Irvuz

Основные теории и подходы к воспитанию

Современные концепции воспитания: основы, методы и подходы к воспитанию детей

Основные теории и подходы к воспитанию

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания.

Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д.

Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки.

Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С.

Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики.

Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования.

Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию.

Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях».

Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка.

Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания.

Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике.

Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/vospitanie/sovremennye-kontseptsii-vospitaniya

Основы современной теории воспитания

Основные теории и подходы к воспитанию

Воспитание с точки зрения педагогической науки имеет два основных ракурса:

  • социальный, который предполагает передачу опыта, накопленного предыдущими поколениями;
  • педагогический, который рассматривается как процесс комплексного формирования личности, проводимый при помощи системы средств воздействия на подопечного.

Воспитание не является какой-то шаблонной деятельностью. Оно подчиняется запросам общества. В настоящее время на первый план в воспитании выходит привитие таких понятий как гражданственность и общечеловеческие ценности, следование законам и моральным нормам.

В современном обществе воспитание предполагает привитие гуманизма и социокультурных ценностей. Особое значение придается использованию современных технологий, налаживанию диалога с подопечными, работе на перспективу, развитию эмоциональной сферы у представителей подрастающего поколения.

Если обобщить все написанное выше, то можно дать понятию «Воспитание» следующее определение.

Определение 1

Воспитание – это целенаправленное воздействие на воспитуемого, находящегося в условиях организованной системы, с целью формирования его личности посредством налаживания взаимодействия подопечного и воспитателя в процессе реализации общих целей.

Основываясь на этом определении можно выделить следующие компоненты воспитания:

  • цель: процесс формирования личности является целенаправленным;
  • наличие воспитательной системы;
  • наличие обратной связи во взаимодействии педагога и учащегося;
  • отождествление воспитания и воспитательного процесса.

Наибольшее распространение на сегодняшний день получит личностно-деятельностный подход к воспитанию как наиболее перспективный. В его основе лежит общение как основа межличностных отношений, активная социализация личности.

Эффективное взаимодействие воспитанников с педагогами в деле достижения общих целей позволяет подопечным реализовать свои лучшие качества, выработать самостоятельность в принятии решений, получить необходимый опыт взаимодействия с людьми разных возрастов.

Важной частью любого воспитательного процесса в педагогике является цель воспитания. Дадим определение этому понятию. 

Определение 2

Цель воспитания – это формирование всесторонне развитий, гармоничной личности.

Другими важными особенностями эффективного воспитательного процесса являются:

  • целенаправленность (достижение цели возможно только в случае эффективной работы по получению промежуточных результатов);
  • единство целей всех участников воспитательного процесса;
  • непрерывность процесса;
  • учет положительных и отрицательных факторов, воздействующих на формирующуюся личность;
  • подвижность и адаптивность (изменение применяемых методов воспитательного воздействия в зависимости от стихийных факторов, воздействующих на формирующуюся личность);
  • комплексность (единство содержания и задач применяемых методов воспитания);
  • вариативность (учет индивидуальных особенностей подопечного);
  • сотрудничество как основа взаимодействия педагога и воспитанника;
  • противоречивость как движущая сила воспитания.

В воспитательном процессе не последнее место занимает личность педагога. Совокупность личных и профессиональных качеств воспитателя во многом определяет результат воспитания. Взрослый человек является в первую очередь носителем ценностных ориентиров и мастерства.

Самовоспитание в воспитательном процессе

Роль самостоятельной работы по формированию собственной личности огромна.

Определение 3

Самовоспитание – это целенаправленная, осознанная деятельность человека, целью которой является развитие собственной личности, повышение уровня образования, совершенствование положительных качеств, выявление и устранение недостатков.

К числу значимых компонентов самовоспитания можно отнести:

  • познание себя, своих особенностей и потребностей;
  • оценка себя и своих достижений;
  • честность отчетов о проделанной работе и ее результатах;
  • высокий уровень самоконтроля.

Повысить результативность процесса самовоспитания помогает использование таких приемов как:

  • приказ, отданный себе;
  • ободрение и одобрение своей личности, своих качеств и своего поведения;
  • выбор значимых способов поощрения и наказания себя;
  • самовнушение.

Самовоспитание позволяет человеку достичь гораздо лучших результатов, сделать его личность более интересной, социально адаптированной, устойчивой к деструктивным влияниям.

Перевоспитание

Результативность воспитательного процесса определяется всеми категориями педагогики, к которым относятся обучение, воспитание и самовоспитание. Все эти категории связаны воедино в едином воспитательном процессе. Все эти категории важны и в деле перевоспитания.

Определение 4

Перевоспитание – это комплекс воздействий на воспитуемого, целью которых является устранение сформированных в процессе развития отрицательных и привитие положительных личностных качеств индивидууму.

Перевоспитать подопечного гораздо сложнее, чем сразу направить развитие личности в правильно направлении. Это процесс требует затрат времени и сил, требует от педагога особого терпения и такта.

Чем более устойчивыми являются отрицательные черты, тем сложнее человек поддается перевоспитанию. В связи с этим Макаренко писал, что воспитательный процесс лучше сразу построить таким образом, чтобы в последующем ничего не пришлось переделывать.

Основным значимым фактором, который определяет эффективность перевоспитания, является внутренняя потребность человека исправлении, изменении образа жизни, круга общения, поведения и привычек. Также имеют значение:

  • расположенность и доверие воспитуемого по отношению к воспитателю;
  • выявление причин, которые порождают проблемы;
  • создание новой системы ценностных ориентиров;
  • обрисовывание будущих перспектив;
  • комплексное воздействие на личность, ее сознание, волю и чувства.

Современные теории воспитания

На современном этапе развития педагогической науки разработаны и используются многочисленные теории и концепции воспитания, педагогами широко используются различные формы, методы и методики воспитания, которые могут быть объединены в целостные воспитательные системы.

Разобраться во всем многообразии концепций без целостного понимания воспитательного процесса и значения вклада в его эффективность отдельных элементов непросто. На помощь приходит такой раздел педагогики как теория воспитания.

Определение 5

Теория воспитания – это научное направление, которое раскрывает сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его отдельные структурные элементы, рассматривает различные концепции воспитания и воспитательные системы.

В основе современной теории воспитания находятся разработки, сделанные еще в 19 веке педагогом К.Д. Ушинским. В 20 веке разработкой вопросов теории воспитания занимался А.С. Макаренко.

Современные концепции воспитания используют новейшие достижение психотерапии и психологии, популярные философские учения:

  • когнитивная теория;
  • бихевиористическая (поведенческая) теория;
  • социоэнергетическая теория и проч.

Цель современных концепций воспитания – активная социализация человека. Внешние заданные нормативы не исключают гармоничного и всестороннего развития личности.

Эта концепция никак не противоречит ряду направлений педагогики, которые в центр научной картины мира ставят человека.

Гуманистическая теория воспитания, предполагающая полное культурное развитие человека, его саморазвитие и самовоспитание не исключает необходимости жизни личности в социуме.

Новые тенденции в развитии общества формируют новые требования к личности человека. В связи с этим цели воспитания не являются постоянными и со временем претерпевают изменения. Неизменными остаются нравственные ценности, такие как духовность, человечность и доброта.

Цели воспитания не являются постоянными. С изменением системы общественного устройства и социальных отношений, изменяются и цели воспитания.

Основным проявлением духовности является стремление человека к самопознанию и совершенствованию. Свобода личности должна в обязательном порядке учитывать право на свободу и неприкосновенность границ личности другого человека. Только в этом случае подрастающее поколение сможет стать духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/osnovy-sovremennoj-teorii-vospitanija/

Педагогическая психология. Психология педагогического общения

Основные теории и подходы к воспитанию

Сохрани ссылку в одной из сетей:

  • 11.3.1. Технократический подход к воспитанию

  • 11.3.2. Гуманистический подход к воспитанию

ВЕвропе, Америке, Японии существуетмножество разнообразных теорий иподходов к воспитанию. Первую группусоставляют концепции, в которых воспитаниерассматривается как более или менеежесткое руководство учащимися,формирование заданных обществом свойствличности. Это можно назвать авторитарной,технократической педагогикой.

Воспитательным концепциям второй группыможно дать обобщенное название –гуманистическаяшкола. В общем, воспитательные системыЗапада базируют свои теории на философиипрагматизма,позитивизма,экзистенциализма.Психоанализ и бихевиоризм являютсяпсихологической основой большинствавоспитательных концепцийЗапада(http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952019.

htm;см. статью Воробьевой В.Н. “Гуманитарнаяпсихология: предмет и задачи”).

11.3.1. Технократический подход к воспитанию

Разработчикитехнократическойавторитарной педагогикиисходят из того, что задачей воспитательнойсистемы школы и общества являетсяформирование “функционального”человека-исполнителя, адаптированногок жизни в данной общественной системе,подготовленного к выполнениюсоответствующих социальных ролей.

Так,в США эти роли таковы: гражданин, работник,семьянин, потребитель. Воспитаниеследует строить на рациональной научнойоснове, программируя поведение людейи управляя его формированием. Создателемтехнократической педагогики являетсяБ. Скиннер.

Советская педагогика пыталасьстроить воспитание именно как управляемыйи контролируемый процесс, стремясьопределить точные цели, задачи, содержание,методы и формы работы. Представителитехнократического подхода на Западетакже стоят на позиции, что процессформирования и воспитания личностидолжен быть строго направленным иприводить к проектируемым результатам.

Однако в этом подходе таится угрозаманипулирования личностью, опасностьполучить в итоге человека-функционера,бездумного исполнителя. Воспитаниепонимается как модификация поведения,как выработка “правильных”поведенческих навыков. В основетехнократической педагогики лежитпринцип модификации поведения учащихсяв нужном направлении.

          Формированиенавыков поведения необходимо, но нельзяпренебрегать собственной волей личности,ее сознанием, свободой выбора, целямии ценностями, что и детерминируетсобственно человеческоеповедение.

          Модификационнаяметодика предполагаетвыработку желаемого поведения в различныхсоциальных ситуациях с помощью”подкрепителей”: одобрения илипорицания в разных формах. В модификационнойметодике нет ничего плохого, если имеетсяв виду воздействие на сознание, поведение,эмоции человека с целью его развития.

Но если модификация поведения приводитк манипуляцииличностью, пренебрегает ее интересами,служит внешней адаптации, не апеллируяк собственной воле и свободе, то этоносит антигуманный характер. Крайнимвыражением технократического подходаявляется теория и практика психотропноговоздействия на учащихсяи взрослых. Воспитание с помощьюфармакологическиих препаратовпротиворечит всем нравственным июридическим нормам.

11.3.2. Гуманистический подход к воспитанию

Модельвоспитания гуманистической педагогики,в основе которой лежит направлениегуманистической психологии, развиваласьв 50-60-е гг. ХХ в. в США в трудах такихученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс,Дж. Келли и др.
          Главнымипонятиями гуманистической педагогикиявляются “самоактуализация человека”,”личностный рост”, “развивающаяпомощь”.

Каждый человек представляетсобой цельное образование, неповторимуюличность. Поведение личности определяетсяне подкреплением, поступающим из внешнейсреды, как учит бихевиоризм,а врожденным стремлением человека кактуализации – развитию своих природныхспособностей, поиску своего смысла ижизненного пути.

Личность понимаетсякак сложная автономная система,отличающаяся направленностью, волей кположительной деятельности исотрудничеству. Самоактуализация – этореализация себя в деятельности, вотношениях с людьми, в полнокровной”хорошей” жизни на выбранном иизменяющемся жизненном пути. Этосостояние означено у К. Роджерса понятием”полноценно функционирующий человек”.

В психотерапии и педагогике Роджерсапсихотерапевт и педагог должны возбудитьсобственные силы человека по решениюего проблем. Не навязывать ему готовогорешения, а стимулировать его собственнуюработу по личностному изменению и росту,которые никогда не имеют пределов. Цельюобучения и воспитания должно быть неприобретение знаний как набора знаний,фактов, теорий и пр.

, а изменение личностиучащегося в результате самостоятельногоучения. Задача школы и воспитания – датьвозможность развития, саморазвитияличности, способствовать поиску своейиндивидуальности, помочь человеку идтик самоактуализации.
          Учение,в котором заинтересован ученик, гдеесть не просто накопление фактов, аизменение ученика, его поведения, егоЯ-концепции (рис.

10), К. Роджерс назвал”значимым для человека учением” исчитал, что только таким оно и можетбыть.

  • Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:

    1. Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и значимые для них.

    2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то есть проявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.

    3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.

    4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

    5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, создает психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрирование на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа.

      Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.

      Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

!

Вальдорфскаяпедагогика -совокупность методов и приемов воспитанияи обучения, основанная на антропософскойинтерпретации развития человека какцелостного взаимодействия телесных,душевных и духовных факторов (Российская…,1993-1996, Т. 2).
          Методологическиеи дидактико-методические основывальдорфской педагогики разработаныР. Штейнером.

Применяется она в такназываемых свободных вальдорфскихшколах (первая открыта в 1919 г. в Штутгартедля детей рабочих фабрики “Вальдорф-Астория”;отсюда название), вальдорфских детскихсадах и в лечебно-педагогическихучреждениях “Кемпхилл”. В 1933-1945 гг.на территории фашистского рейхавальдорфские воспитательные учреждениябыли закрыты, педагоги подверглисьрепрессиям.

Движение за открытиевальдорфских школ возобновилось послеВторой мировой войны, особенно после60-х гг. ХХ в., охватив многие страны. К1990 г. в мире насчитывалось около 500вальдорфских школ, около 1000 детскихсадов. Это частные учреждения, иногдас частичным государственным субсидированием(в разных странах – от 30 до 80 %).

Вальдорфскиешколы дают полное среднее образование(12 лет обучения; для поступающих вуниверситеты есть 13-й, так называемыйабитуриентский, класс).

          Задачавальдорфской педагогикиопределяется как воспитание духовносвободной личности, способной виндивидуальном творчестве преодолеватьтенденцию общества к консервативномувоспроизводству существующих социальныхструктур и стереотипов поведения итаким образом действовать на пользупрогрессу.

Сторонники вальдорфскойпедагогики видят в ней не систематическуюи нормативную научную дисциплину, а”искусство пробуждать” скрытые вчеловек природные задатки. В основеэтого искусства многосторонняя разработкаШтейнером эстетических идей И.В. Гетеи Ф. Шиллера, которые он в своей гносеологиирасширил до сферы трансцендентного, нотрактуемых в категориях бытия и развития.

Законы творчества рассматриваются каквытекающие из законов природы и находящиевыражение в духовном опыте человека;творческая фантазия выдвигается в рядосновных принципов педагогическойдеятельности и сопрягается с “мужествомк истине” и чувством душевнойответственности.          Главноедействующее лицо в вальдорфскойпедагогике – классный учитель.

В егообязанности входит организация почтивсей учебно-воспитательной работы сосвоими учащимися в течение первых 8 летобучения (наполняемость класса – около30 чел.). Классный учитель разрабатываети преподает основные общеобразовательныепредметы; создает и поддерживает винтересах воспитания тесное взаимодействиемежду учителями и учащимися, междушколой и родителями.

Учитель не работаетпо жесткому графику: необходимый пландолжен быть “прочитан” непосредственнов каждом ученике.

          Дидактико-методическиеподходы Штейнер разработал, исходя изпредставлений Гете о метаморфозе.Развитие человека рассматривается какцепь имманентныхступенчатых преобразований, протекающихв значительной мере под влияниембиогенетического закона. Его действиепреодолевается на ступени всестороннегоразвития, и человек достигает подлиннойдуховной свободы; создание полноценныхпредпосылок для такой свободы – главнаяцель вальдорфской педагогики.

          Циклыметаморфоз, по Штейнеру, делят развитиечеловека на семилетия, хронологическине совпадающие для различных сфер:телесности, мышления, чувств и воли.Перед педагогом ставится задача точнопрослеживать эти метаморфозы, создаватьблагоприятные условия для их протекания.Вальдорфская педагогика исключаетпрямые воздействия на волю; считается,что воля развивается здоровым образомтолько в результате правомерных косвенныхвоздействий. Общий принцип их осуществления- “сначала художественное, затем изнего интеллектуальное”. Поэтому ввальдорфских учреждениях большоевнимание уделяется художественномувоспитанию, которое ориентируется наразвитие именно живого мышления ипрочной воли, но не на подготовку кпрофессионально художественнойдеятельности. Искусство рассматриваетсякак наилучшее средство формированиячерт личности, способной находитьадекватное отношение к меняющимсяусловиям окружающего мира.          Какправило, обучение делится на 3 ступени:до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Начальноеобучение ведется медленно, с преимущественнымиспользованием различных образныхформ, которые применяются и на старшихступенях. Предметы учащиеся проходяттак называемыми эпохами: в течение 3-4недель ежедневно на первых уроках даетсяодин и тот же предмет, во время паузы вего преподавании подобным образомизучается другой предмет. Учебники кактаковые не применяются. Необходимыезаписи ученики делают в самостоятельнооформляемых тетрадях “по эпохам”.Значительное внимание уделяетсятрудовому воспитанию, в процессе которогокак мальчики, так и девочки овладеваютразнообразными практическими навыкамиот вязания до индустриального трудаили полного цикла сельскохозяйственныхработ. Не исключается и собственнопрофессиональная подготовка. Оценкине выставляются. По окончании учебногогода классный учитель составляетподробную психолого-педагогическуюхарактеристику каждого учащегося (общимдля педагогов является критическоеотношение к любым формам селекцииучащихся, к тестированию и отборуодаренных). Сдаются экзамены итоговыепосле 8-го класса и выпускные (в присутствиигосударственного школьногоинспектора).          Вальдорфскиеучреждения автономны и не имеют надсобой руководящих инстанций, управляютсяпедагогическим советом. Пост директорашколы отсутствует. Общие вопросыорганизации воспитательного процессаи другие решаются коллегиально наеженедельных конференцияхучителей.(http://www.redline.ru/education/valdorfru.html;сервер по вальдорфскойпедагогике),

(http://www.steinerwaldorf.org.uk/ – серверАссоциации вальдорфских школ Великобританиии Ирландии (Steiner Schools Fellowship)).

Источник: https://works.doklad.ru/view/E5HKpk2bOnk/50.html

ovdmitjb

Add comment