Irvuz

Поведенческая терапия

Содержание

Поведенческая психотерапия – что такое, техники, методы

Поведенческая терапия

Чтобы выявить, проработать и устранить какую-либо проблему, человеку рекомендуется сначала выяснить причины ее возникновения. Без специальных техник и методов это сделать очень сложно.

Также важна поддержка со стороны терапевта.

Обучение проходит не только специалист, который работает с клиентами, но и пациенты, которые по мере работы с терапевтом должны проходить через все этапы поведенческой психотерапии.

Данное направление в лечении возникло относительно недавно.

Базируется она на главных постулатах бихевиоризма, которые рассматривают поведение как главный источник всех возникающих проблем и способ преодоления трудностей.

Что называется, как человек создал свою проблему, таким же образом он должен ее разрешить, то есть совершить конкретное действие, которое трансформирует его сознание и приведет к личностным изменениям.

Интернет-журнал psytheater.com желает ознакомить читателей с основными постулатами поведенческой психотерапии, чтобы продемонстрировать ее полезность в проработке любых проблем.

Что такое поведенческая психотерапия?

Достаточно юным направлением в лечении многих фобий, поведенческих негативных реакций и проявлений является поведенческая психотерапия. Здесь понимается психотерапевтическая деятельность, которая базируется на изменении или коррекции поведения индивида с целью его исцеления от главной проблемы, с которой он пришел.

Первым шагом на пути решения любой проблемы будет ее четкая формулировка.

Поэтому визит к психологу начинается с изучения или поступившего запроса (жалобы или проблемы, заставившей человека обратиться за помощью), чтобы как можно полнее собрать информацию.

Без тщательного исследования (диагностики) ситуации специалистом дело ограничится лишь предположениями. Двумя наиболее распространенными методами психодиагностики считаются структурированная беседа (интервью) и психологическое тестирование.

В поведенческой психотерапии главными принципами являются:

  • Концепция оперантного и классического обуславливания.
  • Поведенческие теории.
  • Принципы научения.

Если у человека имеются зависимости, фобии или разрушительные модели поведения, тогда применима поведенческая психотерапия. Она базируется не только на словесном обсуждении проблемы, но и на моделировании нового поведения, его практики и наработке.

Упор делается на «мишень» — так называемый триггер, который запускает неправильное поведение человека. Если его выявить, устранить или изменить к нему отношение, тогда можно устранить саму проблему неправильного поведения.

При этом следует отметить, что человеку привычным образом принято делить поступки на хорошие и плохие. Психотерапевт не оценивает ваше поведение. Его главной задачей является помощь клиенту, если он видит и замечает, что его поведение создает проблемы, не помогает ему жить счастливо.

Поступки не могут быть плохими или хорошими сами по себе. Все зависит от того, в какой ситуации они применяются. Поступки могут быть целесообразными или нецелесообразными. Другими словами, человек совершает именно такие действия, которые ему помогают достичь цели в конкретной ситуации. Если же желаемое не достигается, тогда поступки считаются нецелесообразными.

Большая часть людей использует именно те модели поведения, которые были наработаны с годами. Консерватизм и традиции являются именно теми поведенческими реакциями, когда человек не думает, а просто совершает привычные ему поступки.

Здесь часто возникают различные проблемные ситуации, когда человек не может понять, что своими шаблонными действиями сам создал конфликт.

Необходимо менять поступки и быть гибкими в каждой отдельной ситуации, чему и учит поведенческая психотерапия.

Худшее, что можно сделать, — это зациклиться на чем-то: не защитил диссертацию, не сказал «люблю», поступил эгоистически. Важно отпускать прошлое, менять свое мышление, поведение, которое уже не дает желаемого результата. Важно создавать что-то новое, что будет приносить желаемый результат здесь и сейчас.

Старые модели поведения, желания, страхи и люди были полезны человеку когда-то в прошлом. Но сейчас это может не приносить желаемого результата, поэтому нужно избавляться от балласта и нарабатывать новое, что поможет достичь цели, которая важна на сегодняшний день.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. А значит, необходимо их сменить. Если вы будете продолжать делать то, что обычно, то, соответственно, будете получать привычный для себя результат.

Невозможно совершать одни и те же действия и получать каждый раз разный результат. Если вы ничего не меняете в факторах, которые участвуют в формировании той или иной ситуации, тогда постоянно получаете один и тот же итог.

Но стоит вам что-то изменить в себе или во внешних факторах, тут же получаете совершенно новый результат.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. И самое худшее, что вы можете сделать в такой ситуации – это ничего не менять. Люди часто винят обстоятельства в своих бедах, но ведь они сами разрешили старым обстоятельствам участвовать в формировании ситуации.

Если изменить хотя бы внешние обстоятельства, то изменится сама ситуация. А если изменить еще и свое поведение, образ мышления, убеждения, то можно значительно изменить ход развития событий. Таким образом, хотите изменить свою жизнь, начните с изменения своего характера, поведения или мышления.

И вы заметите, как ваша жизнь становится другой.

перейти наверх

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Мысль предшествует поступкам. Таким образом, А. Т. Бек создал новое направление в психотерапии, которое называется когнитивно-поведенческим. Сначала человек о чем-то думает, после чего его мысли провоцируют действия. Поэтому для выявления причин проблемы, с которой клиент пришел к психотерапевту, необходимо выяснить, какие мысли в голове у него крутятся при этом.

Когнитивно-поведенческая психотерапия активно используется для устранения негативных состояний:

Сначала человек должен понять, какие мысли он обдумывает прежде, чем совершить неприятное действие. Таким образом, когнитивно-поведенческая психотерапия помогает негативно окрашенные мысли, создать новые шаблоны мышления, подкрепить новые убеждения.

При этом используются такие техники:

  1. Обнаружение ненужных и желаемых мыслей. Нахождение причин нежелательных мыслей.
  2. Формирование новых шаблонов.
  3. Визуализация, которая помогает сочетать воедино новые шаблоны с конкретными действиями и эмоциональным благополучием.
  4. Использование новых убеждений и поступков в реальной жизни, чтобы сделать их привычными.

Жизнь можно изменить к лучшему, и все начинается с человека.

Не обстоятельства формируют сценарий жизни, а то отношение, которое человек проявляет к данным обстоятельствам, чем и развивает у себя страхи, тревогу, панику, злость.

Неадекватная оценка предметов, людей, явлений, ситуаций приводит к тому, что у человека вырабатывается определенное отношение к ним. Он начинает совершать поступки в зависимости от своего отношения. При этом:

  • Человек наделяет людей, предметы и пр. несвойственными им качествами, что указывает на неадекватное восприятие происходящего.
  • Человек формирует в себе именно то отношение к происходящему, которое соответствует направленности его мышления. Когнитивно-поведенческая психотерапия нацелена на то, чтобы изменить мышление человека в отношении всего, что с ним происходит.

Абсурдность некоторых мыслей можно отметить, когда человек боится того, чего еще не произошло.

Когда возникает ситуация, которая протекает не по тому страшному сценарию, который рисовал человек у себя в голове, он начинает понимать, как ошибался и бессмысленно страдал.

Таким образом, многие переживания являются абсурдными лишь потому, что человек их надумывает до того, как страшное случится, или долго держит в своей голове, когда уже событие давно осталось в прошлом.

перейти наверх

Методы поведенческой психотерапии

Главной целью поведенческой психотерапии является трансформация поведения клиента. Он должен изменить, поменять или модифицировать свои поступки, чтобы они стали более эффективными. Здесь используются различные методы:

  1. Аверсивная терапия, при которой на человека непосредственно воздействует негативный стимул. Нечасто используется.
  2. Жетонная система, когда клиента награждают «жетонами» за любое эффективное действие. Затем он эти жетоны может обменять на полезные и приятные для себя вещи.
  3. Мысленный «стоп», когда клиент осознанно останавливает ход негативных мыслей, которые вызывают у него неприятные ощущения.
  4. Поэтапное подкрепление и самоподкрепление.
  5. Самоинструкция и самоконтроль.
  6. Обучение на моделях.
  7. Обучение приемам подкрепления.
  8. Тренинг самоутверждения.
  9. Систематическая десенсибилизация.
  10. Условно-рефлекторная терапия.
  11. Целенаправленное и скрытое подкрепление.
  12. Система штрафов.

перейти наверх

Техники поведенческой психотерапии

В поведенческой психотерапии используются различные техники, которые помогают устранить конкретные психологические проблемы:

  • Техника «наводнения», когда человеку создают травмирующую ситуацию, погружают в нее. Он должен в ней пребывать до тех пор, пока функции торможения не начнут включаться, то есть страх сам не начнет исчезать из-за постоянного воздействия пугающего раздражителя на человека. Данный прием используется до 10 раз.
  • Жетонная система, когда человека награждают за правильное поведение.
  • Систематическая десенсибилизация, когда в момент стресса человек занимается тем, что расслабляется.
  • Экспозиция – вхождение пациента в пугающую ситуацию.

перейти наверх

К каким итогам приводит поведенческая психотерапия?

Главными целями поведенческой психотерапии являются воздействие на ход мыслей и установки клиента, чтобы регулировать поведение для улучшения самоощущения. Итоги могут быть достигнуты за считанные сеансы, если клиент полностью подчиняется руководству психотерапевта.

Следует понимать, что именно своими действиями человек формирует свои проблемы. Эти действия базируются на убеждениях, мыслях, страхах, комплексах и прочих психологических факторах.

Зачастую человек пользуется старыми моделями поведения, которые уже на сегодняшний день не дают желаемого эффекта.

Вот почему посредством проработки собственных стереотипов можно изменить и поведение, которое наконец-то будет давать желаемый результат.

Сначала необходимо понять, что управляет человеком, а потом начать самим управлять данным фактором, чтобы совершать выгодные для себя действия.

Источник: http://PsyTheater.com/povedencheskaya-psihoterapiya.html

Поведенческая психотерапия

Поведенческая терапия

Поведенческая психотерапия – это, пожалуй, один из самых юных методов психотерапии, но наряду с этим она являет собой одну из преобладающих сегодня методик в современной психотерапевтической практике.

Поведенческое направление в психотерапии выделилось в отдельный метод в середине 20 столетия. Данный подход в психотерапии опирается на различные поведенческие теории, концепции классического и оперантного обуславливания и принципы научения.

Ключевая задача поведенческой психотерапии состоит в ликвидации нежелательных видов поведения и формировании полезных для индивида навыков поведения. Наиболее эффективно использование поведенческих техник при лечении различных фобий, поведенческих нарушений и зависимостей.

Другими словами, таких состояний, в которых можно обнаружить какое-то отдельное проявление в качестве так называемой «мишени» для дальнейшего терапевтического воздействия.

Бихевиоральная терапия

Поведенческая терапия

Со времен Платона ученые мужи думали над вопросом, что же движет поведением человека, что является его истинными мотивами. Эллинские философы на первый план выдвигали идеи вещей, а поведение человека лишь проявлением их. Христианские богословы средних веков видели в деяниях людей промысел Божий и козни Лукавого.

На смену христианскому мироощущению пришла классическая немецкая философия. Кант проповедовал первичность человеческих представлений над объективной реальностью и моралью, как «вещью в себе» и главным побудительным мотивом поступков человека. Гегель привнес в представления человека о самом себе диалектику и борьбу противоположностей.

Эстафету приняли Людвиг Фейербах с антропологическим материализмом, Карл Маркс и Фридрих Энгельс – теоретики классовой борьбы, а также успешный практик их идей, наш соотечественник Владимир Ленин. В конце 19, начале 20 века очень популярен был австрийский доктор Зигмунд Фрейд и его теория бессознательного.

Бихевиоризм

Параллельно с психологией бессознательного, а отчасти и как реакция на нее, родилось бихевиоральное направление, отрицавшее первичность сознания человека в его поведении, и выступало категорически против выделения сознания, как обособленного феномена. Любые проявления сознания – чувства, эмоции, мысли – бихевиористы считали условными рефлексами, вырабатываемыми человеком в течении жизни.

Бихевиоризм это научный системный взгляда на поведение млекопитающих. Он предполагает, что любое поведение обусловлено реакциями на внешние раздражители – рефлексами и действиями, связанными с получением вознаграждения – подкрепления или наказания.

Собственно, само название бихевиоризм происходит от английского слова behaviour, что переводится как поведение.

Бихевиоризм как наука о поведении

Смысл идей бихевиоризма заключается в том, что любое поведение человека обусловлено реагированием его на внешнюю окружающую среду. Это может быть реакция на существующую ситуацию, либо поступки человека, направленные на получение того или иного подкрепления, либо поведение, обусловленное стремлением избежать наказания.

Торндайк

Начало бихевиоризма было положено американским педагогом и психологом Эдвардом Торндайком в его экспериментах над животными. Он вывел две закономерности:

«Закон упражнения» — по-русски бы мы выразили его пословицей «повторенье-мать ученья» — его смысл в том, что учение происходит быстрее при повторении определенного действия;

«Закон эффекта» — акт, который вызывает удовольствие быстрее и сильнее закрепляет связь между ситуацией и реакцией, действие, которое напротив приносит неудовольствие, связь между ситуацией и реакцией ослабляет.

Торндайк вывел метод проб и ошибок, в котором ситуация, сама по себе является стимулом, а поведение вырабатывается в ходе актов (действий). Торндайк выстроил концепцию, основанную на том, что поведение определяется чувствами: удовольствия и дискомфорта.

Павлов

Иван Петрович Павлов, российский и советский физиолог, в начале 20 века, также проводил эксперименты на животных с целью определить взаимосвязь реакций и стимулов. Он определил наличие у животных врожденных рефлексов, заложенных природой, а также возможность создавать искусственно некоторые рефлексы с помощью стимулирования.

Уотсон

Соотечественник Торндайка Джон Бродес Уотсон отрицал существование сознания как такового. С его точки зрения, психология – это естественнонаучная дисциплина, цель которой расчет реакций человека на те или иные стимулы, предвидение его поведения и его контроль.

В своих исследованиях он пошел дальше Павлова, ставя эксперименты над маленькими детьми. Он выяснить три первичных реакции – любовь, страх и гнев. Все остальное поведение, по мнению Уотсона, это наслоение на первичное реактивное поведение.

Эксперименты Джона Уотсона пришлись не по вкусу пуританской американской публике, а их выводы носили сомнительную достоверность.

  Библиотерапия

Уотсон отвергал возможность самонаблюдения, и пытался разобраться в мотивах поведения используя только внешнее наблюдение.

Скиннер

Но настоящую революцию бихевиористский подход пережил с появлением исследований Борреса Фредерика Скиннера. Скиннер был основателем философского бихевиористического учения – радикальный бихевиоризм.

В противовес Уотсону и Павлову, строивших свои умозаключения на рефлексах и условиях их появления, Скиннер пришел к выводу, что вообще весь процесс получения данных и формирования поведения зависит от стимулов и подкреплений или ужесточения наказания.

Прежде всего, Скиннер предложил разделить факты – ими должна заниматься наука и домыслы, идеи, моральные ценности – эти вещи должны остаться в разделе философии, религии, этики.

Фактом является все, что можно увидеть, проверить и измерить – в психологии единственным таким фактом может быть наблюдаемое поведение объекта. Для поведения всегда есть причина – стимул. Любые действия человека обусловлены стимулами.

Если действие происходит после стимулирование, то по Скиннеру, оно респондентно, если действие человека предшествует стимулу – такое поведение он называл оперантным.

Для своих экспериментов использовал собственную разработку, получившую название «ящик Скиннера» — камера обусловливания, ее посетителями были в основном, голуби и крысы

В общем, как сказали бы современники Скиннера, человек всегда стремиться к получению кайфа, избегнув обломов. На этом принципе строиться процесс обучения, когда стандартные стимулы вызывают стандартные реакции.

Радикальный бихевиоризм Скиннера ввел понятие оперантное обусловливание, которое легло в основу новой дисциплины в психологии – прикладного анализа поведения.

ПАП использует постулаты радикального бихевиоризма для решения прагматических задач, таких как обучение иностранных языков, воспитание детей, спорт, профилактика наркотической зависимости, и многих других.

Сама личность Скиннера весьма одиозна. Он известен тем, что научил лабораторных голубей играть в настольный теннис.

Также в список его заслуг входит изобретение механизированной «няни» отдаленно напоминавшей «ящик Скиннера», но больших размеров. В испытании «няни», в качестве подопытного выступала его дочурка – Дебора. 2,5 года она жила в теплом, проветриваемом, звукоизолированном, с окном в одной из его стенок, ящике Скиннера.

Конечно же, Дебору, часто вытаскивали из «изобретения» для игр. Девочка выросла, и стала художником, своим детством она вполне довольно. Что интересно, замуж она вышла за кого бы вы думали, за психолога.

А вот сестра Деборы, Джулия Скиннер росла без «механической няни» и пошла по стопам отца, стала психологом, вышла замуж, родила двоих детей, каждому из которых уже приобрела ящичек Скиннера.

Бихевиоральная психотерапия

Поведенческая психотерапия широко применяется для лечения различных недугов, как психических и психосоматических, так и телесных. Ее назначают при фобиях, навязчивых идеях, депрессиях, шизофрении, бессоннице, аутизме, синдроме повышенной возбудимости и гиперактивности.

Принципы поведенческой терапии:

— стереотипы поведения усугубляют психологические расстройства;

— используются только методы, которые эмпирическим путем доказали свою эффективность;

— решение проблем текущего момента;

— принцип минимального вторжения;

— отсутствие понятия «нормальное поведение», психотерапевт исходит из принципа, что желательное поведение для конкретного клиента – это цель терапии;

— психотерапевт главный, он задает вопросы, пациент лишь следует четким указаниям, и выполняет упражнения;

— иногда для поведенческой психотерапии привлекаются близкие родственники.

Прикладной анализ поведения клиента

Этот этап характеризуется наблюдением и описанием основных моделей поведения, отрицательно влияющих на пациента. Затем выявляются ситуации, которые вызывают негативную реакцию у пациента.

При этом нужно обращать внимание на то, что некоторые отрицательные модели поведения могут нести в себе тайную пользу для клиента, так называемую вторичную выгоду, подкрепляющую негативное поведение. Затем доктор выявляет черты характера клиента, которые помогут в терапии.

Нужно также установить ожидания клиента от поведенческой психотерапии, чего он ожидает, от каких, мешающих ему моделей поведения он хотел бы избавиться. Для этого пациент заполняет анкету в домашних условиях, используя наблюдение за собственным поведением. Процесс анализа поведения занимает до 2 недель.

  Трансперсональная терапия

Бихевиоральная терапия в лечении психических недугов требует тщательной подготовки для определения «отправной точки», от нее в дальнейшем будет отсчитываться динамика улучшений.

Подготовка плана терапии

В поведенческой терапии проблемы клиента решаются последовательно. При наличии у клиента нескольких моделей негативного поведения, психотерапевт выстраивает их в «лестницу проблем» и решает их в порядке значимости по принципу от простого к сложному. В обсуждении «лестницы» принимает участие сам клиент, приоритет в ходе терапии может быть пересмотрен.

Когда последовательность работы согласована с пациентом – врач подбирает соответствующие методики терапии.

Мотивация клиента очень важна, поэтому терапевт подробно объясняет клиенту суть каждой выбранной методики, затем используя вопросник, выясняет, насколько правильно его понял пациент.

Бихевиоральное направление часто использует метод наблюдения за собой и домашние задания, которое клиент должен выполнять ежедневно.

Нужно помнить, что цель поведенческой психотерапии не сводится к устранению отрицательных для пациента моделей поведения. «Свято место пусто не бывает». Освободившись от одних типов негативного поведения, клиент может заполнить их другими. Терапевт должен помимо избавления от негативного поведения, при планировании терапии учитывать позитивную замену.

Клиент и терапевт не только определяют проблемы, от которых хотят избавиться, но и утверждают позитивные достижения, к которым хотят прийти в результате терапии.

Окончание поведенческой терапии

Бихевиоральный метод лечения ставит своей целью не дать пациенту рыбу, а дать ему удочку и научить его самого ловить рыбу. Проще говоря, терапевт учит своего клиента приемам и методикам, которые сам же к нему применяет.

В ходе процесса оба определят те, которые наиболее благотворно влияют на состояние пациента. Проблемы пациента терапия не решает, но она обучает справляется с ними, учит пациента распознавать признаки появления негативного поведения и применять полученные на терапии навыки.

Пациент прошедший, поведенческую терапию больше внимания уделяет своему поведению, самонаблюдению и самоконтролю.

Методы

Методы, применяемые при поведенческой психотерапии это тема для отдельной статьи, здесь мы просто перечислим основные:

— «остановка мышления»;

— ролевые тренинги;

— обсервационное научение;

— биологический фидбэк;

— десенсибилизация;

— шейпинг;

— имплозивная терапия.

Противопоказания для бихевиоральной терапии

Поведенческая терапия противопоказана при тяжких психических недугах, таких как умственная отсталость, тяжелая затяжная депрессия, обостренные психозы. Это случаи, когда пациент просто физически не способен участвовать в своем лечении.

Критика бихевиоризма

Частыми упреками в адрес бихевиоризма как науки являются полный отказ от чувственных переживаний, трактовка поведения человека как некой машины, подчиненной механическим манипуляция через стимулы, исключает влияние генетики и врожденных способностей на жизнь человека (постулат о том, что всему можно научить, любой рефлекс привить).

Также бихевиоральная теория совсем не уделяет внимания целеполаганию, не может объяснить великие достижения науки и культуры.

Большинство опытов бихевиористы проводили над животными, соответственно выводы, экстраполируемые на человека, отражают лишь его животное начало, но это не все, что движет человеком.

И одна из главных претензий со стороны критиков бихевиоризма – это то, что данное направление не этично, не гуманно и полностью исключает то «человеческое», «божественное» или «социальное» над которым тысячелетиями ломали голову философы разных школ, от идеалистов до материалистов, от Аристотеля и Платона до Фрейда и Берна, от Мартина Лютера и Фомы Аквинского до Толстого и Достоевского.

Источник: https://psydeal.com/terapiya/bihevioralnaya-terapiya/

Поведенческая терапия — эффективное избавление от фобий, зависимостей и психических расстройств

Поведенческая терапия

У многих сложился стереотип, что цель любого психолога — вскрыть изнанки души, докопаться до сути проблем, выяснить первопричины страданий, уходящих в детство, и работать с ними. На самом деле это далеко не так.

Например, одно из направлений — бихевиоризм — изучает в первую очередь поведение. По их мнению, важнее всего рефлексы, приобретённые навыки, реакции на внешние стимулы и мотивация. Вот то, что определяет суть психической организации человека.

На основе этой концепции была создана и успешно применяется на практике поведенческая психотерапия.

Что это такое

Поведенческая психотерапия — это одно из самых эффективных и популярных направлений в психологии и психотерапии. Рассматривает некоторые психические заболевания как следствие неправильно сформированных в течение жизни навыков.

Научной базой для неё послужил бихевиоризм, поэтому её альтернативные названия — поведенческо-бихевиоральная или просто бихевиоральная терапия.

Считается одним из новейших методов, хотя на самом деле используется уже давно: её черты можно увидеть в сочетательно-рефлекторной терапии Бехтерева, практическом применении условных и безусловных рефлексов Павлова, систематической десенсибилизации М. К.

Джонс — всё это активно внедрялось уже в 20-е гг. XX века. Даже сам термин родился в 1911 году (впервые его употребил в своих трудах Торндайк).

Цель поведенческой терапии — устранение неправильных стратегий поведения, привитие пациенту полезных навыков. Обычно лечение строится по отработанной схеме:

Анализ поведения → Выявление неправильно сформированного способа деятельности → Поэтапная коррекция посредством привития нового навыка → Отработка, тренировка → Проверка, насколько успешно он может применяться в реальной жизни

Все настолько привыкли к тому, что корень любого зла (будь то физическая или душевная болезнь) кроется в причинах и без их устранения выздоровление невозможно, что поведенческое направление в психотерапии на первых порах часто подвергалось критике и даже высмеивалось.

Однако уже в скором времени его противники и недоброжелатели были повержены, так как при работе с фобиями, пищевыми расстройствами, аутизмом и алкогольной зависимостью этому методу нет равных. Пациенты полностью освобождаются от них.

Такими результатами не могут похвастаться другие концепции.

По страницам истории. Несмотря на то, что поведенческая психотерапия оформилась в самостоятельное направление только в 50-е годы XX века, в СССР её методы использовались, начиная с 20-х гг. В советской научной литературе тех времён она упоминалась как «условно-рефлекторная психотерапия».

Основные принципы

Принципы, на основе которых работает поведенческая терапия, постоянно пополняются и совершенствуются.

Паттерны — главная роль в заболевании

Это те самые навыки, шаблоны поведения, которые формируются на протяжении жизни человека. Именно они являются истоком и сутью психического расстройства, играют решающую роль в его развитии и даже вызывают реакции со стороны эндокринной и вегетативной систем.

Методы лечения — только проверенные

В поведенческой психотерапии используются лишь те методы лечения, которые были не раз проверены в лабораторных условиях и приносят только положительный результат. Никаких экспериментов на пациентах.

«Здесь и сейчас»

Как и в гештальт-терапии, в поведенческой не применяется гипноз с целью заглянуть в детство и найти там психотравму, которая становится причиной всех бед в настоящем. Работа направлена на то, что беспокоит человека в данный момент и как с этой проблемой справиться «здесь и сейчас».

Минимальное вторжение

Специалист не копается дотошно в душе, не просит извлечь наружу потаённые мысли и желания, не заглядывает в уголки прошлого. Максимальный комфорт пациента и соблюдение его личных границ — один из основных принципов данного направления.

Всё относительно

Алкоголик для общества — больной, которому требуется длительное и принудительное лечение. Для психотерапевта, работающего в русле поведенческого направления, это такой же человек, как и всё остальные, но у него сформировано неправильное отношение к алкоголю, которое можно откорректировать.

Обратная ситуация. Большинство членов социума живут до конца своих дней с фобиями и не находят нужными от них избавляться (если только они не принимают патологическую форму). Их никто не считает больными. А в поведенческой психотерапии это главные пациенты. Так что здесь подчёркивают относительность таких понятий, как «норма-отклонение» и «здоровье-болезнь».

Психотерапевт — доминант

Приходя на приём к психотерапевту, не нужно пытаться объяснить свои переживания и формулировать проблему. Техника «выговаривания» здесь практически не используется.

Главный инструмент — диалог, причём ведущую роль в нём играет именно специалист. Он задаёт вопросы, согласно определённой схеме, а после постановки диагноза даёт задания и упражнения.

Так что, если хочется поплакать в жилетку — это точно не сюда.

Использование помощи со стороны

Это нельзя назвать семейной психотерапией, так как не ведётся работа с общими проблемами. Иногда на занятия могут быть приглашены близкие пациенту люди, но лишь с той целью, чтобы помочь ему закрепить (или, наоборот, «открепить») какой-либо навык.

Показания

Поведенческая психотерапия берётся за лечение далеко не всех психических расстройств, а только тех, в основе которых лежит явное и стойкое нарушение приобретённых навыков, неправильно отработанных способов действия. Показания для обращения к такому специалисту:

  • панические атаки;
  • фобии;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • депрессия, дистимия, биполярное аффективное расстройство, циклотимия, маниакальный синдром;
  • пищевые расстройства: булимия, анорексия, психогенное переедание, аллотриофагия;
  • сексуальные психогенные проблемы на основе психопатий, эндогенных психозов и акцентуаций характера;
  • шизофрения;
  • асоциальное, девиантное поведение;
  • бессонница, ночные кошмары;
  • гиперактивность;
  • аутизм;
  • плохая успеваемость в школе, логопедические проблемы у детей.

Как показывает практика, терапия эффективна в лечении многих физиологических заболеваний: гипертонии, мигрени, бронхиальной астмы, проблем с желудком.

Противопоказания

Поведенческая психотерапия в ряде случаев противопоказана. Это касается тех пациентов, у которых наблюдается стойкое нарушение сознания, если они не могут понять, что от них требуется. Это влечёт за собой невозможность выполнять упражнения и задания, направленные на лечение.

Абсолютные противопоказания:

  • обострившиеся психозы;
  • затяжная депрессия в тяжёлой форме;
  • глубокая УО.

Относительные противопоказания:

  • личностные расстройства — курс лечения будет эффективным лишь в том случае, если психотерапевту удастся наладить доверительный контакт с пациентом;
  • лёгкая форма умственной отсталости — лечение возможно, но лишь при подборе несложных заданий и упражнений, с которыми сможет справиться больной.

Каждый конкретный случай обращения к психотерапевту рассматривается индивидуально.

Методы

Имитационное (обсервационное, викарное) научение через наблюдение (по образцу)

Основа: теория социального научения А. Бандуры.

Суть: Пациенту прививается новый навык через процесс подражания другому человеку (психотерапевту, герою фильма или книги).

Пример: Диагноз — айхмофобия. Во время сеансов специалист постепенно приучает человека к мысли, что с ним не случится ничего страшного, если он будет применять в быту иголку, нож, вилку, бритву, гвозди, сам демонстрируя умелое пользование ими.

Основные приёмы: самомоделирование (прокручивание успешных моментов в поведении больного), промптинг (поощрение), фейдинг (уменьшение поощрений по мере закрепления нужной формы поведения).

Ролевой тренинг (ролевая игра)

Основа: имаготерапия, игротерапия.

Суть: Обыгрывание проблемной для пациента ситуации. Причём он может играть самого себя либо его роль может взять на себя психотерапевт, чтобы тот посмотрел, как его поведение выглядит со стороны.

Пример: Диагноз — алкогольная зависимость. Разыгрывается ситуация романтического ужина. Сначала психотерапевт демонстрирует неправильное (истинное) поведение своего клиента, как он напивается и портит свидание. Затем он же показывает успешный исход мероприятия — если воздержаться от алкоголя. В третьем акте участвует уже сам пациент.

Основные приёмы: групповой тренинг, конфронтация, систематическая десенсибилизация.

Биологическая обратная связь (БОС-процедура)

Основа: теории условных рефлексов Сеченова и Павлова, кортико-висцеральных связей Быкова, функциональных систем Анохина, устойчивых патологических состояний Бехтерева.

Суть: К пациенту подключается аппаратура, с помощью которой отслеживается его физическое состояние. Попутно проводится сеанс с выполнением упражнений и заданий. За каждое успешное решение следует «вознаграждение» в виде расслабляющих и приятных ощущений, которые создаются всё той же аппаратурой.

Пример: Диагноз — депрессия. Аппараты фиксируют повышенное давление, учащённое сердцебиение, тяжёлое дыхание, тремор рук и другие реакции со стороны вегетативной системы.

Психотерапевт даёт пациенту задание на расслабление и умиротворение, освобождение от тяжёлых, навязчивых мыслей.

Как только ему это удаётся, он слышит приятную музыку, видит красивый клип на мониторе компьютера, его угощают чем-то вкусным.

Основной приём: физиологическое зеркало.

Это основные методы лечения, используемые в поведенческой психотерапии. Могут применяться и другие техники:

  • аверсивная терапия (отучение от зависимостей);
  • систематическая десенсибилизация (уменьшение чувствительности к тому, что вызывает тревогу и фобии);
  • имплозивная терапия (реинтеграция подавленных эмоций через погружение в психотравмирующие воспоминания);
  • шейпинг (многошаговый процесс, отработка нового навыка посредством положительных и отрицательных подкреплений);
  • метод аутоинструкций / тренинг самоинструктирования (использование внутренней речи для регуляции поведения);
  • стресс-прививочная терапия / прививка против стресса / тренинг вакцинации от стресса (усвоение приёмов самоконтроля, помогающих справляться с психотравмирующими и стрессовыми ситуациями);
  • прикладной анализ поведения;
  • метод «остановки мысли».

Методы лечения выбираются в зависимости от диагноза.

Лечение

Несмотря на многообразие методов, лечение в поведенческой психотерапии проводится преимущественно по одной схеме:

Поведенческая психотерапия часто используется для детей, не успевающих в школе. Например, метод шейпинга для логопедической коррекции, когда основная задача дробится на мелкую цепочку из правильных поведенческих актов:

Повторить слог за преподавателем → Правильно его прочесть самостоятельно → Правильно прочесть целое слово → Правильно прочесть незнакомое слово → Правильно прочесть целую фразу

На каждом из этапов используется метод систематической десенсибилизации.

Невероятно эффективна поведенческая психотерапия для аутистов. Она разбивает все навыки, сложные для них, на отдельные блоки: речь, контактирование, игра, умение слушать и смотреть в глаза. Каждое из этих действий осваивается постепенно.

Пример одного из самых первых упражнений поведенческой психотерапии при аутизме «Язык — понимание»:

  1. Задание: поднять руку, когда этого попросят.
  2. Подсказка: специалист сам берёт ребёнка за руку и поднимает её, произнося задание.
  3. Стимул: поощрение в виде похвалы или сладости.
  4. Самостоятельное выполнение задания.

Дети-аутисты выполняют данное упражнение только с 5 и даже с 10 раза.

Направления

Поведенческая психотерапия развивается и имеет несколько ответвлений.

Диалектико-бихевиоральная психотерапия

В 1987 году американский психолог М. Линехан дала жизнь новому направлению, которое получило название диалектико-поведенческая психотерапия.

Цель — лечение пограничных расстройств личности.

Результаты:

  • уменьшается риск эмоциональной реакции на психотравмирующие ситуации;
  • снижается опасность суицида, агрессии, девиантного поведения.

Диалектическая психотерапия получила такое название потому, что пациент начинает осознавать, что даже самая безысходная ситуация имеет несколько путей благополучного разрешения. В ходе лечения он учится быть спокойным, взвешивать за и против, выбирать оптимальный вариант исхода.

Это эклектическое течение «третьей волны». Используемые методы: анализ проблемы, вовлечение в действие, эффективное общение, не-суждение, медитативные техники, само-успокаивание и др.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия

В 1955 году американский когнитивный терапевт А. Эллис разработал рационально-эмоционально-поведенческую терапию (сокращённо РЭПТ). В её основе — модель «A-B-C» (другие названия: модель развития эмоциональных расстройств, модель терапевтических изменений, ABC-теория личности). Её расшифровка:

  • «А» — активаторы: текущие события, мысли, чувства;
  • «В» — взгляды: убеждения, субъективные цели, физиологическая предрасположенность, установки, принципы;
  • «С» — следствие.

Чтобы изменить «С», коррекции подвергается либо «А» (поверхностный уровень), либо «В» (глубинные модификации). Этим в процессе лечения и занимается специалист рационально-эмоционально-поведенческой терапии.

Применяемые техники:

  • «азбука» РЭПТ;
  • дискутирование;
  • библиотерапия;
  • безусловное принятие;
  • самораскрытие;
  • временная проекция;
  • самовнушения;
  • ролевые тренинги;
  • когнитивная домашняя работа.

Согласно статистике, поведенческое направление в психотерапии достигает успешности лечения в 90% даже самых запущенных случаев.

Широкий спектр рассматриваемых патологий (от трудностей в обучении школьников до тяжёлых психических расстройств) делает его перспективным и заслуживающим дополнительных вложений.

И это касается прежде всего людских ресурсов, так как хороших специалистов, работающих в данном русле, на сегодняшний день совсем немного.

Источник: https://ponervam.ru/povedencheskaya-terapiya.html

ovdmitjb

Add comment