Irvuz

Понятие ситуации в психологии

Раздел 1

Понятие ситуации в психологии

www.koob.ru

Л.Ф.Бурлачук, Е.Ю. Коржова. Психологияжизненных ситуа-

ций.Учебное пособие. – М.: Российскоепедагогическое агентст-

во,1998. – 263 с.

Вучебном пособии приводится общаяхарактеристика жиз-

ненныхситуаций, раскрываются основные подходык их анализу,

атакже некоторые распространенныеситуации, встречающиеся

нажизненном пути личности. Поведениерассматривается как

результатличностно-ситуационного взаимодействия.Предлага-

етсяклассификация стратегий поведения вжизненных ситуаци-

ях.Дается подробное описание новой методики,предназначенной для психодиагностикижизнен-

ныхситуаций.

Учебноепособие предназначено для студентов ипреподавателей

педагогическихвузов, университетов> педагогическихколледжей и

всех,интересующихся проблемами жизненногопути личности.

ISBN5-86826-056-7

cБурлачук Л.Ф.,

КоржоваЕ.Ю.. 1998

cРоссийское педагогическое

агентство,1998

Вучебном пособии впервые представленасистематизация име-

ющихсяв психологии представлений о жизненныхситуациях. В

настоящеевремя накоплен огромный материал,отражающий исс-

ледованияжизненных ситуаций. Интерес к понятиюситуации в

последнеевремя существенно возрос в самых разныхобластях

исследования,поскольку адекватное понимание личностивне ре-

альнойжизненной ситуации невозможно. Междутем, подробный

анализситуационных исследований еще непроводился.

Вучебном пособии анализируется общаяхарактеристика

жизненныхситуаций. Значительное внимание уделенопробле-

мамличностно-ситуационного взаимодействияи поведения че-

ловекав жизненных ситуациях. Рассмотреныосновные подходы

tcанализу жизненных ситуаций. Наиболеедетально раскрыты

событийныеподходы, т.к. из всех ситуаций событиякак жиз-

ненныеизменения, имеющие начало и конец, большевсего

Поддаютсяизмерению.

Приизложении материала авторы, основываясьна собствен-

1омопыте исследований в области психологиижизненных ситу-

щий,опирались на адаптационный подход кжизненному пути

пичностив континууме здоровья – болезни. Адаптацияпонима-

етсякак процесс взаимодействия человека исреды с целью

поддержанияравновесия по типу гомеостаза.Адаптационный

процессохватывает соматические, личностные исоциально-пси-

хологическиеаспекты жизнедеятельности, присутствующиев

любойситуации в разных соотношениях, ирассматривается в

качествесовокупности стратегий поведения какфункции взаи-

модействияличности и ситуации, регулятором котороговысту-

паетпсихическое здоровье. Стратегии поведенияанализируются

какповеденческие синдромы, характеризующиесяактуализа-

циейадаптивных механизмов саморегуляции.Помимо общей

характеристикистратегий поведения в жизненных ситуациях

даетсяхарактеристика частных стратегий,классифицируемых в

зависимостиот преимущественного участия вадаптационном

процессетого или иного уровня жизнедеятельностина соматиче-

ски,личностно и социально ориентированные.Авторы отдают

себеотчет в том, что представляемые частныестратегии не исчер-

пываютвсего многообразия стратегий и могутслужить скорее в

качествепримеров стратегий поведения того илииного типа.

Нарядус общей характеристикой жизненныхситуаций по-

казанаспецифика некоторых часто встречающихсяситуаций в

условияхздоровья и болезни. Ситуации соматическойболезни и

ситуациипрофессиональной деятельности относятсяк наиболее

значимымдля лиц, находящихся на разных полюсахжизненно-

гоконтинуума .Рассматривается также

спецификаострой стрессовой ситуации на примереситуации

хирургическогостресса.

Впоследнем разделе представленоруководство по применению

оригинальнойметодики ,пред-

назначеннойдля исследования восприятия жизненногопути лично-

сти.Это экспрессивная проективная методикадиагностики

переживаний,связанных с наиболее значимыми сферамижизни.

Теоретическойосновой являются

психологияжизненного пути, событийно-биографическийподход и

подход,ориентированный на анализ событийнедавнего прошлого.

Методикапозволяет выявить как формальныехарактеристики вос-

приятияжизненных ситуаций (продуктивностьвоспроизведения

образовпрошлого и будущего, значимость дляличности данного

событияпо сравнению с другими, желательность,степень влияния

события,время антиципации или ретроспекции),так и содержа-

тельныехарактеристики (тип и вид значимыхсобытий, (частота встречаемостисобытий различного

содержания), (преобладающеевлияние личност-

ныхлибо ситуационных переменных).

Многиеизлагаемые вопросы дискуссионны(например, про-

блемаличностно-ситуационного взаимодействия,поведения в

значимыхситуациях и др.) и побуждают к размышлениями

самостоятельнымисследованиям в указанных направлениях.

Учебноепособие состоит из четырех разделов,включающих

всебя десять глав. Каждая глава завершаетсясжатым изложе-

ниемматериала в форме резюме, спискомлитературы и перечнем

вопросовдля повторения. После каждого разделапредлагаются

заданиядля самоконтроля усвоения учебногоматериала.

Книгапозволяет углубить знания о человекекак о субъекте

жизненногопути и может заинтересовать не толькостудентов,

преподавателейпедагогических вузов, университетов,педагоги-

ческихколледжей, а и всех. интересующихсяпроблемами жиз-

ненногопути личности.

Значениепонятия

для

психологии

ОБЩАЯПСИХОЛОГИЯ

ЖИЗНЕННЫХСИТУАЦИЙ

§ 1. Понятие ситуации

Внастоящее время становится ясно, что

понятьличность невозможно вне ситуа-

ции,в которой она находится, поскольку

междучеловеком и условиями его жизни

существуетнеразрывная связь. В наиболее

общемвиде под ситуацией понимается ес-

тественныйсегмент социальной жизни, определяющийсявовле-

ченнымив нее людьми, местом действия, сущностью

деятельностии др. Такое общее определение необходимоконкре-

тизировать.Толкования этого понятия могут бытьсамыми раз-

нообразными.В немалой степени этому способствуюти

особенностичеловеческого восприятия. Восприятиечеловека

Яроисходитв сложных конструктах типа В последние годы все больше вниманияуделяется изучению

социальнойи психологической среды обитаниячеловека. Новая

Отрасльисследования в конце 60-х годов получиланазвание

Психологиисреды (environmental psychology), или психологи-

ческойэкологии, основателем которой считаетсяР. Баркер

(R.Barker). Проблемы, рассматривающиеся впсихологической

экологии,касаются изучения личности в реальнойжизни. Среда

понимаетсякак комплекс неких условий, внешних сили стиму-

лов,воздействующих на индивида. Полагается,что растущий

интереск психологии среды должен скорректироватьтради-

ционныенаправления исследований в психологии,сосредото-

чившиевнимание на человеке как едином замкнутомцелом.

Приэтом часто забывалось о существованиинеразрывной связи

междучеловеком и условиями его жизни.Переменные среды

следуетподвергать анализу в той же мере, что иличностные

переменные.В настоящее время в психологическихисследова-

нияхвозникает тенденция придерживатьсяпринципа , согласно которомуповедение является

функциейличности, ситуации и их взаимодействия.Без выяс-

нениятого, что стоит за понятием ситуации,невозможно кор-

ректнооперировать с понятием не тольколичности, но и

поведения.В многочисленных исследованиях средынеизменно

подчеркивается,что среда оказывает влияние на поведениече-

ловека.Однако в исследованиях личности принципучета среды

зачастуютолько декларируется. Между тем,расширение круга

психологическихисследований привело к необходимостирас-

смотренияличности не только в контексте социальныхпроцес-

сов,происходящих в обществе, но и в контекстеестественных

социальныхситуаций, в которых функционируетличность.

Частоеиспользование понятий и в каче-

ствевзаимозаменяемых побуждает обратитьсяк анализу поня-

тия. Следует отличать жизненныеситуации от

ситуацийпсиходиагностического обследования,под которыми

подразумеваютсяусловия проведения обследования (см. §3). В

дальнейшемпод термином будутподразумеваться

жизненныеситуации, кроме специально оговоренныхслучаев.

Началоисследований можно отнести к

1917г., когда К. Левин (К. Levine) делал

своипервые шаги в разработке теории

поля.К 1928 г. относятся исследования

Г.Хартшома и М. Мэя (Н. Hartshome,

М.May), в которых изучалась зависимость

честностидетей от их личностных и ситуационныхособенностей.

В30-е годы XX века в американскихсоциологических журналах

Определение

поиятм

схтуацгж

я>лисьоживленные дискуссии о детерминациисоцифльного по-

веденияи роли личности и ситуации в ней, вкоторых участво-

влиГ. Оллпорт (G. Allport), С. Квин (S. Queen), Дж.Рейнхардт

(J.Reinhardt), В. Томас (W. Thomas) и многие другие.Однако

обратимсяк современным исследованиям. Очевидно,участники

двскуссииостались каждый при своем, посколькудо настоящего

времениотсутствует единство в пониманиисущности ситуации.

Существуетмножество разнородных определений.Подятием си-

туацииоперируют интеракционизм, психологиясоциального на-

учения,психология среды и психологическаяэкология, соцно- и

психолингвистика,социальная психология, психологияобуче-

вия,наконец, клиническая психология. Сегоднясуществует бо-

еетысячи работ, касающихся ситуаций,причем в самых

различныхобластях исследования – от архитектурудо антро-

пологии,от маркетинга до микросоциологии. Кпонятию ситуа-

кии,помимо психологов, обращались философы,теологи,

юристы.Таким образом, интерес к ситуационнымдетерминантам

доведенияне нов и не исключителен для социальныхнаук.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5568850/

Выстраивание ситуации – психология

Понятие ситуации в психологии

​​​​​​​ ​​​​​​​ ​​​​​​​

Выстраивание ситуации — это не , не и не , а выстраивание (организация) элементов ситуации (время, место, окружение, участники, и ), когда все, что происходить должно, происходит само собой.

Например, лежачие полицейские на дороге — они водителей не уговаривают и не запугивают, но лежат так, что водители сами понимают ситуацию и сами принимают нужное решение.

Выстраивание ситуации — один из методов и один из важнейших элементов .

Элементы выстраивания ситуации

и другие моменты элементы пространственной организации общения (проксемики).

Приемы выстраивания ситуации

Приемы разнообразны, как сама жизнь. В частности, широко используется , , , создание ситуации.

Не надо думать, что организация ситуации — это какой-то редкий и экзотичный способ влияния на людей. Напротив, это способ повсеместно распространенный и, возможно, настолько привычный, что во многих случаях мы уже перестали его как прием воспринимать.

Надо бодро сделать зарядку — включили бодрую музыку.

Музыка не заставляет, музыка не подкупает, музыка создает ситуацию, когда зарядку делать легче. Организация энергетизирующей ситуации.

Кинули тезис, принять его нет, силой заставить принять его невозможно — но это и не нужно, если тезис можно логично обосновать.

Хорошая аргументация на логичных людей действует просто потому, что обоснованная аргументация принимается. Организация осмысленной ситуации.

Годовалый ребенок ползет не в ту сторону. Запрещать? Заинтересовывать? Папа несколько раз закрутил ребенка на полу, как юлу — ребенок сидит, вертит головой, потерял ориентировку. Папа развернул его в нужном направлении — у ребенка старое уже выветрилось, он пополз в направлении нужном.

На старой даче все удобства были на улице, дачу обновили-отремонтировали, теплый туалет появился дома. Но старая бабушка по привичке все равно ходит не в туалет дома, а идет на улицу, хотя зима и холодно.

Зять жалуется жене: «Не знаю, что и делать, я ей тысячу раз говорил!» Жена пожала плечами: «В чем проблема? Решу». Взяла и постирала все бабушкины вещи, повесила сушиться на улицу. Бабушка три дня сидела дома, потому что на улицу выйти не в чем.

За три дня перестроилась, привыкла ходить в новый туалет. Все!

Из находок наших читателей:

Чтобы муж выносил мусор, ставлю утром пакет под дверь, если не взять в руки споткнешься и упадешь. Итог: мусор выноситься молча и регулярно.

Необходимо было отремонтировать шкафчик в ванной, просила и вдохновляла 3 месяца. Решила вопрос с позиции тактика. К зеркалу в ванной комнате, на уровне глаз повесила записку: «Почини меня. Твой шкафчик». Результат – посмеялся и сразу сделал.

Из старого дома нужно было вывести хлам. Нашла вывоз мусора по самой подходящей цене, заказала контейнер, позвонила другу и попросила проконтролировать исполнение. Мусор вывезен, дом чистый.

Вечером достаю либо краски, либо пластилин, либо конструктор и начинаю заниматься. Результат – ребенок подключается, и мы создаем красоту вместе.

Классический, элементарный пример: в одном высоком министерстве, где было много женщин, постоянно возникали недовольство тем, что лифтов надо было очень долго ждать. Заставлять женщин не сердиться — глупо, заинтересовать не сердиться — нечем. Впрочем, как только на площадке перед лифтом повесили красивые зеркала, недовольства прекратились.

Ситуация стала другой — у людей изменилось к ней . Естественно.

Премьер-министр Италии, медиамагнат Сильвио Берлускони проводит совещания кабинета министров в зале без кресел. Все министры стоят, и в результате большинство вопросов в правительстве Италии теперь решается гораздо быстрее. Никто никого не заинтересовывает, никто никого не принуждает: ситуация такая.

Очень похожие механизмы часто используются и любого ранга. Например, идет выездной семинар, , лидеру дня нужно собрать участников на очередное мероприятие. Для этого есть ритуал — все должны громко считать: «Десять, девять, восемь…» и так далее до «Сбор!», в это время все опаздывающие бегут. Хорошо, все разумно, только как конкретно вы в роли лидера дня организуете все это?

Представьте конкретно и живо: вот сидят рядом с вами люди, вы встаете и говорите им: «Давайте посчитаем!»? Ну, скажете… Ну, возможно, они даже будут это делать, хотя вот они сидят, а вы оторвали их от интересных бесед и заставляете глотку драть. Они сидят, а вы тут перед ними стоите. Вы им — помеха, и поддержать вашу вроде бы разумную инициативу — нет.

Можно ли сделать что-то очень простое, чтобы ситуация вдруг изменилась и люди стали вместе с вами, лидером дня, считать бодро и с энтузиазмом? Можно. Нужно изменить только одно: люди должны встать. Надо сделать так, чтобы они считали — не сидя, а стоя.

Сделать это несложно, на просьбу подняться легко поднимаются все, а дальше — а что изменилось дальше? Снова представляйте конкретно и живо: вот рядом с вами стоят люди, громко считают…

Кстати, стоя громко считать гораздо легче, чем сидя — проверьте!

Вы объединены с ними общим кругом, и они знают, что по факту они сядут тогда, когда соберутся все. А сесть — хочется, поэтому они будут кричать счет бодро и энергично, чтобы быстрее все собрались и чтобы они быстрее сели!

Все. Все, что было сделано — это организация ситуации.

Источник:

Психология ситуаций

Если рассматривать человека как личность с психологической точки зрения, становится ясным тот факт, что охарактеризовать его невозможно вне ситуации. Психология ситуаций помогает не только понять, но и оценить личностные качества каждого из нас.

Ситуация – социальный сегмент, который определяется участниками, вовлеченными в нее, местом действия, сущностью происходящего. Однако это лишь поверхностное понимание этого термина. Для того чтобы разобраться и конкретизировать психологический термин ситуации, нужно рассмотреть его с более обширной точки зрения.

Ситуация и среда

Ситуация не единственный фактор, влияющий на поведение человека и его психологию.

Не стоит забывать и о том, что есть понятие «среда», которое тоже оказывает немалое влияние на природу человеческих качеств.

Среда – это комплекс внешних сил и условий, в которых личность находится на протяжении длительного времени, когда ситуация является переменной в данной формуле формирования психологических качеств.

Уровни ситуации

Ситуация всегда имеет причины происхождения, описание которых четко дается в психологии. Не стоит оставлять без внимания тот факт, что поступки и поведение имеют мотивы, которые, в свою очередь, формируют ситуацию в нескольких уровнях. К ним относятся:

  • стимулы – отдельные объекты происходящего, побуждающие к действию;
  • эпизоды – события, имеющие особое значение в данной ситуации, несущие причину и следствие;
  • ситуации – переменные физического характера, предшествующие происходящему. Их интерпретация и понимание дает смысл стимулам и эпизодам;
  • окружение – общее понятие, определяющие типы ситуаций;
  • среда – внешние факторы социального происхождения.

Эти уровни дают понимание внешнего характера психологической ситуации, оказывающей влияние на жизнедеятельность человека.

Личность как следствие ситуации

Как нам стало ясно, ни личность, ни ситуация не существуют сами по себе. Формирование личности – это и есть психология ситуации. Понимание соотношения данных составляющих важно при выяснении причины возникновения стресса. Но не каждая ситуация имеет значимое влияние на характер и личностные качества, среди происходящего вокруг нас следует выделить:

  • экстремальные ситуации, которые случаются достаточно редко, но помогают оценить свою способность к саморегуляции эмоций, способность мыслить здраво, не поддаваясь панике, раскрывая черту самоконтроля личности;
  • кризисные ситуации, в которых приходится прибегать к находчивости, способности анализировать себя и свои поступки, дающие возможность к развитию творческих активов при решении проблемы и раскрывающие в нас устойчивость к стресс-факторам;
  • конфликтные ситуации, в которых раскрывается основная проблема межличностных отношений, где проявляется коммуникабельность и конструктивность решений, способность в убеждении и сохранении спокойствия, а также выдержка и сила воли.

Рассуждая о человеке, давая ему психологическую оценку, не опирайтесь лишь на личностные качества. Старайтесь абстрагироваться от них, воспринимайте лишь те, что человек проявляет в той или иной ситуации, так как она – лучший показатель человеческой сущности. Психология ситуаций всегда поможет вам в этом.

Источник:

Формирование позитивных отношений — Психология жизни

При создании позитивных отношений люди допускают типичные ошибки. Рассмотрим некоторые из них

Ожидания

В любых отношениях мы довольно часто, осознанно или нет, но ожидаем от другого человека, что он будет поступать, чувствовать или думать определённым образом. При чём ожидаем мы от него именно то, что хотим видеть, через призму своего видения ситуации.

Ведь в любых ожиданиях отражаются только наша суть и наши желания. Кроме того мы еще и сравниваем свое поведение с ожидаемым поведением другого человека. То есть надеемся, что человек поступит именно так как поступили бы мы в конкретном случае.

Не стоит оправдывать чужие ожидания

Не удивительно, что наши ожидания не оправдываются, мы разочаровываемся, сердимся и обвиняем другого, что он разрушил наши чаяния, наши планы. А ведь другой совершенно невиновен в том, что вы там себе понапридумывали. Вы ведь сами создали свои ожидания.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/vystraivanie-situatsii-psihologiya.html

ovdmitjb

Add comment