Irvuz

Познавательная активность как основа учения детей

Содержание

» Развитие познавательной деятельности детей

Познавательная активность как основа учения детей

Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человеку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях.

Малыш нуждается в знаниях, с помощью которых он познакомится с явлениями жизни, доступными для его понимания, осознает, что такое труд. Ежедневно дошкольник узнаёт что-то новое. Обратите внимание, как много информации получает и перерабатывает ребёнок в раннем детстве.

Малыш, нередко методом проб и ошибок, старается всё узнать, понять, запомнить. Как эффективно развивать познавательную сферу ребёнка — читайте в нашей статье.

Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий: он познаёт.

«. По мнению выдающегося учёного в области возрастной психологии Льва Выготского, индивидуальная творческая деятельность ребёнка будет продуктивной, если ребёнок больше видел, слышал, читал, участвовал в разных событиях — по сравнению с другими детьми».

Совершенствование познавательной деятельности дошкольников — одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития.

Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.

Познавательная деятельность направлена на:

  • получение новых знаний, их усвоение
  • овладение необходимыми умениями и навыками
  • появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

У младшего дошкольника вполне можно сформировать задатки исследователя. Детям этого возраста присущ высокий интерес ко всему происходящему вокруг. Ежедневно на их пути встречаются новые предметы, которые ребятишки сравнивают, узнают названия, стремятся запомнить их.

Поддерживая интерес детей ко всему новому, можно всё время стимулировать их познавательную активность. Базой для совершенствования стремления малышей к познанию могут стать ежедневные «ритуалы»: подъём, умывание, одевание, приём пищи, прогулка, игра.

Взрослый, являясь проводником в мир предметов и явлений, рассказывает малышу о назначении предметов и явлений: из области природы, деятельности, вещей. Так малыш получает необходимые знания обо всём с ранних лет и, проявляя любопытство, саморазвивается.

Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его мышления, восприятия, речи и понимания её, формирование умения обобщать, и других сфер.

Формирование мышления у детей

Мышление — это не только размышления вслух при помощи слов, а любой психический процесс, который направлен на решение человеком стоящих перед ним задач.

Новорождённый мышлением не обладает. Для того чтобы научиться мыслить, нужно приобрести некоторый чувственный и практический опыт, который закреплён с помощью памяти. К году у малышей появляется элементарное мышление. Основное условие для развития мышления — это воспитание и обучение детей в этом направлении.

Развитое мышление ребёнка выражается в:

  • овладении предметными действиями
  • развитии речи
  • умении решать задачи (простые, а потом и сложные)
  • умении понимать взрослых и детей
  • последовательном изложении мыслей
  • разнообразии и последовательности форм способов мышления.

Основные виды мышления:

  • логическое — с помощью логических связей
  • наглядно-образное (или просто образное) — с помощью зрительного представления
  • творческое — интуитивный способ решения ранее неизвестных задач
  • наглядно-действенное — с помощью практических проб.

Рекомендации по развитию мышления

  1. Занимайтесь творчеством. Рисование, лепка, игры с конструктором положительно влияют на развитие образного мышления ребёнка. А образное мышление — базис для логического вида мышления.
  2. Учите ребёнка рассуждать.

    Стройте с ребёнком логические цепочки — так он увидит, как связаны между собой предметы, явления и действия.

  3. Занимайтесь математикой. Арифметические задачи отлично развивает способности логически мыслить.
  4. Обогащайте словарный запас ребёнка.

    И бытовая лексика, и научные (учебные) понятия помогут ребёнку совершенствовать мыслительный процесс.

Развитие речи детей раннего возраста

Речь и умственные способности ребёнка взаимосвязаны. Поэтому, желая активизировать познавательную деятельность ребёнка, заняться его развитием речи.

Что следует делать родителям малыша?

  1. Пойте. Ребёнок, недавно появившийся на свет, лучше воспринимает гласные звуки, которые произносятся мелодично, нараспев. Именно поэтому новорождённому должна петь мама: негромко, но внятно. Считается, что замена маминого пения фонограммами в младенческом возрасте не так полезно, как песни в исполнении мамы. Мамины «выступления» способствуют развитию речи, ведь малыш слышит родную речь, её мелодику. Кроме пения, почаще говорите с малышом.
  2. Реагируйте на плач. Плач малыша — не только сообщение о дискомфорте или голоде, это ещё и призыв к общению. Одевая малыша, купая его, гуляя с ним — во всех ситуациях рассказывайте ему, что вы делаете.
  3. Артикулируйте. Ваша мимика и артикуляция помогут малышу понять, как правильно произносятся звуки и слова. Так он быстрее овладеет речью.

Упражнения, развивающие речь детей младшего дошкольного возраста.

  1. Подражание звукам. Гудим, тарахтим, воем, мычим и всячески подражаем звукам животных, механизмов и явлений.
  2. Тренируем губы и язык. Научите ребёнка вылизывать ложку и снимать капельки с неё кончиком языка, облизывать губы, высовывать язык, цокать, как лошадка, причмокивать, сплёвывать.
  3. Тренируем речевое дыхание. Пусть малыш выдувает мыльные пузыри, дует на вертушки и сдувает лёгкие предметы (кусочки ваты, бумаги или ткани, кораблики из бумаги). Вдох должен производиться ртом, а выдох — носом.
  4. Учим сосредотачиваться на звуке. Например, завяжите ребёнку и глазки и позвоните колокольчиком. Глазки откройте и спросите, где звонили (руку с колокольчиком убирать не нужно). Малыш покажет, а впоследствии будет тянуться к колокольчику уже с закрытыми глазами.
  5. Узнаём по слуху. Познакомьте малыша, как звучат отдельные предметы: барабан, ложка, колокольчик, лист бумаги, дудочка, погремушка. Называйте названия предметов и демонстрируйте их звук. Попросите малыша подражать этим звукам. Далее закройте глазки ребёнку и предложите угадать, какому предмету принадлежит тот или иной звук.

Развивая речь ребёнка с помощью разных методик, следуйте правилам:

  • говорите с малышом не спеша, чётко, используя короткие фразы
  • ежедневно читайте крохе и описывайте иллюстрации
  • развивайте речь малыша в игровой форме
  • не сюсюкайте, так как речь взрослых — ориентир для подражания.

Развитие понимания речи

Все родители хотят, чтобы их ребёнок быстрее начал говорить. У каждого ребёнка это происходит индивидуально, однако принято считать, что малыш в возрасте около года уже должен говорить около десятка слов, в полтора года — не менее 30, начать говорить предложениями — к 2-м годам.

Важным условием для начала речи малыша является её понимание. Что этому может поспособствовать?

  1. Разговоры с ребёнком с первых дней жизни.
  2. Чтение и рассматривание детских книжек, особенно со стихами.
  3. Игры с пальчиками. Стимулирование кончиков пальцев подаёт импульс в участки мозга, ответственные за речевое развитие. Поэтому нужно массировать пальчики полугодовалому малышу, а также играть с ним в специальные игры, а деткам 1,5-3 лет предлагать лепить из пластилина.
  4. Радость взрослых. Радуйтесь, когда малыш произносит новые слова. Не беда, если они ещё не точно произнесены. Поддержите ребёнка, не перебивайте его, пригласите к диалогу.

Случается, что малыш всё понимает, но не говорит до 2-3 лет. С такими детьми следует заниматься, используя специальные упражнения. К примеру, используя готовые пособия по развитию речи для малышей. 10-15 минут ежедневно будет достаточно, чтобы запустить процесс речевого развития крохи.

«Совет. Важно, чтобы процесс занятий с ребёнком был эмоционально окрашен. Ребёнку должно нравиться всё, что он выполняет. Ввиду этого, следите за настроением малыша».

Функция обобщения

Функция обобщения заключается в умении сравнивать предметы, действия, явления, а также находить общий признак для них. Это качество является важнейшим условием для овладения элементарными понятиями, а значит — для успешного обучения.

Ребёнок раннего возраста учится взаимодействовать с миром предметов. Он постигает суть крупных бытовых предметов, смотрит, как их используют взрослые, играет с идентичными игрушками, усваивая увиденные действия, учится самостоятельно пользоваться разными предметами.

Сначала нужно научить ребёнка узнавать предметы, которые ему знакомы, различать их между собой, находить сходство. Например, мама может показывать малышу игрушки, которые одинаково называются, но имеют разный внешний вид: к примеру, кукла большая или маленькая, мячик мягкий или жёсткий и т. д.

Родителям нужно побуждать детей произносить звуки и слова в адрес увиденного или сделанного. Иногда у малыша сформированы отдельные навыки (кушать ложкой, вытираться полотенцем), однако он не может идентифицировать и назвать предметы, которыми он пользуется. Для этого ребёнку нужно ставить вопросы и связывать виды деятельности с предметами, которые использует малыш.

Развитие восприятия

Восприятие — ведущий психический процесс развития познавательной деятельности ребёнка раннего возраста. Восприятие — это система отражения человеком проявлений окружающего мира с помощью влияния их на органы чувств.

Сознание и поведение детей определяет именно восприятие. Память, мышление и внимание целиком связаны с восприятием: ребёнок узнаёт предметы, которые воспринимает, устанавливает между ними связи, воспринимает те предметы, которые попадают в область его внимания.

Переживания малыша также зависимы от восприятия действий и явлений.

«Для того чтобы верно ориентироваться в окружающей среде, важно научиться правильно воспринимать как отдельные предметы, так и в комплексе».

Самые простые формы восприятия формируются в младенчестве: у крохи появляются условные рефлексы как реакция на раздражители. Ребёнок младшего дошкольного возраста выделяет привлекательные и яркие предметы, нечто необычное, движущееся, на что эмоционально откликается.

Формирование восприятия — непростой и требующий особого внимания процесс, который направлен на то, чтобы малыш легче ориентировался в мире, умел различать тончайшие аспекты окружающей действительности, быстрее адаптировался.

С помощью игр и упражнений можно направить формирование восприятия в правильное русло:

  1. «На ощупь». Поместите в небольшой непрозрачный мешочек несколько простых предметов: пуговицы, кубики, конфету, карандаш и т. п. Предложите ребёнку отгадать на ощупь, что это за предметы.
  2. «Повтори». Постойте из кубиков башню. Попросите малыша в точности повторить постройку. Это упражнение можно провести в виде рисования: нарисовать узор, попросить срисовать такой же.
  3. «Подбери такой же предмет». Заготовьте несколько разных рисунков настольной лампы (или другого предмета. Пусть ребёнок найдёт два одинаковых рисунка.

Формы развития познавательной деятельности

Главное условие поддержания познавательного интереса детей — это педагогически грамотный подбор элементов для всестороннего развития ребёнка.

Среди форм, направленных на поддержание познавательного интереса детей, можно выделить:

  1. Сюжетные и ролевые игры — отражают впечатления малыша об окружающем мире, актуализируя происходящие явления и события; формируют направленность познания детей.
  2. Наблюдение за предметами и их рассматривание — обогащают внутренний мир ребёнка, совершенствуют умственную деятельность, речь, внимание, память, восприятие, а также учат правильно обобщать и делать выводы.
  3. Диалог и беседа — способствуют расширению, уточнению и систематизации детских представлений об окружающей действительности.
  4. Экскурсии — предоставляют возможность знакомства детей с богатством и разнообразием мира, учат находить связи, расширяют познавательные интересы.
  5. Занятия с конструкторами — стимулируют познавательное начало в ребёнке.
  6. Экспериментирование и опыты — учат детей преобразовывать окружающую его действительность, осознавать процессы, создавать нечто новое; в процессе такой деятельность развиваются аналитические способности.
  7. Коллекционирование — направлено на поддержку индивидуальных познавательных интересов детей.
  8. Конкурсы, викторины и прочие развлечения — прекрасный способ использовать свои знания, проявить изобретательность и находчивость, а успех поддержит познавательный интерес ребёнка.

Каждая из этих форм имеет своё предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст воспитанника, его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит строить познавательную деятельность ребёнка гармонично.

Выводы

Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите хорошие основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.

Источник: https://paidagogos.com/razvitie-poznavatelnoy-deyatelnosti-detey.html

Активность познавательная – это… Развитие познавательной активности

Познавательная активность как основа учения детей

Развитие умственной работоспособности, активной познавательной деятельности – одна из самых важных задач воспитания подрастающего поколения.

Причина тут очень простая – эти качества будут нужны человеку в течение всей жизни, и если в детстве стремление к новым знаниям и умениям не развить, то последствия будут весьма плачевны.

Активность познавательная – это успех во всех будущих начинаниях. Здесь подробно будет рассмотрена информация о методах развития этого качества у детей.

Определение

С латыни activus – энергичный, деятельный.

Усиленное и длительное деятельное состояние, инициативность, предприимчивость, самостоятельность – какой родитель не хотел бы видеть эти качества у своего ребёнка? Активность познавательная – это главная задача воспитания и обучения. В литературе определений множество.

Прежде всего, это деятельность ребёнка, обживающего новый для него окружающий мир как активный субъект, которая показывает индивидуальность его, направляет энергию, волю, заставляет работать для достижения позитивного результата.

Самая нужная черта личности – активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и умений, уже ранее приобретённых человечеством. Это то, без чего действие не будет успешным: способность восприятия и мышления. Существует масса способов распознавания такой способности у детей.

Активность познавательная – это способность, которую трудно развивать и невозможно скрыть. Простым наблюдением за деятельностью ребёнка можно установить, насколько он активен и стремится ли к новым знаниям. Присутствие своё познавательная активность дошкольников показывает следующими фактами.

  • Ребёнок увлечён деятельностью, предметом или рассказом.
  • У него ярко выражено стремление к выполнению самых разных, даже сложных заданий, он не хочет останавливаться и заканчивать свои действия.
  • Он проявляет самостоятельность, подбирая средства и способы действия, сам достигает результата и сам себя контролирует, это значит, что активность познавательная находится на высоте.
  • В общении со взрослыми задаёт вопросы, удовлетворяющие его познавательный интерес.
  • Очень эмоционально относится к тому, что делает.

Уровень, конечно, бывает самый разный. Познавательная активность дошкольников проявляется неодинаково у разных детей. Если ребёнок относится к своей деятельности творчески, умеет находить нестандартные решения, мыслит креативно, использует полученные ранее знания – это высокий уровень.

Характеристики

Активность познавательных процессов характеризуется следующими особенностями.

  • Деятельность, направленная на познание, проявилась с момента рождения, она развивается интенсивно на протяжении всего детства, накапливая способы познания мира, окружающего ребёнка.
  • Познавательная активность младших школьников проявляется во всех видах деятельности, не будучи целенаправленной на отдельную сферу.
  • Дошкольники же учатся сравнивать, экспериментировать, решать собственные и чужие проблемы, спрашивать, раздумывать, познавая всё новые и новые явления и предметы.
  • Любопытство ребёнка имеет всеобъемлющие масштабы, он не только познаёт отдельные явления или предметы, но пытается распознавать те или иные устройства, цели, причины, способы использования, назначения и так далее.

Таким образом, становится понятно, что важнейшим для исследования окружающего мира является опыт.

Средства

Познавательной активности необходим постоянный рост и стойкость интересов, тогда опыт будет накапливаться быстро, знания приобретут устойчивость.

Способы передачи знаний от взрослого к ребёнку могут быть самыми различными, а средства должны быть как можно более простыми, но увлекательными.

Процесс формирования отношения к окружающему миру – это единство эмоционального и интеллектуального в познании действительности.

К окончанию дошкольного возраста ребёнок приобретает самостоятельность, некую саморегуляцию и самоконтроль в своей деятельности, умеет поставить цель и достигнуть её, найдя подходящий способ.

Более того, он уже может сам оценить результат. Он почти перестаёт копировать действия взрослых, даже иногда отходит от предъявленных требований, проявляет инициативу, волевые усилия, направленные на достижение результата.

Должен сам регулировать и своё поведение.

Цели

Развитие познавательной активности детей необходимо для всей их последующей жизнедеятельности.

В процессе познания ребёнок должен быть для взрослого полноценной личностью, способной как определить собственную активность, так и творчески подойти к поставленной задаче, реализуя не только интересы и потребности, но и волю. Дальнейшее школьное обучение целиком и полностью зависит от того, насколько развиты эти способности в детском саду.

Познавательная активность школьников – это уже проявление ребёнка в собственной деятельности, самостоятельно строящего взаимоотношения с учителями и одноклассниками. В возрасте четырёх или пяти лет преобразующая инициатива в познавательной активности должна полностью проявиться. Он уже осознаёт собственные возможности, что побуждает к инициативе, новым желаниям, творчеству.

Дошкольный период

Этот не слишком длительное время закладывает фундамент проявляющейся личности, во многом её определяет. Семья и общество, окружающие ребёнка, должны создать все условия для успешного развития познавательной активности.

Первоначальное знакомство с окружающей действительностью происходит именно в дошкольном детстве, поэтому отношение к познанию нужно формировать бережно, но неуклонно: культурно-исторический опыт предшествующих поколений начинает усваиваться с самого раннего детства.

Развитие познавательной активности дошкольников с первых дней жизни – залог дальнейшего успешного обучения в школе, институте, в научной деятельности и на производстве.

Самостоятельность

Это основа, на которой будет выстроена вся остальная жизнь – дворец или хижина, в зависимости от крепости фундамента. Все это понимают. Но, тем не менее, активность познавательной деятельности неуклонно и значительно снижается, как свидетельствуют тесты обучающихся в школах детей.

Самостоятельность в познании недостаточно сформирована, а главное – всё меньшей становится потребность в самостоятельном исследовании, дети гораздо охотнее пользуются уже готовыми формулами, которые тоже принимают не слишком заинтересованно, без особого желания что-то уточнять, расширять и углублять знания, использовать самостоятельный поиск, проявлять творчество.

Анализ и синтез

Дети уже в дошкольном возрасте должны иметь способность к мыслительным операциям, анализировать и синтезировать полученные знания.

Методы обучения для этого существуют всевозможные, но выбирать нужно из тех, которые опираются на получение детьми как можно более широкого информационного поля. Формирование познавательной активности происходит примерно так.

Дошкольникам показывают картину, где нарисован строящийся дом, и просят описать изображённого человека, определив его профессию.

Здесь анализируются самые значимые связи и отношения: зачем в руке строителя, например, мастерок, для чего такой высокий кран, зачем дом такой огромный, кому вообще это нужно и зачем.

Если дети научатся выявлять внутренние взаимосвязи, вникнут в суть явлений, сделают правильные выводы, тогда, возможно, к восьмому классу школы у них не возникнет такого неприятного курьёза, какой произошёл недавно в московской школе.

“Фашист пролетел”

Элементарный анализ у дошкольников – отправная точка для более сложного, уже целиком причинного анализа, который рассматривает связи и зависимости между различными признаками того или иного явления. В восьмом классе проходил обычный урок по культуре речи. Учитель предъявил репродукцию картины А.

Пластова “Фашист пролетел” и попросил рассказать, что ученики на картине увидели. Класс по непонятным причинам стушевался. Когда пауза стала невыносимой, самая первая отличница подняла руку и неуверенно сказала: “Мальчик, судя по всему, нацик. У него, скорее всего, что-то не получилось, не склеилось, он расстроился.

Лежит в хаки, в берцах своих и плачет. А собачка ему подвывает, жалеет его”.

Понятно, что современные дети – поголовно жертвы жаргона. Кто такой для сегодняшнего школьника фашист? Националист, скинхед. Какое действие теперь обозначает глагол “пролетел”? Не рассчитал, опростоволосился. Зачем там коровы прилегли? Так кто их знает, они же где хотят, гуляют. Самолёта улетающего никто не заметил. И год создания картины детям ни о чём не напомнил.

Хотя на вопрос о том, когда началась Великая Отечественная, ответили все. Познавательная активность на уроках далеко не всегда приносит желаемые результаты. Ученики не связали информационные фрагменты воедино, не синтезировали.

Поскольку не получили достаточно знаний и умений в дошкольном возрасте, когда их должны были учить сравнениям по контрасту, по подобию, по сходству на элементарных предметах.

Вопросы и ответы

В конце школьного урока или занятия в детском саду вполне уместно оставить немного времени для того, чтобы дети могли задавать накопившиеся вопросы и получать ответы на них. Если такая работа проводится систематически, любознательность класса или группы только растёт.

Умный педагог реагирует на вопросы быстро, но разумно: на одни отвечает сразу, другие выносит темой следующего занятия, а на третьи просит найти ответ в тех или других книгах или энциклопедиях, да ещё и конкурс устроит – чей ответ лучше. Самостоятельный поиск информации абсолютно необходим. Конечно, во всём нужна мера, чтобы не погасить любопытство и детский интерес к предмету или явлению.

Повторение

Для прочности усвоения знаний существует непременный дидактический принцип, воспитывающий и чувства – это повторение. На любом занятии это ведущий методический приём с разными формами.

Повторение может быть прямым, когда нужно проверить, насколько хорошо усвоен материал, – в формулировках, которые использовались при подаче материала.

Например, в детском саду картину можно рассмотреть повторно.

Чаще всего такой приём используют в конце занятия для закрепления полученной информации. Хотя здесь не используется творческое отношение к материалу, этот вид может стать отправной точкой к переходу на более сложные задачи. Например, соотнесение пройденного и уже усвоенного материала с новым или совершенно неизвестным, когда усвоенное помогает научиться обобщению.

Школа

Поскольку время, проведённое на уроках, весьма ограничено, вооружить школьников полностью всеми быстро развивающимися научными знаниями просто невозможно из-за грандиозности их масштаба и темпов развития.

Чтобы образование дети получили наиболее широкое, а их личности не потеряли (или приобрели) стремление углубляться в исследование области познания, нужны очень стойкие мотивы, в числе которых самостоятельный познавательный интерес и стремление к результату.

Особой избирательной направленностью личности является познание. Самая стойкая познавательная активность формируется в синтезе рационального и эмоционального в школьном обучении, начиная с самой младшей школы. Условия для этого формирования очень важны, каждый учитель должен их неукоснительно соблюдать.

Развитие и укрепление самостоятельного познания

Учитель должен опираться на активность мыслительной деятельности учеников. Каждая ситуация при решении познавательных задач опирается на самостоятельный поиск, догадки, размышления с мыслительным напряжением, столкновения разнообразных позиций, где необходимо принять решение и определить собственную точку зрения.

Очень важно здесь соблюдать оптимальный уровень развития учащихся, нагружать разумно, а также создать и поддерживать благоприятную эмоциональную атмосферу в течение всей познавательной деятельности класса.

Общение с одноклассниками и с учителем на доброй и деятельной волне всегда являлось сильным мотивом для укрепления интереса к познаниям. Объединяют класс совместные творческие задания, всевозможные дидактические игры, а особенно задания проблемные.

Очень помогают здесь интегрированные уроки.

Источник: https://FB.ru/article/249796/aktivnost-poznavatelnaya---eto-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti

Познавательная активность дошкольника: двигатели и стимулы развития

Познавательная активность как основа учения детей

В дошкольном возрасте ребенок стремится узнать окружающий мир и разобраться в его устройстве. Но в зависимости от особенностей типа личности, характера, обстановки в семье степень заинтересованности варьируется.

Развитие познавательной активности у детей такого возраста – важнейший этап становления личности. Обладая желанием и интересом узнавать новое в детские годы, личность открывает множество возможностей в дальнейшем.

 

Познавательная активность как инициативная деятельность ребенка

Важность данной функции активно пропагандируется и популяризируются, но молодым матерям не всегда понятно, что же кроется за сложным психологическим термином.

Чтобы разобраться в том, что такое познавательная активность дошкольников, достаточно понаблюдать за ребенком и его действиями.

Настоятельное стремление к познанию мира вокруг, бесконечные вопросы, уточнения означают нормальную любознательность и активность. Ключевой признак понятия – инициатива ребенка. Именно он инициирует исследование предметов и беседы, самостоятельные поиски ответов и попытки проверить, что получится, если искупать кошку в ванной.

Данные функции становятся возможными при наличии умений к анализу и синтезу. Наблюдая то или иное действие, дошкольник интуитивно анализирует составляющие, а потом пытается применить последовательность в других условиях. Яркий пример – та самая плавающая кошка или живейший интерес к анатомии насекомых или кукол.

Выделяется несколько уровней познавательной активности. Первичная диагностика выраженности интереса и любознательности может быть проведена на основе проявлений детской самоорганизации:

  • О слабости последней свидетельствует отказ от повтора попыток слепить куличик или нарисовать домик после первой же неудачи;
  • Высокая самоорганизация обеспечивает настойчивое стремление добиться успеха и справиться с возникшими трудностями.

Двигатели детской познавательной активности

Специалисты в области возрастной психологии выделяют 3 основных двигателя познавательной активности. Они взаимосвязаны и помогают дошкольнику разбираться с устройством мироздания.

Интерес

Любознательность и интерес – основа познавательной активности. Названные качества формируют потребность к узнаванию неизведанного, исследованию новизны предмета. Данный двигатель особенно ярко проявляется у дошкольников в 3-4 года.

Первые признаки: постоянные вопросы на самые неожиданные темы. Подчас, сферы интереса ставят родителей и воспитателей в тупик, но именно данная фаза наиболее важна. Игнорирование заинтересованности ребенка с высокой долей вероятности приведет к утрате любознательности и затуханию познавательной деятельности.

Основная задача взрослых на этом этапе — не только отвечать на вопросы, но и побуждать малыша на новые, воспитывать и прививать потребность постоянно разбираться с незнакомой информацией.

Наблюдательность

Наблюдательность ребенка тесно связана с восприятием. Данная функция развивает внимание, воображение, способность запоминать мелочи. В 3-4 года малыш пока не умеет намеренно изучать тот или иной предмет.

Его внимание привязывает то, что кажется интересным: падение снежинок, сильный дождь, брызги луж, яркая одежда на кукле или на человеке.

Поэтому для развития наблюдательности используется игровая деятельность.

При наличии предметов, привлекающих малыша, он заметит именно то, что кажется наиболее важным именно ему: необычную форму игрушки, особенный вкус кубика из дерева, оранжевый цвет апельсина.

Изначально замеченные признаки неотделимы от предмета. Только позже ребенок научится отделять свойство от предмета. Например, брызги воды на улице могут быть потому, что папа поливает огород из шланга, а кубик совершенно не обязательно имеет вкус, да и вообще не относится к съедобным предметам.

Как проявляется активность к познанию в младшем дошкольном возрасте

Согласно мнению возрастных психологов, познавательная активность дошкольника проявляется в виде следующих признаков:

  • Выраженная заинтересованность по отношению к определенному явлению или предмету;
  • Наличие не просто интереса к предмету, а выраженная эмоциональная окраска – изумление, огорчение, радость, удивление;
  • Увлеченность историей, сказкой или игрой;
  • Ярко проявляемое стремление выполнять задания, которые даются взрослыми;
  • Проявление самостоятельности в выборе игры или занятия.

Выявив у детей проявления интереса к окружающему миру, важно применять способы стимулирования активности. Это позволит закрепить имеющиеся результаты и развить новые навыки, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно обучаться в школе.

Дальнейшее стимулирование интереса к познанию обеспечивается:

  • Созданием различных тематических «уголков», предоставляющих ребенку возможность самостоятельно выбирать занятия и игры;
  • Регулярные игры, проводимые родителями или воспитателями, направленные на развитие общения, познания, решения задач определенной сложности – складывание кубиков, картинок из нескольких частей;
  • Предоставление самостоятельности, чтобы малыш обучался выполнять задания без посторонней помощи.

Развитие познавательной активности у детей среднего и старшего дошкольного возраста

В период 5-6 лет ребенок стремится самостоятельно найти ответы на вопросы устройства живой или неживой природы. Все ярче проявляется умение видеть оригинальные образы в обычных предметах и явлениях, развиваются познавательные способности.

Задача взрослого – поддерживать развитие познавательной активности детей дошкольного возраста и создавать условия для того, чтобы они самостоятельно справлялись с проблемно поисковыми ситуациями и находили ответы на свои бесконечные «как» и «почему».

Если взрослый поддерживает любознательность ребенка, то он не будет просто пассивно выполнять задание, а постарается проникнуть за пределы поставленной задачи. Например, раскрашивание картинки трансформируется в попытки придумать историю о том, что было до и после запечатленного на бумаге момента.

Экспериментирование

После достижения пяти лет развитие познавательной активности дошкольников строится поэтапно. Каждая фаза становится базисом для последующей. Первый этап – экспериментирование. Основные признаки данной фазы:

  • Отказ от привычного способа решения задачи;
  • Попытки найти новый инновационный метод достижения поставленной цели.

Часто стадия экспериментирования вызывается уже имеющимся творческим опытом и проверенными способами достижения результата.

В процессе экспериментирования очень важно не просто изучить предмет, но и научиться фиксировать результаты, чтобы полезное занятие не превратилось в обычное баловство. Примеры экспериментирования у дошкольников: преобразования льда в воду, растворение мыла и пускание пузырей, образование пены из шампуня.

Обязательные условия экспериментирования:

  • Формирование «гипотезы», то есть интерес к тому, что получится в результате опыта;
  • Самостоятельно выделяемая детьми последовательность действий;
  • Комментирование самим ребенком каждой манипуляции;
  • Ответы на вопросы: что получилось и почему?
  • Обсуждение: что нового узнал ребенок, что вызвало недоумение, какие вопросы остались?

Дополнительная польза от поисково исследовательского характера этого способа развития – возможность дать ребенку почувствовать себя взрослым, ученым, первооткрывателем.

Коллекционирование

Коллекционирование – один из мощнейших стимулов развития познания дошкольника. Сам процесс предполагает сбор неких предметов и объектов, объединенных признаком или критерием.
В качестве объекта коллекционирования могут выступать:

  • игрушки из сладостей;
  • фигурки различных направленностей;
  • тематические картинки;
  • минеральные камни;
  • пуговицы неожиданных форм и размеров;
  • календарики;
  • магниты.

Прежде всего, создание личных коллекций вызывает соревновательный эффект, что побуждает ребенка изыскивать новые способы пополнения собственных коллекций, определять соответствие нового экземпляра заявленной тематике.

Дошкольники продуктивно распоряжаются своими коллекциями. Они обмениваются равнозначными экземплярами, или могут предложить весь набор взамен на игрушку или другой ценный для них предмет. Путем освоения умения договариваться и обмениваться происходит формирование социальных навыков.

Родителям и воспитателям следует чутко наблюдать за увлеченностью детей коллекционированием. Нередко на основе детских коллекций можно создать интересные тематические выставки. Дошкольники получат новый всплеск интереса, а также условия для применения собственной активности.

Дидактические игры – средство развития познавательного интереса и активности детей

Важность развития познавательной деятельности побуждает взрослых использовать различные методики. Дидактические игры как средство развития активности при уместном применении демонстрируют значительные результаты. Основные принципы данного метода:

  • Активизация познавательных процессов на избирательные явления и предметы;
  • Укрепление познавательного интереса;
  • Формирование потребности в углублении познавания;
  • Воспитание целеустремленности и настойчивости;
  • Обогащение речи;
  • Стимулирование творческого мышления;
  • Развитие нравственности и эстетической составляющей личности.

Примеры дидактических игр

Сбор в корзину. Игра, направленная на формирование познавательной потребности. Применяются двумерные изображения плодов и корзина.

Цель: освоение порядкового счета, создание условий для формирования любознательности.

В процессе игры дошкольник собирает корзинку (изображения помидоров, огурцов). Сравнение по количеству. Взрослый задает вопрос:

  • Чего получилось больше?
  • Насколько больше?
  • Как сравнять счет?

Время суток. Игра проводится с небольшой группой детей.

Цель: закрепление названий частей суток, стимулирование размышления, проявлений эмоциональности, раскрепощение двигательной активности.

Группа формирует круг. Игра начинается с предложения ведущего показать без слов, что дошкольники делают утром. Дальнейшие варианты: день, вечер, когда опаздывают в детский сад и пр.

Нахождение места. Игра предназначена для старших дошкольников.

Цель: выработка познавательной инициативы, умения пространственного ориентирования.

Перед началом игры взрослый расставляет детей в произвольном порядке. В дальнейшем дается инструкция: «Света, встань за Ирой. Маша, встань так, чтобы Петя был слева от тебя, Игорь подойти ко мне, а Аня встань перед ним». В дальнейшем задания усложняются. Детям предлагают сменить место и назвать самим, где они находятся.

Регулярность подобных дидактических игр помогает формировать новые навыки и закреплять уже имеющиеся. Выполняя задания, дошкольники получают знания, открывают неизвестные им ранее познавательные направления, реализуют потребность в активных действиях.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/poznavatelnaya-aktivnost

Познавательная активность

Познавательная активность как основа учения детей

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

1.Познавательная деятельность младшихшкольников

2.Формирование познавательной активностив обучении

3.Способы формирования познавательнойактивности младших школьников в учебномпроцессе

4.Дидактические основы активизации ученияшкольников

5.Диагностика уровня познавательнойактивности

6.Методические рекомендации по активизациипознавательной деятельности младшихшкольников

Заключение

Списокиспользованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность.Вопросы формирования познавательнойактивности школьников относятся к числунаиболее актуальных проблем современнойпедагогической науки и практики.Реализация принципа активности вобучении имеет определенное значение,т.к. обучение и развитие носят деятельностныйхарактер и от качества учения какдеятельности зависит результат обучения,развития и воспитания школьников.

Ключевойпроблемой в решении задачи повышенияэффективности и качества учебногопроцесса является активизация ученияшкольников.

Ееособая значимость состоит в том, чтоучение, являясь отражательно-преобразующейдеятельностью, направлено не только навосприятие учебного материала, но и наформирование отношения ученика к самойпознавательной деятельности. Преобразующийхарактер деятельности всегда связан сактивностью субъекта.

Знания,полученные в готовом виде, как правило,вызывают затруднения учащихся в ихприменении к объяснению наблюдаемыхявлений и решению конкретных задач.Одним из существенных недостатковзнаний учащихся остается формализм,который проявляется в отрыве заученныхучащимися теоретических положений отумения применить их на практике.

Ужедолгое время одна из важнейших проблемдидактики: каким образом активизироватьучащихся на уроке? Переломным по значениюстало исследование М.Н. Кашина, выполненноев середине 1950-х г.г., в котором авторвыступил с критикой в адрес традиционногообучения. Особенно остро встал вопросо пассивности учащихся в учебной работе.

Опираясьна результаты почти 300-часовогохронометража, М.Н.

Кашин показал, чтосамостоятельная работа учащихся занималалишь 10% времени, причем и эта работасостоял в основном из простого чтенияучебника и выполнения тренировочныхупражнений.

Вдобавок к этому обнаружилсякурьезный факт: чем старше учащиеся,тем меньше использовалась их самостоятельнаяработа. Этот вопрос остается актуальными в современной школе.

Решение задачи повышения эффективностиучебного процесса требует научногоосмысления проверенных практикойусловий и средств активизации школьников.

Познавательная активность– это интерес к учебной деятельности,к приобретению знаний, к науке.

Возникновение познавательной активностизависит в первую очередь от уровняразвития ребенка, его опыта, знаний, тойпочвы, которая питает интерес, а с другойстороны, от способа подачи материала.

Интерес школьников кучению является определяющим факторомв процессе овладения ими знаниями.Великие педагоги – классики всех временподчеркивали первостепенное значениев обучении интереса, любви к знаниям.

Интересноеобучение не исключает умение работатьс усилием, а, наоборот, способствуетэтому.

Поэтому, одной из важнейших задачпедагогов должно быть – выявлениеимеющихся интересов, развитие и воспитаниеинтереса к знаниям у школьников.

Интерес – это формапроявления познавательных потребностей,обеспечивающая направленность личностина осознание целей деятельности и темсамым способствует ориентировке,ознакомлению с новыми фактами, болееполному и глубокому отражениюдействительности (по Петровскому).

В связи с этим интересопределяется как эмоционально –познавательное отношение, непосредственномотивированное, имеющие тенденциюпереходить в познавательную направленностьличности.

От непосредственно мотивированногоэмоционального переживания (любви,увлеченности) интерес отличаетсяналичием эмоционально – познавательногоотношения, неразложимой на элементыинтеллектуальной эмоции – радостипознания.

От чувства долга и ответственности,сознательного отношения интересотличается наличием непосредственногомотива, появление радости познания(помимо радости выполненного долга)свидетельствует о появлении интереса.

Однако интересы не всегдапобуждает личность к активной учебнойдеятельности. Эти интересы только тогдапревращаются в необходимую жаждупознания, поднимаются на уровень духовнойпотребности, когда они включаются вобщую систему мотивов, определяющихжизненные позиции личности, еенаправленность.

Познавательную активностьнужно признавать одним из самых значимыхфакторов учебного процесса, влияниекоторого неоспоримо как на созданиесветлой и радостной атмосферы обучения,так и на интенсивность протеканияпознавательной деятельности учащихся.

При наличии познавательнойактивности учение становится близкой,жизненно значимой деятельностью, вкоторой сам школьник кровно заинтересован.

Методикаизучения и формирования познавательнойактивности учащихся – вопрос в равнойстепени актуальный для исследованияпроблемы, так и для практики обученияи воспитания.

Кметодам исследования познавательнойактивности учащихся подойдем, преждевсего, с позиции общей проблемы воспитанияи развития, в фарватере которойобнаруживаются важнейшие тенденцииформирования и развития любого свойстваличности.

Процесс формированияпознавательной активности, как и всякойстороны личности, происходит вдеятельности, структура которой (еезадачи, содержание, способы и мотивы)составляют объективную основу развитияпознавательной активности.

Главный вид этой деятельности- учение, в процессе которого происходитсистематическое овладение знаниями впредметных различных областях,приобретение и совершенствованиеспособов (умений и навыков) познавательнойдеятельности, трансформирование целей,выдвигаемых обществом, школой, в мотивыдеятельности самого учения.

Учение закладывает основыпознавательной активности, но неисчерпывает собой всех возможностейих формирования. В любом виде деятельности,поскольку познавательная и практическаястороны для личности не обособлены,есть необходимая почва для формированияпознавательного интереса. Особенноблагоприятна деятельность, связаннаяс предметом интереса ученика.

Приступая к педагогическойработе с детьми, прежде всего, нужноразобраться в том, что ребенку дано отприроды и что приобретается подвоздействием среды.

Развитие человеческихзадатков, превращение их в способности– одна из задач обучения и воспитания,решить которую без знаний и развитияпознавательных процессов нельзя. Помере их развития, совершенствуются исами способности, приобретая нужныекачества.

Знание психологическойструктуры познавательных процессов,законов их формирования необходимо дляправильного выбора метода обучения ивоспитания. Большой вклад в изучение иразвитие познавательных процессоввнесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский,А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов,Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.

Ими былиразработаны различные методики и теорииформирования познавательных процессов.И сейчас, чтобы успешно развиватьпознавательные процессы в учебнойдеятельности, необходимо, искать болеесовременные средства и методы обучения.

Цель нашего исследованиярассмотреть способы формированияпознавательной активности в учебномпроцессе младших школьников

Объектисследования –младшиешкольники.

Предметомисследования является формированиепознавательной активности в учебномпроцессе.

Познавательная деятельность– избирательная направленность личностина предметы и явления окружающиедействительность. Эта направленностьхарактеризуется постоянным стремлениемк познанию, к новым, более полным иглубоким знаниям.

Систематическиукрепляясь и развиваясь познавательнаяактивность становится основойположительного отношения к учению.познавательная активность носит(поисковый характер). Под его влияниему человека постоянно возникают вопросы,ответы на которые он сам постоянно иактивно ищет.

При этом поисковаядеятельность школьника совершается сувлечением, он испытывает эмоциональныйподъем, радость от удачи.

познавательнаяактивность положительно влияет нетолько на процесс и результат деятельности,но и на протекание психических процессов- мышления, воображения, памяти, внимания,которые под влиянием познавательногоинтереса приобретают особую активностьи направленность.

Познавательная активность- это один из важнейших для нас мотивовучения школьников. Его действие оченьсильно. Под влиянием познавательногоучебная работа даже у слабых учениковпротекает более продуктивно.

Спросите у любогопервоклассника, собирающегося в школу,хочет ли он учиться. И как он будетучиться. В ответ вы услышите, что получатькаждый из них намерен только пятерки.

Мамы, бабушки, родственники, отправляяребенка в школу, тоже желают ему хорошейучебы и отличных оценок.

Первое времясама позиция ученика, желание занятьновое положение в обществе – важныймотив, который определяет готовность,желание учиться. Но такой мотив недолгосохраняет свою силу.

К сожалению, приходитсянаблюдать, что уже к середине учебногогода у первоклассников гаснет радостноеожидание учебного дня, проходитпервоначальная тяга к учению.

Если мыне хотим, чтобы с первых лет обученияребенок не стал тяготиться школой, мыдолжны позаботиться о пробуждении такихмотивов обучения, которые лежали бы невне, а в самом процессе обучения.

Иначеговоря, цель в том, чтобы ребенок училсяпотому, что ему хочется учиться, чтобыон испытывал удовольствие от самогоучения.

Познавательныепроцессы младшего школьника включаютв себя: внимание, восприятие, наблюдение,воображение, речь, память, мышление.

Источник: https://works.doklad.ru/view/XbAQprigicc.html

ovdmitjb

Add comment