Irvuz

Понятие социального стереотипа

Содержание

Социальные стереотипы: особенности понятия, функции, роль

Понятие социального стереотипа

Если за то, как мы себя ведем, в значительной степени отвечают поведенческие паттерны, то на наше восприятие других людей сильное влияние оказывают социальные стереотипы.

Это понятие описывает упрощенное восприятие какого-либо человека, группы, социального явления/события и пр., основанное на внешнем факторе, обобщении, принадлежности к той или иной социальной группе (национальной, религиозной, возрастной и т.д. и т.п.).

При этом стереотип никак не связан с нашим реальным опытом взаимодействия с данным конкретным человеком или объектом.

Среди наиболее явных примеров соцстереотипов – «блондинки глупые», «женщины болтливые», «русские пьют», «молодежь женится только из-за незапланированной беременности» и т.д.

То есть, видя блондинку и ориентируясь на стереотип, кто-либо может «по умолчанию» воспринимать ее как не очень умного человека, хотя в действительности ни разу с ней не общался. Однако это только одна сторона стереотипов, тесно связанная с предрассудками.

Рассмотрим подробнее эти явления, а также то, как вообще формируются стереотипы, в чем их функции и почему мы используем их гораздо чаще, чем мы думаем.

Социальные стереотипы, установки и предрассудки

Прежде чем переходить к разбору социально-психологических стереотипов разберемся с понятийным аппаратом. Когда речь заходит о соцстереотипах часто всплывают еще два термина: предрассудки и социальные установки.

Почему соцстереотипы и предрассудки – не одно и то же

Предрассудки порой считают синонимом соцстереотипов, и эти понятия действительно сближаются, когда речь идет о примерах, описанных выше. Другие примеры предрассудков – «американцы тупые», «красивые девушки добиваются всего только через постель» и пр.

Предрассудок – это предвзятое, негативное отношение к человеку, группе людей или соцявлению, основанное на внешнем признаке, принадлежности к какой-либо группе (как правило, речь о национальности, религии, ориентации, поле, возрасте и т.д.).

Как видим, стереотипы и предрассудки действительно кажутся очень схожими, но есть у них и различия.

Так, стереотипы – это необязательно отрицательное, неприязненное отношение к представителям других возрастов, наций, религий и т.д. Это просто некое лекало, которое мы примеряем на всех представителей той или иной группы.

Например, считается, что все немцы очень педантичны, а программисты – не умеют общаться с людьми, только с техникой.

У стереотипов куда более широкое «применение» по сравнению с предрассудками, и сближаются они лишь в одном аспекте.

Когда речь заходит о социальных стереотипах поведения или общения, то часто имеются в виду именно те, что схожи с предрассудками. Именно поэтому некоторые рассматривают эти понятия как одинаковые.

Соцустановки и соцстереотипы

Что касается социальной установки, или аттитюда (от англ. Attitude – «отношение»), то это более широкое понятие, чем соцстреотип.

Помимо собственно процесса стереотипизации, оно включает обобщение; прошлый социальный опыт и выводы из него (то есть распространение данного опыта на будущее поведение); ценности группы и их разделение конкретной личностью.

В целом социальные установки – достаточно широкий вопрос, заслуживающий отдельного разговора.

Термин «социальный стереотип» скоро отметит 100-летний юбилей: оно было введено журналистом Уолтером Липпманом (США) в 1922 г.

Когда используются социальные стереотипы

Чаще всего социальные стереотипы используются тогда, когда нам не хватает информации для более взвешенных суждений, причем делаем мы это бессознательно.

В условиях недостатка фактов мы отталкиваемся от того, что есть, а судить человека проще всего по внешним признакам (по особенностям внешности, полу, национальности и другой информации, узнать которую не составляет труда).

Таким образом, мы делаем вывод о людях и явлениях, фактически ничего о них не зная, опираясь на обобщенное восприятие группы, к которой они принадлежат.

Ведь когда мы вписываем человека в наш шаблон (соцстереотип), то [вроде как] понимаем, что от него можно ожидать, каков он, как с ним общаться и т.д. В этом смысле роль социальных стереотипов – помочь нам коммуницировать даже с незнакомыми людьми.

Впрочем, как мы знаем, стереотипы далеко не всегда отражают реальность. Поэтому в процессе общения и получения информации о том или ином человеке или соцявлении, стереотип перестает работать и уступает место более объективному восприятию.

Например, «Маша блондинка, значит, глупая» превращается в «Меня поражают Машины знания в ядерной физике». Что касается стереотипов, распространяющихся на группу, то чем больше группа (и чем меньше мы знаем входящих в нее людей), тем чаще мы прибегаем к стереотипам.

И наоборот: чем меньше группа и чем лучше мы знаем ее членов, тем меньше мы используем стереотипы.

Однако нельзя сказать, что стереотипы сразу полностью нас отпускают. Дело в том, что в оценке и последующем восприятии человека очень важно первое полученное впечатление, а в его формировании зачастую большую роль играют стереотипы: из-за того что их мы бессознательно задействуем еще до того, как получим какую-либо информацию о личности.

Например, многие наверняка по-разному будете воспринимать одного и того же человека, если сначала им расскажут о нем как о великом физике-ядерщике и только потом они узнают, что это пышногрудая блондинка, или же они сначала увидят девушку только потом узнают, что она физик-ядерщик.

Таким образом, стереотипы постепенно уступают место фактическому знанию о человеке, но происходит это не всегда быстро.

Почему социальные стереотипы так удобны?

Порой дело не только в том, что у человека мало информации для глубокого анализа личности и соцявления, а в том, что он и не хочет ее получать. Мы бы объяснили этот процесс таким образом. Как известно, мозг потребляет очень много энергии, а кроме того анализирует великое множество поступающей информации – и он должен делать это быстро.

Также мозг должен нас защищать, как можно оперативнее сигнализируя об опасности. Данные факторы привели к тому, что природой в него заложено стремление минимизировать усилия там, где он может это сделать. И любые шаблоны, в том числе социальные стереотипы, – прекрасный инструмент для такой минимизации.

Нам не нужно думать и что-то дополнительно анализировать, когда у нас есть готовое лекало, под которое можно подогнать всех вокруг.

Как мы уже отмечали, стереотипы далеко не всегда отражают реальность, и, когда мы придаем им слишком большой вес, то фактически сами загоняем себя в ловушку.

Особенно часто это касается стереотипов, максимально сближающихся с предрассудками.

Соответственно, проблемы возникают не тогда, когда человек использует стереотипы, а когда он начинает придавать предрассудкам слишком большое значение и формирует свое мнение только исходя из них.

Функции социальных стереотипов

Изначально функции стереотипов если не положительны, то логичны:

  • Во-первых, как мы отмечали, это возможность «считать» незнакомого человека и понять, что от него можно ждать, как установить с ним коммуникацию.
  • Во-вторых, объединение группы. С одной стороны, стереотипы сами по себе объединяют людей (в народ, этнос и пр.), с другой – они позволяют отделить своих от чужих. Это было особенно актуально в древние времена, когда от вопроса «свой – чужой» в прямом смысле зависели жизни.
  • В-третьих, стереотипы помогают мозгу оптимизировать работу: минимизировать усилия на анализ личности в самом начале общения.

Какие бывают соцстереотипы

В психологии и социологии выделяется несколько видов стереотипов. В первую очередь отметим стереотипы социальных групп и индивидуальные.

Стереотипами соцгрупп, как и следует из этого названия, «руководствуются» люди той или иной группы (включая жителей одной и той же страны, представителей определенных национальностей и других больших групп).

В свою очередь, индивидуальные стереотипы – это «социальные шаблоны» личности, выработанные ей исходя из ее индивидуального жизненного опыта.

Также теория отмечает, что есть положительные, нейтральные и отрицательные стереотипы.

При этом из-за заложенной в них упрощенности все три перечисленных вида могут в равной степени отражать неправду в отношении конкретной личности, что способно привести к различным заблуждениям.

Например, вы решили положиться на стремление немцев к порядку или на вкус французов в одежде. Но конкретно тот немец и француз, к которым вы применили данный стереотип, необязательно обладают нужными вам качествами. И это создаст вам дополнительные проблемы.

Также стереотипы делятся по своей точности: точные, приблизительные, упрощенные. При этом нужно понимать, что даже точные стереотипы точны лишь в определенных случаях, так как обобщение (а значит, и упрощение) заложено в саму суть данного явления.

Как формируются социальные стереотипы

Формирование социального стереотипа у каждого конкретного человека происходит под влиянием общественных установок, установок в семье и личного опыта.

Что касается общественных стереотипов, то в их возникновении немалую роль играют социальные ценности, принятые в той или иной группе, общественные, демографические, политические и иные процессы (поэтому стереотипы могут различаться у представителей разного поколения, жителей разных городов, а также у иных социальных групп).

Распространению стереотипов способствуют средства массовой информации и коммуникации. Сейчас в немалой степени в этом задействованы интернет в целом и соцсети в частности.

При этом формирование устойчивого стереотипа требует определенного времени – это не самый быстрый процесс, хотя в наши дни благодаря Всемирной паутине он значительно ускорился.

Трансформацию социального стереотипа со временем и вследствие социальных и общественных изменений можно проследить на примере изменения образа предпринимателя (из барыги и прохвоста он превратился в человека, который строит свой бизнес) или матери-одиночки (из «разведенки/брошенки с прицепом» она становится самодостаточной женщиной с ребенком).

Использовать социальные стереотипы можно и в своих целях. Известно, что порой важно произвести впечатление, чем быть тем, кого вы изображаете. Только помните: чем ближе знакомство, тем меньшую роль играет стереотип. Поэтому подумайте, насколько целесообразно играть роль совсем другого человека.

Источник: https://experimental-psychic.ru/socialnye-stereotipy/

Социальные стереотипы

Понятие социального стереотипа

Социальный стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – человека, группы, явления или события. Это также общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей. Например: «Итальянцы эмоциональные» или «Политики – лгуны».

Почему возникают стереотипы? Вероятно, есть две основные причины. Первая: ментальная лень. Человек не хочет предпринимать интеллектуальное усилие для того, чтобы узнать больше о событии, группе людей или человеке, поэтому искренне верит в то, о чем знал и раньше. Вторая: недостаток информации или времени.

Это часто случается: у вас есть только несколько мелких фактов, на основе которых нужно быстро принять решение. Социальные стереотипы также возникают под воздействием личного опыта, убеждений и предпочтений. Стоит только понимать, что все эти три параметра являются сугубо личными, то есть субъективными.

Стереотипы могут быть:

  • позитивные;
  • негативные;
  • точные;
  • приблизительные;
  • нейтральные;
  • чрезмерно обобщенные;
  • чрезмерно упрощенные;

Не нужно заниматься самообманом и думать, что уж вы-то точно не подвержены стереотипам. Они живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и порой способствуют неверному пониманию действительности.

Интернет, телевизор, общение, личный (и при этом зачастую испорченный в силу когнитивных искажений) опыт, неверные ощущения и интуиция – все это создает в нашей психике огромное количество стереотипов.

При этом нельзя забывать и о том, что стереотипы могут иметь отношение к правде, пусть и не всегда. К примеру, водители маршруток, адвокаты, политики, актеры и представители многих других профессий подвержены профессиональной деформации.

Профессиональная деформация — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности.

То есть случайно выбранный адвокат будет более похож на другого случайно выбранного адвоката, чем на водителя маршрутки. Профессия меняет человека и это нельзя отрицать.

Благодаря этому и подход к представителю разный профессий может отличаться.

От стереотипов полностью избавиться невозможно, поэтому нужно хотя бы научиться с ними жить и замечать, особенно при принятии важных решений: с кем вести бизнес, куда переезжать, на какую работу устроиться.

Но для начала давайте обсудим, какие функции имеет процесс стереотипирования.

Функции и роль стереотипирования

Ранние исследования предполагали, что стереотипы использовались только жесткими и авторитарными людьми. Современные исследования утверждают, что полное понимание стереотипов требует рассмотрения их с двух дополнительных перспектив: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры и сформированных в сознании отдельного человека.

Связь между когнитивными и социальными функциями

Стереотипирование может служить когнитивным функциям на межличностном уровне и социальным функциям на межгрупповом уровне.

Когнитивные функции

Стереотипы помогают понять мир. Они представляют собой форму категоризации, которая содействует упрощению и систематизации информации. Таким образом, информацию легче идентифицировать, отозвать, предсказать или отреагировать.

Стереотипы – это категории объектов или людей. От стереотипа к стереотипу объекты или люди очень отличаются друг от друга. В рамках стереотипов объекты или люди очень похожи друг на друга.

Психолог Гордон Олпорт предложил возможные ответы на вопрос, почему людям легче понимать информацию по категориям.

  • Во-первых, так они могут свериться с категорией, чтобы определить шаблон ответов.
  • Во-вторых, категоризированная информация более конкретна, чем некатегоризированная, поскольку категоризация подчеркивает свойства, которые разделяются всеми членами группы.
  • В-третьих, люди могут легко описать объект в категории, потому что объекты в той же категории имеют общие характеристики.
  • Наконец, люди могут принимать как должное характеристики конкретной категории, потому что сама категория может быть произвольной группировкой.

Стереотипы функционируют как временные и сберегают наше время, позволяя действовать более эффективно.

Социальные функции: социальная классификация

Люди выставляют свое коллективное я (их членство в группе) в положительном свете в следующих ситуациях:

  • Когда стереотипы используются для объяснения социальных событий. Возьмем, к примеру такую ситуацию. Ученый Анри Таджфель считает, что «Протокол сионских мудрецов» позволял людям объяснить социальные события и имеет смысл только потому, что у евреев есть определенные характеристики.
  • Когда стереотипы используются для обоснования деятельности собственной группы другой группе. Например, стереотип о том, что индиец или китаец не сможет добиться финансового успеха без европейской помощи.
  • Когда стереотипы используются для дифференциации группы как положительно отличной от внешних групп.

Социальные функции: социальное влияние и консенсус

Стереотипы являются показателем общего консенсуса. В нацистской Германии Гитлер объединил нацию благодаря ненависти к евреям. Хотя при этом между самими немцами существовало огромное количество разногласий по остальным вопросам, еврейский вопрос был настолько силен, что затмевал все остальные.

Стереотипы поведения

Эмпирически было установлено, что если человек ассоциирует себя с какой-либо группой, он начинает себя вести, как типичный ее представитель, хотя такое поведение было ему не свойственно. Например:

  • На концерте музыкальной группы человек может себя вести стереотипно для фанатов этой группы.
  • Когда человеку напоминают, какой он национальности, он начинает себя вести, исходя из стереотипов о своем народе.
  • Человек из Лондона ведет себя как человек из Лондона, когда ему напоминают об этом.

Можно сказать, что когда человека сознательно или бессознательно посещает стереотип, он словно запускает в нем шаблонную программу поведения и мышления. В вашей власти решить, стоит ли поддаваться ему или изменить его. Как мы уже говорили – не все стереотипы плохие, некоторые из них имеют очень разумные основания.

Знать о своих стереотипах

Чтобы избавиться от стереотипов, нужно для начала понять, каким из них вы подвержены. Их может быть такое большое количество, что это вызовет недоумение. Если так, то выберите десятку самых сильных или таковых, которые наиболее деструктивно влияют на вашу жизнь: гендерные, расовые, религиозные предрассудки.

Вы можете также негативно относиться к музыкантам, ученым, водителям, детям, представителям власти и многим другим сословиям или группам. Но если осознаете это, то сделает первый шаг в нужную сторону.

Распознайте негативные эффекты стереотипов

Этот шаг можно объединить с первым, потому что они тесно связаны. Вы должны выяснить, что же плохого вносят в вашу жизнь стереотипы. Наблюдать нужно за всеми сферами жизни, даже самыми неожиданными или таковыми, которые с первого взгляда кажутся не очень важными:

К примеру, мысли о качках как о «тупых и необразованных» может вас навсегда отвратить от посещения спортзала. Ну и кому вы сделаете этим хуже?

Может выясниться, что ваши многие ограничивающие убеждения построены на стереотипах. Например, вам 50 лет и вы не создаете свое дело, потому что считаете, что уже стары для этого. Хотя всем известны примеры, когда люди и в более солидном возрасте добивались огромных успехов в бизнесе.

Снизьте свою самооценку

Для начала снизьте свое предубеждение относительно этого совета. Собственно, разве многие стереотипы не появляются благодаря завышенной самооценке? Ведь ему все сразу ясно, кто и что из себя представляет. Это форма невежества.

Поэтому если у вас завышенная самооценка, признайтесь себе в этом. Если боитесь, что такой подход снизит качество жизни, то еще раз подумайте над вторым пунктом и тем, какие негативные последствия несут стереотипы. Вы поймете, что это небольшая цена за то, чтобы расширить свое мировоззрение, завести массу новых знакомств и социализироваться по-настоящему.

Выясните, какую пользу несет избавление от стереотипов

Составьте подробный список того, как может измениться ваше мышление, убеждения и ценности, если вы начнете рассматривать каждого встреченного вами человека как личность. Раньше, вероятно, вы наклеивали на него десятки ярлыков, а он и рот не успевал открыть. Судить о человеке с чистого листа – неужели так не интереснее?

Окружайте себя самыми разными людьми. Да, похожие на нас люди более приятны, однако так легко заржаветь в конформизме. Больше путешествуйте – хотя бы в другие города.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B/

I теоретические предпосылки исследования гендерных стереотипов в лингвистике

Понятие социального стереотипа

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2.3 Понятиесоциального стереотипа

Впервыепонятие «социальный стереотип» ввел вупотребление У. Липпман, анализируявлияние определенного знания о предметена его восприятие и оценку принепосредственном контакте. У.

Липпманопределяет стереотипы как упорядоченные,схематичные, детерминированные культурой«картинки» мира «в голове» человека,которые экономят его усилия при восприятиисложных социальных объектов и защищаютего ценности, позиции и права [Липпман2004].

По его мнению, человек не можетрасполагать всей необходимой информациейдля формирования собственного мненияо событиях или ориентации в реальнойдействительности. По этой причине онвынужден прибегать к шаблонныминтеллектуальным решениям. У.

Липпманобратил внимание не только насоциально-психологические особенностиисследуемого феномена, но также указална некоторые закономерности егоформирования и функционирования.

С тех порбыло предложено большое количестворазличных определений социальногостереотипа. Вслед за У. Липпманом, другиеисследователи стереотипа приняли тезисо стереотипах как о защите от сложностии неоднозначности мира. Так, Т.

Шибутаниопределяет социальный стереотип как«популярное понятие, обозначающееприблизительную группировку людей, сточки зрения какого-то легко различимогопризнака, поддерживаемое широкораспространенными представлениямиотносительно свойств этих людей»[Шибутани 1969:98]. Р.

Таджури под социальнымстереотипом понимает «склонностьвоспринимающего субъекта легко и быстрозаключать воспринимаемого человека вопределенные категории в зависимостиот его возраста, пола, этническойпринадлежности, национальности ипрофессии, тем самым приписывать емукачества, которые считаются типичнымидля людей этой категории» [Taguiri1969:422].

Социальныестереотипы проявляются как стереотипымышления и поведения личности. Онивозникают на основе спонтанных чувстви эмоций, но определяются естественнымиусловиями развития людей, закрепленнымив коллективном сознании. По мнению В.Г.

Крысько, социальные стереотипы – это«формируемые под влиянием определенныхусловий восприятия или под воздействиемпредставителей тех или иных общностейи распространяемые посредством культурыи языка в определенных социальныхгруппах схематизированные устойчивыеобразы и представления о фактахдействительности, приводящие к весьмаупрощенным и преувеличенным оценкам исуждениям со стороны индивидов» [Крысько2002:32]. Также автор отмечает, что социальныестереотипы охватывают наиболее яркие,броские черты явления или события [тамже].

Следуетотметить, что исследование социальногостереотипа делится на два основныхнаправления. Во-первых, социальныйстереотип рассматривается как этническийили национальный стереотип, во-вторых,изучается проявление социальногостереотипа на индивидуальном и групповомуровнях как отражения «я-образа» и«мы-образа» [Прохоров 2006: 76].

Так, В.Г.Крысько и Г.В. Елизарова считают, чтодля изучения культурно обусловленныхпсихологических особенностей восприятиянеобходимо разделять стереотипы наэтнические и национальные.

В этой связисоциальные стереотипы определяютсякак «упрощенные, схематизированные,эмоционально окрашенные и чрезвычайноустойчивые образы каких-либо этническихгрупп или общностей, легко переносимыена всех представителей этих групп»[Елизарова 2005: 85]. Согласно А.П.

Садохину,социальные стереотипы – это «устойчивыесуждения о представителях однихнациональных групп с точки зрениядругих» [Садохин 2005:79].

Результатыисследований в области социальногостереотипа были резюмированы Г.

Тэшфеломследующим образом: 1) люди с легкостьюпроявляют готовность характеризоватьобширные человеческие группы (илисоциальные категории) недифференцированными,грубыми и пристрастными признаками; 2)такая категоризация отличается прочнойстабильностью в течение очень длительноговремени; 3) социальные стереотипы внекоторой степени могут изменяться взависимости от социальных, политическихили экономических изменений, но этотпроцесс происходит крайне медленно; 4)социальные стереотипы становятся болееотчетливыми или враждебными, когдавозникает социальная напряженностьмежду группами; 5) они усваиваются оченьрано и используются детьми задолго довозникновения ясных представлений отех группах, к которым они относятся;6) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существуетявной враждебности в отношениях групп,но в высшей степени трудно модифицироватьих и управлять ими в условиях значительнойнапряженности и конфликта [Tajfel1978]. Ученым также были выделены четырефункции стереотипов, две из которыхреализуются на индивидуальном уровне,две – на групповом. Значение стереотипана индивидуальном уровне: когнитивная(селекция социальной информации,схематизация, упрощение); ценностно-защитная(создание и поддержание положительного«Я-образа»). На групповом уровне:идеологизирующая (формирование иподдержание групповой идеологии,объясняющей и оправдывающей поведениегруппы); идентифицирующая (создание иподдержание положительного группового«Мы-образа»).

Таким образом,можно сделать вывод о том, что социальныйстереотип состоит из трех элементов:1) когнитивного – информация об объектестереотипизации; 2) аффективного(эмоционального и оценочного) – выражениеличностных субъективных (коллективных) эмоций относительно объекта;3) социального (поведенческого, моторного)– предписание действий относительнообъектов окружающего мира.

Итак, социальныйстереотип является универсальныммеханизмом понимания окружающего мира,передачи общественно важной информациив процессе социального взаимодействия,а также категоризации общества на основеярко выраженных, социально значимыххарактеристик. Кроме того, социальныестереотипы включают в себя другие видыстереотипов, выделяемые по объектустереотипизации: гендерные, возрастные,профессиональные, расовые, этническиеи другие. В настоящей работе мырассматриваем гендерные стереотипы.

1.2.4 Определениегендерного стереотипа

Как отмечаетсявыше, гендерные стереотипы являютсячастным проявлением социальныхстереотипов и, соответственно, такжепрототипичны, собирательны, и обладаютнационально-культурной спецификой.

Гендерные стереотипы, возникающие надбиологически-половой реальностью,отражают совокупность биологическихпризнаков, социальных ролей, особенностейпсихики и поведения, присущих представителямданного пола в рамках определеннойкультуры.

В обществефункционирует большое количествостереотипов, которые формируются наасимметрии женского и мужского.

В любомобществе существует разделение намужчин и женщин, на основе которого тойили иной гендерной группе предписываютопределенные роли поведения.

К тому жево многих культурах существуютэмоционально окрашенные идеалы, образытрадиционной мужественности иженственности, согласно которым обществосудит о ценности индивида как представителяконкретного пола.

Итак, социальнаяроль включает в себя такие элементыкак позиция, ролевые ожидания, ролевыепартнеры, ролевые предписания и, какотмечает Е.М. Бакушева, наиболеесущественным элементом данной структурыявляются ролевые ожидания, которыетребуют от говорящего следованияопределенному стереотипу поведения[Бакушева 1995].

Источник: https://gigabaza.ru/doc/193433-p5.html

ovdmitjb

Add comment