Irvuz

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Содержание

Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста на разных этапах

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Самая незабываемая и познавательная пора — это детство. Время поисков, исследований, вопросов, экспериментов.

Каждый, кто столкнулся с маленькими любознательными малышами знают, что это время «почемучек»: очаровательных детей, жадно ищущих ответы на мучащие их вопросы. Маленький ребёнок-исследователь окружающего мира природы.

Он познаёт этот мир с помощью личных ощущений, действий, переживаний, посредством его хотя и маленького, но жизненного опыта.

Сегодня развитие познавательных способностей дошкольников — это злободневная проблема современного мира. Важным этапом является развитие у малыша мышления, внимания, речи, пробуждение интереса к окружающему миру, формирование умения открывать новое и удивляться ему.

Если на свет появился здоровый малыш, то он имеет врождённый познавательный интерес, благодаря которому он адаптируется к новым условиям жизни. Со временем интерес превращается в познавательную активность, которая и отвечает за путь познания ранее неизведанного. Дальнейший рост и развитие приводят к становлению познавательной деятельности у ребёнка, которая присуща взрослым людям.

В течение детского возраста до наступления школьного периода познавательная активность позволяет сформировать первый образ окружающего мира. Формирование очертаний мира происходит благодаря развитию следующих компонентов:

  • познавательные процессы;
  • информация;
  • отношение к миру.

Все составляющие области познания имеют сильную взаимосвязь. Нельзя забывать, что познания малыша и взрослого человека не имеют практически ничего общего. Взрослый человек окружающее воспринимает умом, а маленький — эмоциями.

Если взрослые люди изучают сначала информацию, затем отношение, то дети абсолютно иначе: на первом месте стоит отношение, а уже потом информация.

Соответственно, приступая к работе по развитию познавательного аспекта, следует не забывать о возрастных особенностях детей.

Познавательный процесс начинается с самого рождения и условно может быть разделён на следующие этапы:

  • Первый год жизни — в это время малыш, заручившись поддержкой мамы или того, кто её заменяет, знакомится с окружающим миром. И её задача состоит в обеспечении как ухода, так и положительных эмоций для крохи. С этой задачей помогут справиться хорошая музыка, яркие игрушки, ласковый голос, приятный аромат в квартире.
  • Один год-два года — в этом возрасте дети умеют делать различия между тем, что им нравится, а что нет. В это время стоит закрепить ранее изученное и обучить новым навыкам.
  • До трёх лет — в этом возрасте, когда у малыша отмечается начало формирования мышления и интеллектуальных способностей, ребёнок целиком погрузится в познавательный процесс. Познавательное развитие этой возрастной категории, как правило, протекает с помощью игры.

Восприятие мира ребёнком трёхлетнего возраста базируется на предметном содержании реальности. Мир состоит из разрозненных конкретных предметов, объектов, явлений.

Познание малыша работает по принципу: что вижу и с чем соприкасаюсь, то исследую. Предметы рассматриваются им с двух ракурсов: ему интересен как их внешний облик, так и внутренние параметры.

Но понять самостоятельно скрытые параметры предметов дошкольник трёх лет неспособен.

Дети, возраст которых соответствует второй младшей группе, начинают формировать первые связи и зависимости — взаимосвязь между внешними и внутренними параметрами объекта. Они начинают осознавать роль и значение различных объектов в их жизнедеятельности.

Детям этой возрастной группы хотя бы один раз в течение месяца проводят экскурсию по территории детского сада, на которой они знакомятся с аквариумом и его жильцами, предметами интерьера, птицами и прочим.

Поскольку дошкольники любят подарки, то в этот период им интересны дары природы — красивые осенние листочки, ягоды рябины, снежинки, морозные узоры на стекле, первые весенние цветы, пробивающиеся из-под снега и прочие.

Формируется схема «исправляем — помогаем» кто-то огорчился, то его следует утешить, а когда что-то стало неисправно, то стоит отремонтировать.

Очень важно понимать, что познавательное развитие заключается не только в занятиях, существенную роль в развитии познавательной активности дошкольника играют верно запланированные и осуществлённые мероприятия обычной жизни: индивидуальные разговоры и в группах, наблюдения, изучения строения собственного тела, уход за комнатными цветами.

Средняя группа

Когда малышу исполняется четыре года, его развитие претерпевает существенных изменений.

Это обусловлено рядом факторов: изменения в строении мозга, совершенствование процессов психики, высокий уровень речевого овладения, формирование какого-то запаса образов о непосредственном окружении.

Соответственно, происходит переход познавательного развития на следующую и более высокую ступень, которая качественно отличается от предыдущей.

Для четырёхлетнего малыша становится возможным верно воспринимать и усваивать информацию, которую он получил с помощью слов.

Такого рода перемены в познавательном развитии дают возможность ребёнку переходить границы близкого окружения.

Впереди него ждут множество знаний и открытий, перед которыми должна пройти подготовительная работа, чтобы облегчить восприятие информации на вербальном уровне. Процесс делится на два этапа:

  1. дошкольнику предоставляется информация в словесной форме о каком-то предмете или явлении;
  2. предмет или явление демонстрируется малышу, при этом показ сопровождается повторным рассказом.

Этот новый познавательный приём даёт возможность детям как узнавать, так и осознавать разнообразную информацию о мире. Каждый воспитатель, родитель имеет право самостоятельно выбирать содержание, предлагаемое детям для познания. Вместе с тем следует принимать во внимание ряд условий относительно предлагаемого содержимого:

  • оно должно базироваться на опыте и тех образах об окружающем мире, которые у детей уже имеются;
  • информация должна подаваться только вызывающая интерес и позитивные эмоции у самого взрослого человека, и в которой он очень хорошо разбирается;
  • приоритетность должна отдаваться объектам и явлениям, живущим в непосредственной близости.

Детям дошкольного возраста, находящимся в средней группе, вводят и закрепляют понятие «последовательность». Демонстрируется, насколько важно соблюдать последовательность в жизни.

Это период идеален для знакомства с разными видами трудовой деятельности и встречами с интересными людьми. Проходит знакомство как с внешним видом предметов, так и с качественными параметрами рукотворных материалов — бумага, ткань, стекло и прочие.

С этой целью ведётся работа по созданию коллажей и макетов, включающая 3 этапа:

  1. повторение таких общих черт определённого места, как грунт, горы, вода, снег и лёд, в сочетании с некоторыми значимыми зависимостями — низкая температура, лёд;
  2. заселение повторённого ландшафта типичными для этой среды обитателями с учётом значимых связей;
  3. включение в эту схему человека и определение его взаимоотношений с окружающим миром.

Для этого возраста характерно формирование избирательных интересов у детей. Поэтому важным моментом является участие ребёнка в выставке «Моя коллекция», где представлены работы детей в соответствии с их личными интересами — вкладыши, календари и прочие.

Старшая группа

Мир ребёнка дошкольного возраста, состоящий из ближайшего окружения, прочен и понятен. В его сознании накопилось довольно большое количество информации, требующей постоянного пополнения.

Этим объясняется тяга детей этой возрастной группы к расширению познавательных горизонтов реальности, постижению существующих в мире связей и взаимоотношений, утверждению в собственном отношении к миру вокруг них.

Им интересны новые информационные источники.

Следует выделить следующие средства и способы познания мира, которые присущи этому возрасту:

  • посредством действий и собственного практического опыта;
  • через слова — рассказы взрослых;
  • с помощью книг и телепередач с содержанием познавательного характера.

Родители и педагоги в этот период должны обратить внимание на одну из главных задач, заключающуюся в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Часть предметов ждёт малышей с начала учебного года, другая появляется с течением процесса знакомства с ними.

Дети в пятилетнем возрасте имеют психический и интеллектуальный уровень, позволяющий приступить к первичному элементарному усваиванию таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время».

Познание таких терминов начинается с ознакомления дошкольников с картой, глобусом, разнообразными символами и знаками.

А также осуществляется дальнейшая отработка уже постигнутых понятий: климатические зоны, ландшафтный рельеф и прочие.

Среди серьёзных тем стоит выделить «время», являющееся сложным понятием, которое и сейчас не имеет определения. Детей этого возраста необходимо учить фиксировать время по часам и различным календарям, делать собственный календарь дневного распорядка, знакомить с прошлым на примере динозавров.

Для углубления и расширения представлений детей о живой и неживой природе, следует классифицировать информационный запас по блокам.

Например, к живой природе относятся царства растений и животных, которые, в свою очередь, также имеют свои разделы: дикие растения и культурные растения, дикие и домашние животные.

Информация из области знаний о неживой природе подаётся также систематизировано — атмосферные явления, солнечная система, времена года и прочие.

Взрослые, развивая познание детей этого возраста, должны пользоваться следующими приёмами:

  • разговоры с малышами на познавательные темы;
  • детальное рассмотрение проблемных ситуаций и загадок;
  • демонстрация, обсуждение картин, телевизионных передач видеороликов, фильмов;
  • детальные, грамотные ответы на вопросы детей, связанные с познавательными темами.

Подготовительная группа

Когда дети преодолевают шестилетний рубеж, у них имеется большой запас сведений о нашем мире.

Задача взрослых состоит в том, чтобы направить познавательный процесс на налаживание порядка информации по содержанию, формирование осмысленных причинно-следственных связей, становление отношения к миру с положительной стороны.

При этом стоит понимать, что упорядочивание по содержанию представляет собой разделение накопленной и получаемой информации о мире по сферам познания, ориентированным на конкретный блок знаний — историческая, географическая, культурная и прочие сферы.

Итак, познавательное развитие детей дошкольного возраста является процессом не только очень увлекательным, но и непрерывным. Познание мира малышом начинается сразу после его рождения.

Само строение головного мозга человека предполагает постоянное принятие каких-либо сведений, их обработку, в результате которой происходят сложные процессы накопления, игнорирования и удаления информации.

Но для правильности формирования родители должны постоянно находиться рядом, чтобы направлять в нужном русле.

Источник: https://mama.guru/razvitie-detey-ot-goda-i-vospitanie/poznavatelnoe-razvitie-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.html

Познавательное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Дошкольники активно познают окружающий мир, задают бесконечное множество вопросов и фантазируют. На каждый ответ родителя ребёнок мгновенно задаст новый вопрос. Порой такое поведение раздражает родителей, и дети все чаще слышат от них: отстань, не мешай, я занят. К сожалению, это сильно замедляет развитие познавательной активности дошкольников.

Развитие ребёнка – это процесс, требующий одновременного участия педагогов, родителей и самого ребёнка.

Развитие познавательных способностей у дошкольников условно состоит из 4 важных этапов:

  1. любопытство;
  2. восприятие окружающего мира;
  3. развитие наглядно-образного мышления;
  4. использование приобретённых навыков.

Любопытство

Любопытством наделен любой ребёнок от природы. Задача родителей дошкольника не ограничивать ребёнка в стремлении к познанию окружающего мира.

Восприятие окружающего мира

Дошкольник начинает осмысленно изучать различные процессы, происходящие вокруг него. Он учится анализировать и сопоставлять факты, делает выводы. Он замечает необычные для него объекты и находит новое для себя. Все это способствует развитию исследовательской деятельности ребёнка.

Развитие наглядно-образного мышления

У ребёнка начинает развиваться воображение, он много фантазирует и придумывает. Он сочиняет истории и одушевляет свои любимые игрушки. У них появляются имена, ребёнок придумываем за них «игрушечную» жизнь.

Использование полученных навыков

Когда ребёнок усвоил новую информацию или научился что-то делать, у него возникает огромное желание поделиться этим со всем миром. На этом этапе задача родителей показать ребёнку где проходит грань между интересным и познавательным общением и хвастовством.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста становится основной задачей родителей и воспитателей в дошкольных учреждениях. В чём же заключается это самое развитие познавательной деятельности дошкольников? В этой статье мы рассмотрим, как можно развить следующие особенности личности ребёнка:

  • внимание;
  • память;
  • восприятие;
  • воображение;
  • мышление;
  • усидчивость.

Замечу, дошкольники изучают мир исходя из своих ощущений, поступков и эмоций. Чем больше он видит, слышит или чувствует, тем больше он запоминает и анализирует. При этом его творческая деятельность будет значительно продуктивнее.

Для детей дошкольного возраста основным процессом усвоения новых знаний, навыков или умений является игра. Задача взрослого поощрять стремление ребёнка к развитию, не забывая при этом контролировать каждое его действие, чтобы дошкольник не причинил себе или окружающим вреда.

Тренируем внимание и память

Родители должны подбирать для игры с ребёнком такие игры, которые могут быть элементарными, на первый взгляд, и, не требующими никаких дополнительных предметов. Например, на развитие внимания.

Родитель рассказывает ребёнку небольшую историю, сильно загруженную подробными описаниями, но начинается она с фразы, о которой он спросит ребёнка в конце: «Представь, ты машинист поезда. Поезд состоит из 7 вагонов, в каждом вагоне 8 купе.

Вагоны зелёного цвета…» Ребёнок может и сам предложить, как будет выглядеть поезд и куда он поедет. В конце ключевой вопрос от родителя: «Как зовут машиниста поезда?» или «Сколько лет машинисту поезда?»

Существуют и более короткие загадки: «В семье 4 сына, у каждого мальчика по одной сестре. Вопрос: сколько всего детей живёт в этой семье?» Такие элементарные вопросы могут заставить задуматься не только ребёнка, но и не самых внимательных взрослых. Самый очевидный, на первый взгляд, ответ не всегда оказывается верным.

Как правило, дети не страдают от недостатка желания узнать, как что-то устроено. Но когда он изучил все, до чего смог дотянуться, настало время родителей показать ребёнку что-то новое.

Одинаково новым для ребёнка будет и устройство вселенной, и принцип работы холодильника. Может показаться, что это слишком сложные темы для дошкольника, но ребёнок заранее не ограничивает себя предубеждениями, что это непонятно или невозможно. Для него это бесконечно интересно, он не пугается от обилия новой информации.

Когда моя подруга училась в университете, она готовилась к экзаменам, рассказывая билеты своей сестре, которой было 4 года. Девочка не только мгновенно запоминала информацию, но и старалась понять, о чём ей рассказывает сестра. Потом она приходила в садик и пересказывала своим друзьям и воспитателям все, что ей удалось узнать.

Это подтверждает, что дети открыты всему новому, они с удовольствием выслушают все, что им расскажут взрослые. Не забывайте о том, что дети прекрасно слышат то, во что им не стоит вслушиваться и о чём говорят взрослые между собой. У них есть удивительная способность выдавать подслушанную информацию в самые неподходящие моменты.

Воображение и мышление развиваем вместе

У дошкольников мыслительные процессы взаимосвязаны с развитием воображения. Логические задачи и игры помогут малышу научиться мыслить структурированно и развить логику. Однако, не следует злоупотреблять такими игрушками, которые можно назвать «однозадачными».

«Однозадачными» назовём те игрушки, с которыми можно выполнить только одно действие или, к которым производитель приложил подробную инструкцию.

Следование инструкции можно сравнить с ездой в машине по навигатору: когда вы слушаете команды навигатора, вы значительно меньше обращаете внимание на дорожные знаки и указатели, хуже запоминаете дорогу.

Когда вы едете без подсказок, вы видите значительно больше, замечаете альтернативные маршруты. Также и ребёнок.

Однажды я подарила моей 5-летней племяннице набор для плетения животных из бисера. Сначала она обрадовалась подарку, но когда открыла коробку и достала длинную инструкцию, она сказала, что это скучно, хоть и была зачарована бусинами. Из них она в итоге сделала себе бусы и браслет, потому что так хотела она, а не авторы набора.

Такая реакция ребёнка на подарок в очередной раз доказывает, что дети не признают ограничений, которыми полон мир взрослых. Благодаря этому они развивают мышление и мыслят нестандартно. Точнее, это взрослым детское мышление кажется таковым.

Самое большое препятствие в развитии познавательных способностей у дошкольников – это детская неусидчивость. Ребёнку сложно сосредоточить все своё внимание на чем-то одном, его то и дело что-то отвлекает. Он только что сел рисовать, но вот на кухне упала на пол вилка. Звук упавшей вилки заинтересовал ребёнка, и он быстро отвлёкся от рисования.

Чтобы ребёнок был более усидчивым, нужно постараться оградить его от внешних отвлекающих моментов и по возможности не давать ему отвлекаться на что-то новое, пока он не закончит делать что-то одно.

Младшие школьники

Немного другим будет развитие познавательной активности младших школьников.

 В отличие от деток детсадовского возраста, дети младшие школьники запомнили, что что-то изначально может быть сложным и непонятным, к некоторым предметам они относятся с предубеждением.

Уже гораздо меньше места в его развитии будут иметь игры и загадки, если ребёнок неусидчив, у него могут быть сложности с восприятием школьной программы.

Новым стимулом для школьников станет успех среди сверстников. У ребёнка есть возможность получить новые знания, и даже сравнить свои достижения с одноклассниками. Оценки – очень удобный критерий для сравнения.

Развитие познавательной активности младших школьников требует объединённых усилий со стороны родителей и учителя. Если ребёнок не может похвастаться отличными оценками или ему кажется, что его одноклассники более успешны, чем он, то в таком случае ребёнок может стать замкнутым и отстранённым и не захочет учиться.

Как же тогда стимулировать развитие познавательной активности младших школьников? Педагоги выделяют 2 условия, при соблюдении которых познавательная активность будет формироваться, укрепляться и развиваться у них:

  1. создание почвы для решения познавательных задач, активного поиска новых знаний самостоятельно, догадок, размышлений, а также противоречивых мнений и столкновения разных позиций;
  2. создание оптимального уровня ведения учебного процесса для всех учащихся одновременно.

Познавательную деятельность подразделяют на 3 различных уровня активности:

  1. репродуктивно-познавательный (низкий);
  2. поисково-исполнительный (средний);
  3. творческий (высокий).

Репродуктивно-познавательная активность

Данный вид активности отличается стремлением учащегося запомнить и воспроизвести материал урока или овладеть новыми умениями и применить их по назначению. Это одна из первичных форм проявления познавательной активности. Собственный опыт приходит через познание опыта предшественников. Задачи, которые решает школьник на этом уровне, сводятся к одному образцу.

Поисково-исполнительная активность

Это следующий уровень познания, поэтому в нём уже больше места для самостоятельного изучения. Школьнику необходимо понять суть задачи и решить её, используя свои собственные опыт и навыки. При этом он получает новые умения в решении задач и развивает интеллект.

Творческая активность

Это высший уровень познания, потому что школьник самостоятельно может выбрать или создать себе задание и выполнить его. Или задачу можно решить несколькими различными способами. Или школьник придумывает оригинальное решение поставленной задачи. Самым сложным является отход от привычного шаблона, здесь и развиваются творческие способности.

Школьники с удовольствием будут откликаться на предложение сыграть в игру, направленную на внимание и память, будут слушать с интересом то, что рассказывают взрослые.

Если родители не препятствуют развитию изначально заложенного в ребёнке стремления исследовать окружающий мир и познавать новое, то и в будущем он будет так же любопытен, как раньше, сможет мыслить нестандартно и не будет предвзято относиться к «сложным» предметам.

Вебинары на тему познавательного развития детей:

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/poznavatelnoe-razvitie-detej.html

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в детском саду и дома

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Познание мира – сложный, но интересный процесс. Познание заложено в человеке природой: он приходит в этот мир для того, чтобы изучить его законы и затем следовать им.

Поэтому изучением окружающей действительности ребенок занимается практически с самого рождения, постепенно переходя на все более сложные уровни.

Особое внимание  познавательному развитию важно уделить в дошкольном возрасте.

В соответствии с возрастом

Итак, познание – процесс непрерывный, развивающийся поступательно с самого детства.

  1. Едва родившись, то есть уже в самом раннем возрасте, малыш начинает изучать мир: по звукам, цветам, голосам родных. Затем он начинает трогать все вокруг себя, изучая формы, материалы, размеры, вкус. Ребенок тащит любой предмет в ротик, чтобы таким образом «ощупать» его, позднее изучает способы манипулирования предметами… Каждую минуту маленький человек получает какую-то информацию о мире, перерабатывает ее, усваивает или игнорирует. Особенно выражен этот процесс до 7-летнего возраста, когда малыш формирует отношение к окружающим предметам, вещам, событиям, людям.
  2. В возрасте 2-3 лет маленький человек учится понимать, что ему нравится, закрепляет уже полученные знания и осваивает новые навыки. Особенно – самообслуживания и разговорной речи.
  3. С 2 до 5 лет дети превращаются в настоящих «почемучек», вопросы об устройстве мира, законах природы сыплются бесконечно.
  4. К 5 годам обычно дети знают буквы, умеют считать. На этом этапе для них важны развивающие игры, чтение, творческие занятия.

А вот дети младшего школьного возраста уже должны иметь сформированные познавательные способности, быть достаточно любознательными, мотивированными к обучению, то есть к дальнейшему познанию.

Работа воспитателей

Познавательное развитие дошкольников обязательно входит в образовательный процесс дошкольных учреждений.

При этом воспитатели должны ориентироваться на способности и возможности детей, поддерживая интерес малышей к изучению не только окружающего их пространства, но и всего мира.

Важную роль в этом играет личная вовлеченность каждого дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность.

Для этого в детском саду используют всевозможные занимательные задания, опытную деятельность, наблюдение, побуждают к познанию через дидактические игры, и т. д. Детки принимают личное участие во всех этих процессах, что дает наилучший результат.

Методики познавательного развития в дошкольных образовательных учреждениях позволяют совершенствовать такие важные для ребенка сферы, как любознательность, мышление, воображение, память, логика, речь. Чтобы малыши не утомлялись, интеллектуальные занятия сочетаются с творческими (рисование, лепка, танцы, аппликация, пение), двигательными (подвижные игры, физкультурные занятия).

Прежде всего, это нужно для дальнейшего обучения в школе. А в перспективе – для полноценного развития человека.

Но не следует думать, что все за родителей сделает детский сад. Они тоже должны принимать участие в развитии своего крохи.

Что могут родители?

Естественно, ваша задача – поддерживать в ребенке дошкольного возраста познавательные задатки. Что для этого нужно делать?

  • Отвечайте на все вопросы своего ребенка – спокойно, без раздражения рассказывайте, что откуда берется, как все устроено. Объясняйте понятными ему категориями. На все «почему?», «откуда?», «как?», «для чего?» своего чада вы должны найти ответ.
  • Если вы не знаете ответа, не бойтесь сказать об этом ребенку, добавив, что вы можете с ним вместе это выяснить (посмотреть в энциклопедии или интернете). Так родительский авторитет только укрепится.
  • Не отталкивайте кроху («отстань, некогда») в такие моменты. Несколько отказов могут привести к тому, что малыш утратит интерес к познанию. Как что-то узнать, если самый главный авторитет дает понять, что это не самое главное?
  • Стимулируйте ребенка к получению новых знаний. Постоянно показывайте и объясняйте ему что-то новое: «Посмотри, какие красивые цветочки на этом дереве. Так цветет яблоня. А ты знаешь, какие у нее плоды? А вот это – одуванчик. Какого он цвета? Правильно, желтого». Для этого вовсе не нужно специально принуждать малыша. Ваши вопросы должны быть ему интересны и ненавязчивы. Такие занятия могут проводиться где угодно, в любой обстановке. Главное – находить что-то новое. Кроме прочего, это способствует и развитию речи ребенка.

Побуждайте своего ребенка размышлять над всем, что его окружает, задавая наводящие вопросы (почему ты так думаешь, как ты догадался, как ты считаешь), помогая с ответом, если он сам не справится.

Так вы дадите малышу понять, что вы его союзник, укрепите свой авторитет, приучите находить новое в привычных вещах, искать самому ответы, при этом понимая, что в затруднительной ситуации вы обязательно поможете во всем разобраться.

Соответственно, таким образом вы будете постоянно поддерживать его интерес к познанию.

Игровая деятельность

Познавательное развитие детей наилучшим образом стимулируется в игре, как и любое другое. Для этого можно подобрать и придумать множество игровых занятий, интересных заданий. Приведем несколько примеров.

  • Взрослый ставит какой-то предмет на стол. Ребенок должен достать такой же на ощупь из мешочка, не глядя.
  • Малышу предлагают построить лесенку (пирамидку), используя бруски разной толщины, располагая элементы от самого толстого к самому тонкому.
  • Перед ребенком выкладывают разноцветные кружочки и просят подобрать к ним в пару, например, квадратики или любые предметы того же цвета.
  • Перед малышом ставят несколько игрушек. Его задача – отгадать, какую именно описывает словами взрослый, и показать на нее. Так же можно отгадывать геометрические фигуры.
  • Малышу предлагают отгадать, тени каких предметов изображены на листе. При необходимости можно помочь наводящими вопросами.
  • Ребенку дают набор картонных геометрических фигурок и предлагают собрать из них определенный предмет. Если самостоятельно дошкольник не справится, можно показать ему готовый образец.
  • Из четырех предметов или слов малыш должен выбрать лишний и объяснить признак, по которому он исключил предмет (слово).
  • Дошкольнику показывают картинку с изображением, характеризующим какое-то время года (листья, цветы, ягоды, сугробы, лужи, погодные явления). Его задача – назвать время года. Усложненный вариант – угадать время года по словесному описанию взрослого.
  • Отличными играми можно назвать «найди отличия», «кто не на месте», «угадай животное (ягоду, транспорт)».

Наградой за успех может быть похвала, яркая наклейка (которые малыш может собирать в специальный альбом для лучшей мотивации), аплодисменты или любой другой вид поощрения, приятный маленькому почемучке.

Развивающие задания

Такие задания можно давать малышу «между делом», не создавая конкретной обучающей атмосферы. Незаметно для себя ребенок будет активно познавать окружающую действительность. Можно предлагать ему разные обстоятельства и просить поразмышлять над вопросом взрослого.

  • Почему так произошло? Ситуации можно задавать разные: ты пришел в садик в рваной майке, в квартире погасли разом все лампочки, река вышла из своих берегов и разлилась вокруг, бабушка не смогла прочитать газету и т. д. Каждое задание заканчивается вопросом: почему так произошло? Малыш должен объяснить.
  • Разреши ситуацию. Предлагается любая сложная для малыша ситуация: папа пришел домой поздно и не хочет играть с сыном, как быть? Мама купила новую игрушку, которая понравилась всем детям в семье, как поступить? Мышка съела волшебный сыр и превратилась в невидимку, как коту ее найти?
  • Ребенку можно предложить простой кроссворд или ребус по определенной теме (овощи, зима, посуда).
  • Игра в рифму возможна в любое свободное время. Мама говорит слово – малыш подбирает рифму. Если не получилось – ищут ответ вместе.
  • Чем похожи предметы? Дошкольнику предлагают определить, что общего у двух предметов (например, лягушки и кузнечика, кузнечика и огурца, огурца и лягушки).
  • В чем отличия? Пусть малыш ответит на вопрос, чем отличаются одуванчик и роза, воробей и курица, синица и волк и т. д.

В конце каждого такого задания всегда нужно спрашивать: почему ты так решил, докажи! Так дети учатся размышлять, находить обоснование своего мнения, логически мыслить.

Полезно задавать ребенку самые разные вопросы об окружающем мире: почему речка течет? У каких животных есть пятна (полоски)? Почему рыба не может жить в горах? Где быстрее растает снег: под деревом или на лужайке?

Также познавательной активности способствуют творческие задания. К примеру, можно спросить, на что похожа эта линия, или чем (кем) она может стать, если немножко дорисовать. Или попросить малыша нарисовать картину (деревья, дома, цветы) с помощью только одного элемента (например сердечка). Или угадать животное по нарисованным частям его тела.

Рисовать можно сказочных персонажей, а можно – настроение, состояние, чувства.

Можно задействовать и другие области (здоровье, экология, транспорт), предлагать ребенку конструировать что-то из определенных деталей или предметов.

Чем разнообразнее будут такие задачки, тем более полно и активно будет развиваться познавательная деятельность ребенка. Нужно лишь действовать последовательно, от простого к сложному, и систематически, а не от случая к случаю. Тогда результат будет достоин приложенных усилий.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/poznavatelnoe/poznavatelnyy-razvitie-doshkolnik

Механизмы познавательного развития детей дошкольного возраста

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Познавательное развитие детей дошкольного возраста является важной частью работы с малышами.

Появляясь на свет, ребенок уже имеет познавательную направленность, которая позволяет ему исследовать окружающий мир и успешнее адаптироваться.

Позднее направленность переходит в познавательную активность — состояние психики ребенка, когда он готов к действиям, более активному исследованию окружающего мира, в процессе которого он получает новую информацию.

Таким образом формируется познавательная деятельность дошкольников. Развитие познавательной активности дошкольников непрерывно. Это важнейший этап построения когнитивных функций психики, которые Л.С. Выготский определял как высшие психические функции. Постепенно активность переходит в познавательную деятельность.

Познавательное развитие

Познавательная активность ребенка-дошкольника проявляется в процессе восприятия и мышления. Познавательное развитие детей — ключ к успеху в дальнейшем обучении. Взрослых людей характеризует высокая степень развития познавательной деятельности.

Познавательная деятельность отвечает за формирование первоначального образа мира у детей, в построении которого принимают участие:

  1. Развитие познавательных процессов у дошкольников, к которым относят память, мышление, внимание, речь.
  2. Доступная ребенку информация и опыт, накопленный в процессе познания мира.
  3. Эмоциональная реакция на различные объекты окружения.

Воображение дошкольника, которое относится к познавательным процессам, также имеет свое развитие в процессе первичного становления восприятия мира.

В свою очередь, особенности развития воображения у дошкольников отличаются от таковых при становлении, к примеру, памяти, внимания, мышления, речи, воли, эмоций.

Познавательные процессы и способности

Развитие познавательных способностей детей — залог их успешного исследования окружающей действительности и, позднее, социализации. Познавательные способности — это естественные источники информации об окружающем мире, данные человеку с рождения, однако требующие непрерывного развития. Существуют различные виды познавательных способностей, которые всегда взаимосвязаны.

Формирование каждой способности имеет свои особенности, характерные для определенного возраста. Например, развитие восприятия у детей дошкольного возраста отличается от того же процесса у школьника.

Ведущим познавательным процессом ребенка является восприятие. Сразу после рождения малыш оказывается окружен множеством цветов, запахов, прикосновений, вкусов. Остальные познавательные процессы, такие как внимание, память, воображение, речь, мышление, подключаются позже, первично же восприятие, связь ребенка с окружающим миром.

Познавательные способности дошкольников проявляются в раннем детстве. Позднее в психике человека появляются способности к индукции, аналогии и т.д. В дошкольном возрасте малыш только начинает познавать окружающее, поэтому важно правильно направлять и сопровождать его.

Развитие познавательных способностей

Существуют упражнения на развитие каждого вида познавательных способностей. Познавательные способности ребенка изначально носят непроизвольный характер.

Малыш не контролирует, на что ему обращать внимание, оно рассеяно. Однако чем старше становится ребенок, тем сильнее развивается произвольность — важнейший аспект психики.

Дошкольник может сам выбирать, как распределять внимание или память.

Слаборазвитая произвольность может стать причиной больших проблем в учебе, например, ребенку будет сложно сосредоточиться на речи учителя или предлагаемом задании. Он будет отвлекаться на малейший раздражитель. Для такого ученика переход от игровой деятельности к классно-урочной системе будет проходить особенно тяжело.

Исследования ведущих педагогов и психологов современности показывают, что лучшим средством познавательного развития дошкольников является игра.

Именно в игре ребенок лучше всего познает окружающую его действительность, происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Человеком движет естественное любопытство, стремление узнать, что происходит в таком большом и интересном мире.

Игра как инструмент развития

Специалисты считают, что правильным будет использовать игры для развития познавательного интереса у дошкольников. Поэтому существуют, например, игры на развитие воображения, памяти, внимания и т.

д. В игровых процессах ярче всего проявляется исследовательская деятельность, потому что для ребенка игровой опыт — это жизненный опыт, для него еще не существует разделения на «понарошку» и «всерьез».

Результатом игры является реальное развитие объекта психики. Именно таким образом происходит развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Как только воображение обретает произвольность, оно становится одним из важнейших когнитивных процессов, игры начинают приобретать сюжетный характер, развитие мышления получает мощный стимул.

Малыш уже может спланировать достижение какой-либо цели, представить себе результат и процесс его достижения.

Эксперимент

Экспериментирование — важный этап в развитии когнитивных процессов. С помощью эксперимента ребенок предполагает результат и пути его достижения. Проведя эксперименты, малыш сравнивает итоги со своими предположениями, то есть анализирует свою деятельность. Таким образом, этот этап служит своеобразной характеристикой сформированности мышления.

В игре формируется экспериментально-исследовательская деятельность дошкольников. Дети — прирожденные исследователи, любой объект окружающей действительности они исследуют с различных сторон, что помогает в формировании реальных представлений о нем.

Если в такой игре присутствует взрослый, родитель или воспитатель, он может подсказывать исследователям дальнейшие действия и отвечать на бесчисленные вопросы. Познавательная деятельность ребенка-дошкольника проявляется в таких экспериментах ярче всего.

Кроме того, изменяется познавательная деятельность детей, улучшается память, речь, умственные способности, экспериментально-исследовательская деятельность оказывает влияние почти на все когнитивные функции.

Поисково-исследовательская деятельность

Существуют основные правила, которыми руководствуются специалисты и родители, когда организовывают познавательно-исследовательскую игру. Очень важно сделать ее целостной, связать теорию с практикой.

Со временем ребенок вырастает из познавательно-исследовательской деятельности. Следующая ступень психологического роста — поисково-исследовательская деятельность старших дошкольников.

Педагог и родитель должны руководствоваться очень простым принципом — для того, чтобы понять, нужно попробовать. Ребенок должен действовать, вникать, быть вовлеченным в процесс.

Поэтому в процессе поисково-исследовательской деятельности взрослый определяет для ребенка алгоритм действий для получения ожидаемого результата.

Однако возможна и другая ситуация, когда инициатива игры исходит полностью от ребенка и он сам планирует ее результаты, составляет алгоритм и следует ему для достижения поставленной цели. Такая ситуация характерна для детей старшего дошкольного возраста.

Становление речи

Параллельно становлению других функций психики малышей идет познавательно-речевое развитие дошкольников. Специалисты считают этот раздел педагогики одним из самых важных, поскольку он направлен непосредственно на умственное формирование ребенка.

Чем лучше сформирована речь, тем успешнее будет обучение дошкольника.

Речь — это не только средство коммуникации, но и инструмент познания мира. Овладение речью — сложный, комплексный процесс, требующий от ребенка напряжения всех его сил. С помощью речи малыш будет взаимодействовать с мамой, папой, другими окружающими людьми. Он постепенно овладевает знаками, из которых состоит язык и которые складываются в сложную систему звуков, слов, интонаций.

Ребенок сначала слушает, анализирует речь других, постепенно понимая, начиная воспроизводить звуки и слова.

На каждом шагу он сталкивается с новыми объектами действительности, и для каждого из них есть свой условный знак — слово.

Позже он узнает о существовании письменной речи и о том, что для каждого звука есть специальное обозначение на бумаге — буква. Однако следует помнить, что первична всегда устная речь.

Речь и мышление

Сначала мышление ребенка представляет собой внешнюю речь. Ребенок проговаривает слова, обозначающие предметы и действия, таким образом рассуждая и приходя к неким выводам.

Постепенно речь из внешней переходит во внутреннюю. Малышу необязательно проговаривать свою цепочку рассуждений, он произносит ее про себя.

Наличие перехода внешней речи во внутреннюю — важный показатель становления коммуникации.

Именно поэтому степень становления речи характеризует развитие мышления, овладение системой условных знаков и возможность строить свои рассуждения на основании законов логики, отраженных в этой системе.

Огромное количество внутренних процессов, представляющих собой познавательное развитие, было бы невозможно без сензитивного периода. В возрасте 3 лет малыш начинает развиваться особенно интенсивно. Никогда в своей жизни человек не столкнется больше с таким огромным количеством неизвестного, как в этом возрасте.

Механизм сензитивного периода позволяет ребенку воспринимать множество информации и даже классифицировать ее, превращая в первичную картину мира, а не в бессистемное нагромождение фактов.

Существуют методики, позволяющие дошкольнику изучать иностранный язык, используя фактически тот же механизм, что и при овладении родным, с помощью восприятия. Ребенок слушает, анализирует и воспроизводит информацию на другом языке так же, как и на родном.

Значение познавательного развития

Трудно переоценить значение того периода, который обозначается термином «детство». Многие процессы берут начало именно в это время, сильное влияние оказывает этот возраст на дальнейшую жизнь человека.

Ребенок незаметно для себя растет, приобретает новые знания, делает открытия каждый день, радуется им, переживает неприятности, ищет поддержки.

Начинается долгий и сложный процесс социализации, нужно искать свое место в обществе и выстраивать с людьми отношения.

Родители, воспитатели, друзья и все окружающие выступают в этом сложном процессе примерами, учителями, наставниками, соперниками. Ребенок входит в жизнь, и процесс этот отнюдь не такой легкий, как кажется на первый взгляд.

В детском возрасте человек развивается интенсивнее всего в жизни. Глубокие психические процессы, на которые опирается человек в старшем возрасте, закладываются именно в детстве.

Важнейшая задача родителей, педагогов и психологов состоит в том, чтобы развитие познавательных способностей у дошкольников проходило успешно и приводило в будущем к отличным результатам в образовании и внутренней гармонии в жизни человека.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/poznavatelnaya-aktivnost-doshkolnikov.html

ovdmitjb

Add comment