Irvuz

Понятие и виды способностей

Специальные способности и условия их развития

Понятие и виды способностей

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рефератна тему «Специальные способности иусловия их развития»

Оглавление

Введение 3

Понятиеи виды способностей 4

Условияразвития специальных способностей 7

Методыисследования и развития специальныхспособностей 13

Заключение 16

Списоклитературы 17

Введение

Темаспособностей и их развития очень важнаи актуальна в современном мире, так какименно способности человека определяютуспехи, которых он добьется в том илиином виде деятельности.

На сегодняшнийдень, проблемой развития способностейзанимается множество научно-исследовательскихинститутов и лабораторий, большоевнимание уделяется развитию такназываемых специальных способностей,а так же исследуются феномены одаренностии гениальности.

Неутихающийинтерес к теме способностей объясняетсядовольно легко – как свойство личности,способности являются очень благодатнойпочвой для исследований. На протяжениивеков способности человека являлисьпредметом философского спора.

Однакоэмпирические исследования возникалии начинали свое развитие лишь в концеXIXвека.

Отчасти это обусловлено набирающейобороты эпохой капитализма, в то времяподобные исследования служили длятеоретического планирования и практическойреализации эксплуатации трудящихся.

Вданной работе особое внимание уделенотакому виду способностей как специальные,а так же условиям их развития иисследованиям, которые существуют наданный момент. специальныйспособность одаренность

Понятиеи виды способностей

Большоевнимание изучению способностей уделялсоветский психолог Борис МихайловичТеплов. Согласно его определению,способности – это индивидуальныесвойства личности, являющиеся субъективнымиусловиями успешного осуществленияопределённого рода деятельности.Способности не сводятся к имеющимся уиндивида знаниям, умениям или навыкам1.

Это определение считается общепризнанным,однако, не является исчерпывающим. Внекотором роде способности – гораздоболее широкое понятие. Наглядным примеромнесовершенности этого определенияявляется темперамент. Очевидно, чтотемперамент не является способностью.

Но с другой стороны, разные люди обладаютразличным типом темперамента, иособенности каждого определенного типамогут как помочь человеку в осуществленииопределенной деятельности, так и помешатьему. Темперамент также не являетсязнанием, умением или навыком.

Такимобразом, необходимо учитывать, чтопризнаки, приведенные в определении,безусловно присущи способностям, но неявляются достаточными для того, чтобыотделить это понятие от некоторыхдругих.

Вдальнейших исследованиях Б.М. Тепловвыделяет некоторые условия формированияспособностей. В частности, он выявляет,что сами по себе способности не могутбыть врожденными, т.е. проявляющимисяс момента рождения и формирующимисяпод воздействием наследственных исредовых факторов.

Врожденными могутбыть только задатки, из которых позднееформируются способности. Теплов пишет,что «…способность не может возникнутьвне соответствующей конкретной предметнойдеятельности».

2Такимобразом, способности формируются врезультате выполнения определеннойдеятельности и они же могут повлиятьна результат этой деятельности.

Существуетобщепризнанная классификация способностей.Согласно ей способности делятся наобщие и специальные.

Общиеспособности включают те, которымиопределяются успехи человека в самыхразличных видах деятельности. К ним,например, относятся умственныеспособности, тонкость и точность ручныхдвижений, развитая память, совершеннаяречь и ряд других.

Умственныеспособности во многом походят на учебные,т.е. способствующие усвоению знаний,умений и навыков, однако, в некоторомроде они являются более широким понятием,т.е. включают в себя как учебные, так инекоторые другие способности.

В широкомсмысле умственные способности – этокачества личности, способствующие болеелегкому и быстрому усвоению знаний.

Однако человек, обладающий развитымиумственными способностями, способенуспешно и эффективно решать не толькоучебные, но и жизненные задачи, а такжеобладает достаточным «арсеналом»умственных действий.

Выделяютследующие виды специальных способностей:

  • учебные и творческие
  • математические
  • конструктивно-технические
  • музыкальные
  • литературные
  • художественно-изобразительные
  • физические способности
  • и др.

Учебныеспособности определяют успешностьчеловека в обучении и воспитании.

Хорошоразвитые – они помогают лучше усваиватьумения, знания или навыки, а также, ввоспитательном процессе, с их помощьюлегче проходит процесс формированиякачеств личности.

Творческие жеспособности способствуют всем видамсозидательной деятельности, созданиюэлементов материальной и духовнойкультуры, развитию новых идей, открытийи т.д.

Математическиеспособности обуславливаются не толькохорошей памятью и вниманием. Дляматематика важно умение уловить порядокэлементов, и умение оперировать этимиданными. Эта своеобразная интуиция иесть основа математической способности.

Сутьконструктивно-технических способностейтоже кроется в особой интуиции, умениизаметить необходимые детали и выстроитьих в правильном порядке. Однако, многоеесть в них и от творческих способностей.

Музыкальныеспособности можно разделить на двегруппы:

-технические (игре на данном музыкальноминструменте или пение)

-слуховые (музыкальный слух)

Воснове литературных способностей такжележат творческие, то есть способностик созиданию и творчеству. Кроме того,люди с развитыми литературнымиспособностями хорошо чувствуют язык,а также наделены богатой фантазией ивысоким уровнем развития эстетическихчувств.

Художественно-изобразительныеспособности обеспечивают успешнуюизобразительную деятельность,художественное творчество. Человек стакими способностями обладает не толькохорошо развитым образным мышлением, нои умением придать этим образам материальнуюформу.

Кфизическим способностям относятся нетолько силовые, но также и быстротареакции, гибкость, предрасположенностьк тому или иному виду спорта и т.д.

Какмы видим, многие виды специальныхспособностей не являются однозначными.Одни категории шире, другие уже, некоторыеявляются совокупностью другихспособностей. Таким образом, можносделать вывод, что существуют общиекачества, необходимые для успешноговыполнения определенного видадеятельности.

Эти качества могут вразличной степени присутствовать вструктуре той или иной способности. Этоговорит о том, что в человеке могутсочетаться различные виды способностей,притом это не означает, что проявлятьсяони будут в равной степени.

В экстремальныхусловиях, когда возникает необходимостьрешить сверхзадачу, у человека могутвосстановиться, либо резко усилитьсяспособности. И даже в обычной жизни вопределенных ситуациях различныеспособности могут проявляться по-разному.

Например, в людях с развитыми творческимиспособностями, как правило, легкоуживаются способности к изобразительной,музыкальной и прочей творческойдеятельности.

Условияразвития специальных способностей

Способностиимеют сложную структуру, которая зависитот развития личности. Выделяют двауровня развития способностей:

  • репродуктивный
  • творческий

Человек,находящийся на репродуктивном уровне,лишь обнаруживает высокое умениеусваивать знания, овладевать деятельностьюи осуществлять ее по данному образцу.На творческом же уровне человек создаетновое, оригинальное.

Стоитпринять во внимание, что эти уровнивзаимосвязаны, всякая творческаядеятельность включает в себя репродуктивную,а репродуктивная – творческую. Также,оба уровня довольно динамичны. Они неявляются чем-то застывшим.

В процессеовладения новыми знаниями или умениямичеловек переходит с одного уровня надругой, меняется структура его способности.Известно, что даже чрезвычайно одаренныеили даже гениальные люди начинали сподражания.

Развитиетой или иной способности проходит внесколько стадий:

  • Задатки
  • Способности
  • Одаренность
  • Талант
  • Гениальность

Задатки– это лишь своеобразные анатомо-физиологическиепредпосылки к развитию способностей.Способности могут сформироваться иззадатков только во время деятельностии при благоприятных условиях. Крометого, всякий задаток многозначен, т.е.при различных условиях из него могутсформироваться различные способности.

Способность– это базовое свойство личности,являющееся условием успешного выполненияопределенной деятельности. Способностик нескольким видам деятельности присущиабсолютному большинству людей.

Одаренностьсвязана с развитием способностей, ноодновременно с этим независима от них.Б.М.

Теплов определил одарённость как«качественно-своеобразное сочетаниеспособностей, от которого зависитвозможность достижения большего илименьшего успеха в выполнении той илидругой деятельности3».

Одарённость обеспечивает не успех вкакой-либо деятельности, а тольковозможность достижения этого успеха.Т.е. для успешного выполнения деятельностичеловеку необходимо обладать определеннымизнаниями, умениями или навыками.

Одарённость может быть специальной –то есть применимой к одному видудеятельности, и общей – к разным видамдеятельности. Часто общая одарённостьсочетается со специальной. К признакам,которые говорят об одаренности, относятраннее развитие способностей или болеевыраженное по сравнению с другимичленами этой же социальной группы.

Талантявляется способностью, присущей отрождения. Но раскрывается он постепенно,с приобретение определенных навыковили опыта. Современные учёные выделяютопределенные типы таланта, которымиобладают люди в той или иной степени. Вначале 1980-х годов Говард Гарднер написалкнигу «Рамки ума». В этой книге онопределил восемь типов таланта,интеллекта:

  • вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)
  • цифровой (характерен для математиков, программистов)
  • слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  • пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  • физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  • личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  • межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)
  • талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).4

Оналичии таланта следует судить повысокому развитию способностей, преждевсего специальных, а также по результатамдеятельности человека, которые должныотличаться принципиальной новизной,оригинальностью подхода. Талант человекаобычно направляется ярко выраженнойпотребностью в творчестве и отражаетобщественные запросы.

Гениальность– практическое воплощение повышенногоуровня творческого потенциала личностиотносительно других личностей. Традиционновыражается в новых и уникальных творениях,с опозданием признаваемых «шедеврами».Иногда гениальность объясняют новым инеожиданным методологическим подходомк творческому процессу.

Источник: https://works.doklad.ru/view/1WVGYRLbNeQ.html

Понятие о способностях. Виды и уровни способностей

Понятие и виды способностей

    Глазомер — это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительновоспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия.

    Музыкальный слух — это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух — это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

    Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

    Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.

    Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях,называется одаренность.6

    О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью.

Практически судить о способностях учащегося можно по совокупности таких показателей, как скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью, качественный уровень его достижений, склонность к занятиям этой деятельностью, соотношение успеваемости и усилий, затрачиваемых для достижения этих результатов.

Последний показатель очень важно учитывать, поскольку один учащийся может, например, не успевать потому, что он очень мало самостоятельно занимается по предмету, а другой, хорошо успевающий, возможно, тратит все личное время на подготовку к предмету.

    Изучая профессиональные способности учащегося, преподаватель должен выяснить: во-первых, насколько у учащегося развиты такие черты характера, как трудолюбие, организованность, сосредоточенность, настойчивость, выдержка, самокритичность, самоконтроль, которые выступают в качестве необходимых условий для достижения устойчивых успехов в любой осваиваемой профессии; во-вторых, каковы профессиональные интересы и склонности учащегося (это проявляется в стремлении к основательному изучению профессии во всех деталях или, напротив, безразличном отношении к усваиваемому, к успехам и неудачам в выполнении заданий по профессии); в-третьих, насколько у учащегося развиты необходимые для данной профессии специальные элементарные способности, что необходимо предпринять для их развития или для развития качеств личности, компенсирующих некоторые из этих способностей.

    Идея “каждый человек способен ко всему” неверна. Правильно утверждение, что “каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества”. Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофером или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.

    Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность — это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты.

Структура способностей

    Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике).

Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности.

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

    Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

    Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, способность обратимости мыслительного процесса, гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, педагогических, конструкторских, медицинских способностей и многих других.

    Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное.

Так, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др.

Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями7.

Уровни способностей

    Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.

На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное8.

    Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом. К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности.

В области общественных отношении такие люди весьма успешно претворяют в жизнь прогрессивные идеи своего времени, в области литературы и искусства создают совершенные произведения на уровне современной передовой мысли, в области науки и техники они хорошо разрешают сложные теоретические и практические задачи.

    Высшая ступень талантливости называется гениальностью. Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п.

Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности.

Гениальные люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями.

    Наша Родина имела и имеет много талантливых писателей, однако гениями мы называем только некоторых из них, например Пушкина, открывшего своим творчеством новую эпоху в истории русского языка и литературы.

    Некоторые гениальные люди отличались всесторонней талантливостью. К числу их можно отнести замечательного русского ученого М. В. Ломоносова, проявившего исключительные способности в области математики, астрономии, физики, химии, литературы, языка, географии и других наук.

    Способности человека, как уже говорилось, тесно связаны с его склонностями. Поэтому интерес к какому-нибудь занятию, увлечение им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности.

    Способности проявляются не только при занятиях чисто умственным трудом, каким занимаются, например, ученый, писатель, конструктор и т. п. Способности обнаруживаются и при физической работе.9

Талант

    Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

    Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

В конечном счете, творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей.

Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным.

    Вот почему нельзя ставить знак равенства между талантом как потенциальной возможностью создания значительных ценностей в науке, искусстве и социальной жизни и реализацией этих возможностей в продуктах материальной и духовной культуры общества.

История общественных формаций, основанных на эксплуатации человека человеком, свидетельствует о том, что бесчисленное множество дарований не развивалось из-за отсутствия социально-экономических условий, необходимых для их формирования.

Капиталистическое общество (точно так же, как до него феодальное и рабовладельческое) закрывает пути для развития талантов у подавляющего большинства представителей угнетенных классов.

    Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством. В период войн бурно развиваются полководческие таланты, в мирное время — инженерные, конструкторские и т. д.

    Талант — это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая, изолированная способность не может быть аналогом таланта, даже если она достигла очень высокого уровня развития и ярко выражена. Об этом, в частности, свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью.

Между тем именно в памяти, ее прочности и емкости многие готовы видеть эквивалент таланта. Конечно, хорошо развитая память — важная способность, отвечающая требованиям многих видов деятельности. Число замечательных писателей, художников, композиторов, политических деятелей, обладавших редкой памятью, весьма велико: А.С. Пушкин, А.Н. Толстой, И.И.

Левитан, Н.Н. Ге, С.В. Рахманинов, М.А. Балакирев, А.В. Суворов, Г. Доре, В. Моцарт и др. Но можно назвать во много раз большее число людей не менее известных италантливых, которые не обладали сколько-нибудь выдающейся памятью. Самых обычных объемов и прочности памяти достаточно для того, чтобы творчески, успешно и оригинально (т. е.

талантливо) выполнять какую-нибудь общественно полезную деятельность.

    Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью, пусть это даже будет такая ценная способность, как высокая продуктивность памяти.

Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.

    Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (политическая, научная, художественная, производственная, спортивная, военная и т. д.). Поэтому составляющие талант способности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиаконструктора.

    В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности.

Первая особенность личности, которая может быть выделена таким образом, — это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. На уроке ученик не отвлекается, ничего не пропускает, постоянно готов к ответу. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало.

Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка, неразрывно связанная с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться.

Третья группа особенностей связананепосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

    Указанные способности, которые в целом образуют структуру умственной одаренности, по свидетельству многочисленных психологических наблюдений над одаренными детьми, проявляются у подавляющею большинства таких ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности.

Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются главным образом в направленности и интересов.

Один ребенок после какою-либо периода исканий останавливается на математике, другой — на биологии, третий увлекается художественно-литературным творчеством, четвертый — историей и археологией и т. п.

    Способности ощущения, механической памяти, эмоциональной возбудимости, психомоторики, темперамента развиваются на основе врожденных задатков. Задатки — это обусловленные наследственными генами возможности развития анатомо-физиологических и ими определяющихся некоторых психических свойств, действительное развитие которых зависит от их взаимодействия со средой.

Источник: http://stud24.ru/psychology/ponyatie-o-sposobnostyah-vidy-i/6846-14789-page2.html

Способности в психологии и их виды

Понятие и виды способностей

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями.

И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие.

Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Что такое способности

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха.

То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии.

Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом».

А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно.

Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью.

Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания.

А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Источник: https://psychologist.tips/254-sposobnosti-v-psihologii-i-ih-vidy.html

ovdmitjb

Add comment