Irvuz

Представление и воображение

Понятие о воображении: определение представление и механизмы

Представление и воображение

Человек не может развиваться как человек, как личность, как член общества, если он не обладает особой формой отражения действительности – сознанием. Важной составляющей сознания является воображение. Некоторые ученые считают, что определяющую роль в эволюции человека, сыграло именно способность работать с тем, чего на самом деле нет в восприятии.

Что мы понимаем под словом воображение

В обыденном словоупотреблении воображением называют всё, что не соответствует реальности, не имеет никакого практического значения. Корнем слова воображения является слово образ. Образы – это главное содержание нашего психического мира, мы их получаем из опыта нашего восприятия. Наши образы составляют материал, то есть задачей сознания является понять ситуацию по средствам образа.

В толковом словаре русского языка Ожегова даётся такое определение: «Воображение – мысленное представление, способность творчески мыслить, фантазировать». Это определение раскрывает в целом представление о воображении.

Образы и символы – это одновременно и условия и средства познания. Исследование воображения, как в науке, так и в реальной практике можно назвать установлением границ, которые открывают возможности.

Очень интересное понятие о воображении, дал первый исследователь творческого воссоздания образов, француз Теодюль Рибо, он считал, что воображение в интеллектуальном порядке соответствует воле в порядке движений, то есть воображение позволяет управлять интеллектуальными представлениями.

Презентация: “Воображение как познавательный процесс”

Современное представление о воображении складывается из предыдущих определений. Научные исследования Теодюля Рибо опередили свое время. Его научные труды активно используются нашими современниками.

Механизмы воображения

Механизмы воображения – это своего рода вид сочетания представлений в процессах воображения, то есть способность выделять индивидуальные признаки предметов и явлений и переносить их на другие предметы.

  1. Самым простым таким механизмом считается создание чего-то нового путем “склеивания” образов, частей уже существовавших, называется этот процесс агглютинация.
  2. Второй механизм характеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также трансформацией его частей. Этим процессом является – гиперболизация.
  3. Схематизация – этот механизм заключается в подчеркивании определенных признаков и сглаживании различий.
  4. Выделение повторяющегося и значимого в похожих феноменах происходит при помощи типизации.

Механизмы воображения позволяют структурировать знания о воссоздании образов, тем самым увеличивая возможности понять этот сложный процесс.

Взаимосвязь представления и воображения

Как же взаимосвязаны представление и воображение? Представление ключ к понятию воображения. Чтобы понять, что это такое взгляните на какую-нибудь картинку и закройте глаза. Какое-то время эта картинка будет ярко стоять перед глазами, перед внутренним взором, а потом начинает, как бы расплываться, становиться все менее четкой.

Презентация: “Развитие творческого воображения”

Если эту картинку показывать часто, человек привыкает к этому образу. Этот образ хорошо сохраняется в памяти и может быть вынут из памяти в любой момент, даже когда мы его не видим. Затем с этим образом, мысленно, можно сделать все что угодно. Такие мысленные операции с образом, который прочно сохранился у нас, носит определение воображение.

Представление представляет собой воссоздание предметов и явлений на основе предыдущего опыта, которые в данный момент не воспринимаются. Представление и воображение тесно взаимосвязаны.

Считается, что воображение крепко привязано к действительности, но так считают не все, многие литераторы описывали состояние, когда откуда-то  к ним приходит знание и ощущение чего-то не имеющего места быть, запредельного мира.

Возможно, есть какие-то области мироздания, какие-то иные жизни и неведомые нам сферы, которые порой дарят нашему сознанию нечто ранее неизведанное. Кто-то считает, что это память о прежних жизнях или иные проникновения в другие миры. Здесь нет смысла анализировать, нужно только пользоваться этими знаниями, как подарками судьбы.

Воссоздавая образы, человек насыщает систему знаков (слова, числа, графика) имеющимися у него знаниями. Воспроизведение образа зависит от искусности автора, от методов, способов, при помощи которых был оформлен этот образ. Стоит вспомнить:

как перед нами разворачиваются яркие картины.

Презентация: “Развитие воображения младших школьников”

Можно выделить целую последовательную систему описательных образов от более точных до более теоретических.

Образы точного воображения могут подразделяться на: зрительные (букет цветов, яблоко), слуховые (шум волн, жужжание шмеля), кинестетические (укус комара, прикосновение к снегу, качания на качелях), обонятельные представления (запах бензина, апельсина, кофе), вкусовые представления (вкус шоколада, мёда, лука).

Значение воображения

Значение воображение сложно переоценить.

Именно ему мы обязаны, например, собором Василия Блаженного, буддийскими пагодами, египетскими пирамидами, лунной сонатой Людвига Ван Бетховена, пятой симфонией Петр Ильича Чайковского, космическими кораблями, нанороботами и многим другим. Конечно, способность к воображению дана людям в разной мере, а без него человеческая жизнь скучна и однообразна.

Представление как и воображение играет значительную роль в трансформации объективного мира. Прежде чем изменить что-то на практике, человек меняет это в своей голове.

Одним из ярких примеров проявления творческого воображения в последние годы являются оригинальные системы лечения, основанные на самовнушении, и получившие широкое распространение.

Самовнушение уменьшает внутреннее напряжение, беспокойство, страх и может заменить многие успокоительные лекарства, далеко не безвредные для организма. Основателем такого лечения является француз Э. Куэ.

По его методике нужно несколько раз в день в состоянии покоя и расслабленности мысленно убеждать себя в том, что ты здоров. Последователей у него много.

Г. А. Шичко предлагает кроме самовнушения с помощью слов, ещё и записывать то, в чем ты хочешь себя убедить.

Следующим этапом в развитии метода лечение самовнушением можно назвать аутогенные тренировки. Основными элементами которой являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика). Большую популярность из-за высокой результативности получил метод имаго-тренинга В. Авдеева, который помогает человеку раскрыть свои творческие способности. Суть метода: сконцентрировавшись на определенном образе, человек вызывает различные изменения в своем теле. В основе метода профессора, доктора психологии и философии М. Норбекова тоже лежит самовнушение, основанное на воссоздании образов.

Без воображения не возможен любой труд человека, не возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике.

Источник: https://tonusmozga.ru/mysl-i-voobrazheniye/razvitiye-voobrazheniya/opredelenie.html

Представление (Воображение)

Представление и воображение

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Определение

Представление (Воображение) – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

Сущность процесса

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма.

Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

Классификация

Определяется четырьмя видами:

Активное

Пассивное

Продуктивное

Репродуктивное

возникает по собственному желанию, усилием воли.

возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания.

действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется)

воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. (элементы фантазии)

Представление разделяют

по функционированию ведущего органа чувств

зрительные

двигательные

и др.

по содержанию

технические

топографические

музыкальные

и др.

Развитие процесса

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности.

Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем.

Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

Отличие представления от других уровней

Воображение особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма.

Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Воображение является основой наглядно образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

Первичной базой для воображения всегда остается реальность жизнь.

Воображая человек, творит художник картины, конструктор сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые проекты в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности.

Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем.

Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

Представители:

Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941)

Предмет изучения.

Учение о целостности психических явлений.

Основные теоретические положения.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гельштаты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гельштатам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» – (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интелектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

Практика.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально – логического мышления.

Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления.

У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.

Вклад.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Гештальт – по-немецки образ, форма, целостность. Школа начала формироваться с 1912 года в Германии.

По мнению гештальт-психологов, предметы, из которых состоит окружающая нас Среда, воспринимаются не в виде отдельных элементов, которые должны интегрироваться либо сознанием (менталисты), либо механизмами образования условных связей (Бихевиористы), а виде целостных образов. Уже в основных понятиях гештальтпсихологии видно противоречие с бихевиоризмом, который отрицал образ, признавал лишь элементы движения.

Теория Гештальт наглядно описала структуры жизни и тем самым представила живые системы как единство во множестве и множество в единстве. Их сила направлена как во внутренний, так и во внешний мир, для психолога она представляет собой психическую и социальную энергию.

Их авто – поэтическое возникновение уже хорошо исследовано, равно как и значение границы для продолжительности их жизни. Аристотель охарактеризовал их как «энтелехтичные», Лейбниц — как монады, монады без окон. Обоснования продемонстрированы, следствия разъяснены.

Поле взаимосвязей в достаточной мере очерчено.

Система живет всегда и только в виде уникального гештальта

В дополнение , гештальт подразумевает индивидуальный облик каждой живой системы в Универсуме. Жизнь предстает перед человеком в повседневности не в виде структуры или органиграммы, а всегда в виде гештальта.

В гештальте (внешнем образе) конкретных проявлений живого существа, например, его тела, его расцветки, его двигательной силы, его строительной деятельности, его способов размножения, его поведения по отношению к особям своего вида и т.д. и т.п.

Понятие гештальта формирует эмпирическую индивидуальность всего живого.

Это верно и относительно окультуренной природы. Человек представляет собой машину формирования гештальтов. Он должен непрерывно формировать гештальтные сущности.

Гештальт — это единственная человеческая потребность, ибо все другие потребности, такие как голод, борьба за выживание, размножение, свойственны не только человеку, но и другим живым существам.

В процессе последовательных мутаций, который мы уже не можем реконструировать детально, человек вырвался из узкого спектра формирования гештальтов, свойственного, например, розе или дрозду, кристаллу или обезьяне, и заменил его самопорождающими силами формирования гештальтов.

Они вынуждают человека самостоятельно вырабатывать гештальт, что он и делает в бесконечном разнообразии. Истерия как судорога формирования гештальта представляет собой столь же яркое свидетельство этого разнообразия, как и любая культурная форма.

Если мы соединим систему и гештальт, то получим социологический предмет — гештальт-систему. Гештальт-системы — это живые системы, чей гештальт собирает вокруг себя своих приверженцев и уплотняет их в энергетическом поле с обратной связью.

Таковыми являются город и симфония, промышленное изделие или здание философского учения. Они созданы людьми, люди живут в них как в гипер – органических живых существах, и такого рода гештальт-системы по всей Земле борются за души людей, свою территорию.

Сущностные признаки гештальт-системы уже охарактеризованы Гете довольно точно.

· Они «определены во взаимосвязанном». Здесь имеется в виду их единство, которое в качестве социальной воли управляет отдельными элементами. Именно таким образом становятся немцем, русским, петербуржцем или гегельянцем. Гештальт-системы — это нормативные регуляторы.

· Они «закончены». Это подразумевает, что они решительно противостоят внешнему миру. Их центростремительная социальность неизбежно ведет к внешней асоциальности. Тот, кто обращает лицо к своим любимым, поворачивается спиной ко всему остальному миру. А поскольку мы видим так много спин, мы ищем лица. Центр мира для респондентов всегда там, где они живут.

· Они фиксированы в своем характере. Сотни согласованных деталей создают их гештальт, какая-либо другая гештальт-система — это уже другой гештальт. И это так, несмотря на то, что с точки зрения теории систем они могут быть одними и теми же. Так, Мюнхен — это не Гамбург, а Санкт-Петербург — не Москва, хотя все они представляют собой крупные города с одинаковыми структурами.

Источник: https://studbooks.net/698257/psihologiya/predstavlenie_voobrazhenie

ovdmitjb

Add comment