Irvuz

Потребность как состояние

Потребности человека — виды, классификация и примеры

Потребность как состояние

Потребности – нужды людей, которые обеспечивают выживание. Они мотивируют индивида на активные действия. Любой человек наполнен различными желаниями, потому исполнение всех из них невозможно.

Тем более что, как только одна потребность удовлетворяется, тут же появляется новая. Без нужд субъект никогда не обходится.

Развиваясь, человек приобретает все новые потребности, только уже других уровней.

Нужды индивида напрямую влияют на формирование его мотивации, что и двигает личность вперед. Мотив и деятельность, что появляется благодаря ему, зависят от культурного уровня развития человека, его особенностей, черт характера. От тех объектов, с помощью которых он привык познавать действительность.

Потребности в психологии

Потребность рассматривается психологами с трех позиций: в качестве объекта, состояния и свойства.

  1. Потребность как нужда для существования, выживания и обеспечение нормального функционирования человека.
  2. Появление желания в качестве компенсации за недостаток чего-либо
  3. Потребность как фундаментальное свойство любого индивида, определяющее его взаимоотношения с окружающими людьми, миром в целом.

Разработано большое количество теорий потребностей, которые описывают потребности с разных сторон. Известный последователь своего отца, чьи идеи были направлены на изучение личности в ее связях с деятельностью, Д.А.

Леонтьев рассматривал и потребности, исходя из этой концепции. К.К. Платонов же видел в возникающих желаниях лишь острую нужду человека восполнить что-то недостающее, устранить.

А Курт Левин расширил понятие потребностей, назвав их динамическим состоянием.

Все подходы психологов к данной проблематике можно условно определить в группы, где потребность понимали как:

  • Нужду (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.И. Ковалев)
  • Состояние (Левин)
  • Отсутствие блага (В.С. Магун)
  • Необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко)
  • Предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев)
  • Отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган)
  • Системную реакцию личности (Е.П. Ильин)
  • Нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский)

Тем самым, человеческие желания являются динамическими состояниями, что формируют мотивационную сферу личности, а затем и подвигают ее на совершение деятельности.

Особую роль играет содержание потребностей, и то, как они влияют на окружающую действительность. Ведь человек, совершая то или иное действие, воздействует на среду, в которой находится.

И его духовные устремления определяют, какой окрас приобретет это воздействие.

В данной связи интересна точка зрения Е.П. Ильина, который предложил для понимания сути потребностей учитывать несколько главных моментов:

  • физиологические нужды следует рассматривать отдельно от желаний личности. Организм может «потребовать» от человека немедленного исполнения своего запроса, который не всегда осознаваем, а сформированная потребность личность никогда не бывает неосознанной;
  • осознанное желание и нужда взаимосвязаны, тем не менее, субъекту важно стремиться исполнять то, что находится не в дефиците, а в действительной необходимости;
  • если потребность появилась, как состояние, личности ее трудно не заметить, потому важно сделать правильный выбор в методе и порядке (а иногда и заданных самим человеком условий) удовлетворения нужды;
  • после того, как острая нужда в чем-то или желание обозначились, запускается механизм, нацеленный на активный поиск средств для их достижения, поскольку обойтись без удовлетворения потребностей человеку маловероятно.

Классификации потребностей

Вашему вниманию предлагается наиболее краткая, удобная классификация:

  • Биологический вид потребностей – в еде, воде, тепле и месте обитания. Носят материальный характер.
  • Социальный вид – во взаимодействии с другими субъектами, необходимости состоять в группе, завоевывать уважение и признание.
  • Духовный – потребности познания, творческой реализации, эстетическом удовольствии, получении ответов на философско-религиозные вопросы.

Все три вида тесно переплетены между собой. Биологические присутствуют и у животных, но, что отличает человека – это духовные потребности и их преобладание над базовыми, естественными нуждами любого живого организма. Социальные также развиты в большей степени у людей.

Известный психолог Абрахам Маслоу внедрил в широкое пользование свою концепцию «пирамиду потребностей». Ее можно обозначить так:

Первый уровень:

  1. Врожденные, биологические: в еде, во сне, дыхании, наличии убежища, продолжении рода;
  2. Экзистенциальные: в обеспечении безопасности и защиты от опасностей и несчастных случаев, комфорта обитания, стабильности.

Второй уровень (приобретенные):

  • Социальные: в коммуникации с другими людьми, принадлежности к социуму, группе, межличностных отношениях, проявлении заботы и получения ее взамен, внимании к себе, совместной деятельности
  • Престиж: в достижении уважения, определенной ступени развития в карьере, места в обществе, одобрительных отзывов о своей деятельности, успехах.
  • Духовная реализация: в творческой состоятельности, качественной выполнении своей работы, высшем мастерстве исполнения и созидания.

Маслоу полагал, что удовлетворены должны быть сперва потребности первого уровня, низшие, а затем человек будет стремиться прийти к высшим.

Впрочем, не стоит забывать, что эта схема не всегда работает так в действительности. Не каждая базовая потребность может быть полностью реализована, тогда как личность желает достичь чего-то из социальной или духовной группы.

Кроме того, не следует забывать, что потребности одних не должны мешать жизни и свободе других людей. Необходимо ограничивать себя и держать устремления в разумных пределах.

Процесс удовлетворения желаний должен быть направлен на развитие личности, ее лучших качеств, познание истины, приобретение новых полезных знаний и опыта, всеобщие блага.

Интересы и склонности

С понятием «потребности» тесно связан термин «интерес» — с латинского слово переводится как «иметь значение». Интерес – непосредственно то, что вызывает потребность. У человека появляется желание обладать объектом его интереса, отсюда формируются его действия.

Интерес может проявляться не только к материальному предмету, но и к духовным благам. Индивид хочет заполучить что-то, что предлагается ему социумом, то есть потребности появляются, исходя из возможностей, предоставляемых внешней средой.

Человек рассчитывает на что-либо, ориентируясь на свое положение в обществе, группе. Интерес регулируется тем социумом, к которому индивид принадлежит, иногда осознается, а порой нет. Человек получает от общества стимул, что двигает его на совершение определенной активности, которая и приведет к удовлетворению потребности.

Интересы делятся в зависимости от:

  • Носителя: личностный, групповой, общественный
  • Направления: духовный, экономический, социальный, политический.

Есть также понятие «склонность» — она задает направленность интереса на совершение конкретного вида деятельности. Интерес только указывает на желаемый объект. Иногда они не совпадают. Рассогласование возникает из-за того, что какая-то цель не представляется осуществимой, независимо от прикладываемых усилий субъекта или группы.

Интересы и склонности могут определять судьбу человека, выбор его профессии, характер построения отношений.

Признаки успешной реализации потребностей

Человек успешен в достижении своих целей, если он правильно их поставил, верно себя замотивировал и подобрал нужные средства решения. Кроме того, могут влиять, конечно, сторонние факторы, мешающие субъекту, но их вероятность ниже степени личных усилий.

Уверенность человека в своих силах также напрямую отразится на результатах его деятельности. Вовремя удовлетворенные потребности помогают ему в успешной деятельности.

Согласно Маслоу, верх устремлений любого человека – самоактуализация. Это то, к чему все мы идем в идеале. Вот, какие черты личности, что добилась максимального успеха, преодолев все свои желания:

  • Любовь к себе и окружающим, гармония с собой и природой
  • Высокая степень концентрации и хладнокровия при решении проблемы
  • Интерес к социальному взаимодействию
  • Объективность восприятия, открытость к новым мнениям
  • Спонтанность эмоций, естественность в поведении
  • Признание своей индивидуальности
  • Толерантность к другим людям, культурам, явлениям
  • Независимость от общественного мнения, способность высказать свою точку зрения
  • Умение любить, дружить — испытывать глубокие чувства
  • Неутихающее стремление к познанию
  • Творческое мышление
  • Остроумие (не высмеивание чужих недостатков, а оставление за собой и другими права на ошибку)

Таким образом, мы рассмотрели виды потребностей человека, различные подходы к данной проблематике. Любой человек, стремящийся к совершенству, должен знать о своих потребностях и их происхождении, чтобы отсеивать лишнее и концентрироваться на действительно важном. Тогда ваша жизнь будет наполнена смыслом и приносить вам удовольствие.

Источник: https://psihter.ru/psihologiya-lichnosti/potrebnosti-cheloveka/

Зачем и как управлять потребностями? часть первая

Потребность как состояние

Есть состояния, которые постоянно заявляют о себе и не дают нам покоя. Это наши потребности и желания – то, что мы хотим (или то, что нам кажется, что мы хотим), но еще не имеем. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность. Когда мы удовлетворяем и её, следующая снова требует удовлетворения.

Зачем? На этот вопрос вы найдете ответ в нашей статье.

время чтения:    3 минуты

Жизнь характеризуется тем, что мы всегда чего-то хотим. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет наше внимание и энергию. Когда мы удовлетворяем и её, следующая снова требует удовлетворения.

Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Мы живем в век информации и потребления, поэтому перед каждым возникает проблема регулирования потребностей и вопрос:

  • мы управляем потребностями,
  • или потребности управляют нами?

Что такое потребности?

Наши потребности проявляются как состояния – то, что хотим иметь (или то, что нам кажется, что хотим), но еще не имеем.

Потребности возникают в виде образов и сопровождаются чувствами и эмоциями. Они проявляются в нашем воображении как:

  • стремления к целям, желаниям: когда хотим их достигнуть, удовлетворить и представляем позитивные чувства и эмоции,
  • отвращение: когда хотим чего-то избежать или от чего-то освободиться и предполагаем страдание.

Как правило, чем больше мы думаем о потребностях, тем сильнее ощущаем стремления к целям, желаниям или отвращение.

Потребность побуждает нас к действию и деятельности по устранению противоречий между тем, что хотим иметь и чувствовать и тем, что имеем и чувствуем.

В момент, когда наши потребности удовлетворены, а новые еще не наступили или не возникли препятствия, мы ощущаем приятное, энергичное, жизнерадостное состояние – счастье.

Зачем нам физиологические потребности?

Пока мы «живем» в теле, которое проявляет мысли и чувства в окружающем мире, есть и физиологические потребности, побуждающие к деятельности по обеспечению безопасности и материального благополучия в реальном пространстве и настоящем времени.

Физиологические потребности – это:

  • первичные потребности: насущные нужды, заложенные природой (в кислороде, пище, воде, сне и т.д.),
  • стремление к личной и общественной безопасности;
  • овеществленные потребности: в средствах гигиены и ухода за собой, одежде и обуви, жилье и другое.

Отсутствие первичных потребностей ведет к смерти, поэтому природой предусмотрен и инстинкт самосохранения: чем опасней ситуация, тем больший физический дискомфорт мы ощущаем, чтобы обратить внимание и сконцентрировать силы для выживания. Если ощущаем жажду, то внимание и энергия сконцентрированы на потребности в воде и поиске источника для ее удовлетворения, если ощущаем голод – на поиске еды. Когда первичные потребности не удовлетворены, их сила возрастает.

Удовлетворение физиологических потребностей на базовом уровне – основа для:

  • существования в материальном мире,
  • формирования интеллектуальных и духовных потребностей.

Зачем нам интеллектуальные потребности?

Так как у нас есть ум, порождающий действия в окружающем мире, есть и интеллектуальные потребности, побуждающие к деятельности по сбору информации из вне, ее преобразования в единое понимание для последующего выражения.

Интеллектуальные потребности – это:

  • стремление к стабильности: мы хотим верить, что хуже не будет, что достигнутый уровень жизни будет сохраняться и улучшаться;
  • стремление к познанию и новизне: мы хотим изучать самих себя и окружающий мир, чтобы понимать других людей и действительность, накапливать знания, выражать потребности и цели, проникать в тайны мироздания, делать открытия;
  • стремление к достижениям и успеху: мы хотим решать возникающие проблемы и трудности, добиваться поставленных целей, улучшать окружающий мир, получать определённый социальный статус.

Мы чувствуем себя гармонично, когда то, что узнали – реализуем и применяем через действия в реальной жизни, а не в мечтах. Без интеллектуальных потребностей мы ощущаем раздражение, скуку и трудно ориентируемся в реальном пространстве.

Удовлетворение интеллектуальных потребностей позволяет нам:

  • постоянно актуализировать собственную «базу данных», чтобы поддерживать в действиях, адаптироваться в новых условиях переменчивой окружающей среды, в том числе во взаимодействии с другими людьми,
  • формировать и оставлять интеллектуальное наследие потомкам.

Зачем нам духовные потребности?

Так как у нас есть душа, которая словно видит, слышит, осязает, обоняет и ощущает нас изнутри, есть и духовные потребности, побуждающие нас к творческой деятельности и обеспечению эмоционального благополучия.

Духовные потребности – это:

  • стремление к общению и душевной близости: мы хотим тесно контактировать и взаимодействовать с близкими, ощущать самому и давать другим сочувствие, заботу, поддержку, защиту, оставаться верными в дружбе, в любви;
  • стремление быть значимым и полезным: мы хотим создавать и созерцать прекрасное, проявлять сочувствие и помогать другим в удовлетворении их потребностей.

Без реализации духовных потребностей мы ощущаем нереализованность.

Удовлетворение духовных потребностей позволяет нам:

  • самореализовываться, выражать через творческую активность то, на что способны,
  • формировать и оставлять духовное наследие потомкам.

Продолжение читайте в следующей статье:

«ЗАЧЕМ И КАК УПРАВЛЯТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЧАСТЬ ВТОРАЯ»

НАШЕ ВДОХНОВЕНИЕ к этой теме:

Источник: http://wayisay.ru/zachem-i-kak-upravlyat-potrebnostyami-chast-pervaya/

ovdmitjb

Add comment