Irvuz

Предмет психологии личности

Психология личности‎

Предмет психологии личности

Психология личности – раздел психологической науки, собравший основные концепции личности человека.

Надо понимать, что выделение этого раздела весьма условно, а под термином «личность» разными психологами понимается нечто различное.

Исходя из принципов подхода, одни определяют личность как носитель сознания, другие – как субъект социальных отношений. Нет единого мнения, в какой момент можно говорить о появлении личности, в какой момент ребенок ею становится.

Можно дать общее определение: личность – это индивид как носитель сознания и субъект общественных отношений. Индивид – это человек от рождения, личностью же он становится в процессе развития.

Есть также понятие «разрушение личности», когда развитой когда-то до личности индивид теряет свои «человеческие» свойства. Личность в ПЛ может рассматриваться как сама по себе, так и как часть социальной группы.

В соответствии с этим разделяют индивидуальную и социальную психологию.

Психология личности‎

Предмет психологии личности

Психология личности уделяет свое внимание многообразию проявлений психики, воспринимает человека как единое целое.

Её предметами являются:

  • побуждающие мотивы;
  • темперамент;
  • интеллект;
  • нравственность;
  • религиозность;
  • социальные роли и многое другое.

Личность человека состоит из всего многообразия перечисленных проявлений. 

Основные теории личности

Выделяются несколько основных направлений в психологии личности, внутри которых также существует огромное количество ответвлений.

Глубинная или психодинамическая теория личности

В её основе теория Фрейда о бессознательном. Согласно ей, движущими началами развития личности является либидо (Эрос, жизненные инстинкты) и отчасти инстинкты смерти (Танатос). Согласно видению Фрейда, личность состоит из 3 составляющих – бессознательного Оно, Эго (Я) и сверх-Я. Оно – наше стремление к «легкой жизни» – наслаждению, отсутствию боли.

Сверх-Я – его противоположность, это гуманистическая часть нас, наши моральные ценности, идеалы, религиозность. Эго – сознательная часть личности, которая принимает окончательное решение о действии, выслушивая призывы Сверх-Я и желания Оно.

Невозможность Эго сбалансировать сосуществование Оно и Сверх-Эго, чрезмерно завышенные идеалы Сверх-Эго или превалирование низменных желаний Оно рождает внутренний конфликт.

А.Адлер (индивидуальная психология) и Юнг (аналитическая теория) переосмыслили концепцию Фрейда. По Адлеру личность – целостная структура, которая также включена в часть большего целого – социума.

Движущей силой для развития личности он видит стремление к превосходству. Карл Юнг признавал триединство личности, но включал в него эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Либидо для Юнга – жизненная энергия. 

Феноменологическая теория личности

Важным отличием этой теория является то, что она подчеркивает самостоятельность человека в принятии решений, его ответственность за свою судьбу, а также позитивную природу человеческой натуры.

В противопоставлении прочим теория личности, где индивидуум воспринимается фактически как щепка в волнах инстинктов, бессознательных стремлений или давления социума, эта теория очень позитивна. Один из ведущих теоретиков этого направления, К.

Роджерс, определял движущей силой личностного развития стремление к самосовершенствованию (тенденция к актуализации). 

Диспозициональная теория личности – теория черт

Важнейшими теоретиками этого направления являются Г.Олпорт, Г.Айзенк, Р.Кэттэлл. Согласно этой теории, каждый человек – носитель набора индивидуальных черт (диспозиций). Диспозиция – предрасположенность к реакции тем или иным образом на ситуацию. Диспозиции постоянны и не зависят от опыта, событий или обстоятельств. Определить личность можно через описание её характерных диспозиций. 

Поведенческие теории личности

Здесь личность по сути – это жизненный опыт человека, а её развитие происходит через контакт с внешней средой. Её элементами являются рефлективные реакции и социальные навыки индивидуума.

Поведенческие теории личности можно разнести по двум направлениям:

  1. Бихевиористический – поведение определяется внешней средой. Основоположники – американцы Дж.Уотсон и Б.Скинер.
  2. Согласно второму направлению, поведение индивидуума определяется в большей степени внутренними установками: целями, ожиданиями, самовосприятием. Это подход А.Бандуры, Дж.Роттера.

Когнитивные теории личности

В основе этой теории постулаты когнитивной (поведенческой) психологии. Развитие личности происходит через познание, причем сам человек во многом определяет направление развития. Для познания мира индивидуум создает модели-конструкты. Сходятся люди с подобными конструктами.

Психология личности определяет следующие её уровни:

  • базовый – врожденные свойства психики, сексуальные инстинкты;
  • второй – индивидуальные проявления мышления и памяти, зависящие от врожденных свойств;
  • третий – персональный опыт;
  • высший – т.н. личностная направленность: интересы, предпочтения, идеалы; отражает воспитание и идеологию общества.

Отраслями современной психологии личности являются:

  • возрастная психология (включает перинатальную, детскую и геронтологическую психология);
  • дифференциальная психология;
  • патопсихология (болезненных состояний);
  • дефектопсихология.

Теория и выводы психологии личности применяются для разработки индивидуальных программ обучения, профориентации, социальной адаптации человека, для решения его внутренних конфликтов, а также конфликтов в социальных группах.

Психология личности нужна следователю, тренеру, писателю, педагогу…

Основной целью изучения психологии личности для конкретного человека является самопознание. Это тернистый путь, не всегда приносящий искомое умиротворение. Однако самопознание и дальнейшее открытие мира сквозь призму собственного «Я» – единственная достойная цель духовной жизни человека.

Автор статьи социальный психолог  Гудилова Екатерина Владимировна

Другие статьи

Психология

Общая психология

Психология личности‎

Психология развития

Социальная психология

Специальная психология‎

Практическая психология‎

Экспериментальная психология

Источник: https://urologia.msk.ru/main/psixologiya/psixologiya-lichnosti

Предмет и задачи психологии

Предмет психологии личности

Психология – как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (свойство высокоорганизованной материи или субъективное отражение объективного мира, которое необходимо для активной деятельности и для управ. Своим поведением.)

Предмет психологии – комплекс 3-х составляющих: 1) психология познавательных процессов (Ощущение восприятия, внимание воображение, память и мышление, познавание себя и всего мира) 2) психология личности (Самореализация личности, отношения человека с другими людьми, поступки человека, склонности способности, чувства, эмоции, воля.) 3)психология коммуникативных отношений. (официальные, не официальные, деловые, личные)

Также существует общая психология, изучающая общие понятия положения. Специальные отрасли психологии (экономическая, педагогическая, механизмы психики и поведения.)

Задачи (цели) психологии:

Изучение законов психической жизни. Исследование представлений человека о себе и окружающем его мире с научной точки зрения. Обнаружение и понятие сил, оказывающих влияние на поведенческие и умственные процессы.

Совершенствование работы человека в различных соответствующих видах деятельности, т.е. применение знаний о поведении и умственных процессах.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, осознаваемых или не осознаваемых людьми: собственные ощущения, образы, представления, явления паники, мышление, речь, проявление воли, воображение, интересы и потребности, эмоции и чувства, сновидения.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, которые находятся на разных стадиях развития.

Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека. Цель психологии труда – исследовать профессиональные особенности, закономерности развития трудовых навыков.

Разделы: 1) инженерная психология, которая главным образом решает проблему распределения и согласования функций между человеком и машиной; 2) авиационная психология исследует психологическое состояние человека в процессе полета; 3) космическая психология исследует психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости и пространственной дезориентации.

Педагогическая психология. Цель – изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности. Разделы – психология обучения, психология воспитания, психология учителя. Медицинская психология.

Она изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Подразделяется на нейропсихологию, психотерапию, психопрофилактику, психогигиену. Юридическая психология. Цель – рассмотрение вопросов, связанных с системой прав. Она делится на судебную психологию, криминальную психологию, пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию.

Психология спорта изучает психологические особенности личности спортсменов, условия и средства их подготовки. Возрастная психология. Она изучает возрастные особенности психических процессов.

Page 3

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

1. Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов: определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

2. Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат.

по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком.

Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми.

Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

3. Эксперимент является главным методом психологического исследования – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.

Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

корреляционный эксперимент квазиэксперимент

Источник: https://xstud.ru/249973/psihologiya/predmet_zadachi_psihologii

ovdmitjb

Add comment