Irvuz

Понятие и система источников бюджетного права

Содержание

Бюджетное право РФ: понятие, методы, система, источники

Понятие и система источников бюджетного права

Курсовая работа

по дисциплине финансовое право

Тема: «Бюджетное право РФ: понятие, методы, система, источники»

Оглавление

  • Введение 3
  • Глава 1. Понятие и методология бюджетного права. Понятие, особенности и виды бюджетных правоотношений. 6
  • Глава 2. Бюджетная система РФ: понятие, состав. 10
  • Глава 3. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные, консолидированные, минимальные, их виды. 24
  • Глава 4. Виды (система) источников бюджетного права 26
  • Заключение 36
  • Библиографический список 39

Введение

Аристотель писал, что наука имеет “дело с тем или другим специальным бытием, и, отводя себе какую-нибудь (отдельную) область, она занимается этой областью”.

Такой областью науки бюджетного права является изучение определенной части общественных отношений, являющихся предметом финансового права. Поэтому, развиваясь в рамках науки финансового права, наука бюджетного права изучает нормы бюджетного права и общественные отношения, возникающие в процессе функционирования и развития бюджетной системы России.

В советский период российской истории развитие науки финансового права происходило в первую очередь через развитие науки бюджетного права, поскольку именно бюджетно-правовым проблемам были посвящены в то время многие серьезные исследования ученых-юристов.

В настоящее время, с развитием рыночных отношений, научные исследования в бюджетной сфере не теряют своей актуальности и значимости, особенно в свете принятия 31 июля 1998 года кодифицированного законодательного акта в этой сфере – Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Наука бюджетного права как составная часть науки финансового права может рассматриваться в качестве системы категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет.

Она представляет собой определенную совокупность структурированных и материально закрепленных знаний, теоретических положений и выводов о содержании, роли и значении, а также развитии бюджетного права как составной части финансового права.

Предметом науки бюджетного права являются общественные отношения, которые возникают в процессе бюджетной деятельности, в том числе в процессе функционирования и развития бюджетной системы России.

В предмете можно выделить, например, следующие составляющие: финансово-правовые категории в бюджетной сфере; нормы бюджетного права (как действующие, так и отмененные; принципы бюджетного права и бюджетной системы; методы бюджетного права; источники бюджетного права; анализ правоприменительной и правотворческой (законодательной) практики; история развития бюджетной деятельности в России и ее нормативно-правового регулирования; вопросы унификации, например, бюджетного и гражданского, бюджетного и банковского законодательства; научно обоснованные практические рекомендации, направленные на совершенствование налогово-правовых норм, правоприменительной практики и используемых научных категорий.

Как и любое системное явление, наука бюджетного права представляет собой совокупность определенных составляющих элементов, образующих ее состав. Вопрос состава той или иной юридической науки на протяжении многих лет находится в центре внимания ученых правоведов, которые предлагают различные подходы, например:

О.А. Красавчиков для определения существа понятия “состав науки” использовал сравнение ее со зданием, употребляя выражение “здание науки”; М.М.

Шпилевский писал, что при исследовании сути какой-либо науки не следует ограничиваться только определением ее предмета, ибо рассмотрению должны подлежать “все элементы этой науки во всей их совокупности, т. е. предмет, метод, система”; С.С.

Алексеев определяет состав науки как совокупность частей, из которых складывается ее содержание; Г. А.

Тосунян выделяет в качестве элементов состава науки: предмет, методологию, систему науки, библиографию науки; * полнее всего (причем применительно к различным областям юридической науки) этот вопрос исследует К. С. Вельский. По его мнению, к средствам, образующим состав науки…, относятся: предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология и категории науки, отраслевая библиография, история науки”.

Нормативную и эмпирическую базу науки бюджетного права составляют акты бюджетного законодательства, а также правоприменительная практика в этой сфере.

Понятие, особенности и виды бюджетных правоотношений

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны.

Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

Бюджетное право – основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.

Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д.

К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Бюджетное законодательство

Согласно ст.

2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения указанные в соответствующих статьях Кодекса.

Нормы права, регулирующие возникающие при использовании бюджета отношения образуют один из разделов финансового права – бюджетное право РФ.

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

Эти отношения – предмет бюджетного права. Отношения, которые возникают:

· с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;

· с установлением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разного уровня;

· с разграничением бюджетной компетенции между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;

· с организацией бюджетного процесса, т.е. установления порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, составления, утверждения отчетов об использовании соответствующих бюджетов;

· с организацией контроля за исполнением бюджетов.

Перечисленные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, становятся бюджетными правоотношениями.

Ст. 1 БК РФ Правоотношения, регулируемые Бюджетным Кодексом.

К бюджетным правоотношениям относятся:

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

· отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Методология науки бюджетного права, как и методология науки финансового права в целом, включает методы, которые используются наукой для познания предмета и достижения целей проводимых исследований. К таким методам, в частности, относятся:

* специально-юридический – заключается в описании и анализе норм и правоотношений, их объяснении, толковании и классификации; сравнительно-правовой – основывается на сопоставлении правовых институтов, принадлежащих правовым системам различных стран; *конкретно-социологический – включает такие приемы, как личное наблюдение за деятельностью бюджетных органов, проведение социологических исследований; сравнительно-исторический – предполагает историческое ретроспективное исследование, направленное на выявление истоков сегодняшних правовых проблем, выявление закономерностей правовой эволюции тех или иных правовых институтов, органов, видов налогов; метод живого познания – предполагает личное участие исследователя в интересующих его правоотношениях; * системный, статистический методы, а также анализ, синтез, аналогия, 

обобщение, моделирование. Под библиографией науки бюджетного права (или литературой науки, как именовали этот элемент состава науки российские авторы дореволюционного периода) понимается совокупность научных трудов и специальной литературы по проблемам бюджетного и финансового права.

Субъекты бюджетных правоотношений делят на три группы:

1) государство, национально-государственные и административные образования (РФ, ее субъекты);

2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти (Правительство РФ, Правительства республик, министерства и т.п.);

3) государственные и муниципальные организации (предприятия, учреждения).

Не являются субъектами бюджетного права – негосударственные организации и граждане

Особенность бюджетных правоотношений – длятся не более года, срок действия бюджета.

Глава 2. Бюджетная система РФ: понятие, состав

Согласно ФЗ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» бюджетным устройством является – организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Ст. 6 БК РФ.

Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Россия – федеративное государство, отсюда вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее субъектов.

Структура бюджетной системы РФ

Исходя из особенностей государственного и административно-территориального устройства РФ, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов ст. 10 БК:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты административно-территориальных образований.

Каждая группа включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ в целом. Бюджеты действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования.

Каждый бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное значение.

Федеральный бюджет, его место в бюджетной системе

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке установленными уставами муниципальных образований (ст. 11 БК РФ).

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году.

В соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и использованной по отдельной смете образуется фонд денежных средств, который называется целевой бюджетный фонд (ст. 17 БК РФ).

Чрезвычайный бюджет. Бюджетное законодательство предусматривает возможность при введении чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым режимом- чрезвычайный бюджет.

Чрезвычайный бюджет следует отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличения дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг.

Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.

Источник: http://myunivercity.ru/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%A0%D0%A4:_%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0/235995_2537350_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Источники бюджетного права

Понятие и система источников бюджетного права

Источник бюджетного права – это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права.

Систематизировать источники бюджетного права можно в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, начиная с Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой в Российской Федерации.

Альтернативная классификация

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Источники бюджетного права можно разделить по уровu0019ню правового регулирования на:

  1. международные договоры;
  2. Конституцию Российской Федерации, бюджетное законодаu0019тельство;
  3. подзаконные нормативные правовые акты:
    • указы Президента Российской Федерации,
    • постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
    • нормативные правовые акты, издаваемые в пределах компетенции финанu0019совым органом, Федеральным казначейством;
    • нормативные правовые акты, издаваемые главными администраторами и главными распорядителями бюджетных средств в связи с осуu0019ществлением ими своих бюджетных полномочий.

См. Комягин Д.Л. Бюджетное право России: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Козырина. — М.: Институт публично-правовых исследований, 2011.

Впрочем, если рассматривать бюджетное право как подотрасль финансового права и совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, то включение международных договоров в перечень его источников вряд ли целесообразно.

Некоторые авторы включают в перечень источников бюджетного права и практику Конституционного Суда РФ (см., например, http://отрасли-права.рф/article/19985).

Источники бюджетного права состоят из нормативных правовых актов, принятых на:

  1. федеральном уровне (федеральная составляющая источников бюджетного права);
  2. уровне субъектов РФ (региональная составляющая источников бюджетного права);
  3. уровне  муниципальных образований   (муниципальная  составляющая  источников бюджетного права).

Федеральная составляющая источников бюджетного права

  1. Конституция РФ;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы;
  4. подзаконные акты.

В Конституции РФ содержится ряд положений, регулирующих отношения в бюджетной сфере:

  • положения, которые, разграничивая предметы ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в бюджетной сфере, устанавливают основы бюджетного устройства и бюджетной системы в Российской Федерации (ст. 71, ст. 73, ст. 132);
  • конституционные положения, закрепляющие полномочия государственных органов в бюджетной сфере (ст. 101-103);
  • в статье 114 Конституции РФ определяются основные полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере.

Среди федеральных конституционных законов в качестве источника бюджетного права можно выделить только Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г.

N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”, в котором, кроме полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, называются следующие:

  • Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечивает совершенствование бюджетной системы.

Основным федеральным законом, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. Это прямо закреплено в ст. 2 БК РФ. Бюджетный кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ.

Подзаконные акты – одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, их толкования или установления первичных норм.

Подзаконные акты тоже имеют свою иерархию в соответствии с юридической силой (Указы Президента РФ; нормативные правовые акты Правительства РФ; акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, регулирующие бюджетные правоотношения).

Министерство финансов РФ – это федеральный орган исполнительной власти, вырабатывающий единую государственную финансовую, кредитную, денежную политику, ведущий нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации в финансовой сфере, включая бюджетную и иные сферы.

Следовательно, источниками бюджетного права являются приказы Министерства финансов РФ. Они составляют довольно многочисленную группу подзаконных актов, таких, например, как приказы Минфина России.

Региональная составляющая источников бюджетного права

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, принятые на уровне субъектов РФ, можно систематизировать аналогично федеральным нормативным правовым актам – по юридической силе:

  1. уставы и конституции субъектов РФ;
  2. законы субъектов РФ;
  3. подзаконные акты (акты исполнительных органов власти субъектов РФ).

Основные законы субъектов РФ – уставы и конституции данных субъектов, как правило, содержат общие нормы о бюджетной системе субъекта РФ и о бюджетных полномочиях государственных органов власти субъекта РФ.

Источниками бюджетного права на региональном уровне являются законы субъектов РФ, регулирующие бюджетные отношения. В соответствии со ст. 2 БК РФ они также входят в структуру бюджетного законодательства РФ.

В систему региональных нормативных правовых актов в бюджетной сфере входят и подзаконные акты – акты исполнительных органов власти субъектов РФ (например, постановление Правительства субъекта).

Муниципальная составляющая источников бюджетного права

Акты органов местного самоуправления также можно систематизировать по юридической силе и разделить на нормативные правовые акты:

  1. принятые представительными органами местного самоуправления;
  2. принимаемые исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления.

К актам, регулирующим бюджетные отношения, принятым представительными органами местного самоуправления, относятся:

  • уставы муниципальных образований;
  • собственно акты, регулирующие бюджетные отношения.

Следует иметь в виду, что все нормативные правовые акты регионального и местного уровня не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ, который возглавляет структуру бюджетного законодательства РФ, определенную в ст. 2 БК РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/istochniki-biudzhetnogo-prava

Источники бюджетного права. Понятие бюджетного права. Принципы и субъекты бюджетного права

Понятие и система источников бюджетного права

Практически во все времена человечество стремилось достигнуть наиболее удачной социальной организации. Изначально подобной являлась племенная община. Позднее люди поняли, что такая формация не позволяет раскрыться человеческому гению целиком.

То есть формальность всех отношений не позволяла объединить в пределах общины большое количество индивидов.

Поэтому в процессе поисков люди поняли, что социальные формации, а точнее, отношения в них, должны регулироваться не только религиозными, патриархальными или иными примитивными нормами, но также своеобразными моральными. Так появилось право.

А появление в мире этого универсального регулятора общественных отношений привело к тому, что люди сумели перейти на новый уровень социальной организации. Таким образом в мире начали возникать государства.

Сегодня на планете просто огромное количество стран. Это свидетельствует о высоком уровне развития социальной организации общества, которая, в свою очередь, существует благодаря национальным системам права. Однако каждое государство считается таковым лишь при наличии определённых признаков. Одним из них является внутренняя экономика.

Следует отметить, что финансовая жизнь государства – это один из основных показателей его развитости. В свою очередь, ключевым аспектом финансового сектора любой страны является бюджет. Абсолютно все действия, осуществляемые с ним, регулируются правом.

Большое количество регулирующих норм в данной сфере долгое время накапливались, что привело к появлению бюджетного права, о котором пойдёт речь в статье.

Финансовый сектор государства

Бюджет и бюджетное право – это лишь производные элементы от финансового сектора национальной экономики государства. В данном случае мы рассматриваем особенности бюджетной отрасли в рамках законодательства Российской Федерации.

Но, исходя из особенностей государственной казны, о которых пойдёт речь далее в статье, её регулирующая отрасль права является частью иной юридической структуры. Следует отметить, что достаточно длительное время бюджетное право было лишь институтом финансового. Однако накопление большого количества норм и возрастание важности привели к отделению бюджетного института в отдельную отрасль.

Таким образом, финансовый сектор государства можно условно поделить на несколько составляющих, а именно: сфера бюджета и сфера экономического состояния.

Перед непосредственным рассмотрением особенностей бюджетного права необходимо разобраться в ключевых факторах прародительницы данной отрасли. Таковой является на сегодняшний день финансовое право.

Эта юридическая отрасль есть не что иное, как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования, а также расходов публичных денежных фондов, которые являются необходимыми в процессе реализации публичных функций.

Таким образом, если бюджетное право регулирует исключительно бюджет, то финансовое – распределение денег из этого бюджета. Конечно, подобное определение является крайне «урезанным», однако оно наиболее точно показывает дифференциацию двух представленных правовых отраслей.

Необходимо также отметить тот факт, что финансовое право также рассматривается как правовая дисциплина. Её изучают и преподают в юридических заведениях РФ с целью подготовки высококвалифицированных юристов.

Государственный бюджет как источник появления бюджетного права

Стоит отметить, что финансовое право, бюджетное право – это отрасли, которые так или иначе связаны с государственной казной. Различие проявляется лишь в разных формах этой связи.

Это значит, что необходимо, прежде всего, рассматривать основной камень преткновения – государственный бюджет. Казалось бы, практически каждый гражданин России знает, что собой представляет казна страны.

Однако в реальности все гораздо сложнее, чем это себе «рисуют» рядовые граждане.

Таким образом, государственный бюджет – это документ, имеющий силу законодательного акта, в котором прописываются все без исключения схемы деятельности государственных органов, служб, а также порядок проведения ими финансовых программ, на которые тратятся бюджетные средства.

Помимо этого, в представленном документе определяются размеры отчислений из казны России с целью удовлетворения деятельности публичной органов, служб, органов местного самоуправления и т. п. Следует отметить тот факт, что все отчисления пропорциональны ожидаемым бюджетным поступлениям.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что бюджетом в равной степени является финансовый прогноз на год и по совместительству «денежный» источник работы государственной власти.

Но бюджет не появляется просто так. Его каждый год издают высшие органы законодательной власти. Данный процесс, а также иная деятельность, связанная с государственной казной, на законодательном уровне регулируется бюджетным правом.

Понятие бюджетного права

Бюджетным правом называется отрасль национальной юридической системы Российской Федерации, которой регулируются существующие основы устройства государства в рамках существующего бюджета, а также процессы его формирования, исполнения, контроля за его исполнением и деятельность субъектов бюджетного права.

Следует помнить, что данная отрасль регулирует не только казну на национальном уровне, но и процессы, возникающие на уровне субъектов Федерации.

Таким образом, понятие бюджетного права охватывает не только процесс регулирования общенациональный, но также бюджетные правоотношения непосредственно внутри структурных элементов Российской Федерации.

Среди учёных постоянно возникают споры по поводу места бюджетного в национальной системе права. Возникновение подобной проблематики вполне логично, ведь изначально, как уже было указано, данная отрасль представляла собой институт финансовой.

На сегодняшний день существует два основных подхода к видению бюджетного права. С одной стороны, это подотрасль, с другой – вполне самостоятельная правовая отрасль, независящая от других. Конечно, больше приверженцев на стороне самостоятельности бюджетного права.

Ведь представленная отрасль имеет собственный субъектный состав, источники и, что самое главное, предмет правового регулирования.

Предмет бюджетного права

Предмет бюджетной отрасли – это один из основных факторов, который выделяет её в самостоятельную отрасль в национальной юридической системе. Таким образом, нормы бюджетного права регулируют следующие виды общественных правоотношений:

– формирование бюджетных доходов, целью которых является повсеместное пополнение государственной казны;

– координация и жёсткий контроль всех без исключения бюджетных расходов;

– подготовка бюджетного закона путём реализации бюджетного процесса с приведением в жизнь всех его стадий;

– контроль за использованием и реализацией бюджета;

– приведение к ответственности всех лиц, которые тем или иным образом нарушают бюджетное законодательство на территории Российской Федерации;

Таким образом, предмет бюджетного права полностью охватывает все возможные правоотношения, которые возникают в процессе использования государственной казны.

Бюджетные нормы права

Непосредственное регулирование предмета бюджетного права осуществляется при помощи специальных правовых норм. Как и иные виды норм тех или иных правовых отраслей, бюджетные имеют стандартную структуру, которая состоит из трёх элементов, а именно: гипотезы, диспозиции и санкции.

Некоторые учёные утверждают, будто санкций в бюджетном праве, а точнее, в нормах этой отрасли, нет. Другими словами, бюджетным правом не предусмотрена ответственность за нарушения.

Однако подобное утверждение ошибочно, так как в некоторых законодательных актах РФ, о которых пойдёт речь далее в статье, предусмотрены санкции за нарушения бюджетного режима.

Виды бюджетных норм

Следует отметить, что бюджетное право является одной из немногих отраслей, в которых присутствуют как процессуальные, так и материальные нормы. Таким образом, в его материальной части закреплены положения о структуре государственной казны, перечень поступающих доходов, расходов, процесс их распределения и т. д.

Процессуальные нормы чаще всего используют во время составления, рассмотрения и учреждения бюджетного закона. Иными словами, ими регулируются отношения, возникающие в процессе создания нормативного акта государственного бюджета России.

Также подобные нормы регулируют все процессы, которые так или иначе связаны с исполнением положений бюджетного закона.

Субъектный состав отрасли

Учитывая специфику бюджетного права, следует отметить наличие особых субъектов при фактической реализации регулирования общественных правоотношений. Субъекты бюджетного права условно делятся на три большие группы:

1) Непосредственно государство, а также иные административно-территориальные образования.

2) Органы исполнительной власти (центральные и субъектов Российской Федерации).

3) Организации муниципального и государственного типа.

Представленные выше группы показывают, что субъекты бюджетного права – это в большей степени государственные образования, относящиеся к разным ветвям власти. То есть именно субъекты организовывают исполнение бюджета путём координации движения бюджетных средств. Также следует отметить, что именно за ними закрепляется обязанность контроля фактического исполнения бюджетного законодательства.

Источники отрасли

Источники бюджетного права – это совокупность внешних форм выражения норм, принципов и системы данной отрасли. Другими словами, источниками можно назвать конкретные нормативные акты, в которых закреплены бюджетные нормы права. На сегодняшний день последние можно найти в трёх основных нормативных актах, а именно в:

– Конституции РФ;

– Бюджетном кодексе РФ;

– Законе о федеральном бюджете, который издаётся ежегодно.

Таким образом, источники бюджетного права имеют свою иерархичную структуру, которая позволяет эффективно реализовать нормы представленной в статье правовой отрасли.

Роль бюджетного законодательства

Все без исключения источники бюджетного права, а точнее, положения их нормативных актов, строятся на конституционных принципах. Поэтому главный нормативный акт Российской Федерации закрепляет в себе ключевые положения бюджетной организации в стране.

Что касается ежегодного закона о бюджете, то это больше процессуальный акт, с помощью которого денежные средства страны фактически распределяются между соответствующими органами государственной власти. Наиболее важным нормативным актом является Бюджетный кодекс РФ.

Именно в нём закреплены понятия о субъектном составе отрасли, принципы бюджетного права, его функции, а также основы бюджетного режима вообще.

Источники бюджетной отрасли в науке

Источники бюджетного права играют большую роль для одноимённой науки. При подготовке высококвалифицированных юристов относящиеся к бюджетной отрасли нормативные акты неоднократно изучаются для постижения всех подводных камней.

При этом наибольшее значение имеют ежегодные законы о бюджете, так как по ним можно увидеть тенденцию развития всей экономической системы государства.

Таким образом, источники бюджетного права, общая характеристика которых была дана в статье, во многом помогают начинающим юристам познакомиться с данной отраслью.

Система отрасли

В плане структурного распределения правовых норм бюджетное право не является исключением. Система бюджетного права имеет стандартный вид. В неё входят два элемента: общая и особенная части. В каждый элемент входят нормы, регулирующие те или иные бюджетные процессы.

Например, в общую часть включены принципы бюджетного права, его структура, понятие норм, а также иных важных статистических институтов.

Особенная часть – это в большей степени совокупность норм, которыми регулируется непосредственно бюджетный процесс и деятельность по контролю за исполнением бюджетного закона.

Заключение

Таким образом, в статье представлены понятие, источники бюджетного права и иные особенности этой отрасли. Следует отметить, что эта часть правовой системы РФ является одной из наиболее важных, так как от неё зависит экономическое положение дел в стране.

Источник: https://FB.ru/article/224030/istochniki-byudjetnogo-prava-ponyatie-byudjetnogo-prava-printsipyi-i-subyektyi-byudjetnogo-prava

ovdmitjb

Add comment