Irvuz

Отношения педагога и ребенка

Как наладить отношения с воспитателем, Жизнь внутри детского сада

Отношения педагога и ребенка

Чтобы исключить возможность возникновения неприятных проявлений “человеческого фактора” между ребенком и воспитателем, родители должны приложить максимум усилий для достижения взаимопонимания с педагогом. И сегодня мы расскажем, как этого добиться.

Отправляя своего малыша в детский сад, любой родитель волнуется о его безопасности, грамотном воспитании и комфортном времяпрепровождении. И очень надеется что воспитатель, который на определенный период времени станет главнейшим человеком для ребенка, сможет обеспечить надлежащий уход и заботу об их родной кровиночке.

Как показывает практика, хорошее отношение воспитателя к ребенку во многом зависит от взаимоотношений педагога с родителями малыша. Ведь каким бы высококвалифицированным профессионалом ни был воспитатель, ничто человеческое ему не чуждо, и если мама/папы не могут найти с ним общего языка, то негативное отношение педагога к родителям может отразиться на их ребенке.

Чтобы исключить возможность возникновения неприятных проявлений “человеческого фактора” между ребенком и воспитателем, родители должны приложить максимум усилий для достижения взаимопонимания с педагогом. И сегодня мы расскажем, как этого добиться.

Почему опасно не общаться с воспитателем

Важно понимать, что проявить инициативу для достижения взаимопонимания с воспитателем должны в первую очередь родители. Ведь напряженные отношения и недоверие к сотруднице детсада со стороны родителей может стать причиной страдания именно их ребенка. Например:

  • нелестными высказываниями в адрес воспитателя при ребенке родители могут подорвать авторитет педагога в глазах воспитанника, что неизбежно приведет к напряженным отношениям между ними и нежеланию малыша ходить в детский сад.
  • из-за плохих отношений с родителями сотрудники детского сада могут предвзято относиться к ребенку, вследствие чего малыш перестанет чувствовать себя в детском саду комфортно.
  • из-за отсутствия доброжелательного общения между взрослыми никто вовремя не сигнализирует о проблеме с малышом, что может стать причиной ее усугубления.

Что чаще всего мешает наладить хорошие взаимоотношения между воспитателем и родителями?

1. Ревность родителей к появлению еще одного авторитетного человека в жизни их ребенка.

2. Подозрения со стороны родителей в недостатке индивидуального внимания от воспитателя к их крохе.

3. Сомнения в профессионализме педагога и нежелание родителей прислушаться к советам воспитателя.

4. Сокрытие проблем в воспитании ребенка, как со стороны родителей, так и со стороны воспитателя.

Родители должны понимать, что не только они переживают и волнуются, когда отдают своего ребенка в детский сад.

Педагог тоже испытывает страхи и сомнения – в своем профессионализме, в справедливой оценке его работы, в способности оправдать возложенные на него ожидания.

Поэтому неблагодарность, презрение и апатичность со стороны родителей способны полностью разрушить энтузиазм, на котором фактически держится труд воспитателя.

Как подружиться с воспитателем?

Выгода от хороших взаимоотношений с воспитателем очевидна – родители своевременно будут осведомлены обо всем, что происходило с их ребенком в то время, пока он находился в детском саду. Кроме того, они всегда могут посоветоваться с опытным педагогом на предмет улучшения поведения ребенка дома и его общего развития.

Как это не удивительно, но найти взаимопонимание с любым воспитателем относительно легко. И для этого не нужно “лебезить” перед педагогом и “заваливать” его дорогими подарками. Достаточно просто следовать простым советам.

Возьмите за правило регулярное общение с воспитателем утром или вечером. Желательно находить для этого время хотя бы раз в неделю. Дежурный вопрос “Как дела у Пети/Маши/Вани?” уже заложит основу для контакта.

Можно поинтересоваться, с кем малыш наладил отношения, а с кем – нет, хорошо он себя вел или капризничал, всю ли порцию он съедает и т.д. Важно продемонстрировать не только заботу о ребенке, но и веру в профессионализм педагога.

Похвала всегда считалась самым доступным и универсальным средством успешной коммуникации.

Педагог, который тратит огромное количество энергии на воспитание активных и разных по характеру детей, не просто желает вознаграждения в форме простого человеческого “Спасибо”, он на него рассчитывает.

Обычная словесная благодарность, да еще и подкрепленная описанием достоинств педагога и его положительного влияния на ребенка, наверняка будет по достоинству оценена воспитателем.

Активный родитель – лучший помощник и друг воспитателя. Помощь родителей в проведении экскурсии или подготовке к празднику просто бесценна, ведь детей в группе много и воспитателю сложно справится с ними в непривычной для малышей обстановке. Поэтому стремление родителей оказать посильную нематериальную помощь всегда будет принята с благодарностью и признательностью.

При возникновении ссор между детьми родителям нужно вмешаться как можно раньше и не сваливать решение конфликта только на сотрудников детсада. Необходимо подключить к обсуждению проблемы других родителей, и всесторонне обсудить возникшую ситуацию всем вместе: родителям и воспитателю.

Постарайтесь избегать в разговоре с воспитателем обвинительных речей, пусть даже скрыто демонстрирующих ваше недовольство. Лучше выбрать для разговора позицию ребенка, например, “Ваня переживает оттого, что с ним не хотят дружить”.

Бывают ситуации, когда воспитатель явно демонстрирует отсутствие профессионализма (например, он позволяет себе грубые высказывания в разговорах с детьми, открыто игнорирует их просьбы и проблемы, либо обходится с воспитанниками слишком строго).

Если недовольство воспитателем никак нельзя побороть, и, на ваш взгляд, его способы воспитания детей кардинально отличаются от методов, принятых в современной педагогике, нужно поднять вопрос среди других родителей и, возможно, коллективно обратиться к воспитателю или руководству детского сада.

В любом случае необходимо искать компромиссы и придерживаться дружелюбного (в крайнем случае, нейтрального) тона в общении с сотрудниками детского сада. Кстати, в такой линии поведения есть и еще одно дополнительное преимущество: родители на личном примере смогут показать ребенку, что любую конфликтную ситуацию можно решить мирно, без скандалов и споров.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1180_kak-naladit-otnosheniya-s-vospitatelem.html

Родитель – учитель – ребёнок: как наладить взаимоотношения

Отношения педагога и ребенка

Чем ближе начало нового учебного года, тем сильнее чувствуется волнение в рядах родителей. Особенно сильно переживают те, чей собственный школьный опыт был не самым удачным.

Вдруг ребёнок не сумеет найти общий язык с педагогом? Или учитель будет придираться к нему по пустякам, обижать, недооценивать?
Как справиться со своими страхами и наладить контакт со школой в своей новой статье рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology)

Мне всегда везло с учителями.

У меня была замечательная первая учительница — заслуженный учитель России, Таисия Яковлевна, прекрасные учителя в старших классах, благодаря которым я полюбила математику, физику, биологию и литературу, университетские профессора, с которыми нас связала дружба на долгие годы, поэтому мне очень хотелось, чтобы моим детям тоже повезло и у них были замечательные педагоги.

Как психолог, я знаю, что всё начинается ещё до школы, с отношений с мамой.

Если они складываются, то малыш многому учится у мамы, он не боится рассказывать ей про страшное, с интересом слушает её рассказы, книги, которые она читает, бесконечно задаёт ей вопросы и знает, что получит ответ, или они будут искать ответы вместе. Такие отношения задают атмосферу познания и любопытства.

На первого учителя ребенок невольно проецирует модель, к которой привык, которая ему понятна: модель отношений с мамой.

Часто, если отношения с учителями у детей, да и у родителей не складываются, психологи начинают задавать вопросы про детство, чтобы найти там источники сложностей, и пытаются изменить сначала что-то в системе ребёнок — родитель, а потом в системе учитель — ребёнок — родитель. Это важно в ситуациях, когда отношения у ребёнка не складываются ни с одним-двумя конкретными учителями, а системно — «все учителя ужасны, не справедливы, не компетентны, школа — страшное место».

Помню, как одна мама захотела привести ребёнка в школу, в которой училась сама, но сходив туда, отказалась от этой идеи наотрез, потому что зашла и увидела, что там работают «страшные тётки со страшными лицами». Но и в другой школе она увидела то же самое.

После того, как школу пришлось сменить в третий раз, ребёнок и мама оказались у детского психолога, а мама отдельно — у специалиста для взрослых.

И постепенно «страшные тетки» в школе перестали быть настолько страшными, а отношения у ребёнка, мамы и школьных учителей наладились.

Я не хочу сказать, что плохих учителей не бывает. Бывают. Так же, как бывают некомпетентные люди в других профессиях.

А бывает, что в учителях оказываются даже личности с психическими нарушениями, которые могут травмировать детей, и тогда родителям приходится объединяться и брать ситуацию в свои руки: обращаться к администрации школы, требовать увольнения учителя, защиты детей, менять класс или школу.

Но эти истории обычно находятся вне системно-плохих отношений почти со всеми учителями. Моим детям с педагогами повезло. Я попросила рассказать про свой опыт отношений с учениками и родителями школьного учителя школы-ВУЗ «Современное образование» Верещагину Ларису Николаевну, первую и любимую учительницу одного из моих детей.

Лариса Верещагина, учитель школы-ВУЗ «Современное образование»

«Родитель — учитель»

Хотите вы того или нет, но пока ваши дети учатся в школе, вы будете общаться с учителями. Главное в любых отношениях — вежливость. Конечно, взаимная. На нас смотрят наши дети, поэтому общаемся вежливо. Большинство родителей боятся, что их ребёнка обидят или недооценят.

И что самое главное — учитель будет оценивать не только ребёнка, но и их самих — родителей, ведь каждый знает, что не идеален. Но эти опасения исчезают, когда родители понимают, что с учителем можно поговорить, обсудить проблему и найти понимание. Учитель и родитель находятся не по разные стороны баррикад.

Они на одной стороне — на стороне ребёнка.

Я недавно читала статью о детском гепатологе Аре Рейзис. В ней она пишет, что самый большой грех для врача — это безразличие. Это в полной мере относится и к учителям. Безразличие, равнодушие к ученикам — это большой грех. И это сразу почувствуют и родители, и дети.

Часто родители приходят в школу не просто поговорить, а уже с целью — «поставлю всех на место», «я им покажу».

Проблемы в обучении, отношения с одноклассниками и учителями — для тревоги и возмущения могут быть разные поводы.

И такие родители должны увидеть перед собой спокойного, уверенного и вежливого человека, который сразу даст понять: «Мы оба на стороне ребёнка. Что мы можем сделать вместе?»

Конечно, бывают случаи антипатии. Ну вот не нравится учительница маме. Просто так не нравится или есть причина — не столь важно. Постарайтесь не обсуждать это при ребёнке, не нагружайте его таким негативом.

Это уже ваша проблема, решите её. Если есть за что терпеть неприятного лично вам учителя, терпите, если нет — поменяйте класс или школу. Здесь педагог вам явно не помощник. Самое главное — мы всегда на стороне детей.

И родители, и учителя.

Наверное, мне повезло: у меня трое замечательных детей, и они неидеальные. Поэтому я вижу ситуацию с разных сторон. Я — учитель, к которому приходят родители учеников, и как родитель я хожу к учителям своих детей. И знаете, учусь и там, и там.

Как маме мне важно видеть, что учитель готов к разговору, что он неравнодушен и компетентен. Конечно, беседу, выходящую за рамки вежливости, надо прекращать сразу.

В школе можно найти человека, с которым получится спокойно поговорить — обычно такие люди находятся там, где администрация, но мне только один раз за длинную карьеру мамы пришлось прибегнуть к таким крайним мерам.

У меня был такой случай в самом начале моей работы в школе, сразу после университета. Дали мне восьмой класс, 34 ученика. Мне и так страшно, а тут ещё штатный классный хулиган. На уроках шумит, домашнее задание не выполняет, классную работу срывает, грубит. Терпение моё скоро лопнуло, и я вызвала его маму в школу.

Приходит ко мне уставшая женщина с потускневшим и обречённым лицом. Она уже привыкла, что сын хулиганит и его все ругают. И я собиралась, честно, собиралась его ругать, но вдруг увидела, что он подслушивает за дверью.

Не знаю, чем объяснить моё решение, опыта у меня не было никакого (даже не было младших братьев-сестёр), но я стала его хвалить, сказала, что позвала её, чтобы рассказать об успехах сына, и говорила только о том, что было хорошего. Вы бы видели, как расцвела мама, как она робко говорила о том, что да, он хороший, помогает и заботится о ней и о младшем брате.

Мне кажется, что ухо за дверью даже покраснело от удивления. И знаете, после этого у меня в классе появился замечательный ученик и первый мой помощник. А для меня это был колоссальный урок!

«Ученик — учитель»

В этой связке, конечно, главный — учитель. Он задаёт тон этому общению, и он будет нести ответственность за то, что в итоге получится. И опять я о своём: общаемся вежливо. Со стороны учителя — это обязательно, просто непременное условие.

Даже с самыми маленькими! Хотя с ними, наверное, это ещё важнее, ведь они нас, взрослых, копируют. Не зря же говорят, что трём вещам надо учить с детства: языкам, плаванию и вежливости. Желательно, чтобы общение было ещё и позитивным.

Все наши проблемы должны остаться за порогом класса.

В разряд запретов попадают, конечно же, оскорбления и насмешки. Унижать человеческое достоинство не позволено никому. Унижая и оскорбляя, не удивляйтесь полученному обратно негативу. Ни в коем случае нельзя давать оценку личности ребёнка или его семье.

Но и родители должны приложить все усилия, чтобы воспитать в ребёнке уважение к учителю. Многое зависит от настроя в семье. Не надо поощрять детей передразнивать учителей или акцентировать внимание на их физических недостатках.

Дети не смогут скрывать свои чувства, это точно помешает нормальному общению вашего ребёнка с учителем.

Хорошо, когда учитель видит в ученике личность, как бы банально это не звучало. Хорошо, когда учитель знает своих учеников не только по выполнению классной работы.

Кто любит больших собак, кто увлекается ирландскими танцами, кто замечательно поёт, кто может сделать инопланетянина из лего — вот что должен знать учитель. Все дети разные.

У меня был мальчик, которого я никогда не вызывала ни на какие соревновательные упражнения, ничего не давала ему выполнять на скорость. Ну не для него это. А есть дети с темпераментом, который требует выхода именно в таких заданиях.

Детям должно быть интересно с учителем. То, что надо знать свой предмет и иметь широкий кругозор, даже не обсуждается. Я, например, стараюсь быть в курсе всех новостей: музыки, гаджетов, спорта, кино, даже игрушек. Конечно, как говорят учителя, школа не цирк, никто не говорил, что здесь будет весело. Но хорошо, если учитель обладает чувством юмора и способен удивить своих учеников.

Читайте другие статьи Анны Скавитиной:

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе: общие правила для родителей

9 советов, которые помогут вернуться к школьному режиму после каникул

5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет

ESB Professional, Syda Productions/Shutterstock.com

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/11352

49. Типы отношения педагога к детям, их влияние на воспитуемых

Отношения педагога и ребенка

  Остановимсяна внутренней подструктуре межличностноговзаимодействия учителя и ребенка —педагогическом отношении. Выделяютнесколько типов отношения педагога кдетям:     1. Активно-положительныйтип характеризуется ровным, душевнымотношением к детям, заботой о них, помощьюпри затруднениях. Педагогам этого типаприсущи преобладание положительнойоценки ребенка.

искренность, такт.Такой учитель действует больше убеждением,чем принуждением.     2.Пассивно-положительный тип отношенийпроявляется внечетко выраженнойэмоционально-положительной направленностиво взаимодействии с детьми. Такой педагогнередко выбирает сухой, официальныйтон в общении с воспитанниками.    3.

Неустойчивый тип отношений характеризуетсяситуативностью поведения педагога приобщей эмоционально-положительнойнаправленности. Такиепедагоги нередкоподпадают под власть своих настроенийи переживаний, их оценка ребенка и манераповедения взначительной степенизависят от сложившейся ситуации.    4.

Активно-отрицательный тип отношенийпедагога к детям выражается в негативномотношении к детям, педагогическойработе. Он создает в группе частоатмосферу постоянной напряженности,сосредотачивает свое внимание наотрицательных поступках, фактах плохогоповедения.     5.

Пассивно-отрицательный тип отношенийпедагога характеризуется скрытойотрицательной направленностьюпедагогак детям, педагогической деятельности.Педагог умеет создать внешние признакихорошей организации работы, однако насамом деле к работе и детям безразличен.

50. Педагогические способности, их развитие у специалистов дошкольного образования

Ф.Н. Гоноболин дает следующие свойстваличности, структура которых, по егомнению, и составляет собственнопедагогические способности:

• способностьделать учебный материал доступным;

• творчествов работе;

• педагогически-волевоевлияние на учащихся;

• способностьорганизовать коллектив учащихся;

• интереси любовь к детям;

• содержательностьи яркость речи, ее образность иубедительность;

• педагогическийтакт;

• способностьсвязать учебный предмет с жизнью;

• наблюдательность;

• педагогическаятребовательность.

Существующиепредставления о структуре субъектныхсвойств (качеств, характеристик, факторов)дают основание выделить следующиечетыре группы:

1)психофизиологические (индивидные)свойства субъекта как предпосылкиосуществления им его субъектной роли,выступающие в качестве задатков;

2)способности;

3)личностные свойства, включая направленность;

4)профессионально-педагогические ипредметные знания и умения какпрофессиональная компетентность вузком смысле.

51. Профессионально – педагогические умения и пути их совершенствования

Подумением в общепринятом понимании имеетсяв виду возможность эффективно выполнятьсистему действий в соответствии с целямии условиями ее осуществления.

Профессиональнаякомпетентность оценивается уровнемсформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционныхфункций педагога можно выделить следующиегруппы профессионально-педагогическихумений:

гностическиеумения– это умения, с помощью которых педагогизучает ребенка (его возрастные,индивидуальные особенности, личностныекачества, взаимоотношения со сверстниками,взрослыми, степень эмоциональногоблагополучия и др.), коллектив в целом(этапы становления, «актив» группы,зачатки общественного мнения). Изучениеребенка дает педагогу возможностьобъяснить причины поведения, увидетьпути совершенствования воспитания,обучения.

Гностическиеумения используются при изучениипедагогического опыта других воспитателейс целью заимствования методов, приемовобразовательной работы.

идеологическиеумения– социально-значимые умения проведениявоспитательной работы среди обучающихся;

дидактическиеумения– общепедагогические умения определятьконкретные цели обучения, выбиратьадекватные формы, методы и средстваобучения, конструировать педагогическиеситуации, объяснять учебно-производственныйматериал, демонстрировать техническиеобъекты и приемы работы;

организационно-методическиеумения– умения реализации учебно-воспитательногопроцесса, формирования мотивации учения,организации учебно-профессиональнойдеятельности учащихся, установленияпедагогически оправданных взаимоотношений,формирования коллектива, организациисамоуправления;

коммуникативно-режиссерскиеумения– общепедагогические умения, включающиеперцептивные (умение улавливает малейшиеизменения во внутреннем состоянииученика), экспрессивные, сугистивные(способностей к эмоционально-волевомувлиянию на учащихся), ораторские и уменияв сфере педагогической режиссуры;

прогностическиеумения– общепедагогические умения прогнозированияуспешности учебно-воспитательногопроцесса, включающие диагностикуличности и коллектива учащихся, анализпедагогических ситуаций, построениеальтернативных моделей педагогическойдеятельности, проектирование развитияличности и коллектива, контроль запроцессом и результатом;

рефлексивныеумения– способность к самопознанию, самооценкапрофессиональной деятельности ипрофессионального поведения,самоактуализация;

организационно-педагогическиеумения– общепедагогические умения планированиявоспитательного процесса, выбораоптимальных средств педагогическоговоздействия и взаимодействия, организациисамовоспитания и самоуправления,формирования профессиональнойнаправленности личности обучающихся;

общепрофессиональныеумения –умения чтения и составления чертежей,схем, технических диаграмм, выполнениярасчетно-графических работ, определенияэкономических показателей производства;

конструктивныеумениянеобходимы педагогу для проектированияпедагогического процесса, воспитаниядетей с учетом перспектив образовательнойработы. Конструктивные умения воплощаютсяв планировании работы, в составленииконспектов занятий, сценариев праздникови т.п.

технологическиеумения– количественные умения анализапроизводственных ситуаций, планирования,рациональной организации технологическогопроцесса, эксплуатации технологическихустройств;

производственно-операционныеумения– общетрудовые умения по смежнымпрофессиям;

специальныеумения– узкопрофессиональные умения в рамкахкакой-либо одной отрасли производства.Это умения петь, танцевать, выразительнорассказывать, читать стихи, шить, вязать,выращивать растения и др. В рядуспециальных умений у педагога обязательноесть самое любимое занятие, в которомв наибольшей степени проявляютсятворчество, увлеченность.

Педагогическиеумения формируются и совершенствуютсякак в процессе обучения в педагогическихучебных заведениях, так и в процессевсей педагогической деятельностиучителя. Насколько эффективно этопроисходит, во многом зависит от целевойустановки самого учителя на формированиеу себя названных умений.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2229572/page:22/

ovdmitjb

Add comment