Irvuz

Паралингвистические средства общения

Виды паралингвистических средств

Паралингвистические средства общения

Различают три вида паралингвистических средств:

фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные или идиолектные особенности артикуляции звуков;

кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;

графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв (&, § и другие).

Выбор говорящим того или иного воплощения паралингвистического средства отличается непредсказуемостью, в отличие от лингвистических средств; так, интонационное оформление вопроса в данном языке задано, поэтому должно считаться лингвистическим средством, в то время как его тембральная окраска заранее не известна и является паралингвистическим средством. (Согласно другой точке зрения, критерием выделения паралингвистических средств является не их произвольность, а тот факт, что они не входят в систему фонологических противопоставлений данного языка, хотя обязательны для реализации в речи).

Голосовые характеристики. Когда мы придаем своему голосу определенную высоту, громкость, темп и тембр, то есть меняем четыре основные ые характеристики, мы дополняем наше сообщение, эффектно завершаем речь или подчеркиваем двусмысленность своих слов.

Высота голоса — это его тон. Высота голоса, как правило, изменяется вместе с громкостью. Когда люди нервничают, они повышают голос, а когда пытаются настоять на своем, то, наоборот, говорят тихо.

Громкость голоса указывает на то, как человек произносит слова — громко или тихо. Некоторые люди говорят очень громко, а другие, наоборот, тихо. Кроме того, громкость голоса меняется в зависимости от ситуации и темы разговора.

Темп — это скорость, с которой человек разговаривает. Люди часто говорят быстрее, когда они счастливы, испуганы, нервничают, возбуждены, и медленнее, когда предлагают решение проблемы или пытаются привлечь внимание к определенной теме.

Тембр голоса — это его звучание. Каждый человеческий голос имеет особый тембр. Так, голоса могут быть дребезжащими, звонкими или хриплыми. Кроме того, тембр голоса зависит от настроения.

Жалобе присущ хнычущий, назальный тембр, соблазняя кого либо, мы говорим мягким тембром с придыханием, гнев же характеризуется скрипучим, резким тембром. Иногда наши вокальные привычки приводят к тому, что люди неправильно понимают нас.

Например, человек может иметь тембр голоса, который заставляет других считать, что он язвителен, когда на самом деле это не так

Особо следует сказать о вокальных помехах (вокализаторах, заполнителях пауз).

Вокальные помехи Большинство из нас время от времени используют в речи вокальные помехи (лишние звуки или слова, нарушающие беглость речи), которые становятся проблемой, когда другие воспринимают их как лишнее и когда эти помехи начинают привлекать к себе внимание и не позволяют слушателям сосредоточиться на смысле сказанного.

Наиболее часто в нашей речи встречаются помехи такого типа: “э-э-э”, “м-м-м”, “ладно” и почти универсальные “понимаете” и “вроде как”. Вокальные помехи могут первоначально использоваться как “замещающие выражения”, заполняющие пробелы в речи, чтобы не установилось молчание. Таким образом, мы указываем, что еще не закончили речь и что по-прежнему наша “очередь”.

Мы можем произносить “м-м-м”, когда нужно сделать паузу, чтобы подыскать нужное слово или идею. Хотя вполне вероятно, что нас могут прервать (некоторые люди прерывают других, как только возникает пауза), все же когда мы слишком часто используем такие звуки, это создает впечатление, что мы не уверены в себе или не знаем, что сказать.

В такой же степени и еще более разрушительное действие будет оказывать чрезмерное употребление “понимаете” и “вроде того”. Супруги Вердербер в своей книге приводят следующий пример: “Привычка говорить “понимаешь” или “понимаете” может развиться у вас постепенно: сначала вы захотите выяснить, знаком ли ваш собеседник с тем, о чем вы говорите.

Точно так же привычка употреблять выражение “вроде того” может начаться с фразы “Том разгорячен, вроде как Дензил Вашингтон”. Вскоре ваши сравнения делаются еще более краткими: “Он вроде как разгорячен” и, наконец, “вроде” становится просто “наполнителем”: “Ну, он вроде как клевый, я вроде как и объяснить не могу, но точно говорю тебе, он вроде как супер”!”.

Любопытно, что независимо от того, насколько слушателей могут раздражать выражения “понимаешь” и “вроде как”, люди редко высказывают свое раздражение вслух. Однако эта привычка в ряде случаев может оказать “медвежью услугу”, тому, кто ею злоупотребляет. Например, чрезмерное употребление вокальных помех во время собеседования при приеме на работу или в аудитории может создать о вас неблагоприятное впечатление.

Паралингвистические средства могут выполнять следующие функции по отношению к вербальной составляющей высказывания:

внесение дополнительной информации (в том числе противоречащей вербальной, как в случаях произнесения текста, содержащего положительную оценку, с фонационными характеристиками, несущими значение отрицательного отношения);

замещение вербального элемента (например, использование отрицательного жеста);

сочетание с вербальными средствами для выражения общего смысла (так, русск. Я хочу вот этот красный шар может сопровождаться указательным жестом).

Паралингвистические средства могут служить источником информации о говорящем (или пишущем), поскольку зачастую отражают его социальные, возрастные черты, особенности характера, а также включают этнолингвистическую составляющую.

Х. Бгажноков : “Немало своеобразных черт и в параязыке адыгских приветствий. У мужчин также как и у женщин практикуются рукопожатия. Право женщин на рукопожатие с мужчинами, надо полагать, являлось одним из свидетельств ее относительно высокого положения в обществе.

У некоторых народов, например, у чеченцев, таджиков налагался, отчасти налагается и сейчас, запрет на рукопожатие между лицами противоположного пола. Долг младшего приветствовать первым. Но у кабардинцев это правило не распространяется на рукопожатие, оно касается скорее вербального компонента приветствия.

Протягивая старшему свою руку, младший поступает неприлично: он должен ждать, пока руку протянет старший, тем более, что последний может воздержаться от такого акта.

Редуцированная форма приветствия (без рукопожатия) практикуется, кроме вышеназванной ситуации и при встрече малознакомых или вовсе незнакомых мужчин *, а также в случаях каждодневного общения, характерного для членов трудового коллектива, нуклеарной семьи и т. п. Это не означает, что во всех подобных ситуациях неречевой компонент приветствия отсутствует.

Например, представители старшего поколения, приветствуя друг друга на дистанции, приподнимают подбородок, поворачивая голову в сторону приветствуемого. Этот жест прямо противоположен наклону головы, принятому у европейцев и является специфичным для адыгов. Не лишен своеобразия и ритуал приветствия у всадников: приподнявшись в седле, обратив взоры друг на друга, они располагают правый кулак на уровне груди, на расстоянии 10–15 см от нее”.

паралингвистика фонационный кинетический графический

Page 3

Паралингвистические (околоязыковые) средства общения характеризуются двойственностью. С одной стороны, они позволяют экономить речевые средства. Обращаясь, допустим, к продавцу, мы, указывая на предмет, говорим: “Покажите, пожалуйста, вот эту чашечку”, — и не тратим лишних слов на ее описание.

С другой стороны, они компенсируют многое из того, что недоговорено словами, вскрывают подтекст, многозначность речи, ее стилистические оттенки, чувства, отношения и т. д.

Действительно, суть такой, например, незаконченной фразы, как “Ну, знаете?!”, можно понять только через интонацию, мимику, жесты говорящего.

Умение наблюдать и учитывать элементы неречевого поведения слушателей позволяет вносить коррективы в свое выступление, превращать монологическую речь в активный диалог со слушателями, “втягивать” их в процесс взаимостимуляции.

Ведь тонус выступления во многом зависит от реакции аудитории, от того, насколько она поддерживает или охлаждает выступающего.

Поэтому и надо уметь видеть, чувствовать “дыхание” аудитории, чтобы регулировать ее поведение, что важно как для оратора, выступающего перед публикой, так и в простом разговоре.

Но следует помнить, что неречевые средства являются не самостоятельным, а вспомогательным средством коммуникации. Они подготавливают, сопровождают, комментируют, разъясняют речь, вскрывают ее глубинную суть. Поэтому прежде чем их использовать, надо знать, о чём говорить.

Page 4

Перейти к загрузке файла
  • 1. Николаева Т.М. Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. — М.: Советская энциклопедия, 1990
  • 2. Леонтьев А.А. Паралингвистика — статья из Большой советской энциклопедии
  • 3. Ахманова О.С. Параязык // Словарь лингвистических терминов. — Изд. 4-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2007. — 576 с.
  • 4. В. Колшанский. Паралингвистика. — М.: Наука, 1977.
  • 5. Б.Х. Бгажноков. Адыгский этикет. – Нальчик, Эльбрус, 1978

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://vuzlit.ru/876835/vidy_paralingvisticheskih_sredstv

Паралингвистические средства общения в психологии: примеры и виды

Паралингвистические средства общения
Самосовершенствование 29 июня 2018

Взаимодействие людей в обществе происходит с помощью речи, но полноценная коммуникация невозможна без участия невербальной (паралингвистической) системы общения. Один и тот же набор слов имеет разное значение в зависимости от манеры озвучивания, эмоциональной окраски.

Коммуникация, связанная с паралингвистическими средствами общения, в некоторых случаях может даже успешно заменить словесную систему. Примеры широко известны при общении представителей разных культур, не имеющих общего языка, но способных понять друг друга.

На основе невербальных систем общения построена адаптация людей с нарушениями речевого аппарата к жизни в обществе.

Виды паралингвистических средств невербального общения

Сначала дадим определение рассматриваемому явлению. Паралингвистическая система невербальных средств общения – это совокупность средств, сопровождающих вербальное взаимодействие и дополняющих смысловое содержание слов.

Виды невербальных средств общения (по характеру проявления):

  • фонационные – звуковые особенности (громкость, темп, интонация и др.);
  • кинетические – движения, сопровождающие речь (мимика, жесты);
  • графические – особенности графического выражения речи (почерк).

Выделяют отдельно группу экстралингвистических средства общения, представляющих собой нетипичные особенности речи. К ним относят вздохи, паузы, покашливание, смех и др.

Классификация паралингвистических средств по принадлежности общностям (индивидам) выделяет следующие виды:

  • универсальные для всех говорящих;
  • характеризующие отдельную этнокультурную группу;
  • демонстрирующие личностные и психологические характеристики человека.

Паралингвистические и экстралингвистические средства общения представляют собой системы сигналов, сопровождающих голос. Особенности речи не только дают характеристику конкретному сообщению, но и формируют образ самого говорящего, подавая сигналы о его эмоциональном состоянии, особенностях личности, уверенности в себе, социокультурных особенностях и др.

Некоторые элементы невербального общения контролируются говорящим, такие как громкость и скорость речи, дикция. Другие же элементы сложно удержать под контролем, к таким сигналам относят вздох, покашливание, смех, стон, плач и др.

Данные системы являются помощниками в выстраивании полноценной коммуникации, наполняют фразы личностным смыслом и эмоциями. Наполнение слов эмоциями представляет наибольшую ценность при взаимодействии, находит такой же эмоциональный отклик у окружающей аудитории.

В силу неполного контроля знаки невербального общения могут выдать те качества человека, которые он предпочел бы скрыть.

Громкость голоса

Выразительная речь динамична по громкости и расставляет акценты на значимых словах. Изменение уровня громкости в приемлемых для общения пределах считается наиболее эффективным построением изложения, удерживающим внимание и интерес собеседника. Громкий голос имеет побудительную силу и склоняет слушателя к действиям.

В то же время повышение громкости выше приемлемой нормы рассматривается как нарушение личного пространства и попытка принуждения. Тихий голос характеризует сдержанность, что в зависимости от контекста свидетельствует о неуверенности или спокойствии говорящего.

Последнее наблюдается в ситуации, когда тихая речь контрастирует с повышенной громкостью речи собеседников.

Темп речи

Темп речи характеризует личностные качества человека, его темперамент. Медленный темп речи настраивает на спокойствие, основательность беседы, тогда как быстрый придает динамики, энергии, характеризует оратора как целеустремленного, уверенного в себе и в том, о чем он говорит.

Темп речи меняется в зависимости от эмоционального состояния человека: грусть замедляет привычный темп, радость и страх – увеличивают. Кроме того, волнение, общее самочувствие, настроение оказывают влияние на него, корректируя его в ту или иную сторону, позволяя тем самым собеседнику считывать эти сигналы для максимального понимания смысла сообщения.

Ритм

Сбивчивая речь воспринимается собеседником как показатель волнения, напряжения, неуверенного владения темой обсуждения, желания скрыть важные моменты в разговоре.

Сбивчивое повествование, прерываемое паузами и покашливанием, создает негативное впечатление о квалификации говорящего.

Глубокое знание предмета общения и уверенность в себе характеризуются ровной ритмикой речи, создающей гармоничную картину изложения.

Высота голоса

Половозрастные характеристики и физические особенности человека определяют высоту голоса. Например, женский типичный голос всегда отличается от мужского, а детский – от взрослого. Эмоциональная окраска сообщения вносит корректировки в высоту голоса, снижая его при страхе, угнетенном состоянии. Эмоции гнева и радости, наоборот, делают голос более звонким.

Экстралингвистические средства

Паузы расставляют акценты в общении, используются перед важными словами как возможность сосредоточиться, привлечь или переключить внимание. Смех создает позитивную атмосферу, снимает напряжение и тревожность. Покашливания, вздохи характеризуют отношение говорящего к сообщению, его состояние во время беседы.

Интонация как паралингвистическое средство общения

Интонация выполняет следующие функции в общении:

  • Дополнение информации (выражает отношение говорящего сообщения). Пример: реплика «солнце» с интонацией радости или грусти точно покажет отношение говорящего к солнечной погоде.
  • Замена части сообщения (интонационная пауза замещает часть вербальных средств в контексте разговора). Пример: фраза «я ему звонила, а он …» не требует пояснений, что общение не состоялось.
  • Усиление смысла отдельных слов. Пример: фраза «она краси-и-и-вая» показывает небывалость описываемой красоты.

Интонация всегда сочетается с другими паралингвистическими средствами общения, что формирует целостный образ говорящего, его личностных качеств, эмоционального состояния и отношения к предмету общения.

Коррекционное воздействие

Паралингвистические средства невербального общения добавляют яркость в общение, наполняют коммуникацию эмоциями, что создают полноценное взаимодействие людей и дарят радость общения.

Для особенных групп населения жесты и мимика стали единственным способом взаимодействия с социумом.

Настоящим спасением паралингвистические средства невербального общения становятся для людей с нарушениями речи, а специализированная помощь во многом строится на развитии способности считывать и демонстрировать информационное сообщение и эмоции без слов.

Общение – основной процесс социализации, через который ребенок усваивает правила и способы жизни в обществе. Для людей с серьезными нарушениями речи процесс общения ограничен и единственными средствами остаются невербальные.

Например, использование паралингвистических средств общения при алалии помогает влиться в социум, используя мимику, жесты, пантомимику при отсутствии возможности вербального контакта.

Коррекционная работа с пациентами, имеющими этот диагноз, строится на развитии невербальных средств, тренировке при возможности ритма голоса и звуковых сочетаний, что само по себе уже оказывает стимулирующее действие на соответствующие отделы мозга.

“Эффект вечеринки” и уникальность речи

Удивительная способность восприятия голоса названа «эффектом вечеринки». Особенность ее в том, что человек при множестве звучащих не просто слышит и узнает нужный, но настраивается именно на него, подавляя другие шумы и голоса.

Каждый человек имеет уникальный набор свойств голоса, манеру говорить, тембр, фонетические особенности произношения.

Разговор хорошо знакомого мгновенно обращает на себя внимание даже при отсутствии говорящего в поле зрения слушателя, не требуется даже дополнительное подтверждение личности, при хорошей слышимости узнавание стопроцентное.

Уникальность фонетических характеристик речи человека широко используется в качестве идентификации личности и является предметом множества экспериментов.

По результатам экспериментов, определение биофизических характеристик по речи находится в диапазоне 80-100 %, социально-психологические показатели считываются не так успешно, но особенности эмоционального поведения, уровень коммуникабельности и ситуационный настрой говорящего имеют высокие показатели. Данные результаты еще раз подтверждают значение паралингвистических средств взаимодействия, передающих в процессе общения гораздо больше информации об ораторе, чем содержится в озвучиваемом сообщении.

Источник: .ru

Источник: https://monateka.com/article/280937/

Какие бывают средства общения в психологии?

Паралингвистические средства общения

Каким образом человек доносит до окружающих свои мысли чувства и переживания?

Для этого в социуме используют различные средства общения, позволяющие передавать информацию в том самом виде, в котором она будет доступна для понимания другим людям.

Что такое барьеры общения в психологии и как их преодолеть? Узнайте об этом из нашей статьи.

Средства общения — что это?

Средства общения — это определенные устоявшиеся (принятые в обществе) приемы кодирования, преобразования и расшифровки информации, поступающей от одного индивида к другому в процессе коммуникации.

Функции, которые выполняют средства общения:

  • информационно-коммуникативная (передача информации от одного человека другому);
  • интегративная (позволяет объединяться/объединять людей в группы);
  • побудительная (стимуляция активности);
  • интерактивная (коррекция поведения отдельных индивидов или группы при организации совместной активности);
  • функция социализации (обмен опытом с целью выработки и усвоения системы норм и правил, действующих в социуме);
  • аффективно-коммуникативная (направленное или неосознанное воздействие на эмоциональную среду оппонента);
  • функция координации (согласование действий при групповой активности);
  • функция понимания (восприятие и расшифровка информационного кода в том виде и смысле, в котором оппонент желал передать информацию).

Какие бывают?

Все средства общения принято делить на две группы: вербальные и невербальные.

Каждая группа выполняет определенную функцию.

И если вербальные (словесные) средства общения нацелены на то, чтобы донести до оппонента смысл сказанного, то невербальные средства транслируют эмоции и отношение индивида к тому, с кем он в данные момент взаимодействует.

Невербальные

Невербальное общение добавляет чистой информации эмоциональный окрас и тон.

Оно позволяет добиться максимального взаимопонимания с оппонентом, понять его настрой, а иногда и истинные намерения.

Невербальное общение состоит из двух больших групп: экстралингвистические и паралингвистические средства общения.

Паралингвистическая группа:

  1. Просодика. В эту категорию принято включать элементы, дополняющие речь. Это тембр, глубина и сила голоса, степень выразительности артикуляции, ударения, характер и длина пауз, и т.д. Иными словами просодические средства помогают придать оттенок информации посредством влияния на голос.
  2. Кинесика (оптико-кинесические средства общения). Все действия, которые человек воспринимает визуально и как дополнение к сказанному. Сюда относятся жесты, взгляд, мимика и даже изменение положения тела и отдельных частей тела в пространстве.
  3. Графемика. Способ письма, передающий чувства и эмоции человека. Манера писать буквы и слова может меняться в зависимости от эмоционального фона. Так злой человек сильно давит ручкой на бумагу, а задумчивый человек допускает ошибки и забывает закончить «крючки».

Паралингвистические средства общения невозможно использовать без привязки к речи.

Экстралингвистическая группа:

  1. Такесика. Тактильные контакты в процессе общения — это такесические средства. Любые прикосновения, поцелуи, щепки и поглаживания заключают в себе невербальный код и являются отражением эмоционального/чувственного фона индивида.
  2. Проксемика. Во время взаимодействия собеседники могут находиться далеко или близко друг от друга, сознательно или неосознанно контролируя дистанцию. Способ пространственной организации контакта, отражающий отношения собеседников друг к другу, называется проксемикой.
  3. Хронемика. Распределение времени в процессе общения. Человек может спешить на встречу, а может оттягивать звонок. Он может долго ждать, когда собеседник освободиться, а может ограничить время контакта.
  4. Экстралингвистика. Передача эмоций с помощью голоса, но при этом без привязки к речи. Сюда можно отнести покашливание, недовольное урчание, вздохи, вскрики и т.д.
  5. Сенсорика. Восприятие оппонента с помощью органов чувств. Человек реагирует на запах, нежность кожи во время прикосновения и визуальные характеристики собеседника. Здесь также выделяют отдельные подгруппы. В качестве примера можно привести ольфакторные средства общения (восприятие через обоняние) и фонационные средства общение (восприятие на слух).

Невербальные средства общения люди изучают (перенимают) от своих родителей или опекунов еще до того, как начинают разговаривать. Поэтому развивать в себе способность к невербальному общению не нужно.

А вот научиться распознавать и расшифровывать их будет полезно каждому члену социума.

Невербальная коммуникация:

Вербальные

Вербальные средства коммуникации также называют «знаковыми».

И в отличие от невербальных, знаковые средства общения в чистом виде нельзя истолковать двусмысленно.

Базовый элемент вербального общения — речь.

Речевые виды деятельности:

  • чтение;
  • письмо;
  • говорение;
  • слушание.

Речь подразделяется на письменную, устную и внутренне направленную.

Дактиль заменяет устную речь, при этом включая в себя неречевые коммуникативные методы (например, азбука жестов для глухонемых).

Язык

Язык тесно связан с народом, выступающим в роли носителя языка. С помощью языка люди общаются друг с другом и передают мысли на самом простом и доступном уровне.

Общество и язык не существуют отдельно друг от друга. Их развитие также происходит параллельно, поэтому любые изменения в жизни общества сразу же находят отражение в языке.

Функции языка:

  • коммуникативная;
  • аккумулятивная (хранение и передача знаний);
  • конструктивная (посредством языка можно предавать мыслям форму);
  • познавательная;
  • этническая (объединяет людей в группы, а эти группы объединяет между собой);
  • эмоциональная (описание и передача чувств в форме словесного кода).

Важно понимать, что даже при условии единой и общей формы языка для всей его носителей, могут возникать коммуникативные барьеры:

  1. Фонетический. Возникает из-за каких-либо речевых особенностей участников взаимодействия (акцент, дефекты речи, тон и проч.).
  2. Логический. Если собеседники обладают разными интеллектуальными способностями или особенностями мышления, могут возникнуть недопонимания.
  3. Стилистический. Барьер связан с неправильным применением правил построения предложений или неправильной подачей информации.
  4. Смысловой. Данный барьер возникает тогда, когда взаимодействие происходит между носителями разных языков.

    Каждый язык имеет свои особенности, поэтому дословный перевод часто «съедает» смысл и нюансы сообщения.

В каждом языке есть свои шаблоны и правила передачи информации. Для русского языка такими шаблонами являются стили. Каждый стиль уместен лишь в определенном окружении и при определенных условиях.

  1. Научный стиль. Данный вербальный способ основан на научных терминах, отсутствии эмоциональной составляющей и четкой структуре сообщения.
  2. Деловой. Данный стиль отличается точностью и скупостью. Он подходит для общения между людьми разного социального статуса, написания законов и официальных бумаг. Деловой стиль актуален в условиях работы.
  3. Публицистический. Задача публицистического стиля — вступить в контакт с большой аудиторией и вызвать у нее интерес. Отличается экспрессивным звучанием, наличием витиеватых штампов, обилием эмоций.

    Строгих ограничений и рамок для публицистического стиля не предусмотрено.

  4. Разговорный. Используется при личном общении, если люди в момент разговора не подчиняются социальным или рабочим статусам.
  5. Художественный. Используется при создании литературных произведений.

Речь

Процесс воспроизведения речи — это последовательная цепочка от зарождения мысли и ее кодировки в звуковую форму, до непосредственного проговаривания и передачи информации собеседнику.

Общение, в котором фигурирует речь, подразумевает три функциональных элемента (субъект, объект и речевое сообщение).

Но для успешной коммуникации необходимо, чтобы три аспекта соответствовали требованиям качества. Под аспектами подразумевается:

  1. Порождение речи и сопутствующих элементов.
  2. Правильная структура и наличие смыслового наполнения в сообщении.
  3. Готовность оппонента принять и переработать поступившую информацию.

Речевыми навыками человек овладевает в дошкольном возрасте. И для того, чтобы коммуникация с другими людьми давалась человеку легко, важно целенаправленно развивать способность к каждому виду речи:

  1. Внешняя речь — базовое средство общения между представителями социума. Такая речь произносится вслух и предназначена для окружающих.
  2. Внутренняя речь — обеспечивает человеку контролируемую и отслеживаемую мыслительную деятельность.

    Данная речь не имеет звукового наполнения и осуществляет функцию внутреннего диктора, озвучивающего мысли в голове.

  3. Диалогическая речь — необходимо для обмена информацией между людьми. Двусторонний процесс включает в себя последовательные высказывания каждого из собеседников. При этом каждый собеседник в зеркальном (в отношении друг друга) порядке чередует говорение и слушание.
  4. Монологическая речь — односторонний обмен информацией от (рассказчика к слушателю). В процессе передачи информации вещающий человек должен формулировать и передавать свои мысли без облегчающих задачу вопросов/подсказок/наводок со стороны собеседника.

Важной ступенью в жизни ребенка является эгоцентрическая речь, являющаяся сочетанием всех прочих видов.

Разговоры, обращенные к самому себе, тренируют навык формулировки вопросов и построения ответов.

Эгоцентрическая речь направлена на себя, не стоит путать ее с внутренней речью. Ведь в первом варианте ребенок является не просто диктором в собственной голове, а скорее лицом, заменяющим и объекта и субъекта разговора.

Свободное владение средствами общения и умение их правильно интерпретировать позволяет успешно сосуществовать с другими членами социума.

Благодаря вербальным и невербальным средствам человек может попросить о помощи, организовать командную работу и передать свои идеи окружающим.

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/obshhenie/sredstva-v-psihologii.html

ovdmitjb

Add comment