Irvuz

Понятие психологического кризиса

Кризис в психологии

Понятие психологического кризиса

Определение 1

Психологический кризис представляет собой переломный момент в жизни человека, качественный переход из одного состояния в другое, граница между новым и старым опытом.

Он имеет два основных вида детерминации:

Внутренняя детерминация обусловлена внутренними постепенными изменениями, приводящими к качественному прыжку.

Она связана с изменениями в человеческой личности, при которых формируется представление о себе как носителе новых психологических ролей и потребность превратиться в субъекта новой роли объективные условия для которой, еще не сформировались.

Когда новая жизненная роль не реализуется в ролевом поведении, это становиться причиной важного жизненного кризиса, который может иметь достаточно серьезные последствия.

Внешняя детерминация представлена изменениями определенных обстоятельств жизни человека, при которых существующие жизненные роли не соответствуют социальным ролевым ожиданиям. Ситуации, при которых возникает необходимость замены не отживших жизненных ролей, также может стать причиной жизненного кризиса, заключающегося в трудностях формирования новых жизненных ролей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Типы жизненных кризисов

В зависимости от характера и содержания психологических проблем и жизненных обстоятельств, послуживших причиной кризисной ситуации, а также личностных ролей, возникающих, развивающихся и исчезающих, выделяются типы жизненных кризисов:

  • кризисы становления личности;
  • кризисы здоровья;
  • терминальные кризисы;
  • кризис значащих отношений;
  • кризис личностной автономии;
  • кризис самореализации;
  • кризис жизненных ошибок.

Наиболее распространенными кризисами становления являются нормативные возрастные кризисы, которые необходимы для нормального процесса личностного становления. Возрастным кризисам присущи значительные качественные изменения в психологии человека.

Данные изменения сопровождаются всегда изменением ролей, так как определенная деятельность предусматривает соответствующую ей личностную роль человека. Кризис становления личности характерны не только для периодов детства, отрочества, юности.

Кризисы становления у взрослых людей могут сопровождаться знаковыми жизненными событиями: сменой профессии, уходом из семьи, переездом.

Человек может переживать серьезный кризис по причине потери здоровья, получения увечья или другими проблемами, коренным образом изменяющих жизнь. Яркими фрустрирующими кризисными факторами являются потеря важных социальных и жизненных функций в связи с изменением здоровья, отказ от жизненных планов в связи с невозможностью их воплощения.

Достаточно серьезными являются кризисы, связанные с терминальными человеческими ценностями, например, с возможным или неминуемым концом жизни.

Важной для жизни является сфера взаимоотношений человека с окружающими и значительные изменения в структуре данных взаимоотношений зачастую сопровождаются изменениями межличностных ролей и кризисами. Причинами кризисов подобного типа могут выступать: вынужденная разлука, смерть близкого человека, измена, развод. К кризису может привести появление новых межличностных ролей, например, рождение ребенка.

Причиной кризиса личностной автономии могут служить обстоятельства, которые связаны с потерей или ограничением свободы или личностной автономии.

Кризис личностной автономии является разновидностью кризиса значащих отношений.

Но кризис значащих отношений заключается в потере межличностных значащих ролей, а кризис личностной автономии связан с попаданием в нежелательную новую межличностную роль.

Жизненный кризис может также наступить вследствие обстоятельств, которые связаны с невозможностью нормальной самореализации человека, в частности, потери работы, выхода на пенсию, утраты значащей социальной роли, осознания ошибочности выбранного жизненного пути.

Кризис жизненных ошибок развивается вследствие каких-либо фатальных поступков, потери ценных вещей, кризиса греха. Кризис жизненных ошибок может быть и следствием неосуществленных поступков.

Проявление кризиса

Замечание 1

Кризисное состояние сопровождается яркими отрицательными эмоциями: волнением, ощущением неопределенности, тревогой, переживанием собственной беспомощности, одинокости, никчемности, безнадежности, пессимистической оценкой себя, текущей ситуации и будущего, затруднениями в планировании своих дальнейших действий.

В кризисном состоянии, с позиции психофизиологии, происходят изменения в мышлении, познавательных процессах, наблюдается снижение внимания и способности усвоения информации. Отмечаются также соматовегетативные нарушения: человек дышит, всхлипывая, постоянно вздыхает, ощущает физическую слабость, истощение и разбитость.

Напряженность и тревога, вызванные ситуацией кризиса, приводят к снижению глубины и адекватности понимания других людей.

Человек преувеличивает экстренность критической ситуации, ему кажется, что для принятия необходимого решения у него меньше времени, чем в реальности.

У людей, находящихся в состоянии кризиса, имеют место нарушения личной идентификации. Они теряют уверенность в своей способности перенести отрицательные эмоции.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/krizis_v_psihologii/

Кризисная психология

Понятие психологического кризиса

Согласно англоязычной Википедии, кризисная психология (crisis intervention, кризисное вмешательство, кризисная интервенция, кризисная психотерапия) – это немедленная краткосрочная психологическая помощь, направленная на то, чтобы помочь человеку в кризисной ситуации восстановить равновесие в биопсихосоциальном функционировании и свести к минимуму вероятность возникновения долгосрочной психологической травмы. Кризис, в свою очередь, можно определить как восприятие или переживание события или ситуации как невыносимую трудность, которая превышает текущие ресурсы человека и механизмы преодоления.

Кризис

Кризис может происходить на личном или общественном уровне.

Личная травма определяется как опыт человека в ситуации или событии, в котором он чувствует, что исчерпал свое умение справляться с ней и ощущает потерю самоуважения, социальной поддержки и контроля.

Это могут быть ситуации, когда человек, к примеру, испытывает угрозы, становится свидетелем убийства или переживает личную потерю.

Социальная или массовая травма затрагивает большую группу или общество. Это такие случаи как террористические атаки и стихийные бедствия.

Признаки реального кризиса:

  • гиперчувствительность;
  • низкая концентрация;
  • неуверенность в себе;
  • неспособность справляться с проблемами;
  • отсутствие аппетита;
  • бессонница;
  • отсутствие интереса к социальной деятельности;
  • физические симптомы: тремор, головокружение, слабость, озноб, обмороки, головная боль, потливость, усталость;
  • эмоциональные симптомы: апатия, депрессия, раздражительность, беспокойство, паника, безнадега, гнев, страх, вина, отрицание.

По отдельности эти признаки могут ничего не значить, но вместе являются достаточным основанием для того, чтобы в контексте ситуации  сделать вывод о необходимости кризисного вмешательства.

Пять универсальных принципов кризисной психологии

Первый принцип: так как есть вероятность, что жертва кризиса начнет деструктивное лечение, нужно провести вмешательство как можно быстрее.

Второй принцип: необходимо предоставить жертвам инструменты, необходимые для приведения себя в порядок и нормальное состояние, в дополнение к возможному независимому функционированию.

Третий принцип: облегчить понимание события путем обработки ситуации или травмы. Это делается для того, чтобы помочь жертве лучше понять, что произошло, и позволить ему или ей выразить свои чувства о пережитом опыте.

Четвертый принцип: консультант должен помогать жертве в решении проблем в контексте ситуации и вызванных чувств. Это необходимо для возвращения уверенности в своих силах.

Пятый принцип: снабдить жертву работающими методами, которые она сможет применять самостоятельно в дальнейшем. Это поможет человеку самостоятельно справиться с пережитым в дальнейшем.

Методы и стратегии кризисной психологии

Общий подход к кризисному вмешательству объединяет многочисленные инструменты, оценки и процедуры. Познакомимся с каждым из них отдельно.

1

Первым шагом является этап оценки; это делается путем определения потребностей жертв, других вовлеченных лиц, оставшихся в живых, их семей и скорбящих членов семьи.

Необходимо провести три типа оценок:

  1. Первая – оценка сортировки, которая представляет собой определение соответствующих дальнейших действий: неотложная стационарная госпитализация, амбулаторное лечение или частный терапевт.
  2. Оценка кризиса, которая заключается в сборе информации о его состоянии, окружающей среде и межличностных отношениях человека для урегулирования нынешнего кризиса. Этот шаг помогает облегчить разработку эффективного и соответствующего плана лечения.
  3. Биосоциальная и культурная оценка. Нужно определить текущий уровень стресса, влияния ситуации, состояние проблемы пациента и тяжелый кризисный эпизод.

2

Модель кризисной интервенции ACT была разработана А. Р. Робертсом после событий 11 сентября 2001 года. Первый этап (оценку) мы представили выше.

Цель этапа кризисной интервенции (второго) в модели ACT Робертса заключается в разрешении проблем клиента – стресса, психологической травмы и эмоциональных конфликтов. Это нужно делать с минимальным количеством контактов, поскольку кризисное вмешательство ограничено по времени.

Модель состоит из семи шагов.

Первый шаг: оценка человека, который находится в состоянии кризиса или страдания от последствий кризиса.

Консультант должен планировать и проводить тщательную биопсихосоциальную оценку опасности; это необходимо сделать незамедлительно во время прибытия пациента. После определения летальности необходимо установить связь с пациентом.

Второй шаг: изучение кризисной ситуации человека.

Следующий этап – выявить проблему, включая то, что привело к кризису. На этом этапе важно, чтобы пациент мог рассказать историю своими словами.

Третий шаг: понять, какой стиль (копинг-стратегию) для преодоления стресса использует человек.

В то время как он описывает ситуацию, специалист по вмешательству должен разработать концептуализацию «модального стиля преодоления» клиента, который, скорее всего, будет нуждаться в корректировке по мере того, как появляется больше информации.

Четвертый шаг: изучение эмоций и преодоление неадекватного адаптивного стиля.

На этом этапе чувства пациента будут превалировать, поэтому обращение с ними будет важным аспектом вмешательства. Управляя чувствами, консультант должен позволить клиенту выразить свою историю и исследовать чувства и эмоции посредством активного прослушивания и проверки. Здесь нужно изменить неадекватные мысли и убеждения пациента.

Пятый шаг: обучение жертвы лучшим копинг-стратегиям.

Жертва и консультант должны начать совместное изучение альтернатив для преодоления стресса. Консультант также обязан убедить пациента в том, что его предыдущие копинг-стратегии хоть и работали раньше, сейчас работают неэффективно.

Шестой шаг: разработка конкретного плана лечения.

Цель на данном этапе – сделать план лечения максимально конкретным и простым для пациента.

Седьмой шаг: организация последующего контакта.

Организовать последующий контакт с клиентом для оценки его посткризисного состояния.

3

Модель SAFER-R зачастую используется вместе с ACT. Она состоит из 5 этапов.

  1. Стабилизация состояния. После знакомства с пациентом, необходимо убедиться, что его базовые потребности удовлетворяются в условиях безопасности.
  2. Признание состояния. Консультанту нужно выслушать историю пациента о том, «кто», «что» и «когда». Если пациент будет отклоняться от темы, необходимо возвращать его к перечислению фактов. При этом нельзя отрицать его чувства и состояние.
  3. Содействие пониманию. Консультант должен поощрять пациента выражать сложные эмоции. Перефразирование содержания для лучшего понимания сказанного. Это период нормализации: нужно приписать реакцию и эмоции ситуации, а не личной слабости.
  4. Поощрение адаптивного преодоления. Консультант должен определить личные инструменты управления стрессом. Эти методы могут включать психорегуляцию, диету, избежание стрессоров, обучение релаксации, физические упражнения.
  5. Восстановить функционирование. Консультант должен оценить способность человека безопасно вернуться к обыденным условиям жизни.

4

Всесторонний взгляд на то, как лечить кризисную травму, придумали Лернер и Шелтон (2001). Он состоит из десяти этапов.

  • Первым шагом является оценка опасности/безопасности – как для жертвы, так и для консультанта.
  • Затем консультант рассматривает физические и перцептивные механизмы травмы.
  • После оценки травмы следует оценить уровень отзывчивости жертвы.
  • Если существуют какие-либо медицинские потребности, этот вопрос следует решить сразу.
  • Свидетели кризисной ситуации также должны быть осмотрены на предмет психологической травмы.
  • После того как оценка ситуации будет завершена, консультант должен представиться, указать свою должность и начать выстраивать взаимопонимание с пациентом.
  • Хорошее взаимопонимание позволяет использовать более гибкий подход к лечению человека: это можно сделать, попросив пациента рассказать свою историю.
  • Консультант оказывает поддержку посредством активного и чуткого слушания.
  • Консультант должен нормализовать, подтвердить и высветить индивидуальные эмоции, стресс и копинг-стратегии пациента.
  • Специалист по вмешательству должен «привести» человека к настоящему, описать будущие события и предоставить поддержку по мере необходимости.

После оценки кризисной ситуации и применения кризисных вмешательств, цель заключается в устранении стрессовых симптомов, поэтому необходимо лечение травматического опыта.

5

В книге «Кризисная психология» автор Л. А. Пергаменщик предлагает несколько методов кризисного вмешательства. Один из них – психологический дебрифинг.

Это групповая терапия. Группа состоит из людей, которые вместе пережили одинаковое стрессовое событие.

Суть дебрифинга состоит в том, чтобы слушать, говорить, принимать решения и обучаться копинг-стратегиям. От консультанта требуется участие на всех этапах группового обсуждения, знание закономерностей групповой динамики, контроль за перемещением членов группы и контроль за временем.

Структура дебрифинга:

Первая часть: проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса.

Вторая часть: детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства спокойствия и поддержки.

Третья часть: мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/

Как пережить кризис. Помощь кризисного психолога

Понятие психологического кризиса

С психологическим кризисом знаком каждый человек, сколько бы вам ни было лет, вы его точно переживали и не один раз. К ним относятся возрастные кризисы, такие как подростковый или кризис среднего возраста и психотравмирующие жизненные события, которые наносят неожиданный удар, и жить как прежде становится невозможно. Давайте разберемся, что такое кризис и как его преодолеть.

Что такое психологический кризис?

Психологический кризис — это период переходного состояния, это изменения, при которых старые способы удовлетворения потребностей и достижения целей становятся неэффективными. В переводе с древнегреческого, кризис – это решение.

А в медицинском определении, понятием «кризис» называют такое состояние пациента, выход из которого ведёт либо к его смерти, либо к возрождению.

Психологический кризис имеет подобные черты, его наступление может сподвигнуть человека подняться высоко или упасть на дно темной депрессии.

Признаки психологического кризиса

Во время кризиса внешний или внутренний мир предъявляет такие условия, справиться с которыми становится невозможно посредством старых моделей поведения. Приходится развивать адаптивность, резко, скачкообразно расти и совершенствоваться, осваивать новые навыки и умения, чтобы преодолеть вызов.

Необходимо осознать и принять свои внутренние изменения, провести «ревизию» своих ресурсов, научиться всему новому, сменить ведущий вид деятельности, как того требует внешняя ситуация.

Возрастной кризис – это закономерное событие, естественный процесс, который дает возможность эволюционировать, переходить на новый этап развития.

Например, если ребенок не научился ходить и говорить, его развитие остановится, если подросток не начнет проявлять агрессию, он не сможет сепарироваться и повзрослеть. В более взрослом возрасте кризис сопровождается пересмотром своих взглядов, ценностей, приоритетов и отношений.

Психологический кризис

Кризисы можно условно разделить на два варианта течения:
Первый вариант – неожиданное кризисное состояние, вызванное непредсказуемым психотравмирующими событиями, или изменением жизненных обстоятельств. Например, развод, увольнение, потеря близкого человека, авария или катастрофа.

Проявляется, как правило, сначала шоковым состоянием и изменением сознания, но со временем эмоциональное напряжение снижается и человек переходит в стадию адаптации или смирения.
Второй – постепенно усугубляющееся кризисное состояние, с увеличением интенсивности глубины переживаний и эмоционального напряжения.

В отличие от предыдущего вариант, эти кризисы можно предвидеть – если в жизни планируются существенные перемены, например, окончание учебы в школе или университете, вступление в брак, рождение ребенка, переезд или выход на пенсию.

К ним также относятся возрастные кризисы, если знать особенности периодизации кризисных состояний, то их можно предсказать и подготовиться.

Что делать в период кризиса, где искать ресурс?

1. Позаботьтесь о себе и о своей безопасности, удовлетворяйте витальные потребности, необходимые для существования.2. Старайтесь отслеживать свое эмоциональное состояние, перемену настроения и несвойственное вам поведение и мысли.3.

Ухаживайте за собой, даже если вам очень сложно и кажется, что это не важно, поддерживайте нормальный внешний вид.4. Обращайтесь к своему опыту, вспоминайте, как раньше вы справлялись со сложными ситуациями и что вам помогало.

Даже если не сработают старые механизмы в новой ситуации, уверенность, что вы способны справиться, ведь у вас большой опыт решения трудностей, может поддержать и придать сил.5. Обращайтесь за помощью к близким людям, не молчите, если вам плохо.

6.

Обращайтесь к специалистам – психологу или психотерапевту, любой кризис легче пережить с поддержкой профессионала.

Чем поможет психолог?

Наступление кризиса, как правило, усиливает скрытые конфликты. К новой проблеме добавляются старые, всплывают непрожитые травмирующие ситуации и воспоминания. Взять себя в руки, понять, что происходит, и как это пережить, очень сложно. Возможен регресс, возвращаются детские совсем инфантильные психологические защиты, такие как отрицание.

Интенсивное нервное напряжение требует разрядки, и человек, пытаясь облегчить свое состояние, прибегает к деструктивным способам поведения – систематическому употреблению алкоголя, снотворных препаратов или наркотиков.

Обращение к психологу или психотерапевту поможет облегчить эмоциональное состояние, разрядить напряжение, получить поддержку, разделить с другим человеком свои переживания и в итоге пережить кризис без существенных потерь.

В чем смысл психологического кризиса?

В кризисных ситуациях, как и в стрессовых, мобилизуются все силы организма и психики. Кризис – это сложный период, который часто сопровождается интенсивными переживаниями и потерями, ведь со старым привычным, но уже не эффективным способом достижения целей, приходится прощаться.

Люди, которые успешно вышли из кризиса отличаются большим набором техник преодоления стресса, стратегий поведения, креативностью и гибкостью мышления. Кризис в психологии – это всегда вызов, проверка ресурсов, которая ведет к развитию и выходу личности на новый уровень.

У человека часто не хватает собственных сил, чтобы справиться и пережить кризисный период, нужна поддержка и надежное плечо. Вы всегда можете обратиться за помощью к психологу: +7 (958) 817-84-11

Источник: https://xn----etbocfiubcadtf1df5c.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C/

8 основных психологических кризисов человека

Понятие психологического кризиса

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь».

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов – от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен.

И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений.

Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного.

Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет.

Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если – да, то чем именно и как это для меня – хорошо или плохо?».

И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком – определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других .

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников.

И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук. Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам».

Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего – то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих – вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.

Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире.

Приходит понимание того, что черно – белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу…». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни.

Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

Кризис № 4

Следующий кризис (22 – 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что – то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту – это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему – то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по – другому, что упущены какие – то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что – то заново.

Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

Кризис № 5

Наступает этот кризис где – то в возрасте 32 – 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты. Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности.

«Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем – то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!».

Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса – новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей. Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов – 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи – все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя.

Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как психолог А.Либина описывает этот кризисный период:

«Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во – первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из-за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам.

Во – вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости.

Бороться в семье – с детьми, которые уже покинули или вот-вот покинут родительское гнездо, на работе – чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым ” наступают на пятки ” более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: ” Кто я есть? ” и ” Куда я иду? “. Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о “пустом гнезде”, которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста – возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов.

Отсюда – горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего – одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из – за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития – человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищет новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми .

Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда – нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/91034-8-osnovnyh-psihologicheskih-krizisov-cheloveka

ovdmitjb

Add comment