Irvuz

Понятие социализации

Этапы социализации личности

Понятие социализации

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Социализация. Что это ↑

Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.

Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.

Этапы ↑

Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода): 

  1. Ранний: детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
  2. Поздний: молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.

Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.

Стадии процесса ↑

Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.

Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки
Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению
Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я»
Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими.
Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми.
Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения
Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности
Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды
Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни

Роль агентов и институтов ↑

Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

  1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
  2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

  • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.
  • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
  • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
  • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

Влияющие факторы ↑

Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

К ним относятся:

  • микрофакторы: пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
  • мезофакторы: регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
  • макрофакторы: географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
  • мегафакторы: земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

: Социализация личности

Источник: http://gopsy.ru/psihologija/chto-takoe-socializacija.html

Что такое социализация личности, какое определение этому понятию даёт современная психология

Понятие социализации

Социализация – это термин из психологии, которым описывается совокупность действий и процессов, направленных на усвоение личностью необходимых знаний, навыков, ценностей и правил, способствующих гармоничному и бесконфликтному её сосуществованию с социумом и успешному функционированию в обществе. Такое определение рассматриваемого понятия не является единственным в психологии, поскольку авторы, придерживающиеся различных взглядов, трактовали явление с разных точек зрения.

В психологическом словаре под редакцией Карпенко написано, что социализация – это, прежде всего, принятие и повторение личностью опыта общества, выражающееся в усвоении социальных ролей.

Такой процесс происходит при активной деятельности человека и его общении с окружающими людьми, например, на рабочем месте, в образовательных учреждениях, в семейном кругу.

Социализация может происходить стихийно и неуправляемо, когда личности не объясняют об общепринятых правилах морали и поведения, и она сама пытается найти модели для подражания, чаще всего, попадая под дурное влияние.

Еще один вариант социализации индивида – в процессе воспитания, представляющего собой целенаправленное и определённое формирование ядра личности.

Существует ещё одно течение в психологии, рассматривающее социализацию как некий культурный феномен, в связи с чем у разных цивилизаций, например, китайской, индийской, российской или европейской, она протекает своим неповторимым образом.

Исходя из этой точки зрения, рассматриваемому нами понятию даётся следующее определение: это процесс, обусловленный культурными особенностями нации, народа или этноса, во время которого личность изучает паттерны поведения, системы представлений, правила и нормы, свойственные данной общности людей.

Интерпретация понятия “социализация” в различных школах психологии

  1. Гуманистическая психология понимает социализацию как самоактуализацию человека, проявление его Я-концепции.
  2. Необихевиоризм рассматривает данное понятие в контексте социального научения, как результат воспитания и подражания существующим социальным ролям.

  3. Символический интеракционизм видит социализацию только как результат и последствия социального взаимодействия, во время которого агенты социализации и индивид осуществляют так называемое “взаимопроникновение”.

  4. Советская и российская школа психологии понимает социализацию как воспитание и фактически ставит между ними знак равенства.

    Воспитание может осуществляться целенаправленно и способствовать формированию запланированных педагогом ценностей и навыков или быть бессистемным, когда на личность стихийно влияет множество факторов и условий, не контролируемых воспитателями.

Первичная социализация

Представляет собой процесс, во время которого личность получает первоначальные знания, навыки и опыт жизни в социуме и при взаимодействии с людьми. Она начинается с рождения и заканчивается, как правило, при достижении им совершеннолетия (в 18 лет в России).

С этого момента, согласно закону, человек имеет право самостоятельно решать, какие поступки и действия он будет совершать, будет ли его поведение социально одобряемым или нет, а также нести ответственность за последствия своих решений). Важность первичной социализации для человека бесценна, поскольку на её фундаменте личность будет выстраивать отношения с другими людьми.

Будут ли они успешными или неудачными, зависит от воспитателей и от того, какие модели поведения усвоит личность.

Основные социальные институты, оказывающие влияние на индивида в данный период, – это семья, детский сад и школа.

В семье личность получает первоначальные представления о мире, об истинных и ложных, с точки зрения родителей, убеждениях и ценностях, о том, как нужно вести себя в окружении других людей.

Как правило, многие полезные навыки, например, трудолюбие, или антисоциальные убеждения, такие, как дискриминация по половому признаку, усваиваются человеком именно в семейному кругу.

В детском саду и школе социализация личности протекает несколько иначе, чем в семье.

Здесь ребёнок впервые приобретает знания о том, как взаимодействовать в большом коллективе, а также с людьми выше его в общественной иерархии (воспитатели, учителя).

В этот период идёт активное усвоение социальных ролей, психологии и правил поведения, характерных для определённого статуса в социальной группе, например, изгоя, “ботаника”, вожака и т.д.

Ресоциализация

Во время этого процесса личность избавляется от старых привычек, рефлексов и моделей поведения и заменяет их на новые, более эффективные и более соответствующие сложившейся жизненной ситуации.

Почему возникает желание пересмотреть свою жизнь? Например, личность ощущает, что привычные ей убеждения и ценности завели её в тупик, мешают самореализоваться и добиться осуществления сокровенных желаний.

Если индивид хотел стать альпинистом и проводить основное время своей жизни в восхождениях на горные вершины, а ему приходится работать бухгалтером, то, разумеется, нет смысла мечтать о горах, когда целый день занят тем, что сводишь дебет с кредитом.

Образ мышления и модели поведения бухгалтеров и альпинистов радикально различаются, поэтому человеку необходимо найти нужное ему окружение, чтобы, наблюдая и общаясь, с помощью подражания перенять ценности и привычки интересующей его группы людей.

Примером неудачной ресоциализации можно считать попытки перевоспитать преступников, содержащихся в местах лишения свободы. Если мы откроем Уголовно-исполнительный кодекс РФ, то увидим, что в качестве одной из целей содержания правонарушителей в тюрьмах является их воспитание в духе принятых в обществе социальных норм. Однако, эти цели достигаются крайне редко.

Дело в том, что в колониях преступники проводят в обществе друг друга практически все время, соответственно, они постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом, вместе проводят свободное время и делятся взглядами на жизнь, ценностями и навыками.

Поэтому само функционирование исправительной системы приходит в противоречие с декларируемыми принципами, ведь, чтобы перевоспитать правонарушителя, нужно или его желание, которого обычно нет либо оно зачастую пропадает в течение пребывания в тюремной антисоциальной среде, или его полная изоляция от любого антиобщественного влияния и целенаправленная работа по внедрению социально приемлемых установок.

Социализация в группе

В психологии социализация – определение, подразумевающее процесс принятия и усвоения правил, традиций, ритуалов конкретной социальной группы, согласие с её иерархической конструкцией.

Без групповой социализации было бы невозможно формирование субкультур среди подростков, таких, как фанаты рока или рэпа.

У взрослых людей она происходит в виде разделения по профессиональному признаку (программисты, журналисты, шахматисты) или по хобби (скрапбукинг, вышивание крестиком).

Организационная социализация

Психология понимает под этим процесс, заключающийся в обучении знаниям и навыкам, необходимым для эффективной работы и выполнения социальной роли сотрудника организации. Во время организационной социализации происходит знакомство работника с его будущими коллегами, с принятыми в корпорации ценностями и принципами работы, нормами поведения и дресс-кодом.

Социализация по половому признаку

Социум предъявляет определённые требования к женщинам и мужчинам, которым они должны соответствовать. Так, общество считает, что мальчику необходимо усвоить такие понятия, как мужественность, отвага, смелость, умение держать себя в руках и не показывать свои эмоции, решительность.

В то же время, девочкам полагается быть нежными, заботливыми, чуткими, внимательными. Таким образом, во время гендерной социализации каждый индивид узнаёт о принятых социальных правилах, которых должен придерживаться каждый мужчина и женщина, и обучается следовать им.

Досрочная социализация

Под этим понятием понимается репетиция социальных ролей, норм или правил, которых предстоит придерживаться в будущем.

Так, личность, мечтающая сделать карьеру в крупной корпорации, будет стремиться к тому, чтобы до собеседования тщательно изучить культуру организации, правила поведения, принятые в ней, её традиции, поскольку это повышает вероятность успешного прохождения собеседования и поступления на работу, а также легкую акклиматизацию в новых непривычных условиях. Именно это раскрывает суть, объясняет, что такое социализация, определение данного термина.

Другой разновидностью досрочной социализации может быть решение молодых людей пожить некоторое время до бракосочетания вместе на одной территории, чтобы понять, подходят ли они друг другу, справляются ли с бытовыми проблемами, будет ли их семейная жизнь счастливой.

  • Семья;
  • Образовательные учреждения (детский сад, школа, вузы);
  • Профессиональные группы и группы по интересам;
  • Культура;
  • Религия;
  • Средства массовой информации;
  • Правовая система государства;
  • Вооружённые силы;
  • Пенитенциарная система.

Источник: https://psiho.guru/terminy/chto-takoe-socializaciya-v-psihologii-opredelenie-i-sut-ponyatiya.html

Виды и формы социализации

Понятие социализации

Определение 1

Социализация – это двусторонний процесс. Во-первых, он направлен на непрерывную передачу обществом социальных норм, культурных ценностей и образцов человеческого поведения.

Во-вторых, это – процесс постоянного усвоения индивидом в течение всей своей жизни (начиная с момента рождения) этих самых норм, ценностей и образцов поведения.

Таким образом, в процессе социализации человек оказывается в постоянном взаимодействии с другими людьми, их взглядами, ценностно-ориентационной системой. Только свои навыки он должен вырабатывать на основе индивидуальных особенностей.

Термин «социализация» используется для обозначения процесса становления и развития личности еще с конца 19 века. Он был введен в научный оборот такими мыслителями, как Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм и Г. Тард.

Социализация – это разносторонний и очень структурированный процесс, который обладает своими видами и уникальными формами.

Виды социализации

Так как социализация – это очень сложный и многогранный процесс, то его принято рассматривать через призму основных направлений (видов).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Поло-ролевая социализация. Ее смысл заключается в том, что, взрослея, человек последовательно осваивает разные роли. Например, мальчик-юноша-мужчина или девочка-девушка-женщина.

Семейно-бытовая социализация – в соответствие с полом и статусом в семье индивид выступает в роли матери, жены, мужа, отца, дочери, бабушки, сестры или брата.

Профессионально-трудовая – социализация в соответствие с выбранной профессией (врач, педагог, военный), а также в соответствие с занимаемой должностью (начальник, подчиненный).

Субкультурно-групповая – социализация в соответствие с тем, в какое неформальное или общественное объединение вступает человек. Например, байкер, панк, рокер и другое.

Виды социализации бывают разными также в зависимости от того, в какой период индивид принимает на себя ту или иную роль.

  1. Полная социализация личности – индивид целиком и полностью соответствует тем требованиям социальной группы, которые она выдвигает. Также он результативно выполняет свои функции без ущерба собственным интересам;
  2. Неполная (частичная) социализация индивида – соответствие навыков и умений выбранной социальной группе, но наличие противоречий с внутренними установками;
  3. Односторонняя социализация индивида – человек получает полный объем знаний и умений, а также развивает свои навыки, но только в одной сфере своей жизни. Например, успех только в карьере, или только в семейной жизни;
  4. Ресоциализация – индивид получает новые знания, заново формирует свои ценности, установки, при этом полностью отвергая все старое.

Формы социализации

В социологии исследователи выделяют две основные формы социализации:

  1. Направленная;
  2. Ненаправленная.

Направленная социализация (иначе ее называют стихийной) – это стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственно близком контакте со своим социальным окружением.

Например, человек служит в армии, находясь в подчинении новым законам и правилам, и, по прошествии своей службы, он уже отмечает заново сформированные ценности, увлечения, умения и навыки, которые могут противоречить общим социальным нормам.

Направленная социализация – это не просто процесс, а целая система способов воздействия, которая специально разрабатывается обществом, принадлежащими ему институтами и организациями. цель направленной социализации – формирование личности согласно преобладающим в данном обществе идеалам, целям и нормам.

Одним из способов направленной социализации является воспитание. Это планомерный и осознанный процесс, который оказывает воздействие на развивающуюся личность, на ее поведение, мировоззрение. Воспитание вырабатывает у нее конкретную систему понятий, принципов, ценностных ориентаций, которые затем определяют ее дальнейшую жизнь.

Ненаправленная социализация (также ее называют стихийной формой, которая охватывает каждого человека на первых этапах жизни) детерминируется микросоциальной средой.

Например, принципами и ценностями, которые поддерживаются ближайшими к индивиду родственниками, а также сверстниками.

Нередко эта форма социализации имеет немало уже устаревших и неактуальных шаблонов поведения, а также очень стереотипное мышление, которое навязывается индивиду.

Таким образом, помимо положительного действия она также может оказать и негативное, быть ущербной для формирования человеческой личности, социальной группы этой личности в целом обществе. поэтому очень важно в процессе социализации позволить человеку раскрыть свои творческие умения и навыки, дать ему свободу мыслить нестандартно, привносить свои идеи и мнения в общество.

Отметим, что так же, как и ненаправленная социализация, направленная тоже не всегда ведет к положительному результату и воспитанию личности. Особенно это проявляется тогда, когда она используется в антигуманных целях, против человечества и человеческой воли.

Например, в деятельности террористических организаций, многих деструктивных сект, насаждение фашистской или антисемитсткой идеологии, пропаганда расистских настроений.

Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию человеческой личности лишь в том случае, если она осуществляет свою деятельность согласно предписанным и принятым нравственным правилам и идеалам, а также соответствует моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократического общества.

Замечание 1

Обе формы социализации (направленная и ненаправленная) могут в определенных обстоятельствах согласовываться друг с другом, а могут наоборот вступать в противоречия. Если это происходит, то противоречия могут привести к конфликтным ситуациям, которые осложнят и затруднят процесс социализации личности, а могут вообще остановить его.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/vidy_i_formy_socializacii/

ovdmitjb

Add comment