное равновесие.

Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадают, достигается наибольший объем оборота, и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.

Цена, при которой спрос равен предложению и которая не обнаруживает тенденции к росту или снижению, называется ценой рыночного равновесия (Pe), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров – равновесным объемом (Qe).

[демо режим — текст работы показан частично]

2.2. Понятие, сущность и виды рыночного равновесия

Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными. Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.

Равновесная цена (equilibrium price) — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Равновесный объём (equilibrium quantity) — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем.

Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Устойчивость равновесия – способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесного объёма. Виды устойчивости: абсолютная; относительная; локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах); глобальная (Устанавливается при любых колебаниях).

Рассмотрим спрос и предложение в их единстве, выяснить, как они взаимодействуют, и показать, как в результате этого взаимодействия устанавливаются рыночные цены.

Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары[8].

Экономический анализ предложения спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем.

В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.

[демо режим — текст работы показан частично]

2.3. Рыночное равновесие и эффективность

Равновесное состояние рынка позволяет сочетать экономические интересы производителей и потребителей, обеспечивает формирование выигрыша (излишка) и потребителя, и производителя (рис. 2.6 и 2.7).

Если рынок находится в равновесии, то потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е.

рыночное равновесие приводит к возникновению излишка (выигрыша, ренты) потребителя – разности между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и той величиной, которую он заплатил фактически (равновесной ценой). На рис. 2.6 – это заштрихованная область.

[демо режим — текст работы показан частично]

2.4. Нарушения рыночного равновесия

В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 2.8).

При увеличении спроса (рис.2.8а) и цена, и равновесный объем возрастают

; при снижении спроса (рис. 2.8б) и цена, и равновесный объем сокращаются . [демо режим — текст работы показан частично]

Источник: https://pro-znanie.ru/ready-works/work/947/contents/8275/

ovdmitjb

Add comment