Irvuz

Понятие нравственного воспитания

Содержание

Цели, задачи и категории нравственного воспитания

Понятие нравственного воспитания

Любая сфера человеческой деятельности нуждается в терминах, которые отражали бы присущие ей наиболее существенные свойства, связи и отношения. Такие понятия принято называть категориями. В педагогике они необходимы для обозначения элементов и явлений воспитательного процесса.

В этой статье будут рассмотрены категории, которые используются в теории и практике нравственного воспитания. Основное внимание будет уделено понятиям нравственность, нравственное мышление и поведение.

Также будут представлены особенности этапов нравственного развития детей, предложены рекомендации, которыми следует руководствоваться родителям.

Нравственное воспитание начинается в семье

Что такое нравственность

Духовное наследие человечества содержит колоссальный багаж знаний, умений, способов мышления и общения, систем моральных и правовых норм.

Понятие нравственности подразумевает систему внутренних духовных качеств, норм и правил, которые определяют поведение человека, его отношение к себе и окружающим.

Человек, обладающий высокой нравственностью, демонстрирует самостоятельность и волю, самоконтроль и готовность нести ответственность, способность сопереживать и оказывать помощь окружающим. В своих наивысших проявлениях нравственность реализуется в актах бескорыстного служения, самоотверженности и даже  самопожертвования.

При низком уровне нравственности человек отдает приоритет удовлетворению сиюминутных личных интересов.

Он склонен к моральной неопределенности, подвержен влиянию популистских и релятивистских этических систем.

Предпочитает идти путем наименьшего сопротивления, выбирать решения, не требующие чрезмерных духовных и физических затрат. Он демонстрирует безразличие и равнодушие по отношению к окружающим.

Что такое нравственное воспитание — определение

Каковы цели и задачи нравственного воспитания детей

Если рассматривать понятие воспитания как целенаправленного и организованного процесса формирования личности, то в самом широком смысле его главной задачей является передача накопленного опыта от старших поколений младшим, становление в человеке определенных взглядов, убеждений и нравственных ценностей.

Цель нравственного воспитания состоит в сотворении и развитии качеств личности, которые гармонировали бы с существующими нормами общественной морали, принятыми правилами поведения и отношений, а также способствовали бы активному социальному самоутверждению.

Задачи духовно-нравственного воспитания

При воспитании детей на первый план выдвигаются цели закладки базиса нравственного человека, а также формирования готовности и способности к дальнейшему самовоспитанию и самосовершенствованию. Для этого необходимо:

  • привитие первичных шаблонов (моделей) нравственного поведения;
  • создание начальной системы нравственных ценностей;
  • становление навыков самоконтроля, критического осмысления себя и окружающего мира, нравственного мышления;
  • обучение готовности отстаивать свою точку зрения и отвечать за свои поступки;
  • формирование осознания себя частью семьи, школьного коллектива, своей страны, всего человечества.

Что нужно знать об этапах нравственного развития

Дети растут не только физически, но и духовно. И если на определенном этапе физического развития ребенок уже может обходиться без постоянной помощи, то его духовное становление нуждается в беспрерывном участии родителей.

Человек проявляет себя в поступках.

Понятие нравственного поведения рассматривается как совокупность поступков, которые имеют нравственное содержание, предполагают возможность нравственного выбора и могут быть подвергнуты моральной оценке.

Теория нравственного воспитания -цели и результаты

Понимание особенностей этапов нравственного развития необходимо для правильной оценки поведения ребенка с целью адекватного реагирования.

Очевидно, что требования, которые предъявляются к поведению детей разного возраста, должны различаться. Каждый период нравственного роста требует использования соответствующих методов и средств воспитания.

При этом на каждой стадии необходимо заложить твердую основу для последующего нравственного становления. Условно этапы нравственного роста можно разделить на дошкольный и школьный периоды.

Дошкольный период

Этап младенчества характеризуется формированием у ребенка ощущения себя центром мира, в котором все служит немедленному удовлетворению его потребностей. Окружающие служат источником необходимого и желаемого.

На следующей стадии, как правило, к полутора годам, у ребенка начинают формироваться первые внутренние ограничители. Он знакомится с миром, сталкивается с первыми запретами, обучается первым правилам. Возникают первые конфликты. Закладываются стандарты поведения, основанные на повиновении взрослым.

Нравственное воспитание дошкольников происходит в семье и в детских учреждениях

В возрасте от трех до семи лет происходит решающий поворот в нравственном росте, связанный с усвоением ребенком ценностей малой группы, в которой он пребывает.

Семейные нормы становятся определяющими, поскольку малыш находит важным то, что важно для родителей. Эти ценности закрепляются в процессе непрерывного напоминания. Ребенок обретает способность оценивать то, как его действия влияют на других. Он учится проявлять к ним внимание.

Именно в этом возрасте закладывается основа его понимания «что такое хорошо, и что такое плохо», создается фундамент собственной системы нравственных ценностей.

Помимо осознания необходимости повиновения взрослым начинается формирование понимания того, что родители несут за него ответственность.

Школьный период

Следующий этап связан с началом школьного обучения. Школьник знакомится с новыми системами правил, соотносит их с правилами семьи. Его посещают первые сомнения, чувство справедливости становится острее.

Он получает первый опыт в защите права на собственное мнение, свою шкалу ценностей. В это время ребенок нуждается в поддержке. Родители должны укрепить его в своих убеждениях, не допустить погружения в состояние моральной неопределенности.

В свою очередь, ребенок готов обращаться к родителям за помощью, они остаются главными авторитетами.

Уроки в школе обязательно содержат нравственный аспект

После десяти – двенадцати лет, подростки начинают осознавать себя частью не только семьи и школьного коллектива, но и нового поколения.

Усиливается авторитет сверстников. Их модели поведения вызывают все больший интерес. Происходит процесс перенимания новых систем ценностей и оценки их приемлемости. Наступает этап колебаний и поиска.

У подростка возникает потребность в абстрактных суждениях о справедливости и нравственных ценностях. Теперь задача родителей перейти от авторитарного руководства к позиции сопереживающего советчика, вовлеченного в проблемы ребенка.

Контроль поведения по-прежнему необходим, но его формы не должны создавать дефицита взаимного доверия и возникновения барьеров в общении.

Направления нравственного развития школьников

Совет: На всех этапах очень важной задачей родителей является создание в доме атмосферы взаимной заботы и доверия. Постарайтесь избегать выяснения отношений при ребенке. Старайтесь объединять усилия.

Как сформировать основы нравственного мышления

Понятие нравственного мышления подразумевает процесс усвоения и осмысления нравственных правил и фактов, их анализ и оценку с последующей выработкой нравственных решений.

Нравственное мышление предполагает наличие навыка сопоставления своих поступков с их последствиями для других. Основой его становления является способность ребенка быть чувствительным по отношению к окружающим, умение сочувствовать. На первых этапах эти качества закладываются примером внимательного и чуткого отношения родителей к потребностям малыша.

Он находит понимание, которое потом вырастает во взаимопонимание. Дружественная атмосфера формирует в нем положительные шаблоны взаимодействия с окружающими. Ребенок демонстрирует положительные поступки по отношению к другим, так как он сам обладает опытом положительного восприятия их применения по отношению к нему.

Такой ребенок не сторонится людей, не проявляет безучастия.

Методологические основы нравственного воспитания

Умение помнить о других — необходимое условие формирования способности думать о последствиях своих шагов и готовности нести ответственность. С развитием ребенка, эти качества формируются и закрепляются путем постоянного и терпеливого объяснения допустимости или, наоборот, неприемлемости тех или иных действий.

Совет: Вместе обсуждайте героев мультфильмов и кино. Задавайте вопросы – пусть ребенок учиться выражать свое мнение и формировать нравственные оценочные суждения.

Активно комментируйте жизненные ситуации, свидетелем которых стал ваш ребенок.

Объясняйте свои поступки и решения, особенно, когда речь идет о выборе между собственным благополучием и необходимостью поступить «правильно». Не избегайте дискуссий, если ребенок высказывает мнение, отличное от вашего.

Рассуждайте, приводите примеры из книг, из фильмов, из жизни. Не стесняйтесь принимать точку зрения ребенка, если его аргументы справедливы.

Внеклассная работа — посещение библиотеки как метод воспитания

О чем нужно помнить родителям

Нравственное воспитание ни в коем случае не должно сводиться к насаждению ограничений и запретов. Можно, конечно, путем  наказаний и угроз заставить ребенка поступать так, как принято. Такой подход на какой-то период действительно даст результат.

Его нельзя абсолютно исключать из процесса воспитания, особенно на ранних этапах и в случаях, когда невыполнение требований родителей может нести потенциальную угрозу здоровью и жизни ребенка. Но с точки зрения длительной перспективы и по мере взросления малыша эта тактика окажется малоэффективной и даже вредной.

Ведь важно не просто заставить ребенка следовать некоему набору правил, а заложить в нем понимание необходимости этих правил. Сформировать в нем отношение к власти (в широком смысле этого слова) на основе принятия ее объективного авторитета, а не из-за страха перед наказанием.

Ребенок в процессе нравственного роста должен обрести понимание, почему именно так, а не иначе следует поступать и относиться к окружающим. Родители, которые выбирают такой путь, должны призвать в помощники внимательность, терпение, тактичность, объективность и справедливость.

Цели воспитания нравственности

Как добиться результата

Прежде всего, необходима непрерывная демонстрация ребенку приемлемых шаблонов поведения. Слова не должны расходиться с делом. Если поведение родителей будет отличным от их нотаций, вряд ли последующие нравоучения будут эффективными. Ребенок более склонен к воспроизведению ежедневно наблюдаемых моделей поведения взрослых, а не тех, которые описываются в ходе длительных бесед.

Необходимо постоянно, насколько возможно, вести наблюдение за ребенком и, в случае необходимости, не только пресекать нежелательное поведение, но и терпеливо объяснять, почему те или иные действия являются плохими. При этом плохими должны называться именно поступки, а не ребенок.

В случае наказания, ребенок должен получать исчерпывающие объяснения, что именно в его поведении было неприемлемым.

При конфликтах между детьми, родители должны демонстрировать объективное отношение ко всем участникам, проявляя внимание и справедливость.

Важно уметь открыто признавать перед ребенком свою неправоту и свои ошибки. Не бояться просить прощения у ребенка за несправедливые оценки его поступков и наказания.

Непрерывность воспитания нравственности

Бывают ситуации, когда ребенок не готов к прямому разговору. В таких случаях не стоит напирать. Лучше постараться проявить известную деликатность и выдержку.

Совет: Всегда помните, что находитесь под пристальным вниманием вашего малыша.

Именно вы являетесь для него источниками формирования представлений о правилах поведения и отношения к другим людям. Поэтому будьте бдительны и терпеливы, старайтесь проявлять себя с лучшей стороны.

В процессе воспитания все его участники подвержены взаимному влиянию. Часто, благодаря детям, родители лучше узнают самих себя, с удивлением знакомятся с собственными слабостями и недостатками.

В таких случаях не стоит прятать голову в песок. Лучше всего использовать эти открытия в качестве стимулов для самосовершенствования и личностного роста.

Ведь процесс воспитания, в том числе и нравственного, сопровождает нас всю жизнь.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/duhovno-nravstvennoe/kategoriya.html

Формы и средства нравственного воспитания

Понятие нравственного воспитания
Определение 1

Нравственное (этическое) воспитание представляет собой многогранный, долгий и трудный процесс, который реализуется в разнообразных формах и с помощью разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Форма воспитания в педагогике означает способ организации воспитательного процесса.

Определение 2

Формами работы по нравственному воспитанию называют отношения, складывающиеся между участниками воспитательного процесса.

Классификация форм нравственного воспитания может быть различной, поскольку зависит от выбранной основы классификации. Одна разновидность классификации форм воспитания и нравственного воспитания базируется на количестве воспитанников:

  • Индивидуальная форма;
  • Групповая форма;
  • Фронтальная форма.

К примеру, в индивидуальных формах нравственного воспитания учитываются особенности внутреннего мира, условия жизни индивида, используют самые эффективные методы воздействия на конкретную личность. При этом такая форма воспитания ограничивается квалификацией педагога и может быть односторонней. Данная форма воспитания, как правило, дополняется другими.

Следующая классификация содержит методы нравственного воспитания:

  • Словесная форма (коллективная встреча, собрание, лекция, доклад, диспут);
  • Практическая форма (поход, экскурсия, спартакиада, олимпиада, конкурс);
  • Наглядная форма (музей, выставка, тематический стенд).

Многогранный процесс нравственного воспитания включает разные формы организации.

Методы нравственного воспитания

Определение 3

Методы воспитания представляют собой способы влияния педагогов на учеников и организацию их деятельности.

Процесс нравственного воспитания не может быть односторонним. В нем обычно участвуют 2 стороны. Он подразумевает тесное взаимодействие педагога и ученика.

Наиболее популярными методами нравственного воспитания являются:

  1. Метод упражнений: предусматривает постоянное организованное осуществление конкретных действий и практических дел. Цель данных упражнений состоит в формировании и развитии личности, включая становление взглядов и убеждений;
  2. Метод убеждений: проявляется в воздействии на сознание, чувства и силу волю ученика. Целью метода является развитие положительных качеств и избавление от недостатков;
  3. Метод нарушения;
  4. Метод стимулирования и мотивации;
  5. Метод дилемм и рефлексии;
  6. Метод внушения;
  7. Метод поощрений для одобрения хороших поступков;
  8. Метод наказаний для избавления от нехороших поступков;
  9. Метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний.

На выбор метода влияет содержание и направленность воспитательной деятельности.

Все вышеперечисленные формы и методы воспитания на практике тесно взаимосвязаны и пересекаются.

Главное, чтоб содержание процесса нравственного воспитания имело общую основу, имело единые начала во всех своих проявлениях.

Важное значение имеет также не только нравственное просвещение, но и сочетание с развитие навыков нравственного поведения. Велика роль при этом руководителя, педагогов и родителей.

Средства нравственного воспитания

Рассмотрим основные средства нравственного воспитания:

  1. Природа. Общение с природой, тесная связь с ней, исследование природных явлений вызывает у человека гуманные чувства, желание заботиться о слабых и незащищенных. Контактирование с живой природой и ее представителями формирует уверенность в человеке.
  2. Окружающая атмосфера. Для развития личности имеет значение то, в какой атмосфере происходит процесс нравственного воспитания. Атмосфера может быть наполнена доброжелательностью, любовью, добротой или, наоборот, жестокостью, безнравственностью. Лишь в условиях доброжелательных отношений, душевной теплоты, взаимопонимания, человеколюбия можно вырастить полноценную личность, подтолкнуть к раскрытию природных талантов и способностей.
  3. Художественные средства. Сюда входит художественная литература, искусство рисования, музыка в разных направлениях, театральное искусство. Художественные средства и формы нравственного воспитания способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений, воспитанию чувств.
  4. Повседневная деятельность. Повседневную жизнь наполняют игры, трудовые будни, обучение, а также общение дошкольников как средство нравственного воспитания. Это имеет широкое практическое значение, поскольку дает возможность оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с остальными детьми и взрослыми.
  5. Окружающая обстановка. Окружающие люди такие, как родственники, учителя, сверстники, оказывают большое влияние на становление морально-нравственных качеств. Окружающая обстановка расценивается как средство воспитания чувств, представлений и поведения.

В.А. Сухомлинский рассматривал в качестве цели нравственного воспитания обучение детей азбуке морали. Он истрактовал основные положения данной азбуки:

Определение 4

  • Каждый человек живет среди людей. Он должен помнить, что любой поступок, любое желание, отражается на окружающих. Необходимо знать, что есть различие между “хочу” и “можно”. Нужно проверять собственные поступки, задавая вопрос самому себе: “не делаю ли зла, неудобства для людей?” Делай все на благо окружающих.
  • Каждый человек пользуется благами, созданными другими. Плати людям добром за то, что они создают счастливое детство.
  • Все насущные блага и жизненные радости создаются кропотливым трудом. Без труда невозможно честно жить.
  • Нужно проявлять доброту и чуткость по отношению к другим людям, помогать слабым и беззащитным, попавшим в беду, не причинять зла, уважать и почитать родителей.
  • Нельзя быть равнодушным, нужно бороться против зла, обмана и жестокости.

Азбука В А. Сухомлинского о нравственной культуре помогает ребятам осознавать смысл понятий “добро”, “зло”, честь“, “бесчестье”, “справедливость” и “несправедливость”.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/formy-i-sredstva-nravstvennogo-vospitanija/

Теория нравственного воспитания

Понятие нравственного воспитания

В современной действительности люди поглощены проблемами рыночных отношений, экономической нестабильностью, политическими скандалами. Все это разрушает социальные связи и нравственные правила. Это порождает нетерпимость и ожесточенность, разрушает морально-нравственные устои личности.

Именно нравственное воспитание помогает человеку воспитать в себе разумное и нравственное, сформулировать ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство личной ответственности за сохранение моральных основ общества.

Проблема нравственного воспитания возникла очень давно. Еще философы античности Пифагор, Демократ, Аристотель анализировали данную педагогическую категорию. Гораздо позже над данным вопросом работали советские исследователи: Л.Н.

Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко. Современные российские ученые Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый так же рассматривали вопросы нравственного воспитания.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сущность нравственного воспитания

«Нрав» на латинском языке звучат как «moralis», т.е. мораль. Нравы являются эталонами и нормами, на которые основываются люди в своем поведении и поступках.

Нравы – категория изменяющаяся, они воспроизводятся обществом и поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правом. Они основываются на представлении о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически обусловлена.

Со сменой общественно-экономических форм менялись нравственные нормы и правила поведения в обществе.

Разные ученые давали свое определение понятию нравственность.

По Григоровичу, нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта и порядочность, дисциплинированность и коллективизм. И.С.

Марьенко в свою очередь определял нравственность, как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.

Из определений нравственности вытекает определение понятия нравственные нормы. Это правила, которые определяют, как человек должен поступить в определенной ситуации.

Нравственные нормы могут побуждать человека к конкретным поступкам и действиям, а могут запрещать их.

На основании описанных категорий и понятий легко сформулировать, что же такое нравственное воспитание. Это процесс целенаправленного развития нравственных качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой морали.

Нравственное воспитание включает в себя:

  • формирование сознания взаимосвязи с обществом и согласование своего поведения с его интересами;
  • получение знаний о нравственных идеалах и требованиях общества;
  • трансформация нравственных знаний в нравственные убеждения, организация системы убеждений;
  • проявление уважения к окружающим людям посредством формирования устойчивых нравственных чувств и культуры поведения;
  • формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание выполняет три основные задачи:

  • формирует нравственное сознание;
  • воспитывает и развивает нравственные чувства;
  • помогает выработать умения и привычки нравственного поведения.

В нравственном поведении личность, как правило, следует определенной последовательности:

  1. порождение чувственных переживаний определенной жизненной ситуацией;
  2. формирование мотива поведения;
  3. принятие решений;
  4. поступок.

В реализации нравственного воспитания можно выделить три основных этапа:

  1. формирование нравственных чувств;
  2. формирование нравственных представлений;
  3. формирование привычки нравственного поведения.

Особенности нравственного воспитания

Особенность нравственного воспитания заключается в том, что к семи годам желательно, чтобы первые два этапа в формировании нравственного поведения были пройдены. Безусловно, и позже можно оказать влияние на формирование нравственных чувств и вызвать новые эмоции, но это более сложный процесс.

Еще одной сложностью и особенностью нравственного воспитания является несоответствие прививаемой человеку морали, исходящей от разных групп воспитателей.

Ведь человек получает нравственное воспитание в образовательном учреждении, в семье, в окружающем социуме. Здесь важно насколько едины морально-нравственные нормы во всех этих группах. В противном случае воспитанник оказывается в ситуации двойной морали.

Только при соблюдении правила единства нравственное воспитание может быть эффективным и полным.

Нравственное воспитание – это особая категория воспитательной деятельности. Оно предполагает непрерывное, постоянное участие воспитателя в жизни воспитуемого с целью поддержки, когда это необходимо.

Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/teoriya_nravstvennogo_vospitaniya/

Глава 1. Понятие нравственного воспитания и особенности старшего подросткового возраста

Понятие нравственного воспитания

В этойглаве ставится задача изучить научнуюлитературу по психологии и социологии,дабы понять процесс нравственноговоспитания, а также выявить характерныепсихологические особенности старшегоподросткового возраста.

1.1 Понятие нравственного воспитания

Нравственноевоспитание — это систематическоевоздействие на личность с целью передачией существующих в обществе нравственныхценностей, с целью развития ее способностик нравственному совершенствованию.

Сущностью нравственного воспитанияявляется совокупность нравственныхотношений к живой и неживой природе, клюдям вокруг и к самому себе. Причем этиотношения устанавливаются согласнообщепринятым в обществе нормам,оцениваемым с позиций добра и зла.

Достижения науки, культуры, труда,проявление лучших человеческих качеств,таких как героизм, патриотизм, чувство долга и совести оцениваются в нашемобществе как добро — они имеют общественно- ценный результат.

Проявлениебезнравственности, проступки,правонарушения, негативные качестваличности такие как лживость, лицемерие, мещанство, оцениваются с позиций зла,так как несут с собой результат,отрицательный для людей.

Цельнравственного воспитания — формированиеу учащихся системы отношений ,соответствующих моральным нормам.Центральным является отношение кЧеловеку как к наивысшей ценности.

Нравственное воспитание могло бы бытьопределено, как целенаправленноеформирование у учащихся способностивидеть человека в окружающем мире, знатьвысшую ценность человеческой жизни,сопереживать человеку, содействоватьблагу человека и человечества черезпроизводство материальных и духовныхценностей.

мнравственного воспитания выступаюттакие качества личности, как гуманизм,коллективизм, патриотизм. Спецификанравственных отношений придаетнравственному воспитанию исключительныйхарактер.

Нравственные отношения всамом широком плане отражают отношениек Человеку, как таковому, постольку онипронизывают все социальные отношенияличности: политические, правовые,эстетические, научно-познавательные,экологические и др.

— все социальныесферы общественной жизни.

Развитие социальнойкультуры предполагает не простообогащение знаний во всех сферах жизнии отношений людей, утонченности мыслейи чувств, но главное — развитие в человекеобщественных свойств, правильноговосприятия высшего смысла человеческойдеятельности — активного служенияобществу, гуманистическим идеалам,умение строить свое поведение на основесоциальных ценностей, высоких устремлений.

Средстваминравственного воспитания являются:обучение: личный пример учителя,убеждение, умелое обращение с учащимися(педагогический такт), меры предупрежденияи поощрения и взыскания.

1.2 Понятие старшего подросткового возраста и его характерные особенности

Т.к.мы говорим о старшем подростковомвозрасте, то стоит отметить, чтоподростковый период — период завершениядетства, вырастания из него, переходныйот детства к взрослости. Обычно онсоотносится с хронологическим возрастомс 10—11 до 14—16 лет и является одним изсамых нестабильных, но важных периодовв жизни человека.

В старшем подростковомвозрасте — 14-16 лет — человеку доставляетособое удовольствие погружаться в себя,исследовать свои мысли, чувства, поступки.

В таком уединении происходит внутреннеепереживание того, с чем подростоксталкивается в реальной действительности,что способствует развитию его эмоциональнойсферы, которая во многом предопределяетвзросление школьника.

Кроме этого, вэтом возрасте в связи с половым созреваниему подростка активизируется интерес кпротивоположному полу, ведущейдеятельностью в этот период становитсяинтимно-личностное общение.

В связи сэтим подросток “переориентируется”с общения с близкими взрослыми на общениесо значимыми сверстниками, что частовызывает недовольство и недопониманиесо стороны первых. Немало важно, что вэтом возрасте окончательно формируетсясамооценка молодого человека — то, чтоон думает о себе самом и своем местесреди людей.

До этого момента ребенокнаходился во власти тех суждений, которыевысказывали о нем другие люди, преждевсего значимые взрослые. В связи с этиму подростка обостряется потребностьчем-то выделиться среди окружающихлюдей. Самосознание подростка какновообразование возраста способствуетболее глубокому пониманию других людей.Социальное развитие, которое приводитк образованию личности, приобретает всамосознании опору для своего дальнейшегоразвития.

Формированиесамосознания тесно связано с развитиемпредставлений о времени. У подросткаформируется представление о прошлом ибудущем, что приводит к открытиюконечности существования, вызываятревогу и страх.

Однако в последствииощущение личностной идентичностипредполагает среди прочего чувствостабильности и неизменности во времени,снижает тревогу перед различного роданеопределенностью.

Идентичность, такимобразом, основывается на осознаниивременной протяженности: «Я» охватываетпринадлежащее ему прошлое и устремляетсяв будущее, осуществляя значимые выборысреди возможных путей развития личности.

Переходностьпсихики подростка состоит в сосуществовании,одновременном присутствии в ней чертдетскости и взрослости. В подростковомвозрасте нередко сохраняется склонностьк поведенческим реакциям, которые обычнохарактерны для более младшего возраста.К ним относят следующие:

1. Реакция отказа.Она выражается в отказе от обычных формповедения: контактов, домашнихобязанностей, учебы и т. д. Причиной чащевсего бывает резкая перемена привычныхусловий жизни (отрыв от семьи, переменашколы), а почвой, облегчающей возникновениетаких реакций, — психическая незрелость,черты невротичности, тормозимости.

2. Реакция оппозиции,протеста. Она проявляется в противопоставлениисвоего поведения требуемому: вдемонстративной браваде, в прогулах,побегах, кражах и даже нелепых на первыйвзгляд поступках, совершаемых какпротестные.

3. Реакция имитации.Она обычно свойственна детскому возрастуи проявляется в подражании родным иблизким. У подростков объектом дляподражания чаще всего становитсявзрослый, теми или иными качествамиимпонирующий его идеалам (например,подросток, мечтающий о театре, подражаетв манерах любимому актеру). Реакцияимитации характерна для личностнонезрелых подростков в асоциальнойсреде.

4. Реакция компенсации.Она выражается в стремлении восполнитьсвою несостоятельность в одной областиуспехами в другой. Если в качествекомпенсаторной реакции избраныасоциальные проявления, то возникаютнарушения поведения. Так, неуспевающийподросток может пытаться добитьсяавторитета у одноклассников грубыми,вызывающими выходками.

5. Реакциягиперкомпенсации. Обусловлена стремлениемдобиться успеха именно в той области,в которой ребенок или подростокобнаруживает наибольшую несостоятельность(при физической слабости — настойчивоестремление к спортивным достижениям,

Собственноподростковые психологические реакциивозникают при взаимодействии с окружающейсредой и нередко формируют характерноеповедение в этот период:

1. Реакция эмансипации.Она отражает стремление подростка ксамостоятельности, к освобождениюиз-под опеки взрослых. При неблагоприятныхсредовых условиях эта реакция можетлежать в основе побегов из дома илишколы, аффективных вспышек, направленныхна родителей, учителей, а также в основеотдельных асоциальных поступков.

2. Реакция«отрицательной имитации». Она проявляетсяв поведении, контрастном по отношениюк неблагоприятному поведению членовсемьи, и отражает становление реакцииэмансипации, борьбу за независимость.

3. Реакциягруппирования. Ею объясняется стремлениек образованию спонтанных подростковыхгрупп с определенным стилем поведенияи системой внутригрупповых взаимоотношений,со своим лидером. В неблагоприятныхсредовых условиях, при различного роданеполноценности нервной системыподростка склонность к этой реакцииможет в значительной мере определятьего поведение и быть причиной асоциальныхпоступков.

4. Реакция увлечения(хобби-реакция). Она отражает особенностивнутренней структуры личности подростка.Увлечение спортом, стремление к лидерству,азартные игры, страсть к коллекционированиюболее характерны для подростков-мальчиков.

Занятия, мотивом которых являетсястремление привлечь к себе внимание(участие в самодеятельности, увлечениеэкстравагантной одеждой и т.п.), болеетипичны для девочек.

Интеллектуально– эстетические увлечения, отражающиеглубокий интерес к какому-либоопределенному предмету, явлению(литературе, музыке, изобразительномуискусству, технике, природе и т.п.), могутнаблюдаться у подростков обоих полов.

5. Реакции,обусловленные формирующимся сексуальнымвлечением (повышенный интерес ксексуальным проблемам, ранняя половаяжизнь, онанизм и т.д.).

Описанные реакциимогут быть представлены как в вариантахповедения, нормальных для данноговозрастного периода, так и в патологических,не только приводящих к школьной исоциальной дезадаптации, но и требующихнередко лечебной коррекции.

Критериямипатологичности поведенческих реакцийсчитают распространенность этих реакцийза пределы той ситуации и микрогруппы,где они возникли, присоединениеневротических расстройств, нарушениясоциальной адаптации в целом.

Оченьважно вовремя дифференцироватьпатологические и непатологическиеформы нарушений поведения, посколькуони нуждаются в разных формах педагогическойи социальной помощи, а в некоторыхслучаях требуется и медикаментознаятерапия.

Важное направление психическогоразвития в подростковом возрасте связанос формированием стратегий или способовпреодоления проблем и трудностей. Частьиз них складываются еще в детстве дляразрешения несложных ситуаций (неудачи,ссоры) и становятся привычными.

Вподростковом же возрасте онитрансформируются, наполняются новым«взрослым смыслом», приобретают чертысамостоятельных, собственно личностныхрешений при столкновении с новымитребованиями. Среди всего многообразияспособов поведения человека в труднойдля него ситуации можно выделитьконструктивные и неконструктивныестратегии. Конструктивные способырешения проблем направлены на активноепреобразование ситуации, на преодолениетравмирующих обстоятельств, в результатечего возникает чувство роста собственныхвозможностей, усиление себя как субъектасобственной жизни. Это вовсе не означаетотсутствия тревог и сомнений в будущем.

Конструктивныеспособы:

-достижение цели собственными силами(не отступать, приложить усилия, чтобыдобиться намеченного);

-обращениеза помощью к другим людям, включеннымв данную ситуацию или обладающим опытомразрешения подобных проблем («обращаюськ родителям», «посоветовалась с подругой»,

«решаем вместе стеми, кого это касается», «мне помоглиодноклассники», «я бы обратился кспециалисту»);

-тщательноеобдумывание проблемы и различных путейее решения (поразмышлять, поговорить ссобой; вести себя обдуманно;

«не делатьглупостей»);

-изменениесвоего отношения к проблемной ситуации(отнестись к происшедшему с юмором);

-измененияв себе самом, в системе собственныхустановок и привычных стереотипов(«нужно искать причины в себе», «пытаюсьизмениться сама»).

Неконструктивныестратегии поведения направлены не напричину проблемы, которая «задвигается»на дальний план, а представляют собойразличные формы самоуспокоения и выходанегативной энергии, создающие иллюзиюотносительного благополучия.

Неконструктивныеспособы:

-формыпсихологической защиты — вплоть довытеснения проблемы из сознания («необращать внимания», «смотреть на всеповерхностно», «уйти в себя и никоготуда не пускать», «стараюсь избегатьпроблем», «я и не пытался ничегопредпринимать»);

-импульсивноеповедение, эмоциональные срывы,экстравагантные поступки, необъяснимыеобъективными причинами («на всехобижалась», «могу закатить истерику»,«хлопаю дверьми», «целый день слоняюсьпо улицам»);

-агрессивныереакции.

Сравнительноекросс – культурное исследование российскихи немецких подростков показало, что ввыборе стратегий поведения междуподростками Петербурга и Потсдамасуществует определенное сходство.

И теи другие предпочитают при возникновениипроблем обращаться за помощью к родителямили другим взрослым, пытаются самостоятельнообдумать ситуацию и различные вариантыее разрешения, прибегают к советамдрузей. Однако обнаружены и существенныеразличия.

Юные петербуржцы значительночаще, чем их потсдамские сверстники,демонстрируют так называемое избегающееповедение. Они стремятся не думать овозникших проблемах, вытеснить их изсвоих мыслей, вести себя так, как еслибы все было в порядке, в надежде, чтопроблемы решатся сами собой.

Они менеесклонны к компромиссам и изменениям всамих себе, к проявлению конструктивнойактивности в разрешении конфликтов ипреодолении проблем. Да и частотаиспользования активных стратегийразрешения проблем у них значительноменьше. Автор исследования Е.В.

Алексеевасвязывает выявленные кросс – культурныеразличия с воздействием таких внешнихфакторов, как особенности культурнойтрадиции, последствия тоталитарнойидеологии, родительские установки насоциальную нормативность и опеку. Помнению известного немецкого психиатраX. Ремшмидта, часто психопатологическиесимптомы представляют собой неадекватноеприспособление, неполноценные стратегиипреодоления трудностей, возникающих вжизни подростков.

Поиск личнойидентичности – центральная задачапериода взросления. Конфликтным факторомв данном случае является трудностьсогласования собственных переживаний,переживаний окружающих и приспособленияк общественным нормам.

Исходяиз вышесказанного, можно с уверенностьюзаявить, что изучаемый нами возрасткрайне сложен и деликатен, в работе сподобными детьми педагогу простонеобходимо терпение, аккуратность изнание характерных особенностейшкольников старшего подростковоговозраста.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2805564/page:2/

Нравственное воспитание личности

Понятие нравственного воспитания

Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда.

Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо.

«Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» — это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был.

Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.

Формирование личности — процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

  Средства нравственного воспитания

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий.

К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность.

Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики.

Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

  Нравственное воспитание младших школьников

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов.

Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо.

Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога.

А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/nravstvennoe/lichnosti

ovdmitjb

Add comment