Irvuz

Основные понятия гештальт-терапии

Содержание

Гештальт-терапия: изучаем понятия

Основные понятия гештальт-терапии

Гештальт-терапия зародилась в середине прошлого века. Основателем этого направления в психотерапии стал Фридрих Перлз. Гештальт-терапия объединила в себе элементы разных подходов, таких как классический психоанализ, психодрама, телесно-ориентированная психотерапия и другие. Изначально Перлз практиковал психоаналитический подход, но впоследствии он во многом расширил свою теорию.

Гештальт (от нем. gestalt) переводится как фигура, образ, форма. Если не вдаваться в подробности теории, можно сказать, что гештальтом называют целостный образ какого-либо события, явления или ситуации.

Иногда гештальт-терапию позиционируют как способ развития личности, но в действительности ее задачи – терапевтические, а не развивающие.

К гештальт-терапевту клиенты обращаются за решением проблемы, а не с целью личностного роста.

Контакт и граница

Контакт и граница являются базовыми понятиями в гештальт-терапии. Контакт – это взаимодействие потребностей человека с возможностями окружающей среды. Только контактируя с миром, человек может удовлетворить свои потребности: в еде и питье, в защищенности, в тепле и уюте, в общении и т.д. Без помощи других людей человек не сможет удовлетворить большинство своих потребностей.

Граница – это место, где человек встречается с окружающим миром. Обычно мы ее воспринимаем как границу между тем, что внутри нас, и тем, что снаружи. Конечно больше всего мы ценим то, что внутри. Зачастую эти границы размыты. Например, вода – это элемент внешней среды, но когда мы ее пьем, она становится частью нас.

С границами связаны два феномена: отчуждение и идентификация. С идентификацией связано деление всего на «свое» и «чужое». Если, к примеру, кто-то делает больно одному из членов семьи, идентификация вызывает обиду и у нас.

Партнерство, любовь, дружба и прочие близкие отношения находятся в пределах внутренних границ. При нарушении границ меняется взаимодействие с окружающей средой.

В зависимости от уровня (телесный, эмоциональный, интеллектуальный), где это произошло, появляются проблемы.

Что такое гештальт?

Утренние сборы на работу, разговор в магазине, отношения с матерью и отцом, первая любовь, выходные на даче – это все гештальты. Вся наша жизнь состоит из больших и маленьких гештальтов. Когда у человека возникает потребность, требующая немедленного удовлетворения, он обращается к внешнему миру.

Гештальт имеет начало и конец: он возникает вне зависимости от нашей воли в момент появления потребности и заканчивается, когда потребность удовлетворяется. Однако, человеческие потребности порой не имеют границ, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Поэтому далеко не каждое желание исполняется.

В целом структуру гештальта можно представить так:

  1. Появление потребности или желания (человек захотел пить).
  2. Поиск возможности удовлетворить потребность (ищет воду).
  3. Удовлетворение потребности (пьет).
  4. Выход из контакта (ставит пустой стакан на стол).

Пройдя этот цикл, гештальт завершается. Процесс появления и завершения гештальта может занимать минуты, часы, годы или даже всю жизнь. В некоторых случаях гештальт не может завершиться. Ему могут помешать внутренние или внешние процессы. Остановленный цикл называют незавершенным гештальтом.

Завершенные гештальты уходят из сознания, а незавершенные остаются с нами, пока потребность не будет удовлетворена или не потеряет свою актуальность. Незавершенный гештальт давит на сознание и может негативно влиять на другие события в жизни.

Все наши страхи, стрессы, внешние и внутренние конфликты, кризисы можно представить в виде мешка, заполненного незавершенными гештальтами.

Если мешок не забит чем-то тяжелым, его не трудно нести на себе. Но когда он становится огромным и неподъемным, передвигаться с ним становится почти невозможно.

Чем больше незаконченных гештальтов накопил человек, тем сильнее ему нужна психологическая помощь.

Защитные механизмы в гештальт-терапии

Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе защитных механизмов психики, которые берегут нас от перегрузки:

  1. Проекция – это стремление перекладывать на окружающих свою ответственность. Проекция возникает, когда человек не может принять свои потребности и чувства. Ему проще приписать их внешнему окружению. Нормальная проекция способствует установлению контактов и помогает человеку понимать других. Патологическая проекция возникает в неуместных ситуациях и часто подменяет собой реальность.
  2. Ретрофлексия – стремление обеспечить себе то, что хотелось бы получить от других или сделать с другими. Когда ретрофлексия доходит до патологии, у человека возникают психосоматические заболевания, неосознанное желание причинить себе боль. Крайней формой ретрофлексии является суицид.
  3. Интроекция – проникновение во внутренний мир человека мотивов, убеждений, оценок и установок других людей. При этом человек не пытается критические оценивать эти убеждения или ставить их под сомнения. Для детей интроекция является важным инструментом определения себя как члена общества. С помощью интроекции ребенок адаптируется к окружающему миру и осознает его законы и правила. Патологической интроекция становится тогда, когда интроекты (чужие убеждения, установки и мысли) становятся частью личности и принимаются человеком без каких-либо попыток проверить их на совместимость со своим собственным жизненным опытом.
  4. Конфлуэнция (слияние) – отсутствие границ контакта. Человек перестает осознавать себя, как отдельное от другого. Конфлуэнция происходит между матерью и младенцем, между двумя влюбленными. Это является нормой. Патологической конфлуэнция становится, когда человек не может нормально контактировать с другими людьми из-за постоянного желания всех контролировать.

По мнению гештальт-терапевтов, основной причиной возникновения неврозов является незавершенный гештальт. В процессе терапии клиент исправляет механизмы контакта, заново переживает прерванный гештальт и находит возможность его завершить, а соответственно избавиться от причин невроза.

Непережитое горе

Когда в жизни человека случается горе, ему нужно его пережить: оплакать потерю, подумать и отпустить. Некоторые люди не могут вынести сильных страданий и стремятся уклониться от отрицательных эмоций и чувств. В результате, процесс переживания горя может затянуться на долгие годы.

В таких случаях депрессивное состояние становится хроническим, могут появиться психосоматические болезни. Отношения с окружающими имеют напряженный характер, либо человек и вовсе выбирает отшельничество.

Чем дольше затягивается процесс переживания горя, тем длительнее может быть психотерапия.

Перемены в жизни

Порой человеку становится трудно справляться с переменами. Появляются бесконечные сомнения в правильности выбора, сомнения в себе и своих силах. Смогу ли я? По силам ли мне это? Появляется потребность, чтобы какой-нибудь опытный человек дал мудрый совет. Конечно, гештальт-терапевт не станет давать советов, как жить. Его задача – научить клиента слышать себя и понимать свои потребности.

Родители и дети

В отношениях между родителями и детьми всегда были и будут всяческие трудности. Каждый из нас пожинает плоды воспитания родителей или замещающих их людей. Семейные установки и убеждения передаются из поколения в поколение. «В нашем роду все женщины страдают». «Мы никогда не были богатыми».

«И я, и твоя бабка, и прабабка – все терпели измены мужей». И дети покорно принимают эту эстафету. Количество семейных проблем не ограничено.

Кто-то приходит к терапевту, потому что никак не может отделиться от родительской семьи, кто-то имеет целую кучу обид на родителей, а кто-то страдает из-за своей схожести с матерью или отцом.

Появляются свои дети, а вместе с ними новые проблемы. Иногда родителям бывает сложно разобраться со своими чувствами к детям.

Так как позитивные чувства в адрес детей социально одобряемы, с ними все понятно.

А что делать, если ребенок вызывает негативные чувства? Клиенты приходят к гештальт-терапевту, чтобы наладить отношения с детьми, начать их понимать, уважать их мнение, давать им свободу и т.д.

Семейные проблемы

Приходит на консультацию семья, приводят ребенка. Жалуются, что он стал неуправляемым: плохо учится, никого не слушает, грубит взрослым, гуляет допоздна. Просят сделать с ним что-то. В таких случаях лучше проводить семейные встречи.

А потом оказывается, что отношения между родителями разрушаются. Скандалы, крики, взаимные обвинения. Брак на грани развала. Вот ребенок и протестует, хочет своим поведением сплотить родителей.

И тут семья должна сделать выбор: изменить всю свою систему отношений или оставить все как есть и принять тот факт, что не ребенок является причиной всех проблем.

Понять себя

Приходит взрослый человек на терапию и рассказывает, что всю жизнь за него все решали другие. Куда пойти учиться, где жить, с кем дружить и встречаться. Теперь он взрослый, может жить так, как хочет.

Но внутри осталось какое-то ощущение подчиненности, будто бы он все время должен кому-то что-то доказывать.

Такие люди приходят с запросом, как начать жить своей жизнью, и учатся понимать себя, свои желания и потребности.

Конфликты

Постоянные конфликты: дома, на работе и даже на улице с совершенно незнакомыми людьми.

Что происходит? Я весь добрый и пушистый, почему они все против меня? Мужчина постоянно конфликтует с начальником, он просто не может сдержаться, когда тот начинает говорить с ним в таком же тоне, как его собственный отец.

Женщина часто ссорится с сыном. Чем старше он становится, тем больше напоминает своего папашу, который бросил ее еще во время беременности.

Незавершенные ситуации, непережитые до конца обиды, заблокированные эмоции – все это накапливается и находит выход в совершенно неподходящих ситуациях. Цель терапии в таких случаях помочь клиенту осознать, что вызывает у него такие реакции, что является изначальной причиной всех проблем. А потом клиенту нужно завершить свои гештальты, чтобы начать жить настоящим.

Источник: http://life.alvinfixer.ru/zhizn/osnovnye-ponyatiya-geshtalt-terapii/

Гештальтпсихология: основные понятия и идеи

Основные понятия гештальт-терапии

В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии.

Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в одном из своих научных исследований В. Вундт даёт испытуемому книгу, и просит его оценить то, что он видит.

Сначала испытуемый говорит, что видит книгу, но затем, когда экспериментатор просит его присмотреться внимательнее, он начинает замечать ее форму, цвет, материал, из которой сделана книга.

Представления же гештальтистов отличаются, они полагают, что нельзя описывать мир с точки зрения деления его на элементы. В 1912 году выходит в свет работа М.

Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения», в которой он с помощью эксперимента со стробоскопом показывает, что движение нельзя свести к сумме двух точек [1]. Следует отметить, что этот же год является годом рождения гештальтпсихологии.

В дальнейшем работа М. Вертгеймера приобрела большую популярность в мире и вскоре в Берлине появилась школа гештальтпсихологии, в которую вошли такие популярные научные деятели, как сам Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин и другие исследователи.

Основная задача, которая стояла перед новым научным направлением – это перенести законы физики на психические явления.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность [2].

Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих.

Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М.

Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие [3].

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия. Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым.

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира.

Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К.

Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

Более детально изучая цветовое восприятие, К. Коффка обосновал тот факт, что люди различают не цвета, как таковые, а их отношения между собой. Рассматривая процесс развития цветового восприятия во времени, К.

Коффка замечает, что изначально ребенок способен отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон.

Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне.

Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название – «трансдукция».

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура – фоном.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В.

Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию.

Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами.

Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку.

Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями [4].

Динамическая теория личности Левина

С точки зрения Курта Левина основной гештальт – это поле, функционирующее как единое пространство, а отдельные элементы к нему подтягиваются. Личность существует в заряженном психологическом поле элементов.

Валентность каждого предмета, который находится в этом поле, может быть, как положительной, так и отрицательной. Многообразие предметов, окружающих человека, способствует возникновению у него потребностей. Существование таких потребностей может проявляться наличием чувства напряжения.

Таким образом, для достижения гармоничного состояния человеку необходимо удовлетворить свои потребности.

На основании основных идей и положений гештальтпсихологии в середине XX века Фредериком Перлзом была создана гештальт-терапия.

Гештальт-терапия по Перлзу

Основная идея данной терапии заключается в следующем: человек и всё, что его окружает – есть единое целое.

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Всякое событие, происходящее с человеком – это некий гештальт, каждый из которых имеет начало и конец.

Важным моментом является то, что любой гештальт должен завершиться.

Однако завершение возможно только в том случае, когда будет удовлетворена та потребность человека, в результате которой возник тот или иной гештальт.

Таким образом, вся гештальт-терапия основывается на необходимости завершения незаконченного дела. Однако существуют различные факторы, которые могут помешать идеальному завершению гештальта.

Незавершенность гештальта может проявляться в течение всей жизни человека и препятствовать его гармоничному существованию.

Для того чтобы помочь человеку избавиться от лишнего напряжения, гештальт-терапия предлагает различные техники и упражнения.

С помощью этих техник гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем, а также помогают завершать незаконченные гештальты.

Примером данных техник являются упражнения, которые направлены на осмысление себя и окружающих. Гештальт-терапевты называют данные техники играми, в которых пациент ведет внутренний диалог с собой, либо выстраивает диалог с частями собственной личности.

Наиболее популярной является техника «пустого стула». Для данной техники используются два стула, которые необходимо расположить напротив друг друга.

На одном из которых размещается вымышленный собеседник, а на другом – пациент, главный участник игры.

Основная идея техники заключается в том, что пациент получает возможность проигрывать внутренний диалог, отождествляя себя со своими субличностями.

Таким образом, для гештальтпсихологии неотъемлемым является тот факт, человек является целостной личностью.

Постоянное развитие данного научного направления по сей день позволяет разрабатывать новые методы работы с разными пациентами.

Гештальт-терапия в настоящее время помогает личности делать свою жизнь всё более осмысленной, осознанной и наполненной, а значит, позволяет достигать более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Список литературы:

  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зин­ченко. — М.: Прогресс, 1987.
  2. Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
  3. Шульц Д.П., Шульц С.Э.

    История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во “Евразия”, 2002.

  4. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М., 1930.
  5. http://psyera.ru/volfgang-keler-bio.

    htm

Анастасия Каткова
Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: https://PsychoSearch.ru/napravleniya/geshtaltpsikhologiya/282-geshtaltpsikhologiya-osnovnye-ponyatiya-i-idei

Гештальт-терапия – теория, цель, техники

Основные понятия гештальт-терапии

Гештальт-терапия возникла в середине XX века, в качестве метода психологической консультации. Основоположниками её стали Пол Гудман, а так же супругов Фредерика и Лауры Перлз. Самым главным для успешного применения терапии, а так же её краеугольным камнем является сознательное осознание всех происходящих событий и взятие на себя ответственности за все совершенные действия.

Для Гештальт-терапии характерно работать с теми проблемами, которые актуальны для пациента «здесь и сейчас». Она так же формируется исходя из гештальт психологии и опыта постигающего сознания.
Основные положения Гештальт-терапии

Теория

Изначально терапия была исключительно практической и должна была постигаться, не исходя из теоретических положений, а больше в прикладной области. Тем не менее, со временем, вследствие исследований, накопился большой объем информации, требующий обработки и систематизации для последующего анализа. Этим занялся Пол Гудман.

Большая часть терминологической базы терапии вышли из-под его пера. Так же его авторству принадлежит кривая цикла-контакта.Основные положения Гештальт-терапии основываются, прежде всего, на умении человека заниматься саморегуляцией своей психики, а так же адаптироваться к различным жизненным переменам.

Для гештальт-терапии так же характерно представлять сопротивление лечению как привычное взаимодействие субъекта с окружающей средой, однако, в другой ситуации. Иными словами, индивидуум проецирует свою реакцию на терапию на другую ситуацию, где подобный ответ был бы актуальным.

Чаще всего такое «сопротивление» либо не является уместным, либо, что не менее важно, является единственной доступным способом взаимодействия для пациента.

Сопротивление пациента терапии взаимосвязано с поиском неосознанных потребностей, которые он демонстрирует в процессе общения с психотерапевтом.

Терапия главным образом настраивает контакт между личностью и его окружением. Для неё важно вывести пациента на этап осознания своих истинных потребностей. Самым важным для этого является осознание приобретаемого опыта без попытки оценить их или предавать им определённый эмоциональный оттенок.

Гештальт-терапия взирает на человека как целостного организма со своими методами работы с окружающей действительностью, в частности, эмоциями и мышлением.

Так же для терапии характерно воспринимать целостно индивидуума и его окружение, исходя из понимания того, что человек не может отделиться от своего окружения, и вынужден проводить свою адаптацию к ней для своего выживания и самосохранения.

Личность человека, согласно гештальт-психологии, расположена в некотором подобии поля, в котором собрано воедино все суждения человека о себе, его воспоминания, пережитые моменты, надежды и мечты, страхи, отношения и тому подобное.

Концепция поля распространяется на понимание того что поведение человека стоит воспринимать только во взаимосвязи со всеми особенностями личности человека, с его личным опытом и влиянием прежнего окружения. Более того, само слово Гештальт (gestalt) переводится с немецкого как «целостный образ».

Поле целиком взаимосвязано внутри человека. Часто влияние на одну его часть провоцирует видоизменение его целиком. Все поступки и суждения индивидуума во многом зависят от взаимодействия всех этих кусков единого полотна.

Более того, исходя из понятий гештальт-психологии можно сделать вывод, что какие-то части этого поля всегда будут меняться. А это означает, что человек никогда не остается полностью таким, как прежде, а всегда подвластен тем или иным метаморфозам.

На первом плане в рамках терапии идёт самосознание и понимание происходящих вокруг вещей. Причем сразу на всех уровнях понимания: физическом, чувственном и интеллектуальном.

Всё что происходит с индивидуумом в данный момент времени и в данном месте – это опыт, всецело затрагивающий человеческое существо целиком и одновременно с этим состоит из предыдущего опыта, фантазировании, неразрешенных вопросов, а так же мечтаний и намерений.

перейти наверх

Цель гештальд-терапии

Основной целью терапии является не столько в том, чтобы помочь индивидууму решить отдельную, конкретно взятую, проблему, сколько в изменении стиля жизни, который и является, чаще всего, источником тех или иных психологических проблем.

Таким образом, гештальт-терапия прежде всего пытается повысить осознание человека таким образом, чтобы он мог решать свои проблемы самостоятельно, а значит она стоит на том, чтобы пациент фокусировался на моменте «здесь и сейчас» и полноценно его осознавал.

перейти наверх

Терапия Перлза

У человека существуют две области. Внутренняя, которая содержит понимание процессов и явлений, происходящих в человеческом организме. И внешняя, которая представляет собой всю совокупность наружного воздействия на индивидуума в виде воспринимающих сигналов.Терапия Перлза выявила третью зону, т.н.

среднюю область, которая включает в себя фантазии, убеждения и прочие умственные процессы. Неврозы, например, являются следствием чрезмерного акцента на этой области во вред двум другим. Всё дело в том, что склонность к подобному выделению идёт вразрез с природными ритмами человека.

При этом, именно вследствие развития данной области происходит получение того или иного частного и культурного опыта, а так же укрепление своих убеждений и мыслеформ.

Находясь в срединной зоне, человек погружает себя в пространство «прошлого-будущего», опираясь на воспоминания и планы, а так же на надежду и отчаяние.

В этом состоянии человек «отпускает» внешние и внутренние области и не может акцентироваться на конкретных проблемах, происходящих «здесь и сейчас».

Помимо этого, человек опирается на оценку и совокупность оценок. Самой распространённым является оценивание по шкале «хорошо-плохо».

Восприятие мира и сама личность человека формируются исходя из этих противоположностей. Так человек постоянно воспринимает «полярные» эмоции, как например, любовь-ненависть.

Здесь стоит осознать, что подобные противоположности непротиворечивы, а лишь формируют различия.

Перлз считал, что человеку, если он хочет быть здоровой и зрелой личностью, необходимо проработать все свои неврологические уровни. Это нужно для того, чтобы человек целиком взял на себя ответственность за свою жизнь, свои поступки и за самого себя.

перейти наверх

Терапевтические техники

Для правильного взаимодействия человека и его окружения необходимо соблюдать «контактную границу». Если её нарушить, то начинаются проблемы, связанные с ухудшениями психологического, неврологического и даже личностного характера.

Более того, данные проблемы могут продолжаться, даже если индивидуум завершил контакт с «объектом», но сделал это неправильным образом.

Чтобы освободить себя от психологических проблем человек должен восстановить эту границу, сконцентрировать свои эмоции и мысли и, таким образом, освободить себя от проблем психологического характера.Терапевтические техники гештальт-психологии имеют два основных направления:1. Принципы.

Они реализуются на первых этапах терапии и включают в себя понимание «здесь и сейчас», «я и ты» и тому подобное.2. Игры. В сущности, они представляют собой некоторое задание, которое даёт психотерапевт пациенту. Это позволяет реализовать естественное противоборство с глубоким содержанием.

Стоит детальнее рассмотреть принципы гештальт-терапии:1. «Здесь и сейчас». Представляет собой функциональную концепцию того, что непосредственно происходит в данный конкретный момент времени.2. «Я-ты». Проявляет естественную взаимосвязь между людьми.

3. Принцип субъективизации. Он заключается в том, чтобы заменять суждения субъективные на суждения объективные.

Источник: http://PsyTheater.com/geshtalt-terapiya.html

Гештальт терапия – что это такое, основные термины и принципы, техники и упражнения

Основные понятия гештальт-терапии

Одна из методик в психотерапии, для которой человек выступает как единое целое с окружающим его миром является гештальт терапией. Она используется специалистами давно, и почти всем опытным психотерапевтам известно, гештальт терапия – что это такое. Базируется она на том, что невозможно добиться покоя и гармонии, не отпустив прошлые проблемы.

Гештальт терапия – что это такое?

Интересное направление в психологии уверенно завоевывает популярность во всем мире. Слово «gestalt» имеет немецкие корни, и переводится как «фигура» или «образ».

Основатель гештальт терапии – Фредерик Перлз, врач из Германии, лечивший психические расстройства.

отличительная особенность этого направления – комплексный подход к проблеме пациента, принимающий во внимание его психическое, духовное и социальное состояние.

Основные термины гештальт терапии

Любая незавершенная ситуация, по мнению Фредерика Перлза – гештальт, от которого необходимо избавиться как можно быстрее. «Закрытый гештальт» – центральное понятие в терапии.

События из прошлого, которые не дают покоя, предстают в памяти, мешая жить настоящим – это то, что не дает быть счастливым. Закрыть их, значит отпустить, понять, что все, что уже случилось, осталось позади, и нужно идти вперед.

Опытный психолог способен помочь разобраться с грузом, лежащим на сердце. Основными терминами гештальт терапии можно назвать:

  1. Фигура – понятие, которое обозначает основной интерес человека.
  2. Фон – определенная ситуация, помогающая проявить фигуру.
  3. Потребность – состояние, в котором происходит взаимодействие человека с окружающей средой.
  4. Осознание – способность понять проблему.

Гештальт терапия – цели

Некоторые называют гештальт терапию «человечным психоанализом», потому что ее основные принципы базируются на гуманном отношении к каждому пациенту.

Любая проблема, которая давит на человека, каждый его гештальт не должен восприниматься негативно, его необходимо понять и принять, чтобы научиться с ним справляться.

Методы и техники гештальт терапии призваны развить гармонию во внутреннем мире каждого индивидуума, они учат доверять эмоциям, но при этом не теряться в реальности.

Принципы гештальт терапии

Фредерик Перлз считал, что человек должен воспринимать себя частью природы, песчинкой в большом мире таких же живых организмов.

Каждому существу, живущему на планете, в том числе и людям, необходимы самые простые вещи для того, чтобы чувствовать себя счастливым: еда, вода и крыша над головой.

Научиться радоваться мелочам – главная задача психологии, гештальт терапия повторяет ее в своих принципах:

  1. Человечеством управляют эмоции.
  2. Чтобы добиться успеха в любом деле, нужно следовать самостоятельным, а не навязанным кем-то целям.
  3. Гармония всех систем человеческого организма – залог его физического и психического здоровья.
  4. Тратить силы и энергию необходимо только для того, чтобы удовлетворять свои нужды.

Цикл контакта в гештальт терапии

Вторым названием гештальт терапии является терапия контакта. Человек во время всей своей жизни находится в постоянном контакте: с собой, с окружающими людьми, с природой. Взаимодействие подразумевает появление определенных эмоций, например, сочувствия, заинтересованности, желания. Схема цикла контакта в гештальт терапии состоит из четырех ступеней:

  1. Состояние перед контактом – преконтакт. Его основные признаки – желание и заинтересованность.
  2. Установление контакта – человек начинает предпринимать определенные действия для того, чтобы удовлетворить возникшее желание.
  3. Контакт – процесс, когда происходит непосредственное эмоциональное соединение.
  4. Состояние после контакта – постконтакт. Желание удовлетворено, человек успокаивается и начинает обдумывать произошедшее.

Механизмы прерывания контакта в гештальт терапии

Неосуществленный, прерванный контакт становится тем самым незакрытым гештальтом, из-за которого человек чувствует неудовлетворенность и беспокойство. Для того чтобы прекратить это воздействие, используются методы прерывания контакта.

  1. Конфлюэнция в гештальт терапии – это слияние, говоря другими словами. Примером данного поведения можно считать пожилую мать неженатого сына. Чтобы разорвать такой контакт, необходимо понять, что ничего страшного при разъединении слияния не произойдет.
  2. Интроекция – состояние, когда человек выдает чужие нормы поведения за свои. Жена утверждает, что она должна уметь хорошо готовить, глава семьи – что он должен много зарабатывать. Если это «должен» не соответствует реальности, возникает гештальт. Помощью человеку станет обучение жить не чужими установками, а быть собой.
  3. Проекция – это состояние, при котором собственные переживания приписываются другим людям, человек возлагает свою вину на других. Например, верная супруга упрекает мужа в измене, потому что сама желает найти любовника. Она будет мучиться от ревности и жить в своих страхах. Это настоящий эготизм в гештальт терапии. Для работы с ним нужно разобрать те качества, которые человек присваивает другим, постараться принять их в себе.
  4. Ретрофлексия в гештальт терапии – это результат воздействия на человека не пережитых эмоций, которые он сумел сдержать, задавить в себе. Эти эмоции бумерангом возвращаются обратно. Победить ретрофлексию можно, но проще ее предупреждать, избегая неприятных ситуаций.

Техники гештальт терапии

Избавление от неприятных ощущений должно происходить регулярно. Человек не убирает в квартире раз в год, ведь чтобы в помещении было приятно и безопасно находиться, порядок в нем нужно поддерживать постоянно, так и с внутренним миром. Существуют техники гештальт терапии на каждый день, которыми нужно пользоваться постоянно.

  1. Понимание того, что создает внутри чувство тревоги и неудобства. Поможет список незаконченных дел, которые давят на человека.
  2. Закрытие гештальта – постепенно необходимо закончить все дела из списка, продумать каждую ситуацию.
  3. Уборка – нужно попробовать выбросить весь мусор из головы и, возможно, из окружающего пространства. Очищение территории и внутреннего мира приведет в порядок и мысли, и чувства.

Использование творчества в психотерапии считается одним из способов подобраться к истинной причине проблемы, скрытой глубоко в подсознании. Самым действующим методом гештальт терапии является анализ рисунка. Необходимо попробовать нарисовать свою проблему, изобразить страх, горе, окружающих людей, самого себя – все, что беспокоит. Для разбора рисунка необходимо обратить внимание на детали:

  • общая композиция;
  • цвет;
  • объекты;
  • техника.

Гештальт терапия – упражнения

Психологи используют разнообразные упражнения в своей практике. Подбирая каждую технику индивидуально, в связи с проблемами пациента, шаг за шагом гештальт терапия помогает человеку осознать свое прошлое и не бояться будущего. Основные упражнения стоит рассмотреть более подробно.

  1. «Красный стул». Суть этого упражнения состоит в том, что человек, сидящий на «красном» стуле, отвечая на вопросы, которые задают другие люди или психолог, должен почувствовать тепло, исходящее от стула, словно он нагрелся, а вместе с теплом – уверенность в себе и в своих силах.
  2. «Наоборот». Данное упражнение учит находить решение для конкретной ситуации. Участникам называют слово или определение, которое может вызвать отрицательные эмоции. Задача – подобрать понятие, которое меняет заданное слово на позитивное.
  3. «Правда в глаза». Участники говорят друг другу в лицо то, что думают, начиная фразы следующим образом: «Коля, мне нравится когда ты…», «Света, я удивлен тому, что ты..», и так далее.

Гештальт-терапия – обучение

Это направление в наше время очень востребовано. Молодые специалисты, изучающие эту методику, задаются вопросом – гештальт терапия, что это такое, и где этому научиться.

Чтобы стать дипломированным специалистом и помогать людям, можно закончить специальные курсы гештальт терапии. Их организуют известные психологи с большим опытом работы.

Во время обучения будущие терапевты получают навыки:

  1. Обучаясь на себе, разбирая свое внутреннее Я, они могут видеть скрытые мотивы поступков.
  2. Учатся разбираться в поступках других людей, раскрывая суть происходящего.
  3. Получают практику для решения задач, связанных с любыми жизненными ситуациями.
  4. Учатся всем известным приемам и техникам, разработанными специально для гештальт терапии.

Гештальт терапия – книги

Многие специалисты, посвятившие жизнь изучению этого направления в психологии поделились своим опытом и издали книги, помогающие разобраться в тонкостях данного метода. В них они попытались рассказать, что такое гештальт терапия простым языком.

  1. «Практикум по гештальт-терапии», Перлз Ф. Книга основателя теории терапии, отвечающая на вопрос, гештальт терапия – что это такое.
  2. «Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт», Харин С. Книга рассказывает о приемах самоанализа для закрытия гештальтов в повседневной жизни.
  3. «Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века», Аралова М.П. Книга современного психолога, объясняющая, гештальт терапия сегодня – что же это такое и рассказывающая об основных методах, применяемых в современном обществе.

Новичкам интересно, какие виды ставок на спорт предлагают букмекерские конторы и как не запутаться в этом разнообразии? Хочется знать, на что ставить легче, выгоднее и как это все работает? Только так, можно удачно вкладывать средства.

Прагматизм – это философия, образ мышления, проповедующий важность извлечения выгоды, преследования своих интересов. Люди, обладающие этим качеством, имеют характеристики, помогающие им достигать поставленные цели.

Икигай – что это такое и где используется, основные принципы и секреты

Икигай – это смысл жизни по-японски, который имеет свои принципы, правила и секреты. Он помогает прожить долгую и счастливую жизнь в гармонии с собой и с окружающим миром. Есть специальные упражнения для проведения изменений.

Биохакинг – что это такое, основные принципы и возможный вред

Понятие биохакинг ворвалось в нашу жизнь недавно, но у этого направления уже появились рьяные последователи. Каждому, кто решил попробовать на себе чудодейственный метод, необходимо разобраться, действительно ли полезна перезагрузка организма?

Источник: http://kak-bog.ru/geshtalt-terapiya-chto-eto-takoe-osnovnye-terminy-i-principy-tehniki-i-uprazhneniya

ovdmitjb

Add comment