Irvuz

Понятие о психике. Проблема биологического и социального в природе человека

Содержание

Социальное и биологическое в психике человека — реферат

Понятие о психике. Проблема биологического и социального в природе человека

Министерство образования и науки РФ      

НГТУ      

Реферат по философии на тему 

«Социальное и биологическое в психике человека»     

Факультет: ФТФ

Группа: ФФ-01        Преподаватель:

Студент:  Буланкин М.А.      Сандакова Л.Б.     

Новосибирск 2011

 

     Осознание двойственности своей природы – фундаментальное событие в жизни человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим законам, с другой же – определяется социальными нормами; представляя из себя определенную телесность, человек, несомненно, является духовным существом.

Двойная детерминация человека создает динамическое напряжение, питающее культуру и “сублимируется” в форме ее основных оппозиций: человек – животное, природа – общество, дух – тело, человек – Бог, добро – зло и т.п.

наличие в человеке этих противоположностей как раз и символизирует вечную загадку его бытия, а также стимулирует поиск человеком своего места в мире.

Структура природы человека

   В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

   Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens.

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности.

При этом следует учесть, что каждый человек – это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов).

   Биологическая природа – это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа.

Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.

Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

   Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество – это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни.

Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида.

Но в отличие от животных поведение человека – как существа, которому присуще сознание и способность к труду – в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением.

В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

   Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу.

В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

   Духовная природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида – в личность. Существует множество определений личности, выделения её признаков и характеристик.

Личность – это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность – это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение.

м личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.

   Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

Соотношение социального и биологического в человеке

   Проблема соотношения в человеке биологического и социального начал не перестает быть предметом пристального внимания психологов, биологов, социологов и, конечно, ученых – философов. Существует три различных понимания ее. Первое берет начало от теорий, получивших название биологических школ в социологии.

В них человек рассматривается как исключительно биологическое существо; главным же двигателем человеческого общества считается борьба за существование и естественный отбор. К биологическому направлению можно отнести учение Спенсера, расово – антропологическую школу, органическую школу в социологии, социальный дарвинизм.

Безусловно, нельзя не согласиться с философами этого направления, что человек является биологическим существом. Но, говоря о “биологизации” человека и человеческого общества, абсолютно неправомерно отождествлять то специфически биологическое, что характерно для животных, с тем крайне сложным специфическим биологическим, что присуще человеку.

Биологические концепции находятся часто на грани между гуманизмом и антигуманизмом. Так, например, представители расово – антропологической школы нередко опускались до оправдания расизма.

   Второе понимание соотношения в человеке биологических и социальных факторов тоже является крайним. Согласно этому пониманию человек есть чисто социальная сущность, полностью лишенная биологических черт. Человек является “социальным”, а не биологическим организмом. Так В.В.

Давыдов считает, что человек воплощает в себе как бы новую форму движения материи – “социальную”, отличную от “биологической”, присущей всем прочим живым существам – животным.  “Биологическое” и “социальное”, по его мнению, – два принципиально различных и несовместимых типа существования животных и человека.

Он отмечает, что признание человека биологическим существом связано с опасностью биологизации в психологии, особенно распространившейся вместе с фрейдизмом. М.Б. Туровский тоже считает, что человек имеет чисто социальную сущность, лишенную биологических черт.

Но в силу явного несоответсвия данным естествознания и философским представлениям ни одна концепция полной социальности человека не получила широкого распространения.

   Несомненный шаг вперед был сделан философами, которые попытались “примирить” два предыдущих подхода к проблеме о соотношении биологического и социального в человеке. Третье понимание проблемы, в свою очередь, делится на два направления: 1.

концепции биосоциальной природы человека, 2. концепции интегральной природы человека.

Оба направления в своей основе содержат марксистский подход к пониманию сущности человека, который несмотря на все нападки в сторону марксистской философии, до сего дня остается достаточно актуальным.

   Марксистская философия исходит из предпосылки об уникальности человеческого бытия. Обоснованию этого положения служит концепция антропогенеза, учение о сочетании биологической и социальной сущности человека. Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия человека.

Человек – это часть природы, живое телесное существо. С этой точки зрения его возможно охарактеризовать определенной совокупностью родо – видовых признаков. Природно – биологически обусловлено, например, рождение, продолжительность жизни, пол и др. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации.

Наиболее крупные из них – расы.

   Каково же влияние природно – биологической организации на жизнь людей? Без сомнения, оно огромно. Большую часть своего времени и сил человек должен был использовать для удовлетворения своих биологических потребностей в пище, воде, жилище и т.д.

Усилия человека в этом направлении составляют основное содержание материального производства.

Из потребности жизнеобеспечения выросла и на ее удовлетворение была направлена вся социальная организация: род, племя, семья, государство, моральные и правовые нормы и т.д.

   Главное назначение семьи, например, всегда определялось задачами природного, биологического порядка: воспроизводство человеческого рода, рождение и воспитание потомства. Все прочие духовные стимулы для формирования семьи возникли сравнительно поздно.

Марксизм утверждает, что такие формы духовной жизни людей как мораль, искусство, религия также выросли из потребностей организации материального производства для удовлетворения биологических потребностей человека.

Так в основе морали лежат нормы по регулированию половых отношений, защита жизни человеческого сообщества от различного рода столкновений.

   Философия марксизма констатирует тот факт, что природно – биологические основы человека определяют многие стороны его жизнедеятельности. однако характеристика человека как природно-биологического существа указывает лишь на общую основу жизнедеятельности человека и всего живого, но не выясняет качественного отличия человека от животного.

Марксизм предлагает объяснить специфику человеческого бытия на основе концепции общественно-практической, деятельной сущности человека. С точки зрения этой концепции, человек выделяется из мира животных благодаря активной производственной деятельности, благодаря труду.

При определении границы перехода от животного к человеку чаще всего в марксистской антропологии ее определяют началом изготовления орудий труда, производство которых из вспомогательного средства животного способа жизнедеятельности постепенно перерастает в специфический способ жизнедеятельности человека.

Специфика этого способа заключается в том, что производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворения которой  становится невозможной сама жизнь. Труд становится главным условием бытия человека.

Материальное производство, в процессе которого человек, воздействуя на природу, творит мир “очеловеченной” природы, является специфическим способом жизнедеятельности человека. Причем под влиянием нового способа жизнедеятельности происходит изменение, “очеловечивание” самих жизненных потребностей, унаследованных человеком при его выделении из животного мира.

Психика

   Психика является свойством мозга. “Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи”.

   Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств.

Одни из них воспринимают воздействия, другие – преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи – придают поведению энергию и стремительность, четвертые – приводят в движение мышцы и т.д.

Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

   На протяжении длительной эволюции органического мира – от амебы до человека – физиологические механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь благодаря этому все более гибкими и оперативными.

Понятие о сознании   

   Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

   Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание.

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

   Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?

   Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: “Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание”.

В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.

С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

   Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время.

Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

   Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “я” человека и его ”не – я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие.

Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.

Отделение “я” от ”не – я” – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Источник: http://turboreferat.ru/philosophy/socialnoe-i-biologicheskoe-v-psihike/119074-612293-page1.html

Взаимосвязь биологического и социального в личности

Понятие о психике. Проблема биологического и социального в природе человека

Проблема взаимосвязи биологического и социального в человеке является одной из фундаментальных и в некотором роде универсальных проблем современной научной мысли, так как она находит отражение почти во всех дисциплинах, исследующих человека.

На протяжении развития психологической мысли предлагались различные концепции, отражающие соотношение биологического и социального в человеке. Нередко в рамках данной дихотомии человеческой организации рассматривалось и понятие психического. Возможно выделение нескольких групп концепций, которые по-разному исследуют взаимосвязь названных понятий.

Преобладание биологического

В русле биологизаторских концепций психические и социальные свойства человека рассматриваются в качестве линейных функций развития организма.

В данных концепциях утверждается, что большая часть особенностей психических процессов и состояний человека, социальные функции и роли заложены биологически, и их развитие подчиняется лишь законам биологии, причем тем, которые были открыты и сформулированы в процессе изучения животных и имеют мало общего с особенностями человека. Нередко в биологизаторских концепциях применяется закон рекапитуляции, в соответствии с которым лишь биологическими особенностями обусловлена эволюция человека, никакие социальные факторы на нее не влияли. До крайности данная концепция была доведена утверждением о том, что психического и социального как самостоятельных явлений не существует, их можно трактовать с применением биологических (в большинстве физиологических) законов.

Биологизаторские концепции активно распространялись среди физиологов. Например, их сторонником был И. П. Павлов.

Преобладание социального

В рамках социологизаторских концепций, которые также основаны на идее рекапитуляции, но уже с иной точки зрения, утверждается, что все биологические качества второстепенны, выступают лишь фоном в процессе социализации личности.

В процессе социальных отношений у человека развиваются, а затем передаются по наследству предпосылки к установлению и использованию социальных контактов.

Все достижения социального проявляются в процессе непрекращающегося развития человека.

Отрицание значимости как биологического, так и социального

Отдельно необходимо отметить концепции, согласно которым развитие человека не подчиняется ни биологическим, ни социальным законам, а является предопределенным какими-либо сторонними факторами.

При данном рассмотрении тело человека – лишь вместилище, а социальное окружение незначимо.

В большей степени данная концепция отражена в работах авторов, утверждающих божественное происхождение человека и его психики.

Равенство биологического и социального

В настоящее время предлагается множество психологических концепций, согласно которым личность является не только субъектом общественной системы и не только биологическим организмом, ее можно рассматривать как специфическое интегративное образование, которое в равной мере объединяет:

  • биологические особенности индивида (как представителя человеческого вида);
  • социальные функции и роли личности (как субъекта социальных отношений и деятельности) (см. рис. 1).

Взаимозависимость биологического и социального

В русле современного междисциплинарного подхода получила широкое распространение теория гармонизирующей эволюции, представителями которой был предложен основной фактор биологической эволюции – воздействие социальных потребностей человека. В процессе отбора мутаций и их рекомбинаций происходило постепенное преобразование генетической программы, с течением времени все больше удовлетворяющей потребности общественных отношений, частью которых становился человек.

Таким образом, можно говорить о постепенно нарастающей социализации биологических свойств человека.

Как известно, животные предки человека обладали лишь биологической сущностью. Процесс их гармонизирующей эволюции был проявлением единства биологического и социального.

Под воздействием зарождавшихся социальных потребностей биологическая эволюция начала кардинально менять свое направление, в результате чего к моменту появления вида homo sapiens сформировалась сложнейшая генетическая программа, которая свойственна лишь данному виду. Эта программа может быть названа социализированной.

На основании данной генетической программы в молекулярных структурах ДНК отразилась объективная необходимость развития сложного мозга; руки, способной к разного рода сложным манипуляциям; прямохождения; анатомических особенностей гортани, которые позволяют пользоваться членораздельной речью; особенно чувствительных сенсорных органов зрения и слуха и многого другого, что относится к морфофизиологическим особенностям человека.

Биологическое в человеке имеет особое значение во всех процессах его жизнедеятельности. Даже являясь общественным существом, человек не утрачивает своей биологической составляющей, которую можно рассматривать как особую предпосылку развития надбиологических свойств. В процессе онтогенеза (индивидуального развития) человек отражает обобщенные черты развития своего рода. Так, в период времени от зачатия до появления на свет в человеке хоть и заложена социализированная генетическая программа, все же он в большей степени является биологическим существом, подчиняясь, главным образом, только законам биологии. После рождения биологические предпосылки в организационной структуре человека становятся основой для развития сознания, мышления и языка. Данный период развития ребенка представляет собой преобразование его биологической сущности в социальную, когда внешнее (социальная программа) становится внутренним, претерпевая изменения благодаря интеллекту и чувственно-эмоциональной сфере человека. Таким образом, можно наблюдать процесс становления личности как индивидуализированной совокупности социальных связей и отношений.

Значение генетической программы человека нельзя преуменьшать, однако произошли определенные изменения в ее роли: в ходе биологической эволюции данная программа приобрела особые свойства, которые обеспечивают готовность новорожденного к предстоящему развитию в условиях социума.

Эту готовность можно назвать универсальной, так как это типологическое свойство всех представителей человечества. На современном этапе развития каждый человек благодаря биологическим особенностям мозга способен развивать сознание и, соответственно, основанную на нем способность к членораздельной речи.

Универсальность такой готовности наглядно можно представить на примере языка. Как уже указано, сознание и речь формируются почти у каждого ребенка, однако как таковые они не отражены в структурах ДНК, а появляются лишь в процессе общения.

На универсализм человеческих предпосылок к речи указывает и тот факт, что ребенок может овладеть любым языком, который слышит после рождения. В качестве другой важнейшей особенности мозга предстает его неспециализированность.

На основе существующих комплексов, своеобразных ансамблей постоянно взаимодействующих нейронов, которые служат как материальная база познания и деятельности, человек формирует в своем сознании и применяет поведении огромное множество социально ориентированных программ.

Можно сделать вывод: целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого, чувственного существа, основана на динамике взаимодействия социального и биологического.

Взаимодействие социального и биологического в человеке основано на том принципе, что более простая форма движения материи (в данном случае – биологически эволюционная) явилась основой для возникновения высшей, более сложной формы, в данном случае – общественной.

Общественная форма движения несводима к биологической, однако в целостной системе человека между ними налицо неразрывная связь, взаимодействие и единство.

Социальная сущность человека возникла на гребне биологической эволюции. Общественное содержание человека с его трудовыми способностями и социальными потребностями – это новое свойство, не известное остальной природе. Труд, интеллект, человеческие эмоции и воля – все это возникает прежде всего как отражение человеком исторически сложившихся общественных отношений.

Для каждого человека как представителя поколения действует стихийно сложившаяся социальная программа, в которой находят свое отражение состояние материальной и духовной культуры, тип общественных отношений, уровень развития производительных сил, а также те конкретные материальные и идеальные взаимоотношения, посредством которых формируется это поколение. Социальная программа вещественно представлена технологией, произведениями искусства, архитектурой и множеством других «очеловеченных» предметов. Она выражена в знаковых системах – научной и художественной литературе, живописи и через разнообразные взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.

Социализация биологии человека пронизывает всю его жизнь. В этой связи следует указать на методологическую необоснованность дуализма в подходе к проблеме биосоциального. Изучение человека на стыке биологического и социального – одна из важных проблем науки. Многое в этой области еще не изучено.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/psihicheskie_svoystva_lichnosti/vzaimosvyaz_biologicheskogo_i_socialnogo_v_lichnosti/

Проблема биологического и социального в человеке

Понятие о психике. Проблема биологического и социального в природе человека

С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное.

В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.п. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма.

Социальное и биологическое находится в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Со стороны своей биологической природы, каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей.Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах.

Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, силу голоса и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности.

Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека.

При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора – пансициологизма и абсолютизации биологического фактора – панбиологизма.

В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды . Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения.

В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой.

По мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представлениях о природе человека должна внести «теория геннокультурной коэволюции».

Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит генам.

Они оказываются конечными причинами многих человеческих поступков, поэтому человек выступает объектом биологического знания.

Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечевается» социокультурными факторами.

С вопросом биологического и социального тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая психическую и биологическую стороны существования человека.

Кибернетика – это наука об управлении сложными системами с обратной связью. Она возникла на стыке математики, техники и нейрофизиологии, и ее интересовал целый класс систем, как живых, так и неживых, в которых существовал механизм обратной связи.

Общее значение кибернетики обозначается в следующих направлениях:

1. Философское значение, поскольку кибернетика дает новое представление о мире, основанной на роли связи, управления, информации, организованности, обратной связи и вероятности;

2. Социальное значение, поскольку кибернетика дает новое представление об обществе, как организованном целом;

3.

Общенаучное значение в трех смыслах: во-первых, потому что кибернетика дает общенаучные понятия, которые оказываются важными в других областях науки; во-вторых, потому что дает науке новые методы исследования: вероятностные, стохастические, моделирование на ЭВМ и т.д.; в-третьих, потому что на основе функционального подхода «сигнал-отклик» кибернетика формирует гипотезы о внутреннем составе и строении систем, котрое затем могут быть проверены в процессе содержательного исследования;

4. Методологическое значение кибернетики определяется тем, что изучение функционирования более простых технических систем используется для выдвижения гипотез о механизме работы качественно более сложных систем с целью познания происходящих в них процессов;

5. Техническое значение кибернетики – создание на основе кибернетических принципов ЭВМ, роботов, ПЭВМ.

В нашей стране кибернетика как наукаи онаиболее общих законах управления начала интенсивно развиваться примерно с 1955 год.а

Большое влияние на развитие на развитие кибернетики в СССР оказывал академик В. М. Глушков, работавший в основоном в области теории цифровых автоматов, формальных языков, искусственного интеллекта. Ему же принадлежит идея создания первых автоматизированных систем управления предприятия (АСУП) «Кунцево», «Львов», а также общегосударственной автоматизированной системы управления (ОГАС).

Данное им определение кибернетики, вошедшее в Советскую энциклопедию и ряд энциклопедий других стран, выглядит следующим образом: «Кибернетика – это наука об общих законах получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах».

Наука кибернетика изучает проблемы анализа и синтеза сложных целенаправленных систем, законы управления и вопросы построения и исследования моделей этих систем и т.д. Применительно к организационно-технологическим системам кибернетика как наука об управлении включает следующие основные напрвления:

1. Системный анализ и общая теория систем;

2. Теория автоматического управления;

3.

Теория оптимального управления экономикой;

4. Теория выбора и принятия решений;

5. Теория распознавания образов;

6. Теория расписаний;

7. Теория моделирования и т.д.

Основное прикладное назначение кибернетики – проектирование автоматических, автоматизированных и интегрированных систем различного класса и назначения .При этом с точки зрения управления в организационных системах можно выделить следующие уровни предметной области кибернетики:

1. Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации (ОГАС);

2. Территориальные (республиканские, областные, городские, районные) автоматизированные системы обработки информации и управления (ТАСУ);

3.

Отраслевые автоматизированные системы управления (ОАСУ);

4. Автоматизированные системы управленияакционерными обществами, предприятием (АСУП);

5. Автоматизированные учрежденческие системы (АУС);

6. Автоматизированные рабочие места руководителей.

Page 3

Источник: https://studbooks.net/867405/estestvoznanie/problema_biologicheskogo_sotsialnogo_cheloveke

Социальное и биологическое в человеке. Философия: проблема соотношения биологического и социального в человеке

Понятие о психике. Проблема биологического и социального в природе человека

Развитие человека и общества обусловлено социальной направленностью в формировании взаимоотношений между индивидами.

Сама природа человека базируется на социальных началах, что отражается в психологической, культурной и общественной деятельности.

Вместе с тем нельзя преуменьшать и аспект принадлежности людей к биологическому виду, что изначально наделяет нас генетическими инстинктами. Среди них можно выделить стремления выживать, продолжать род и сохранять потомство.

Даже если рассматривать биологическое и социальное в человеке кратко, то придется отметить и предпосылки к конфликтам, обусловленные двойственной природой.

В то же время остается место и диалектическому единству, которое позволяет соседствовать в человеке разноплановым стремлениям.

С одной стороны, это желание утверждать права личности и всеобщий мир, но с другой – вести войны и совершать преступления.

Социальные и биологические факторы

Для понимания проблем взаимосвязи биологического и социального необходимо подробнее ознакомиться с базовыми факторами обеих сторон человека. В данном случае речь идет о факторах антропогенеза.

Относительно биологической сущности, в частности, выделяется развитие рук и мозга, прямохождение, а также способность к речи.

Среди ключевых социальных факторов выделяют труд, общение, нравственность и коллективную деятельность.

Уже на примере обозначенных выше факторов можно сделать вывод, что единство биологического и социального в человеке не просто допустимо, но и органично существует. Другое дело, что это вовсе не отменяет противоречия, с которыми приходится справляться на разных уровнях жизнедеятельности.

Важно отметить и значение труда, который выступил одним из ключевых факторов в процессе формирования современного человека.

Как раз на этом примере ярко выражается связь двух, казалось бы, противоположных сущностей.

С одной стороны, прямохождение освободило руку и сделало эффективнее трудовую деятельность, а с другой – коллективное взаимодействие позволило расширить возможности накопления знаний и опыта.

В дальнейшем социальное и биологическое в человеке развивалось в тесной связке, что, конечно, не исключало и противоречий. Для более четкого понимания конфликтов данного рода стоит подробнее ознакомиться с двумя концепциями в понимании сущности человека.

Биологизаторская концепция

Согласно данной точке зрения, сущность человека, даже в социальных ее проявлениях, формировалась под влиянием генетических и биологических предпосылок развития. Особенно среди приверженцев этой концепции популярна социобиология, которая как раз и объясняет деятельность людей эволюционно-биологическими параметрами.

В соответствии с этой позицией, биологическое и социальное в жизни человека в одинаковой степени обусловлено влиянием природной эволюции.

При этом факторы влияния вполне соответствуют и животным – например, выделяются такие аспекты, как защита жилища, агрессивность и альтруизм, семейственность и следование правилам сексуального поведения.

На данном этапе развития социобиология пытается решать сложные вопросы социального характера с натуралистической позиции. В частности, представители этого направления отмечают в качестве факторов влияния свободу и ответственность личности, важность преодоления экологического кризиса, равноправие и т. д.

Хотя биологизаторская концепция одной из главных задач ставит цель сохранения текущего генофонда, не менее остро стоит и проблема соотношения биологического и социального в человеке, выраженная антигуманистическими идеями социобиологии.

Среди них отмечаются концепции деления рас по праву превосходства, а также использование естественного отбора в качестве инструмента борьбы с перенаселением.

Социологизаторская концепция

Против вышеописанной концепции выступают представители социологизаторской идеи, отстаивающие первостепенность значения социального начала. Сразу стоит отметить, что, в соответствии с этой концепцией, общественное имеет приоритет над индивидуальным.

Такой взгляд на биологическое и социальное в развитии человека наиболее выражается в ролевых теориях личности и структурализме. В этих направлениях, к слову, работают специалисты по социологии, философии, лингвистике, культурологии, этнографии и других дисциплин.

Приверженцы структурализма полагают, что человек – это первичный компонент существующих сфер и общественных подсистем. Само же общество проявляется не посредством входящих в него индивидов, а в качестве комплекса отношений и связей между отдельными элементами подсистемы. Соответственно, индивидуальность поглощается обществом.

Не менее интересна и ролевая теория, которая объясняет биологическое и социальное в человеке. Философия с данной позиции рассматривает проявления человека как совокупность его социальных ролей.

При этом общественные правила, традиции и ценности выступают своеобразными ориентирами для действий отдельных индивидов.

Проблемой такого подхода является фиксация внимания исключительно на поведении людей без учета особенностей их внутреннего мира.

Понимание проблемы с точки зрения психоанализа

Между теориями, абсолютизирующими социальное и биологическое, расположился психоанализ, в рамках которого сложился третий взгляд на сущность человека. Логично, что в данном случае на первое место ставится психическое начало.

Создателем теории является Зигмунд Фрейд, который полагал, что любые человеческие мотивы и стимулы лежат в области бессознательного. При этом биологическое и социальное в человеке ученый не рассматривал как сущности, формирующие единство.

Например, социальные аспекты деятельности он обуславливал системой культурных запретов, также ограничивающих роль бессознательного.

Последователями Фрейда была разработана и теория коллективного бессознательного, в которой уже прослеживается уклон в сторону социальных факторов. По мнению создателей теории, это глубинный психический слой, в котором заложены врожденные образы.

В дальнейшем выработалась и концепция социального бессознательного, в соответствии с которой вводилось понятие совокупности черт характера, свойственных для большей части членов общества. Однако проблема биологического и социального в человеке с позиции психоанализа и вовсе не обозначалась.

Не учитывали авторы концепции и диалектическое единство природного, социального и психического. И это при том, что общественные отношения развиваются в неразрывной связке этих факторов.

Биосоциальное развитие человека

Как правило, все объяснения биологического и социального как наиважнейших факторов в человеке подвергаются наиболее резкой критике. Обусловлено это тем, что невозможно отдавать главенствующую роль в формировании человека и общества лишь одной группе факторов, игнорируя другую. Таким образом, более логичным кажется взгляд на человека как на биосоциальное существо.

Связь двух базовых начал в данном случае подчеркивает их общее влияние на развитие индивида и общества.

Достаточно привести пример с младенцем, который может быть обеспечен всем необходимым в плане поддержания физического состояния, но без общества он не станет полноценным человеком.

Только оптимальное соотношение биологического и социального в человеке может сделать его полноправным членом современного общества.

Вне социальных условий одни только биологические факторы не смогут сформировать из ребенка человеческую личность. Есть и еще один фактор влияния социального на биологическую сущность, который заключается в удовлетворении базовых природных потребностей через социальные формы деятельности.

Можно взглянуть и с другой стороны на биосоциальное в человеке, не разделяя его сущности. При всей важности социокультурных аспектов, естественные природные факторы также входят в ряд первостепенных.

Как раз благодаря органичному взаимодействию и уживается биологическое и социальное в человеке.

Кратко представить биологические потребности, дополняющие социальную жизнь, можно на примере продолжения рода, употребления пищи, сна и т. д.

Концепция целостной социальной природы

Это одна из идей, которая оставляет равные места для рассмотрения обеих сущностей человека. Ее обычно рассматривают как концепцию интегральной социальной природы, в рамках которой возможно органичное соединение биологического и социального в человеке, а также в обществе.

Приверженцы этой теории рассматривают человека в качестве социального существа, в котором сохраняются и все характеристики с закономерностями природной сферы. Это значит, что биологическое и социальное в личности человека не противоречат друг другу, а способствуют его гармоничному развитию.

Специалисты не отрицают влияния ни одного из факторов развития и стремятся их правильно вписывать в общую картину формирования человека.

Социально-биологический кризис

Эпоха постиндустриального общества не может не накладывать свой отпечаток на процессы человеческой деятельности, под призмой которых меняется и роль факторов поведения. Если прежде социальное и биологическое в человеке формировалось в немалой степени под влиянием труда, то современные условия жизни, к сожалению, практически минимизируют физические усилия со стороны человека.

Появление все новых технических средств опережает потребности и возможности организма, что приводит к рассогласованию между целями общества и первостепенными потребностями отдельного индивида.

При этом члены общества все больше подвергаются давлению социализации.

В то же время соотношение биологического и социального в человеке остается на прежнем уровне в регионах, где наблюдается незначительное влияние техники на уклад и ритм жизни.

Пути преодоления дисгармонии

В деле преодоления конфликтов между биологическими и социальными процессами помогает современный сервис и развитие инфраструктуры. В данном случае технический прогресс, напротив, играет положительную роль в жизни общества.

Надо отметить, что в будущем возможен рост существующих и появление новых потребностей человека, для удовлетворения которых нужны будут другие виды деятельности, которые позволяют эффективнее восстанавливать психические и физические силы человека.

В данном случае социальное и биологическое в человеке объединяется сферой обслуживания.

Например, поддерживая тесную взаимосвязь с другими представителями общества, человек пользуется оборудованием, способствующим его физическому восстановлению.

Соответственно, об остановке развития обеих сущностей человеческого поведения речи не идет. Факторы развития эволюционируют вместе с самим объектом.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке

Среди основных сложностей в рассмотрении биологического и социального в человеке следует выделить абсолютизацию одной из этих форм поведения. Крайние взгляды на сущность человека мешают определить проблемы, которые как раз происходят из противоречий в разных факторах развития.

На сегодняшний день многие специалисты предлагают рассматривать социальное и биологическое в человеке по отдельности. Благодаря такому подходу и выявляются основные проблемы соотношения двух сущностей – это конфликты, которые имеют место в процессе выполнения общественных задач, в личной жизни и т. д.

Например, биологическая сущность может взять верх в деле конкурентной борьбы – в то время, как социальная сторона, напротив, требует выполнения задач созидания и поиска компромисса.

Заключение

Несмотря на значительное продвижение науки во многих областях, вопросы антропогенеза по большей части остаются без ответа. Во всяком случае, нельзя сказать, какие конкретно доли занимает биологическое и социальное в человеке.

Философия сталкивается и с новыми аспектами изучения этого вопроса, которые появляются уже на фоне современных изменений индивида и общества. Но есть и некоторые точки схождения мнений. Например, очевидно, что процессы биологической и культурной эволюции идут совместно. Речь идет о связи генов с культурой, но при этом их значение неодинаково.

Первостепенная роль все же отводится гену, который становится конечной причиной большинства мотивов и поступков, совершаемых человеком.

Источник: https://FB.ru/article/234070/sotsialnoe-i-biologicheskoe-v-cheloveke-filosofiya-problema-sootnosheniya-biologicheskogo-i-sotsialnogo-v-cheloveke

ovdmitjb

Add comment