Irvuz

Предмет психологии и физиологические механизмы психики

«Общая психология»

Предмет психологии и физиологические механизмы психики

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии.

Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы.

Это позволит лучше понимать задачи, которые может и должен решать психолог.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами.

Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними “явлениями”. Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Традиционные представления о предмете психологии

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, “тень”, обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги).

Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

Душа как предмет изучения

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа.

Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно “душевные движения”. Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р.

Декарта “Страсти души”.

Явления сознания как предмет психологии

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в “себе”, оборачиваясь на свою “внутреннюю душевную деятельность”. Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту.

Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

Дж.Ст.Милль рассматривает сознание  сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст.

Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента.

Таким образом, “психическую последовательность” (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений.

Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма “конструктивной ассоциации” на основе проб и ошибок.

Таким образом, используется вероятностный принцип “проб и ошибок”, утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.

Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – “заглядывающее внутрь себя сознание”. Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

Непосредственный опыт как предмет психологии

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции.

Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию.

Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Интенциональные акты сознания как предмет психологии

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты “действия”, которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает “направленность на”, так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.

Происхождение психических деятельностей как предмет психологии

И.М.Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического “по способу происхождения”, то есть по механизму совершения.

Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец.

Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.

Поведение как предмет психологии

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования “физиологической психологии”.

Предмет бихевиоризма, или “поведенческой психологии”, – поведение.

По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт “испытуемого”, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И.П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов.

Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок. В дальнейшем стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы.

Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием “привходящих, или промежуточных, переменных”.

Бессознательное как предмет психологии

Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки.

Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни поведения человека – в его детстве.

Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Ученик Фрейда А. Адлер считал, что в основе поведения каждой личности лежат не сексуальные влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку “основным беспокойством” (или “базальной тревогой”), лежащим в основе внутриличностных конфликтов. Особое внимание Хорни обращает на противоречие между потребностями отдельного человека и возможностями их удовлетворения в существующей культуре.

К.Г. Юнг считал, что психика формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует также образы предков, пришедшие из глубины веков. Поэтому необходимо при исследовании психики учитывать также понятие “коллективного бессознательного”.

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии

Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения.

гештальт-психология подчеркивает исходную запрограмирован-ность определенных внутренних структур и их влияние на перцептивные и когнитивные процессы.

Конструктивисты полагают, что наследственно детерминирован-ные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного построения интеллекта в результате активных воздействий человека на среду.

Собственно когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации.

Личный опыт человека как предмет психологии

Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации).

Субъективность этого подхода затрудняет установление разницы между мнением человека о себе и тем, что он есть на самом деле. Идеи этого подхода оказались полезными для психологической практики, но ничего не внесли в теорию психологии.

Более того, предмет исследования в рамках этого направления почти исчез.

Развитие взглядов на предмет психологии отечественных авторов

В начальный период становления советской психологии вопрос о ее предмете не привлекал особого внимания. После 1 Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (1930г.) в советской психологии установилось разъяснение предмета психологии в виде указания на хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту “наши ощущения, чувства, представления, мысли”[1].

По мнению П.Я. Гальперина, предметом психологии является ориентировочная деятельность. При этом в данное понятие включаются не только познавательные формы психической деятельности, но и потребности, чувства, Воля. “Предмет психологии должен быть решительно ограничен.

Психология не может и не должна изучать всю психическую деятельность и все стороны каждой из ее форм. Другие науки не менее психологии имеют право на их изучение.

Претензии психологии оправданы лишь в том смысле, что процесс ориентировки составляет главную сторону каждой формы психической деятельности и всей психической жизни в целом: что именно эта функция оправдывает все другие ее стороны, которые поэтому практически подчинены этой функции”[2].

К.К. Платонов считает предметом психологии психические явления[3]. Это очень общее определение предмета психологии при его конкретизации не противоречит выше указанному подходу.

Выводы

Анализируя развитие взглядов на предмет психологии, можно сделать следующие выводы:

  1. В каждом из возникающих направлений подчеркивался какой-либо один из необходимых аспектов исследования. Поэтому можно утверждать, что все школы, направления психологии внесли свой вклад в формирование ее предмета.
  2. В настоящее время представляется целесообразным эклектическое объединение “рациональных зерен”, содержащихся в разных теоретических направлениях, и их обобщение.
  3. В итоге можно считать, что предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Литература

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – М.: Мир, 1992.
  3. Леонтьев А.Н.  Деятельность.  сознание.  Личность. – М.: МГУ, 1975.
  4. Платонов К.К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.
  5. Робер М.А.,  Тильман Ф.  Психология индивида и группы. – М.: Прогресс, 1988.

  6. Фейдимен Дж.,  Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.
  7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.
[1] Теплов Б.М. Психология. – М.: Учпедгиз, 1946. C.3
[2] Гальперин П.Я.,  Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. С.96
[3] Платонов К.К. О системе психологии. – М.

: Мысль, 1972. С.29

Источник: http://www.persev.ru/book/predmet-i-metody-psihologii

Механизмы психики человека

Предмет психологии и физиологические механизмы психики

Человека можно сравнить с часами, у которых внутри находятся различные пружинки, винтики, шестеренки. Они цепляются друг за друга и работают вместе как единое целое. Так же и люди, живут в нефизическом мире, т.е. мире мыслей. В этом мире находятся чувства, ощущения, расчеты, рационализаторские идеи.

Любое действие человека исходит из замысла, поэтому нефизический мир всегда проявляется в физическом мире, например, сначала появляется идея конструктора, а потом её физическая реализация. Отсюда последовательность будет всегда одинакова: мысль, действие, результат. Человек является следствием своих мыслей и действий – это ключевая модель.

Люди все разные: одни не знают, куда себя деть, другие хватаются за любое дело, третьи просто топчутся на месте. Какой двигатель заставляет человека двигаться к цели и получать результат? Этим двигателем с точки зрения системно-векторного анализа является желание человека. Реализованное желание наполняет его счастьем, не реализованное – делает человека угрюмым, злобным, неприятным.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура психики

Нервная система человека имеет свою структурную организацию, в которой выделяется центральная нервная система (ЦНС), включающая в себя спинной и головной мозг, и периферическая нервная система.

Высшим отделом ЦНС является головной мозг, состоящий из мозгового ствола, большого мозга и мозжечка. В свою очередь, большой мозг состоит из двух полушарий, покрытых снаружи серым веществом – корой. Кора – важнейшая часть головного мозга, она представляет собой материальный субстрат высшей психической деятельности и является регулятором всех жизненных функций организма.

Для того чтобы осуществить любой вид психической деятельности, необходимы определенные функции мозга. А.Р. Лурия определяет три таких функциональных блока:

  1. Блок активации и тонуса. Это ретикулярная формация, которая представлена сетевым образованием в стволовых отделах мозга. Она регулирует уровень активности коры. Полноценная деятельность человека возможна тогда, когда он находится в активном состоянии. Успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять программу действий человек может только в условиях оптимального бодрствования;
  2. Блок приема, переработки и хранения информации. К этому блоку относятся задние отделы больших полушарий. Информация от зрительного анализатора поступает в затылочные зоны – это зрительная кора. Слуховая информация перерабатывается в височных отделах – слуховая кора. С общей чувствительностью и осязанием связаны теменные отделы коры.
  3. В блоке выделяются корковые поля трех типов:

  • Первичные поля принимают и перерабатывают импульсы, идущие от периферийных отделов;
  • Вторичные поля занимаются аналитической переработкой информации;
  • Третичные поля осуществляют аналитико-синтетическую обработку информации, идущую от разных анализаторов. Этот уровень обеспечивает самые сложные формы психической деятельности.
  • Блок программирования, регуляции и контроля. Его место в лобных долях мозга, где осуществляется постановка целей, формируется программа собственной активности и идет контроль над протеканием и успешностью выполнения.
  • Таким образом, осуществление любой психической деятельности человека является результатом совместной работы всех трех функциональных блоков мозга.Несмотря на то, что мозг в целом участвует в осуществлении любой психической деятельности, тем не менее, разные его полушария выполняют различную дифференцированную роль.

    Клинические исследования показали, что правое и левое полушария различаются в стратегии переработки информации. Правое полушарие воспринимает предметы и явления целостными, что лежит в основе творческого мышления. Левое полушарие занимается рациональной и последовательной обработкой информации.

    Изучение мозговых механизмов не приводит к однозначному пониманию природы психического.

    Задача раскрытия сущности психического объективными физиологическими методами исследования была поставлена русским физиологом И.П. Павловым. Единицами поведения, считает ученый, являются безусловные рефлексы. Это реакция на строго определенные раздражители из внешней среды. И условные рефлексы как реакции на первоначальный безразличный раздражитель.

    В решение проблем нейрофизиологических механизмов психики большой вклад внесли работы отечественных ученых Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина.

    Понятие механизма психики

    С.Д. Максименко считает, что механизмы психики есть орудие, приспособление, т.е. совокупность инструментов. Благодаря этому органы и системы человека объединяются в целостность для сбора, обработки информации или выполнения работы.

    Механизм функционирования психики человека включает:

    • Отражение. Психическое отражение – это регулятор деятельности человека, с которым связана сложная обработка информации. Оно не является пассивным копированием мира, а сопряжено с поиском, выбором. Отражение всегда принадлежит субъекту, вне которого не может существовать, и зависит от субъективных особенностей. Это активное отражение мира связано с какой-то необходимостью, потребностью. Отражение имеет активный характер, т.к. предполагает поиск способов действий, адекватных условиям среды. Психическое отражение в процессе деятельности постоянно углубляется, совершенствуется и развивается;
    • Проектирование. Основной его функцией является упорядочивание и гармонизация содержания отражения в соответствии с целями действий и деятельности человека. Сам процесс проектирования представляет собой совокупность и последовательность умственных и психомоторных действий. Результатом являются созданные образы, знаковые системы, схемы и др. Благодаря процессу проектирования человек имеет возможность конструировать, создавать предметы и явления из известных и осознаваемых элементов;
    • Опознание (опредмечивание). Оно является элементом сознательной и целесообразной деятельности человека, имеющей три основные формы:
    1. Материальная форма. Она выражается в физической работе, труде в процессекоторого человек воплощается в предметах и явлениях, преобразуя их;
    2. Психическая форма. Конструктивными элементами любого производства являются умственные операции и переживания, подбор ценностей, интерпретация содержания отражения.
    3. Человек творит самого себя – развивает душевные и духовные качества, устраняет имеющиеся формы отчуждения. По-разному реагируя на свои внутренние трудности, люди пытаются защитить свою психику от болезненных напряжений. В этом им помогают защитные механизмы психики.

    Защитные механизмы психики

    Определение

    Термин был введен в 1894 г. З. Фрейдом в работе «Защитные нейропсихозы». Это система регуляторных механизмов, задача которых свести до минимума или устранить негативные переживания и сохранить стабильность самооценки личности, её образа – «Я» и образа мира. Достичь это можно путем устранения негативного источника из сознания или предупреждением возникновения конфликтной ситуации.

    Виды защитных механизмов

    • Примитивная изоляция или уход в другое состояние. Люди автоматически изолируют себя от социальных или межличностных ситуаций. Её разновидностью является склонность к использованию химических веществ. Изоляция выключает человека из активного участия в решении межличностных проблем. Как защитная стратегия она позволяет психологическое бегство от реальности. Полагающийся на изоляцию человек успокоение находит в удалении от мира;
    • Отрицание. Это попытка человека нежелательные для себя события принимать за реальность. В таких случаях наблюдается попытка как бы «пропустить» в своих воспоминаниях пережитые неприятные события, заменив их вымыслом. Человек действует так, как будто болезненные для него реальности не существуют. Неприятие и критика игнорируются, а новые люди рассматриваются как потенциальные поклонники. Самооценка у таких людей, обычно, завышена;
    • Контроль. Источником удовольствия для некоторых людей с преобладанием всемогущественного контроля основным занятием будет «перешагивание через других». Такие люди встречаются там, где необходимы хитрость, возбуждение, опасность и готовность подчинить все интересы одной цели – проявить свое влияние;
    • Примитивная идеализация (обесценивание). Люди склонны к идеализации, И имеют остатки потребности приписывать особые достоинства и власть людям, от которых эмоционально зависимы. Путь идеализации приводит к разочарованию, потому что в жизни человека нет ничего совершенного. Большая идеализация приводит к большим разочарованиям.

    Таким образом, были рассмотрены общие защитные механизмы первой группы. Специалисты же выделяют более 20 видов защитных механизмов, которые подразделяются на примитивные защиты и вторичные защитные механизмы, относящиеся к высшему порядку.

    Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/mehanizmy_psihiki_cheloveka/

    Физиологические основы психики

    Предмет психологии и физиологические механизмы психики
       Долгое время человечество не имело хоть какого-то внятного научного объяснения тому факту, что у человека есть душа (психика).

    Постепенно, с развитием естественных наук, удалось выяснить, что материальную основу нашей психики составляет работа нервной системы, состоящей из нейронов – нервных клеток с отростками, с помощью которых они объединяются в сеть.

    Возможно, самым наглядным подтверждением этого факта являются эксперименты и наблюдения из нейропсихологии. Нарушение деятельности одних участков головного мозга приводит к немедленным провалам в памяти. Нарушение других – к расстройствам речи.

    Возбудив нейроны в определенных центрах, можно вызвать у подопытного немедленную эйфорию. Другое научное соображение состоит в том, что человек, безусловно, наделен высшем уровнем психического развития. Вместе с тем он обладает, в сравнении с любым животным, наиболее развитой нервной системой.

    Нервная система человека состоит из двух разделов:

    – центрального,

    – периферического.

    Центральная нервная система (ЦНС) состоит из:

    – головного мозга,

    – спинного мозга.

    Головной мозг в свою очередь состоит из:

    – переднего мозга,

    – среднего мозга,

    – заднего мозга.

    В головном мозге выделяются, например, такие важнейшие структуры, как:

    – таламус,

    – гипоталамус,

    – мост,

    – мозжечок,

    – продолговатый мозг.

    Можно сказать, все отделы и структуры центральной и периферической нервной системы задействованы в получении, переработке и отправке информации. Однако особое, самое характерное значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

    ЦНС связана со всеми органами и тканями человеческого организма. Эту связь обеспечивают нервы, которые выходят из головного и спинного мозга. Все нервы (пучки нервных волокон) подразделяются на две функциональные группы:

    – нервы, проводящие сигналы из внешнего мира и структур организма (афферентные нервы),

    – нервы, проводящие сигналы из ЦНС к периферии (эфферентные нервы).

    ЦНС это, как уже говорилось, сеть из нервных клеток. Если учесть, что количество нейронов у человека составляет порядка ста миллиардов (1011), тогда можно представить всю ее сложность и запутанность.

    Каждая нервная клетка (нейрон) состоит из основного тела и отростков. Древовидные отростки называются дендритами. Один длинный отросток называется аксоном.

    Места соединений отростков с отростками других нейронов называются синапсами.

    Нейроны бывают разных видов, у них сильно развита специализация. Например, нейроны, обеспечивающие проведение импульсов от рецепторов, называются “сенсорными нейронами”. Нейроны, отвечающие за передачу импульсов от ЦНС к мышцам, называются “двигательными нейронами”. Нейроны, отвечающие за обеспечение связи одних участков ЦНС с другими, называются “нейронами локальной сети”.

    На коже человека, на дне глазного яблока и в других органах чувств имеются рецепторы – специализированные органические устройства, очень маленького размера, предназначенные для восприятия различных видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса. К этим рецепторам цепляются длинные отростки (аксоны) нервных клеток, располагающихся ближе к центру.

    И. П. Павлов ввел понятие анализатора – относительно автономная органическая структура, обеспечивающая переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Каждый анализатор состоит из трех структурных элементов:

    – рецепторов,

    – нервных волокон,

    – специализированных отделов ЦНС.

    Информация от рецепторов передается и в кору головного мозга. Информация от одинаковых рецепторов поступает только в определенную область коры головного мозга. Зрительный анализатор замыкается на один участок коры, слуховой — на другой и т. д.

    Вся кора головного мозга может быть разделена на отдельные функциональные зоны. Выделяются не только зоны анализаторов, но и двигательные, речевые и др. В соответствии с классификацией К. Бродмана, кору головного мозга можно разделить на 11 областей и 52 поля.

    В коре головного мозга выделяют области:

    – височная,

    – лобная,

    – теменная,

    – затылочная.

    Сами эти области делятся на еще более мелкие участки — поля. Поскольку кора состоит из двух полушарий, то и области делятся на левые и правые, рассматриваются как разные.

    Информация, полученная рецепторами, передается по нервным волокнам в скопление специфических ядер таламуса, и через них афферентный импульс попадает в первичные проекционные зоны коры головного мозга.

    Эти зоны являются конечными корковыми структурами анализатора.

    Проективная зона зрительного анализатора, например, располагается в затылочных отделах больших полушарий, а проективная зона слуховых анализаторов — в верхних участках височных долей.

    Первичные проективные зоны анализаторов иногда называют сенсорными зонами, потому что они связаны с формированием определенного типа ощущений.

    Если в силу той или иной причины какая-либо зона оказывается разрушенной, то человек может потерять способность воспринимать определенный вид информации. Если разрушить зону зрительных ощущений, например, то человек слепнет.

    Таким образом, ощущения человека зависят не только от уровня развития и целостности органа чувств, в данном случае — зрения, но и от целостности проводящих путей — нервных волокон — и первичной проективной зоны коры.

    Кроме первичных полей анализаторов существуют и другие первичные поля, например первичные двигательные поля, связанные с мышцами тела и отвечающие за определенные движения.

    Первичные поля вообще занимают относительно небольшую площадь коры головного мозга — не более одной третьей ее части.

    Значительно большую площадь занимают вторичные поля, которые чаще всего называют ассоциативными, или интегративными.

    Эти вторичные поля представляют собой “интеллектуальную надстройку” над первичными полями. Их функции заключаются в синтезе или интегрировании отдельных элементов информации в целостную картину.

    Так, элементарные ощущения в сенсорных интегративных полях (или перцептивных полях) складываются в целостное восприятие, а отдельные движения, благодаря двигательным интегративным полям, формируются в целостный двигательный акт.

    Среди интегративных полей имеются такие, что присутствуют только у человека: центр слухового восприятия речи (центр Вернике) и двигательный центр речи (центр Брока). Наличие этих дифференцированных центров свидетельствует об особой роли речи для регуляции психики и поведения человека.

    Работа других центров тоже теснейшим образом связана с работой сознания. Например лобные доли префронтальной и премоторной зон определяют работу воли, целеполагания. Отсечение этих долей (лоботомия) не приводит к каким-то сразу заметным дефектам поведения, человек продолжает жить как бы по привычке, но образование новых целей у него сильно затруднено.

    Полушария во многом дублируют работу друг друга. Но существует и явление так называемой функциональной асимметрии: симметричные центры коры выполняют разную деятельность.

    Например, левое полушарие в своей работе выступает как ведущее в осуществлении речевых и других связанных с речью функций: чтения, письма, счета, логической памяти, словесно-логического, или абстрактного, мышления, произвольной речевой регуляции других психических процессов и состояний.

    Правое же полушарие, в симметричных центрах, выполняет не связанные с речью функции, и соответствующие процессы обычно протекают на чувственном уровне.

    В психическом процессе восприятия внешнего мира задействованы оба полушария. Но левое и правое полушария выполняют различные функции при восприятии и формировании образа отображаемого предмета.

    Для правого полушария характерна высокая скорость работы по опознанию, его точность и четкость. Оно оперирует большими образами, и для него важнее интегрально-синтетические, целостно-образные алгоритмы обработки информации.

    Правое полушарие отвечает за целостное восприятие объекта или выполняет функцию глобальной интеграции образа.

    Левое полушарие в большей степени использует аналитические, последовательные алгоритмы обработки информации. Оно занимается последовательным перебором элементов образа. Ему легче удается выявить структуру наблюдаемого объекта, причинно-следственные связи явлений.

    Интересно, что окончательная специализация полушарий происходит в процессе жизнедеятельности человека, его индивидуального развития. Например, имеет значение то, какому виду письма обучается ребенок: буквенному или иероглифическому. Максимальная специализация отмечается при достижении человеком периода зрелости, к старости специализация вновь утрачивается.

    В эволюционном плане некоторые отделы головного мозга старые, некоторые новые. Но все отделы вносят свою лепту в психическую деятельность.

    Так, например, ретикулярная формация оказывает заметное влияние на электрическую активность головного мозга, на функциональное состояние коры головного мозга, подкорковых центров, мозжечка и спинного мозга. Она же имеет непосредственное отношение к регуляции основных жизненных процессов: кровообращению и дыханию.

    Любое психическое состояние человека определяется особенностью работы этой ретикулярной формации. Она носит регулирующую роль, определяя какие отделы мозга должны отдыхать, а какие – активно работать.

    См. также

    Высшая нервная деятельностьПсихика    RSS    azps@azps.ru 

    Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/fiziologicheskie_osnovy_psihiki.html

    ovdmitjb

    Add comment