Irvuz

Понятие права международной безопасности

Содержание

Понятие, цели и принципы права международной безопасности

Понятие права международной безопасности

133. Понятие, цели и принципы права международной безопасности

134. Общая коллективная безопасность. Право на самооборону и гуманитарная интервенция

135. Региональные международные организации в системе коллективной безопасности

136. ОБСЕ. НАТО

137. Меры укрепления доверия. Международный контроль

133. Понятие, цели и принципы правамеждународной безопасности

Право международной безопасности – совокупность правовых способов, соответствующихосновным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемыхгосударствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих мируи безопасности народов.

Юридическую основу современного права международнойбезопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменениясилы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные принципыправа международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенстваи одинаковой безопасности, не нанесения ущерба безопасности государств и т. д.

Равнаябезопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равноеправо на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооруженияхи вооруженных силах при этом может и не быть.

Международному праву известен обширныйарсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:

  • коллективная безопасность (всеобщая и региональная);
  • разоружение;
  • мирные средства разрешения споров;
  • меры по ослаблению международной напряженностии прекращению гонки вооружений;
  • меры по предотвращению ядерной войны;
  • неприсоединение и нейтралитет;
  • меры по пресечению актов агрессии, нарушениямира и угрозы миру;
  • самооборона;
  • действия международных организаций;
  • нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий,ликвидация иностранных военных баз;
  • создание зон мира в различных регионах земногошара;
  • меры по укреплению доверия между государствами.

цель международной безопасности сформулирована в Уставе ООН -«поддерживать мир и международную безопасность» путем «принятия эффективных коллективныхмер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии илидругих нарушений мира».

134. Общая коллективная безопасность. Правона самооборону и гуманитарная интервенция

Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государстввсего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращенияи устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасностилежит Устав ООН.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общейхарактеристики. Первый признак – принятие государствами – участниками системы покрайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:

  • не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
  • разрешать все споры мирным путем;
  • активно сотрудничать в целях устранения любойопасности миру.

Второй признак – наличие организационного единствагосударств – участников системы.

Это или организация, выступающая в качестве «классической»формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждениеконсультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения).Различают два вида системы. коллективной безопасности: всеобщую (универсальную)и региональную.

Универсальная коллективная безопасность основываетсяна функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на первыйплан выдвигаются не принудительные, а мирные меры.

Гуманитарная интервенция — применение военной силы против иностранногогосударства или каких-либо сил на его территории для предотвращения гуманитарнойкатастрофы или геноцида местного населения.

Под понятие гуманитарной интервенции не попадаютследующие действия:

  • миротворческиеоперации, проводимые ООН с согласиягосударства, на территории которого они предпринимаются;
  • акции с использованием вооруженной силы по просьбезаконного правительства (включая акции, предусмотренные соглашениями). Однако существуютситуации, при которых нелегко установить, что является законным правительством илидействительным согласием.
  • военные операции, предпринимаемые государствомс целью спасения своих граждан за рубежом от неминуемой угрозы их жизни или здоровью;
  • акции принудительного характера, не включающиеиспользование вооруженной силы.

135. Региональные международные организации всистеме коллективной безопасности

Организация американских государств (ОАГ) была создана наосновании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 г., Устава ОАГ 1948 г.

и Межамериканского договора о мирном разре­шении международных споров 1948 г. ЧленомОАГ может быть любое американское государство, рати­фицировавшее его Устав.

В настоящеевремя в ОАГ участвуют все американские государства, за исключением Канады и Кубы.

Целями ОАГ являются достижения мира и безопасности на аме­риканскомконтиненте, укрепления солидарности и сотрудничества, защиты территориальной целостности,организации совместных вы­ступлений в случае агрессии, мирного разрешения споров.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Североатлантический договор был подписан в 1949 г. В настоящеевремя коли­чество членов НАТО — 16 Вопрос о том, является ли НАТО регио­нальноймеждународной организацией, достаточно спорен: ведь в ее состав входят государстватрех континентов.

Согласно положениям Североатлантического договора (ст.

5 и7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будетрассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет,каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами,включая при­менение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооружен­ное нападениекак на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенномрайоне.

Местопребывание НАТО — г. Брюссель (Бельгия).

Система коллективной безопасности в рамках СНГ

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992г. и Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992г (участвуют Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) в рамкахСНГ учрежден Совет кол­лективной безопасности.

Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновенияугрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или несколькихгосударств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляютвзаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческиеоперации и использование вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальнуюили коллек­тивную самооборону по ст. 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных сил прини­маетсяСоветом глав государств или заинтересованными членами СНГ.

136. ОБСЕ. НАТО

ОРГАНИЗАЦИЯПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ создана в соответствии с решениями, содержащимися в Парижской1990г. Венской и Хельсинкской декларациях 1992 г.

Цели ОБСЕ:

  • содействие улучшению взаимных отношений, а такжесоздание условий по обеспечению длительного мира;
  • поддержка разрядки международной напряженности;
  • признание неделимости европейской безопасности,а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами;
  • признание тесной взаимосвязанности мира и безопасностив Европе и во всем мире;
  • вклад в соблюдение прав человека, экономическийи социальный прогресс и благосостояние всех народов.

ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран,подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г.

Парламентская ассамблеядает оценку осуществлению целей ОБСЕ, обсуждает вопросы, поднятые на встречах СоветаМинистров и на встречах на высшем уровне государств – членов ОБСЕ, разрабатываети содействует реализации механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов, оказываетподдержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах-участниках.

Организация Североатлантического договора,НАТО, Североатлантический Альянс — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949года в США, «чтобызащитить Европу от советского влияния».

Тогда государствами-членами НАТО стали 12стран — США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведениястранами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важныеинтересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность.

Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-членаНАТО или защиту от неё.

137. Меры укрепления доверия. Международныйконтроль

Меры укреплениядоверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупностьнорм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установлениямер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания,предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а такжеобеспечения процесса разоружения.

Особоговнимания заслуживают двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укреплениядоверия занимают доминирующее положение (Соглашение между СССР и США об уведомленияхо пусках межконтинентальных баллистических ракет.

Меры доверияпредусмотрены и в отношениях с Китайской Народной Республикой. Имеются в виду двадокумента:

Соглашениемежду Правительством СССР и Правительством КНР о руководящих принципах взаимногосокращения вооруженных сил и укрепления доверия в военной области в районе советско-китайскойграницы, подписанное 24 апреля 1990 г.

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывнуюсвязь с институтом международного контроля.

Механизмы контроля, зафиксированные в договорах,сводятся к созданию контрольных органов в рамках международных организаций, учреждениюгосударствами специальных контрольных органов, использованию национальных техническихсредств контроля.

Успешномуосуществлению контроля способствуют согласованные дополнительные меры, такие, какоснащение военных объектов особыми опознавательными знаками (Договор между Россиейи США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений1993 г.); согласованные правила подсчета систем вооружений; уведомление о предстоящихдействиях; обмен количественными данными о вооружениях, местах их расположения итехнических характеристиках.

Как методконтроля широко применяется инспекция, предусмотренная международными соглашениями.

Источник: http://studies.in.ua/ru/mezhdunarodnoe-pravo-shpargalki/2322-ponyatie-celi-i-principy-prava-mezhdunarodnoy-bezopasnosti.html

Право международной безопасности

Понятие права международной безопасности

Право международной безопасности — это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и иных субъектов международного права в военно-политической сфере в целях обеспечения мира и международной безопасности.

Под международной безопасностью понимается мировой порядок, исключающий нарушения территориальной целостности, суверенитета и независимости государств и гарантирующий условия устойчивого и стабильного развития мирового сообщества. Обеспечить безопасность в современном мире исключительно силовыми средствами невозможно, и это крайне неэффективная стратегия.

Кроме военной безопасности необходимо обеспечивать экономический, социальный, экологический, информационный и другие аспекты безопасности. При этом состояние безопасности обеспечивается не только защитой от угроз, но их нейтрализацией за счет механизмов мирного сотрудничества и взаимодействия в самых разных сферах государственной деятельности, жизни гражданского общества.

История права международной безопасности

Основой права международной безопасности является система норм международного публичного права, призванных исключить силовые формы разрешения спорных вопросов в отношениях между государствами.

Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий.

Принятый в 1919 г.

Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права – он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных споров явилось принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого Пакта Бриана-Келлога), в ст.

II которого прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Безусловно, следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных споров стал Устав Организации Объединенных Наций. В Уставе ООН предпринята попытка создать механизм «поддержания международного мира и безопасности». В документе также содержатся нормы, касающиеся коллективного принуждения к миру по решению Совета Безопасности.

Источники права международной безопасности

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Наряду с ним важное место в комплексе источников данной отрасли международного права занимают двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира и международной безопасности. Среди них выделяются следующие категории:

  1. Договоры, сдерживающие гонку вооружений и наращивание оружия массового уничтожения:
    • Договор об Антарктике 1959 года;
    • Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;
    • Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
    • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1970 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1971 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года;
    • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года;
  2. Договоры по вопросам ядерной безопасности:
    • Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1995 года.
  3. Договоры, направленные на поддержание международного мира и безопасности:
    • Определение агрессии 1974 года;
    • Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия 2000 года.
  4. Договоры по борьбе с терроризмом:
    • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года;
    • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года;
    • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года;
    • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;
    • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.

Среди источников права международной безопасности большое значение имеют акты регионального характера, принятые в развитие положений Устава ООН. В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и др.

Принципы права международной безопасности

Основу отрасли право международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе:

  • неприменение силы или угрозы силой;
  • территориальная целостность государств;
  • нерушимость государственных границ;
  • невмешательство во внутренние дела государств;
  • мирное урегулирование международных споров;
  • сотрудничество между государствами.

Кроме общепризнанных принципов международного права право международной безопасности включает и свои, отраслевые, принципы.

Отраслевые принципы права международной безопасности:

  • принцип неделимости международной безопасности — безопасность любого государства или группы государств не может строиться и обеспечиваться за счет безопасности других государств или всего международного сообщества;
  • принцип ненанесения ущерба безопасности других государств — государства должны вести внешнюю политику с учетом не только собственной безопасности, но других стран, а также всего международного сообщества;
  • принцип равной и одинаковой безопасности — государства должны обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.

Универсальная и региональная системы коллективной безопасности

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности являются коллективной безопасностью, т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная система коллективной безопасности

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН.

Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии, в том числе:

  • запрещение угрозы силой или ее применения — только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой в случаях, предусмотренных ее Уставом. Исключением из общего принципа неприменения силы является право на самооборону в случае вооруженного нападения;
  • мирное разрешение международных споров — любой спор между государствами, угрожающий международному миру и безопасности, должен разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям либо иными мирными средствами;
  • предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии и других нарушений мира — Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие коллективные меры, связанные и/или не связанные с использованием вооруженных, следует предпринять;
  • использование региональных организаций безопасности — Совет Безопасности может использовать региональные соглашения или органы для осуществления принудительных мер по поддержанию международного мира и безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности

Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется главой VIII Устава ООН «Региональные соглашения», нормами этих организаций и другими международно-правовыми актами.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

  • участвующие в договоре государства расположены преимущественно в одном регионе;
  • участники договора подтверждают требование решать разногласия между собой и другими государствами исключительно мирными средствами;
  • участники не должны вступать в военные союзы или участвовать в действиях, направленных против другого государства-участника;
  • участники принимают на себя обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению;
  • о всех предпринятых или намечаемых действиях по обеспечению коллективной безопасности должен незамедлительно информироваться Совет Безопасности ООН;
  • новые члены в установленную договором систему безопасности принимаются, как правило, с согласия всех ее участников.

Рассмотрим наиболее значимые региональные системы коллективной безопасности.

Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США для противодействия влиянию СССР.

В соответствии с учредительным договором вооруженное нападение на одного или нескольких участников договора считается нападением на них всех. На саммите 2016 года новой миссией НАТО официально провозглашено сдерживание России.

В настоящее время членами НАТО являются 29 стран.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — крупнейшая в мире межправительственная организация, занимающаяся вопросами безопасность. ОБСЕ основана в июле 1973 года.

Ее деятельность затрагивает широкий круг проблем, связанных с безопасностью, включая меры контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, защиту меньшинств, демократизацию, обеспечение правопорядка, борьбу с терроризмом и координирование экономической и экологической деятельности. ОБСЕ состоит из 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз в рамках СНГ, учрежденный 7 сентября 2002 года на основе Договора о коллективной безопасности 1992 года.

Целями ОДКБ является «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов».

В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

Литература

  1. Международное право в вопросах и ответах: учебное пособие / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. – М.: Эксмо, 2009.
  2. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И. И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  3. Международное право: учебник для бакалавров / отв. ред. Р. М. Валеев, Г. И. Курдюков. – М.: Статут, 2017.
  4. Международное публичное право в вопросах и ответах: учебное пособие / К. А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев – М.: Проспект, 2015.
  5. Право международной безопасности (теоретические основы становления и развития): монография / Н. И. Костенко. – М: Юрлитинформ, 2018.
  6. Чапчиков С. Ю. Право международной безопасности и национальные интересы России на современном этапе // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2009.

Источник: http://interlaws.ru/pravo-mezhdunarodnoj-bezopasnosti/

Разоружение и ограничение вооружения

Разоружение – одна из ключевых проблем права международной безопасности.

Основные направления по сотрудничеству в данной сфере:

  • Ядерное разоружение – нельзя проводить испытательные взрывы в атмосфере и космическом пространстве, под водой, в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков;
  • Также государства, обладающие ядерным оружием не должны передавать его иным государствам, а государства, не имеющие ядерного оружия, обязуются не принимать его;
  • Запрещение производства и ликвидация отдельных видов оружия – запрещается применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы. Запрещается разрабатывать химическое и биологическое оружие;
  • Ограничение отдельных видов оружия – например, ограничение систем противоракетной обороны, ликвидация межконтинентальных ракет и т.д;
  • Ограничение территории размещения отдельных видов оружия – данное направление подразумевает, что определенные виды оружие не могут находится на определенной территории. Например, на дне океана не может находится ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения;
  • Ограничение и сокращение вооруженных сил – предусматривает наличие договоров, которые ограничивают число вооруженных сил (военной техники).

Меры укрепления доверия и институт международного контроля

Меры укрепления доверия – институт права международной безопасности, который представляет собой совокупность норм, устанавливающий меры информационного и контрольного характера с целью предупреждения, предотвращения внезапного нападения, а также обеспечения процесса разоружения.

В рамках укрепления доверия могут быть предусмотрены:

  • Уведомления о пуске межконтинентальных ракет;
  • Уведомление о крупных стратегических учениях;
  • Обмен информацией о военных силах (в отношении военной организации, личного состава, основных системах вооружения и техники);
  • Информация о планах развертывания систем вооружения и техники;
  • Информация о военных бюджетах.

Источник: https://okrainaruneta.ru/pravo-mezhdunarodnoj-bezopasnosti/

ovdmitjb

Add comment