Irvuz

Понятие формы общения

Структура и виды общения

Понятие формы общения

Психология общения – огромный пласт теоретических и практических знаний, накопленных благодаря труду многих психологов и социологов. Учеными обозначены и продолжают изучаться особенности, виды, формы и структура общения.

Существует немало теорий и точек зрения на проблемы общения. Значительный вклад в изучение этого феномена, а также в целом в социальную психологию внесли советские ученые.

Их эксперименты и опыты, проведенные в середине и второй половине прошлого столетия, стали классическими примерами особенностей общения и восприятия людьми друг друга, а также научной базой для последующих научных изысканий.

Межличностное и межгрупповое взаимодействие – это та сфера человеческой деятельности, в которой чаще всего возникают психологические трудности. Каждому человеку чрезвычайно важно уметь грамотно и эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Общение – взаимное действие двух или более людей, имеющее целью обмен информацией, а также необходимая составляющая трудовой, учебной, игровой деятельности.

Кроме того, оно может выступать и как обособленный, относительно самостоятельный род занятий. Ведь люди не всегда разговаривают друг с другом с целью придумать, проконтролировать, осуществить совместное деяние.

Передаваемый вербальный или невербальный сигнал может носить как информационный, так и аффективно-оценочный характер. Считается, что именно необходимость наших далеких предков передавать знания друг другу, не только посредством знаков и окриков, послужило основной причиной развития человеческой речи. Животные взаимодействуют друг с другом, но речь присуща только людям.

Особенности общения разных людей и групп зависят от того, насколько у субъектов взаимодействия актуальна потребность в социальных контактах. Потребность быть сопричастным, принадлежать и взаимодействовать развивалась в процессе филогенеза, общественно-исторического развития человечества.

Интересно, что удовлетворение потребности в социальном контакте предположительно повлекло за собой рождение такого прекрасного чувства, как радость. Радость до сих пор является ведущим мотивом, стимулирующим людей взаимодействовать друг с другом.

Особенности общения, которое способно принести удовольствие и радость – это его гуманность и демократизм. Грубое, неуважительное взаимодействие, игнорирование и манипуляции аморальны и не вписываются в принципы общения, которыми принято руководствоваться культурному человеку.

ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ:

  • самоуважение;
  • уважение собеседника, признание его прав и интересов;
  • терпимость, толерантность;
  • справедливость, честность;
  • непредвзятое отношение к людям.

Значение общения в онтогенезе

В онтогенезе (индивидуальном развитии человека) роль и особенности общения не менее важны, чем в филогенезе. Развитие индивидуума невозможно без взаимодействия с другими людьми.

Новорожденные малыши, не умея разговаривать, уже реагируют на голос и ласку взрослого человека, позже начинают улыбаться ему в ответ. Позже появляется так называемый комплекс оживления – первая форма взаимодействия нового человека с себе подобными.

Формы общения, возникающие в процессе онтогенеза:

  • Непосредственно-эмоциональное

Когда у малыша возникает комплекс оживления, он еще не взаимодействует с родителями как равноправный партнер, но выражает свое отношение посредством мимики и жестов: плачет и смеется, удивляется и пугается и так далее. Такие формы общения присущи младенцам до первого года жизни.

Ребенок контактирует с людьми, манипулируя предметами и играя. Малыш протягивает ручку, когда хочет что-то взять или отдать, понимает, что для установления контакта нужно приблизиться к человеку. Эта форма взаимодействия претерпевает значительные изменения, но в целом сохраняется в первые шесть лет жизни.

  • Внеситуативное интимно-личностное

Появляется уже к концу дошкольного возраста, но основные формы этого общения развиваются уже в пубертатном периоде (период полового созревания).

Формы общения претерпевают изменения по мере роста и взросления индивида, они по-разному сочетаются и дополняются у разных личностей.

Без контакта ребенка со взрослыми, он не сможет развиться как личность. Важность и необходимость коммуникации малыша с родителями невозможно переоценить. Взаимоотношения с родителями – это фундамент, ориентир и мера, которой будут измеряться все последующие связи человека с людьми, обществом, самим собой.

Правильно выбранные методы общения и воспитания ребенка – залог его успешной социализации и самореализации.

Виды и формы общения особенно интенсивно формируются в подростковом возрасте. Это возраст активного взаимодействия со сверстниками, время первой любви и формирования Я-концепции.

Деятельность подростка становится многоплановой, содержание коммуникаций и поступков обогащается. Качественно новый уровень форм и видов взаимодействия молодых людей способствует развитию осознанности, ответственности, самостоятельности и личности в целом.

Структура общения влияет на структуру личности. Нарушение или отсутствие взаимодействия с людьми неизменно приводит к преобразованию «Я» индивида. Изменения личности не в лучшую сторону (в том числе и патологические) не могут не коснуться способности взаимодействовать и понимать других людей и самого себя.

Три стороны общения

Структура общения условно разделяет его на три процесса, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

  • Социальная перцепция – восприятие партнера по взаимодействию

Люди воспринимают друг друга посредством органов чувств, дают оценку внешности, речи, поведению и делают вывод о возможности продолжения социального контакта. Особенно важно первое впечатление. То, как будет воспринят другой человек в первый раз, при первой встрече, влияет на готовность обмениваться информацией и взаимодействовать с ним.

  • Коммуникация – обмен информацией

Контакты бессмысленны, если люди не умеют передавать друг другу необходимую информацию, знания и опыт вербально и невербально.

  • Интеракция – обмен действиями

Беседа без возможности совершать поступки, затрагивающие собеседника, и обмениваться с ним действиями была бы неэффективной и безрезультатной.

Описание моделей общения

Структура общения обуславливает модели общения. Одни люди более общительны, любят бывать в компаниях и могут часами говорить ни о чем, а другие закрыты, предпочитают внутренние диалоги внешним, разговаривают мало и только по делу.

Общительность как черта характера развивается, можно совершенствовать коммуникативные навыки, способность объективно воспринимать людей и эффективно с ними взаимодействовать.

Модели общения, как правило, формируются еще в детстве или перенимаются от родителей. Также модели общения могут быть обусловлены спецификой занимаемой должности и даже являться признаком профессиональной деформации личности (например, учительница общается с родными, так же как и с учениками).

МОДЕЛИ ОБЩЕНИЯ:

  1. «Монблан». Отстраненный, холодный собеседник. Основное внимание уделяет коммуникативной стороне взаимодействия, интеракции ему неинтересны.
  2. «Китайская стена». Считающий себя выше и значительнее остальных человек. Воспринимает окружающих менее успешными/красивыми/умными людьми, из-за чего взаимодействовать с ним непросто.
  3. «Локатор». Человек, выбирающий узкий круг друзей. Часто ему достаточно одного любимого человека или близкого друга.
  4. «Тетерев». Очень необщительный человек, создающий лишь видимость коммуникации и интеракции. В то же время структура внутреннего общения Тетерева с самим собой сохраняется и перенасыщается диалогами и самоанализом.
  5. «Гамлет». Для этой модели типа общения необычайно важна социальная перцепция. Он старается произвести наилучшее впечатление, оттого часто играет на публику.
  6. «Робот». Этот человек разговаривает и действует «сухо», неэмоционально, всегда знает что, когда и почему нужно или не нужно делать.
  7. «Эгоист». Человек говорит только о себе, все его действия направлены на получение личной выгоды.
  8. «Союзник». Наилучшая форма и вид общения, так как оно двустороннее. Собеседники заинтересованы в продуктивном взаимодействии, учитывают личность, стремятся понять друг друга и договориться.

Описание типов общения

Понятию модели близко понятие «тип общения». Типы общения, так же как и модели, используются для обозначения особенности общения.

Типы общения:

  1. Менторский. При таком типе общения человек все время поучает, наставляет, подчиняет себе собеседника.
  2. Информативный. Тип общения, который является простой ретрансляцией информации, без возможности или желания получить обратную связь.
  3. Вдохновляющий. Индивид участвует в судьбе собеседника, поддерживая его, направляя, помогая, советуя. При таком типе общения наблюдается продуктивный диалог, сотрудничество, взаимовыручка субъектов взаимоотношений.
  4. Конфронтационный. В отличие от остальных форм общения предусматривает дискуссию, диалог с оппонентом, конструктивную критику с целью нахождения истины путем конфронтации между личным субъективным и объективным взглядом, реальностью.

Типы общения нужны для того, чтобы уметь в разной ситуации подбирать наиболее подходящие методы общения: убеждение, внушение, заражение, просьбу, принуждение, игнорирование и даже манипуляцию.

Составляющие общения и его разновидности

Компоненты общения – это те его составляющие, которые не включены в структуру общения.

К ним относятся:

  • содержание,
  • цель,
  • средства,
  • субъекты (участники взаимодействия),
  • тип связи между субъектами,
  • стиль,
  • тактика,
  • техники, методы,
  • результат.

В зависимости от компонентов выделяют различные виды и формы общения:

  • эмоциональное – обмен эмоциями;
  • когнитивное – обмен знаниями;
  • деятельностное – обмен навыками и умениями;
  • мотивационное – обмен желаниями и целями;
  • материальное – обмен предметами или продуктами.

Виды социального взаимодействия можно определить как его уровни. Уровень – определенные поведенческие проявления личности, позволяющие сделать вывод о человеке и способах его взаимодействия с другими людьми. Виды и уровни общения изменяются по мере его усложнения от простого, примитивного к сложному, духовному.

Классификация

Классификация общения в зависимости от целей взаимодействия и его уровня:

  1. Примитивное. Собеседник рассматривается как средство достижения цели и оценивается по шкале «нужен – не нужен». Такое непосредственное и простое отношение не скрывается.
  2. Манипулятивное – взаимодействие с целью извлечения собственной выгоды. В отличие от примитивного контакта, манипуляция – тонкая игра, с использованием множества техник и приемов (ложь, лесть и так далее).
  3. Формально-ролевое – полностью регламентированное взаимодействие. Люди контактируют друг с другом с позиций социальных ролей. Например, начальник и подчиненный, учитель и ученик, врач и пациент и так далее.
  4. «Контакт масок» – сухое, формальное взаимодействие, при котором используются стандартные, заученные фразы и жесты. Оно призвано скрыть любые эмоции и истинные мысли за маской вежливой учтивости или безразличного спокойствия. Также некоторые люди в качестве социальной маски используют скромность, показную заботливость и другие приемы. Участники взаимодействия не стремятся понять друг друга.
  5. Деловое. Целью такого социального контакта является нахождение общего решения по интересующему вопросу. Личность собеседника непременно учитывается, несмотря на то, что существуют особые правила и принципы делового общения.
  6. Светское. Субъекты не выражают свои мысли, а произносят то, что должно и принято в конкретной ситуации. Светские беседы – это, как правило, «разговоры ни о чем», пустые и бесцельные пересуды.
  7. Духовное. Такое взаимодействие возможно в близких, доверительных отношениях. Собеседники хорошо знают друг друга, уважают убеждения, интересы и взгляды, умеют предугадывать реакции друг друга, контактируют на уровне «Личность – Личность».

Кроме того, определяя уровень человеческого взаимодействия, пользуются трехступенчатой структурой:

  • Микроуровень – единичный, несущий информацию и смысл, акт вербального или невербального контакта. Например, кивок головой в знак согласия, рукопожатие как знак приветствия и тому подобное.
  • Мезауровень – разговор и действия в пределах одной темы, произошедшие однажды или повторяющиеся.
  • Макроуровень – сложившаяся преимущественная стратегия взаимодействия, выбранная и вырабатываемая человеком в процессе жизнедеятельности, соответствующая требованиям социума, традициям и обычаям.

Также известны следующие виды коммуникации:

  1. Непосредственное. Осуществляется при помощи ых связок, глаз, ушей, рук и других органов человеческого тела.
  2. Опосредованное. Взаимодействие с помощью специально изготовленных приборов и средств обмена информацией (по переписке, по телефону, через интернет-ресурсы и так далее).
  3. Прямое. Личный контакт и непосредственное восприятие собеседника.
  4. Косвенное. Взаимодействие через посредников или представителей, передающих и воспроизводящих необходимую информацию.
  5. Вербальное – взаимодействие посредством устной речи.
  6. Невербальное – взаимодействие без слов, но при помощи мимики, жестов, поз, прикосновений и так далее. Невербальные сигналы тела влияют на восприятие слов и обрабатываются бессознательно, в то время как речь осознается и сознательно анализируется.

Слова можно выбирать и выстраивать в предложения, жесты и мимику контролировать сложно, они спонтанны, оттого с большей долей вероятности выражают истинные мысли и намерения человека.

Особенности общения – это те элементы взаимодействия двух людей, которые каждый из них привносит ради улучшения (или ухудшения) качества взаимодействия. От личности зависит успешность и характер социальных контактов с другими людьми, способность быть полноценным членом общества и счастливым человеком.

Источник: https://HeadLife.ru/struktura-obshcheniya/

Функции и формы общения, Функции общения, Культура общения, формы общения – Общая психология Библиотека русских учебников

Понятие формы общения

Общение выполняет разнообразные функции. Первой из них является регулирование совместной деятельности (эта функция заложена уже в самом слове”общение”)

Участие в совместной деятельности требует от каждого человека определенных знаний. Дети получают их в результате общения с взрослыми. Отсюда следует вторая функция общения – познания.

Даже младенец, общаясь с взрослым, уже усваивает основные компоненты общения как деятельности: способность концентрировать внимание на том, кто к нему обращается; возбуждаться при установлении контакта, способность поочередно вслухат ся и”отвечать”, а значит, проявлять инициативу; понимать, когда от него ждут слушания, а когда ответы и какой. В возрасте около трех лет ребенок уже знает, как общаться и способна делать это внутреннем плане. Эта способность является проявлением сознания, то есть общение имеет еще одну, третью функцию, оно является первичным инструментомнструментом формирования сознания

Ребенок получает сведения об окружающей среде в”овеществленные”виде и постепенно переходит к”опредмечивание”самой себя, выделение своего”Я”Отсюда четвертая функция общения – самоопределение индивидов ида. Таким образом, общение, наряду с трудом, можно считать поряд із працею, можна вважати личностно формовочным фактором

Общение как взаимодействие людей можно рассматривать и как деятельность, поскольку при этом мы всегда какую-то цель (передать информацию, достичь признания, изменить чью-то поведение и т.п.), руководствуемся теми ч или иным мотивам, используем средства и в зависимости от их адекватности, получаем результа.

Предметная деятельность и общение взаимно переплетены и взаимообусловлены. От того, как протекает общение, зависит результат практической деятельности, и наоборот.

На формирование ряда характеристик лич стости предметная деятельность и общение влияют совокупно и с разным эффектом зависимости от их соотношения. Общение организует деятельность и обогащает ее.

Без общения как особой разновидности деятельности невозможно развитие человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальностиості.

Культура общения

Характер протекания общения (его содержание и формы) влияют на развитие тех или иных качеств индивида

Общение как деятельность развивает эмоциональную сферу, поскольку партнер в общении провоцирует у другого определенные эмоции, которые, закрепляясь, становятся характеристиками личности

Общение развивает у человека волевые качества в том случае, если ситуации общения приучают человека к собранности, настойчивости, решительности, смелости и др.

Общение имеет большое воспитательное значение, поскольку оно расширяет общий кругозор человека, способствует развитию новых психических образований, является обязательным условием формирования общего интеллекта, мышления, памяти, восприятия, внимания.

Умение общаться предполагает определенный уровень психологической культуры, а именно:

а) умение разбираться в других людях;

б) адекватно отвечать на их поведение и выбирать такие формы обращения, которые отвечают индивидуальным особенностям партнера по общению

Источниками формирования психологической культуры общения является, прежде всего, собственный стихийный опыт общения, обогащения теоретическими знаниями, а также формирование способности к сопереживанию и вправят лянных в таком поведении, которая 6 не унижала достоинства других люди.

Осуществление общения требует наличия коммуникативных умений

Коммуникативные умения производятся на основе определенных коммуникативных способностей, основным компонентом которых считают общительность. Это сложная качество, которая включает в себя коммуникабельность

(способность испытывать удовольствие от процесса общения), социальную родство (желание находиться среди других людей) и альтруистические тенденции

В.

Леви в своей книге”Искусство быть другим”рисует портрет”гения коммуникабельности”, основными чертами которого являются высокий интерес к другим людям, отсутствие тревожности, адекватный обратная связь, пластичность поведения, артистизм, некоторая агрессивность, которая создает подтекст силы, оптимизм, отсутствие предвзятости, умение предвидеть поведение других людей, которое развивается в результате наблюдения ежливости, симпатия к людям, видение в них хорошего и принятие их такими, какие они есть на самомкими вони є насправді.

Конечно, если от природы человек некоммуникабельных, то она не станет в этой сфере”гением”, но развить умение общаться какой-то степени может каждый

Умение общаться часто называют”обаянием”,”прелестью”,”привлекательностью”, имея в виду качества, благодаря которым человек завоевывает симпатию и уважение собеседников

Привлекательность – понятие сложное. Оно означает и прелесть молодости, и эффектную внешность, и тонкое чувство юмора, и ярко выраженную женственность или мужественность, и высокую интеллигентность, и ораторское м искусство тощо.

Психологи обозначают это качество сроком фасцинация (от англ fascination – очарование)

Среди средств фасциации выделяют:

– особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, твердым, но одновременно теплым);

– особый голос (богатый по тембру, гибкий за модуляциями);

– особый ритм речи (подобный музыкального ритма: то возбуждающий, то успокаивающее, но не однообразный);

– особые интеллектуальные качества: высокий уровень способности к импровизации, насыщенность речи словесными конструкциями, ситуативность ума, наличие обратной связи с партнером в общении

Обладая этими средствами, можно производить привлекательное впечатление в общении с людьми, даже не имея волшебной внешности или совершенной естественной дикции

Формы общения

Общение между людьми может происходить в разных формах: анонимной, функционально-ролевой и неформальной

. Анонимный общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают как граждане, жители одного района, па асажиры транспорта, зрители. Они встречаются, вступают в контакты друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимнымими.

. Функционально-ролевое общения предполагает связи между его участниками, которые выполняют определенные социальные роли в отрезках различной продолжительности партнеров в этом общении объединяют взаимные обязанности: врач – больной руководитель – подчиненный, учитель – ученик тощо.

основном функционально-ролевое общение – это разнообразные личностные контакты за пределами официальных отношений, скажем, общение между друзьями (неформальное). Его особенностью является избирательность в отношении партнера

Различают общения первого рода (как коммуникация, сторона совместной деятельности) и второго рода (как передача через изготовлен материальный продукт своей индивидуальности других людей, закрепления и и продолжения себя в других людях.

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_skripchenko_ov/funktsiyi_formi_spilkuvannya.htm

Понятие общения и его составляющие

Понятие формы общения

Общение – неотъемлемая часть человеческой жизни, сопровождающая человека от самого рождения и до его кончины.

Социальная психология дает общению множество определений, однако, наиболее используемым в фундаментальной науке является следующее:

Общение является процессом установления и поддержания прямого, опосредованного или непосредственного разными средствами контакта между людьми. Говоря о непосредственном общении, мы можем вспомнить свой последний разговор с другом на перемене или с родителями дома.

Упоминая опосредованное – последний телефонный разговор или голубиную почту средних веков, когда общение осуществлялось не только через письменную форму, но и посредством птицы-почтальона.

Составляющие общения

Как и у любого процесса, у общения имеются необходимые составляющие:

1. Контакт (вербальный или невербальный) – т.к. даже зная, что с неким человеком на другом конце страны вы будете говорить на одном языке и на одну тему, но не имея с ним какого-либо контакта, пообщаться вам не удастся.

2. Общий язык (в том числе и жесты) – т.к. если вы, желая пообщаться с иностранцем на злободневные, интересующие вас темы, не сможете найти общий язык, общение не наладится.

3. Общность тезаурусов («сокровище» др. греч.) – т.е. общий запас знаний о мире. Говоря об общности тезаурусов, можно вспомнить попытки общения колонизаторов с народами Африки. Культура, образ жизни и представления о мире у участников общения были совершенно разными и контакт налажен не был.

Формирование культуры общения

Но как формируется культура общения? Кто помогает нам освоить ее азы? Ответ на этот вопрос двойственен. С одной стороны, главным институтом усвоения социальных норм является семья, то есть взрослые партнеры человека по общению. Именно взрослые дают ребенку основные представления о социальных нормах, табу, социальных ролях, которыми ребенок затем пользуется, входя во взрослую жизнь.

Общение со взрослыми более официально и уважительно, более табуировано, более подвержено нормам вежливости и этикета.

В то же время, сверстники, которые принимают в жизни ребенка ощутимое участие, тоже привносят свой вклад в его культуру общения.

С друзьями он более открыт, более активно проходит социализацию, сверстники помогают ребенку формировать свою Я-концепцию: представление о самом себе и оценку самого себя, сравнение себя с другими, определение своих слабых и сильных сторон.

Конфликтные ситуации

Однако, даже с учетом культуры общения и многочисленных норм, коммуникация, как правило, не обходится без конфликтов и конфликтных ситуаций. 

Конфликтные ситуации – это представления некоего человека Н об имеющемся (реальном или воображаемом) противоречии, о самом себе – Н- о своих мнениях, возможностях и т.п., об оппоненте – его мнениях и возможностях, а также о том, что думает и предполагает оппонент о представлениях человека Н.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Симпатия и антипатия: сотрудничество и соперничество, взаимопонимание
Следующая тема:   Малая группа: многообразие малых групп и групповой эгоизм

Нравится Нравится

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/soderzhanie-formy-i-kultura-obshchenija

ovdmitjb

Add comment