Irvuz

Положения (стандарты) бухгалтерского учета

Содержание

Российские стандарты бухгалтерского учета

Положения (стандарты) бухгалтерского учета

Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения.

В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов.

Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.

Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ О бухгалтерском учете (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:

круг лиц, обязанных вести бухгалтерский учет; состав объектов бухгалтерского учета; способы организации бухгалтерского учета на предприятии; требования к главному бухгалтеру для отдельных категорий экономических субъектов; основные элементы учетной политики; порядок оформления первичных учетных документов и бухгалтерских регистров; общие требования к финансовой отчетности и ее составу; необходимость проведения инвентаризаций и организации внутреннего контроля;

сроки хранения бухгалтерских документов.

Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ).

Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами.

В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.

Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета.

В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.

На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой субъект, упомянутый выше и выступивший с надлежащей инициативой.

После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения.

После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке. По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.

В настоящее время только один документ прошел полностью описанную процедуру утверждения – это ФСБУ 25/2018 Бухгалтерский учет аренды.

Завершено публичное обсуждение трех проектов – ФСБУ Основные средства, ФСБУ Запасы и ФСБУ Незавершенные капитальные вложения.

Разработчиком ФСБУ является Фонд “Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета “Бухгалтерский методологический центр” (БМЦ).

До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.

Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности.

Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций.

Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.

Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ.

Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ.

То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.

В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:

регламентирующие общие вопросы организации учетного процесса и составления бухгалтерской отчетности;

определяющие правила учета отдельных видов имущества и обязательств;

устанавливающие особенности формирования финансового результата;

применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства;

содержащие требования к раскрытию информации при определенных условиях ведения бизнеса.

Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ.

Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.

Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета, представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете.

В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.

В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.

В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции.

Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.

Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность.

Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса.

Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.

Федеральные стандарты по бухгалтерскому учету

ФСБУ 25/2018 Бухгалтерский учет аренды

Положения по бухгалтерскому учету

ПБУ 1/2008 Учетная политика

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

ПБУ 4/1999 Бухгалтерская отчетность организации

ПБУ 5/2001 Учет материально-производственных запасов

ПБУ 6/2001 Учет основных средств

ПБУ 7/1998 События после отчетной даты

ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

ПБУ 9/1999 Доходы организации

ПБУ 10/1999 Расходы организации

ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах

ПБУ 12/2010 Информация по сегментам

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов

ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ 16/2002 Информация по прекращаемой деятельности

ПБУ 17/2002 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

ПБУ 18/2002 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

ПБУ 19/2002 Учет финансовых вложений

ПБУ 20/2003 Информация об участии в совместной деятельности

ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений

ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств

ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов

Методические указания и рекомендации

Методические указания по учету основных средств

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для малого предпринимательства

Информация министерства финансов рф

ПЗ-3/2015 “Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности”

ПЗ-11/2013 “Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности”

ПЗ-10/2012 “О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ “О бухгалтерском учете”

ПЗ-9/2012 “О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организаций в годовой бухгалтерской отчетности”

ПЗ-8/2011 “О формировании в бухгалтерском учете и раскрытии в бухгалтерской отчетности организации информации об инновациях и модернизации производства”

ПЗ-5/2011 “О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организаций”

ПЗ-1/2011 “Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций”

ПЗ-4/2009 “О раскрытии информации о финансовых вложениях организации в годовой бухгалтерской отчетности”

Источник: https://time-to-study.ru/pages/pbu/common.html

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Положения (стандарты) бухгалтерского учета

2018 год привнес множество изменений в финансовый учет, поэтому бухгалтерам РФ нужно быть более внимательными к тонкостям перехода на новые государственные стандарты. Особое внимание нужно обратить на корректность ведения бухгалтерского учета в информационной базе. В противном случае все неточности и ошибки приведут к проверкам и немалым штрафам.

Российские федеральные стандарты бухгалтерского учета

В 2015 году Минфин России утвердил программу разработки ФС бухгалтерского учета для государственных организаций.

С 2018 года по этой программе в России действует 10 ФС бухучета, но вступление в силу трех из них планируется на 2020 год.

Все государственные стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года, параллельно вносятся изменения в действующие инструкции по ведению бухгалтерского учета, составлению регистров и форм первичных учетных документов.

На данный момент прошли регистрацию и утверждены в Министерстве юстиций пять государственных стандартов бухгалтерского учета:

  1. ФС «Основные средства».
  2. ФС «Концептуальные основы отчетности и бухгалтерского учета государственных организаций».
  3. Федеральный государственный стандарт бухгалтерского учета «Аренда».
  4. Федеральный государственный стандарт «Предоставление финансовой и бухгалтерской отчетности».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Проекты других федеральных стандартов размещаются на сайте Министерства финансов РФ в разделе «Бухгалтерская финансовая отчетность и бухучет государственного сектора», а также в подразделе «Стандарты бухгалтерской отчетности».

Замечание 1

Всего ожидается 29 новых федеральных государственных стандартов бухгалтерского учета, нововведения в которых влекут за собой ряд существенных изменений. цель федеральных стандартов – повысить эффективность работы государственных учреждений.

Федеральный государственный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского чета и отчетности государственных организаций»

Данный стандарт является базовым документом, который устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского чета и составления финансовой отчетности в организациях государственного сектора:

  1. Основные способы и правила ведения бухучета и аудита.
  2. Общие правила признания объектов бухучета, а также методики их оценки и особенности денежного измерения.
  3. Общие правила по формированию сведений, которые раскрываются в бухгалтерской отчетности, а также их качественные характеристики.
  4. Основные принципы подготовки бухгалтерской отчетности предприятий государственного сектора.
  5. Требования, которые предъявляются к инвентаризации активов.

Предприятия государственного сектора должны использовать федеральные стандарты с 1 января 2018 года при ведении бухгалтерской отчетности. Положениями стандартов должны руководствоваться при составлении отчетности, начиная с отчетности 2018 года. Отчетность 2017 года ведется по старым правилам.

Замечание 2

Положения ФС бухучета применяются одновременно с другими стандартами и нормативно-правовыми актами, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

Федеральный стандарт «Доходы»

Данный государственный стандарт бухгалтерского учета подразумевает изменение порядка отражения и структуры доходов в отчетности. Те изменения, которые вступили в силу в 2018 году, коснутся не всех видов доходов, а только следующих:

  1. Инвестиции в виде дивидендов, которые выплачиваются объектом инвестирования и учитываются по методу долевых участий.
  2. Реализации запасов, готовой и биологической продукции.
  3. Продажа нематериальных активов и основных средств.
  4. Доходы от безвозмездного пользования и договоров аренды.
  5. Доходы от изменения финансовых обязательств или справедливой стоимости финансовых активов.
  6. Доходы от изменений обменных курсов.
  7. Доходы от первоначального признания биологической продукции и биологических активов.

В соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета «Доход», доходы от субсидий на выполнение государственных заданий отражаются в составе доходов будущих периодов на дату создания права на получение субсидии. Услуги и работы, доход от которых был получен от необменных операций, не подлежат бухгалтерскому учету, если информация об получении раскрывается в отчетности.

В нынешних инструкциях нет требований по учету операций, но есть законодательные положения о бухучете по причине которых возникают неясности. Например, любые факты хозяйственной деятельности должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета.

Большинство требований федерального стандарта касаемо приведения информации о доходах в бухгалтерской отчетности относятся к пояснительной записке. При сдаче годовой отчетности в ней необходимо указать:

  1. Особенности признания доходов субъекта учета, а также положения учетной политики.
  2. Доходы в разрезе групп в зависимости от экономического содержания предоставленных скидок и льгот.
  3. Доходы от пожертвований, подарков и других ценностей, что были получены безвозмездно.
  4. Дебиторская задолженность по необменным операциям.

Федеральный государственный стандарт бухучета «Учетная политика, оценочные ошибки и значения»

Данный Федеральный стандарт устанавливает единые требования к утверждению, формированию и изменению учетной политики, а также правила отражения последствий изменения учетной политики, исправленных ошибок и оценочных значений в бухгалтерской отчетности.

В данном государственном стандарте раскрыты такие понятия, как ретроспективное и перспективное применение измененной учетной политики, оценочное значение и перспективное признание результатов его изменений, а также ретроспективный пересчет бухгалтерской отчетности.

В соответствии с данным стандартом, учреждения будут составлять учетную политику сами, учитывая собственную структуру, отраслевые и другие особенности деятельности.

Кроме этого организации также могут следовать учетной политике учредителя.

Состав учетной политики обязательно должен соответствовать требованиям пункта 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета «Учетная политика, оценочные ошибки и значения».

Источник: https://spravochnick.ru/standartizaciya/federalnye_standarty/federalnye_standarty_buhgalterskogo_ucheta/

Правила стандартов бухгалтерского учета и отчетности

Положения (стандарты) бухгалтерского учета

Многие предприятия разных стран работают на межнациональном рынке, что требует раскрытия финансовых данных широкому кругу лиц – клиентам, инвесторам, партнёрам. В связи с разнородностью систем учёта в разных государствах был введён международный стандарт финансовой отчётности (МСФО).

Основные принципы МСФО

Отличие МСФО от других моделей учёта выражается в следующих принципах:

  • приверженность принципу исторической стоимости, но с возможностью пересмотра активов по ценам рынка;
  • изменения учётной политики отображаются на начальных показателях нераспределённой прибыли, но дополнительно раскрывается влияние такого изменения на финансовое состояние бизнеса;
  • исправление ошибок влияет на изменение показателей всех периодов, отображаемых в отчёте;
  • изменение оценки имущества в учёте регистрируется в составе расходов или доходов периода, отражённого в отчёте;
  • в состав отчётности включаются отчёт о движении средств, баланс, отчёт о прибылях и убытках, изменении капитала, политика для целей учёта, пояснения;
  • формы отчётности не регламентируются;
  • обязательна процедура анализа на возможность обесценивания долгосрочных активов;
  • обременённые денежные средства должны отображаться отдельно;
  • в качестве метода, применяемого для оценки запасов, применяется наименьшая из сумм себестоимости или реальной рыночной стоимости ценностей на дату формирования отчёта;
  • проценты по займам причисляются к составу имущества или затрат, что определяется учреждением самостоятельно;
  • выручка учитывается в момент перехода вероятности риска и выгод от реализации ценностей;
  • страховые выплаты учитываются по факту их документального подтверждения;
  • оборудование в лизинге учитывается в составе имущества арендатора.

Знание ключевых принципов МСФО способствует наиболее качественной оценке финансового положения учреждения инвестором и иным заинтересованным лицом. Тем не менее стандарты МСФО не гарантируют достоверность отчётов.

Компании, размещающие ценные бумаги на американских биржах обязаны проводить процедуру реконсиляции (сверки) отчётов с требованиями ГААП.

US GAAP – это американская система учёта, которая требует более детализированных данных в сравнении с МСФО.

Правила формирования и анализ МСФО

Для удовлетворения широкого спектра требований пользователей отчётности КМСФО утвердили базисные принципы отчётности:

  • учёт производится по методу начисления или по факту совершения операции, а не исполнения денежных обязательств;
  • непрерывность деятельности, которая предполагает отсутствие намерений в ликвидации или значительных изменений в работе и её масштабах в обозримом будущем.

Качественно отчётность должна соответствовать принципам:

  • сопоставимости (сравнимости с аналогичными предприятиями);
  • умеренности (фактическая информация должна отражаться объективно);
  • уместности;
  • надёжности (без существенных искажений);
  • понятности с ориентацией на высокообразованных пользователей;
  • существенности;
  • правдивости;
  • нейтральности;
  • полноты.

В соответствии с вышеуказанными требованиями отчётность должна содержать информацию об:

  • активах,
  • доходах,
  • расходах,
  • капитале,
  • обязательствах.

При этом изменение в финансовом состоянии учреждения в целом отражается в балансе, а результаты работы за отчётное время включаются в отчёт о прибылях и убытках. Все отчёты связаны между собой и наличие ошибок и неточностей выявляется при более детальном анализе отчётов. Но основное «балансовое» равенство МСФО можно сформулировать так: активы – обязательства = собственный капитал.

Активы отражают все имеющиеся ресурсы компании, из которых можно извлечь выгоду в будущем. Обязательства отображают задолженность учреждения, которая приведёт к снижению активов при её исполнении.

Капитал обобщает долю в активах учреждения, остающуюся после погашения всех обязательств. Доход отражает экономическую эффективность учреждения в рассматриваемом периоде, за который формируется отчёт.

Расходы уменьшают экономическую выгоду.

МСФО позволяет только в общей степени ознакомиться с финансовым итогом работы компании, так как стандарт по расходам не установлен, а детализация финансовых показателей в формах отчётов не предусмотрена. При этом в отчёте отображается результат работы за период, по итогам которого формируется документация.

Все активы и пассивы отображаются в денежном выражении, но первоначальная стоимость (так называемая историческая) может отклоняться от реальной рыночной стоимости имущества учреждения. Для исключения этого дезориентирующего пользователей фактора национальные системы учёта предусматривают регулярное проведение переоценки имущества, но не во всех моделях учёта она обязательна и регулярна.

Бухгалтерский баланс. Оценить ресурсы учреждения и его финансовую структуру позволяет баланс. В нём содержится информация о платёжеспособности и ликвидности бизнеса.

Отчёт о прибылях и убытках. Оценить степень потенциального изменения ресурсов и их эффективность, а также спрогнозировать будущую платёжеспособность учреждения позволяет отчёт об убытках и прибылях, отражающий данные о результатах работы за текущий период.

Отчёт о движении средств. Предоставляет данные об изменении финансового положения учреждения в отчётном периоде, позволяет оценить потребности предприятия в денежных средствах.

Учётная политика. Расшифровывает методы ведения учёта, регулярность переоценки активов и прочие тонкости методологии, которые учреждение вправе выбирать и принимать самостоятельно.

Пояснительная записка. Предназначена для раскрытия и детализации данных об изменении активов, в ней предоставляется расшифровка причин или источников обязательств, которые оказали сильное влияние на финансовое состояние учреждения. В ней должна содержаться информация о выявленных ошибках в прошлых отчётах и причина их образования.

Отчётным периодом по МСФО признаётся год, но формируется и так называемая промежуточная отчётность по итогам каждого месяца или квартала. Отчётный период может быть короче или длиннее – это не запрещено МСФО, но обязательна к раскрытию причина изменения продолжительности такого периода.

Стандартами установлены минимальные показатели, которые учреждение обязано раскрыть в отчётности.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/14604-pravila-standartov-buhgalterskogo-ucheta-i-otchetnosti

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета

Положения (стандарты) бухгалтерского учета

Любое предприятие функционирует в рамках, определяемых соответствующими законодательными нормами.

Учетная деятельность организаций также подчинена особым правилам, объединенным звучным названием «Стандарты бухгалтерского учета».

К современному бухучету предъявляются требования, разрабатываемые на различных уровнях и регулирующие разные стороны. Разберемся в иерархии этих нормативных документов.

Российские стандарты бухгалтерского учета: федеральные, отраслевые, внутрифирменные

Итак, стандарты бухгалтерского учета – это документы, устанавливающие основополагающие требования по ведению и методике учета. Они бывают:

  • федеральными, т. е. действующими и обязательно применяемыми на территории всей Российской Федерации в компаниях любой отрасли и формы собственности;
  • отраслевыми, т. е. установленными к применению компаниями в различных отраслях;
  • внутрифирменные, т. е. разработанные и применяемые в системе субъекта (компании или предприятия).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета

Главным отечественным законом, регламентирующим учетную деятельность в каждой компании, является закон «О бухучете» № 402-ФЗ от 06.12.2011. Он и устанавливает объединяющие рамки РСБУ, предусматривая порядок и утверждение федеральных стандартов. Обязательные к применению в любой компании независимо от вида ее деятельности, они определяют:

  • признаки и классификацию объектов учета, условия их постановки на учет и выбытия;
  • методы оценки;
  • условия пересчета стоимости из иностранной валюты в национальную;
  • необходимость принятия учетной политики фирмы;
  • план счетов бухучета;
  • правила составления финансовой отчетности и др.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, а это все Положения, регулирующие осуществление учета, утверждаются Минфином РФ. Сегодня национальные стандарты бухгалтерского учета насчитывают 24 ПБУ и несколько специальных Положений.

Внутрифирменные стандарты бухгалтерского учета, обычно имеющие форму локальных актов предприятия, разрабатываются компанией и предназначаются для осуществления бухгалтерского учета именно в ней.

Потребность в их разработке, а также порядок рассмотрения и утверждения, внесения изменений или отмены фирма также определяет самостоятельно.

Важно лишь, чтобы устанавливаемые компанией стандарты не противоречили федеральным НПА и принятым отраслевым стандартам, а дополняли их в связи с необходимой спецификой или функциональностью производства.

Отраслевые стандарты бухгалтерского учета (ОСБУ)

Особенности использования федеральных стандартов в различных видах функционирования регулируется отраслевыми. Механизм их применения более элементарен, и создаются они с учетом особенностей отрасли или направления в ней.

Отраслевые стандарты входят в общую категорию НПА, определяющих вопросы учета вместе с федеральными, внутрифирменными стандартами и рекомендациями. Они диктуют требования:

• минимально необходимые — в части правил по применению бухучета;

• допустимые — в части методов учета.

Специфичность отраслевых стандартов бухгалтерского учета проявляется в том, что они, как и федеральные, обязательны к применению. Утверждаются они лишь после проведения специальной экспертизы в Совете по стандартам. Объединяя основные принципы ведения учета в РФ, отраслевые стандарты бухучета могут:

• детализировать, выборочно уточняя, специальные требования учета либо учет отдельных видов деятельности, например, учет в бюджетных организациях;

• применяться, как универсальный вариант.

Стремительное приближение российских принципов бухгалтерского учета к МСФО оправдано и неизбежно. Именно МСФО становятся основой для разработки и применения ОСБУ. В настоящее время главным регулятором рынка Банком России активно разрабатываются проекты ОСБУ для различных отраслей и осуществляемой деятельности.

ОСБУ: примеры и проекты

Банк России размещает на собственном сайте уже утвержденные ОСБУ и проекты, регламентировавшие учетные процессы разных субъектов. Многие из них разработаны недавно и начинают (а чаще лишь планируются) внедряться в жизнь компаний постепенно и поэтапно. Возникновение ОСБУ обусловлено:

• государственными перспективами сближения РСБУ и МСФО;

• будущим (с 2018-2019 г.) переходом на единый план счетов (ЕПС), объединяющий деятельность кредитных (КФО) и некредитных (НФО) финансовых организаций;

• стремлением к установлению единообразия и повышения информативности отчетности.

ОСБУ действующие, и опубликованные проекты можно рассматривать, как две отдельные категории:

• общие документы, объединяющие основные требования по бухгалтерским операциям, одинаково применяемыми как КФО, так и НФО;

• специфические, т.е. определяющие правила учета операций, характеризующих какой-либо отдельный вид деятельности.

Примерами ОСБУ могут служить недавно утвержденные Банком России документы:

• для НФО – ОСБУ:

– операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом НФО от 18.11.2015 № 505-п;

Источник: https://spmag.ru/articles/otraslevye-standarty-buhgalterskogo-ucheta

ovdmitjb

Add comment