Irvuz

Основные понятия о государстве

Кратко о государстве: понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

Основные понятия о государстве

Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Таблица признаков государства

  • Теории возникновения
  • Организационная структура
  • Признаки любого государства
  • Функции государства
Основные Дополнительные
Наличие территориальных границ Символы и атрибуты власти (герб, гимн, флаг)
Суверенитет Государственный язык
Присутствие публичной власти Единая денежная единица
Система налоговых сборов Транспортная система
Законотворчество Единое экономическое пространство
Право на легитимное насилие
Армия
Народонаселение

: правотворчество, его признаки и принципы.

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

: что такое бюрократия простыми словами.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

  • законодательные органы власти;
  • система судебных учреждений;
  • органы исполнительно-распорядительного характера;
  • армия;
  • органы контроля общественного порядка и государственной безопасности.

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

: что такое абсолютная монархия, примеры стран.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

: каковы основные отличия реформ от революций?

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает.

Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают.

Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов.

Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти.

Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений, нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания.

Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях.

Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

  • внешнеэкономическое сотрудничество с другими государствами;
  • оборона и охрана территориальных границ;
  • научно-техническое и культурное взаимодействие с другими странами;
  • решение глобальных экологических проблем;
  • отстаивание государственных интересов на международной арене.

Внутренние функции:

  • формирование бюджета, контроль за его исполнением;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • разработка мер социальной поддержки общества;
  • обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
  • формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/kratko-o-ponyatii-priznakah-i-funktsiyah.html

Введение

Основные понятия о государстве

Огромная роль в государственном,хозяйственном и культурном строительстве,в прогрессивном развитии обществапринадлежит праву. Право выступает вкачестве единственного официальногокритерия правомерности и неправомерности,законности и противозаконности поведения,т. е. признанной государством мерысоциальной свободы общества.

Формирование правовогогосударства, совершенствованиехозяйственного механизма, другиесоциальные процессы, происходящие внашем обществе, требуют особого вниманияк вопросам правового обучения и воспитаниябудущих специалистов. Они должны знатьи неукоснительно соблюдать требованиязаконодательных актов РеспубликиБеларусь, применять их в своей практическойдеятельности.

Выпускникивысших учебных заведений РеспубликиБеларусь должны, прежде всего, знатьправа и свободы человека и гражданина,чтобы осознанно и грамотно добиватьсяих реализации в различных сферахжизнедеятельности, должны иметьпредставление о путях развития обществаи государства.

Цель пособия – помочь в подготовкекомпетентных специалистов, которые всостоянии находить нужные нормативныеакты, разбираться в них, составлятьправовые документы, относящиеся к ихбудущей профессиональной деятельности,при нарушении прав и законных интересовуметь защищать себя, других лиц, интересыобщества и государства.

Пособиесостоит из следующих разделов: основыправа, гражданское, трудовоеадминистративное, уголовное право. Внем не ставится задача полного освещениявсех вопросов по каждой из перечисленныхотраслей права.

Авторы дают основыправовых знаний в отношении той илииной отрасли.

Используя дополнительнуюлитературу и имеющиеся нормативныеправовые акты при изучении той или инойтемы, студент сможет получить дополнительнуюправовую информацию, выработать своюпозицию относительно правовогорегулированиясоответствующих общественных отношений.

1.1 Возникновение государства. Функции государства: понятие, виды

Возникновениеи развитие государства не зависит отволи и сознания людей, а представляетсобой закономерные общественныепроцессы.

Государство– это политико-территориальная,суверенная организация управленияобществом, состоящая из обособленногоаппарата, обеспечивающего посредствомправовых предписаний первоначальноинтересы господствующих классов, либопри сглаживании классовых противоречийосуществляющего на правовой основеболее широкие общесоциальные функции.

Вопросо происхождении государства являетсяспорным. Отсюда и различные теориивозникновениягосударства:

теологическая(государство –продукт божественной воли, в силу чегогосударственная власть вечна и незыблемаи зависит главным образом от религиозныхорганизаций и деятелей. Отсюда каждыйобязан подчиняться государю во всем,смириться с социально-экономическим иправовым неравенством, так как отказподчиниться государственной властиможет расцениваться как непослушаниеВсевышнему);

договорная(государствовозникает как продукт сознательноготворчества, как результат договора, вкоторый вступают люди, находившиеся доэтого в «естественном» первобытномсостоянии, где часть своей свободы ивласти люди передают государству. Витоге у правительства и обществавозникает комплекс взаимных прав иобязанностей);

патриархальная(люди – существаколлективные, стремящиеся к взаимномуобщению, созданию семьи.

Последующийрост семей и объединение под их крыломвсе большего числа людей приводит вконечном счете к образованию государства.

Отсюда власть государя – продолжениевласти отца (патриарха) в семье, котораявыступает как неограниченная. Как всемье, так и в государстве монарх невыбирается подданными);

психологическая(факторыпсихики человека);

органическая(государство –это организм, постоянные отношениямежду частями которого аналогичнывзаимосвязям частей живого существа.То есть государство – продукт социальнойэволюции, которая выступает лишьразновидностью эволюции биологической);

материалистическая(первостепенноезначение для развития экономики, азначит и для появления государственности,имело три крупных разделения труда: отземледелия отделилось скотоводство иремесло, обособился класс людей, занятыхтолько обменом. Это дало толчок роступроизводительности, как следствие –возник избыточный продукт, что привелок возникновению частной собственностии расколу общества на классы. Государствослужит инструментом реализации волиимущих);

теориянасилия(причина происхождения государства –в военно-политических факторах –насилии, порабощении одних племендругими. Для управления завоеванныминародами и территориями нужен аппаратпринуждения, которым и стало государство.Следовательно, государство – не итогвнутреннего развития общества, анавязанная ему извне сила) и т. д.

Государствохарактеризуется следующими признаками,позволяющими отличить его от социальнойвласти родового строя:

а)наличие публичной власти, выделеннойиз общества и не совпадающей с населениемстраны (аппарат управления и принуждения– чиновники, армия, полиция и т. д.);

б) система налогов, податей, займов(необходимые для проведения определеннойполитики и содержания государственногоаппарата, людей, не производящихматериальных ценностей);

в) территориальное деление граждан(государство объединяет своей властьюи защитой всех людей, населяющих еготерриторию, независимо от национальности);

г) право (государство не может существоватьбез права, так как оно юридическиоформляет государственную власть,определяет юридические рамки и формыосуществления функций государства);

д) монополия на легальное применениесилы, физического принуждения (возможностьлишить граждан высших ценностей – жизнии свободы);

е) суверенитет – присущее государствуверховенство на своей территории инезависимость в международных отношениях.

Функции государства– это основныенаправления деятельности государствапо осуществлению важнейших задач,стоящих перед ним на определенныхисторических этапах развития общества.

Функции государства принято классифицироватьна внутренние и внешние, постоянные ивременные.

Внутренние функции:

1) экономическая – выражается в выработкеи координации государством основныхнаправлений развития экономики страныв наиболее оптимальном режиме. Речьидет о вмешательстве государства вхозяйственные отношения при помощитаких рычагов, как налогообложение,кредитование, финансовое стимулированиеи др.;

2) социально-культурная – обеспечениесоциальной защищенности каждого членаобщества вне зависимости от егоспособности непосредственно участвоватьв производстве материальных и духовныхблаг, а также всестороннее обеспечениенациональной культуры (науки, литературы,образования, средств массовой информации);

3) идеологическая – заключается вдеятельности государства по научнойразработке, разъяснению и поддержкеопределенной гуманистической идеологии(патриотической, политической,нравственной, религиозной, культурной),обеспечивающей соответствующуюнаправленность образования, воспитания,деятельности государственных средствмассовой информации;

4) функция охраны конституционногостроя, прав и свобод граждан, обеспечениязаконности и правопорядка. мявляется реализация принципов правовогогосударства (верховенства закона,равенства всех перед законом, разделениявластей, соблюдения прав и свободчеловека, необратимости наказания заправонарушения и др.);

5) экологическая – установление иобеспечение рационального режимаприродопользования, гарантированиенормальной для человека среды обитания,своевременная и максимальная защитаот экологических катастроф;

Внешние функции:

1) взаимовыгодное сотрудничество сдругими государствами. этойфункции в установлении и развитииэкономических, политических, культурныхи иных отношений, сочетающих интересыгосударства с интересами других стран(например, иностранные инвестиции,интеграция в международные сообщества,обмен опытом в различных сферахдеятельности);

2) обеспечение обороноспособности страны(поддержание достаточного уровня военнойзащиты общества, гарантирующегонациональную безопасность, государственныйсуверенитет и территориальнуюцелостность);

3) участие в обеспечении мира и коллективнойбезопасности стран мирового сообщества– предполагает всесторонний учетинтересов и национальных особенностейнародов и межгосударственных объединений.

Кроме того функцииподразделяются по продолжительностидействия:

на постоянные– осуществляютсяна всех этапах развития государства;

временные– носят чрезвычайный,ограниченный во времени характер, решаяопределенные задачи в конкретныйисторический период.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5443411/page:2/

Глава 3. Типы и формы государства

Основные понятия о государстве

Введение

Глава 1. Проблема происхождения государства.

§1.1 Предпосылки возникновения государства

§1.2 Многообразие теорий происхождения государства

Глава 2. Понятие о государстве

§2.1 Государственная власть

§ 2.2 Характерные признаки государства

§ 3.1 Подходы к типологии государств

§3.2 Понятие формы государства и ее основные элементы

Заключение

Библиография

Введение

Государство – продукт общественного развития. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями.

Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой.

Государственно-организованное общество приобрело новые уникальные возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.

Государство – исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. Изменяется также взгляд на причины возникновения государства.

В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свои ответы на эти вопросы, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Нет единого ответа на вопрос о происхождении государства и в настоящее время. Разные ученые выдвигают различные теории.

Проблема возникновения государства остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства.

Однако современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет в определенной мере систематизировать различные взгляды о происхождении государства, выделить основные признаки, отличающие его от других организаций и социальных учреждений классового общества, а так же классифицировать исторические типы и формы государства.

Все вышесказанное свидетельствует о важности и актуальности выбранной темы курсовой работы и необходимости ее детального изучения.

Изучением поставленных вопросов, касающихся государства интересовались и интересуются многие видные ученые, такие как В.М. Корельский, В.Д. Перевалов, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов и А.В. Малько, М.Н. Марченко и многие другие. Работы данных авторов составили теоретическую основу моего исследования.

Цель курсовой работы состоит в исследовании вопросов, включающих основные понятия о государстве.

Непосредственными задачами работы является изучение предпосылок возникновения государства, рассмотрение основных теорий происхождения государства, а так же изучение основных признаков государства, отличающих его от других организаций и социальных учреждений классового общества, понятие исторического типа и формы.

Цель курсовой работы и ее задачи решались путем использования следующих методов: изучение и обобщение литературных источников, касающихся избранной темы, сравнительно-правовой метод, метод системно – структурного анализа, исторический метод.

Курсовая работа состоит из трех глав, введения и заключения. Первая глава посвящена проблеме происхождения государства, вторая глава – понятию государства в широком и узком смысле, третья глава – историческим типам и формам государства

Глава 1. Проблема происхождения государства

§1. Предпосылки возникновения государства

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом к производящей экономике, послужившей толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли (купцов). Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия, такие как товарообмен, возникновение частной собственности, социальное расслоение первобытного общества, образование классов, зарождение государства и права.

И все же причины зарождения государства коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.

В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру.

Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели – половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, еще недавно не существовавшего.

Поэтому есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.[1]

Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л.

Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины.

Здесь появились зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родовая организация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания).

Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность.

Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращается в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом.

Экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е.

само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится, прежде всего, к Германии и России).

Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю.

Этот период они называют профеодализмом, а государство – профеодальным.

§1.2 Многообразие теорий происхождения государства

Переход от догосударственного состояния к государству происходил в условиях разложения первобытнообщинного строя и вносил существенные изменения во всю систему социальной жизни людей. Существует множество различных теорий (прошлых и современных), по-разному толкующих значение и характер этих изменений, причины и условия возникновения государства.

Многочисленное разнообразие этих теорий определено как сложностью данной проблемы и отсутствием сведений о той далекой эпохе зарождения государства, так и немаловажным различием изначальных убеждений авторов соответствующих теорий, различием их мировоззрения, принципов и социально-политических взглядов, разным пониманием самой сущности государства.

В то же время каждая эпоха, начиная с древнейших времен и до наших дней, накладывала свой след на эти многочисленные теории, по-своему понимала и толковала вопросы происхождения и роли государства.

Таким образом, соответствующие доктрины древности и средневековья в целом находились под значительным влиянием мифологических и религиозных взглядов, тогда как концепции нового, а в особенности, новейшего времени – при всех различиях между ними – носят преимущественно светский, рационалистический характер.

Наряду с этим также и в светских концепциях (прошлых и современных) в той или иной степени присутствует влияние целого ряда положений предшествующих мифических и религиозных воззрений о происхождении и назначении государства.

Источник: https://mirznanii.com/a/29260/osnovnye-ponyatiya-o-gosudarstve

ovdmitjb

Add comment