Irvuz

Правила составления анкет для психологического исследования

Содержание

Как правильно составить анкетный опрос

Правила составления анкет для психологического исследования

Добрый день, уважаемые друзья! Каждый день я сталкиваюсь с пониманием того, что популярный блоггер — это специалист разных областей создания контента.

Ему приходится и правильно писать статьи на свой блог, и проводить всякие конкурсы, и делать различные обзоры, и даже заниматься проведением соцопросов.

С последним явлением блоггерской жизни я столкнулся в прошлом году, но только сейчас понял, как можно правильно составить анкетный опрос. Своими наблюдениями и уже накопившимся опытом я решил поделиться с Вами!

Серьезно покопавшись в море специализированных источниках по созданию опросов, я решил свои знания опубликовать в виде серьезного мануала. Но его объем с каждым новым блоком информации стал тянуть на полноценную брошюрку. Поэтому я решил его разделить на следующие три статьи:

  • в первой я поясню понятие опроса, а также поясню его значимость в интернет-маркетинге и блоггинге. Вы узнаете, как он делается, какие в нем могут быть вопросы, подробно поясню суть анкетирования, покажу свою процедуру проведения анкетного опроса.
  • во втором посте я покажу различные способы создания анкетного опроса на своем сайте. Для реализации этой задачи я воспользуюсь пошаговыми инструкциями с оригинальными картинками.
  • в третьей статье Вы увидите мой способ сотворения анкетного опроса с помощью специального скрипта от компании LimeSurvey. Я подробно расскажу, как можно реализовать знания первой статьи в различных опросах на своем ресурсе.

Что такое социальный опрос

Если говорить простым языком, то социальный опрос — это такой вариант общения, при котором происходит сбор конкретной информации. Здесь создатель соцопроса (интервьюер) задает вопросы своему оппоненту (респондент), а затем их обрабатывает для выполнения каких-либо задач.

Если говорить научным языком, то метод опроса — это психологический способ коммуникативного взаимодействия между интервьюером и респондентом, который позволяет получить ответы на поставленные вопросы.

По -другому можно сказать, что проведение опроса — это своего рода исследование, которое позволяет узнать потребности респондентов.

В основном часто используются следующие два метода опроса — лэддеринг и анкетирование.

к меню ↑

Метод лестницы (лэддеринг)

Данный вид социального опроса активно применяется в различных маркетинговых исследованиях. Благодаря ему легко выявляется причинно-следственная связь между свойствами товара (услуги, бренда), плюсами от использования и ценностями потребителей.

Реализация данного метода следующая — респонденту задаются вопросы о различных свойствах товара (услуги, бренда), о вариантах потребления и т.д.

Обычно идет такая схема беседы — интервьюер спрашивает «почему…?», оппонент опроса дает конкретный ответ. В зависимости от ответа идут следующие вопросы, оппонент на них отвечает.

Грубо говоря, это такая беседа, в которой вопросы часто формируются по ответам респондентов.

Минус лэддеринга — респонденты могут из-за недостатка практического опыта по использованию исследуемого объекта выдумывать ответы. То есть они предлагают интервьюеру в качестве ответов мало осознанные или привычные причины.

к меню ↑

Что такое анкетирование

Данный метод исследования использует специально созданный опросник с заранее готовыми вопросами. По-другому он называется анкетой. Анкетный опрос не требует живого общения с респондентом — на вопросы анкеты можно отвечать удаленно.

Поэтому данный метод проведения соцопроса имеет ряд положительных моментов:

Минус анкетирования существенный:

  •  не имея полноценной живой обратной связи, получается большой процент анкет без ответа.

к меню ↑

Чем опрос отличается от анкетирования

В первом случае интервьюер может получить полноценные ответы для исследования благодаря своим уточняющим вопросам. Респондент активно внедряется в общение, интервьюер следит за ходом беседы и при необходимости аккуратно меняет направление своих вопросов. Тут главное — это задать первые вопросы по теме, а далее пойдут конкретные наводящие уже по ответам респондента.

При анкетировании такого полноценного контакта быть не может. Поэтому интервьюеру приходится заранее продумывать весь спектр возможных вопросов (и соответственно ответов), которые позволят ему получить максимальные результаты для исследования. Поэтому здесь очень важна именно начальная подготовка — создание анкеты.

к меню ↑

Применение опросов в интернет-маркетинге

Социальные опросы всегда сопровождали те сферы деятельности человека, где есть товары и услуги. Поэтому не удивительно, что в интернет-маркетинге данный инструмент получения ответов широко используется в различных областях. Вот пример некоторых:

  • исследование потребительского рынка (проверка популярности тренда, оценка покупательной способности и т.д.);
  • оценка успешности конкретного продукта или услуги (удовлетворенность конкретным товаром, опрос покупателей и т.д.);
  • исследование кадровых ресурсов (оценка работающего персонала, анализ мотивации работников и т.д.);

Чаще всего используется второй метод проведения опроса — анкетирование. Обычно анкеты заполняются или перед получением товара (услуги), или уже после покупки.

Лэддеринг тоже применяется для проведения различных маркетинговых исследований. Но в этом случае требуется наличие полноценной обратной связи с покупателем (часто используются в виде онлайн-консультации).

к меню ↑

Применение опросов в блоггинге

Блогосфера в основном использует анкетирование — на блогах очень сложно проводить вариант живого общения. Блоггеру проще провести свое исследование путем рассылки анкеты своим подписчикам. Конечно, далеко не каждый респондент будет отвечать на вопросы анкеты. Но такой вариант опроса требует на порядок меньших затрат, чем проведение исследования с помощью лэддеринга.

На какие темы чаще всего делают блоггеры свои опросы? На мой взгляд самыми популярными исследования являются следующие темы блоггерской жизни:

  • оценка деятельности блоггера, исследование его способности подавать полноценный контент читателям;
  • исследование функциональности своего блога, выявление ошибок дизайна, получение рекомендаций;
  • тестирование своих инфопродуктов, исследование их потребительской значимости для своих клиентов;

Анкетирование проводится различными способами, о которых более подробно я расскажу в следующих статьях этой темы. Пример одной такой анкеты Вы можете увидеть в последней части этого поста.

В дальнейшем вся информация по созданию опроса на своем сайте будет основываться на втором методе, анкетировании.

к меню ↑

Составление анкеты для проведения опроса

Как я уже говорил, в методе анкетирования самым важным и сложным вопросом является момент создания анкеты. Интервьюеру необходимо не только разбираться в теме исследования, но и еще правильно составить опросный лист. Ниже Вы увидите ряд рекомендаций и мою план-схему проведения анкетного опроса.

к меню ↑

Правила составления анкеты для опроса

  1. Формирование задач исследования. Перед тем, как создавать анкетный лист, необходимо продумать задачи опроса. Для этого необходимо составить только такие вопросы, ответы на которые дадут оценку исследования.
  2. Краткость — не только сестра таланта, но и успех опроса.

    Свои вопросы формулируйте кратко и емко — не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.

  3. Логичность вопросов. Завуалированные и бессмысленные фразы уведут оппонента от настоящего ответа.

    Это может запутать отвечающего в причинно-следственной связи вопроса, что негативно скажется на результатах исследования.

  4. Последовательность вопросов. Следите за порядком анкетных вопросов. Если в опросе будет неправильная их последовательность, на выходе интервьюер получит искаженную информацию по исследованию.

    Для недопущения этого часто используют простой прием — сначала показывают простые вопросы, а затем степень их сложности увеличивают.

  5. Один вопрос — одна тема. Лучше у респондента спрашивать в одном вопросе только один ответ. Тогда он будет считаться единственно важным.

    Иначе при наличии нескольких тем акцент на первичный вопрос может уйти другому.

  6. Никаких подсказок. В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным — его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.

  7. Использование открытых вопросов. Давая респонденту возможность самому дать свой ответ, не выбирая из предложенных, исследование получиться более точным и полноценным (обхватывает разные стороны).

к меню ↑

Схема проведения анкетного опроса

Продумав тему исследования и составив в голове или на бумаге перечень нужных вопросов, можно переходить к этапу создания анкеты. Вот моя схема, по которой я провожу свои анкорные опросы:

Данный план используется только для анонимных опросов. Если же для анкетирования требуется фиксирование реквизитов участников исследования, то появляется еще один пункт «Регистрация». Он идет сразу после пункта «Приветствие».

Также для создания успешной анкеты я руководствуюсь следующими рекомендациями:

  • Анкетный опрос не должен содержать орфографических ошибок. В противном случае доверие респондентов к интервьюеру падает, что может отразиться на качестве результатов исследования.
  • На каждый вопрос даю все возможные варианты ответов. Если необходимо, добавляю поле для личного ответа респондента.
  • Перед публикацией тестирую созданный опрос. Обычно я читаю вслух все, что написано в анкете. А также отвечаю на вопросы так называемого листа для пилотажа:

Классификация вопросов в анкетировании

Все вопросы, используемые в анкете, можно классифицировать:

к меню ↑

по содержанию

  • вопросы о фактах сознания (показывают мнение респондента, его пожелания и планы на будущее);
  • вопросы о фактах поведения (выявляют  поступки и действия отвечающего);
  • вопросы о личности респондента (показывают его личностные характеристики — пол, возраст и т.д.).

к меню ↑

по форме

  • закрытые вопросы. В анкете по ним существуют уже готовые ответы, из которых респондент выбирает свой вариант;
  • открытые вопросы. Они не влияют на ответ респондента (нет предложенных ответов). Тем самым дают ему выразить свою точку зрения по вопросу. Поэтому они наиболее информативные и полные, чем закрытые.
  • полузакрытые вопросы. Содержат как очевидные варианты ответов, так и возможность респонденту написать свой вариант.
  • прямые и косвенные вопросы.

Пару слов о закрытых вопросах.

Они могут быть альтернативными (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) и неальтернативными (несколько вариантов ответа). В основном используются в несложных вопросах, где выбор очевиден (один или несколько).

В противном случае, если требуется от респондента развернутый ответ, предлагается открытый или полузакрытый вопросы.

к меню ↑

по способу передачи вопроса

Данный тип вопросов будет рассмотрен на примерах в последней части данного мануала (3-й пост о скрипте).

к меню ↑

Типичные ошибки при составлении опроса

Нелогичность вопросов (ответов). Данная ошибка часто встречается в анкетах — вопросы (или ответы) содержат смысловые логические нестыковки и противоречия.

В итоге такие анкеты трудно анализировать, а результаты исследования будут недостоверными.

Вот пример полузакрытого вопроса с лишним ответом (последний), который может поставить респондента в тупик на некоторое время:

Наличие нескольких тем опроса. Чтобы не отвлекать респондента от вопросов, не стоит впихивать в один вопрос сразу две темы. В противном случае результаты могут потерять свою информативность (искажение информации). Вот пример вопроса анкеты с несколькими темами для обсуждения:

Отсутствие равнозначного выбора. Бывает, что вопрос анкеты разделяет мнение респондента на противоположные половинки. Мало того, что он не может выбрать нормальный вариант ответа, так еще и заставляет перенапрягать его мозг. Вот пример такого вопроса:

Наличие специфических вопросов, требующих спецзнаний. Я недавно отвечал на одну анкету популярного в Рунете инфобизнесмена по поводу его рассылки. Многие вопросы  его анкетного опроса содержали специфические термины. Пришлось лазить по Яндексу в поисках расшифровки мудреных фраз.

Очень сложные вопросы. Простота — залог успеха в любом деле. Правило тут простое — чем проще вопрос, тем адекватнее будет результат. Вот пример одного вопроса о растворимом кофе, после которого желание отвечать может убавиться:

к меню ↑

Пример анкетного опроса по оценке своего сайта

В завершении предлагаю Вам небольшой шаблонный вариант опроса по оценке личного сайта. Вопросы данной анкеты просты, ответы содержат немного юмора. Вы можете сделать по этому шаблону свой вариант опросника и получить много полезной и актуальной информации о своем сайте. Вот ссылка на эту анкету:

Раздел V. Анкетирование как вид психологического исследования

Правила составления анкет для психологического исследования

Однимиз основных заданий в курсе психологическогопрактикума являетсясамостоятельная разработка и проведениеанкетирования. Представленныев данном разделе основные теоретическиевопросы помогут понять основные принципыпроведения анкетирования.

Общая характеристика метода

Анкета(отфр. enkuete- список вопросов) – системавопросов, объединенныхединым исследовательским замыслом,направленных на выявлениеколичественно-качественных характеристикобъекта и предмета анализа.

Анкета-это структурно организованный наборвопросов, каждый из которыхлогически связан с центральной задачейисследования. Вопросы анкетымогут касаться профессиональнойнаправленности (мотивов, интересов,увлечений),моральных и психологических качествличности, стиля общения и поведения,характерологических особенностей идр.

Анкета- метод исследования, предусматривающийписьменные ответы на систему поставленныхвопросов, каждый из которых связан сцентральной задачейисследования.

Данныйметод обладает следующими достоинствами:

  • высокой оперативностью получения информации;
  • возможностью организации массовых обследований;
  • сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;
  • отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;
  • невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

Однако,анкетированию свойственны и недостатки:

    • отсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов, как, например, в беседе;
    • не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или их желание выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

Всовременной психологии анкетированиесчитается вспомогательным методомисследования, в таких науках каксоциология или демография – одним изосновных.

Разновидности метода анкетирования

Известно несколькотипов анкет.

  • Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа – оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.). При использовании данного метода необходимо учитывать его существенный недостаток; высокую степень субъективности ответов вследствие стремления человека показать себя с лучшей стороны и скрыть недостатки. Используя закрытую форму вопросов с несколькими вариантами ответов (например, ранжированных по степени согласия: «Нет, это совсем не так», «Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно»), можно повысить информативную ценность ответов.
  • Оценка социально-психологических, личностных качеств может проводиться группой экспертов. Достоинство этого метода анкетирования заключается в большей объективности получаемых данных, поскольку в состав группы экспертов включаются люди, давно и с разных сторон знающие человека. Однако опрос нескольких человек является трудоемким и порой сложно определить компетентность экспертов.
  • Еще одной разновидностью метода анкетирования являются анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях. В результате обработки данных специалист-психолог делает вывод о наличии и уровне развития у опрашиваемого индивидуально-личностных свойств.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОПРОСАМ
  • Вопрос должен быть сконцентрирован на одной проблеме.
  • Вопрос должен быть коротким, сложные вопросы отвлекают внимание.
  • Вопрос должен быть четким, все должны понимать его одинаково.
  • Термины должны быть понятны отвечающему.
  • Респондент должен иметь возможность ответить на вопрос.
  • Вопрос не должен оценивать проблему.
  • Не следует задавать вопросов, которые наталкивают на ответ.
  • Избегайте «синдрома жадности», не задавайте лишних вопросов.
  • Чем меньше вопросов, тем больше шансов получить ответы!

Видыанкет определяются формой содержаниявопросов, а проверка их валидностии надежности составляет одну изтрудностей. Подбор вопросов должен бытьправдив по отношению к проблеме илогически связан с задачами исследования.Фразы вопросов должны быть короткими,однозначными, ясными.

Вопросыанкеты классифицируются по следующимоснованиям:

содержанию(или направленности):

  • о фактах сознания (направлены на выявление мнений, планов на будущее, мотивов, ожиданий, оценочных суждений отвечающих);
  • о фактах поведения (выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей);
  • о личности респондента (касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т.д.). Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать результаты анкетирования в пределах той или иной группы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию с другими группами.

форме:

    • закрытые;
    • полузакрытые;
    • открытые.

Закрытые—этотакая форма вопросов, на которые в анкетедаются заранеесформулированные варианты ответов.Такой вопрос предусматривает полныйнабор ответов, из которых испытуемомупредстоит только выбрать. У исследователяпоявляется возможность не тольковыяснить содержание суждений,но и измерить интенсивность шкалируя их по каждому варианту.

Преимуществами закрытых вопросовявляются: возможность исключить неверноепонимание вопросов, сопоставимостьответов, сравнительно более легкаяформа заполнения ответов и обработкаполученных данных.

Этот вариант построения вопросовцелесообразно использовать при изучениинекоторых групп населения (например,солдат (матросов)), а также когдаисследователь четко представляет себе,какие могут быть ответы на предлагаемыйвопрос.

Существуетнесколько способов предъявлениявариантов ответов для закрытоговопроса:

а) дихотомическаяформа, предполагающая противоположные,взаимоисключающиеответы (типа «да —нет», «согласен —не согласен» и т.д.);

б) поливариантнаяформа, предусматривающая нескольковариантов ответов.Например: «Какие лекции Вы посетили наэтой неделе?

—психологию,—социологию,—философию,—эстетику»;

в)шкальная форма, используемая в техслучаях, когда необходимо выразитьинтенсивность отношения, переживанияи т.п. Ответы могут выглядетьследующим образом:

—полностьюсогласен, —незнаю,— совершенно не согласен;

г)табличная форма. Например:

Достаточно ли у Вас времени на: ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ
…..
…..

Приобработке данных от больших контингентовреспондентов используюткодирование ответов закрытых вопросов.При этом все ответы сопровождаюттрехзначными цифрами, в которых первыецифры служат для обозначенияпорядкового номера вопросов, а третьяобозначает порядковый номерответа.

Использованиев анкете закрытых вопросов позволяетэффективно сопоставлятьрезультаты респондентов. Однако, в нихотсутствует выражение индивидуальныхоценок.

Полузакрытыйвопросиспользуется либо если исследовательне знает всехвозможных вариантов ответа, либо когданамерен более полно выяснить индивидуальныемнения обследуемых. Кроме готовыхвариантов в перечне ответовсодержится графа «другие ответы» иопределенное количество пустых строк.

Открытыйвопрос предполагает, что опрашиваемыйсвободно отвечает на предложенныйвопрос без каких-либо ограничений,например, при заполнении биографическойанкеты. Открытый вопрос дает возможностьиспытуемому строить свой ответ как поформе, так и по содержанию.

Достоинстваоткрытых вопросов в том, что они несодержат подсказок, не навязывают чужоемнение, дают возможность собрать болееполную информацию.

Данная форма вопросовпредпочтительнее, когда психолог незнает, каковы могут быть оценки изучаемогоявления, хочетполучить откровенные самостоятельныеответы. При использовании открытыхвопросов затруднена сопоставимостьответов.

Поэтому такие вопросы используютлибо на ранних стадиях анкеты, либотогда, когда имеется необходимостьвыражения всех имеющихся в группеиндивидуальных мнений. Неуместнытакиевопросы в анонимных анкетах.

По способуформулирования:

Впрямомвопросепредусмотрен ответ, который следуетпонимать в томсмысле, в каком его понимает опрашиваемый.Прямой вопрос направлен на непосредственное,открытое получение информации отреспондента.

Однако,иногда, когда требуется дать критическийответ по поводу себя илидругих, многие респонденты склонныограничиваться социально желаемымии одобряемыми ответами. В таких случаяхцелесообразно использоватькосвенные вопросы.

Косвенныйвопрособычно связан с использованием какой-либовоображаемойситуации, маскирующей реальную информацию.

Косвенные вопросы предусматриваютперенос на что-либо другое; ответ нанего предполагаетрасшифровку в ином, скрытом от испытуемогосмысле.

Например, вместо вопроса студенту: «Почему вытак часто пропускаете лекции?»,можно задать вопрос: «Не секрет, чточасть студентов вашего курса крайнередко посещает лекции. Как Вы думаете,почему?».

Пофункции:

  • информационные (основные);
  • вопросы-фильтры и контрольные (не основные или уточняющие).

Основныевопросынаправлены на сбор информации о содержанииисследуемогоявления от каждого респондента.

Вопросы-фильтрыиспользуютсятогда, когда необходима информациятолькоот части из всей совокупности респондентов.Это своеобразная «анкетав анкете». Началоиокончание фильтра обычно четко обозначены.

Например:

«Следующиедвавопроса толькодлястудентовпсихологов.

Каковокачество практических занятий попсихологии общения?

Какполученные знания могут помочь Вам вработе по специальности? Внимание!Вопросы для всех».

Наличиевопросов-фильтров, которые ограничиваюткруг респондентов, позволяет не допуститьискажений информации, которые могутвозникнуть при ответахнедостаточно компетентных лиц.

Контрольныевопросыдают возможность уточнить правильностьи достоверность сведений, сообщаемыхреспондентами.

Контрольныевопросы бывают двух разновидностей.Первые представляютсобой повторение информационныхвопросов, только другими словами.

Еслиответы основного и контрольного вопросадиаметрально противоположны,то они исключаются из дальнейшегоанализа. Другие контрольныевопросы служат для выявления лиц,склонных давать социально одобряемыеответы.

В них предлагается множествоответов там, где на практикеможет быть только однозначный ответ.

Например:

«Случалосьли Вам капризничать в детстве?

Бывали ли в прошломслучаи, когда Вы лгали людям?»

Вероятностьполучения на такие вопросы честного,но не распространенногоответа очень мала.

Существуетнесколько требований повышенияэффективности контроля присоставлении вопросов в анкете:

—анкетеосновной и контрольный вопросы неследует размещать рядом, иначе будетзамечена их взаимосвязь;

— ответына прямые вопросы лучше контролироватькосвенными;

—контролюнеобходимо подвергать лишь наиболеесущественные вопросыанкеты;

—необходимостьв контроле, как правило, снижается, еслизначительная часть вопросов допускаетуклонения от ответов, выражениянеопределенностимнения (такие как «не знаю», «когда как»и т.п.).

Источник: https://StudFiles.net/preview/5254610/page:16/

Методы опроса: анкетирование, интервьюирование

Правила составления анкет для психологического исследования

Методы опроса относятся к эмпирическим методам (методам сбора психологических данных) психологии наряду с методом наблюдения и психометрическими методами.

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы.

Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых.

Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Виды интервью

Существуют следующие виды интервью:

  1. Стандартизованное – это интервью, проводимое строго по опроснику без отклонений в формулировке вопросов и без дополнительных разъяснений по каждому вопросу. Стандартизованное интервью по сути не отличается от зачитываемой вслух анкеты. Преимуществами стандартизованного интервью являются сопоставимость и сравнимость полученных в ходе интервьюирования результатов, низкое количество ошибок. Этот вид интервью не требует специальной подготовки интервьюера и позволяет опросить большое количество людей. К недостаткам стандартизованного интервью относится возможность недопонимания вопросов, содержащихся в интервью.
  2. Нестандартизованное интервью так же имеет план, но по форме проведения напоминает свободную беседу. Этот вид интервью включает вариативность в формулировках, уточнения, разъяснения и подробные ответы респондентов. К преимуществам нестандартизованного интервью можно отнести большее понимание вопросов респондентом и взаимопонимание между интервьюером и респондентом. Получаемая информация отличается глубиной и содержательностью. Отрицательные стороны данного метода – это трудоемкость в обработке, трудности сравнения ответов различных респондентов и, как следствие, малый объем выборки респондентов.
  3. Полустандартизованное интервью занимает промежуточное положение между первым и вторым видами интервью. Часть такого интервью носит стандартизованный характер, часть – нестандартизованный.

Различают также индивидуальное и групповое интервью.

Требования к методам опроса

Методы опроса стандартизуются и предусматривают получение количественных показателей, поэтому их нужно оценивать по тем же психометрическим стандартам надежности и валидности, которые применяют ко всем тестам.

Надежность – это степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения.

Валидность – это показатель точности, с которой та или иная методика измеряет то, для измерения чего она предназначена.

Надежность анкеты или интервью проявляется при  анализе содержания вопросов: они должны отражать особенности изучаемого явления. Явление можно изучать на разных уровнях анализа в зависимости от его особенностей и целей данного конкретного явления.

Требования к процедуре опроса

Процедура анкетирования и интервьюирования должна соответствовать следующим требованиям:

  • Создание одинаковых условий для всех респондентов;
  • Нейтрализация влияния личности экспериментатора;
  • Соответствие этическим нормам (принцип добровольности, конфиденциальности, ненанесения ущерба, компетентности, беспристрастности).

Требования к вопросам анкеты и интервью

Существуют определенные правила формулировки вопросов в анкетах и интервью. Вопросы должны быть информативны, логически отдельны, не шаблонны. вопроса не должно выходить за пределы компетентности респондентов, если оно может быть незнакомо респондентам, то требуется пояснение.

Необходимо пользоваться понятной, однозначной терминологией, вопросы должны быть конкретны. Необходимо следить за тем, не вызывает ли вопрос отрицательных эмоциональных ассоциаций, не повлияет ли он на настроение и желание респондента отвечать. Вопросы должны быть приемлемы в моральном и личностном плане.

Особенно важно проследить, не является ли вопрос тенденциозным, т.е. не внушает ли вопрос определенный ответ.

Требования к анализу и интерпретации результатов опроса

При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования.

Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие.

Требования к анкетированию

Для повышения эффективности анкетирования необходимо создать установку респондентов на внимательные и искренние ответы. Подобная установка создается при помощи внешнего вида опросника (шрифт, наличие рисунка, бумага, цвет шрифта и фона и т.п.) и наличия обращения к респондентам в начале анкеты.

Обращение должно содержать информацию о том, кто, с какой целью проводит данное анкетирование, как будут использованы результаты, гарантируется ли анонимность, как отвечать на вопросы (инструкция).

Кроме того, обращение должно включать благодарность за участие и призыв отвечать честно, искренне и без пропусков.

Требования к интервьюированию

Эффективность интервью зависит, во-первых, от успешности психологического контакта между интервьюером и респондентом.

Степень откровенности и искренности респондента обусловлена именно успешностью психологического контакта, а успешность контакта, в свою очередь, связана с совпадением качеств интервьюера и респондента, прежде всего, возраста и образования того и другого.

Кроме того, желательно, чтобы интервьюер владел искусством общения: умело входил в контакт и выстраивал беседу с респондентом.

Во-вторых, эффективность интервью определяется отсутствием влияния других людей или посторонних раздражителей на респондента и интервьюера в процессе интервью. В том числе предполагается наличие нейтрального интерьера и отсутствия в нем амбициозности, негативно влияющей на психологическое состояние, а, следовательно, и на эффективность процесса.

В-третьих, в интервью должен быть правильно выбран темп диалога, в нем не должно быть больших пауз, и необходимо правильно подбирать слова. Адекватное поведение интервьюера, его владение техникой слушания отражаются на результате интервьюирования.

Значение методов опроса

Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

: Психодиагностические опросники и тесты

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/metody-oprosa/

Как составить анкету? | Агентство Spezia, Барнаул

Правила составления анкет для психологического исследования

Если вдруг лично вам или компании, в которой вы работаете, понадобилось узнать мнение людей по какому-либо вопросу, то самый легкий и распространенный способ решения вопроса — проведение социологического опроса, а именно — анкетирования.

В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.

Основным ключом к проведению грамотного и эффективного социологического опроса является правильно составленная анкета-опросник. Именно она дает возможность узнать мнение людей об интересующем вопросе.

Составление анкеты-вопросника может казаться очень простым и легковыполнимым. Однако, если она не разработана надлежащим образом, результаты могут быть искаженными и не представлять никакой ценности.

В этой статье мы расскажем о том, как составить анкету правильно, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы.

Как и любое исследование, анкетирование начинается с описания гипотезы. Гипотеза — это детальное обоснование и описание методики исследования.

В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены.

В ней обосновывается выбор аудитории (мнение каких слоев населения и по какой причине необходимо узнать), указываются ожидаемые результаты.

Определение целевого сегмента потребителей должно быть максимально четким с учетом особенностей каждой группы опрашиваемых, что позволит более точно определить пожелания потребителей.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность информации, полученной анкетированием, зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Если эта выборка проведена некоррект­но, то социологическое исследование не может считаться репрезентативным и достоверным и его результатам нельзя доверять.

Далее хотелось бы остановиться на формулировке цели анкетирования. Только после четкого определения проблемы и формулирования цели можно правильно планировать само исследование.

Для четкого определения целей исследований, необходимо понимать, какая проблема требует решения и, соответственно, какие конкретно проблемы и каким способом будут исследоваться.

Вот несколько примеров формулирования “решаемых проблем” и “исследуемых проблем”.

Решаемая проблема Исследуемая проблема
Разработать упаковки нового продукта Оценить эффективность дизайнов упаковки
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов Оценить варианты выгодного месторасположения магазинов
Увеличить товарооборот в магазине Оценить имидж магазина
Распределить бюджет на рекламу по регионам Определить уровень (степень)  проникновения на рынок в данных регионах
Выйти на рынки других регионов Оценить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждом интересующем регионе

Теперь можно переходить к главному этапу — составлению анкеты.

1. Вступление — приветствие и пояснение цели анкетирования

Основные компоненты:

  • представление исследовательской организации.
  • обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.
  • мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.
  • инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.
  • гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).
  • обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).

2. Основная часть

Здесь, в соответствии с программой исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие социологическим критериям построения вопросника. Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету социологического опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.

Классификация вопросов

Типы вопросов Примеры
По структуре закрытые (с вариантами ответов) Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала?

  1. Подписываюсь на журнал
  2. Купил
  3. Взял у родственников, знакомых
  4. Прочитал в библиотеке
открытые (без вариантов ответов) Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить?
полузакрытые О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале?

  1. Организованный
  2. Любительский
  3. Автотуризм
  4. Спортивный 
  5. Экстремальный
  6. Другие (назовите)
По функциям основные Нравится ли Вам наш журнал?
контрольные Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году?
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории) Читаете ли Вы “Комсомольскую правду”? Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает “Комсомольскую правду”.
ловушки Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.)
По содержанию вопросы о событиях, фактах Какие издания вы выписываете?
вопросы о мотивах, мнениях, оценках Выскажите свое мнение по поводу оформления “МК”.
По форме прямые Нравится ли Вам профессия журналиста?
косвенные Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом?
прожективные, предлагающие Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете?
По характеру альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных) Нравится ли Вам журнал?

  1. Да, очень
  2. В основном нравится
  3. Скорее нет
  4. Затрудняюсь ответить
неальтернативные (несколько вариантов ответа) Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает?

  1. Интересен по содержанию
  2. Нравится оформление
  3. С доверием отношусь к авторам журнала
  4. Привлекает полезная информация, реклама
  5. Нравится тон, стиль журнала
  6. Другое
По виду экзистенциальные (о сущности явления) Существует ли данное явление?
дефинитивные (определительные) Что явление собой представляет?
оценочные Хорошо явление или плохо?
аналитические Почему явление таково?
обосновывающие Почему мнение о явлении таково?
конструктивные Как с явлением следует поступить?

При структурировании основной части следует не забывать о некоторых правилах составления анкеты:

  1. Следите за порядком вопросов. Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.
  2. Учитывайте все варианты ответов. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле “другое” для свободного ответа.
  3. Формулируйте вопросы кратко и емко. Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
  4. Формулируйте вопросы доступно. Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.
  5. Соблюдайте логику. Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу.
  6. Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
  7. Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ (“Не правда ли, газета “ХХХ” объективное издание?”). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
  8. Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения, которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту “отметая” остальные.
  9. Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов. Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.
  10. Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах.
  11. Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
  12. Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования. Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
  13. Апробируйте анкету. Прочитайте ее вслух и вычеркните все лишние слова, которые не несут информации, а лишь засоряют текст. Добейтесь четкости и правильности формулировок. Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Раздайте несколько анкет знакомым. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.

3. Паспортичка или объективка (для неанонимных анкет) — социально-демографические данные опрошенных

Это очень важная часть вопросника, потому что объективные данные о человеке обычно являются группообразующими признаками.

Паспортичка обычно включает в себя вопросы, призванные выяснить пол, возраст, тип и уровень образования, место жительства, профессию и должность, тип предприятия на котором человек работает, семейное положение, наличие и количество детей, уровень дохода на члена семьи.

Иногда выясняется национальность и вероисповедание, партийная принадлежность и т.п. В общем, паспортичка включает те социально-демографические характеристики, которые нужны в связи с программой, задачами исследования.

4. Слова благодарности респонденту

Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит. Удачных вам опросов!

Если у вас возникли дополнительные вопросы, то можете задать их нам по электронной почте asm-spezia@mail.ru

Источник: https://asm-spezia.ru/kopilka-marketologa/kak-sostavit-anketu.html

ovdmitjb

Add comment