Irvuz

Понятие и виды финансово-правовых норм

Конституционное право как отрасль права

Понятие и виды финансово-правовых норм

К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в России.

В связи с этим автор считает, что исследование данного вопроса является актуальным и практически значимым на сегодняшний день. Проблема состоит в том,что в нашей стране вот уже десятый год продолжается процесс реформирования гражданского законодательства, начало которому было положено изданием Указа Президента РФ от 18 июля 2008 г.

§ 4. Источники конституционного права, их понятие и виды

Марксистская теория отвергала естественное право, несмотря на то, что оно было распространено во многих развитых государствах В насто­ящее время Конституция России закрепила все основополагающие прин — ‘ ципы естественного права.

Предмет конституционно-правового регулирования не исчерпывается указанными группами отношений.

Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком — формами собственности, экономической, политической, социальной системами, данные отно­шения также входят в предмет регулирования конституционного права.

В учебнике раскрываются предмет, сущность, источники и система конституционного права зарубежных стран, понятие и основы конституционного строя общества и государства.

По определению Н.А. Богдановой, методология науки конституционного права — это область знания данной науки, представляющая собой теоретическое объяснение оснований и принципов познания ее предмета и предлагающая логические способы и приемы исследования с целью формирования объективного, всестороннего, системного конституционно-правового знания.

Опыт принятия восьми законов (с декабря 2012 г. по настоящее время) свидетельствует о том, что подобный порядок внесения изменений и дополнений в единый кодифицированный законодательный акт (которым является Кодекс) влечет за собой немало отрицательных последствий, и прежде всего несогласованность между собой новых законоположений, вносимых в разные разделы и главы Кодекса.

В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения.

Цель учебника освоение основных категорий, понятий и терминов науки конституционного права, знание сущности и особенностей конституций отдельных стран.

Становление конституционного права как отрасли национального права — это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения.

С таким чувством я и написал обращение в Минэк с предложением рассмотреть свою концепцию административного пересмотра и судебного контроля административных актов.

Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

Одновременно изменяются правила судебного контроля: созданный в 1990-х годах стандарт, когда суд вправе контролировать любую активность публичной администрации без указания как это делать, привел к фактическому сращиванию суда и публичной администрации – оспаривание состоявшегося акта в иных случаях напоминает правила его получения (например, ту же проверку).

В настоящем издании изложены теоретические основы по курсу #171;Конституционное право зарубежных стран #187;.

Научная монография имеет целью определить общую концепцию статуса ЦИК РФ в системе субъектов конституционно-правовых отношений, рассмотреть статус аналогичных зарубежных центральных избирательных органов,..

К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации.

Научная монография имеет целью определить общую концепцию статуса ЦИК РФ в системе субъектов конституционно-правовых отношений, рассмотреть статус аналогичных зарубежных центральных избирательных органов,..

Статья 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Во-певых, конституционное право является базой для других отраслей. Это связано с тем, что в нормах конституционного права формируются те отправные начала, которые составляют как бы основу для других отраслей права.

Labirint конституционное право общая теория

Наиболее распространенным источником конституционного права (как и права в целом) является нормативно-правовой акт.

Таким образом, конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм национального законодательства, регулирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

Схематически конституционное право можно представить в виде ядра всей правовой системы, лежащего в основе всех остальные отраслей права.

Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права.

Конституционно-правовые нормы и институты. Конституционно-правовые отношения, их субъекты. Источники конституционного права: понятие и виды. Система конституционного права России и его место в системе национального права.

Наука конституционного права в системе общественных наук. История развития науки конституционного права России.

Гражданское право как одна из основных и наиболее распространенных ветвей российского права имеет большое значение в современном российском законодательстве.

В такой ситуации именно они, в отличие от, например, прокурорского надзора за органами государственного управления, ориентированы на предоставление защиты от публичной администрации.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине \»Конституционное право России\». Материал изложен кратко, но четко и..

Данное пособие содержит информацию о том, как грамотно составить жалобу в Конституционный Суд РФ, пройти все стадии конституционного судопроизводства, а после принятия итогового решения Конституционного Суда РФ..

Первоначально отношения между государством и человеком строились на отношениях господства и подчинения.

Эта книга может использоваться для подготовки к экзаменам на юридических специальностях вузов, а также как электронная шпаргалка.

Один из источников конституционного права России — естест­венное право.

Оно включает в себя общечеловеческие идеалы и представления о свободе и справедливости, составляющие суть пра­ва Среди них можно выделить такие принципы: «человек, его пра­ва и свободы являются высшей ценностью», «источником власти является народ», «презумпция невиновности», «право на жизнь, на собственность», «свобода» и др.

Издание содержит программу учебной дисциплины \»Основы Конституции Российской Федерации\» (базовый и углубленный уровень) и адресовано учащимся 10-11 классов общеобразовательных организаций, а также студентам..

Предмет, метод и задачи конституционного прева Конституцион­ное право России как отрасль представляет собой совокупность правовых норм, регупируюишх положение человека в российском обшестве и государстве, определяющих основы обшесгвенного строя, принципы организации и деятельности органов государства, а также органов местного самоуправлении.

Даны основные понятия конституционного права зарубежных стран (предмет, система и источники конституционного права).
Конституционное право России — ведущая отрасль права. Такая его роль обусловлена значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются…

Основы конституционного права

К предмету конституционного права относятся те отношения, которые можно называть базовыми, основополагающими в политической, экономической, социальной, культурной, иных сферах.

Сложились также смысловые разночтения между изменившейся информационной картиной мира и наукой конституционного права.

Конституционное право как отрасль права (стр. 1 )

Проблемы идентификации конституционного права и правовой природы основ конституционного строя, роль конституционализации правового порядка, значение конституции…

Для того, чтобы купить готовую работу, необходимо иметь на балансе достаточную сумму денег. Все загруженные работы имеют уникальность не менее 50%. Сразу после покупки работы вы получите ссылку на скачивание файла. Срок скачивания не ограничен по времени. Если работа не соответствует описанию, вы сможете подать жалобу.

Источник: http://klopal.ru/finansovoe-pravo/4858-konstitucionnoe-pravo-kak-otrasl-prava.html

Понятия и виды финансово- правовых норм

Понятие и виды финансово-правовых норм

Введение…………………………………………………………………………………………………………………… 3

1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности…… 4

2 Виды финансово-правовых норм………………………………………………………… 6

3 Структура финансово-правовых норм……………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………………………………………… 13

Список литературы……………………………………………………………………………………………14

    Введение

    Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

    Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

    Так, государство может финансировать свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

    Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают ответственность за выполнение предписаний государства.

    Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.   

    1. Понятие финансово-правовых норм и их особенности

    Финансово-правовая норма –установленное и охраняемое государством строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов и доходов государства, которое закрепляет юридические права и обязанности их участников.

  Правило поведения участников в первую очередь касается собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, необходимых государству и муниципальных образований для реализации своих целей и задач.

    Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование.

Как и любые другие нормы права, финансово-правовые нормы представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

    С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается в том, что они редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы.

Сначала создается фактическая модель поведения, а затем она оформляется нормой права.

Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

     особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности.

    Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

    Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

    Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам требования, вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков; представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами. Вместе с тем, в целях соблюдения прав и интересов плательщиков, установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи.

    Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовыми нормами, связанные с участием в финансовых отношениях государственных органов, предприятий, организаций и учреждений, компетенция которых определяется в положениях и уставах.

При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии: это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности государственных и местных органов власти в области финансов.

Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории – одновременно их право и обязанность.

    Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Таковы права и обязанности граждан, предприятий, предпринимателей, которые основываются на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.    

    Финансово-правовые нормы, как и все прочие правовые нормы, можно классифицировать по некоторым признакам. В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы направлены непосредственно на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.

Основная масса финансово-правовых норм является регулятивной, так как финансовое право, по существу, не является охранительной отраслью права, а призвано, прежде всего, отрегулировать определенную группу отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д.

К регулятивным финансово-правовым нормам, в частности, относятся нормы ст.51, 56 НК РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.

    К охранительным финансово-правовым нормам относятся нормы, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. К охранительным нормам, в частности, относятся нормы главы 16 Налогового кодекса РФ, в которой перечислены составы налоговых правонарушений и финансовые санкции.

    Регулятивные финансово-правовые нормы, в зависимости от их юридического содержания и по способу воздействия на участников финансовых отношений, подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

    Обязывающие финансово-правовые нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных положительных действий.

Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязаны строго по целевому назначению использовать выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме субвенций.

    Запрещающие финансово-правовые нормы – это запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков.

Субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным законодательством (ст.5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов.

Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением случаев, когда это особо предусматривается законом о федеральном бюджете.

    Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

    Существует два вида уполномочивающих финансово-правовых норм. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или не реализации) зависит исключительно от воли субъектов финансового права. Главным образом к таким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в последние годы круг таких субъектов расширяется.

    Для второго вида уполномочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную свободу в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована.

Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления через установление прав этих органов.

уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач.

Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования народного хозяйства. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    В зависимости от особенностей предмета финансового регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

    Материальные финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

    Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую законом деятельность законодательных и исполнительных органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов разных уровней.

Процессуальные нормы содержатся в Бюджетном кодексе РФ и Налоговом кодексе РФ.

Источник: http://stud24.ru/financial-law/ponyatiya-i-vidy-finansovo-pravovyh/87089-266769-page1.html

Понятие и виды финансово-правовых норм, структура, особенности

Понятие и виды финансово-правовых норм

В данной статье будут рассмотрены понятие и виды финансово-правовых норм. Нормой является правило поведения, установленное государством, которое обеспечено и мерами принуждения.

Каждая из этих норм строго определена в финансовых общественных отношениях, которые случаются в процессе государственной и муниципальной финансовой деятельности, поскольку каждая норма закрепляет юридические обязанности и права участвующих.

Всё это классифицировано и законодательно утверждено, что и констатируют понятие и виды финансово-правовых норм.

О понятии

Финансовое право – это часть общего права, а первичные исходные элементы его – нормы финансовых общественных отношений, которые обладают всеми общими чертами правовой нормы, однако имеют некие особенности, характеризующие именно данную отрасль права.

Как уже было сказано выше, государство установило и охраняет правила поведения участвующих в общественных отношениях через строго определённые юридические обязанности и права. Таково понятие, и виды финансово-правовых норм исходят из него и соответствуют ему.

Особенностью такой нормы является то, что ею регулируются отношения, которые непременно возникают при работе с финансовыми ресурсами в процессе их плановых образований, распределений и использования либо местным самоуправлением, либо государством при осуществлении собственных планов.

Понятие и виды финансово-правовых норм существенно отличаются от общих правовых.

Во-первых, иное содержание, во-вторых – иной характер предписаний, установленных в них, в-третьих – иная мера ответственности, если нарушаются предусмотренные правила, в-четвёртых – иные способы правовой защиты участников таких отношений.

Для правил поведения в процессе общественных отношений, что и является содержанием норм финансовых отношений, характерно предоставление всем участникам особых юридических прав и возложение на них особых юридических обязанностей, чтобы их осуществление обеспечивало планомерное образование и правильное использование всех централизованных и децентрализованных доходов (денежных фондов), государственных и принадлежащих местному самоуправлению, в соответствии с теми задачами, которые актуальны в данное время и вытекают из политики социально-экономического развития всей страны.

Общее содержание финансово-правовых норм – понятие, виды, структура – безусловно должно иметь разное конкретное выражение, поскольку финансовые отношения разнообразны, а в финансовой системе огромное количество звеньев.

Есть отдельные правила для сбора налогов, для любых других платежей, обязательные для предприятий и отдельных граждан, для аккумуляции бюджетных средств и их расходования, для создания кредитных ресурсов и их распределения, для страховых фондов и так далее.

Именно такая конкретика отличает особенности финансово-правовых норм.

Характеристика

м финансово-правовых норм – понятием, видами, структурой – обусловлен их повелительный (императивный) характер, поскольку в них содержатся категоричные требования, которые не позволяется произвольно изменять, они самым точным образом определяют объёмы прав и диктуют ряд обязанностей для всех участвующих в финансовых отношениях.

Права и обязанности должны обеспечить интересы не только муниципальной власти и государства, но также и всех участвующих, в том числе граждан и предприятий (независимо от формы собственности).

Примеры финансово-правовых норм можно обнаружить повсюду: предприятия и граждане обязаны вносить налоги в местный или госбюджет до истечения предусмотренных сроков, должны представлять отчёты и многие другие документы на контроль компетентным органам.

Государство и плательщики

Многие действия таким же образом совершаются для того, чтобы обеспечить аккумуляцию денежных средств в распоряжение местного самоуправления или государства по утверждённым планам. С другой стороны, государственные органы с целью соблюдения прав плательщиков возвращают излишки взысканных платежей.

В понятие финансово-правовых норм входит обязательный закреплённый порядок формировании бюджета, использование бюджетных и внебюджетных фондов с чётким определением обязанностей и прав каждого из участвующих в этой деятельности.

Обязанности и права

У юридических обязанностей и прав тоже имеются некоторые особенности, которые устанавливает финансово-правовая норма: понятие, виды, содержание её связаны целиком и полностью с участниками, компетенции которых определены уставами, положениями и законами.

Это различные учреждения, организации, предприятия, местное самоуправление, государственные органы – для всех в точности прописаны правила поведения в финансовых отношениях. Причём очень часто обязанности сливаются с правами, превращаясь в единое полномочие.

Например, нормы, закрепляющие обязанности и права в области финансов местной и государственной власти. Бюджетные средства должны использоваться на социальные и экономические программы только для данной территории, именно это является одновременно и правом, и обязанностью.

Однако финансово-правовые нормы – понятие, признаки, виды их – содержат в обязательном порядке и обособленные обязанности и права.

В первую очередь это относится к предприятиям, предпринимателям, гражданам, основываясь на праве собственности, охраняемом Конституцией, а также на праве свободно использовать имущество, если экономическая деятельность не запрещена законом.

Виды финансово-правовых норм

Роль норм в финансовых отношениях и их особенности лучше всего проясняет классификация, которую проводят по определённым основаниям. Первое – способ воздействия.

В зависимости от того, как оказывается воздействие на участвующих в финансовых отношениях, от характера их юридических обязанностей и прав, правовые нормы подразделяют на три вида: уполномочивающие, запрещающие и обязывающие.

Последние требуют от предприятий, граждан, любых органов и прочих участвующих в финансовых отношениях совершить те или иные действия, устанавливая их обязанности.

Например, налоговым органам предписано извещать налогоплательщиков о сроках и суммах платежей заблаговременно, а для граждан и предприятий есть предписание платежи произвести своевременно.

Местное самоуправление и власти в субъектах РФ обязаны использовать субвенции из вышестоящего бюджета только по целевому назначению.

По большей части само понятие, особенности, виды финансово-правовых норм носят именно обязывающий характер, здесь норма пользуется только властными предписаниями.

Запрещающие нормы

Здесь устанавливается обязанность всем участникам финансовых отношений не совершать определённых действий, на которые наложен запрет. Например, нельзя ухудшать положение налогоплательщиков посредством придания обратной силы законодательным актам, то есть запрещено в субъектах РФ, а также местному самоуправлению вводить налоги, которые не предусмотрело федеральное законодательство.

Запрещено на всей территории РФ вводить денежные знаки, выпускать денежные суррогаты. Повсеместно на всей территории РФ действующим должен быть только рубль. Банк России (Центральный банк) не имеет права снабжать кредитами правительство для того, чтобы финансировать бюджетный дефицит (исключениями являются только случаи, предусмотренные законом).

Особенности

Нужно отметить сравнительно небольшое число именно запрещающих видов финансово-правовых норм. Особенности понятия объясняются тем, что финансовые отношения регулируются в основном нормами обязывающими. Поскольку строго определённые действия чаще всего не могут включать в себя какие-либо импровизации, специальные запреты можно и не устанавливать.

Это делается для усиления гарантий соблюдения прав каждого участвующего в финансовых отношениях, а также чтобы подчеркнуть особую важность финансовой дисциплины. Запрещающие нормы чётко обрисовывают границы дозволенного. Например, это касается определения и порядка при предоставлении льгот по налогообложению, которые всегда распределяются индивидуально.

Уполномочивающие нормы

Такими нормами даётся право на самостоятельные действия участникам финансовых отношений, однако для их продолжения всегда предусмотрены определённые рамки и строго установлены границы.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы тоже обладают императивными свойствами.

Например, предприятие как угодно может распорядиться собственной прибылью, но только после того, как выполнит все обязанности по отчислениям в бюджет.

Ещё пример: субъекты Российской Федерации, вводя региональные налоги, могут самостоятельно решать круг вопросов, определённых законодательством: о сроках уплаты, о ставках налогов, о налоговых льготах и тому подобном.

Целью введения уполномочивающих правовых норм финансовых отношений является развитие инициативы в хозяйственной деятельности при решении региональных и общегосударственных задач.

При переходе к рыночным отношениям создались условия, когда самостоятельность стала необходима, в то время как усиливаются экономические рычаги в регулировании народного хозяйства.

Нормы материальные и процессуальные

Правовые нормы финансовых отношений в зависимости от содержания бывают процессуальными и материальными.

Последние укрепляют финансовую систему, её состав, объём и виды денежных обязательств граждан и предприятий в отношении муниципального и государственного бюджета, формируют банковские кредитные ресурсы, все виды расходов, которые включены в бюджеты и фонды вне бюджета.

Также материальные нормы финансового права определяют и многое другое, что касается денежного (материального) содержания юридических обязанностей и прав всех участвующих в финансовых отношениях.

Процедурные (или процессуальные) финансово-правовые нормы определяют порядок деятельности при формировании, распределении и использовании доходов государства и муниципальных образований. Самое важное здесь – соблюдение процедур, которые предусмотрены для этой деятельности.

Многие другие отрасли права не концентрируют процессуальные и материальные нормы в единой совокупности, этой особенностью обладает более всего финансовое право (за исключением бюджетного раздела, где материальные нормы обособляются от регулирующих ход бюджетного процесса).

Гипотезы, диспозиции, санкции

По логической структуре правовая норма финансовых отношений состоит из трёх главных элементов. Это санкция, диспозиция, гипотеза. Каждая из них отражает особенности именно этой области права. Гипотезой определяются условия, при которых работает правовая норма. Форма у неё сложная, с целым рядом чётко сформулированных условий.

Диспозицией устанавливается содержание определённого правила поведения, ею даются конкретные предписания, где выражено содержание обязанностей и прав участвующих в финансовых отношениях.

Отклонения от требований диспозиции недопустимы. Санкции – это последствия при нарушениях правовой нормы, именно ими определены вид и мера юридической ответственности.

Так осуществляют государственное принуждение к соблюдению финансово-правовых норм.

Правоотношения

Финансовыми правоотношениями называют общественные отношения, которые урегулированы финансовым правом, участники снабжены юридическими обязанностями и правами, которые реализуют предписания, содержащиеся в нормах финансового права, и касаются образования, распределения и использования муниципальных и государственных доходов и денежных фондов.

Процесс государственной финансовой деятельности содержит и такие отношения, при которых нет правовой регламентации, когда государство осуществляет организационную, подготовительную, информационную и любую другую деятельность.

Но только правовые отношения могут выражать основное содержание такой деятельности, так как придают ей чёткую организованность и целенаправленность. Вне правовых отношений никакая финансовая деятельность осуществляться не может.

Структура финансовой деятельности

Финансовые правоотношения наиболее полно раскрываются при классификации по структуре финансовой системы, в зависимости от функций того или иного звена, по их юридическому содержанию.

Финансовые правоотношения в зависимости от структуры могут быть простыми или сложными.

У простых – только одно право и только одна обязанность, а у сложных – несколько субъективных, связанных друг с другом прав и несколько обязанностей.

Простые финансово-правовые нормы по понятиям, особенностям, видам, структуре довольно редки в любых отраслях права. Например, установление налогов – простое финансовое правоотношение.

Преобладают правоотношения сложные: межбюджетные, налоговые, правоотношения по внебюджетному и бюджетному процессу, и всегда кроме основного финансового правоотношения можно выделить производные.

Основное создаёт конструкцию, на ней располагаются производные.

Источник: https://FB.ru/article/357396/ponyatie-i-vidyi-finansovo-pravovyih-norm-struktura-osobennosti

ovdmitjb

Add comment