Irvuz

Понятие формы государства

Понятие и значение и структура формы государства

Понятие формы государства

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма правления.

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.

Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов.

При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства.

Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха — источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1 государь — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика — это форма правления, в которой высшая . государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность.

Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Форма государственного устройства

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны.

Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении — центра и местных представительных органов.

Федеративное государство (федерация — сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою “самостоятельность” и в чем они ее утратят»

Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Политический режим

Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.

1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть.

Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим.

Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим .реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесто ронне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Источник: https://students-library.com/library/read/75136-ponatie-i-znacenie-i-struktura-formy-gosudarstva

Понятие и виды форм государства

Понятие формы государства

Государство для управления обществом использует определенные формы и модели. Одни страны копировали соседние или более мощные государства, а другие сохраняли индивидуальные и традиционные черты в организации власти.

В современном мире существует много видов форм государства: какие-то сформировались давно, а какие-то только недавно. Любопытно наблюдать с исторической точки зрения то, как одно государство может менять несколько форм государственной власти в ходе своего развития.

Рассмотрим подробнее формы правления государства, понятие, виды и так далее.

Понятие формы государства и его виды

В правовой и политической литературе нет однозначного понятия формы. Понятие формы государства, признаков и видов, складывается из многих компонентов. Но если взять свойства данной категории, то можно сделать вывод, что форма государства представляет собой организацию территориального и политического устройства в стране, которая отвечает на следующие вопросы:

  1. Кто правит?
  2. Как правит?
  3. Каким образом будет осуществляться территориальное управление и структура государственных институтов страны?
  4. Какие есть способы для реализации политической власти?

Виды форм государства никогда не находились в неподвижном состоянии, а изменялись под влиянием различных факторов: экономических, социальных, идеологических или политических. Со временем менялось понимание и значение формы государства: от аристократии и монархии до республики и диктатуры.

Сейчас в литературе выделяют три вида формы (монократическая, поликратическая и сегментарная), а также виды и функции форм государства (форма правления, форма государственного устройства и политический режим).

Древние греки уделяли в своих трудах очень важное место понятию и видам формы государства, полагая, что правильная организация политической власти – важный путь к успеху и процветанию в стране.

Платон был уверен, что лучшей моделью государственной власти является аристократия и олигархия.

Власть, которая сосредоточена в руках узкой группы богатых людей, согласно Платону, лучше и полезней для государства, чем демократия.

Платон был ярым противником «власти народа», он думал, что чрезмерная свобода может привести к тирании, форме государства, где не соблюдаются права людей, а во главе угла стоит принуждение.

Аристотель рассматривал особенности форм государства и их виды в зависимости от того, сколько людей правит и в сторону какого слоя общества ориентирована власть. Он считал идеальными формами государства монархию и аристократию, а демократию, олигархию и тиранию называл неправильными и вредными формами организации государственного устройства в стране.

Классификация форм государства

Выделяют следующие основные виды форм государства: монократическую, поликратическую и сегментарную. Остановимся и поговорим о каждой форме отдельно.

Монократическая власть. Само слово говорит, что власть в государстве принадлежит единоличному правителю или государственному органу. Таким моноправителем может быть:

  • монарх;
  • диктатор;
  • правящая партия.

В монократическом государстве нет разделения властей, народ не участвует в политической жизни страны, местное самоуправление отсутствует.

Для монократической системы характерно принуждение, террор в отношении населения, обязательное следование государственной или религиозной идеологии.

Характерной чертой этой формы государства является отсутствие частной экономики, бизнеса и демократических принципов управления.

Выделяют следующие виды монократических форм государств:

  1. Теократическая. Центральным и авторитетным сводом правил является Священное Писание – Коран или Библия. Социальная, духовная, политическая и экономическая жизнь основывается на Священных книгах, которые предписывают людям правильный образ жизни. Примером таких государств являются: Саудовская Аравия, Катар, Иран и Ватикан.
  2. Экстремистская. Отсутствие прав и свобод, насилие над чуждыми элементами, включая принудительное лечение, лишение свободы и каторгу. В современном мире таких государств нет, но в истории 20 века все помнят о существовании в прошлом таких фашистских систем в Германии, Испании, Италии и Камбодже.
  3. Милитаристская. Власть принадлежит военному органу или армии. Как примеры (из современных стран) можно привести Фиджи и Мьянму, а в прошлом – Ирак и Пакистан.
  4. Тоталитарный социализм (диктатура). Национализация собственности государством и имущества граждан. Устанавливался в стране, чтобы преодолеть экономический кризис, но затем оставался как основной режим. Примеры: СССР, Северная Корея.

Каждая из приведенных выше монократических форм имеет тенденцию обычно прикрываться парламентом, выборными органами, но на самом деле управление осуществляется одним лицом или партией.

Монократической форме государства противостоит поликратическая. Характерными чертами поликратической системы являются следующие признаки:

  1. Управление осуществляется не единолично, а действует принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть.
  2. Области могут самостоятельно принимать законы, которые не выходят за рамки Конституции. Разграничение полномочий между государством и территориальными образованиями (областями, республиками).
  3. Исполнительная и законодательная власть формируется народом через проведение выборов и референдумов.
  4. Государством поощряется частная экономика.

Поликратическая форма разделяется на два вида: традиционную и постсоциалистическую.

Традиционная форма государства с присущими чертами демократии типична для большинства современных государств: США, Англия, Канада, Франция, Италия.

Постсоциалистическая форма характерна для стран бывшего социалистического лагеря, которые движутся по пути демократии к развитой экономике. К таким странам относятся такие государства, как Польша, Чехия, Венгрия, Грузия.

Третьей формой государства является сегментарная. Это своего рода середина между монократической и поликратической формами государства. Для таких государств свойственна демократия, смешанная с авторитаризмом. Для сегментарного государства характерна олигархия, то есть страной управляет узкий круг лиц или семья. Отличительные признаки сегментарной формы:

  • нет разделения властей;
  • свободы признаются только на бумаге, на самом деле они не соблюдаются;
  • автономия местного самоуправления очень слабая;
  • разрешается создание лимитированного количества партий или партии запрещено создавать;
  • есть видимое разделение власти, но на самом деле страной руководит правительство или президент.

К государствам сегментарного типа относят Марокко, Сенегал, Индонезию, Египет, Иорданию и Нигерию.

Особенности формы, виды

По внешним признакам государство состоит из формы правления, формы государственного устройства и политического режим. Рассмотрим каждый вид формы государства в отдельности.

Понятие, виды правления

Форма правления – организация власти в стране, государственных органов и институтов. Выделяют следующие формы правления:

Исходя из смысла понятия и видов формы правления государства, можно дать характеристику каждому виду правления.

Монархия

Власть в стране принадлежит одному лицу (царю, султану, королю) или частично ограничена парламентом. Большинство монархий в современном мире имеют статус конституционной. Монарх занимает свой пост любой срок, а его власть переходит по наследству.

Монархия бывает следующих видов:

  1. Абсолютная. Власть осуществляется единолично монархом. Таких монархий осталось немного: Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Кувейт.
  2. Конституционная. Власть монарха ограниченна парламентом (законодательная власть), правительством (исполнительная власть) и судебной властью. Монарх в таких странах управление не осуществляет, а только юридически занимает должность главы государства. К этому виду принадлежит большинство монархий: Великобритания, Дания, Испания, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Бельгия.
  3. Дуалистическая. Власть в стране разграничена между парламентом и монархом. Парламент двухпалатный: нижнюю палату выбирает народ, а верхняя палата назначается монархом. Законы принимает парламент, но монарх может отклонить закон. Правительство назначается главой государства. Примеры государств: Непал, Иордания, Марокко.

Вид формы правления, где власть в стране осуществляют выбранные народом органы государственной власти. Для республики характерными считаются следующие признаки:

  • народ наделяет властью главу государства и парламент;
  • глава государства избирается на определенный срок и несет ответственность за свои действия.

Существует три вида республик:

  • парламентская;
  • президентская;
  • смешанная.

Отличительными чертами парламентской республики являются: парламент назначает президента, а правительство создается из числа партии, которая получила большинство мест в избранном народом парламенте. Правительство в таком государстве должно отчитываться перед парламентом, который может в любой момент его распустить. Парламентскими республиками считаются Италия, Германия, Турция, Австрия.

В президентской республике глава государства – президент, который выбирается на всенародных выборах народом. Правительство подчиняется президенту. Президентскими республиками являются США, Мексика, Бразилия, Нигерия.

Есть смешанная республика. В таких государствах, как Франция, Перу, Россия, Беларусь присутствуют признаки президентской и парламентской республики.

Формы государственного устройства

Государственное устройство (как вид формы государства) – это как территориально устроена страна и каким образом центральной власти подчиняются ее субъекты. Выделяют следующие формы государственного устройства: унитарная, федерация и конфедерация.

Для унитарного государства характерен единый центр управления страной, единая конституция и единая валюта. Унитарные государства могут быть централизованными и национальными (многонациональными): Китай, Эстония, Япония.

Федеративные государства – это страны, которые состоят из многих национальных областей и субъектов, которые подчиняются федеративным законам, но имеют право устанавливать местные правила, не противоречащие Конституции. Выделяют федерации территориальные, смешанные и национальные. Территориальными федерациями являются США, Германия, смешанная – Россия, а к национальным федерациям можно отнести Индию.

Конфедерация – это непостоянный, кратковременный союз государств, образованный для преодоления трудных задач политического или территориального значения. Конфедерация не имеет централизованного правительства, бюджета или национального гражданства. К таким государствам можно отнести Евросоюз, Союзное государство России и Белоруссии.

Демократический и недемократический режимы

Демократический режим обладает следующими признаками:

  • верховенство закона;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • населению гарантируется свобода, соблюдение прав;
  • власть выбирается, сменяются институты власти в субъектах государства;
  • оппозиция не запрещается государством;
  • многопартийность в государстве.

Недемократический режим запрещает оппозицию, многопартийность, нет свобод в стране, а присутствует принуждение и террор. Недемократический режим выделяют двух видов: фашистский (господство одной нации в стране) и тоталитарный (соблюдение единственно правильной идеологии, подчинение партии или диктатору).

Виды и формы международной ответственности государств

Всякое государство несет правовую ответственность за свои действия, которые могут носить не только правовой характер, но и агрессивный. В мире выделяют следующие виды и формы международно-правовой ответственности государств:

  1. Материальную: репарация и реституция.
  2. Нематериальную: сатисфакция, ограничение суверенитета.

Репарация и реституция

Виды и формы ответственности государств в материальном плане могут выступать в качестве реституции и репарации.

Реституция – это материальное обязательство страны-агрессора возместить ущерб, который был причинен в результате противоправного действия, восстановить статус, который существовал до совершения международного преступления: возвращение захваченного имущества. Выделяют как вид реституции ресторацию.

Назначение ресторации состоит в нематериальном восстановлении прав страны: освобождение заложников и отмене оккупационной политики, отмена всех решений, которые причиняли вред государству.

Репарация – денежная компенсация, которая должна быть осуществлена в связи с причинением противоправного деяния. Репарация заключается в связи с подписанием мирного договора, по которому проигравшая страна обязана выплатить денежную сумму странам победителям.

Нематериальные формы международной ответственности

В мире агрессия против другого государства считается страшным международным противоправным деянием. Кроме материальной ответственности, страны победители могут ввести ограничение суверенитета страны-агрессора, а также управлять государством до уничтожения очагов агрессии. Может возникнуть возможность лишения независимости, разделение территории страны, но это совсем крайняя мера.

Как мера ответственности применяется и сатисфакция.

Что такое сатисфакция? Это моральное признание государством-агрессором на самом высоком уровне совершенного противоправного деяния: устное и письменное сожаление о случившемся.

К сатисфакции относятся и такие действия, как: расследование преступления; вынесение наказания людям, которые допустили моральный ущерб; обещание, что такое международное правонарушение больше не повторится.

Источник: https://FB.ru/article/384453/ponyatie-i-vidyi-form-gosudarstva

ovdmitjb

Add comment