Irvuz

Правовое регулирование бухгалтерского учета

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета

Правовое регулирование бухгалтерского учета

Нормативно-правовое регулирование в России имеет иерархическую структуру, в которой все правотворческие акты располагаются по убыванию юридической силы. Нормативно-правовая база в РФ представлена на рисунке 1.

В Российской Федерации бухгалтерский учет строго регламентируется на государственном уровне. Законодательная база учетной деятельности является составной частью нормативно-правового регулирования страны в целом.

На рисунке 2 представлена структура нормативной базы бухгалтерского учета.

Каждый последующий уровень находится в подчиненном положении перед предыдущим и не должен ему противоречить. Рассмотрим более подробно каждый из уровней.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Нормативно-правовые документы данного уровня, прежде всего, определяют политику государства в отношении бухгалтерского учета всех экономических субъектов, действующих на территории нашей страны или находящиеся под ее юрисдикцией. Обязанность подчиняться федеральным стандартам бухгалтерского учета распространяется в частности на следующих лиц:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • экономические субъекты всех форм собственности – частной, государственной и т. д.
  • субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы – ООО, АО и т.д.
  • компании вне зависимости от участия в уставном капитале собственности российских или иностранных лиц;
  • индивидуальных предпринимателей и частнопрактикующих специалистов – граждан РФ, иностранных государств, лиц без гражданства.

Правоустанавливающие документы данного уровня касаются следующих моментов:

  • Категории, которые необходимо рассматривать в качестве объектов учета, их классификации по различным признакам, правила относительно отражения в учете их поступления, движения и выбытия;
  • Валюта, в которой должен вестись учет в РФ, и правила пересчета объектов, которые выражены в иностранной валюте;
  • учетной политики, порядок ее разработки, принятия и изменения;
  • Допустимые способы ведения документооборота и требования к ним;
  • Общий план счетов учета и регламент его применения;
  • Отчетность – перечень ее показателей, правила составления, критерии оценки ее достоверности, состав отчетных форм;
  • Ведение бухгалтерского учета и представление отчетности в упрощенной форме для отдельных категорий экономических субъектов.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Данные стандарты представляют собой совокупность нормативно-правовых актов отраслевых ведомств, которые адаптируют федеральные стандарты под особенности экономических субъектов различного профиля деятельность. Различные направления бизнеса имеют свои особенности в части организации протекающих в нем процессов.

Например, оптовая торговля продовольственными товарами кардинально отличается от производства мебели, сельское хозяйство не похоже на банковскую деятельность и так далее. В виду специфики различных отраслей экономики предусмотрены соответствующие бухгалтерские стандарты.

Рекомендации относительно ведения бухгалтерского учета

Данный уровень является необязательным к применению. В настоящее время примерами таких документов являются методические рекомендации по учету отдельных категорий активов и письма Минфина. Хотя подобные документы носят рекомендательный характер – на что указывает их наименование, экономические субъекты в своей практической деятельности стараются им следовать.

Замечание 1

Чаще всего субъекты хозяйствования ориентируются на данные документы при возникновении сложных или спорных моментов в учетной практике. Особенно это касается ситуаций на стыке бухгалтерского и налогового учета, так как ошибки могут привести к денежным потерям в виде штрафных санкций и пеней. Также аудиторы при проведении аудита дают рекомендации ориентироваться на данные документы.

Стандарты экономического субъекта

Данный уровень стандартов действует только в ранках конкретного экономического субъекта, а также при наличии на его филиалы, представительства и подобные обособленные части.

В специальном распорядительном документе должны быть прописаны все правила ведения учета и составления отчетности внутри организации, которые не вступают в противоречие с вышеназванными стандартами. Экономические субъекты могут выбрать алгоритмы учета конкретных объектов в соответствие со своими особенностями.

Источник: https://spravochnick.ru/buhgalterskiy_uchet_i_audit/normativno-pravovoe_regulirovanie_buhgalterskogo_ucheta/

Правовое регулирование бухгалтерского учета

Правовое регулирование бухгалтерского учета

Введение

1. Понятие правового регулирования бухгалтерского учета

2. Виды нормативно-правовых актов в области правового регулирования бухгалтерского учета

3. Порядок и правила правового регулирования бухгалтерского учета

4. Налоговый учет

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Осуществляя деятельность в условиях действия принципов рыночной экономики, предприятия, в целях избежания поражения в конкурентной борьбе, банкротства и дальнейшей ликвидации, вынуждены использовать имеющиеся у них экономические ресурсы с максимальной рациональностью.

При принятии управленческих решений руководящему звену необходимо проводить глубокий анализ целесообразности покупки средств производства, внедрения и выпуска определенного вида продукции, сопоставлять понесенные затраты с полученной прибылью. Основным источником получения данных, необходимых для достижения вышеуказанных целей, является бухгалтерский учет.

Он не только отражает результаты хозяйственной деятельности, но и непосредственно воздействует на нее, являясь важнейшим средством постоянного контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, финансовых средств, за правильностью их использования. Важность бухгалтерского учета требует четкого и полного правового регулирования.

Вследствие этого рассмотрение правового регулирования бухгалтерского учета достаточно актуально на сегодняшний день.

Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования бухгалтерского учета.

1. Понятие правового регулирования бухгалтерского учета

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из 129 Федерального закона от 21.11.1996г. “О бухгалтерском учете”, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Важнейшая задача правового регулирования бухгалтерского учета – обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организаций, которая необходима в партнерских отношениях в рыночной экономике.

Эта задача выполняется в двух направлениях, включающих централизованное регулирование и самостоятельность организаций в оперативном осуществлении бухгалтерского учета.

Необходимость установления централизации в ведении бухгалтерского учета достигается тем, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации.

Методология учета, обеспечивающая его единообразие, разрабатывается органами государственного управления, наделенными соответствующей компетенцией. Координация этой деятельности возлагается на Министерство финансов РФ.

2. Виды нормативно-правовых актов в области правового регулирования бухгалтерского учета

На современном этапе система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Первый уровень – законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. “р” ст.71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации.

Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете являются Федеральные законы “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. и “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” от 29 декабря 1995 г.

К законодательству о бухгалтерском учете относятся также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В настоящее время действуют следующие Положения:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.

2. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.

3. Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г.;

4. Положение по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N° 2н;

5. Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;

6. Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;

7. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

8. Положение по бухгалтерскому учету “События после отчетной даты” ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. №65н;

9. Положение по бухгалтерскому учету “Условные факты хозяйственной деятельности” ПБУ 8/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 57н;

10. Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999г. N° 32н, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.

11. Положение по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.

12. Положение по бухгалтерскому учету “Информация об аффилированных лицах” ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н, с изменениями от 30 марта 2001 г.;

правовое регулирование бухгалтерский учет

13. Положение по бухгалтерскому учету “Информация по сегментам” ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. №11н;

14. Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи” ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н;

15. Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N° 91н;

16. Положение по бухгалтерскому учету “Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию” ПБУ 15/2001, утвержденное Приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.

Необходимость Положений заключается в детализации правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета.

Третий уровень системы – методические указания, рекомендации, инструкции. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49.

Один из важнейших документов этого уровня – План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

План счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов. На синтетических счетах ведется синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам.

К счетам могут, в установленных Планом счетов случаях, открываться субсчета, то есть частные слагаемые счетов, позволяющие вести аналитический учет.

Источник: https://mirznanii.com/a/36788/pravovoe-regulirovanie-bukhgalterskogo-ucheta

ovdmitjb

Add comment