Irvuz

Подстройка и ведение

Подстройка – Психологос

Подстройка и ведение

​​​​​​​Подстройка – изменения в нашем поведении, которые делают нас более похожим на собеседника и бессознательно ощущаются им как то, что вы “свой”, создают между вами лучший контакт и доверие.

Подстройки можно делать по разным линиям и уровням. Чаще всего делают подстройки по телу (поза и жесты), подстройки по дыханию, по используемому в общении словарю, по голосу и речи, по ценностям. Подстройки по телу – самые простые и популярные подстройки.

​​​​​​​​​​​​​​Тотальная подстройка – самая богатая по результатам, но самая трудоемкая подстройка. Это максимальная подстройка к партнеру по всем доступным для вас параметрам, когда вы полностью, насколько это возможно, ситуативно копируете человека. Вы — это он. Насколько для вас это возможно.

Обычно это сложно и не очень нужно.

Если, входя в контакт, вы начнете последовательно пристраиваться по телу, потом по ритму, после по дыханию и голосу, одновременно при этом прислушиваясь еще и к словарным предпочтениям собеседника, то без привычки у вас распухнет голова и вы потеряете время. Выход? Cреди множества разнообразных подстроек выберите для активного использования ту одну или две, которые вам больше по душе (или по телу) и которые в вашем исполнении дают наилучший результат.

В выборочной подстройке вы подстраиваетесь к партнеру только по некоторым, выбранным вами параметрам, по другим же — осуществляете сознательную отстройку: скрытую или демонстративную. Если же вы решили отстроиться, вы сознательно разрушаете все возможные пристроечные соответствия между вами, создавая у партнера ощущения разрыва контакта.

Подстройки — мощное средство управления общением, но именно поэтому вы не обязаны подстраиваться ко всем, всегда и в полной мере: необходимо учитывать, что подстраиваясь, вы не только налаживаете отношения, но и подкрепляете поведение партнера. К какой конкретно детали, к какому моменту поведения подстраиваетесь — то и подкрепляете.

Необходимо быть внимательным: если ваш партнер находится в ошибочном и проблемном состоянии, ваша подстройка может его усугубить. Один человек в депрессии – одна проблема. Если вы к его мученическому лицу добавляете такое же свое, вы подкрепляете его депрессию создаете новые проблемы…

Сочувствие не вовремя есть не помощь, а провокация на позицию Жертвы. Уверенное отсутствие сочувствия ошибочному поведению есть один из способов переключения человека на новое, более адекватное поведение.

Возможно, на вас будут сердиться за ваше жестокосердие, но вы реально сможете человеку помочь.

Хорошая подстройка та, которая, создав контакт между вами, используется вами для ведения содержания и стиля общения в сторону, нужную и вам, и вашему партнеру.

Ведение — один из самых ярких и самых привлекательных эффектов грамотной пристройки. Многие мечтают «привязать» партнера на невидимую волшебную ниточку, с помощью которой его можно было бы вести в нужном направлении.

Ведение — и есть именно этот «фокус», когда между вами и партнером создается невидимая связь: вы почти физически ощущаете партнера, а он — вас, и, изменяя собственное поведение, вы получаете возможность аналогично менять поведение партнера, осуществлять его ведение.

Чтобы быть эффективной, ваша подстройка к партнеру (любая, не только по телу, но и по речи, и по дыханию) должна выполняться с меньшей интенсивностью, чем оригинальные действия клиента. Он рассмеялся — вы улыбнулись, он закинул ногу на ногу, вы скрестили щиколотки, он сложил руки на груди, вы положили одну ладонь на другую, и так далее.

Осторожно: достаточно конфликтно копировать в поведении партнера особенности, от которых он сам не в восторге или над которыми смеются окружающие, например, наполненную мусором речь. Аналогично, если ваш партнер плохо воспитан, ведет себя развязно, держит вызывающе, а речь полна конфликтогенами, то копирование его манер, даже смягченное, будет весьма спорной к нему пристройкой.

Точная подстройка должна воспроизводить не столько внешний рисунок позы и жестов, сколько внутреннее состояние партнера, физическое или душевное. Важно прочувствовать, как распределен вес тела партнера (и повторить это собою), какое состояние выражают эти так напряженные или расслабленные мышцы.

В вашем внимательном к партнеру теле должно происходить не просто внешнее чередование его быстрых или плавных жестов, а проживание его интереса, энтузиазма, задумчивости, решительности… Хорошая подстройка незаметна, соответствует сути ситуации и содержанию беседы, и должна быть для вас естественной.

Подстройка обычно “ломается”, если поза и жесты, воспроизводимые вами, для вас не комфортны и неорганичны.

Подстройки и пристройки

Пристройки – изменение в ролевом поведении, которое играет на взаимодополнении и делает наше общение с ним более гармоничным. Например, Ты Ребенок – я ребенок – это подстройка. Ты ребенок – я Взрослый – это пристройка. Или физически удобно сесть рядом, пристроиться – так чтобы было удобно нам обоим. Смотри Пристройки

Отстройка

Отстройка – разрушение всех возможных пристроечных соответствий между вами, создавая у партнера ощущения разрыва контакта.

Отстройка бывает осознанная и нет.

Отстройка от внешнего контроля: способность не обращать внимания на то, как оценивают ваше поведение другие люди, способность ориентироваться только на свои взгляды и ценности.

Упражнение “Подстройка”

Задача: подстроиться под человека наладить хороший контакт, чтобы вывести на следующий этап. Вести его в нужное направление.

Чем полезно:

для психолога крайне важный навык, что вести клиента туда куда нужно без сопротивления.

ОЗР: Могу легко подстроиться под человека, в 9 случаях из 10 по разным параметрам: дыхание, голос, модальность речи, позы, убеждения, верования, общее мы, ценности. Срок 1 месяц.

Как буду работать:

Упражнения беру из итогов сессии по НЛП:

– подстраиваться под человека по голосу (1 раз в день) с одним человеком минимум;

– подстраиваться под человека по дыханию (1 раз в день) с одним человеком;

– по телу 1 раз в день с одним человеком минимум;

– по ценностям (1 раз в день с одним человеком);

– по общему «Мы» (см. выше);

– по убеждениям (см. выше).

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/podstroyka

Урок 6. Подстройка и ведение

Подстройка и ведение

Начнем наш урок с небольшого теоретического эскурса. В психологи есть понятие «раппорт». Этот научный термин означает – эмоциональную и интеллектуальную связь, устанавливаемую между людьми в процессе их общения и основанную на взаимной симпатии, взаимопонимании.

Когда есть согласованность на глубинном, подсознательном уровне, собеседники лучше понимают друг друга, чаще соглашаются между собой – даже в спорных вопросах.

Используем это как отправную точку и перейдем к теме нашего занятия.

Техникой подстройки и ведения называются особые методы взаимодействия, которые позволяют устанавливать и поддерживать раппорт с любым человеком, независимо от его настроения, поведения и отношения к вам. С помощью этих техник можно договориться даже со злейшим врагом, добиться единства мнений на самых сложных переговорах.

Технически это происходит так. Сначала вы наблюдаете за человеком, с которым стремитесь установить раппорт, за его манерами, жестикуляцией, ритмом речи, тоном голоса, дыханием, а затем как бы пристраиваетесь к его эмоционально физическому состоянию, входите с ним в резонанс. Так происходит присоединение.

Ведение же начинается тогда, когда вы, установив крепкий раппорт, начинаете постепенно изменять собственное поведение – и уже собеседник, подсознательно желая сохранить достигнутое единение, начинает следовать за вами. Вы ведете его, и он следует за вами туда, куда вы хотите его привести, делает нужные вам выводы, встает на вашу точку зрения и из оппонента превращается в единомышленника.

Разумеется, гладко все выходит только на словах. На практике подстройка и ведение представляют собой довольно сложную технику, которую необходимо отрабатывать месяц-два, прежде чем она будет получаться легко и непринужденно.

Причина сложности состоит в необходимости постоянного наблюдения за собеседником в процессе беседы.  Следует отслеживать все его жесты, мимику, дыхание… И при этом нельзя упускать нить беседы. Весьма не просто (даже профессиональным разведчикам) принимать активное участие в беседе и что-то анализировать, в эти мо¬менты ваши аналитические возможности понижены. 

В решении данной проблемы вам помогут следующие упражнения, которые направлены на развитие навыка быстрого считывания информации с собеседников.

Упражнение № 1. Развитие наблюдательности

В процессе общения внимательно наблюдайте за собеседником. Рассмотрите нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. При этом проговаривайте про себя, что вы видите, описывайте наблюдаемый предмет.

Самое главное – не старайтесь «воспринять» весь объект целиком с первого взгляда. Начинайте с деталей, а не с запоминания общего вида. Это дело последующих опытов, по достижении вами уже некоторого прогресса.

Воспринимайте отдельные подробности предмета, запечатлевайте их в своем уме, затем приступайте к следующим подробностям и т.д.

Например, возьмите лицо. Нет ничего досаднее, как забывать лица людей. Ошибка многих из нас заключается в том, что мы пытались запомнить лицо в целом, но не в деталях. Начните упражняться на ваших знакомых, затем переходите на посторонних.

После этого, когда останитесь наедине, письменно восстановите все ваши наблюдения. Попробуйте описать наружность кого либо из ваших самых близких знакомых. Вы будете удивлены неясностью вашего представления. Ведь вы ни разу подробно не всматривались в них. Если это так, как можете вы надеяться припомнить посторонние лица?

Аналогично, постарайтесь описать какое нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно. Вы сможете составить себе представление об его общем виде, форме, цвете и т.п.

Но что касается числа окон в каждом этаже, местонахождения и размера дверей, формы крыши, ворот, труб, карнизов, украшений и т. д., то вы увидите, что не в состоянии дать себе ясного отчета.

Вам будет казаться, что вы никогда в действительности не видели дома, не так ли? Вы просто смотрели на него.

Начните же, приглядываясь к находящемуся на вашем пути зданию, воспроизводить позднее мысленно его подробности и посмотрите, многое ли вы запомнили. На следующий день займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (а их будет немало). Продолжайте таким образом, пока в вас не составится полное представление о здании. Это очень ценный способ для развития наблюдательности.

Упражнение № 2. Оперработник

Вам нужно будет посетить публичные места и в течение часа наблюдать за людьми и их поведением. Такими местами могут быть: кафе, библиотека, театр, школа, спортивный клуб, ипподром, стадион, общественный транспорт. Лучше посетить 5 6 разных мест: в этом случае вам удастся понаблюдать за людьми из разных социальных и возрастных слоев.

Выберите группу людей – два или три человека. Постарайтесь, не привлекая к себе внимания, наблюдать за тем, как эти люди общаются между собой, что говорят, как смотрят друг на друга, как жестикулируют. Запоминайте все, что сможете запомнить.

Дома запишите свои наблюдения. Сначала опишите внешность и характер каждого человека:

– пол;

– возраст;

– национальность;

– рост;

– цвет кожи (смуглый, бледный, румяный) ;

– цвет глаз;

– цвет волос;

– тип прически;

– черты лица: овал лица, расположение скул, подбородка; форма носа, губ, разрез глаз, расположение и густота бровей;

– осанка (сутулая, прямая), манера держать спину;

– кисти рук (грубые, тонкие) ;

– одежда: верхняя (пальто, куртка, шуба), что под ней (если есть возможность разглядеть). Длина брюк, юбок, цвета, фактуры ткани, есть ли стиль в одежде; безвкусица, эклектика. Дорогая или дешевая одежда на человеке? Новая или старая? Опрятная или неряшливая?

Уже одно описание внешности позволит вам немало узнать о человеке. Далее продолжайте отвечать на следующие вопросы:

– что делал каждый из участников группы?

– как располагались люди по отношению друг к другу?

– кто стоял, кто сидел?

– опишите позы, в которых находились люди.

– что они делали?

– опишите движения, жестикуляцию.

– о чем они разговаривали?

– как они разговаривали: дружески; сухо, безучастно; эмоционально, горячо; спорили; ругались.

– кто доминировал в группе?

– чувствовалась ли внутренняя борьба за лидерство?

– кто наступал, а кто шел на уступки?

– кем, по вашему мнению, приходятся эти люди друг другу?

– в каких они отношениях?

Охарактеризуйте каждого человека. Какой он: темпераментный, холодный, решительный или трусливый, любящий или ненавидящий, добросердечный или жесткий? Как вы думаете, в каких условиях он живет? Где работает или учится? Постарайтесь определить их базовые потребности и мотивы.

Перечитайте свои записи. Восстановите в памяти обстоятельства и лица людей. Допишите то, что было упущено при первом воспоминании.

Упражнение № 3. Двойник

«Двойник» – известнейшая техника присоединения, которая заключается в том, что вам нужно будет последовательно повторять и копировать манеру поведения другого человека.

Люди, находящиеся в раппорте, подсознательно начинают копировать манеры друг друга. Когда вы практиковали техники наблюдения и считывания информации, вы это наверняка заметили. Вы тоже неоднократно использовали эту технику, когда общались с человеком, который вам близок и интересен. Просто вы не задумывались о том, что делаете. Все происходило подсознательно, а потому естественно.

Из за привычности этой техники освоить ее легко. Но в этом же заключается и сложность. Когда вы начнете осознавать свои действия – естественность уйдет. А естественность движений – самое главное условие для любой техники присоединения и ведения. Поэтому не пытайтесь сразу присоединиться и вести человека. Тренируйтесь последовательно.

Данное упражнение разбито на несколько этапов. Пока не отработаете до совершенства первый этап, не приступайте ко второму. Двигаясь постепенно, вы добьетесь большего эффекта.

Этап первый. «Отражение»  

Следите за движениями и жестами собеседника и повторяйте их с интервалом в 2–3 секунды.

Ваш собеседник поднимает правую руку – и вы поднимаете правую руку. Он склоняет голову влево – и вы склоняете голову влево. Он кладет ногу на ногу – и вы тоже. тонкость – не повторять движения мгновенно, а делать это чуть выждав. При этом поддерживайте непринужденную беседу и смотрите собеседнику прямо в глаза.

Этап второй. «Косвенное отражение»  

После того как вы освоили прямое отражение, переходите к более сложной технике – косвенному отражению.

Это тонкий прием, заметить который ваш собеседник не сможет даже в том случае, если он прекрасно осведомлен о техниках присоединения и ведения.

Опытные гипнологи и манипуляторы прибегают именно к косвенному отражению, так как в этом случае практически невозможно заподозрить их в попытке манипуляции.

Техника выполнения. Вы повторяете движения собеседника, но не буквально. Если он скрещивает руки на груди – вы скрещиваете ноги, забрасываете одну ногу на другую. Он покачивает головой – а вы качнете ногой. Он пригладил волосы – а вы сделали поглаживающее движение по рукаву, словно смахнули соринку.

Это очень эффективная техника. Она действует так же, как отражение, но гораздо незаметнее.

Невербальное ведение

После того как вы доведете до совершенства технику «Двойник», приступайте к ведению. Эта практика, как и предыдущая, выполняется в несколько этапов.

1. На первом этапе нужно проверить, насколько прочно установлен раппорт при помощи присоединения. Для этого поменяйте позу или сделайте какой нибудь жест. Если человек повторит за вами жест или позу – раппорт достаточно прочный, человек готов к ведению.

2. Измените положение другой части вашего тела. Например, если при проверке раппорта вы дотронулись рукой до лица (и ваш объект повторил это), то теперь закиньте ногу на ногу. Когда объект сделает то же самое, снова сделайте какой нибудь жест или движение.

3. Продолжайте изменять позы, жесты до тех пор, пока объект не перестанет вам подражать.

4. Повторите технику присоединения, заново установите раппорт.

Все эти действия повторяйте снова и снова. Ваша цель – научиться вести человека. Главное в этой практике – понять, на какой из способов присоединения и ведения человек реагирует лучше всего.

Научившись невербально вести ваших собеседников, вы обретете над ними невидимую власть. Ваши внушения будут проникать в их подсознание легко и непринужденно, минуя все защитные фильтры.

Используйте эту силу во благо.

А мы встретимся с вами в следующем уроке!

Получить продвинутый курс скрытого гипнозаПройти обучение под руководством наставника

29582

Источник: https://avernus.ru/lessons/urok-6-podstroyka-i-vedenie

Калибровка, подстройка, ведение

Подстройка и ведение
trening_faraccoon_art

Калибровка, подстройка, ведение.
Доверие определятся двумя вещами: тем, насколько человек подстроен и его конгруэнтностью.

Но для того, чтобы подстроиться, нужно еще определить подо что подстраиваться. И еще стоить вопрос в том, что делать после подстройки.Процесс общения профессионального коммуникатора можно разделить на три части.

1. Калибровка.

Человек бывает в разных состояниях.  Процесс обнаружения даже мельчайших внешних признаков этого состояния и называется калибровкой . Это может касаться движений, напряжения мышц, изменений голоса или дыхания.- Когда он представляет неприятную ситуацию, у него голос низкий, голова наклонена влево, глаза немного вниз, дыхание прерывистое…

2. Подстройка.

Подстройка – заимствование элементов поведения другого человека для того, чтобы стать для него более “своим”, повысить его бессознательное доверие к вам. Если вы пытаетесь дышать, как ваш партнер, то говорят о подстройке под дыхание, а если двигаться так, как он – о подстройке под движение.

3. Ведение.

Когда вы хорошо подстроены, то вы в достаточной степени стали своим, к вам высока степень доверия со стороны другого человека (или других), вы находитесь в раппорте. Если при этом вы будете менять свое поведение, ваш партнер последует за вами. Вы поднимаете руку, и он тоже.

Вы меняете дыхание, и он вслед за вами.А в более широком смысле – это возможность направлять человека в нужную сторону, вести, как вербально, так и невербально.При этом я не хочу сказать, что вы никогда раньше не подстраивались, не калибровали и не вели.

Вы все это делали, просто делали в большей степени бессознательно, а теперь вам предлагается попробовать делать все это осознанно. Отсюда же следует, что вы все профессиональные коммуникаторы, но вы можете общаться еще лучше!


Подстройка под позу.

 
Прямая и зеркальная подстройка.

Подстройка может быть прямая (правое – правое) и зеркальная (правое – левое), когда вы просто “отражаете” человека. При этом часто для процесса подстройки под позу и движения применяется термин “отзеркаливание”.

Какая лучше – сказать не берусь, эффективна и та, и другая. Но если вы сидите или стоите напротив, то удобнее зеркальная, а если сбоку – то прямая.При подстройке старайтесь, чтобы поза была для вас достаточно естественна и не вызывала напряжения.

Некоторые пытаются скопировать все один в один, забывая, что люди просто физически отличаются друг от друга. И что будет вполне естественно для одного, будет весьма странно выглядеть у другого.

Поэтому просто старайтесь сесть в весьма похожую, но при этом подходящую вам позу.

Что ж, давайте попробуем отработать?
Упражнение 1.

Вообще говоря, задача любой подстройки – максимально попасть в состояние другого человека. Именно поэтому иногда хорошо знать, а в каком собственно состоянии он находится. Примите какую-нибудь позу.

Подумайте, какому состоянию эта поза больше всего соответствует. ~ 9 – 15 раз.Постарайтесь периодически вспоминать об этом упражнении.

Поймав себя в каком-то состоянии, спрашивайте себя, что же значит эта поза?

Упражнение 2.

Посмотрите на человека (это может быть любой человек: на улице, собеседник, диктор телевиденья и т.д.). Оцените его позу. Определите, какому состоянию эта поза больше всего соответствует. ~ 9 – 15 раз.


Упражнение 3.

Посмотрите на человека. Определите наиболее характерные черты его позы. Например: 1. Наклон туловища вперед. 2. Кисти рук расслаблены. 3. Голова наклонена немного влево. 4. Плечи опущены. ~ 7 – 9 раз. 

Упражнение 4.

Выполняется в тройках. Один из вас будет Оператором, он будет подстраиваться под Клиента, а всем процессом будет руководить Режиссер. Клиент будет садиться в произвольную позу, а Оператор – подстраиваться под нее. Когда Оператор решает, что он это сделал, он сообщает об этом Режиссеру, и тот пытается подправить то, что получилось.

Клиент несколько раз (5-7) меняет позу, а Оператор столько же раз подстраивается. Минут по семь на человека. Потом вы меняетесь ролями. Задача этого упражнения – научиться максимально точно копировать позу собеседника. Но абсолютно точная поза не обязательно соответствует максимальной подстройке.~ 20 мин. 

Упражнение 5.

В тройках: Оператор, Клиент, Наблюдатель. Клиент принимает произвольную позу. Оператор ее сначала копирует, потом начинает менять так, чтобы доверие Клиента начало возрастать (упражнение 5 из 1-го занятия). Наблюдатель дает обратную связь.

Упражнение 6.

Оцените по внешнему виду состояние человека. Подумайте, как бы вы выглядели со стороны, когда находились в таком же состоянии. Создайте визуальный (зрительный) образ. После этого максимально точно воспроизведите его “своим телом”. ~ 5-7 раз.

Если кратко…

1. Наиболее эффективная стратегия коммуникации: Калибровка – Подстройка – Ведение.2. Калибровка – это определение внешних признаков внутреннего состояния.3. Половина информации при общении передается “языком тела” (движения, позы, мимика), треть – голосом (тембр, громкость, высота), и только пятая часть – собственно содержанием.4.

Области подстройки и калибровки удобно разделить на 4 области: тело, голос, ритм, речь.5. Подстройка под позу бывает прямой (правое – правое) и зеркальной (правое – левое). 6. Если человек сидит напротив, то удобнее зеркальная подстройка, а если сбоку – прямая. 7. При подстройке лучше принимать похожую, но достаточно удобную позу. 8.

Для обучения невербальной коммуникации можно пользоваться правилом: Человек скорее изменит свое мнение, чем ухудшит отношение.9. Единственным четким признаком подстроенности является возможность ведения.

10. Задача любой подстройки – максимально попасть в состояние другого человека.

Именно поэтому иногда хорошо знать, а в каком собственно состоянии он находится.

trening_faraccoon_art

Иногда, как все мы знаем, мышление людей бывает ужасно негибким. В такие моменты они совершенно не в состоянии разглядеть реальность, находящуюся прямо перед их глазами.

Для объяснения этого факта существуют самые разные гипотезы, начиная от первородного греха и кончая «Матрицей».

В сфере креативного мышления свет проливает концепция паттерна (используемая, в частности, Эдвардом де Боно), о которой сегодня и пойдет речь.

Концепция паттерна у де Боно напрямую связана с тем, как устроена наша память.

Любое изменение оставляет след, являющийся памятью о нем. Сталактиты и сталагмиты, растущие в пещере, являются растущей памятью о движении влаги.

Тропы не только хранят следы отдельных путников, но и являются памятью об их типичных передвижениях. Память живого существа устроена таким же образом.

Она запечатлевает и накапливает следы поступающей в восприятие информации, позволяя им самоорганизовываться в виде особых форм – паттернов.

Вопреки бытующим представлениям, наше сознание не сортирует поступающую информацию, как, например, приемщик на складе сортирует вновь прибывшие товары. Собственно, и «склада» как такового не существует.

Живая память, в отличие от памяти компьютерной, не хранит раздельно информацию и инструкцию по ее обработке. Она устроена намного более эффективно: сама информация и является для себя инструкцией к обработке.

Эдвард де Боно приводит непревзойденную метафору устройства памяти в своем примере с тарелкой желе, на которую ложка за ложкой льют горячую воду. От первой ложки остается углубление.

Вторую ложку выливают рядом с первой, образуется небольшое углубление, но часть воды стекает в первую лунку и делает еще глубже. Третья ложка дает еще одну небольшую лунку и тоже углубляет вторую и первую, и так далее.

Глядя на эту поверхность, мы можем точно определить последовательность, в которой была вылита вода — то есть, как я уже говорил, информация является одновременно инструкцией к ее расшифровке.

В восприятии животного паттерн заменяет смыслообразование (а точнее, ему эволюционно предшествует). Например, моя собака «понимает», что сейчас пойдет гулять, когда я утром надеваю свитер — иными словами, когда мои действия начинают совпадать с паттерном под названием «Прогулка».

На этот примере, кстати, видно одно занимательное свойство паттерна — его способность активизироваться целиком при активизации любой своей части. Мы, люди, называем это кодом.

Например, нам достаточно бывает услышать название курорта, где мы провели отпуск, чтобы на нас нахлынула целая волна воспоминаний.

Такои образом, любая часть паттерна является кодом, немедленно запускающим весь паттерн. Программистам это и не снилось 🙂

Система кодирования посредством знаков чрезвычайно эффективна, поскольку для передачи огромных массивов информации практически не требуется времени. Именно благодаря этой системе живые существа способны мгновенно распознавать ситуацию и реагировать на нее, а следовательно, выживать в агрессивной среде.

Благодаря этому же свойству паттерны становятся для людей средством коммуникации. Знаковая система эволюционирует в язык и затем в письменность, что делает ее еще эффективнее. Как мы видим, наша система мышления и коммуникации имеет огромные преимущества.

Однако, как выясняется, у этих преимуществ есть обратная сторона, создающая немалые препятствия для продуктивного мышления. Контроль над вниманием. Как я уже говорил, информация самоорганизуется в восприятии, находя свое место в подходящем паттерне. Это «прилипание» происходит по сходству, неважно, до какой степени это сходство верно, и по степени активности паттернов.

Например, если вернуться к моей собаке, у нее абсолютно доминирует «пищевой» паттерн, поэтому вся информация первично сортируется по принципу «съедобное-несъедобное». То есть, если вниманием завладел сильный паттерн, вся ситуация будет рассматриваться в его контекстеСпособность к росту. Паттерны растут, объединяются с другими паттернами или поглощают их.

При этом естественного механизма для прекращения роста паттерна не существует. Паттерн может стать неподходящим для актуальной информации, но будет продолжать расти.Устойчивость. Благодаря этому свойству паттерн может использоваться для коммуникаций. Однако поэтому же изменить устаревший паттерн оказывается очень непростым делом.Инкапсуляция.

Паттерн стремится целиком завладеть содержащейся в нем информацией, которая таким образом становится доступной исключительно в рамках этого паттерна, даже если при этом она имеет отношение и к другим паттернам.

Хронологичность. Паттерны строятся по мере поступления информации, поэтому зависят от порядка её поступления.

Это означает, что расположение информации в паттерне всегда хуже возможного. То есть мы по умолчанию «лепим из того, что было», хотя более свежая информация может дать нам возможность построить гораздо более совершенную модель.

Таким образом, становится понятным, что для преодоления издержек механизма работы сознания нужен особый тип мышления, который бы сознательно стремился не только использовать его преимущества, но и компенсировать его недостатки.

Эдвард де Боно, чтобы избежать путаницы, придумал для него свое название – латеральное мышление. О том, что это такое, можно прочитать в его одноименной книге, о которой я уже писал.

А можно подойти к этому вопросу креативнее и вначале попробовать самим описать его свойства 🙂

Page 3

trening_faraccoon_art

Катена — это игра, которая пригодна как для простого развлечения, так и для решения серьезных творческих задач.

Второе происходит благодаря тому, что эта игра помогает осознать паттерны, связанные с какой-либо темой или ситуацией, и таким образом создать возможности для их реструктурирования — например, при помощи различных креативных методик.

Кроме того, игра тренирует свободный, ассоциативный стиль мышления, необходимый в творческой работе, и помогает отслеживать жесткое, “вертикальное” мышление.


Правила игры

1. Игра заключается в связывании двух слов посредством слов-ассоциаций. Используются только существительные. Построенная цепочка называется катеной.

Пример 1: построить связь между словами “аэробика” и “блины”.
Катена: аэробика — фитнес — тренажерный зал — штанга — блины

Пример 2: построить связь между словами “торт” и “колокольня”.
Катена: торт — свеча — колокольня.

2. Чем меньше на первый взгляд общего между исходными словами, тем выше оценивается результат.3. Возможно любое число игроков. Если в игре участвуют несколько игроков, выигрывает тот, кто построит наиболее короткую и остроумную цепочку.4. Игра слов поощряется. (Блин от штанги → съедобный блин)

5. Разрешенные типы ассоциаций:Асоциации, существенно характерные для предмета (торт — свеча).Ассоциации-аналогии (дождь — фонтан).

Ассоциации-метафоры (свеча — колокольня).

6. Запрещенные типы асоциаций:Ассоциации, основанные на классификациях, категориях, переходе от общего к частному и наоборот, т.е. на иерархических системах понятий (лось — млекопитающее; актер — человек).

Ассоциации, не существенные для предмета или характерные не только для него. (река — дерево, т.к. деревья растут у воды; пиво — вода, т.к. в пиве много воды).Произвольная, личная ассоциация (клубника — организм, т.к.

бабушка, когда объедалась клубникой, говорила: “Организм требует”).Ассоциации по противоположности (вода — огонь).Ассоциации, возникающие благодаря локальным культурным явлениям — сленг, расхожие фразы, анекдоты, фильмы, литературные персонажи и т.д. (шаль — вишня, т.к.

“темно-вишневая шаль”).Ассоциации по созвучию слов или их написанию (жабо — жаба).

Синонимы (секира — алебарда).

7. Не разрешается произвольно добавлять к словам определения (спортсмен — русский спортсмен — Россия). Двойные слова можно использовать, только если они являются устоявшимися словосочетаниями (например, рыбий жир), и нельзя разбивать на части.
Примеры катен

облако, слон:
облако — дождь — душ — шланг — хобот — слон

плинтус, радуга:
плинтус — паркет — блеск — молния — гроза — радуга

герб, блондинка:герб — щит — битва — рана — перекись — блондинка

История и перспективы

Источник: https://trening-fa.livejournal.com/1477.html

3.Подстройка по телу

Подстройка и ведение

Введение

Для вступления в изложении фактов в осуществлении подстроек, я предлагаю ознакомиться с тематическим анекдотом:

Заходит как-то один заика в бар и просит бармена:

-О-о-д-д-ин, б-б-бо-к-кал п-п-пива, п-пож-ж-жалуйс-с-ста!

Бармен отвечает:

-П-пож-ж-жалуйс-с-ста!

Заика отходит, садится за стол, пьёт пиво.

В это время в бар заходит другой посетитель и просит:

-Бокал пива, пожалуйста!

Бармен отвечает:

-Пожалуйста!

Заика вскакивает, подбегает к бармену и возмущённо говорит:

-Т-т-ты зач-ч-чем ме-н-ня п-п-передраз-з-зниваешь?

Бармен ему отвечает:

-Я н-не в-вас п-п-передраз-з-зниваю, я ег-го п-п-передраз-з-зниваю …

Есть в психологии такая техника – подстройка. Многие понимают данную технику поверхностно, считая, что это простое копирование позы, жестов и других телодвижений человека.

Распространению такого мнения сильно способствуют различные книги и брошюры по психологии, основам ведения переговоров, которые советуют что-то вроде: «Для успешного проведения беседы во время разговора старайтесь занимать такие же позы как ваш собеседник, повторяйте его жесты…» и т.д.

Тем не менее, такой подход к подстройке неверен. Во-первых, потому что не в полной мере отражает истинное назначения подстройки, а во-вторых, потому что отзеркаливание позы и жестов это только самый первый и грубый вид подстройки.

Помимо этого есть ещё куча других техник – «по дыханию», «темпу речи», «по ключевым словам и ценностям» и т.д., которые гораздо действеннее и менее заметны вашему визави. Важно ловить ритм человека, его состояние, то, как он мыслит, а не играть в «мартышку и зекрало».

Основное назначение подстройки – создание комфортной атмосферы общения, формирование у партнера впечатления, что вы с ним схожи, что у вас с ним общие интересы. Одним копированием тела этого не добиться! Давайте же разберёмся чем же должен быть раппорт в общении.

1.Раппорт и синхронизация опыта

При осуществлении любой коммуникации абсолютно необходимо существование раппорта. Что обозначает раппорт? Раппорт – это способность удерживать внимание других и создавать в них уверенность в том, что у вас есть знания, интерес, опыт и понимание, позволяющие вам помогать им или быть с ними.

Это способность узнавать, выражать и проникать внутрь (не применяя оценки) мира другого человека. Это способность завоевывать внимание другого, его уважение к вашей компетентности как коммуникатора, в каком бы контексте вы не действовали либо профессионально, либо лично. Раппорт обозначает стремление подчеркивать сходства, но не различия.

Это способность конгруэнтно реагировать на модель мира другого человека.

Итак, раппорт – это динамическое состояние, возникающее в процессе коммуникации двух или более людей, в котором устанавливаются отношения доверия и взаимопонимания. В основе методики установления раппорта лежит проявление искреннего интереса к личности другого человека.

Когда двое находятся в раппорте, их тела, так же как и их слова, соответствуют друг другу. То, что мы говорим, может строить или разрушать раппорт, но это лишь 7% коммуникации. Язык телодвижений и тон голоса оказываются более важными.

Вы могли заметить, что люди, находящиеся в раппорте, имеют тенденцию к тому, чтобы отзеркаливать и соответствовать друг другу в позе, жестах и взглядах. Это похоже на танец, в котором каждый партнер откликается и отзеркаливает движения другого своими собственными движениями.

Они вовлечены в танец взаимной отзывчивости. Языки их телодвижений взаимно дополняют друг друга

Установить раппорт – это значит присоединиться к “танцу” другого человека, подстраиваясь к его языку телодвижений чутко и с уважением. Это пробрасывает мост между вашей и его моделью мира. Подстройка – это не подражание, которое заметно.

преувеличенно и без разбора копирует движения другого человека, что часто считается оскорбительным. Вы можете подстроиться к движениям руки слабыми движениями кисти, к движениям тела – ответными движениями головы. Это называется “перекрестное отражение”.

Вы можете подстраиваться к распределению веса тела и к основной позе. Когда люди похожи друг на друга, они нравятся друг другу.

Что означает синхронизация (подстройка) для другого человека? Она означает способность говорить на одном и том же языке, она означает, что вы настроены на ту же волну.

Если вы уподобляетесь другим, зачем им оказывать сопротивление? Сопротивляться вам означало бы сопротивляться себе. Таким образом синхронизация создает гармоничный климат принятия друг друга, гармонии, согласия, духовной близости.

Следующие приемы синхронизации, помогающие установлению раппорта, позволяют без труда «входить» в модель мира другого человека.

1. Подстраивание. Оно не предполагает точного копирования другого человека. Подстраиваться значит объединяться, находить гармонию. эффективно можно подстроиться по языковым предикатам, критериям ценности, тональности и высоте голоса, громкости голоса, позе, дыханию и жестам.

2. Отзеркаливание. Вы можете очень просто и ненавязчиво подстроиться к человеку, отзеркаливая его движения.

Например, можно синхронизироваться с дыханием другого человека через легкое покачивание головой или постукивание ногой по полу, что подсознательно воспринимается собеседником как конгруэнтность.

Это особенно полезно, если человек, с которым вы синхронизируетесь, находится в заторможенном состоянии или болен.

2.Суть подстройки. Виды подстроек.

Рассмотрим подробнее такой приём синхронизации как-Подстройка

Подстройка – подражание отдельным проявлениям поведения собеседника с целью установления, укрепления раппoрта.

Суть подстройки в том, что вы начинаете вести себя так же, как человек, к которому подстраиваетесь, утрировано, предлагаете человеку его отражение, тем самым, обходите личное “я” собеседника вызывая у него подсознательное доверие.

Для этого необходимо сделать свое поведение, похожим на “поведение” человека: отразить мировозрение, позу, походку, дыхание, движения и т.д..При точном использовании любого вида подстройки, между вами и собеседником образуется взаимосвязь и, если вы медленно начинаете изменять свое поведение, то и у субъекта тоже начнет, изменятся поведение, т.е.

вы начнете «вести» его за собой. Связь установлена хорошо, только в том случае, если у человека есть такое же изменение, что и у вас.

Существует много видов подстройки. Можно подстроиться к интонациям человека, к его внутренним ритмам. Есть способы подстройки на ходу, в толпе, на большом расстоянии. Есть способы подстройки к особым состояниям — смеху или плачу.

Если не употреблять термины, то перечисленными приемами вы создаете благоприятное первое впечатление о себе. В деловом общении это уже полдела, не так ли? И если в результате применения полученных навыков к вам лучше относятся, считают приятным собеседником, чаще куда-то приглашают — это вполне хороший результат.

Итак, в будущем уделяйте внимание подстройке в любом случае. Давайте расклассифицируем подстройки по их осуществлению.

Виды подстроек :

Подстройки можно делить по разным линиям и уровням, чаще всего делают подстройки:

· По телу

· По используемому в общении словарю,

· По голосу и речи

· По модальности

· По дыханию

По статистике наиболее важная и действенная подстройка-подстройка по телу. Мерабиан и Феррис (MehrabianandFerris ‘InferenceofAttitudesfromNonverbalCommunicationinTwoChannels’, JournalofCounsellingPsychology, Vol. 31, 1967, pp. 248-52) обнаружили, что 55% воздействия презентации определены вашим языком тела, 38% — вашим голосом и только 7% — содержанием или словами, которые вы используете.

Подстройка к позе является самым простым и основным активным приемом создания подсознательного доверия. Ученые давно заметили, что подстройка всегда происходит сама собой, автоматически между людьми, желающими согласия. И наоборот: где нет или не хотят согласия, там нет и подстройки.

Вам необходимо в точности скопировать позу визави. Подстройка к позе может быть прямой или перекрестной. При прямой подстройке вы отражаете позу собеседника в точности как в зеркале, при перекрестной соответственно перекрестно, т.е.

если у вашего визави правая нога закинута на левую, то и ваша правая нога должна быть закинута на левую.

Подстройка к движениям более сложна, потому что поза, это нечто относительно неизменное и постоянное, ее можно рассмотреть , приступить к копированию постепенно.

Движение — относительно быстрый процесс, в этой связи от вас потребуется, во-первых, наблюдательность, и, во-вторых, вам нужно заранее подумать о том, чтобы партнер не смог осознать ваши действия.

Все движения мы можем разделить на большие, макро движения (походка, жесты, движения головы, ног) и малые, микро движения (мимика, мигание, мелкие жесты, подрагивание).

Из макро движений лучше всего подстраиваться к жестам рук партнера с помощью движений своих пальцев — отслеживайте пальцами примерное направление движений рук партнера, делайте какую-то разницу в амплитуде. Для этого вам даже не понадобится фантастическая скорость реакции.

И еще одна возможность — не копируйте движения рук партнера зеркально, намечайте их, не заканчивая. Например, если ваш визави почесал лоб, то вам для подстройки необходимо отобразить только направление и необязательно завершать движение на лбу, достаточно будет погладить подбородок.

Из мелких движений хорошо выбрать для подстройки мигание, этого никто не осознает. Мигайте с той же частотой, что и ваш собеседник, а потом вы можете прекратить мигать, чтобы у визави тоже прекратилось мигание, или можете закрыть глаза, чтобы визави сделал то же самое.

И то, и другое способствует наступлению гипнотического состояния.

Выполняя подстройку стоит изображать неосознанность вашего поведения, чтобы не вызывать подозрения в вашей неискренности у партнёра

Задумайтесь, ведь довольно часто подстройка осуществляются между людьми автоматически, неосознанно. Так, например, если несколько человек сидят на лавочке в ряд, положив ногу на ногу (и все в одну сторону), то если один из них меняют ногу, то почти сразу за ним это повторяют и остальные. Просто так всем захотелось.

Источник: https://mirznanii.com/a/200920/vedenie-podstroek-rapport

ovdmitjb

Add comment