Irvuz

Оценка способностей

Диагностика творческих способностей: научные подходы, принципы и критерии

Оценка способностей

Как понять, насколько вы творческий человек? Исследователи  природы творчества и процессов креативности разработали немало диагностических методик, с помощью которых можно   выяснить, творческая ли вы личность и в какой мере. Давайте рассмотрим, как можно проверить, насколько вы креативны.

Научные подходы к проблеме диагностики творческих способностей

Что входит в понятие «творческие способности» и как их оценить? Способности – это своеобразие особенностей личности, позволяющие ей овладевать разными видами деятельности и совершенствоваться в них.

Творческие способности предполагают позитивное преобразование окружающего мира путём создания оригинальных, неповторимых, новых духовных или материальных ценностей. Приступая к оценке уровня развития творческих способностей, нужно рассматривать их через призму развития отдельных элементов.

Это связано с тем, что только лишь творческое мышление не отражает в полной мере всех составляющих творческой деятельности. Важно оценивать и восприятие, и воображение, и фантазию, и оригинальность, и много другое.

Все исследования способности к творчеству, креативности можно поделить на две группы:

  1. Креативность – универсальная познавательная творческая способность, основанная на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижений. Представители этого направления: Дж. Гилфорд, С. Медник, А. Пономарёв, С. Тейлор, Э. Торренс. Их научные достижения заключаются в изучении влияния интеллекта на способность к генерации новых идей.
  2. Креативная личность представляет собой комплекс своеобразия индивидуальных творческих особенностей. Исследования этого направления посвящены поиску описания характеристик «портрета творческой личности», мотивов и социокультурных факторов креативности (Ф. Баррон, Д. Богоявленская, А. Маслоу).

Критерии оценки творческих способностей

Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей.

Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда.

Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:

  • как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)
  • насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)
  • насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).

Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:

  1. Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.
  2. Гибкость (разнообразие ответов).
  3. Оригинальность (редкость идей).
  4. Разработанность идей (детализация).

Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:

  • внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
  • разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
  • гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
  • оригинальность (отказ от шаблона)
  • вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
  • конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
  • абстрактность (умение синтезировать)
  • гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
  • независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
  • открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).

Принципы методики диагностики творческих способностей

При подборе или разработке методики диагностики творческих способностей нужно обратить внимание, чтобы методика была надёжной, а значит – охватывающей разные характеристики креативности. Важно обращать внимание на возраст испытуемых, а также на диагностическую среду (ставите ли вы ограничение во времени или нет, как вы озвучиваете условия тестирования и пр.).

«Рекомендация. Сегодня для оценки уровня креативности в основном применяются диагностические методики Торренса, Гилфорда и Джонсона. Попробуйте выяснить свой уровень креативности с их помощью».

Основные принципы диагностики творческих способностей:

  1. Для диагностики креативности не подходят тесты измерения интеллекта, так как их целью является скорость и точность нахождения единственного верного решения из нескольких предлагаемых.
  2. Исследуя креативность, нужно изучать её образную (невербальную, художественную) и вербальную (словесную) стороны.
  3. Диагностические методики должны замерять показатели шаблонности и стереотипности мышления (что отображается в употреблении слов и образов в определённой ассоциативной связи). Индикатор креативности — в отдалённости от стереотипов (устоявшихся связях).
  4. При диагностике нужно замерять продуктивность (отношение числа ответов к количеству заданий).
  5. Оригинальность определяется как число обратных величин с точки зрения частоты встречаемости нестандартных ответов.
  6. Замер уникальности осуществляется с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.

«На заметку. Низкие результаты диагностики вовсе не говорят о том, что человек неспособен к креативности: нужно учитывать, что творческие проявления бывают спонтанными и неподвластными регуляции».

Все методики диагностики творческих способностей не являются абсолютным показателем сформированности креативности. Недостаток тестовых методик в том, что они оценивают творческие проявления в целом, а не в применении к какой-либо конкретной ситуации.  Ещё один недостаток – неоднозначность интерпретации.

Эти два фактора снижают уровень объективности диагностики.

Несмотря на недостатки, тестовые методики для изучения уровня развития творческих способностей используются многими учёными, психологами, педагогами, тренерами креативности: совмещая несколько вариантов тестов, можно исследовать креативность с различных сторон.

Попробуйте определить своё общий уровень креативности с помощью простого опросника. С помощью него вы, по крайней мере, вы узнаете, насколько вы устремлены к творческой, созидательной деятельности.

Опросник определения уровня креативности

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений.  Отметьте своё согласие или несогласие рядом с номером утверждения соответственно знаками «+» или «-».

  1. Мне не нравится работа, в которой все чётко определено.
  2. Мне нравится абстрактная живопись, я её понимаю
  3. Я не любою выполнять регламентированную работу.
  4. Мне не нравится ходить в музеи: все они одинаковы.
  5. Я люблю предаваться фантазиям.
  6. Увлечения обогащают жизнь человека.
  7. Я могу смотреть один и тот же спектакль много раз: каждый раз разная игра актёров, новая интерпретация.
  8. Считаю, что лучше быть закройщиком, чем портным.
  9. Я больше ценю процесс работы, чем её конечный результат.
  10. Даже к обычному делу я отношусь творчески.
  11. Я нередко сомневаюсь в том, что для других вполне очевидно.
  12. Абстрактная живопись даёт пищу для ума.
  13. Мне не хотелось бы подчинить свою жизнь какой-то определённой системе.
  14. Мне нравится работа дизайнеров.
  15. Мне не нравится ходить одной и той же дорогой.

Анализ. Подсчитайте сумму «+»: 0-5 баллов соответствует низкому уровню креативности,  6-9 баллов — среднему, 10-15 баллов — высокому

Какой результат у вас?

Оксана Седашова

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9/

Глава 26 Оценка способности восприятия

Оценка способностей

Ниже описываетсяпроцедура оценки, как ей обучают нарабочих семинарах по контролю заориентацией по системе Дейвиса.

Онапредназначена для того, чтобы определить,является ли человек с неспособностьюк обучению или другой связанной свосприятием проблемой кандидатом наприменение методики “Предоставлениерекомендаций по контролю за ориентацией”.Мы применяем такую оценку Для детей идля взрослых.

Обычно мы не делаем такуюоценку для детей в возрасте младше семилет, потому что, как правило, только вэтом возрасте дислексия начинаетПроявлять себя.

Определение оценкиимеет форму сценария, но нет необходимостиследовать какой-либо механическойПроцедуре после того, как вы поняли,какова ваша цель.

Любой человек, укоторого есть эти уникальные способности восприятия, характерные для дислектика,

145

Что мы с этимделаем

должен легковыполнять это упражнение. Если прибегнувк каламбуру, то можно сказать, что дляних это должно бьт, куском торта.

Тем не менее, есличеловек явный дислектик, но все-таки неможет еще воспринимать мысленный образтак как это требуется, то, видимо, имеется”старое решение” блокирующеепроцесс создания образов или их видения(см главу 5).

В таком случае обратитесьза советом и помощью в филиал Ассоциациикоррекции дислексии по системе Дейвиса.Состояние стресса, физическое заболеваниеи определенные медикаменты также могуттормозить умственные восприятия.

Оценка способностивосприятия по системе Дейвиса

1. Приветствие и знакомство:

Поздоровайтесь счеловеком и представьтесь. Соответствующимобразом объясните характер оценки.

2. Разъяснение концепции:

Что говорить:Чтоделать:

Ты правша илилевша? Запишите ответ, чтобы в

дальнейшемвоспользоваться этой информацией:

Меня интересует твое

воображение. В основном та часть твоего мышления, где ты можешь закрыть глаза, создать образ чего-либо и видеть этот образ. Это понятно?

Если “да”, продолжайте. Если”нет”, продолжайте объяснение,попросив его представить что-либо, что ему нравится, прич&(глаза должны быть закрыть'-Если ученик не может создавмысленный(воображаемът

образ, прекратите объяснения.

146

Оценка способности восприятия

Что говорить:

Нарисуйте две окружности на чистом листе бумаги.

Эта окружность – ты. Эта окружность – я.

Укажите на одну из них. Укажите на вторую из них.

Если ты смотришьна меня, тыПостучите карандашом по первой

смотришь из этого места.

И ты смотришь в мою сторону Нарисуйте стрелку от первой

или на меня сюда.окружности ''ты” ко второй

окружности “я”.

Пока мы смотрим глазами, мы

точно знаем, из какого места мы Укажите на свои глаза.

смотрим.

А что если мы смотрим на

изображение мысленно? Остановитесь на секунду

Мы делаем то же самое. Мы Укажите на окружность “я”,смотрим на что-то – из какого-то когда вы говорите “на”. Укажитеместа. на окружность “ты”, когда вы

говорите “из”.

Я хочу назвать место,

из которого мы смотрим,

УМСТВЕННЫЙ ГЛАЗ, потому

что это он видит, когда мы что-

то себе представляем. Именно он Убедитесь, что ваша мысль была

осуществляет процесс видения. понята.

147

Что мы с этимделаем

Что говорить:

Какой торт самый вкусный?

ПРИМЕЧАНИЕ: Большинство людей любят торт, так что в этом примере мы допустим, что ученик любит торт. Если ответ “нет”, попробуте спросить 0 пироге, пицце или о любом другом предмете с четкими формами, который человек может легко себе представить

Запишите ответ,чтобы

в дальнейшем можнобыло

воспользоватьсяэтойинформацией:

Посадите ученика прямо перед собой, достаточно близко, чтобы вы могли прикоснуться к его лбу, не вставая со стула, но не настолько близко, чтобы ученик чувствовал дискомфорт.

Можно я буду дотрагиваться до твоих рук сейчас, когда мы будем продолжать занятия?

148

Оценка способностивосприятия

Что говорить:

Нам понадобятся обе твои руки, поэтому положи их так, чтобы я мог до них дотронуться.

Представь, что кусок

торта находится прямо здесь у тебя в руке. Скажи мне, когда ты это представишь.

“Закрой глаза”.

закрой глаза. Я хочу, чтобы твои глаза были закрыты до тех пор, пока я не скажу тебе их открыть, хорошо?

Что делать:

Возьмите ученика за руку,противоположнуюего

доминантной руке (т.е. если он правша, возьмите его за левую руку, а если он левша – за правую). Положите его руку ладонью вверх на то место, где бы находилась читаемая им книга.

“Представь, что у тебя в руке кусок шоколадного торта “.

Опишите торт так, как он его описал, точно употребляя его слова: “Большой кусок немецкого шоколадного торта” или торт “Ангельская пища с зеленой глазурью “.

Обратитесь к нему с просьбой, когда он скажет, что у него есть мысленный образ (если его глаза еще не закрыты).

Что делать:

ПРИМЕЧАНИЕ: Если ученщ не может мысленно увидеть предмет или ему сложно удержать его образ, вы можете или не настаивать на этом или же попытаться потренировать ученика, чтобы в результате создать этот образ. Трудности визуализации – это показатель того, что процесс предоставления рекомендаций по контролю за ориентацией будет представлять сложность для ученика.

Задавая простые вопросы, выясните, как располагается воображаемый предмет в руке. Продолжайте спрашивать, пока не получите четкого мысленного образа предмета, находящегося в руке у ученика.

Если вы не можете сделать мысленную копию воображаемого объекта, по крайней мере осознайте его размер, форму и расположение.

Возьмите указательный палец другой руки сидящего перед вами ученика и поместите его между вашим большим и указательные пальцем. Поднимите палец в точку, удаленную на несколько сантиметров от лба, на уровень чуть выше уровня глаз.

150

Оценка способностивосприятия

Что говорить: Чтоделать:

Я хочу, чтобы ты переместил свое воображение и поставил свой умственный глаз туда, где находится твой палец, и чтобы он смотрел на кусок торта отсюда.

Это как будто ты немножко поднимаешься и получаешь другой вид торта отсюда.

Ты видишь торт отсюда?

'Посмотри на кусок торта отсюда “. (Постучите пальцем).

Постучите по кончику его указательного пальца своим указательным пальцем, когда вы говорите “отсюда”.

Опять постучите. Подождите несколько секунд.

Опять постучите.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если ученик не может легко сделать это первое перемещение, не продолжайте. Переходите к этапу 4, заканчивая оценку. Объясните, что оценка закончена и что рекомендации по контролю за ориентацией ему не показаны.

Я хочу, чтобы ты держал свой Умственный глаз у себя на пальце, я буду перемещать твой палец и хочу, чтобы твой умственный глаз перемещался вместе с ним. Хорошо?

ПРИМЕЧАНИЕ: Не перемещайте палец, когда даете указания или объяснения. Сначала закончите говорить, а потом перемещайте палец; и сначала переместите палец, а потом начинайте говорить.

151

1

Что мы с этимделаем

Что говорить: Чтоделать:

Перемещайте палец медленно плавно в надлежащее положение рядом с открытой рукой. Палец должен все время находиться ца том же расстоянии от открытой руки, что и глаза.

Видишь ли ты торт отсюда!

Получив ответ “да”, задавайтевопросы, требующие словесногоответа. Обратите вниманиенапромежутоквремени,

потребовавшийся для ответа, какменялась скорость произношенияслов, были ли какие-нибудьпроявленияспутанности

или дезориентации. Если вы удовлетворены, считая, что ученик действительно сместил умственный глаз в новое положение, вы можете перейти к этапу 4 и закончить оценку в любой момент времени.

“Видишь ли ты кусок торта отсюда?”

а Если вы не уверены в том, что

перемещение умственного глаза

действительнопроизошло,

переходите к следующему этапу.

Я хочу опять переместить твойпалец. Я хочу, чтобы твойумственный глаз переместилсявместе с твоим пальцем.

Хорошо?

й

Перемещайте палец медленно

я и плавно немного дальше от

и открытой руки. Не перемещайте

палец на расстояние более '*

расстояния около открытой руки,

выше или ниже ее.

152

Оценка способностивосприятия

Что говорить:

Опять постучите по пальцу.

Видишь ли ты торт отсюда!

Получив ответ “да”, опять задавайте вопросы, обращая внимание на подтверждения того, что ученик на самом деле переместил свой умственный глаз. Он должен видеть мысленное (представляемое) изображение из точки обзора на кончике своего пальца, как если бы он смотрел на объект из этого положения.

Повторяйте этот процессперемещенияумственного

глаза и задавайте вопросы до тех пор, пока вы не убедитесь в том, что умственный глаз был действительно смещен.

4. Завершение оценки

Я хочу, чтобы ты вернул свой умственный глаз обратно на то место, где он был, когда мы только начали заниматься. Я хочу, чтобы У тебя был первоначальный вид куска торта.

Медленно и плавно переместитепалец к тому глазу ученика,которыйсоответствует

доминантной стороне его тела. Когда палец приблизится к глазу на расстояние приблизительно пять сантиметров, остановитесь.

Убери умственный глаз с пальца и Подождитенесколькосекунд_ восстанови первоначальный вид куска торта – из твоих глаз.

153

Что мы с этимделаем

Что говорить:

Получил ли ты первоначальный вид?

Получив ответ “да”, переместите палец по направлению к колену и отпустите его.

Сделай так, чтобы кусок торта исчез, и скажи мне, когда это случится.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если у него есть трудности в устранении объекта, пусть он сделает “обратную вспышку”, быстро открыв и закрыв глаза.

Когда образ объекта исчезнет, коснитесь ладони открытой руки.

Положи в свою руку другой кусок торта и скажи мне, когда он у тебя там появится.

ПРИМЕЧАНИЕ: Причина для создания второго изображения с последующим его устранением заключается в необходимости убедиться в том, что умственный глаз вернулся в свое первоначачьное положение, так чтобы ученик не остался в состоянии дезориентации.

Сделай так, чтобы этот кусок торта Когда его глаза открыты,исчез, и когда он исчезнет, открой переместите открытую ладонь кглаза. колену и отпустите ее.

154

Источник: https://StudFiles.net/preview/5996861/page:37/

Тесты способностей: как применять для оценки персонала | Читайте статьи журнала Директор по персоналу

Оценка способностей

Проблема 1. Когда применять тесты способностей? Проблема 2. Для какой категории персонала можно использовать тесты? Проблема 3. Как выбрать тест?

Эффективность организации зависит от того, насколько сотрудники могут использовать свои личностные особенности для выполнения работы. Ведь для большинства профессий, помимо навыков и знаний, необходимых для эффективной работы, нужны еще и специальные способности.

Например, пространственное воображение, абстрактное мышление (архитекторы, инженеры-конструкторы), языковое чутье (корректоры, редакторы), творческие способности (дизайнер, креативный директор). Для того чтобы оценить возможности сотрудников, применяют тесты способностей.

Главное – подобрать подходящий тест именно для вашей ситуации.

Когда применять тесты способностей

Тесты способностей разработаны, чтобы изучить, какие личностные особенности человека и в какой степени развиты.

Они оценивают общий уровень интеллекта, одну или несколько специфических умственных способностей, опыт выполнения аналогичной работы, ряд личностных характеристик, таких как интересы, мотивация.

Но тесты способностей не всегда валидны и надежны. Такой инструмент рекомендуем использовать как дополнительный метод, а не как основной.

Тесты способностей применяются при подборе на творческие позиции или вакансии, требующие специальных навыков (абстрактное мышление, художественные способности, хорошая моторика и т. п.). Также такие тесты широко используются в профориентации.

Екатерина ЧУДАНКИНА, HR-директор компании «Мефферт Полилюкс» (г. Ногинск):

«Использование тестов способностей в оценке персонала дает уверенность в грамотной расстановке кадров, помогает выявить и предупредить слабые места и отклонения в работе сотрудников, выявить неэффективных работников. Широко применяют такие тесты в рабочих сферах или сферах транспортных и обслуживающих услуг.

Они дополнительно позволяют предотвратить причины травматизма, несчастные случаи, брак и аварийность на дороге. Также такой подход широко используется при отборе военнослужащих. Обратите внимание, результаты тестов не могут служить основанием к увольнению работающих сотрудников, они лишь являются дополнением к оценке.

Но могут быть основанием отказа в трудоустройстве на работу».

В некоторых профессиях не обойтись без специальных способностей, выявить которые можно с помощью тестов 

Какие бывают тесты и для какой категории персонала их использовать

Тесты способностей разделяют на общие и специальные. С помощью специальных тестов изучают особенности человека, не связанные с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющие его.

Они направлены на диагностику способностей (моторика, слуховые и визуальные способности), которые имеют отношение к успешному выполнению конкретной деятельности или нескольких ее видов.

Специальные тесты подразделяются на:

– сенсорные (изучают разные характеристики восприятия, например, остроту зрения и слуха, цветоразличение, дифференциацию высоты, тембр, громкость);

– моторные (направлены на изучение точности и скорости движений);

– технические (оценивают способности, проявляющиеся в работе с оборудованием или его частями).

В категорию общих включают, как правило, тесты для оценки интеллектуальных и творческих возможностей. Под интеллектом в этом случае подразумеваются познавательные процессы или функции (мышление, память, внимание).

Анна ФОМИЧЕВА, к. пед. н., доцент, эксперт по управлению персоналом (Москва):

«Прежде чем принимать решение использовать тесты для определения способностей в работе с персоналом, важно установить критерии, ответив на вопросы:

– с какой целью хотите применять данный инструмент;

– какого результата необходимо достичь;

– для какой категории персонала и его функциональной ориентации надо сформировать пакет тестов.

Например, категория – сотрудники call-центра. Известно, что подобные линейные позиции в части определения риска в области персонала наиболее чувствительны: текучесть кадров на испытательном сроке и (или) в краткосрочных периодах в разы превышает затраты работодателя на поиск, адаптацию и обучение.

Для минимизации подобных рисков и затрат целесообразно применять “на входе” (до заключения трудовых отношений) тесты, направленные на определение вербальных и невербальных способностей, тесты креативности и др.

Это позволит HR-специалисту регулировать и контролировать уровень текучести в подразделении посредством диагностики и прогноза качества предстоящей работы сотрудника, его успешности в разрезе индивидуальной эффективности.

Этот метод полезен и для самого кандидата, так как дает независимую объективную информацию о его способностях и, соответственно, о целесообразности индивидуального выбора предпочтений относительно новой работы».

С помощью тестов можно оценить не только творческие,  но и математические способности сотрудника

Выбираем тест для оценки способностей

Как правило, для оценки способностей в сфере управления персоналом используются общие тесты, позволяющие получить данные о познавательных процессах (память, логика, мышление) и творческих возможностей сотрудников.

Среди наиболее известных можно назвать тесты Д. ВЕКСЛЕРА, Р. АМТХАУЕРА, Дж. РАВЕНА, Х. ЗИВЕРТА, вербальной креативности МЕДНИКА и тест невербальной креативности П. ТОРРЕНСА.

Предлагаем рассмотреть некоторые их них более подробно.

Тест структуры интеллекта АМТХАУЭРА. Методика позволяет дифференцированно оценивать уровень развития различных сторон интеллекта. Сотруднику даются девять так называемых субтестов, каждый из которых состоит из 16–20 заданий.

Перед тестированием объясните работникам, что при выполнении теста важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений и что не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания. За каждый правильный ответ дается 1 балл. Результат определяется по итоговой оценке, полученной суммированием баллов по каждому субтесту. Правильные ответы сверяются с ключом.

На решение субтестов отводится определенное время: на 1-й и 2-й субтесты – 6 минут, на 3, 4, 6, 7, 8-й субтесты – 8 минут, на 5-й и 9-й субтесты – 10 минут.

Высокие оценки в комплексе вербальных субтестов (1–4), оценивающих способность употреблять слова, находить их значение, аналогии и т. п., говорят о том, что у сотрудника преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков (варианты задания к субстестам ниже).

Высокие результаты в комплексе математических субтестов (5–6) свидетельствуют о математической одаренности и способности к программированию.

Читайте подробнее об оценке персонала в статье >>>

Высокие оценки в комплексе конструктивных субтестов (7–8) показывают развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана.

Тест РАВЕНА. Методика предназначена для изучения логичности мышления. Сотруднику даются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает. Задача работника – найти во втором ряду среди других фигур недостающую.

Тест состоит из пяти серий таблиц. В каждой серии таблиц содержатся 12 заданий нарастающей трудности (варианты заданий ниже). Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности сотрудника.

Тест ЗИВЕРТА на определение творческих способностей. С помощью него можно оценить находчивость (шкала Н) и дивергентное (нестандартное) мышление (шкала Д). В первой части (шкала Н) сотруднику предлагают написать в каждую строчку слово, но так, чтобы у всех слов совпадали первые две буквы (варианты заданий выше).

Дается три столбца с разными вариантами первых двух букв. Например, написать слова, начинающиеся с букв СВ (свежий, свинина, свет, свадьба). Правописание и длина слов не играют роли. В распоряжении сотрудника одна минута для заполнения каждого столбца.

Затем необходимо посчитать строки, в которых записаны заданные слова, сложить результаты трех заданий и разделить результат на 1,5.

В шкале Д сотруднику нужно придумать, как можно использовать предмет другим способом, помимо обычного. Нужно дать как можно больше вариантов. На каждый предмет отводится одна минута.

Затем за каждый осмысленно данный ответ насчитывается два балла и все полученные баллы суммируются.

Чем больше баллов по двум тестам (максимум 60 в одном тесте), тем сильнее развита у сотрудника способность к нестандартному мышлению.

Читайте подробнее о SHL-тестах: как анализировать способности кандидатов в статье >>>

Источник: https://www.hr-director.ru/article/63128-ekd-testy-sposobnostey-kak-primenyat-dlya-otsenki-personala

Методы исследования способностей

Оценка способностей

Перед началом работы педагог раздает контрольные листы следующей формы:

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

Далее педагог зачитывает вопросы, а дети проставляют ответы рядом с цифрой.

– Верно ли, что в детстве ты очень любил:

1)     подолгу играть в подвижные игры;

2)     продумывать игры и верховодить в них;

3)     играть в шашки, шахматы;

4)     ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри;

5)     читать стихи или петь песни;

6)     разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы;

7)     слушать или сочинять сказки или истории;

8)     рисовать сам или наблюдать;

9)     слушать или сочинять сказки или истории?

– Нравится ли тебе сейчас:

10) заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции;

11) добровольно брать на себя обязанности организатора дела;

12) помогать ребятам решать математические задачи;

13) читать об известных открытиях и изобретениях;

14) участвовать в художественной самодеятельности;

15) помогать другим людям разбираться в их проблемах;

16) читать или узнавать что-то новое об искусстве;

17) заниматься в изостудии, изокружке;

18) писать сочинение на свободную тему?

– Получаешь ли ты особое удовольствие:

19) от участия и борьбы в спортсоревновании;

20) от своего умения расставить людей, распределить работу;

21) от решения трудных математических задач;

22) от исправления бытовых электро- и радиоприборов;

23) от игры на сцене;

24) от общения с людьми;

25) от знакомства с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями;

26) от посещения художественной выставки;

27) от пересказа какого-то события из прочитанной книги или эпизода, увиденного тобой в жизни?

– Часто ли тебя тянет:

28) к длительным физическим упражнениям;

29) к делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости;

30) к разгадыванию математических шарад;

31) к изготовлению каких-либо моделей;

32) участвовать в постановке спектаклей;

33) помочь людям, посочувствовать им;

34) поиграть на музыкальном инструменте;

35) порисовать красками или карандашами;

36) писать стихи или вести дневник;

– Любишь ли ты долгое время:

37) заниматься спортом или физическим трудом;

38) энергично работать вместе с другими;

39) заниматься черчением или шахматами;

40) копаться в механизмах, приборах;

41) заботиться о младших, слабых или больных людях;

42) думать над судьбами людей;

43) исполнять музыкальные пьесы;

44) рисовать, лепить, фантазируя при этом;

45) готовиться к докладу, сообщению, сочинению.

Интерпретация

Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности:

I.   Физические  (1, 10, 19, 28, 37);

II. Организационные (2, 11, 20, 29, 38);

III.  Математические (3, 12, 21, 30, 39);

IV.  Конструктивно-технические (4, 13, 22, 31, 40);

V. Эмоционально-изобразительные (артистические) (5, 14, 23, 32, 41);

VI.  Коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42);

VII. Музыкальные (7, 16, 25, 34, 43);

VIII.           Художественно-изобразительные (8. 17, 26, 35, 44);

IX.  Филологические (9, 18, 27, 36, 45).

При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

Задание 2. Оцените свой творческий потенциал

Выберите один из предложенных вариантов ответов:

1.  Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

а) да;

б) нет;

в) да, но только кое в чем.

2.  Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3.  Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберите?

а) да;

б) откуда у меня могут быть такие идей?

в) может быть, и не значительный прогресс, но кое какой успех возможен.

4.  Считаете ли вы, что в будущем станете играть такую важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

а) да, наверняка;

б) очень маловероятно;

в) может быть.

5.  Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится? а) конечно; б) часто охватывают сомнения, смогу ли сделать; в) чаще уверен, чем не уверен.

6.  Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом? Таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, которое абсолютно не знаете?

а) да, всякое неизвестное меня привлекает;

б) нет;

в) все зависит от самого дела и обстоятельств.

7.  Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

а) да;

б) что получится, то и хорошо;

в) если это не очень трудно, то да.

8.  Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

а) да;

б) нет, надо учиться самому основному;

в) нет, только удовлетворю свое любопытство.

9.  Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;

б) сразу махнете рукой на эту затею, как только увидите ее нереальность;

в) продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.

10.  Профессию надо выбирать исходя из:

а) своих возможностей и перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) престижа и преимуществ, которые она обеспечит.

11.  Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) да;

б) нет;

в) если место понравилось и запомнилось, то да.

12.  Можете ли вы сразу после беседы вспомнить все, что говорилось?

а) да;

б) нет;

в) вспомню все, что мне интересно.

13.  Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли повторить его по слогам без ошибок, даже не зная значения?

а) да;

б) нет;

в) повторю, но не совсем правильно.

14.  В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, размышлять;

б) находиться в компании;

в) мне безразлично, буду я один или в компании.

15.  Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только, когда: а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным; б) вы более или менее довольны сделанным; в) дело кажется сделанным, хотя его можно сделать еще лучше. Но зачем?

16. Когда вы один, вы:

а) любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.

17.     Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней: а) независимо от того, где и с кем находитесь;

б) только наедине;

в) только там, где тишина.

18.     Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:

а) можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;

в) измените свое мнение, если сопротивление будет слишком сильным.

Теперь подсчитывайте баллы.

За ответ «а» начисляется 3 балла, за ответ «б» – 1 балл, за ответ «в» – 2 балла.

вопросы диагностировали границы вашей любознательности, уверенности в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредотачиваться.

Эти показатели и есть качества творческого потенциала.

Если вы набрали 48 и более баллов, то в вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей.

Если вы на деле можете применить ваши способности, то вам будут доступны самые разнообразные формы творчества.

Если вы набрали 24 – 47 баллов, то у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но существуют и барьеры вашего творчества. Самый опасный барьер – страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение – основу творчества.

Страх может быть и социальный – страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения со стороны окружающих.

Боязнь осуждения за новое, непривычные для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.

Источник: http://lib.repetitors.eu/roditeli/89-2009-12-16-10-40-00/3543-2010-12-04-06-31-27

ovdmitjb

Add comment