Irvuz

Понятие групповой динамики

Что такое групповая динамика

Понятие групповой динамики

Социальная психология выделяет несколько понятий групповой динамики: 

Понятия групповой динамики

  • в качестве направления исследования малых групп в социальной психологии, которые посвящены проблеме формирования и развития малых групп;
  • в качестве вида лабораторного эксперимента, который специально предназначен для изучения групповых процессов;
  • в качестве набора методик, использующихся для изучения малых групп (ролевых игр, групп встреч, групповой терапии, тренинга сенситивности и других схожих методик);
  • в качестве совокупности динамических процессов, происходящих в группе в какую-то единицу времени и означающих движения группы от стадии к стадии.

Понятие “групповая динамика” было предложено К. Левиным. После эмиграции из Германии в Америку К. Левин создал в Массачусетском технологическом институте Центр по изучению групповой динамики. Исследования в этом центре проводились с опорой на некоторые теоретические идеи К.

Левина: о природе групп, условиях их формирования, взаимосвязи их с индивидами и другими группами, об условиях их успешного функционирования. Наибольшее внимание уделялось исследованию важных характеристик групп.

Изучались нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерство в группах.

Таким образом, групповая динамика является совокупностью внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, которые дают характеристику всем стадиям существования малой группы: образованию, функционированию, развитию, стагнации, регрессу, распаду.

Задачи социально-психологического анализа

Состав, композиция и структура являются составляющими характеристики особого рода «статики» малой группы. задача социально-психологического анализа – изучить все процессы, происходящие в жизни группы:

Групповые процессы

  • реализация общих закономерностей общения и взаимодействия в малых группах;
  • механизм, с помощь которого в малой группе личности преподносится система общественных влияний, например, содержание ценностей, норм, установок, которые сформированы в больших группах;
  • реализация личностью активности в группе усвоенных влияний группы и осуществление определенной отдачи;
  • стадии и этапы развития группы, то, каким образом происходит модификация на каждом этапе разных групповых процессов.

Процесс образования малых групп

Рассмотрим процесс образования реальных естественных малых групп. Такие группы присутствуют во всех сферах общественной жизни, поэтому существует большое количество способов их образования.

В большинстве случаев они формируются с помощью внешних по отношению к группе факторов, допустим, с помощью развития какого-либо социального института или организации, в пределах которого появляется малая группа.

Если выражаться более точно, то малая группа возникает в том случае, когда существует определенная потребность общественного разделения труда и функционирования общества.

К примеру, производственная бригада возникнет в том случае, если появится новое производство, школьный класс – когда появится новое поколение в системе образования, спортивная команда – если появится потребность в спорте в каком-либо учреждении.

Малая организованная группа развивается, начиная с низших уровней  и постепенно поднимается к высшим. Высшим уровнем развития группы называют коллектив.

Между моментами, сбора вместе незнакомых людей для совместной деятельности, и когда малую организованную группу можно назвать коллективом, может часто пройти довольно значительное время.

В процессе развития коллектива, группа становится более сплочённой, в ней происходит развитие внутригрупповых связей, которые соответствуют развитию групповой деятельности.

Уровни развития группы

Можно выделить 4 уровня развития группы:

  • ассоциация; 
  • кооперация; 
  • корпорация; 
  • коллектив.

Выделение этих уровней зависит от характера совместной деятельности и степени внутреннего единства при её выполнении. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Ассоциация

Людей объединяет общая цель, но не каждый в равной степени принимает её, производится деятельность группы, однако действия членов этой группы разобщены.

Группе постоянно необходимо вмешательство руководителя, актив группы только начинает формироваться.

Налаживание межличностных отношений происходит достаточно быстро, однако они приобретают форму приятельских компаний, а не определяются делом.

Кооперация

Действия членов группы определяются большим единством, у них появляются общие взгляды на главные ценности группы, они начинают к ним стремиться. У таких групп существуют реальные и успешно функционирующие организованные структуры.

Межличностные отношения и общение происходят на деловом уровне, они определяются общей целью.

Но на этом уровне всё ещё недостаточное значение имеет направленность деятельности группы, это становится причиной возможности как положительного движения группы – к коллективу, так и отрицательного – к корпорации.

Коллектив

Главной чертой коллектива является сплоченность. В такой группе мысли, чувства и усилия её членов объединяются стремлением к достижению одной цели. Нормы и ценности в коллективе осуществляются в практических действиях, когда выполняется совместная деятельность.

Деловые отношения выполняются чётко, все члены группы слажено взаимодействуют между собой. Межличностные отношения определяются делами, однако они являются достаточно широкими, гуманными, характеризующимися чуткостью и внимательностью, доброжелательностью членов коллектива друг к другу.

Все члены коллектива чувствуют себя частью группы, довольны своим положением, готовы к самоотдаче ради общих интересов дела.

Корпорация

Её определяет организационная сплоченность, четкое взаимодействие, однако она по большей части замкнутая, оторванная от других групп. Деятельность такой группы направлена на узкогрупповые цели. Тут отсутствует согласованность цели с целями и задачами общества. Групповые цели иногда являются антисоциальными (например, в религиозных сектах).

Психологический климат

То, как члены группы относятся к общему делу, что они думают друг о друге и о самих себе, определяет её психологический климат. При положительном психологическом климате главными выступают деловые отношения.

Они являются базой для взаимопонимания, дисциплинированности, ответственности, взаимной требовательности, взаимопомощи, товарищества и поддержки.

Межличностные отношения отличаются теплотой, симпатией, высокой культурой общения, отсутствием психической напряженности и отрицательных эмоций. 

Таким образом, групповая динамика в малой группе показывает сложность каждой личности, которая входит в её состав.

Она предполагает синергизм при взаимодействии личностей, что является причиной возникновения целостности, представляющей собой что-то большее, чем просто сумму её отдельных членов.

В том случае, если мы рассматриваем самую элементарную группу – диаду, то в ней возможно выделение влияния «Я-концепции» одной личности, «Я-концепции» другой личности и их взаимоотношение. Из этого можно сделать вывод, что каждая группа характеризуется особенностью своей динамики.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/sotsialnaja-psihologija/gruppovaja-dinamika/

Понятие групповой динамики

Понятие групповой динамики

ГБОУ ВПО Челябинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России

Факультет социальной работы, высшего сестринского образования и менеджмента

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема контрольной работы: Понятие групповой динамики.

По дисциплине: Социология

По специальности: ВСО и М

Работу выполнила: Величко Полина Николаевна

Домашний адрес: Челябинская обл. Сосновский район

п. Мирный ул. Ленина д. 3 кв.13

Контактный телефон: +7 919 314 17 18

Факультет: СР, ВСО и М          форма обучения: Заочная 

Курс: 4            номер группы: 466

Преподаватель:   ____________________________________

Оценка _____________________ дата ___________________

Челябинск, 2013

1. Основы групповой динамики  …………..…………………………………… 3

1.1 Понятие «групповая динамика» и ее основные законы ………………….. 3

2. Основные элементы групповой динамики ………………………………….. 5

3. Структура группы и проблема лидерства …………………………………    9

4. Типы поведения людей ………………………………………………………13

Литература ………………………………………………………………………18

1.1 ПОНЯТИЕ “ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА” И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ

Впервые термин “групповая динамика” был использован Куртом Левиным в 1939 г. в США. К.Левин впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы. По определению К.Левина, групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

Предпосылки возникновения и развития учения о групповой динамике появились в 30 – е годы в различных сферах практики. В групповой психотерапии появились такие тенденции развития и структурирования групп, которые не могла объяснить и использовать никакая медицинская или психоаналитическая теория.

Психотерапевты–практики ждали объяснения от социальной психологии.

Одновременно с этим в педагогике, в связи с распространением концепции Джона Дьюи “обучение через действие”, широко практиковалось формирование различных групповых объединений детей и подростков – всевозможных клубов, команд, групп студенческого самоуправления и т.п.

Перед педагогами, включившимися в такую внеучебную работу, встал вопрос о том, как руководить такими группами и как реагировать на происходящие в группе процессы? Аналогичные вопросы были актуальны и для различных систем управления: как управлять группами людей в государственном аппарате, в бизнесе, в сфере медицинского обслуживания, образования?

В 1945 г. при Массачусетском технологическом институте был создан Центр по исследованию групповой динамики, основными задачами которого были не только изучение закономерностей групповой динамики и их теоретическое обобщение, но и развитие методов изменения жизни групп.

При описании и объяснении принципов групповой динамики К.Левин опирался на законы гештальт  – психологии. Если рассматривать группу как нечто целостное, то некоторые закономерности групповой динамики, вскрытые К.Левиным можно объяснить действием двух основных законов гештальт – психологии:

1.Целое доминирует над частями.

1)Группа не является просто суммой индивидов: она модифицирует поведение отдельных членов.

2)Извне легче повлиять на поведение группы в целом, чем на поведение отдельного ее члена (так в экспериментах на Харвудском заводе было установлено, что невозможно повлиять на производительность труда отдельного работника до тех пор, пока вся группа, к которой он принадлежит, не включена в эту перемену).

3)Каждый член группы признает, что он зависит от всех других членов.

2.Отдельные элементы объединяются в целое.

1)Не сходство, а взаимозависимость членов является основой для формирования группы. (Группа может быть гештальтом, состоящим из несхожих частей: муж, жена, ребенок).

2)Человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не группы, от которой он более всего зависит.

3)Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление – недружественным.

В современном понимании групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы межу собой и с психотерапевтом, а также внешними воздействиями на группу. Центральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения индивидуумов в группах следует искать в познании детерминирующих их “социальных и психологических сил”.

Г. Кельман (1963) рассматривает групповую психотерапию как “ситуацию социального влияния”, а в групповом процессе выделяет три этапа: податливость; идентификацию; присвоение.

По Г. Кельману, члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию психотерапевта и других участников группы; во-вторых, идентифицируются с психотерапевтом и друг с другом; в-третьих, присваивают себе групповой опыт. Г.

Кельман считает, что для достижения терапевтического эффекта мало одной “податливости” нормам и правилам группы — необходимо еще усвоить выученное и овладеть им. Члены группы должны усвоить новые навыки чувствования и действия (податливость), отреагировать их на группе (идентификация) и применить к специфическим ситуациям реальной жизни (присвоение).

На этих последних стадиях психотерапевт служит ролевой моделью, устанавливает нормы и руководит, а члены группы поддерживают процесс и образуют репрезентативный микрокосм общества.

2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ

В понятие групповой динамики входят 5 основных и несколько дополнительных элементов.

Основные элементы:

1)Цели группы.

2)Нормы группы.

3)Структура группы и проблема лидерства.

4)Сплоченность группы.

5)Фазы развития группы.

Дополнительные элементы:

1)Создание подгрупп (развитие п.3).

2)Отношения индивидуума с группой (развитие п.3).

Цели группы.

Цели группы – психотерапевтической, психокоррекционной, профилактической, тренинговой и т.п., – определяются тем, в какую более общую систему работы с людьми включена группа. Планируемый результат группы зависит также от того, на какую психотерапевтическую методологию опирается ведущий группу специалист.

Цель психодраматической группы – достижение катарсиса через повторное проживание ситуации в ролевой игре и, благодаря этому, – новой ступени интеграции личности; цель групп встреч – достижение более полного личностного потенциала, личностный рост; цель гештальт – терапии – просветление, расширение зоны психологического видения; цель групп психосинтеза – разъединение неправильно объединившихся элементов психической жизни, отказ личности идентифицироваться лишь с некоторыми элементами и достижение синтеза более высокого уровня; цель групп социально-психологического тренинга – совершенствование коммуникативных навыков личности и т.д.

Цели группы в значительной степени определяются также личностными особенностями ведущего. Явно декларируемая им цель может расходиться с его истинными скрываемыми или неосознаваемыми целями.

Попытки манипулировать группой или использовать ее в целях самоутверждения будут мало способствовать оказанию реальной помощи людям или принесут им вред.

При несовпадении декларируемой и истинной целей нарушается принцип подлинности психотерапии, и может быть нарушена подлинность всего группового процесса.

Проблема состоит еще и в том, что цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это дает своеобразный толчок групповой динамике, результаты которого не всегда прогнозируемы.

Нормы группы.

Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Типичными нормами психокоррекционных групп являются самораскрытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы.

Нормы существуют в любой группе и в любом обществе, а нарушение принятых норм всегда предусматривает наказание. Чем жестче нормы и суровее наказание за их нарушение, тем авторитарнее группа. Примером могут служить неформальные авторитарные группы асоциальных подростков.

Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряются эмпатия, правдивость, теплота и открытость.

По мнению Б. Д. Карвасарского, каждый член психокоррекционной группы обязан:

  • выполнять распорядок групповых занятий;
  • говорить в группе обо всем открыто и искренне;
  • не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий;
  • помогать товарищам по группе, осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам;
  • отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по труппе, конкретно и по принципу здесь и теперь;
  • выслушивать взгляды, мнения и советы членов группы, обдумывать их, но принимать решения самостоятельно.

Подчинение перечисленным нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы психокоррекционной группы.

Выполнение норм поведения во многом зависит от информированности и сплоченности группы.

Выше перечисленные нормы относятся к нормам, которые изначально задает ведущий группы, для чего ему зачастую требуется прилагать особые усилия. В противоположность этому, нормы, вырабатываемые самой группой, защищаются самими членами группы. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиниться этим нормам.

Между тем они могут быть антитерапевтическими: утаивание истинных чувств или наоборот – преувеличение чувств и эмоций; запрет на некоторые темы, например, сексуальные; создание подгрупп и эротических пар.

В группах социально-психологического тренинга могут возникать и такие нормы, как защита неудачливого члена, защита молодого члена, подчинение руководителю, выбранному самими участниками из состава группы, стремление любой ценой без помощи других и др.

Для нормального хода группы должно быть достигнуто хотя бы частичное совпадение задаваемых и вырабатываемых норм. Иногда группа приносит свои нормы с собой.

Это происходит в тех случаях, когда все члены группы являются представителями одного круга или большой категории людей.

Промышленные руководители, например, приносят с собой резкость в обращении друг к другу, школьные учителя – слепое подчинение авторитетам

Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что в гомогенных группах подчинение нормам более выражено, чем в гетерогенных.

3. Структура группы и проблема лидерства

Процессы, имеющие место в социальной группе или в семье, в искусственно созданной группе происходят в концентрированной форме. Участники попадают в незнакомую групповую ситуацию, в которой руководитель может оказывать или не оказывать им помощь.

Опираясь на собственное понимание или прошлый опыт, они приходят в группу с определенными ожиданиями относительно роли, которую будут в ней играть. К.Рудестам определяет роль как круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте.

Гибкость ролевой тактики требует от участников принятия ролей, отличных от тех, которые они имеют вне группы. Например, менеджер, высоко оценивающий свое умение управлять и отдавать приказы, может быть смущен открытием, что его умение руководить оказывается непригодным в групповой ситуации.

Каждый член малой группы, будь то производственный коллектив или семья, играет в ней ту роль, которую считает подходящей для себя и для этой конкретной группы (заведующий отделением, отец семейства и т. д.).

Опираясь на собственный опыт, каждый человек приходит в психокоррекционную группу уже с определенным настроем на ту роль, которую он в ней будет играть. Роль клиента в психотерапевтической группе чаще всего отличается от той, которую он играет вне группы.

Например, вне группы клиент — ответственный работник, руководитель, глава семьи, а группа определяет ему роль, не связанную с лидерством.

Это требует от клиента психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии — гибкости в ролевой тактике.

М. Богданов и П. Элбом ( 1978 ) считают, что потребность той или иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. Уже в самом начале формирования группы в ней обязательно появляются такие персонажи, как Вожак, Нытик, Скептик и т. д.

Обычно наиболее типичные роли отличаются своей полярностью, как бы противопоставлены друг другу.

На этом основании Т. Лири все групповые роли расположил на двух осях: гнев — любовь, сила — слабость. Г. Келлерман (1979) выделил восемь основных типов ролей, разделенных на четыре пары полярных противоположностей: Романтик — Проверяющий, Невиновный — Козел отпущения. Философ — Ребенок, Пуританин — Объединяющий.

Принятая каждым участником группы “новая” роль помогает психокоррекционной группе выполнять свои основные задачи.

Источник: http://student.zoomru.ru/soc/ponyatie-gruppovoj-dinamiki/221105.1759826.s1.html

ovdmitjb

Add comment