Irvuz

Основные принципы психологической науки

Содержание

Методология психологических исследований

Основные принципы психологической науки

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности. Другими словами, это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. Другими словами, методология — это система основных понятий и принципов, лежащих в основе науки и исследования.

Уровни методологии

Методология психологического исследования представлена несколькими уровнями:

  1. Уровень философской методологии. Этот уровень является базовым, создающим основу для всех последующих уровней, и представлен наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения.
  2. Уровень методологии общенаучных принципов исследования (общая методология научных исследований). Этот уровень представлен универсальными принципами, средствами и формами научного познания, соотносимыми не с какой-либо конкретной наукой, а применимыми к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности – общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.
  3. Уровень конкретно-научной методологии (специальная методология научных исследований). Этот уровень представлен совокупностью методологических принципов, применяемых именно в данной конкретной области знаний (например, в психологии). Специальная методология есть реализация философских и общенаучных принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания.
  4. Уровень методик и техник исследования (частная методология научных исследований). Этот уровень представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных для решения исследовательских задач определенного типа. Конкретные методики, применяемые в психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Методологические принципы в психологии

Методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно-научной методологии.

Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений. Каждое изменение того или иного предмета или явления является следствием определенного процесса и результатом воздействия определенных факторов. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.
  • Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем. Поэтому каждое явление необходимо рассматривать только в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей системы. При исследовании какого-либо явления необходимо, во-первых, оценивать достаточность элементов системы, взятых для анализа и необходимость их для появления нового свойства, во-вторых, необходимо выделение принципа устройства данной системы. Принцип системности возник в ответ на два более ранних метода анализа: механистический и холистский. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Холистский подход исследовал свойства целого и распространял их на отдельные элементы.
  • Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Развитие связано с эволюцией – усложнением уровня организации объекта. Развитие отличается от формирования (формирование как структурирование системы протекает внутри этапа развития). С принципом развития тесно связан принцип диалектичности.
  • Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы. Пример: Личность можно рассматривать как физическое тело, биологическое существо и социальное существо. Физическая сущность заключается в потреблении пищи и преобразовании ее в энергию жизнедеятельности. Биологически личность является субъектом психологических отношений; продолжается функционирование первого уровня, преобразованное психическим отражением. Личность как социальное существо является субъектом социально-психологических отношений при продолжении функционирования первых двух уровней в преобразованном виде.

Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:

  • Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
  • Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
  • Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

: Методы психологических исследований

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/metodologiya-psihologicheskih-issledovaniy/

Принципы психологии: отражения, детерминизма, развития личности, возрастной психологии, восприятия визуальной информации, психологии творчества, труда, методологические подходы

Основные принципы психологической науки

Методологией называют систему, основанную на принципах теоретического и практического функционирования. Это свод правил, нормативных познаний и способов создания теории.

Методология делиться на различные уровни. Например, общенаучную методологию считают системой, построенной на нормативах и принципах, объединяющих все области знаний. Но, для того, чтобы она стала пособием для одной из специальных наук, ее нужно конкретизировать в отношении этой науки. В данном случае это уже будет конкретнонаучная методология.

Методологические принципы психологии, исповедующие общенаучные методы, практикуют использование диалектического подхода, а к конкретнонаучным методам — системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход состоит из таких основных принципов:

  1. Детерминизма.
  2. Активности.
  3. Сознание и доведение, как одно целое.
  4. Системности.
  5. Развития.

5 принципов психологии

Принципом отражения раскрывается осознание сути психики и ее главных функциональных возможностей, раскрываются уровни развития человеческой психики. Психика человека своеобразна и имеет особую форму отражения, зависящую от многих обстоятельств, в которые входят:

  1. Объективная реальность с ее особенностями, воспринимаемая при помощи речи и органами чувств.
  2. Головной мозг и его самочувствие.
  3. Психическое и физическое здоровье человека.

По принципу активности исследователь ориентируется во время изучения явлений психики брать во внимание сознательное и целенаправленное отражение в человеческом сознании внешних и других обстоятельств, а не только зеркальное.

По принципу единства специалист ориентируется на содержательное и аксиологическое исследование психического состояния человека, учитывая конкретные исторические условия его жизнедеятельности.

Целостный и системный подход — это принцип, связанный с изучением и глубоким пониманием феноменов психики, которые находятся во взаимосвязи между собой. Также специалист по этому принципу ориентируется на осмысление психики, как целостное интегральное явление.

Относительная самостоятельность — этот принцип говорит о том, что у всякого психического явления есть своя специфика, которая состоит из своих формирующихся, развивающихся и функционирующих закономерностей, заодно с физиологическими основами.

Принципы психологии восприятия визуальной информации

В том случае, когда человеком дается оценка изображению, в его сознании формируется только вывод, а самого процесса, определяющего отношение к тому, что он увидел нет. Таким образом у человека проявляется способность сходу определить свою позицию к увиденному.

Также следует заметить, что знакомство с любым предметом начинается с его верхнего левого угла. Далее движение взгляда идет в направлении к правому нижнему углу. Этим принципом руководствуются все люди не зависимо от того, что кто-то из них левша или правша.

Лишь пройдя указанный этап, человек полноценно оценивает изображение с присущими ему характерными чертами. Например, изначально предпочтение отдавалось ярким элементам, затем медленно осуществлялся переход к деталям с определенной смысловой нагрузкой.

Принцип отражения в психологии

Принцип отражения в психологии дает ориентир исследователю на предмет того, что знакомство с объектом сопровождается процессом, отражающим его возможности, как субъекта.

В качестве отражения рассматривается оригинальное отображение при помощи образа.

Существует сходство образа с оригиналом в том случае, если каждый взятый в отдельности элемент образа будет соответствовать (гомоморфно) оригинальному элементу, а также отношения элементов образа будут соответствовать отношениям элементов оригинала.

Из гомоморфного отображения следует, что это является лишь первым шагом к становлению в гносеологическом отношении системы «субъекта-объекта», так как приближенно учитывается форма объекта. Судя по последнему, можно сказать, что виден не так образ оригинала, как его прообраз.

Очередным шагом в ходе развития гносеологического отношения является изоморфизм. Этот уровень отображения дает возможность адекватно представить форму объекта. Если в гомоморфизме видно относительное копирование образа с оригинального объекта, то в изоморфизме утверждается их полное сходство.

Изоморфизмом закрепляется отраженная форма, а вопрос о содержимом объекта остается нерешенным. Процесс эволюции отражения движется от гомоморфизма, проходит сквозь материю изоморфизма, раздраженности, психики к сознанию.

А в сознании уже подразумевается высшая форма отражения, с помощью которого происходит формирование чувственного, а далее и рационального образа, в котором отображена действительность в формах понятия, суждения и умозаключения.

Принципы психологии развития и возрастной психологии

Психологию развития относят к той области, которая занимается изучением психологических изменений у человека в меру его взросления. Из-за этого часто психологию развития еще называют возрастной психологией, либо же это методологическая база оной, содержащая в себе более расширенную коллекцию сведений.

В психологии развития существуют следующие подразделы:

  1. Пренатальной и перинатальной психологии, которая занимается изучением психической жизни детей, которые еще не родились, или уже появились на свет.
  2. Детской психологии, изучающей психику развития ребенка.
  3. Психологии юного и зрелого возрастов — изучение психических особенностей человека юного и зрелого возрастов.
  4. Подраздел геронтопсихологии — изучение психики человека в пожилом возрасте.

Психологией развития исследуются психика и организм человека в периоды разных возрастных этапов. И, как и другая самостоятельная наука, психология развития обладает своим предметом, объектом, задачами и функциями.

Принцип детерминизма в психологии

Принцип детерминизма в психологии является научным методом, познающим окружающий мир, и применяется в тандеме с многими науками.

Он начинается с философского учения, которое разработал в свое время Демокрит, и развивалось потом великим Аристотелем.

Под принципом детерминизма в психологии подразумеваются явления, которые происходят вокруг нас, не могут быть случайными, а возникают они вследствие какой-то причины или совокупных причин.

Согласно теории детерминизма, случайно ничего не происходит, все происходящее является результатом внешних и внутренних логических связей. Поэтому, человек, за счет своих усилий ничего не может изменить.

Крайним элементом детерминизма есть не что иное, как фатализм, то есть, человек тупо верит в судьбу, либо злому року, или же подвластности судьбы высшим силам.

Концепцию психологии детерминизма следует понимать, как необходимость установления причинно-следственной связи психического явления побуждающими обстоятельствами, приведшими к нему. Эту теорию в равной силе можно отнести не только к людям, но и к животным.

Принципы психологии творчества

Принципы психологии творчества изучают следующее:

  1. Воображение, интуицию, мышление, активность, вдохновение.
  2. Индивидуально-психологические особенности, которые проявляются во время творческой работы — способности, талант, гениальность и др.
  3. Влияния, оказываемые на человека, когда он вливается в творческую среду себе подобных.
  4. Факторы, которыми стимулируется творческая активность — мозговой штурм, групповая дискуссия, психофармакологические средства и др.

Психология творчества состоит из таких важнейших положений теории:

  1. Любому пониманию можно дать определение непонимания, так как под видом этого предполагается дальнейшая интерпретация воспринимающим человеком.
  2. Мысль передать невозможно, ее можно возбудить лишь словом.
  3. Смысл жизни любого творческого сюжета или объекта состоит в том, что им просто пользуются.

Принципы психологии труда

Оптимизируя трудовую деятельность, современный менеджмент часто прибегает к психологическому анализу, который является основополагающей составляющей в этом деле.

Научное и практическое обеспечение труда на данном этапе развития общества является самым болезненным вопросом современности.

Организация внимания, развитие памяти и мышления, воли и профессиональных навыков, далеко не полный перечень требований к современному работнику. Этими и некоторыми другими вопросами определяется изучение в области психологии труда.

Психология труда — является наукой, изучающей психические явления, механизмы и другие особенности, которые активизируются у человека во время трудового процесса.

Также изучаются индивидуальные особенности человека, методы, играющие основную роль в трудовом процессе и его организационных вопросах.

Обобщая понятие психологии труда, можно сказать, что она относится к отрасли психологии, которая изучает психологические закономерности трудового процесса человека.

Принципы психологии как науки

На протяжении всей сознательной жизни, человечество проявляло живой интерес к сущности человека: по каким причинам и закономерностям определяются его поступки, какие законы влияют на его поведение среди себе подобных, вопросы внутреннего мира.

Интрига состояла в том, что основной задачей для понимания стояло возникновение мысленных образов, в чем заключается сознание, умение мыслить, творить… И психология в метании между верованиями, научными доводами и искусством, старается найти ответы не только на эти вопросы, но и на другие.

Эта наука о самых сложных процессах, происходящих в жизни человека, которые когда-либо были известны ему. В психологии человеку уготованы две одновременные роли, как объекта, так и субъекта познания. Все становятся свидетелями уникального явления: когда из научного сознания человека получается научное самосознание.

Психологические изыскания сопровождаются трудной и неоднозначно решаемой проблемой объективности в научном познании. Многими учеными психология не была признана, как объективная научная дисциплина, выдвигая на счет этого аргументы, что невозможно объективно осуществлять изучение субъективного внутреннего мира личности, который доступен для познания по определению только ей.

Принципы психологии личности

Принципы психологии личности в течение последнего столетия являются центральной темой психологии, развитию которой способствовали многие достижения, изучающие структуру личности, а также ее характеристики.

Была осуществлена разработка эффективных методов по измерению личности, которые используются при решении задач в психодиагностике, помогают оказывать психологическую помощь человеку, используются в психологическом консультировании.

На сегодняшний день по многим направлениям психологическая наука относится к человеку следующими сферами применения:

  1. социальную психологию применяют для изучения поведения человека в обществе;
  2. психологию здоровья применяют для изучения здорового уклада жизни;
  3. организационную психологию применяют для изучения трудового процесса человека.

Благодаря конкретным результатам такой работы, получается обобщенное теоретическое представление психологии человека, решаются практические и прикладные задачи.

Источник: http://www.dlya-sebya.com/biblioteka/principy-psihologii

Предмет, задачи, методы и принципы психологии

Основные принципы психологической науки

Психология — это очень старая наука. В дословном переводе с древнегреческого языка — это «наука о душе». В общем смысле психология изучает законы развития и функционирования, связанные с деятельностью человеческой психики в рамках одного индивидуума или же группы людей.

В практическом и бытовом смысле психология (принципы рассмотрим в статье) используется для помощи тем, кто запутался в своей жизни или в самих себе. Но все не так просто.

В психологии есть очень много ответвлений, принципов, задач и методов, которые мы рассмотрим ниже, но пока что сконцентрируемся на развитии этой науки.

История

Психология возникла еще во времена Античности. Многие ученые и философы того времени стали задумываться о человеческой душе (психике). Из письменных работ до наших дней уцелело немного. Но именно в Античности заложились первые основы для психологии как науки.

Например, Гиппократ сделал классификацию темпераментов, Платон занимался психоаналитикой, вывел некоторые основы в психологии, которые актуальные до сих пор.

Но был еще один важный человек по имени Аристотель в истории психологии, который, можно сказать, положил начало науке, написав трактат «О душе», где подробно касается многих вопросов человеческой психики.

В Средневековье людей интересует человеческое сознание с точки зрения веры и религии. А вот в новое время идет развитие.

В 1590 году термин «психология» впервые употребляется Рудольфом Гоклениусом в обозначении науки о душе. Примерно в это же время Отто Касман впервые употребляет слово в более современном научном понимании.

Также многие ученые нового времени уже считали, что душа и тело имеют «разную природу» (Рене Декарт).

В XIX веке психология твердо заняла свою нишу полноценной науки. Официально годом рождения считается 1789-й, когда Вильгельм Вундт организовал первую психологическую лабораторию. Также большой вклад в развитие науки внесли Эрнст Вебер, Герман Гельмгольц и многие другие ученые.

В двадцатом веке психология вышла на совсем другой уровень. Развитие получила и медицина, и биология. Человечество уже знало о взаимосвязях мозга, о влиянии психики на самого человека, но именно в XX веке стали применять на практике различные терапии и методы.

Было много выдающихся психологов того времени, чьи идеи порой были противоречивы друг другу и подвергались критике, тем не менее благодаря многим гипотезам психология развивалась. Например, Зигмунд Фрейд вывел психоанализ, вывел теорию сознательного и бессознательного.

Также были Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм и другие ученые.

В прошлом столетии психология начала активно разделяться на школы, течения, виды. Например, в начале века изначально в Германии появилась гештальтпсихология (которая актуальна до сих пор по всему миру), а американский психолог Джон Уотсон вывел основные принципы в психологии поведения. Так появился бихевиоризм.

Наука шла параллельно с историей. Во время Первой мировой войны для тестирования солдат использовали психодиагностику. Также выделяются виды: например когнитивная, социальная и культурно-историческая психология (основанная на марксизме). Но это не было пределом. Ученые также начали замечать, как психология переплетается со многими другими науками. Так, например, возникла психолингвистика.

В нынешнем же веке, когда на помощь пришло оборудование и техника, акцент делается на исследовании нейронных сетей с помощью томографии, изучаются не до конца выявленные функции мозга и прочее.

Предмет

Конечно же, человек выступает в роли субъекта деятельности.

Предметом является психика и законы ее развития, функционирования, способность отражать действительность, выступать в роли посредника между индивидуумом и миром, социумом.

Немаловажную роль играют закономерности психических процессов, то, как информация усваивается психикой и в итоге влияет на деятельность и поведение человека в зависимости его индивидуальных особенностей.

Объекты изучения

Как мы уже увидели из истории психологии, наука все время менялась в зависимости от разных факторов. Несмотря на весь прогресс в развитии, объект концентрации внимания психологов, философов, ученых и даже обычных людей каждый период был разным:

  • Самое долгое время, начиная от 2 тысячелетия до н.э. и заканчивая XVII веком н.э., ученые и мыслители уделяли особое внимание познанию души. Именно она была объектом для изучения все это время. Стоит отметить, что душа понималась по-разному: как часть физического тела (в современном мире так назвали бы психику человека) или как нечто идеальное, нематериальное, вечное, эфирное, иногда божественное.
  • С XVII в. по начало XX в. объектом психологии выступало сознание. Религия не так уже влиятельна, как в прошлые столетия, люди стали более материалистичными. Декарт предположил, что сознание определяет бытие, психологию конкретного индивидуума. Также он считал, что все субъективно и должно подвергаться сомнению.
  • Конец XIX — начало XX вв. Как раз с развитием нового ответвления в психологии — бихевиоризма — объектом становится поведение человека. Главной формулой приверженцев такой теории было то, что стимул порождает реакцию.
  • В 50-е годы прошлого века психологи наконец стали акцентироваться на психике.

Задачи психологии

Наука существует неспроста и несет в себе важные, полезные для общества и людей по отдельности цели.

К задачам психологии относят: исследование психических явлений и их психологических механизмов, анализирование того, как происходит формирование таких процессов и развитие и, самое главное, то, как можно применить полученную информацию на практике в жизни (например, как психолог может помочь человеку справиться с трудной ситуацией в жизни).

Методы

Принцип психологии заключается еще и в том, что психологи используют разные способы, чтобы выявить что-то новое, касаемо так и конкретного индивидуума, так и науки в целом:

  • Экспериментальный метод является одним из самых главных. Его еще называют лабораторным, потому что для данном способе людей обычно помещают в искусственно созданные ситуации, чтобы узнать, как они себя поведут, и сделать определенные выводы.
  • Метод научного наблюдения подразумевает под собой объяснение какого-либо процесса в рамках его естественного течения, основанного на теории. Так, например, психологи или ученые наблюдают за человеком и ходом его действий, реакций, за речью.
  • Тестирование обозначает выявление некоторых особенностей с помощью тестирования. Вопросы могут быть разными, цели — тоже.
  • Изучение продуктов деятельности человека. Например, почерк, рисунки и др., что может говорить о своем «творце», какой он по характеру (является ли он творческим, неаккуратным, неразборчивым, старательным, спокойным и т.д.).
  • Психологи также часто используют биографический анализ. Другими словами, диагностируют жизнь человека, его привычки, семью, способы адаптации в обществе. Таким образом, можно предугадать то, какой сложится дальнейшая жизнь, как будут складываться дальнейшие отношения с людьми, в семье, на работе, какие будут кризисы, а также способы преодолеть возможные трудности.

На этом методы на заканчиваются. Существуют еще сравнительно-генетический, психологическое моделирование и прочие, но выше мы рассмотрели 5 наиболее основных способов изучения чего-либо в науке о душе.

Принципы

Ученые выделяют теоретические основные принципы психологии, потому что они нужны как основополагающие утверждения, без которых не была бы возможна сама наука:

  • Детерминированность (определяемость) — это означает признание того факта, что человеческое сознание, способность мыслить и другие психические процессы являются результатом социализации, влияния социума на развитие человека (еще в раннем возрасте).
  • Единение деятельности и сознания. То есть все наши действия — это влияние нашего разума; другими словами, люди делают все дела осознанно.
  • Принцип развития в психологии. Психика всегда меняется, развивается, она не может «застыть» раз и навсегда.
  • Личностный подход. Каждый человек индивидуален, несмотря на то что психика в общем может функционировать по определенным законам. Но в частном подходе просто необходимо учитывать личность и характер индивидуума.

Мы рассмотрели самые основные принципы в общей психологи. Они влияют на все другие ответвления, однако есть более частные случаи со своими основами, которые мы сейчас и рассмотрим.

Отечественная психология

Эта наука является более частным видом от общего. Отечественные ученые тоже вносили вклад в развитие и занимали свою твердую нишу в качестве психологов-теоретиков. Поэтому стоит отметить, что принципы отечественной психологии немного отличаются:

  • Материалистический монизм означает необходимость в первую очередь рассматривать психически-физиологические процессы, чтобы от физиологии переходить к процессам психики.
  • Отражение. Такой принцип заключен в том, что сознание субъективно отображает объективную действительность.
  • Единство теории и практики — для решения практических задач нужно принимать участие и в теоретических исследованиях.
  • Принцип объективности. Хоть некоторые психологи и придерживаются мнения, что внутренний мир человека очень субъективен, а значит, непознаваем, большинство все же считает, что можно объективно судить о мыслях, желаниях, мотивах, переживаниях путем рассмотрения его поступков, деятельности, анализа речи, слов, поведения.
  • Детерменизм, развитие психики, единство сознания и деятельности (как и в общей психологии).

Основные принципы возрастной психологии

Базисы и цели этой отрасти тоже являются более частными. Возрастная психология важна на практике, так как именно с возрастом связано развитие, кризисы, жизненные этапы, психологические травмы, становление личности, изменения, работа с детьми и многое другое.

Помимо вышеперечисленных общих принципов возрастная психология также выделяет учет возрастных личностных изменений и индивидуальных подход к человеку, выявление его особенностей, чтобы спрогнозировать дальнейшие развитие.

Источник: https://FB.ru/article/8006/printsipyi-psihologii-kak-osnova-postroeniya-i-ispolzovaniya-delovyih-igr-v-biznes-obrazovanii

Принципы и структура современной психологии

Основные принципы психологической науки

Принципами психологии являются исходные положения, которые определяют понимание сути и истоков психики людей, особенности её формирования и развития, способы подхода к её изучению и изменению. В принципах аккумулируются основные закономерности и законы, действующие в сфере психического, духовного, которые являются результатом длительных исследований.

К пониманию психического существует множество подходов, что объясняется наличием разнообразных психологических школ и своеобразием философских позиций исследователя.

В разработку принципов большой вклад внесли философские науки, физиология, педагогика, социология, экономика, политология, этика, эстетика и др.

Несмотря на то, что данные науки изучают самостоятельные сферы жизни и деятельности людей они, тем не менее, оказывают влияние на формирование и развитие их психики.

Действующие в этих сферах законы обладают относительной самостоятельностью. Например, А.Н. Леонтьев по поводу взаимодействия законов социальной жизни и биологии говорил о том, что та пища, которая попадает человеку в желудок, обусловлена социальными обстоятельствами, но процесс её переваривания все равно будет происходить по законам физиологии.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, отечественная психология, опираясь на философские и другие научные основы, сформулировала ведущие методологические принципы, которые определяют её позиции в понимании психического.

Основные принципы в психологии

В психологии выделяется две группы принципов:

  • Общие принципы. Независимо от уровня сложности они используются для анализа развития, функционирования и структуры психики, т.е. для анализа этого качества их можно применять у всех его носителей;
  • Частные принципы. Для анализа развития, функционирования и структуры психики они применяются только у части её носителей и в зависимости от того, о какой сфере проявления активности человека идет речь, например, принципы социальной психологии, принципы психологии личности и др.

Рассмотрим основные принципы психологии:

  • Принцип отражения – основан на особенности объективной реальности, на состоянии головного мозга, содержании и состоянии психики и, безусловно, на психическом и физическом здоровье каждого отдельного человека. Принцип раскрывает сущность психического состояния, основные функции и уровни психического развития человека;
  • Принцип детерминизма или причинной обусловленности психических явлений,он раскрывает и поясняет причины возникновения и развития психики, которая является не просто продуктом изучения, а выступает результатом взаимодействия природного, биологического, социального характеров. А это дает возможность изменяться и развиваться;
  • Принцип активности. Раскрывает истоки психики человека, как динамического феномена,позволяет учитывать все обстоятельства, которые отражаются сознательно и целенаправленно в сознании человека. Психика может быть правильно понята, если будет рассматриваться как результат социального взаимодействия человека и природной среды, как результат обучения и воспитания;
  • Принцип развития. Данный принцип объясняет истоки появления психики человекав качестве динамического феномена, т.к. её правильное понимание будет зависеть от результата взаимодействия человека с природной и социальной средой;
  • Принцип единства и взаимосвязи предполагает выделение субъективногои объективного проявления психического, а это позволяет утверждать о наиболее адекватном понимании;
  • Принцип системного и целостного подхода. Система – это совокупность элементов,связанных друг с другом и образующих целостность, единство. Человек находится в этой системе связей, а благодаря их множеству, человек обладает множеством психических свойств, действуя при этом как единое целое;
  • Принцип относительной самостоятельности не противоречит принципу системного и целостного подхода. Он указывает на то, что любое психическое явление будет своеобразным с точки зрения физиологических основ, а также с точки зрения закономерностей формирования, функционирования и развития;
  • Принцип учета личностных, общественных и групповых ценностей. В совокупности личностных и групповых особенностей людей, включая их потребности, интересы, жизненный и профессиональный опыт, способности, психотипические и индивидуально-психологические особенности, возможно изучение психики как науки;
  • Принцип единства. Изучая поведение и выясняя внутренние психологические механизмыобеспечивающих успешность достижения целей, принцип ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей, учитывая при этом конкретные исторические условия их жизни и деятельности.

Психосоциальная работа с клиентом предусматривает раскрытие его потенциальных возможностей, развитие интуиции, творчества, высших состояний сознания, личностных ресурсов. В решении этих вопросов участвует интегративная методология, поэтому говоря о принципах психологии, важно выделить принципы интегративной психологии как современной масштабной тенденции психологических знаний.

Принципы интегративной психологии

  • Генетический принцип. По-другому его называют принципом развития,суть этого принципа заключается в том, что развитие психики человека имеет множество потенциальных направлений, которые определяются в критических точках – точках бифуркации. В них система делает выбор дальнейшего пути своего развития;
  • Принцип обусловленности.

    В психическом пространстве человекасуществует система взаимосвязанных пространственно-временных сознательных и бессознательных структур. Между этими структурами внутри психики существует энергоинформационное взаимодействие, определяющее отношение человека с окружающим миром;

  • Принцип позитивности.

    Это центрирование специалиста и клиента на положительном опыте;

  • Принцип соотнесенности. Принцип рассматривает соответствие характера и интенсивность воздействия психотехнологий уровню зрелости пациента и степени сензитивности его психики;
  • Принцип потенциальности.

    Исходя из русской ментальности это чистая потенциальность бытия, воля, свобода, полноценное дыхание, говоря другими словами, духовная жизнь, не стесненная мирской скорбью;

  • Принцип многомерности истины.

    Все теории, концепции, учения, идеи,житейские суждения о психической реальности будут справедливы только при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Все житейские заявления клиентов это прежде всего попытка структурировать и транслировать собственный внутренний опыт.

Структура современной психологии

Разветвленная система научных дисциплин современной психологии находится на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики. Классифицировать эти многочисленные отрасли психологической науки достаточно сложно.

Одна из имеющихся возможностей классификации содержится в принципе развития психики в деятельности, поэтому психологическая сторона может выступать в качестве основания классификации отраслей психологии. Это: конкретная деятельность, развитие, отношения человека к обществу.

Если взять за основу первое основание классификации, то можно выделить целый ряд отраслей психологии, которые изучают психологические проблемы конкретных видов деятельности человека:

  • Психологические особенности трудовой деятельности и психологические аспекты научной организации труда изучает психология труда. Её главная задача заключается в исследовании профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков. Психология труда выясняет влияние производственной обстановки на человека, конструкции и расположения приборов, станков, средств сигнализации и др. Психология труда включает в свой состав целый ряд самостоятельных разделов психологической науки;
  • Военная психология. Задача специалистов этого раздела психологии заключается в исследовании поведения человека, находящегося в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных. Исследует методы психологической пропаганды и контрпропаганды, а также психологические проблемы управления боевой техникой;
  • Психология спорта исследует психологические особенности личности и деятельности спортсмена, условия и средства психологической подготовки, параметры тренированности и его мобилизационной готовности, психологические факторы организации и проведения соревнований;
  • Психология торговли. Этот раздел психологии исследует психологические условия воздействия рекламы, особенности спроса – индивидуальные и возрастные, психологические факторы обслуживания клиентов, вопросы моды и др.
  • Эвристика. Своеобразный раздел психологии научного творчества. Задачами этого раздела являются исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности и разработка методов управления эвристическими процессами.

Достаточно слабо пока изучена область, значение которой не вызывает сомнения – это психология художественного творчества, связанная с литературой и искусством.

Если принять психологические аспекты развития за основу классификации ветвей психологии, то тоже выступит целый ряд её отраслей, в проблематике которых реализуется принцип развития: педагогическая психология, возрастная психология, психология аномального развития, сравнительная психология. Данные отрасли психологии были рассмотрены в предыдущей статье.

При классификации ветвей психологии с точки зрения психологических аспектов отношений личности и общества можно назвать еще целый ряд психологических наук, которые объединяются понятием социальная психология.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/principy_i_struktura_sovremennoy_psihologii/

ovdmitjb

Add comment