Irvuz

Поощрение и наказание в семье

Содержание

Поощрение и наказание детей в семье

Поощрение и наказание в семье
Трудно представить себе более спорный вопрос в воспитании, чем вопрос о наказании детишек. Надо или не надо? Если да, то как не навредить здоровью и психике? Если нет, то как справиться с плохим поведением и приучить к порядку? Ученые и практики до сих пор не имеют на этот счет единой точки зрения. Попробуем сегодня разобраться в этом непростом вопросе.

В нашей жизни наказание и поощрение детей являются основными методами оценки. Мы используем их, чтобы подкреплять слова и поступки детей (и взрослых), которые нас радуют, и блокировать те, которые мы считаем неприемлемыми.

С этой позиции спор выглядит бессмысленным, потому что без оценки (положительной или отрицательной) невозможно взаимодействие между людьми.

Мы оцениваем все, везде и всегда: когда наблюдаем других (знакомых и незнакомых) людей в транспорте, магазине или театре, когда смотрим телевизор и читаем книги, когда сравниваем их вид, действия и установки с собственными и делаем для себя соответствующие выводы…

Поощрение и наказание детей

Мы сами все время подвергаемся оценке, и для нас это необходимо, потому что делает жизнь значимой и осмысленной — о нас помнят, нас замечают и отмечают, мы нужны. Поэтому так важно для дитя, усваивающего все первоначальные навыки спонтанно на основе подражания, иметь достойные образцы оценивающей деятельности!

Поощрение и наказание детей

Именно родители, желая того или нет, показывают, как правильно сделать комплимент, высказать критическое замечание, порадоваться чужому успеху, проанализировать то, что не получилось, на основе самокритики и т.п.

Итак, поощрение — это ускорение формирования хорошего поведения, а наказание — торможение плохого. И получается, что без наказания — никуда.

Тогда мы всерьез должны задуматься о его средствах и границах, о его эффективности и цели разрешать отдельные конфликты, не создавая новых. На практике же мы часто перегибаем палку, совершаем ошибки и множим обиды, которые помнятся до старости.

Нам хочется, чтобы ребенок так больше не поступал, понимая, что это плохо. А на деле он чаще ищет пути сокрытия содеянного.

Правила наказания детей

Если наказание неизбежно, тогда — как наказывать?

Очевидно, что сразу исключаются все варианты физического воздействия и морального унижения. Именно они травмируют и оставляют след, нарушают наши отношения и отдаляют друг от друга.

И хотя сторонники ремня по-прежнему существуют и отстаивают действенность физического наказания на собственных примерах.

Хотя в это поверить трудно, потому что невозможно представить себе ситуацию и поступок, когда бы вы допустили и безропотно приняли физическое наказание в свой адрес.

Подумайте, есть ли что-то такое, за что вы, взрослый человек, сегодня приняли бы как должное физическое наказание? Есть уверенность, что поводов найдется немного.

А раз мы не допускаем такого способа воздействия на нас, следовательно, и для детей этот метод неприменим. Поднять руку на маленького и беззащитного значит проявить слабость, и показать неумение решать проблемы самим родителем.

Методы наказания детей

Поэтому главное правило наказания гласит: наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью ребенка!

Детские психологи утверждают, что основным следствием систематического применения физического наказания или морального унижения является формирование у ребенка заниженной самооценки, недостаточной уверенности в своих силах.

Скорее, он будет думать о себе так: «я не достоин», «я не способен», «меня не за что любить». И это не только формирует его отношение к себе, на этой основе строится его взаимодействие с другими людьми, которое будет затруднено и осложнено такой внутренней позицией.

Поэтому главным оружием родителей должно стать слово и желание убеждать, терпеливо растолковывая, что нас огорчает и радует в поведении ребенка!

Правила поощрения и наказания детей в семье

В современной педагогике есть несколько рекомендаций о поощрении и наказании детей.

1) Начинать надо с похвалы, с положительной оценки, с утверждения веры в силы и возможности ребенка. В этом случае отрицательные характеристики поступков будут восприниматься им гораздо мягче, а эффект от воздействия будет выше.

В данном случае речь идет о том, что у ребенка должна возникнуть глубокая убежденность, что вы безоговорочно его любите и принимаете, и можете отрицательно относиться к его поступкам, но не к нему самому.

2) Известно, что один и тот же смысл можно донести разными словами. Обычно мы используем форму «ты-сообщения»:» Вечно у тебя все из рук валится!», »Где ты — там бардак!» и т.п. Такие слова слышать обидно, даже если они справедливы.

И чем экспрессивнее высказывается неудовольствие в наш адрес, тем более агрессивно мы будем реагировать в ответ! Сравните с формой «я-сообщения»: «Я понимаю, что ты разбил чашку не специально, но мне трудно представить завтрашнее утро без моего любимого кофе в ней».

Такое обращение рождает чувство вины и желание его загладить.

Казалось бы, это очень простой прием. Но его освоение потребует определенных усилий и преодоления силы привычки, стереотипов.

Он хорошо работает и тогда, когда мы предъявляем требования или прогнозируем последствия поступков: не «Ты должен хорошо учиться», а «Я верю, что ты можешь учиться хорошо»; не «Ты должен задумываться о будущем», а «Вот интересно, кем ты хотел бы стать, а главное, каким?»

3) Любая отрицательная оценка и наказание не могут быть отсрочены во времени. Они должны случаться непосредственно после того, как плохой поступок произошел или открылся.

И здесь очень важны ваши эмоции! Рассказывайте о том, что чувствуете и испытываете, как переживаете и что хотели бы сделать.

Способы наказания детей

Так вы решаете сразу несколько задач: проговариваете свою эмоцию и снижаете накал внутреннего напряжения («выпускаете пар»), устраняете вероятность физического воздействия, учите, как можно и должно реагировать.

Главное, эмоция — это неравнодушие. А для детишек самым серьезным наказанием является родительская печаль и неучастие. И если при следующей попытке совершения дурного поступка его остановит нежелание вас огорчить, вы одержите одну из самых значительных воспитательных побед в своей жизни!

Эта рекомендация имеет и другую сторону: не уверен — не наказывай. Если не знаете, как, не чувствуете, что сможете, впопыхах, не разобравшись, расскажите ребенку о своих сомнениях и займитесь чем-нибудь приятным вместе.

Методы поощрения и наказания в воспитании детей

1) Наказан — прощен! Возьмите за правило не вспоминать промахов ребенка, былых неприятностей и их следствий. Чувство вины, которое культивируется в данном случае рождает не желание исправиться и стать лучше, не более ответственное поведение, а потребность избавиться от бесконечного источника отрицательных переживаний.

Если практика припоминания всех грехов становится привычным способом приструнить и обязать, ведущим чувством ребенка по отношению к родителям может стать ненависть.

2) Любое воздействие должно быть индивидуализированным, а наказание конкретным (понятным, непродолжительным) и редким.

Некоторые авторы популярных психологических изданий предлагают родителям арсенал действенных средств и приемов наказания, среди которых, какими бы правильными они ни казались, скорее будет мало тех, которые подойдут вашим детям. А некоторые, и просто недопустимы.

Принципы наказания детей

Например, наказание трудом или «штрафными работами» не всегда способствует возникновению любви к порядку. Изоляция, игнорирование, исправительный стульчик — жестокие способы наказания, которые противоречат первой рекомендации и с трудом переносятся детьми со слабой психикой.

«Наказание посторонним», запугивание, «лишение приятного» говорит само за себя, учит обманывать и не доверять людям. Крик, строгий взгляд, повышение голоса — тоже не свидетельства вашей безоговорочной любви…

Из всего предложенного симпатична «сказка вместо наказания» и «личное извинение», потому что позволяет осмыслить и принять желательные формы поведения на основе предлагаемых нравственных оснований. Истории можно сочинять самим или читать и обсуждать готовые с одной лишь целью: у ребенка должна формироваться стойкая связь — поступаю, как думаю, то есть понимаю, почему.

3) Не наказывайте детей во время еды, игры, болезни, до и после сна. С этим трудно спорить и приятно представить, что времени для наказания практически не остается!

Специалисты утверждают, что наказание должно быть «действием морального характера» и иметь обучающий эффект. Чаще наказание рождает страх, злобу и желание избежать его в следующий раз.

Поэтому психологи не против наказания и не за безнаказанность, а за — человеческое во всем: за честность проявлений и реакций, за единство требований, о которых мы договорились и которые демонстрируются всеми членами семьи, за личный пример во всем, за последовательность в воспитательных воздействиях, за готовность признавать собственные ошибки и слабости.

За то, чтобы не забывать поощрять хорошие поступки и поведение (которые мы обычно воспринимаем как должное). И, возможно, тогда надобность в наказании отпадет?

Детей наказывать нельзя. Если ребенок в чем-то неправ, постарайтесь объяснить ему, что так делать нельзя и как поступать в такой ситуации. Отпрыск должен понимать, что такое хорошо, а что плохо. Объяснение — лучший способ донести информацию. Слово — лучшее оружие, которое у вас есть. Будьте терпеливыми в воспитании и любите детишек со всеми ошибками и промахами.

С уважением, Ольга.

Источник: https://healthilytolive.ru/na-prieme-u-psixologa/pooshhrenie-i-nakazanie-detej-v-seme.html

Воспитание детей в семье: поощрение и наказание

Поощрение и наказание в семье

Поощрение и наказание детей в семье является одним из наиболее важных процессов, применяемых с целью воспитания (таблица 1).

Естественно, при воспитании мы очень часто допускаем серьезные ошибки, так как попросту не знаем, в каких эпизодах ребенка необходимо хвалить, а когда лучше прибегнуть к строгим воспитательным мерам.

Для того чтобы воспитательные меры имели свою эффективность, необходимо правильно применять карательные методы и одобрения таким образом, чтобы чадо выросло воспитанным и не слишком разбалованным.

Какие варианты одобрения и наказания приемлемы в воспитательных мерах?

В воспитании детей многие специалисты не рекомендуют использовать так называемые наказания. Однако этот способ воспитания имеет право на существование, так как показывает, что родители не равнодушны к проделкам собственного ребенка, а пытаются каким-то образом исправить поведение своего чада.

Каждый родитель должен знать, что чем меньше вы будете наказывать собственного малыша, тем эффективней будут эти профилактические меры.

Если вы будете очень часто в отношении ребенка использовать разнообразную систему карательных действий, то тем чаще он будет вести себя таким образом, чтобы вы систематически предпринимали подобные меры.

Малыш может стать чрезмерно агрессивным и негативно настроенным в вашу сторону. Среди системы наказаний, которые часто применяются на этапе воспитания, можно найти такие варианты:

  • Лишение различных привилегий и поощрений.
  • Период вынужденного безделья, который заключается в том, что вы ограничиваете собственного ребенка в выполнении определенных действий и делаете ограниченным его круг перемещения.
  • Процесс осуждения поведения вашего малыша.
  • Народный метод, который заключается в использовании умственной и физической силы в качестве профилактических мер.

Что же касается поощрения, то здесь может использоваться как духовный, так и материальный вариант одобрения.

При этом многим молодым и неопытным родителям не рекомендуется использовать материальное поощрение очень часто, так как дитя может принять это как должное, а далее без таких материальных вариантов и вовсе не будет стремиться к выполнению каких-либо действий. Чаще всего в качестве некого одобрения используется так называемая похвала. При этом ее можно поделить на несколько вариантов:

  • Компенсация. Этот вид используется тогда, когда чадо является очень неуверенным в себе. В таких случаях его нужно хвалить не за результат, а просто так, для придания ему сил.
  • Аванс. Этот вид является опережающим вариантом, который нужно говорить независимо от того, достиг малыш каких-либо результатов или же нет. Такая похвала является для вашего дитя неким стимулом.
  • Подъем. Этот вариант необходимо использовать только тогда, если вы собираетесь в дальнейшем увеличивать требования к собственному ребенку.
  • Косвенное одобрение. Эта вариация является немного скрытой, так как хвалите малыша вы не напрямую, а при общении с другими людьми, но главное, чтобы эти слова слышал именно он.
  • Взрыв любви. Этот метод применяется крайне редко и только в тех случаях, когда малыш находится в тяжелом психологическом состоянии.

Какой из вариантов одобрения и наказания вам выбрать, решать только вам. Главное в этом процессе, правильно использовать каждый из методов.

Каких правил необходимо придерживаться при применении системы одобрений?

Для того чтобы приведенная выше схема разнообразных видов поощрений была эффективна, необходимо научиться правильно использовать эти методы. Только в таком случае воспитание будет полным и достаточно эффективным. К таким правилам их применения можно отнести:

  • Никогда не пытайтесь применять чрезмерно преувеличенную похвалу. Чем чаще вы будете ее применять, тем невыносимее будет становиться поведение вашего малыша. При этом вы всегда должны использовать ее только тогда, когда дитя ее честно заслужило. В обязательном порядке ваша похвала должна быть только искренней, так как дети очень тонкие натуры и чувствуют всю ложь со стороны родителей.
  • Если вы решили применять одобрение, то оно должно быть направлено только на поступок ребенка, а не на его индивидуальность. Ни в коем случае нельзя говорить малышу, к примеру, такие фразы: «Ты настоящий помощник!», «Как бы без тебя справлялась?» и т.д. В таких словах он очень быстро может засомневаться, так как он сам знает, что не настолько идеален, как его расхваливают. Здесь лучше всего обратить внимание на сам поступок.
  • Не нужно применять похвалу относительно к естественным вещам.
  • Не старайтесь очень часто употреблять так называемую финансовую похвалу. В особенности не давайте ему деньги за его личные творческие преуспевания и за помощь именно вам по хозяйству. В таких случаях он поймет, что за каждое его действие вы в дальнейшем будете давать деньги, и самостоятельно он не захочет выполнять никаких действий.
  • Если у вас в семье не один, а несколько детей, то в обязательном порядке следите за тем, чтобы похвала одного не вызывала чувство оскорбления и унижения другого.
  • Старайтесь в качестве одобрений практически никогда не давать шоколадные конфеты или же обычные шоколадки. Чрезмерное употребление этого метода может воспитать у вашего дитя культ еды.
  • Ни в коем случае не обещайте заранее никаких подарков, так как они должны последовать только после того, как будет выполнен соответствующий поступок.
  • Старайтесь воспитывать у вашего ребенка чувство благодарности за малейшее одобрение.

В том случае, если вы активно используете целую систему одобрений, следите за тем, чтобы приемлемость применения этих способов была оправдана. В иных же вариантах старайтесь чрезмерно не злоупотреблять подобными способами.

Каких правил необходимо придерживаться в процессе применения системы карательных действий?

Если в качестве профилактических мер плохого поведения малыша вы решили использовать систему наказаний, необходимо руководствоваться основными правилами их правильного употребления. К таким правилам их применения следует отнести:

  • Ни одно из наказаний, которое направляется в сторону дитя, не должно навредить его психологическому и физическому состоянию.
  • Если вы сомневаетесь в целесообразности его употребления в конкретном случае, то лучше всего отказаться на первый раз. Все карательные действия должны быть заслуженными, а не как профилактическая мера.
  • Если ваш малыш совершил какой-то плохой поступок, то наказание должно быть одним. Если же поступков несколько, то оно должно быть одно, но достаточно суровое.
  • Не употребляйте запоздалые карательные меры, так как они все равно не будут нести в себе никакой эффективности в процессе несвоевременного применения.
  • Не занимайтесь унижением личности, так как это даст толчок к тому, что он и вовсе может замкнуться в себе и в дальнейшем вырасти неуверенным в себе человеком.
  • В качестве профилактических мер никогда не применяйте физическую силу, иначе дитя может и вовсе вас возненавидеть.
  • Применять систему карательных деяний необходимо как можно реже, так как в обратных случаях дитя может стать чрезмерно инфантильным, что в дальнейшем может негативно сказаться на его поведении.

Если вы являетесь хорошими родителями и желаете достойно воспитать собственных детей, старайтесь обдумано применять систему поощрений и наказаний при осуществлении воспитательного процесса. Только тогда ваше маленькое чадо сможет вырасти воспитанным и сдержанным человеком.

Источник: https://roditeliz.ru/family/pooshhrenie-i-nakazanie-detey-v-seme-sistema-metody.html

Наказание и поощрение детей в семье: методы, правила воспитания и советы психологов

Поощрение и наказание в семье

Дети — это желанные члены семьи, и в большинстве случаев они приносят своим родителям только радость. Но порой случаются ситуации, при которых взрослым надо объяснить ребенку, что он не прав.

С другой стороны, дети могут совершить поступок, которым родители станут гордиться.

Как же должно осуществляться наказание и поощрение детей в семье, чтобы это выглядело максимально логично и правильно, не доставляя неудобств и не добавляя грустных моментов ни младшим, ни старшим? Попробуем в этом разобраться.

О способах воспитания

Поощрение и наказание детей представляет собой две стороны медали, которая носит название воспитания. И чтобы эта медаль стала все-таки золотой, следует понимать, какие именно существуют основные правила поощрения и наказания.

Есть несколько отличий методов воспитания ребенка в семье от мер педагогических. Необходимо принимать во внимание то, насколько велико индивидуальное влияние мам и пап на деток. Родителям следует проникнуться целью воспитания, правильно представлять его, чтобы сформировать вполне развитую личность.

Самым важным для любого малыша всегда будет добрая семейная атмосфера. Что бы ни случилось, взрослые должны как можно реже выплескивать при детишках свои отрицательные эмоции. Если малыш не сразу делает, что ему велят старшие, не нужно моментально начинать кричать и использовать силу.

Приоритеты поощрения и наказания в воспитании детей будут играть достаточно важную роль при выборе какого-то метода. Родители, жаждущие воспитать в своем чаде самостоятельность, применяют одни методы воспитания. Те, кто хочет выработать у ребенка послушание, применяют иные.

Общие методы

К таким методам воспитания ребенка в семье относят поощрение, убеждение и наказание.

Поощрение подразумевает следующее: подарить подарок, похвалить за хороший поступок или правильно выполненное действие и тому подобное.

Убеждение будет построено на верных советах, личном примере старших, растолковывании, что такое хорошо, а что плохо, внушении.

Наказание в качестве третьего метода говорит о лишении удовольствий, применении силы и сходных действиях.

Даже если родители убеждены, что они выбрали верный способ, сложностей не избежать. Бездуховные родители не в силах показать детям правильный пример. Родители, использующие авторитарный метод воспитания, либо те, кто не наказывают ребенка никогда, правильную личность воспитать не в силах.

Не приводят к положительному результату использование физической силы и давление на психику ребенка. Выбирая, какие методы поощрения и наказания в воспитании детей применить, надо очень серьезно обдумать этот момент, ведь спустя много лет он обязательно скажется на личности выросшего ребенка.

С помощью убеждения можно осуществить сильное воздействие на сознание ребенка. Именно благодаря такому методу путем познания жизненных фактов у подрастающего поколения сформируются правильные взгляды. Подобные представления будут закрепляться в сознании ребенка. Когда он начнет познавать что-то новое, расширит свое мировоззрение.

Сформировать определенные взгляды мама может, применив диалог. Такая форма убеждения наполнена полезной информацией, передающейся от взрослого ребенку. При помощи диалога возможно не только общаться, но и воспитывать детишек в правильном контексте.

Диспут в качестве убеждения

Диспут — один из вариантов убеждения. Ребенок и родители всегда смогут вступить в спор по теме, которая их волнует. Когда происходит столкновение разных мнений, приобретаются новые знания и обновляется видение мира. Благодаря диспуту решаются даже воспитательные задачи.

Такое убеждение надо осуществлять в игровой форме. Это ни в коем случае не должно быть похоже на обычную бытовую ссору. Воспитывая ребенка, недопустимо руководствоваться только методом убеждения. Лучше всего использовать его в тандеме с приучением.

Убеждение будет максимально эффективным, когда ребенок уверен в эрудиции мамы и папы.

Взаимосвязанные методы

Методы поощрения и наказания детей являются взаимосвязанными. Если их поощряют, признаются хорошие качества и положительная оценка поведения детишек.

Если наказывают, осуждаются плохие поступки и выражается отрицательная оценка. Этим двум способам воспитания нужно существовать вместе.

Педагогика давно доказала их необходимость, потому что они способны не только закалить характер, но и воспитать ответственность и достоинство.

Но в то же время наказанием и поощрением детей в семье не стоит злоупотреблять. Хвалить ребенка надо, так как каждое доброе слово даст ему веры в себя и свои силы.

Но не стоит хвалить за то, что уже было достигнуто не один раз либо дано от природы. Наказание как метод воспитания также очень важно. Но недопустимо применять физическую силу или давить на ребенка морально.

Даже если малыш совершил несколько неблаговидных проступков, правильным будет наказывать его только один раз.

В воспитании ребенка ведущей воспитательной мерой должно быть именно одобрение, а осуждение — только вспомогательной. Благодаря этому можно сориентироваться на его лучшие качества, а со временем постараться их улучшить. Необходимо, чтобы ребенок сам мог дать оценку своему поведению.

Если все-таки родители испытывают некоторые трудности в воспитании ребенка, не знают, как поступить в той или иной ситуации, они могут обратиться за помощью к психологу. Им поможет его консультация. Поощрение и наказание ребенка в семье — это два столпа, на которых зиждется воспитание новой личности.

Когда наказывать не надо

В случае, когда:

— дети устали или больны,

— их темперамент раздражает родителей (холерик способен вызвать недовольство настырностью, резкостью, упрямством, но наказывать его за это равносильно тому, что рыжеволосого — за цвет волос); ребенка-флегматика нельзя карать за то, что он медлительный, а сангвиника — за то, что он неугомонный;

— малыш нервный, его не следует наказывать за возбудимость либо плаксивость, а если горластый, то за его громкий голос; да и вообще — недопустимо наказывать детишек за шум;

— не надо использовать наказания, которые причиняют ущерб здоровью, например, лишение прогулки либо посещения спортивной секции;

— нельзя делать выговор, когда ребенок ест, потому что выговор за столом воспринимается им как попрек тарелкой каши или куском хлеба;

— запрещено применять наказание умственной работой либо трудом.

В любой ситуации, даже если она покажется родителю очень сложной и неправильной, надо уважать в своем ребенке личность. Даже когда взрослые наказывают за какой-то совершенный проступок, следует проявлять сдержанность и тактичность. Ребенок, даже не подозревая об этом, совершенными поступками, собственным отношением к наказаниям и поощрениям прокладывает путь к формированию характера.

Система поощрения и наказания детей в семье должна работать всегда. Желательно, чтобы не было никаких исключений ни в первом, ни во втором случае.

А чтобы делать все максимально правильно, родители должны понимать, какие существуют правила наказания и поощрения детей.

Именно благодаря их рациональному применению и своевременному дозированному воздействию на ребенка и будет строиться в дальнейшем его жизнь.

По своему воздействию похвала подобна наркотику — ребенок, привыкнув к похвале, будет все время нуждаться в ней. Не должно быть «передозировки».

Когда ребенка не нужно хвалить:

— из жалости;

— за то, чего ребенок своим трудом не достиг (ум, здоровье, красота, сила…);

— желая понравиться;

— два и более раз за короткий промежуток времени.

Как правильно поощрять?

Поощрения и наказания в воспитании детей должны быть строго регламентированы. Нельзя перегибать палку, ибо итог может оказаться совершенно не таким, которого ожидают родители.

Поощрительные действия можно назвать великим искусством воспитания. Причем стать для ребенка и взрослых оно может не только «полезным», но и «вредным». Есть простые правила обучения этому искусству, благодаря которым многие ошибки не будут допущены.

Обязательно направлять похвалу не на личность ребенка, а на совершенный им поступок. Например, если постоянно говорить дочери: «Ты такая чудесная!», ребенок со временем станет ощущать тревогу, что он не настолько идеален, как о нем говорят. Ситуация в дальнейшем может развиваться по двум направлениям:

— не дожидаясь так называемого разоблачения, ребенок сознательно плохим поведением будет стараться доказать, что он (или она) не идеал;

— ребенок перестает быть искренним, начнет подстраиваться под похвалу, будет стараться попадать только в те ситуации, в которых он сможет покрасоваться наиболее выгодной своей стороной.

Поощрение не может быть обещано заранее мамой или папой. Оно должно логически следовать за хорошим поступком со стороны ребенка. Малыша надо научить радоваться своему труду и получать от этого удовольствие, а не ожидать награду.

Финансы, сладости, незаслуженная похвала..

Нельзя выражать родительское одобрение только в эквиваленте финансов. Не надо поощрять ребенка деньгами, если он помог по дому или правильно выполнил домашнее задание. Дети успешно занимаются тем, что искренне выбирают, но если они поймут, что за действием их будет ожидать оплата, творчество закончится, и начнется обычное зарабатывание денег.

Поощрять шоколадкой, тортом, конфетами и иными сладостями недопустимо! Нельзя создавать из еды культ. Для родителей купить печенье проще, чем заниматься с ребенком, но лучше от этого ему не будет.

Не надо хвалить ребенка за обычные, естественные вещи. Если он оделся сам, помыл за собой посуду или покормил домашнее животное, не надо выражать восторг. Ребенок должен понять, что по своей природе он способен на многие действия, причем особенных усилий ему для этого прилагать не стоит. Поэтому похвала в данном случае будет просто неуместной.

Если в семье несколько детей, мама и папа должны убедиться, что другие дети не испытывают чувства зависти или обиды, когда одного из них хвалят и поощряют.

Не стоит незаслуженно хвалить ребенка, чтобы расположить его к себе, потому что итогом может стать абсолютно невыносимое его поведение. А все потому, что дети, почувствовав неискренность, жаждут проявить свою истинную натуру, опровергая похвалу своим поведением.

Ребенок обязательно оценит похвалу, если она искренняя. В следующий раз он будет рад сделать приятное родителям.

Надо научить ребенка быть благодарным даже за минимальный знак внимания, который к нему проявлен, не обращая внимание на денежную сумму, которая на него была затрачена. Нельзя анализировать вместе с ним стоимость подарков, потому что это приведет к серьезным проблемам, которые касаются вопросов нравственности.

Наказание — редко, но за дело

Говоря о том, как должно правильно осуществляться наказание и поощрение детей в семье, надо обратить внимание вот на что. Многие родители убеждены: чтобы прекратить неподобающее поведение ребенка, лучшим воздействием станут немедленные наказания, а не меры профилактики.

Следует понимать, что чем реже будет применяться любой из методов наказания, тем он будет лучше действовать. В противном случае детишки научатся лгать, изворачиваться, будут ощущать агрессию и страх.

Наказание окажет воздействие в том случае, если оно применяется достаточно редко и соответствует совершенному проступку.

О правилах наказаний

К правилам наказаний можно отнести следующие:

— оно никогда не должно наносить вред здоровью;

— не бывает так, чтобы ребенок не огорчал родителей, на то он и ребенок; не нужно его переделывать и допускать, чтобы он находился в постоянном страхе;

— прежде чем наказывать, родители должны подумать, для чего и зачем они это делают;

— делать выговор по прошествии длительного времени недопустимо;

— если у родителей появилось хоть малейшее сомнение в том, надо наказать или нет, не стоит этого делать;

— ни одно наказание не должно идти в паре с унижением и походить на торжество силы взрослых людей над детской слабостью;

— за один раз допустимо делать выговор только за один проступок; смешивать все вместе — не для детского понимания;

— если ребенок уже наказан, а затем был прощен, впоследствии не должно быть никаких напоминаний об этом.

И самое главное, что должны помнить все родители: нельзя карать ребенка лишением любви!

Вот такими должны быть меры поощрения и наказания ребенка в каждой семье. И при соблюдении всех правил он станет родителям еще и другом.

В заключение

Наказание и поощрение детей дошкольного возраста — процесс не такой уж и трудный, как это может показаться на первый взгляд. Для своего любимого чада родители выбирают какой-то определенный метод. И все-таки очень важно помнить, что наиболее правильное воспитание каждого ребенка осуществляется только с применением всего комплекса воздействий на него.

Нельзя всегда только наказывать или только поощрять, убеждать в чем-то или действовать, исходя из личного примера. Воспитание, вобравшее в себя и наказание, и поощрение детей в семье, должно использовать все методы, но применять их следует, исходя из сложившейся ситуации.

Источник: https://FB.ru/article/462309/nakazanie-i-pooschrenie-detey-v-seme-metodyi-pravila-vospitaniya-i-sovetyi-psihologov

Поощрение и наказание в семье

Поощрение и наказание в семье

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

А. С. Макаренко

По мнению одного известного американского социолога, рождение детей – это систематическое появление на свет варваров. Действительно, человек приходит в этот мир, не имея никаких представлений ни о морали и правилах поведения, ни о социальных и этических нормах – все это он приобретает в процессе воспитания в семье и обществе.

И от того, какие воспитательные приемы будут практиковаться родителями зависит, каким человек придет во взрослую жизнь: будет ли он эмоционально зрелой и самостоятельной личностью или безвольным инфантилом, страдающим от психологических комплексов.

Как правило, большинству родителей известны только два педагогических приема: поощрение и наказание. О них и поговорим.

Наказание

Если раньше в качестве наказания все сводилось к нехитрой экзекуции отцовским кожаным ремнем и длительному пребыванию в углу, то сейчас методы родительского дисциплинарного воздействия приобрели более рафинированную форму: от временного лишения любимого гаджета до полного запрета общения со сверстниками в интернете.

В процессе «затягивания гаек» важно не переусердствовать, так как неокрепшей детской психике абсолютно все равно, что родителями движут благие намерения – все виды наказания (телесные, моральные и ограничительные) воспринимаются как враждебный выпад со стороны самых близких людей. Давайте затронем тему физического наказания, так как она вызывает наиболее неоднозначную реакцию как у родителей, так и у воспитателей и психологов.

Современные семейные психотерапевты и педагоги разделились на два лагеря: одни считают, что телесные наказания необходимы как метод эффективного воспитания, другие полагают, что физическое наказание – это результат родительского бессилия и разновидность насилия над личностью, и абсолютно недопустимо ни в каком виде.

Мы склонны поддерживать первую группу с некоторыми существенными оговорками: степень физического воздействия и психическое состояние родителей. Однозначно нашу негативную реакцию вызовут следующие факторы:

  1. Родитель страдает алекситимией – психологической неспособностью выразить свои чувства и эмоции вербально, поэтому ему проще воздействовать физически, чем подбирать слова.
  2. Родители не отягощены интеллектом. Чтобы что-то объяснять, необходимо умение формулировать и выражать свои мысли, а прежде – понять мотивы ребенка, но все это требует некоторых умственных затрат. Но это непосильная задача, а потому легче взяться сразу за ремень.
  3. Бытовая или сексуальная неудовлетворенность. Обиды за свои проблемы самого разного толка родители вымещают на ребенке путем физической агрессии, при этом наказание может быть абсолютно несоизмеримым с его фактической виной.
  4. Неосведомленность насчет других способов воздействия. Кроме метода кнута родители, в силу собственного воспитания, не видят других путей повлиять на поведение ребенка.
  5. Быстрый вариант решения проблемы. Зачем тратить время на «разбор полетов» и выбор наказания? Провинился – получи, и вопрос закрыт.

Что касается степени воздействия, то тут ответ однозначный: телесное наказание не должно травмировать физическое и душевное здоровье ребенка. Если несильный шлепок по мягкому месту приведет к положительному эффекту и обозначит границы дозволенного, то длительная показательная порка поливочным шлангом может травмировать и его тело, и психику.

Немаловажен и возраст – чем старше ребенок, тем болезненнее для него будет физическое воздействие, тут даже дело не столько в болевых ощущениях, сколько в полученном унижении, что является очень сильной эмоциональной травмой.

Поэтому к телесным наказаниям нужно относиться с большой осторожностью и прибегать к ним только в самых крайних случаях, когда другие методы (личный пример, убеждение, требование, поощрение) не помогают.

Но даже и в этих крайних случаях следует исключить всякую жестокость в любом ее проявлении – у ребенка в памяти должна остаться именно справедливость такого вида наказания, а не физическая боль и психологическая травма.

Поощрение

Поощрение должно быть заслуженным, в противном случае бездумная похвала за каждый чих превращается в обычное захваливание, формирующее у ребенка ощущение собственной исключительности, в результате чего вырастает перверзный нарцисс со всеми признаками комплекса превосходства. Или, наоборот, человек будет постоянно искать чужого одобрения и ощущения своей нужности и полезности, что уже является признаком неуверенности.

Похвала должна быть направлена на конкретный поступок, а не на личность ребенка в целом. Например, он самостоятельно без напоминаний убрался в своей комнате – похвалите конкретно за это, а не называйте его обобщенно «единственной отрадой и помощником» в жизни.

Дело в том, что детская психика устроена таким образом, что ребенок будет впоследствии подсознательно ждать именно слов о своей исключительности за каждый хороший поступок, даже незначительный или вполне естественный, за который и хвалить-то, собственно, было бы странно.

Никогда не поощряйте деньгами. Позиция «сделал хорошо – получи денежку» крайне губительна. Ребенком будет двигать не стремление делать что-то хорошо, исходя из собственных искренних мотивов, а знание, что за это заплатят.

То же самое можно сказать и про поощрение шоколадкой или другими вкусностями. В ребенке нужно воспитывать стремление делать хорошее согласно его душевным побуждениям, а не в предвкушении того, что он получит за это сладенькое.

Это не цирк, где несчастные животные «работают» за кусок рафинада в руке варвара-дрессировщика.

Личный пример

Несколько слов о личном примере родителей в формировании характера и взглядов подрастающего поколения.

Первыми объектами для подражания у ребенка являются его родители, что вполне закономерно. Все хорошее и плохое в их поступках и словах, будет им калькировано, заимствовано, а впоследствии и воспроизведено в более сознательном возрасте.

Если вдруг представить ситуацию, когда детей ставят перед выбором: поступать так, как говорят им родители или так, как они сами делают – они выберут второе, часто бессознательно.

Поэтому родителям следует уделить повышенное внимание именно своему поведению, прежде чем что-то требовать от ребенка или наказывать его.

Привычки, впечатления, стремления, убеждения, знания, навыки, привязанности и т.д. формируются именно посредством наблюдения ребенка за своими родителями.

Это только потом будут влияние школы и социального окружения, где, как известно, высока вероятность получения отрицательного опыта, ибо социум – это совокупность самых противоречивых взглядов, разного воспитания и иного мировоззрения.

И от того, какую «базу» получил человек в семье, зависит сможет ли он противостоять негативному влиянию общества, не растеряв при этом своих человеческих качеств.

Источник: https://u-realist.ru/pooshhrenie-i-nakazanie-v-seme/

Поощрение и наказание детей в семье | Как поощрять и наказывать

Поощрение и наказание в семье

Многие мамы и папы задумываются о том, каким должно быть поощрение и наказание детей в семье, ведь они – это отражение самих родителей. Поэтому, дорогие мамы и папы стремитесь своим примером быть наилучшим образцом для подражания.

Советы родителям

При наказании ребенка, родители должны обзавестись терпением и выдержкой. Итак, помните:

  1. Прощение проступка воспитательнее. Возможна замена наказания объяснением, отвлечением, неторопливостью и терпением. Наказывайте ребенка лишь в том случае, если без него никак не обойтись.
  2. В некоторых случаях наказание должно отменяться, если карапуз дает слово исправить поведение в будущем и не повторять больше ошибок.
  3. Наказанием в семье пусть воспользуется тот человек, которого больше всего уважает и любит ребенок.
  4. У вас плохое настроение и вы наказываете ребенка? Это неправильно, поскольку ребенка необходимо наказывать за совершенный им проступок и ни в коем случае не из-за вашего плохого настроения.
  5. Не читайте деткам длинные нравоучения.
  6. Ни в коем случае не напоминайте о былых промахах и неприятностях в дальнейшем. Припоминание проступков нередко является привычным способом обязать и усмирить ребенка. В этом случае главным чувством деток по отношению к маме и папе может стать вражда.
  7. Ведите разговор о содеянной шалости наедине.
  8. Значимым является наказание, следуемое за поступком.
  9. Наказание должно быть суровым, но не жестоким. Вы должны объяснить ребенку о содеянной ошибке.
  10. Необходимо контролировать поведение детей и стараться предупредить мыслимые негативные поступки.
  11. Наказание должно оценивать действие ребенка и не тронуть его человеческие качества.
  12. Во время игры, еды, до сна и после него, в период болезни не наказывайте деток. Получается, что не остается времени для наказания? Очень приятно представить такое.
  13. Запоздалое наказание недопустимо.
  14. Наказание не должно причинять вред ни психическому, ни физическому здоровью.
  15. Профилактически никогда не наказывайте.
  16. Одно наказание — за один проступок. За несколько проступков можно наказать сурово, но один раз.
  17. Ребенок не должен сильно бояться наказания. Он должен знать, что есть случаи, когда наказание неизбежно. Малютка должен бояться огорчения мамы или папы, а не возмущения, поскольку расстройство родителей для него уже является наказанием.
  18. Нельзя унижать ребенка. Если дитя самолюбив, он может считать, что он прав, тогда никакой пользы наказание не принесет.
  19. Если незаслуженно наказали дитя, наберитесь мужества и извинитесь перед ним.

Непозволительные наказания

  • Не наказывайте ребенка трудом, поскольку в будущем работа будет восприниматься как наказание. Любое действие на ребенка должно являться индивидуальным, а наказание непродолжительным, конкретным и в то же время редким.

    Нельзя наказывать трудом, изоляцией, игнорированием, запугиванием, лишением приятного. Вместо этих методов попробуйте объяснить карапузу, сочините некую историю, чтобы малыш понял, что так поступать нехорошо.

  • Не используйте запугивания, угрозы.

    Не наказывайте едой, не бейте ребенка, не обзывайте плохими словами, не наказывайте на виду у всех. Несдержанность в наказании приведет к тому, что ваш ребенок станет ничтожным, забитым, а впоследствии – моральным циником.

  • Телесные наказания недопустимы.

    https://www.youtube.com/watch?v=pZtGVI5uYs8

    К детям, к которым принимаются телесные наказания, выявляются черты упрямства, жестокости, низкой самооценки в характере.

Что такое поощрение?

Более действенным методом воспитательного средства является поощрение, которое может быть и полезным, и вредным. Наказание является остановкой плохих поступков, а поощрение направляет на хорошие действия и закрепляет их. Рассмотрим некоторые наиболее важные моменты в технике поощрения:

  • Преувеличенно не хвалите ребенка. Не поощряйте детей неоправданной, неуместной похвалой и за неестественные вещи. Ребенок оценивает настоящую похвалу.
  • Расхваливание направляйте на поступок детей, а не на личность.
  • Свое одобрение не выражайте деньгами.
  • В семье с несколькими детьми, будьте осторожны, поскольку поощрения одного малютки может вызвать зависть у других.
  • Не поощряйте конфеткой.
  • Поощряйте ребенка за хороший поступок и ни в коем случае не делайте это заранее.

По утверждениям специалистов наказание должно носить обучающее действие. Нередко наказание влечет за собой тревогу, вражду и желание уклониться от него в следующий раз. Вследствие этого психологи выступают не за безнаказанность, а за гуманное отношение во всем:

  • за справедливость выражений и реакций;
  • за единогласие договоренных требований и демонстрацией их всеми членами семьи;
  • за личный образец во всем;
  • за постоянство в воспитательских действиях;
  • за согласие признавать личные промахи и слабости;
  • за то, чтобы не пренебрегать поощрениями хорошие действия, поведение. Может тогда, больше не надо будет наказывать?

Когда ребят наказывать не стоит? Если малыш неправ или совершил оплошность, объясните ему, что это неправильно и как необходимо поступать в этом случае. Карапузики должны знать о хороших и плохих действиях.

Слово — лучшее оружие в воспитании. Поэтому наберитесь терпеливости, снисходительности в воспитании крох и любите их со всеми оплошностями и ошибками.

Пусть у детей будет счастливое будущее, и они станут хорошими людьми.

Вам также может понравиться

Источник: https://mamamozhetvse.ru/pooshhrenie-i-nakazanie-detej-v-seme.html

ovdmitjb

Add comment